ТЕХНПЧЕСКПЕ ИНУКИ
МЕТОДОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СХЕМЫ РЕГЛАМЕНТА СОЦИОТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ НА ОСНОВЕ
ТЕОРИИ ГРАФОВ
О. М. Лепешкин, В. В. Науменко
METHODOLOGY OF ELABORATING FUNCTIONAL SYSTEM OF SOCIAL-TECHNICAL SYSTEM REGULARITY BASING ON GRAPH THEORY
Lepeshkin O. M., Naumenko V. V.
The article presents a new approach and method of decomposing the municipal function execution regularities in order to estimate their readability, the distribution of resources among the municipality tasks, the revelation of contradictions in the regularity itself and under its execution.
В статье представлен новый подход и метод декомпозиции регламентов исполнения муниципальной функции с целью оценки их вы1полнимости, распределение ресурсов между задачами муниципалитета, выявление противоречий как в самом регламенте, так и при его исполнении.
Нлючевыэ1е слова: регламент, муниципальная функция, безопасность системыi, задача, декомпозировать на задачи.
УДК 681.3
В настоящее время при оценке управленческих решений особое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких вариантов. Это особенно актуально для систем государственного управления, таких как муниципалитет. Его работа определяется нормативными документами и законами РФ, которые в свою очередь реализуются в виде регламентов, указывающих порядок действия, набор руководящих документов, использующиеся ресурсы и результаты, которые должны быть достигнуты. Поэтому основной задачей обеспечения устойчивого функционирования является поддержка функциональной безопасности системы при ее функционировании на основе анализа выполнимости регламентов системы. В статье авторы предлагают метод построения функциональной схемы регламентов, на основании которой наиболее удобно проводить оценку выполнимости каждого регламента.
Применение данного метода позволит решить проблемы, возникающие при выполнении регламента, такие как: распределение ресурсов между задачами муниципалитета, выявление противоречий как в самом регламенте, так и при его исполнении, оценка эффективности деятельности муниципалитета в целом.
Рассмотрим в обобщенном виде структуру административного регламента. Описательная структура административных
Лепешкин О. М., Науменко В. В.
Методология разработки функциональной схемы регламента...
регламентов описывает: правовые основания для начала действия, должностное лицо, ответственное за выполнение действия, максимальный срок выполнения действия, права и обязанности должностного лица, в том числе перечень решений, порядок и формы контроля за совершением действий должностного лица, способ фиксации результата выполнения действий, результат действия и порядок передачи результата, порядок обжалования действия и решений.
Итак, регламентом называется последовательность действий при выполнении какой-либо функции органа государственного управления. Регламенты бывают двух видов:
- регламент оказания муниципальной услуги, который определяет сроки и последовательность действий и (или) принятия решений органа местного самоуправления муниципального образования, влекущих возникновение, изменение, прекращение правоотношений, возникновение (передачу) документированной информации в связи с непосредственным обращением гражданина или организации в целях реализации их прав, законных интересов либо исполнения возложенных на них обязанностей в соответствии с федеральным законодательством, являющийся составной частью административного регламента органа местного самоуправления муниципального образования;
- регламент исполнения муниципальной функции, определяющий сроки и последовательность действий и (или) принятия решений органа местного самоуправления муниципального образования, влекущих возникновение, изменение или прекращение правоотношений или возникновение (передачу) документированной информации, не связанных с непосредственным обращением гражданина или организации.
В обобщенном виде регламент оказания муниципальной услуги представлен на рисунке 1.
Из приведенной структуры видно, что выполнение регламента может инициировать выполнение функций и задач, выполнение которых основывается на других регламентах. Кроме того, лица, задействованные в выполнении одного регламента, могут одновременно выполнять другие регламенты. Все это затрудняет анализ выполнимости данного регламента.
Предлагаемый авторами подход основывается на построении обобщенной схемы работы муниципалитета и рассмотрении отдельного регламента как части этой системы. Таким образом, возможна оценка каждого действия, возникающего при выполнении регламента.
Для описания этого подхода будем использовать следующие определения:
Задача - проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь при заданных условиях, требованиях и ресурсах (О). Результат выполнения задачи характеризуется набором измеряемых величин.
Функция - обособленная совокупность действий (или подфункций), необходимых для вы-
Рисунок 1.Операции и шаги процесса выполнения полнения гоставда^ьк задач (С).
административного регламента
Рисунок 2. Структурная схема выполнения функций системы
Рисунок 3. Блок-схема регламента «О судебной защите прав потребителей»
Регламент - последовательность действий (подфункций) при выполнении главной функции. Регламент будем обозначать (Я).
Показатель выполнимости регламента - совокупный показатель, характеризующий вероятность выполнения регламента, надежность и качество выполнения (Р) .
В соответствии с [1] работа муниципалитета направлена на реализацию 32 закрепленных функций. К ним относится такие функции, как:
- формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль исполнения данного бюджета;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
- владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения и т. д.
Данные функции назовем корневыми. К ним также необходимо добавить функцию по выполнению муниципальных услуг, выполнение которой предусмотрено нормативно-правовыми актами отдельных муниципальных образований.
Корневые функции делятся на подфункции, которые в свою очередь дробятся на задачи, направленные на достижение каждой подцели вышестоящей функции. Каждая задача связана с соответствующей ролью. На рисунке 2 представлена структурная схема выполнения функций системы.
На этой схеме совокупность корневых функций названа совокупной функцией муниципалитета. Каждая корневая функция Сп дробится на подфункции Спр. А каждая подфункция Спр на задачи ее реализующие ОпрЬ.
Для примера рассмотрим административный регламент выполнения муниципальной услуги «О судебной защите прав потребителей». Блок-схема данного регламента представлена на рисунке 3.
Лепешкин О. М., Науменко В. В.
Методология разработки функциональной схемы регламента...
Данный регламент представлен четырьмя действиями, каждое из которых в соответствии с предлагаемой методикой можно связать с соответствующими подфункциями корневой функции - функцией по выполнению муниципальных услуг, а каждую подфункцию декомпозировать на задачи. Каждая задача связана с соответствующей ролью, которая ее выполняет. Одинаковые задачи, выполняемые разными ролями, в соответствии с данным подходом предлагается рассматривать отдельно. На рисунке 4 представлена блок-схема регламента, декомпозированного на задачи._
Информирование заявителя о правилах предоставления муниципальной услуги
Проинформировать заявителя о
правилах предоставления муниципальной услуги в сфере промышленных товаров и бытовых услуг
Водуигий специалист отдела промышленных товаров и Бь-товык услуг
Проинформировать заявителя о
правилах предоставления муниципальной услуги в сфере коммунальных услуг и продовольственных товаров
Ведущий специалист отдела коммунальных г) услуг и продовольственных товаров ^
Прием заявления (жалобы) и требуемых документов
! !ртшять заявление (жалобу)
Главный специалист отдела промышленных
товаров и бьгтовьи услуг Главный специалист отдела коммунальны* услуг и прпеовольстеенньм товаров
Зарегис трировать заявление (жалобу)
Главный специалист отдела промышленный л
товаров и бытовыл услуг Главный специалист отдела коммунальных и прод.оаольств^нныутоаарин
Подготовка искового заявлена» и направление искового заявления в суд
Передача заявления (жалобы) начальнику Уиринлення НО .ШИШИ' ¡¡ран потребителей
Главный специалист отдела лромышгепчы* £:.■
товаров ч бытовых услуг Главна специалист отдела гжнимунальних услуг и продовольственны»: товаров
О,
а
наложение резолюции
Начальник Управления по защите прав потребителей
составление искового заявления и направлению искового заявления л суд
Главный специалист юрвдцчвоюго отдала
Г-',.
„ Участие в судебном процессе в качестве процессуального истца 6 п Главный специалист юридического отдела -- п 1
Рисунок 4. Декомпозиция регламента по задачам
В соответствии с данной блок-схемой регламент представляет собой последовательное выполнение функций, начиная с С1 и заканчивая С6. Чтобы представить данный регламент в
виде последовательностей задач, необходимо подробно рассмотреть их взаимодействие в процессе выполнения регламента.
Итак, задача 011 связана с 021 через взаимодействие с заявителем. То есть ведущий специалист отдела промышленных товаров и бытовых услуг разъясняет требования к подаваемым документам, а он в свою очередь подает документы главному специалисту отдела промышленных товаров и бытовых услуг. В данном случае от качества выполнения и от выполнимости задачи 011 зависит, будут ли документы оформлены должным образом, то есть, получит ли регламент продолжение. Для упрощения структурной схемы выполнения регламента переход от задачи 011 к 021 будет заменен прямой связью. Аналогично от задачи 012 к 022 . (рисунок 5).
Рисунок 5. Связь между задачами 011 и 021, 012 и 022
Далее задачи выполняются последовательно в соответствии с регламентом по двум направлениям: начиная с 021 и заканчивая П61, и начиная с 022 и заканчивая П61.
На основании связей между задачами и функциями, а также структурной схемы выполнения функций системы можно построить структурную схему выполнения функций для данного регламента (рисунок 6).
Рисунок 6. Структурная схема выполнения функций для регламента «О судебной защите прав потребителей»
Лепешкин О. М., Науменко В. В.
Методология разработки функциональной схемы регламента...
Из данной структурной схемы следует, что регламент есть совокупность подфункций, направленных на ее выполнение и совокупность задач, его реализующих (Я1 -рассматриваемый регламент):
ВД,...Сб); (1)
ВД!,...^) (2)
То есть выполнимость регламента (Б) зависит от выполнимости входящих в него функций и задач: Р(Я) = Р(Сш...Сб1); (3)
Р(Я) = Р(Ви,...В61) (4)
В данном регламенте присутствуют задачи, выполнение которых основано на других регламентах и поэтому требуют более детальной декомпозиции. Это прежде всего касается задачи по наложении резолюции на исполняемые документы начальником управления, так как в процессе выполнения данной задачи используется внутренний должностной регламент. Аналогично задача по участию в судебном разбирательстве тоже зависит от других регламентов, в частности от регламентов гражданского судопроизводства.
Поэтому можно сказать, что задачи могут инициировать выполнение новых функций, выполнение которых определяется другим регламентом. Инициирование выполнения нового регламента будем обозначать как:
В ® Я(Сп,...Ск) (5)
или
В ® Я(В„,...Вк). (б)
В соответствии с вышеизложенным, выражение (4) можно записать как:
Р(Я) = Р(ВП, Вш В21, В22, В23, В24, В31, В32, Я2, В51, Яз) (7)
где Я2 и Я3 - регламенты, инициированные задачами В41 и Вб1 соответственно.
То есть можно сказать, что В41 и Вб1 - с точки зрения заявителя - черный ящик. С точки зрения системы - регламентированный структурированный процесс.
Для обеспечения наглядности а также для упрощения анализа выполнимости регламента построим вероятностный ориентированный граф (рисунок 7), вершинами которого будут являться задачи, а дугами - переходы от одной задачи к другой (С - функция выполнения муниципальных услуг).
Рисунок 7. Описание регламента функции выполнения муниципальных услуг на основе теории графов
Отсюда следует, что подфункции системы будут являться подграфами этого графа. В теории графов подграфы задаются в виде множества вершин, то есть подфункции, задействованные в регламенте Я1 можно представить в виде множеств, элементами которых будут являться задачи.
Р„, Д2);
С2 (Р21 , Р22 , Р23 , Р24 );
С3( ^31, ^32);
СДР«);
С5 (Р51);
С 2(Р61);
То есть изначально система декомпозирована на задачи, задачи объединяются в подфункции, а подфункции в регламенты, регламенты в функции. Отсюда следует, что корневая функция С' представляет сбой ориентированный граф, состоящий из подграфов-регламентов:
С'(Д1...Д)
Каждая подфункция регламента имеет множество реализаций выполнения. Поэтому целесообразно ввести понятие маршрута.
Маршрут - это последовательность выполнения задач в процессе выполнения корневой функции. В теории графов маршрут определяется как последовательность вершин, например Р11 Р12 Р13 . Применительно к данному регламенту можно выделить два маршрута -
Р п Р 21 Р 23 Р 31 Р 41 Р 51 Р 61 и Р12 Р22Р24Р32Р41Р51Р61. Данные маршруты в зависимости от условий могут выполняться одновременно, независимо друг от друга. Такие маршруты будем называть параллельными.
Необходимо отметить, что регламент также имеет основной маршрут по подфункциям системы. Для данного регламента он будет записываться как С1С2С3С4С5С6.
Отметим, что маршруты являются подмножеством множества задач регламента и поэтому для оценки показателя выполнимости регламента необходимо оценить выполнимость каждого маршрута регламента. Маршрут будем обозначать буквой М. С учетом этого выражение (4) запишется как:
Р(Д) = Р(М1(Р11 Р21Р23Р31Р41Р51 Рб1),М2 (Р\2Р22Р24Р32Р41Р51 Рб1)) (8),
с учетом (7):
Р(Я ) = Р(М 1 (Р11Р21Р23 Р31ЯР51Я2), М 2 (Р12 Р22 Р24 Р32 Я2 Р51Я2)) (9)
В данном случае необходимо данным методом представить регламенты Я2 и Я3 и другие
регламенты, которые могут быть задействованы при выполнении Ях. Тем самым мы получим полную картину для оценки выполнимости данного регламента.
На основании вышеизложенного можно сказать, что корневая функция муниципалитета С' есть совокупность входящих в нее регламентов:
С ' = (Я1,...Я;)
В итоге получим, что выполнение корневой функции системы зависит от выполнения регламентов систем, выполнимость которых зависит от входящих в него маршрутов, состоящих из задач системы.
Р(С') = Р( Я1,...Я;); Р(Я,) = Р(М 1,..М1)
ы_
Лепешкин О. М., Науменко В. В. ЕЕТВ1 Методология разработки функциональной схемы регламента.
Декомпозировав таким образом все регламенты системы муниципального управления, можно определить место каждого регламента в системе, определить общие задачи разных регламентов и оценить их выполнимость на основе выполнимости задач системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Федеральный закон от 24 сентября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-Ф3.
2. Данилин А. В. Электронные государственные услуги и административные регламенты: от политической задачи к архитектуре «электронного правительства». - М.: ИНФРА-М, 2004. - 336 с.
3. Распоряжение правительства Нижегородской области от 17 мая 2007 года № 628-р «Методические рекомендации о порядке разработки органами местного самоуправления административных регламентов исполнения муниципальных функций и административных регламентов оказания муниципальных услуг».
4. Лепешкин О. М., Барабаш И. О. Реализация функциональной безопасности социотехнических систем на основе пятимерного пространства //Инфокоммуникационные технологии: Периодический научно-технический и информационно-аналитический журнал. - 2008. - Т. 6. - № 2.
Об авторе
Лепешкин Олег Михайлович, Ставропольский государственный университет, кандидат технических наук, доцент кафедры организации и технологии защиты информации. Сфера научных интересов - проведение фундаментальных исследований в области разработки методологии оценки функциональной безопасности социотехнических систем на основе среды радикалов для повышения безопасности информационных систем государственного управления. [email protected].
Науменко Владимир Викторович, Ставропольский государственный университет, студент 4 курса ФМФ, специальности организации и технологии защиты информации. Сфера научных интересов - проведение фундаментальных исследований в области разработки методологии оценки функциональной безопасности социотехнических систем на основе среды радикалов для повышения безопасности информационных систем государственного управления. [email protected].