Научная статья на тему 'Методология проектной деятельности в дизайн-образовании'

Методология проектной деятельности в дизайн-образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
722
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕТОДОЛОГИЯ / НАУЧНЫЙ ПОДХОД / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТА ВУЗА / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковтун В.В.

Цель статьи рассмотрение содержательного аспекта методологии проектной деятельности в образовательном процессе вуза. Акцент сделан на аксиологической значимости методологии как научного способа организации проектирования. Подчеркивается обусловленность компетентности будущего выпускника-бакалавра приобретаемыми студентами методологическими знаниями в рамках дисциплины «Основы теории и методологии проектирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PROJECT ACTIVITIES IN DESIGN EDUCATION

The aim of the article is to examine the substantive aspects of the methodology of the project activities in the educational process of the university. The axiological importance of methodology as a scientific method of design organization is emphasized. The dependence of competence of the future bachelor degree graduates on acquiring methodological knowledge in the discipline "Fundamentals of Theory and Methodology of Design'' is underlined.

Текст научной работы на тему «Методология проектной деятельности в дизайн-образовании»

УДК 74.01/.09

методология проектной деятельности в дизайн-образовании

Цель статьи - рассмотрение содержательного аспекта методологии проектной деятельности в образовательном процессе вуза. Акцент сделан на аксиологической значимости методологии как научного способа организации проектирования. Подчеркивается обусловленность компетентности будущего выпускника-бакалавра приобретаемыми студентами методологическими знаниями в рамках дисциплины «Основы теории и методологии проектирования».

Ключевые слова: сетодология, научный подход, организация проектирования, профессиональная подготовка студента вуза, компетенции.

B. B. KoBmyH V. V. Kovtun

methodology of project activities in design education

The aim of the article is to examine the substantive aspects of the methodology of the project activities in the educational process of the university. The axiological importance of methodology as a scientific method of design organization is emphasized. The dependence of competence of the future bachelor degree graduates on acquiring methodological knowledge in the discipline "Fundamentals of Theory and Methodology of Design'' is underlined.

Keywords: methodology, scientific approach, design organization, professional training of students of higher education institutions, competences.

Инновационная социодинамика, разворачиваемая в сфере экономики, политики, управленческих стратегий, социогуманитарной области, характеризуется ориентированностью процессов не только на рынок производства и технологий, но и на рынок науки, знаний, компетентных специалистов. Образовательная сфера в данном контексте играет прикладную роль создания «питательной среды» учебно-профессионального и коммуникативного развития субъектов инновационной деятельности с соответствующим уровнем мышления, а также технологизации интеллектуальных процессов.

Сверхвостребованным в современном мире стало дизайн-образование, в рамках которого в вузе студенты обретают компетенции проектной инновационной деятельности.

Современное развитие дизайн-проектирования в контексте проектно-технологического этапа организационной культуры современного общества предполагает особую учебно-практическую значимость методологического знания, которое служит надежным фундаментом творчества. Успешная профессиональная подготовка студентов-дизайнеров непосредственно связана с освоением ими теоретических основ методологии проектирования - навыков организации дизайн-деятельности.

Известно, что компетентностный подход в образовании проявляется в деятельности, носящей профессиональный характер [1, с. 9]. Профессиональные компетенции дизайнера, в частности основы проектно-методологической компетентности, также формируются в учебно-профессиональной деятельности.

В соответствии с требованием Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Дизайн» бакалавр дизайна должен обладать следующими видами профессиональной компетенции, которые предполагают овладение методологией проектной деятельности: способность синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта; научно обосновывать свои предложения (ПК-1), разрабатывать проектную идею, основанную на концептуальном,

творческом подходе к решению дизайнерской задачи (ПК-3). Развитие указанных видов компетентности будущих дизайнеров обеспечивается реализацией соответствующих задач основной образовательной программы подготовки бакалавров дизайна, включающей дисциплину «Основы теории и методологии проектирования».

В свете требований, предъявляемых к уровню подготовки бакалавра, в процессе освоения курса дисциплины «Основы теории и методологии проектирования» студенты 1 курса формируют основы методологической компетентности: приобретают опыт научного подхода к осуществлению этапов проектной деятельности, формируют профессиональные рефлексивно-мыслительные умения - культуру мышления, обеспечивающую проектный процесс.

Методологический анализ проектного процесса, проводимый студентами на примерах учебных заданий, способствует развитию их теоретико-методологической грамотности, формирует опыт аналитического подхода к разнообразным проектным ситуациям, с которыми будущие дизайнеры могут встретиться. В случаях, когда нет возможности действовать по шаблону, философско-мето-дологический опыт позволит им отыскать точку «запуска» проектного творчества. Навыки глубокой теоретической проработки проектного решения, критериального анализа продукта дизайна, обоснованные средства, дополненные художественно-практическим мастерством, выгодно отличают методологически грамотного специалиста в инновационно-культурном пространстве.

Понятие «методология» узко рассматривается как учение о методах деятельности. Однако методология проектирования не может быть отождествлена ни с проектной методикой, ни с технологией проектной деятельности, которые вооружают знанием проектных методов, процедур и последовательностью действий для достижения результата. Используя научные способы исследования, методология проектирования изучает не только сами проектные действия, средства, цель, результат и этапы проектной деятельности, но и логику их следования, характеристику с точ-

ки зрения деятеля, принципы, основания, нормы, условия и формы осуществления дизайн-деятельности.

Методологическое знание применительно к проектированию имеет руководящую, регулирующую и ориентирующую функцию, разрабатывая правила и нормативные предписания, а также описывая процесс деятельности. Имея прескриптивный характер, методология интегративно охватывает процессуальную и результативную компоненты проектной деятельности, знание о внешних и внутренних характеристиках этой деятельности, а также способы получения этого знания, включая методологическое мышление, объединяющее духовную и материальную деятельность. Основаниями методологии являются философия, научное познание, системный анализ, этика, эстетика, психология. Поэтому проектная деятельность исследуется методологией в аспектах этих отраслей знания.

Философско-методологическое основание проектирования дает студентам возможность осознать единство теории и практики, приобщиться к универсальным ценностям в области взаимоотношений человека и быстро меняющегося мира. Методология творческой проектной деятельности с необходимостью приводит студентов к размышлениям о ценностях современного общества, воплощаемых ими в проектном образе с помощью символических средств художественно-пластического языка.

Необходимо отметить, что методология дизайн-проектирования «существенно отличается от методологии других видов искусства (хотя активно использует и их художественные средства), так как в ее основе лежит принципиально другая система целеполаганий» [2, с. 30]. Конечным продуктом дизайнера является не художественный образ, лежащий в нематериальной сфере, а «материально-проектный образ, овеществленное представление об идеале реального бытия» [2, с. 31]. Результатом проектной деятельности дизайнера является проект как предложение о решении определенной социальной проблемы, новый взгляд творческой личности на противоречивый фрагмент мира, новое понимание реальности с учетом культурных традиций и современных ценностей. Научное знание и научные способы исследования при этом становятся не результатом, как в познавательной деятельности, а средством в ходе проектного поиска.

Нередко, находясь в учебно-профессиональном пространстве, студенты не придают должного значения методологическому пониманию дизайн-деятельности и стремятся овладеть только лишь техникой компьютерного исполнения проекта. Однако даже виртуозное владение современными компьютерными технологиями не может автоматически вдохнуть смысл в проектный образ, сделать дизайн-продукт социально значимым. Без методологического основания процесс проектирования протекает либо излишне сложными путями, либо его результат становится зависимым от «везения» - случайного попадания в образ, не исключено и принятие необоснованного проектного решения.

Методологический подход к проектированию - это научный взгляд на язык дизайна, ставшего в современном мире универсальным коммуникативным средством, «и, как любой язык, его нужно как следует выучить, чтобы использовать с максимальной эффективностью» [3, с. 9]. Причем «заучен-

ность» норм и принципов дизайна не лишает дизайнеров свободы инновационных проб. Методологическое мышление, основанное на принципе множественности представлений, знаний и осознания выбранной позиции, позволяет языку дизайна иметь качества интерпретационной гибкости, альтернативности и многомерности, соответствующие миру постнеклассической науки. В этом новом парадигмальном мире интерпретации необходимы для того, чтобы описать достаточно сложное явление, «породить реальность, в которой возможен порядок и гармония» [4, с. 209]. Данный факт познается студентами в ходе выполнения аналитических упражнений, результатом которых становится уверенность в собственных силах.

Существенной особенностью методологического анализа является рефлексивное мышление, поэтому понимание ценностей, целей и проектных задач в их методологическом единстве помогает студентам в выработке критериев анализа и освоении навыка критической рефлексии проектного результата. Рефлексивный опыт осознания студентами проектной деятельности с точки зрения системного подхода способствует формированию мировоззрения студентов, что положительно сказывается на творческой преобразовательной и интерпретаторской аспектах дизайн-деятельности.

Методологичность мышления дизайнера, характеризуемого осознанным отношением к предпроектному анализу, осознанно выбираемым средствам и управлению собственной деятельностью, позволит исключить как стихийный процесс проб и ошибок, так и шаблонно-ремесленный подход к проектированию. Навыки глубокой теоретической проработки проектного решения, критериального анализа продукта дизайна, обоснованные средства, дополненные художественно-практическим мастерством, выгодно отличают методологически грамотного специалиста в инновационно-культурном пространстве.

Методология проектирования исследует феномен дизайн-деятельности с позиции взаимодействия двух представителей социума: дизайнера и потребителя. Поэтому это одновременно и процесс выработки общественно полезного продукта, удовлетворяющего потребности потребителя, возникшие на конкретном историческом этапе, и процесс творческого самовыражения конкретного автора, обладающего эстетическим, художественным, культурным опытом. В результате методологически грамотно проведенного проектного процесса происходит снятие противоречий в той сфере социума, где была выявлена проблемная ситуация, требовавшая проектного подхода к ее решению, что приводит к обоснованному функционально-художественному решению и достижению гармоничной целостности проектного образа.

Таким образом, методологические знания и опыт методологического анализа, приобретенный студентами в рамках дисциплины «Основы теории и методологии проектирования», способствуют оптимизации и повышению эффективности учебно-профессиональной проектной деятельности.

1. Компетентностный подход в педагогическом образовании / под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой. СПб.: Изд-во РГПУ, 2004. 391 с.

70

Гуманитарные исследования • 2015 • № 4 (8)

2. Шимко В. Т. Основы дизайна и средовое проектирование: учеб. пособие. М.: Изд-во «Архитектура С», 2007. 160 с.

3. Бхаскаран Л. Дизайн и время. Стили и направления в современном искусстве и архитектуре. М.: Арт Родник, 2009. 256 с.

УДК: 378.147.88

совершенствование композиционной грамоты на занятиях по живописи

Успешность процесса обучения базируется на взаимосвязи всех дисциплин. Изучение живописи должно увязываться и с рисунком, и с тематической работой с цветом на занятиях по цветоведению, а также с общей и специальной композицией. В статье рассматривается учебный процесс на занятиях по живописи у студентов художественных вузов, с точки зрения постановки и решения композиционных задач при работе над академическими постановками.

Ключевые слова: восприятие, композиция, целостность, выразительность, композиционная грамота.

Композиционная грамотность является важнейшей составляющей творческого процесса. Именно композиционной организацией картинной плоскости достигается цельность и выразительность в живописном изображении.

Сейчас обучение в системе высшего образования на художественных специальностях проводится в основном параллельно по нескольким дисциплинам, что создает определенные трудности в работе учащихся, которые, приступая к изображению, не в состоянии правильно расположить предметы на изобразительной плоскости, так как не умеют еще рисовать, не обладают чувством равновесия, ритма и формата.

Как правило, обучение на занятиях по живописи на начальных курсах освоения художественным специальностям содержит задачи, направленные на изучение основ цветоведения, пространственно-объемных характеристик натурной постановки, а усвоение основ композиции ограничивается соразмерным, ритмически нейтральным размещением элементов в картинной плоскости.

Чаще всего знания, полученные на занятиях по композиции, не находят свое применение на занятиях по живописи. Как известно, успешность обучения основана на взаимосвязи смежных дисциплин. Именно поэтому совершенствовать изобразительную грамоту необходимо одновременно с совершенствованием композиционной грамоты, так как это составляющие единого творческого процесса [1].

К композиционной грамотности относятся знания и умения, связанные со способностью использовать композиционные средства при работе над живописным произведением, обладающим такими качествами, как целостность и выразительность.

4. Бондаренко И. А. Жизнь сознания: Конституирова-ние новой онтологии сознания в культуре ХХ века. Омск: ОмГУ, 2002. 320 с.

© Ковтун В. В., 2015

С. Г. Костикова S. G. Kostikova

improving compositional literacy at the lessons of painting

The success of the learning process is based on the relationship among all disciplines. Therefore, the study of painting should be connected with a picture and thematic work with colors at the lessons of chromatics, as well as general and special composition.

The article deals with the educational process at the lessons of painting for students of higher education institutions of arts in terms of formulating and solving compositional problems while working at academic paintings.

Keywords: perception, composition, integrity, expressiveness, compositional literacy.

В. А. Фаворский большое значение уделяет понятию цельности: «Цельность - это слово важное, мы должны стремиться к цельному изображению, к цельности; и кроме того, мы надеемся, что цельность связана с красотой, которая нам крайне нужна. Цельность приводит нас к красоте. И пропорции вещей и пространственность выражаются в красоте. Грация - это красота отдельного предмета, а гармония - красота пространства, понятого как мир бес-конечно сложный и замкнутый. Но цельность предполагает сложность; только сложное цельно. И не простую сложность. Сложность такую, которая предполагает синтез противоположностей» [2, с. 11].

В живописной композиции целостность определяется как основной закон построения художественной формы. Выражается она в ее неделимости и означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, даже в небольшой степени самостоятельных частей. Закон целостности, вытекает из закономерностей зрительного восприятия действительности. Со-держание нашего восприятия всегда целостно, а не представляет собой набор разобщенных элементов. Эта основная особенность нашего восприятия может быть выражена простой формулой: мы воспринимаем объект всегда целостно, как отдельную фигуру, или вообще никак не воспринимаем. В живописной композиции объединяет все компоненты в единое целое найденная автором конструктивная идея, замысел.

Другой чертой, или свойством, закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции.

На наши органы чувств в каждый момент времени действует много предметов, но не все они воспринимаются

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.