Дебютанты
К. А. РУБАНОВА Аспирантка кафедры «Стратегический и антикризисный менеджмент» ФГоБУ ВПо «Финансовый университет при Правительстве российской Федерации», аспирантка, Банк россии. область научных интересов: антикризисное управление, финансовый менеджмент
E-mail: [email protected]
тличительным свойством градообразующей организации является
УДК 332 13
высокая социально-экономическая значимость, в связи с чем в еефунк-ционировании заинтересовано очень большое количество лиц, в том числе государство. Экономические задачи финансового оздоровления и реструктуризации градообразующих предприятий могут быть решены лишь на государственном уровне. Однако слепое «вливание» средств в любую градообразующую организацию, находящуюся в кризисном состоянии, не является решением проблемы. Цель данной статьи - рассмотреть случаи необходимости государственного вмешательства в процесс антикризисной реструктуризации градообразующих организаций и оценить приемлемую степень такого вмешательства.
анализ деятельности предприятия, антикризисная реструктуризация, государственное вмешательство в процесс реструктуризации, градообразующая организация, социальная значимость предприятия.
Методология
проведения
антикризисном реструктуризации
градообразующих
организации
ВвСДСНИС «сердцем» которых являются градообразующие
Градообразующее предприятие - организа- организации) [Алушкин Ю. А., 2010]. ция, предприятие, где трудится значительная Градообразующие предприятия значитель-
или основная часть работающих граждан города, но влияют на занятость населения моногородов,
поселка, в связи с чем оно определяющим обра- от них во многом зависит состояние инфраструк-зом влияет на занятость населения, воздействует туры и возможности местных властей решать
на инфраструктуру и социальные проблемы. Эф- социальные проблемы, эффективность их хозяй-
фективность хозяйственной деятельности гра- ственной деятельности определяет социально-
дообразующих предприятий является важным экономическое развитие территорий, на которых
фактором, определяющим характер социально- они расположены, - в итоге экономическое поло-
экономического развития территорий, на которых жение градообразующих предприятий напрямую они расположены (в особенности - моногородов, отражается на социально-экономическом статусе
2015 № 5 (92)
моногородов. Сегодня в нашей стране функционирует 319 моногородов, которые разделены на категории:
• моногорода с наиболее сложным социально-экономическим положением (в том числе в связи с проблемами функционирования градообразующих организаций) - 94 моногорода, или 29,5% от общего количества моногородов;
• моногорода, где есть риск ухудшения социально-экономического положения, - 154 моногорода, или 48,3%;
• моногорода со стабильной социально-экономической ситуацией - 71 моногород, или 22,2% [Распоряжение 2014].
Следовательно, не менее 29,5% градообразующих организаций в той или иной мере подвержены кризисным явлениям, 48,3% градообразующих организаций находятся по меньшей мере в зоне риска. Цифры свидетельствуют о том, что для большинства градообразующих организаций характерна финансовая неустойчивость, а значит, высоки риски банкротства.
Принимая во внимание особую значимость градообразующих предприятий, государство вынуждено вмешиваться в процессы их реструктуризации для восстановления их финансовой устойчивости и устранения риска банкротства. Принято считать, что при формировании политики в отношении градообразующих предприятий основной целью государства является предотвращение их банкротства. Однако в монопрофильных городах основной угрозой интересам государства и общества является не собственно банкротство, а разрушение1 бизнеса градообразующих предприятий: оно затрагивает интересы множества юридических и физических лиц, прямо или косвенно связанных с градообразующей организацией.
При реализации антикризисных мер в отношении градообразующей организации основной субъект управления - это топ-менеджер и (или) собственник, который разрабатывает и осуществляет мероприятия по реструктуризации градообразующей организации с целью восстановить ее финансовую устойчивость. Целесообразно лишь точечное вмешательство государства в случае невозможности решения на уровне собственника проблем, связанных с разрушением бизнеса организации и (или) провоцирующих социальную напряженность.
Решением проблемы текущего состояния градообразующих организаций может стать грамотная и своевременная реструктуризация с целью не только предотвратить банкротство, но и сохранить бизнес при адресной и эффективной поддержке государства.
Таким образом, в отношении градообразующих организаций антикризисное управление преследует ряд целей:
• сохранение градообразующего промышленного предприятия как единого производственно-технологического комплекса;
• восстановление масштабов деятельности предприятия, обеспечивающих как минимум докризисную занятость населения (количество рабочих мест);
• обеспечение налоговых поступлений в местный бюджет, способствующих сохранению муниципального образования в качестве развивающейся социально-экономической системы.
Финансовый анализ
как предварительный этап
антикризисной реструктуризации
Проведению мер по реструктуризации градообразующих предприятий предшествует глубокий анализ их состояния по двум направлениям: финансово-экономический анализ, включая определение финансового положения организации, и социально-экономический анализ, определяющий общественную значимость организации и целесообразность ее сохранения для государства. Результаты анализа определят перечень и характер мероприятий реструктуризации.
По данным финансово-экономического анализа состояния организации ее относят к одной из трех групп:
• относительно благополучные, в том числе низкорентабельные, организации с временными признаками банкротства или высоким риском их возникновения (градообразующие организации со стабильным финансовым состоянием выведены за рамки исследования);
• проблемные предприятия, которые с недавнего времени несут убытки;
• кризисные, стабильно убыточные предприятия, не имеющие собственного капитала.
Социально-экономический анализ дает возможность определить уровень заинтересованности в сохранении градообразующего предприятия:
• высокий уровень: должна быть сохранена часть предприятия или предприятие целиком, включая социальную инфраструктуру;
• низкий уровень: с экономической точки зрения государству невыгодно вкладывать средства в сохранение предприятия, государственное вмешательство необходимо для решения социальных проблем.
Социально-экономический анализ необходим для того, чтобы понять, какую роль данное предприятие играет в экономике региона и/или всей страны (в том числе с учетом интересов населе-
эффективное /Антикризисное
правление
1 Разрушение бизнеса — прекращение функционирования организации как хозяйствующего субъекта, который осуществляет производственный процесс и одновременно выполняет функции основного работодателя и налогоплательщика, обеспечивающего работой и средствами к существованию значительную часть населения, налоговыми отчислениями в местный и региональный бюджеты [РяховскаяА. Н., Арсенова Е.А., Крюкова О. Г. и др., 2011].
Наука
Дебютанты
ния, поставщиков и потребителей [Лисицина Я., 2014]) и готово ли государство сохранить его, в том числе по принципу «любой ценой», либо предпочтет закрыть производственный комплекс, расселив население моногорода. Определение уровня заинтересованности в сохранении предприятия важно для обозначения степени вовлеченности государства в процесс реструктуризации градообразующей организации.
В настоящее время политика поддержания градообразующих организаций строится с учетом их социальной значимости, решение об оказании поддержки принимается без оглядки на экономические интересы самого государства. Подход, который учитывал бы заинтересованность государства в сохранении предприятия, позволит оптимально использовать государственные ресурсы (социальные, финансовые и административные), затрачиваемые на реструктуризацию градообразующих организаций.
Объединение результатов двух блоков анализа позволяет построить матрицу стратегий реструктуризации. Каждый блок матрицы - это совокупность результатов финансово-экономического и социально-экономического анализа предприятия (см. таблицу).
Финансовое состояние определяет совокупность мер реструктуризации со стороны собственника, а уровень общественной заинтересованности - со стороны государства. Если финансовое состояние градообразующей организации оценивается как проблемное, а уровень общественной заинтересованности в ее сохранении высокий, то совокупность мер реструктуризации определяется блоком 3 и условно обозначается как «реструктуризация с активным участием государства». В случае проблемного финансового состояния предприятие нуждается в применении широкого спектра мер антикризисной реструктуризации, направленной на совершенствование структуры управления, собственности и/или производства, и одновременно мер по реструктуризации активов и задолженности. Собственник, заинтересованный в эффективном функционировании предприятия, должен прибегнуть к реструктури-
зации предприятия, необходимой для вывода бизнеса из кризисного состояния.
Если собственник не способен провести антикризисную реструктуризацию, но в отношении предприятия отмечен высокий уровень общественной заинтересованности, государство готово оказать поддержку субсидированием, или предоставлением займов, или безвозмездной финансовой помощью, или выкупом акции / доли участия в организации с целью самостоятельно провести реструктуризацию. В данном случае собственники могут рассчитывать на своего рода «подушку безопасности» в виде государственной поддержки. Тем не менее если собственники не смогут принять эффективных мер, то государство скорее предпочтет сменить неэффективных собственников (в случае невозможности сменить собственника - национализировать предприятие), например через процедуру банкротства.
Если проблемное финансовое состояние сочетается с низким уровнем общественной заинтересованности в сохранении предприятия, то мероприятия по реструктуризации будут определяться блоком 4. Государство не станет предоставлять «подушку безопасности», его вмешательство возможно только через процедуру банкротства либо для решения социальных вопросов, возникающих в связи с кризисом предприятия.
Предложенный подход позволяет определить, в каком случае требуется государственное вмешательство в процесс реструктуризации градообразующей организации, а в каком - стимулирование собственников провести реструктуризацию. Выбор подходящей схемы реструктуризации позволит государству оказывать поддержку градообразующим организациям, которые действительно в ней нуждаются, адресно и более эффективно.
Вовлечение государства в реструктуризацию градообразующих предприятии
Меры, которые могут быть осуществлены исключительно собственником, варьируются от реструктуризации задолженности до реструктури-
Матрица стратегий реструктуризации градообразующих организаций
Уровень общественной заинтересованности в сохранении предприятия
высокий низкий
Финансовое состояние предприятия Относительно благополучное Блок 1 Укрепление устойчивости предприятия Блок 2 Повышение эффективности бизнеса
Проблемное Блок 3 Реструктуризация с активным участием государства Блок 4 Реструктуризация со стороны собственников
Кризисное Блок 5 Государственные инвестиции Блок 6 Ликвидация организации