Научная статья на тему 'Методология разработки инновационных проектов'

Методология разработки инновационных проектов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4739
560
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / ИННОВАЦИОННЫЕ ИДЕИ / ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА / ФАЗЫ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА / INNOVATIVE PROJECT / INNOVATIVE FIELD / LIFE CYCLE PHASES / INNOVATIVE IDEAS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисоглебская Л. Н., Нехорошков В. Ю.

В статье приведена методология разработки инновационных проектов, на основе систематизации методических подходов, алгоритмов для коммерциализации инновационных идей, определена их роль в формировании и развитии инновационной среды. В работе предлагается модель развития инновационных проектов и рассмотрены фазы их жизненного цикла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of innovative projects development

The article describes the methodology of innovative projects development, on the basis of arranging methodical approaches, algorithms for commercialization of innovative ideas, their role in formation and development of the innovative field is defined. The model of innovative projects development is offered and phases of their life cycle are considered in this publication.

Текст научной работы на тему «Методология разработки инновационных проектов»

ИННОВАЦИИ № 1 (159), 2012

Методология разработки

инновационных проектов

Л. Н. Борисоглебская,

д. э. н., профессор, проректор по научной работе, Санкт-Петербургский торговоэкономический институт

e-mail: [email protected]

В. Ю. Нехорошков,

аспирант, Санкт-Петербургский торгово экономический институт

e-mail: [email protected]

В статье приведена методология разработки инновационных проектов, на основе систематизации методических подходов, алгоритмов для коммерциализации инновационных идей, определена их роль в формировании и развитии инновационной среды. В работе предлагается модель развития инновационных проектов и рассмотрены фазы их жизненного цикла

Ключевые слова: инновационный проект, инновационная среда, фазы жизненного цикла, инновационные идеи.

Концепция социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. предполагает переход к этапу инновационной социальноориентированной экономике, особенность которого состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи, связанные с достижением уровня развитых стран мира по критериям благосостояния и эффективности и обеспечением опережающего прорывного сценария развития российской экономики.

Мировой опыт показывает, что осуществление диверсификации продукции и преодоление технологического отставания производства возможно только при наличии в стране развитой среды «генерации знаний», основанной на мощном секторе фундаментальных исследований в сочетании с эффективной системой образования, и национальной инновационной системой.

В этих условиях Россия может и должна сыграть значимую роль в осуществлении и продвижении соответствующих разработок и основанных на них инновационных проектов для мировых рынков [1].

В соответствии с Концепцией-2020 выделяют две группы инновационных проектов: первая группа, ориентированная на опережающее развитие научнотехнического потенциала для обеспечения конкурентоспособности России для технологического прорыва в 2014-2020 гг., которая включает: индустрия наноси-

стем и наноматериалов; живые системы; энергетика; информационно-коммуникационные технологии; технологии в сфере защиты окружающей среды.

Вторая группа инновационных проектов, обеспечивающая технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики и направленная на развитие отдельных прорывных технологий, включающая топливно-энергетический комплекс; военные технологии и освоение космоса; транспортное машиностроение, судо-, авиа- и двигателестроение; медицина.

Инновационные проекты реализуются в виде крупных межотраслевых проектов по созданию, освоению и распространению технологий, способствующих кардинальным изменениям в технологическом базисе экономики, а также по развитию фундаментальных исследований, научно-техническому обеспечению социальных программ, международного сотрудничества.

Инновационные проекты представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники, играют важную роль в государственной научно-технической политике и имеют существенное значение для развития многих областей науки и техники.

Рис. 1. Основные составляющие инновационной среды

Одна из ключевых проблем современной России состоит в том, что национальной экономике в целом не хватает инновационных качеств и механизмов, чтобы быстрыми темпами решить задачу перехода к инновационной экономике. В стране пока еще отсутствует та инновационная среда, благоприятствующая рождению и коммерциализации инновационных идей.

Решение этих проблем, на наш взгляд, лежит в двух взаимосвязанных плоскостях, обусловленных, во-первых, необходимостью создания внешних условий, благоприятствующих инновационному развитию, к которым относится совокупность институтов и организаций в структуре национальных инновационных систем, формирующихся в настоящее время во всех развитых странах мира. Во-вторых, наличием у хозяйствующих субъектов необходимой внутренней среды — инновационного потенциала, способного генерировать идеи и осуществлять процесс их коммерциализации по всему инновационному циклу.

Такое сочетание внутренней среды и внешних условий, определяется как инновационная среда и является основополагающим условием осуществления эффективной инновационной деятельности (рис. 1).

По мнению авторов, представляют интерес исследования формирования инновационной среды через поддержку генерации идей, содействие коммерциализации результатов инновационной деятельности, направленные на активизацию усилий по созданию перспективных коммерческих технологий, новых продуктов (услуг), на привлечение дополнительных ресурсов для проведения исследований и разработок на основе участия вех заинтересованных сторон (бизнеса, науки, государства, гражданского общества), совершенствование нормативно-правовой базы в области научно-технологического и инновационного развития.

Для формировании и развития инновационной среды важным элементом является разработка и внедрение инновационных проектов. В связи с чем, актуальным является разработка методологии инновационных проектов.

Прежде всего, необходимо сформулировать концепцию разработки инновационного проекта, в которой выделить основные этапы: формирование инновационной идеи, идентификация проблемы, цели проекта, этапы и виды деятельности, рассматриваемые в проекте, хронограмма проекта, результаты проекта, бенефициарий проекта, эффект от проекта, связь проекта с другими инициативами, бюджет проекта, источники финансирования проекта, ответственный за проект, резюме и оценка проекта.

Одним из этапов создания и реализации инновационного проекта является формировании инновационной идеи (замысла). Использование разнообразных методов и приемов поиска инновационных идей наряду с постоянным анализом портфельных матриц и стратегическим планированием продуктивной политики позволяет инновационному проекту формировать большое число альтернативных инновационных предложений к тематическому плану, конкурирующих между собой по имеющимся ресурсам инновационного проекта и ожидаемым результатам.

Выделяют два методы поиска инновационных идей: пассивный поиск и активный поиск (рис. 2).

В работе предлагается модель развития инновационного проекта (рис. 3), в основу которой положена коммерциализация технологий и их трансфер в производство. При этом основополагающими данной модели являются фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Модель развития инновационного проекта содержит четыре базовых уровня: внедрение на рынок, расширение (развитие), зрелость, спад, что формирует диверсификацию, модернизацию инновационного проекта.

Осуществление инновационной деятельности инновационных проектов направлено на достижение эффективных экономических результатов и базируются на следующих принципах:

Методы поиска инновационных идей

Пассивный поиск Активный поиск

-Анализ патентов

- Маркетинговые исследования

- Предложения по лицензиям

Предложения потребителей ~ или заказчиков

— Предложения разработчиков

Предложения

рационализаторов

- Предложения изобретателей

Эмпирические методы: опросы специалистов, опросы потребителей, материалы выставок и ярмарок, оценки публикаций

Системнологические

методы:

морфологический

анализ,

функциональностоимостный анализ, «древо решения проблем»

Интуитивные методы: «мозговая атака», методы синектики, метод Дельф и

Рис. 2. Методы поиска инновационных идей

ИННОВАЦИИ № 1 (159), 2012

ИННОВАЦИИ № 1 (159), 2012

Рис. 3. Модель развития инновационных проектов

• научная обоснованность планирования с учетом законов и тенденций научно-технического и экономического развития, объективных условиях и специфических чертах конкретного инновационного проекта;

• доминирования стратегических аспектов в планировании следует из долгосрочного характера результатов, длительного цикла осуществления инноваций и их жизненной значимости для обеспечения конкурентоспособности инновационного проекта;

• комплексность планирования инноваций — основывается на системных подходах всех разрабатываемых в инновационном проекте планов;

• гибкости и эластичности планирования инноваций означает требование динамичной реакции планов на отклонения в ходе работ или изменения внутренних и внешних факторов;

• непрерывность планирования инноваций, включает два аспекта: преемственность и взаимосвязь планов различной продолжительности; требование постоянного осуществления плановых расчетов в соответствии с изменяющимися условиями и возникновением отклонений.

Любой проект от возникновения идеи до полного своего завершения проходит через определенные ряд последовательных ступеней своего развития. Полная совокупность ступеней развития образует жизненный цикл проектов, который принято делить на фазы, в свою очередь, фазы — на стадии, стадии — на этапы.

Жизненный цикл проектов определяет фазы, которые связывают начало проекта с его завершением. Например, когда организация обнаруживает благоприятную возможность, которую хотела бы использовать,

она часто авторизует анализ осуществимости, чтобы решить, следует ли браться за выполнение проекта. Определение жизненного цикла проекта может помочь менеджеру проекта решить, следует ли считать анализ осуществимости первой фазой проекта или выделить его в отдельный проект. Когда результат этого предварительного анализа не очевиден, лучше выделять его в отдельный проект.

Жизненный цикл проектов — это комбинация процессов и подпроцессов, необходимых для создания (реализации) объекта или решения (рис. 4).

Переход из одной фазы в другую в пределах жизненного цикла проекта обычно подразумевает форму технической передачи или сдачи результатов, и указывает на переход от фазы к фазе. Результаты поставки одной фазы обычно проверяются на предмет завершенности и точности и проходят процедуру одобрения, прежде чем начнутся работы следующей фазы. Иногда фаза может начаться до одобрения результатов поставки предшествующей фазы в тех случаях, когда сопутствующий этому риск рассматривается как приемлемый. Такая практика наложения фаз, обычно выполняемых последовательно, является примером применения метода сжатия расписания, который называется «быстрый проход».

Не существует одного наилучшего способа определить идеальный жизненный цикл проекта. У некоторых организаций есть принятые принципы, согласно которым для всех проектов предполагается одинаковый жизненный цикл, в то время как другие организации позволяют команде управления проектом выбирать жизненный цикл, наиболее подходящий для своего проекта. Общеотраслевые принципы часто обуславливают использование предпочтительного жизненного цикла в этой отрасли.

Фазы жизненного цикла инновационных проектов

Возникновение

- Формирование инновационной идеи.

- Патентная литературная оценка идеи.

- Оценки инвестиционных потребностей и финансовых возможностей.

- Маркетинговые исследования

и подготовка.

- Определение цели деятельности и разработки предпринимательской концепции

Развитие

- Проведение и исследование разработок.

- Патентование нововведения, защита авторских прав.

- Маркетинговые исследования

и подготовка рынков.

- Технологическая подготовка производства продукта.

- Организационноправовая подготовка производства.

- Начальное производство инновационного продукта.

- Начало коммерциализации проекта

Рост

- Наращивание производственной мощности.

- Увеличение объемов продаж.

- Освоение новых рынков.

- Формирование устойчивой сети поставщиков.

- Совершенствование технологии, организации производства

и менеджмента.

- Увеличение численности работающих и повышение специализации рабочих мест

Зрелость

- Стабилизация поставщиков.

- Модернизация

и индивидуализация

инновационного

продукта.

- Поиск новых рынков.

- Проведение исследований и разработок.

- Поиск новых сфер приложения инновационной идеи.

- Модернизация предпринимательской концепции

Затухание — реформирование

- Модернизация производственной базы.

- Сокращение производственной инфраструктуры.

- Сокращение численности работающих.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Ликвидация запасов.

- Продажа собственных ноу-хау, лицензии, патента.

- Приобретение чужих производств, лицензий, патентов

Рис. 4. Фазы жизненного цикла инновационных проектов

Жизненный цикл проекта определяет:

• проведение технических работ в каждой фазе;

• получение результатов поставки в определенный момент каждой фазы и прохождение проверки и подтверждение каждого результата поставки

• участие в прохождении каждой фазы;

• контроль и подтверждение каждой фазы. Описания жизненных циклов проектов могут быть

как обобщенными, так и подробными, которые могут включать формы, диаграммы и контрольные списки в целях структурирования и управления.

Современная методология исследования инновационных процессов основывается на двух гипотезах: гипотезе «технологического толчка» (от науки — к рынку) и гипотезе «давления рыночного спроса» (от потребностей рынка — к науке). Основные положения гипотезы «технологического толчка» состоят в следующем: развитие научной мысли относительно независимо от практики (рынка) и выражается в объективно предопределенной смене научных парадигм; обратная связь между экономической средой (потребностями рынка) и научно-техническим развитием не существенно.

Ретроспективный анализ развития науки позволяет констатировать, что в мире произошли четыре научные революции, а в техническом базисе промышленно развитых стран последовательно сменились пять технологических укладов. В начале XXI века с приходом Шестого уклада экономики, где нано-, био-и космостехнологии внедряются в различные сферы жизнедеятельности человечества, наше государство должно быть конкурентоспособно. Таким оно станет тогда, когда в экономике этого государства будут предприятия, способные конкурировать с глобальными инновационными предприятиями, корпорациями. Каждую научную революцию характеризует и ярко

выраженная тенденция увеличения числа открытий по сравнению с предыдущей и, таким образом, развитие науки носит объективный, независимый от рынка, характер.

В рамках данной гипотезы инновационный процесс рассматривается как последовательное превращение идеи в коммерческий продукт через этапы фундаментальных, прикладных исследований, опытноконструкторских и технологических разработок, маркетинга, производства и, наконец, сбыта. Такая строгая последовательность этапов реализации научной идеи описывается линейной моделью инновационного процесса (рис. 5).

Согласно модели разработанная фундаментальная идея воплощается в прикладных исследованиях, которые служат основой для инноваций и последующей коммерциализации. Данная модель устанавливает прямую линейную связь: чем больше фундаментальных исследований, тем больше прикладных, тем больше инноваций и тем больше «внедряется» передовых технологий.

Следует отметить, что инновация должна быть защищена правами на интеллектуальную собственность, объектами которой могут выступать результаты инновационной деятельности:

• промышленная собственность (изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания) — защита обеспечивается путем получения охранной грамоты, выданной государственным органом;

• конфиденциальная документированная информация (ноу-хау, промышленные и коммерческие секреты) — защита от недобросовестной конкуренции обеспечивается путем сопоставительного анализа последствий, вызванных определенным действием государственным органом;

ИННОВАЦИИ № 1 (159), 2012

ИННОВАЦИИ № 1 (159), 2012

Идея Научно- Опытно- Подготовка Произ-

исследователь- конструктор- произ- водство

ские работы ские работы водства

Знания Инновацион- Технология Инновация Коммерче-

ный рост ский продукт

Рис. 5. Линейная модель инновационного процесса

• авторское право (научные произведения, программы для ЭВМ) — авторские права возникают в силу факта создания произведения. Защита осуществляется в соответствии с законом об авторском праве.

Разработанный инновационный проект должен включать в себя бизнес-план, основными критериями которого является проработка научной идеи и ее близость к возможности коммерческой реализации, при этом важны следующие основные разделы; возможности организации (резюме); определение инновационного проекта; характеристика товаров (услуг); рынки сбыта товаров (услуг); конкуренция на рынках сбыта; план маркетинга; план производства; организационный план; юридическое обеспечение проекта; экономический риск и страхование; стратегия финансирования; финансовый план; приложение.

Разработка бизнес-планов для инновационных проектов (развития научно-технических комплексов, внедрения конкретных инновационных решений) должна опираться на общие методические принципы и учитывать специфику инновационных проектов, их высокий экономический, интеллектуальный и социальный потенциалы.

Работа по постановке цели, задач, определению рабочих заданий на разных этапах включает в себя использование принципа пирамиды, поиск слабых мест отдельных этапов проекта с помощью критериев SMART, выявление скрытых проблем, которые своим неожиданным возникновением могут помешать продвижению к цели.

С помощью пирамиды или иерархии целей происходит превращение цели-желания в цель-реальность, с учетом того, что цели разбиваются по уровням и конкретизируется этапы работы над проектом.

Проверка цели на соответствие данным критериям позволяет спрогнозировать часть проблем, которые возникают по ходу работы над проектом, предупредить и подготовить «запасные выходы» на случай нежелательного течения событий. В результате использования SMART анализа из расплывчатой картины получается четкая и понятная цель. на которой можно сфокусироваться. Цель должна быть: конкретной, измеримой, достижимой, уместной, сопоставимой по времени [2].

Выделяют следующие основные виды или этапы работ с указанием их стоимости по обоснованию:

• объема затрат бюджетных средств,

• объемов затрат на покупные материалы и комплектующие изделия,

• оценки стоимости работ сторонних организаций (соисполнителей).

Основные виды или этапы работ:

• 1 этап — приводится оценка трудоемкости работ по этапам и/или видам работ и формируется фонд зарплаты исходя из средней зарплаты в отрасли.

• 2 этап — рассчитываются накладные расходы исходя из действующих нормативов, либо путем сложения составляющих (аренда или содержание помещений, затраты на коммунальные услуги и т. д.).

• 3 этап — оценка стоимости работ сторонних организаций (в случае, если выполнение работ невозможно без привлечения соисполнителей).

• 4 этап — определение стоимости закупаемого специального оборудования (если планируется).

• 5 этап — приводится оценка стоимости командировочных расходов и прочих видов расходов Далее определяются основные положения руководства и управления организацией, прежде всего, потому, что потенциальный инвестор должен получить полную информацию: о руководстве проекта; о методах управления в коллективах; о кадровой политики организации.

Для системы управления задачами (проектами) используют диаграмму Ганта, для иллюстрации плана, графика работ или структуры задач проекта и систему ГО^ которая позволяет устанавливать несколько видов связей между задачами одного проекта: первый тип — отношение «предшественник-последователь».

Результаты проекта должны включать: наименование результата; краткое описание технического решения; преимущества перед известными аналогами; область практического применения; техникоэкономический эффект.

Бенефициарии проекта необходим для описания того, кто непосредственно и косвенно извлечет выгоду из проекта и как деятельность в рамках проекта затронет их [2].

Описание потенциальных потребителей научнотехнического результата включает:

• описание возможных сегментов рынка, на которые ориентируется проект, прогноз его емкости на пятилетие; характеристика возможных конкурентов и способов борьбы с ними;

• состав и описание возможных потребителей научного результата (название организации, контактное лицо), на которых ориентируется проект, способы использования этого результата; перечень и оценка возможных изготовителей конечной продукции;

• если в результате выполнения проекта предполагается проведение опытно-конструкторских работ или опытно-технологических работ;

• описание необходимого для проведения коммерциализации производственного и кадрового потенциала;

• информацию о возможности привлечения материально-сырьевых и финансовых ресурсов, кадров необходимой квалификации, производственных мощностей и инфраструктуры, необходимых для организации производства;

• информацию о предполагаемой системе продвижения продукта на рынки.

Для описания эффекта от проекта обосновывается достаточная масштабность влияния результатов реализации (коммерциализации) проекта на структуру и эффективность отечественного промышленного производства по окончании проекта — ежегодно в разы превышающая бюджетные вложения в проект.

Основные направления и цели деятельности будущего проекта выделяются в контексте сложившегося на определенный момент состояния дел в отрасли и иллюстрирует глубокое понимание соответствия состояний предприятия или фирмы и той отрасли, в которой будет происходить функционирование.

В заключение следует отметить, что для потенциальных инвесторов и для внутреннего пользования важен бюджет проекта (финансовый план проекта), плановые и отчетные формы содержат:

• оперативные планы (отчеты) за каждый период и по каждому товару и рынку;

• планы (отчеты) о доходах и расходах по производству товаров/услуг, которые показывают, получает ли предприятие (фирма) прибыль или терпит убытки от продажи каждого из товаров;

• план (отчет) о движении денежных средств показывает поступление и расходование денег в процессе производственной деятельности предприятия (фирмы);

• балансовый отчет, подводящий итог деятельности. Стратегия финансирования проекта заключается в

применении в определенной последовательности схем финансирования исходя из индивидуальных особенностей проекта и влияющих на него факторов. Выделяют следующие основные виды стратегии финансирования в зависимости от источников финансирования: финансирование из внутренних источников; финансирование из привлеченных средств; финансирование из заемных средств; смешанное (комплексное, комбинированное) финансирование [5].

Источниками финансирования проекта, также могут быть: якорные компании, инновационные компании, инвестиционные компании.

Следует выделить все организации, которые будут выполнять работы по контракту (в том числе иностранных партнеров) и организации-инвесторов, которые не будут выполнять работы, однако будут осуществлять внебюджетное финансирование. При описании организаций, необходимо указать полное и сокращенное наименование организации. которые приводятся в точном соответствии с учредительными документами).

Для кредиторов и инвесторов необходимо в данном разделе представить краткое содержание проекта, которое должно показать его важные особенности и преимущества.

Резюме составляется уже в последнюю очередь на основании ключевых фраз разделов плана и содержит следующую информацию:

• цель и задачи проекта;

• описание организации, ее специализация;

• сведения о квалификации управленческого персонала;

• преимущества продукции (технологии) организации на рынке;

• текущее финансовое состояние организации, ресурсы;

• возможности роста доходов, долгосрочная и краткосрочная стратегии организации;

• описание на рынке и в отрасли применительно к исследуемому сектору;

• источники финансирования, потребности в инвестировании, порядок погашения кредитов;

• риски организации, их уровень;

• экономическое обоснование и эффективность проекта.

Данный раздел должен содержать:

• оценку вариантов организации промышленного производства разрабатываемых товаров (услуг);

• оценку экономических, производственных и других условий и фактов, необходимых для обеспечения социально-экономических эффектов от выпуска и коммерциализации в экономически целесообразных объемах разрабатываемых товаров (услуг);

• результаты маркетинговых исследований (оценка рынков, конкуренции на целевых рынках).

Таким образом, инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники. При этом инновационный проект эффективный для одного предприятия, может оказаться неэффективным для другого в силу объективных и субъективных причин, таких, как территориальная расположенность предприятия, уровень компетенции персонала по основным направлениям инновационного проекта, состояние основных фондов и тому подобному. Все эти факторы оказывают влияние на результативность инновационного проекта, поэтому их необходимо учитывать на стадии отбора проектов.

Наряду с техническими критериями выбора инновации инвесторы предъявляют экономические. Немаловажным фактором, который инвесторы учитывают при принятии решений о финансировании инновации, является период, в течение которого будут возмещены расходы, для этого рассчитываются сроки окупаемости, чистая текущая прибыль и коэффициент рентабельности инвестиций.

Для управления инновационными проектами руководителям следует придерживаться ряда необходимых принципов, включая принцип выбора приоритетных направлений, нацеливание проекта на достижение конечных результатов, придерживаться системности и иерархичности организации инновационных процессов.

* * *

Статья выполнена в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. по теме: «Создание единой системы стратегического управления технопарками и бизнес-инкубаторами в высокотехнологичных отраслях российской экономики», Государственный контракт №16.740.11.0411 от 03 декабря 2010 г.

ИННОВАЦИИ № 1 (159), 2012

Список использованных источников

1. П. Ф. Друкер. Бизнес и инновации. М.: Издательский дом «Вильямс», 2007.

2. С. Г. Емельянов, Л. Н. Борисоглебская, Н. С. Фролов. Методология разработки инновационных проектов: монография. М.: Quito-Ecuador 2009.

3. В. В. Буров, В. В. Галь. Бизнес-план инновационного проекта. Методика составления: Методическое пособие. М.: «ЦИПКК АП, 2007.

4. С. В. Валдайцев. Оценка бизнеса и инновации. М.: Информационно-издательский дом «Филин», 2007.

5. http://projects.innovbusiness.ru/content/document_r_ ECB1DF8A-E637-4D2B-9441-C0CCE30825FA.html.

Methodology of innovative projects development L. N. Borisoglebskaya, Doctor of Science, professor,

Pro-rector for Research of Federal state budgetary

educational institution of the higher education «St.-Petersburg trade and economic institute».

V. Y. Nekhoroshkov, Ph.D. candidate of Federal state budgetary educational institution of the higher education «St.-Petersburg trade and economic institute».

The article describes the methodology of innovative projects development, on the basis of arranging methodical approaches, algorithms for commercialization of innovative ideas, their role in formation and development of the innovative field is defined. The model of innovative projects development is offered and phases of their life cycle are considered in this publication.

Keywords: innovative project, innovative field, life cycle phases, innovative ideas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.