Научная статья на тему 'Методология расчета трудозатрат профессорско-преподавательского состава в современных рыночных отношения РФ'

Методология расчета трудозатрат профессорско-преподавательского состава в современных рыночных отношения РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
272
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология расчета трудозатрат профессорско-преподавательского состава в современных рыночных отношения РФ»

КатасоновС.В.1, Майстер В.А.1, Титова Н.Н.2

1. НОУ ВПО СИМЭБ Планета.

2. ИДО РосНОУ.

МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТА ТРУДОЗАТРАТ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА В СОВРЕМЕННЫХ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЯ РФ

В условиях развития рынка труда, особенно в его региональных сегментах все чаще и чаще обостряется система противоречий между работодателем и работником. С одной стороны работодатель заинтересован в эффективном использовании труда работника, с другой стороны работник «продает»объем труда и рассчитывает получить соответствующий размер оплаты за этот труд. Для разрешения подобного рода противоречий в социально-экономических отношениях наиболее часто используются различные системы оплаты труда. При этом,в условиях рыночных отношений, вполне естественно желание работодателя повысить производительность труда, не повышая при этом оплату за дополнительные объемы, чаще всего это происходит под предлогом повышения конкурентоспособности специалистов [2, с. 34-

38]. Следует отметить, что в этом случае происходитповышение интенсивности труда работника (интенсификации), а внедрение «новых» технологийлишь увеличивает объем отчетности,являясь по сути теми же интенсивными методами находящимисяв противоречии с действующими нормативно-правовыми актами. Например, использование интернет технологий требует обязательного уточнения полученных интернетданных по официальным источникам, иначе они считаются недостоверными. Таким образом объем работ растет особенно в части подготовки вспомогательных отчетных документов. При этом уровень заработной платы остается на прежнем уровне или снижается за счет применения различных показателей эффективности труда. Иначе говоря, идет завуалированное снижение оплаты труда, что является прямымнарушение требований трудового кодекса.

Казалось бы, в этом случае,ужесточение и контроль работ со стороны администрации муниципальных образований, правительственных органов и иных инстанций должен повысить производительность труда, снизить затраты и обеспечить качество преподавания, но в реальности наблюдается иная картина.

Администрирование приводит к излишней детализации планирования, и соответственно более частому контролю [1,с.8-28], со стороны вышестоящих инстанций. Затраты на проектирование и контроль при этом растут в геометрической прогрессии. При этом следует отметить, цели административнойдетали-зации и контроля направлены на «оптимизацию управления» для снижения бюджетных затрат. Снижаем прямые затраты растут косвенные. Рассмотрим это на конкретном примере.

Наиболее сложной структурой в региональном сегменте рынка труда, поуровням управления, регламентации, финансирования,является система образования, особенно система ВУЗов. Её и рассмотрим в качестве примера регулирования социально-трудовых отношений в региональном сегменте рынка труда.

В настоящее время практически во всех регионах наблюдается тенденция введения новых системоплаты труда профессорско-преподавательского состава(ППС) высших учебных заведений.

Очевидно, что в этом случае, отсутствие нормирования творческого (интеллектуального)труда приводит к необоснованным требованиям со стороны администрации по написанию статей, учебнометодических работ, и т. д. Необоснованность требований проявляется какпротиворечие между требованиям к объему учебного и внеучебного труда и размерами его оплаты.

Приведенная методика позволяет рассчитать трудовые затраты с учетом интеллектуально творческой составляющей труда преподавателей. Естественно точность данных расчетов обуславливается статистикой замера затрат и объемов времени.

При учете рабочего времени ППС нормативные документы выделяют три составляющие трудовой деятельности :

Учебная нагрузка

Учебно-методическая работа.

Научная работа.

Объемы этой нагрузки устанавливаются нормативно-правовыми актами разработанными специалистами вышестоящих инстанций, не имеющими профессиональных навыков нормирования труда и не знающими специфики творческого подхода к научной и учебно-методической работе. Как следствие - эти нормативы вступают в противоречия законодательством отруде и иными нормативными документами регламентирующими трудовую деятельность.

Существующая система отчетности включает в себя учет учебной и внеучебной нагрузки(учебно -методическая работа и научная работа).

Используя математические методы, на примере ставки доцента, рассчитываем приблизительные затраты.

Учитывая, что в трудовом законодательстве за основу взяты астрономические часы (60мин), а в преподавательской деятельности учебные (40 мин) рассчитаем величины трудозатрат, приведенные к астрономическому часу.

Рабочий день преподавателя = 36 астрономических часов в неделю (согласно трудового законодательства), с учетом обеденного и ежечасных перерывов. Введем поправочный коэффициенттрудового законодательства кТз= 1,33, учитывающий установленную трудовым законодательством разницу между

рабочим днем (8 часов) и непрерывным рабочим временем - 6 час. = 8 час - 1 час. обеденной время -1 час (6 час *ежечасный 10 минутный перерыв).

Рассчитаем объем учебной и вне учебной нагрузки на примере доцента Ставка доцента = 800 учебных часов .

Учебный год = 36 недель

Туч = 800учебных часов/36недель=22,2учебных часа в неделю *40мин/ /60мин.=14,8 астрономических часа * кТз(1,33), =19,684 часа в неделю.

Туч - учебная нагрузка

Внеучебная нагрузка делится надва вида работ

36 час. - 19,684 час. =16,316 час./2 вида работ =8,158 час.

Таким образом проведенные выше расчеты показывают что трудозатраты согласно трудового законодательства ив соответствии с рекомендациям министерства образования о распределении видов работ, должны составлять по вне учебной нагрузке: учебно-методическая работа - 8,158 час. научная деятельность- 8,158 час.

Методика расчета реальныхзатрат времени на учебно-методическую работу.

В современных регламентирующих документах практически отсутствуют нормативы затрат времени на подготовку (разработку) преподавателем рекомендуемогопакета документов. Преподаватель предоставляет учебно-методические материалы на бумажном носителе, оформленные в соответствии с требованиями администрации. Таким образом общие затраты времени на подготовку УМК (Тумк)

Т уМК_ТОТ + Тпм+ Тит — ктзбот + kT3 бпм+ kT3 бит — ктз (бот + tnM+ бит )

кТз= 1,33 коэффициент трудового законодательства, учитывающий установленную трудовым законодательством разницу между рабочим днем (8 часов) и рабочим временем /6 час. — 8 час - 1 час. обеденной время - 1 час (ежечасный 10 минутный перерыв) 6*/;

Тот —ктзЬот— затраты на оформление отчетных документов;

Тпм —ктзЬпм — затраты на печатание материалов;

Т — Ъ- \-

-1- ит ■*'-тз

затраты времени на интеллектуально-творческую работу по подготовке УМК.

бот — затраты на оформление отчетных документов в учебном процессе (оформление документации) где в среднем:

- выставление рейтинга по посещаемости примерно 1 мин на студента средняя группа 20 чел — 20 мин на час.

22 час. в неделю*20мин —440 мин. —7,3часа

- Оформление документации по 1 часу занятий -15 минут 22 час. в неделю*15мин —330 мин. —5,5часа.

бот — 7,3 час+5,5 час—12,8 часа.

Тот =ктз^т= 1,3*12,8 часа=16,64 часа

Введем понятие интеллектуально-творческого коэффициента кит

кит — бит / бдм

Таким образом если Тумк—ктз (бот+бщ м+ бит ) то , Тумк—кт з б о т+ктзбпм+ктзбит

следователь ноТумк—ктзбот + ктзбпм+ктзбит — ктзбот + ктзбпм* ( 1 +кит )

Рассчитаем Тпм — затраты на печатание материалов где 1 п.л. — 40 000 знаков.

бпм—40 000 зн /60 зн./мин — 667 мин /60 мин — 11,11 часа.

Тпм — ктзбпм— 1,3*11,11 часа. — 14,4 часа.

При этом учитывается, что преподаватель в качествеоператора ПКможет печатать в среднем 60 знаков в минуту (соответствует 1 разряду оператора ЭВМ).

Определим количество печатных листов по общепринятому нормативу (п.2.)

8,158 час./ 14,4 час.—0,566 печатного листа.

А еслиучесть допустимую в трудовом законодательствепереработку (не более 4 часов в неделю) то получаем:

(8,158 час.+ 4 час)/ 14,4 час.—0,868 печатного листа.

Проведем расчет величин, полученными на базе реальных данных.

УМК (Учебно-методический комплект)по предмету 1- 1, 5 п.л., берем по минимуму 1 п.л.

Почасовая ставка доцента 800 часов в учебном году, учебный год 36 недель, Объем предмета в среднем 80 часов,в год преподаватель ведет порядка 8 предметов, остальное курсовые и дипломные работы. По мнению автора объем учебно-методической нагрузки по данным видам работ примерно такой же как по предметам потому для упрощения расчетов представим что преподаватель ведет 10 предметов .

800 час /80 час — 10 предметов — 10 УМК 10*14,4 часов — 144 часа

бдм — 144 часа /36 учебных недель — 4 часа печатных работ в неделю.

Тит —ктзбит — затраты времени на интеллектуально-творческую работу по подготовке УМК. Включает в себя:работу в библиотеке, составление контрольно-измерительных материалов и т.п., определяется по данным фотографии рабочего дня (средняя величина по замерам времени различных работников). В среднем на разработку одногоУМКв зависимости от специфики предмета эти затраты составляют от 40 до 60 часов. Например, в перечне рекомендованной к предмету(УМК) литературырекомендуется исполь-зовать5 основных источников, и 15 дополнительных. На обработку каждого источника необходимо не менее 2часов, итого 20 источников*2 часа —40 часов.Рассчитываем по минимуму. бит —40 час *10УМК / 36 недель — 11,1 час. в неделю.

Тит —ктзбит —1,3*11,1 — 14,4 часа в неделю. кИт = Ьит /tnn =11,1 /4 =2,775

Таким образом Тумк— 16,64 часа + 1,3 *4 часа * (1+2,775) —

—16,64 часа +19,63 часа = 36,27 часа в неделю

Таким образом, следуя аксиоме трудового законодательства - работодатель вправе требовать выполнение только тех работ которые оплачивает сравним полученные данные с расчетными величинами, полученными на базе реальных данных.

Нормативные данные работодателя 8,158 час + 4 час = 12,158 в неделю Расчетныеданные трудозатрат= 36,27 часа в неделю.

Таким образом, общественные организации выявив это несоответствие принимают меры по защите своих членов, например снижение нормативов или требований, к объему работ, вывоз объемов работ за основной договор в рамки дополнительных трудовых соглашений и т.д.

Методика расчёта реальных затрат времени на научно-исследовательскую работу.

Понимая насколько трудно учесть затраты времени на научно-исследовательскую работу (Тнир— бнир * ктз) представимее, как и в предыдущем случае, в виде суммыпоказателей.

Тнир = Тпд + Тис + Тод=к тзtнир=kтзtпд+kтзtис+kтз tстгде :

Тпд= к^пд - время потраченное на подготовку заявочной документации;

Тис=ктз^с - время потраченное на исследование, подготовку промежуточной и отчетной документации по проведенным исследованиям;

Тод=ктз^д - время потраченное на подготовку статей, докладов и их тезисов.

Рассмотрим более подробно эти показатели.

t^ - время потраченное на подготовку документации, например заявки или технического задания, рассчитывается как сумма затрат бпм +битпд гдебпм - время печатания, а битпд, -затраты времени на интеллектуально-творческую работу по подготовке заявки, включающаяв себя:работу в архиве, библиотеке, проведение предварительных исследований и т.п., определяется по данным фотографии рабочего дня (средняя величина по замерам времени различных работников). В общем случае затраты на составление заявки аналогичны и сопоставимы с разработкой УМК, без учета отчетных документов. Таким образом в нашем случае китпд — кит —2,775

Исходя из предыдущих расчетов, берем трудозатраты по минимуму, т.е. бпд — бпм * (1+ китпд) что составляет наодин печатный лист 1 п.л. — 40 000 знаков. —11,11 астрономических часа.

11,11 час /36 недель — 0,308 часа на 1 печатный лист в год t^ — бпм * (1+ китпд) — 0,308(1 + 2,775) —1,1627 часа в неделю Тпд—1,33*1,1627 = 1,546 час. в неделю

Тис = ктзЬис - время потраченное на исследование, подготовку промежуточной и отчетной документации по проведенным исследованиям, представляет собой, привязанные к объему отчетной документации-фактические затраты времени при проведении исследований, необходимых экспериментов, и т.д. значит можем сказать что:

Тис _ Тфис + Тпмис _ ктзбфис + ктзбпмис

где;

^фис = ТфИс/кТз- фактические затраты времени при проведении исследований, необходимых экспериментов ,

Тпмис = кТзбпмис- затраты на печатание материалов исследований;

Привязка осуществляется через интеллектуально-творческий коэффициент китис - определяемый как соотношение интеллектуально-творческих затрат и общего количества печатных листов (бпмис) .

бпмис _ бпмп+ бпмо ;

где :

Ъпмп- затраты на печатание промежуточных материалов исследований, например журнал регистрации результатов, данные опросов, замеров и т. д. и отчетной

бпмо- затраты на печатание отчетов по материалам исследований в виде научного отчета и т.п.

Определим китис

китис = бфис /^пмис ;

китис -зависит от отраслей науки, видов исследования и т.д. В нашем случае рассчитаем бис и соответственно китис используя статистические данные по направлению «Экономика труда». В среднем на НИРв зависимости от специфики работэти затраты составляют от 1 до 8 месяцев (22 - 176рабочих

дней, с учетом промежуточных и обеденных перерывов). Количество промежуточных документов 1-20 печатных листов (без учета количества распечатанных анкет). Отчет 1-20 печатных листов. Рассчитываем китис по минимуму.

Тфис = 22 раб дня *8 час =176 час на 1 НИР с учетом перерывов.

бфис= 176/1,33=132,33 час на 1 НИР- чистое (фактическое) время

Для удобства расчетов приводим все данные к 1, тогда используя принцип кратности, можем рассчитать трудозатраты и на большее количество печатных листов.

бпмис = бпмп+ бпмо =

бпиис = (1 + 1 = 2 печатных листов)* 11,11 астрономических часа = 22,22час.

Таким образом :

китис = Ьфис /6пмис= 132,33 час /22,22час =5,955.

Тогда:

Ьис = Ьфис + 6пмис = Ьпмис *(1+ китис) = 22,22 час *(1 + 5,955)= 154,54 час.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Считаем в неделю:

бис= 154,54 час /36 недель = 4,292 часа на в неделю.

Тис= 1,33* 4,2 92 = 5,7 часа на в неделю.

Тст = ктзЬст - время на подготовку статей, докладов и их тезисов приведенных к печатному листу, можем рассчитать с помощью полученного ранеекитис

бст = бпм *(1+ китис) =

= 1 печатный лист*11,11 часа*(1+5,955.) /36 недель =2,16 часа в неделю.

Тст = кТзЪст=1,33*2,16 часа=2,854 часа в неделю.

Суммируем приведенные данные и получаем время, затрачиваемое на написание 2 печатных листов НИР в год, приведенных к трудозатратамв неделю:

Тнир = Тпд + Тис+ Тст= 1,546 + 5,7 +2,854 =10,1 часа в неделю

Рассчитаем объем печатных листов в рамках вышеуказанных требованийтрудового законодательства сравним полученные данные с расчетными величинами, полученными на базе реальных данных.

Нормативные данные работодателя= 8,158 час в неделю

Расчетныеданные трудозатрат на научную работу (2 п.л.) = 10,1 часа в неделю.

Объем оплачиваемых печатных листов, таким образом, составляет

1,615 п.л. = 2 п.л.*8,158 час./10,1 час.

Задачей автора не стоит рассчитать точно все нормативы, а лишь разработать методологическую основу для расчета трудозатрат общественными организациями, которые обеспечат выполнение работодателями одного из положений трудового законодательства - «Введение новых нормативов и систем оплаты не должны ухудшать условия труда».

Проведанный по данной методике анализ расчета оплаты труда по новым нормативам показали снижение доходов ППС всреднем на 10%-15%, иначе говоря, приведенная величинаприроста дополнительных работ необходимых для сохранения доходов составляет те же самые 10-15%. Используя вышеназванные показатели данные п. п.3 получаемобщий приведенный прирост дополнительной нагрузки рассчитанную по формуле

ТрБ = Туч + Тумк +Тнир = 19,684 часа + 36,27 часа + 10,1 часа = 66,054

Трв- расчетное времятруда по реальным показателям.

Сравним с требованиями трудового законодательства,

36 час/66,054*100%= 54,5%

На основании расчета видно что относительная переработка составляет 54,5%при этом она не оплачивается и имеет тенденцию к устойчивому росту, что ведет к усилению роли общественных организаций в защите прав своих членов.

Автор не претендуют на точность расчетов, но если понадобится, то эти расчеты можно провести более точно, используя предложенную методику.

Однако даже при проведении более точных расчетов, работнику проблематично отстаивать свои права [7, с. 164-167 ] ., соответственно для этого необходимо помощь общественной организации - профессиональных союзов.

При определении места и роли профсоюзов используются методы научного подхода, с помощью которых строятся вероятные сценарии последующих событий и рассматриваются реакции субъектов социально-экономической системы [5, с. 5-7 ].

Рассмотрим модель социально-экономических отношений, используя классическую схему регулируемой экономики (рисунок 1)

Импорт II У Экспорт

Рисунок 1 - Классическая схема открытой рыночной экономикиХМАО -Югры

Как видно из этой схемы основной задачей органов государственного регулирования является повышение ВВП (прирост потребления), это достигается путем решения следующих задач:

Регулирование рынков труда товаров и услуг, в том числеэкспорта и импорта трудовых ресурсов (миграции населения), товаров и услуг (вывоз товаров и услуг обеспечивает прирост доходов населения, ввоз - отток финансового капитала участвующего в финансовом доброте ХМАО-Югры)

Повышение объема потребления путем снижения цен на рынке товаров и услуг.

Повышение доходов домашних хозяйств за счет роста заработной платы.

Решение 1-й задачи осуществляют органы государственного регулирования РФ и ХМАО-Югры. Задачи такого уровня решаются на макроэкономическом уровне,используя систему укрупненных (макроэкономических) показателей.

2- я задача решается организациями с использованием макро и микроэкономических показателей, при этом для увеличения объемов продаж происходит явное или завуалированное снижение оплаты труда.

3- я задача решается представителями домашних хозяйств, которые являются работками организаций, при этом их права как работников защищает профессиональный союз, тем самым обеспечивая защиту социально-экономических интересов домашних хозяйств.

Профессиональные союзы являются неотъемлемым элементом социально-экономической системы, и могут быть представлены как один из субъектов экономической системы (рисуное 2).

Место,роль и функции профессиональных союзов рассмотрим как механизм взаимодействия субъектов-социально-экономической системы [8,с. 82-87 ]. . Рассмотрим принципы взаимодействия:

Профсоюз поддерживает органы государственного управления ХМАО-Югры в целях повышения ВВП региона, т.е. повышение объемов потребления работников как представителей домашних хозяйств. В случае снижения объемов проводит независимую экспертизу и осуществляет защиту социальноэкономических интересовработников.

Профсоюз поддерживает первых руководителейповышающих уровень реальных доходов путем введения различного уровня социальных льгот и гарантий входящих в затраты. В случае снижения доходов работников, анализирует ситуацию и осуществляет защиту прав работника, используя принципы теории справедливости и теории ожиданий, привлекая по необходимости органы государственного управления.

Профсоюз поддерживает первых руководителей действующих в рамках социального партнерствапри принятии решений органами государственного управления ХМАО-Югры. В случае ограничений деятельности в рамках социального партнерства представителями органов государственного управленияпроводит независимую экспертизу и осуществляет защиту социально-экономических интересоворганизации и ее работников.

Для того что бы понять место и роль профсоюзов в многоуровневой социально-экономической системе рассмотрим конкретный пример - введение новой системы оплаты труда в системе образования ХМАО-Югры .

После введения новой системы оплаты труда, произошло сокращениеобщей суммы начислений исполнителям, далее оплаты труда. При обращении к вышестоящим руководителям, меры не принимаются, при этом вероятность административного воздействия на «недовольных» достаточно высокая - вплоть до увольнения. Обращаемся в профсоюз - он находится вне системы организации (рис 2) и входит во внешнюю среду (ближнее окружение). Профсоюз, руководствуясь законами о профсоюзах в рамках своих прав, на основании защиты прав своих членов (работников) выясняет причину нарушения трудового законодательства, препятствующегоснижению оплаты труда. Возможны два сценария:

1 - ошибка специалистоворганизацией-работодателем, при расчете оплаты труда, тогда она исправляется на уровне организации. Работники, профсоюз, первые руководители).

2 - установленные сверхунормативы, не позволят производить большие начисления, а их нарушение карается законодательством (рис 2. Профсоюз, первые руководители, органы государственного управления).

В нашем случае выявлено, что это второй вариант. Таким образом, организация становится элементом исследования (внутренние факторы), а ближнее окружение макроэкономический уровень взаимодействия профсоюза и структуры ХМАО - Югры (в данном случае ответственный за внедрение новой системы оплаты труда - департамент образования). Поскольку департамент образования тоже представляет собой организацию, используем предыдущий поход:

Профсоюз, руководствуясь законами о профсоюзах в рамках своих прав (НПА), на основании доверия своих членов, выясняет причину нарушения трудового законодательства, препятствующегоснижению оплаты труда. Возможны два сценария:

1 - ошибка специалистов, техников при расчете оплаты труда, тогда она исправляется на уровне департамента образования. Например: при расчете макроэкономических показателей и параметров стимулирования неверно определен базовый уровень, не учтен уровень инфляции и как следствие непроиз-ведена индексация оплаты труда. Выявивошибку, среднее и низшее руководящее звено побоялись ее признать, надеясь нагендерную специфику образовательных учреждений (женщины - расстроятся, поплачут,и не будут предпринимать никаких мер), тем более что макроэкономическиепоказатели показывают общий прирост. Действие профсоюзов обратится к руководству (рис. 2) и выяснить, как исправить допущенные нарушения трудового законодательства препятствующегоснижения оплаты труда.

2 - установленные сверху законодательные нормативы (принятый депутатами бюджет или распоряжение губернатора) не позволят производить правильно рассчитанные (с учетом ошибки) начисления (рис

2. Профсоюз, первые руководители, органы государственного управления).

Переходим на следующий более высокийуровень. Профсоюз, руководствуясь законами о профсоюзах в рамках своих прав, на основании доверия работников выясняет причину нарушения трудового законодательства, препятствующегоснижению оплаты труда. Возможны следующие сценарии:

1 - Представив депутатам собранную информацию, инициируют внесение предложения о поправке в бюджет, после принятия поправки, по инстанциям идет исправление допущенных нарушений. В случае отказа депутатского корпуса от принятия поправок в бюджет, выясняется его причина. В зависимости-от мотивировки отказа разрабатываются сценарии проведения массовых акций в соответствии с законодательством РФ. Например, если нет денег в бюджете, то необходим пересмотр статей бюджета, если нежеланиедепутата выполнять свои функции, то недоверие, отзыв и т. д.

2 - Губернатор как представитель государственной власти, получивсобранную профсоюзами информацию, в рамках социально партнерства осуществляет разработку совместные меры по исправлению допущенных нарушений, что приводит к росту ВВП, т.е. выполнению функций органов государственной власти .

Следует учесть, что дальнейшая проработка сценария на этом не заканчивается, и в случае необходимости профсоюзы используя исторический опыт России и других стран, способны с помощью научного подхода разработатьи реализовать иные сценарии развития событий.

Рассмотрев предложенные сценарии, предлагаюпо -новому взглянуть нароль профсоюзов, и переоценить возможности социального партнерства. При этом, изменять привычное большинству населения , потребительское отношение в принципе,необязательно - профсоюз по прежнему будет заниматься организацией культурно-массовых мероприятий, выдачей подарков, распределением путевок и другими деламикоторые касаются непосредственно членов профсоюза. Основным девизом общественных организаций должно стать правило - «Не решив общие вопросы, придется постоянно решать множествочастно-стей».

ЛИТЕРАТУРА

1. Абдикеев В.А., Данько Т.П., Ильднменов С.В. Киселев А.Д. Реинженеринг бизнес процессов. Учебник -М: Изд-во Эксмо, 2005 - 592 с.

2. Аганбегян А.Г. Управление и эффективность. М.: Экономика, 1981 г.

3. Зуб А.Т. Локтионов М.В. Системный и стратегический менеджмент. Методологияи практика - М.: Генезис2001 г.

4. Иванов М., Феберр М., Руководство по маркетингу консалтинговых услуг. - М: Альпина Пабли-

шер, 2003 г.

5. Катасонов С.В. Использование метода экранов при анализе ситуации на рынке труда. (стр. 0514 / 8,6 печ. лист) Приложение к журналу «Экономические науки» Современная экономика. Вып. 1.

2004 г. Изд-во «УЧЛИВУЗ» г. Москва. 2004. - 14 с. Журнал зарегистрирован 23 июня 1998 года в го-

сударственном комитете РФ по печати Регистрационный номер 017755.

6. Катасонов С.В. Стратификация систем управления персоналом (Статья) Предпринимательство

2008. - № 4 .

7. Катасонов С.В. Сценарное прогнозирование мотивационной составляющей социально-трудовых отношений в системе государственных и муниципальных учреждений Известия Томского политехнического университета 2009 г. - № 6 - Том 314 - С164-167

8. Социальная мотивация как инструмент управления качеством Надежность и качество: труды Международного симпозиума: в 2-х т./под ред. Н.К.Юркова. - Пенза: Информационно издательский центр

ПензГУ, 2010., 2 т. - С 81- 87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.