Human Environment, 17 June 1972), Org. Ob"edin. Natsii [Elektronnyi resurs]. 2017. URL: http://www.un.org/russian/document/basicdoc/statut.htm. (accessed date: 14.08.2017).
19. Vseobshchaya deklaratsiya prav cheloveka : prinyata Rezolyutsiei 217A (III) General. Assamblei OON ot 10 dek. 1948 g. (Universal Declaration of Human Rights: adopted by Resolution 217A (III) of the UN General Assembly of the 10th of December. 1948), Etalon-Belarus' [Elektronnyi resurs]. Nats. tsentr pravovoi inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2017.
20. Mezhdunarodnyi pakt o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh, 19 dek. 1966 g. i Fakul'tativnyi protokol k Mezhdunarodnomu paktu o grazhdanskikh i politicheskikh pravakh (International Covenant on Civil and Political Rights, 19 December 1966 and the Optional Protocol to the International Covenant on Civil and Political Rights), Etalon-Belarus' [Elektronnyi resurs]. Nats. tsentr pravovoi inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2017.
21. Mezhdunarodnyi pakt ob ekonomicheskikh, sotsial'nykh i kul'turnykh pravakh, 16 dek. 1966 g. (International Covenant on Economic, Social and Cultural Rights, 16 December 1966), Etalon-Belarus' [Elektronnyi resurs]. Nats. tsentr pravovoi inform. Resp. Belarus'. Minsk, 2017.
22. Konventsiya o dostupe k informatsii, uchastii obshchestvennosti v protsesse prinyatiya reshenii i dostupe k pravosudiyu po voprosam, kasayushchimsya okruzhayushchei sredy : ot 25 iyunya 1998 g. (Convention on access to information, public participation in decision-making and access to justice in environmental matters of by 25 June 1998), Nats. reestrpravovykh aktovResp. Belarus'. 2003. No. 95. No. 3/866.
Дата поступления: 20.11.20117 Received: 20.11.2017
УДК 349.6
МЕТОДОЛОГИЯ ПРИРОДОРЕСУРСНЫХ
ОТРАСЛЕЙ ПРАВА
(ТЕЗИСЫ)
ВОЛКОВ Геннадий Александрович
доктор юридических наук, профессор кафедры экологического и земельного прав юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия. E-mail: [email protected]
В статье рассмотрены вопросы методологии природоресурсных отраслей права в аспектах современного понимания места природоресурсных отраслей права в современной правовой системе России, их взаимосвязи с другими отраслями права, развития и совершенствованию соответствующего законодательства.
Ключевые слова: методология, природоре-сурсные отрасли права, предмет правового регулирования, разрешительный режим (тип) правового регулирования, основные начала, природоресурсные отрасли законодательства, право собственности на природные ресурсы, разграничение государственной собственности на природные ресурсы.
METHODOLOGY OF NATURAL RESOURCES AREAS OF LAW (ABSTRACTS)
VOLKOV Gennadii Aleksandrovich
Doctor of Law, Professor of the Department of Environmental and Land Law of the Faculty of Law of Lomonosov Moscow State University,
Moscow, Russia. E-mail: [email protected]
In the article, the author reviews the issues of the methodology of natural resources areas of law in the aspects of modern understanding of the place of natural resources areas of law in the modern legal system of Russia, their interrelations with other areas of law, development and improvement of the corresponding legislation.
Key words: methodology, natural resources areas of law, subject of legal regulation, permissive mode (type) of legal regulation, basic principles, natural resources branches of legislation, property right to natural resources, delineation of state ownership of natural resources.
1. Понятие методологии природоресурсных отраслей права.
Одним из значений методологии (здесь и далее курсив мой. - А.В.) является совокупность или система познавательных средств, методов, принципов, способов, приемов, применяемых в какой-либо науке, организации и построения теоретической и практической деятельности [1, с. 308; 2, с. 365; 3, с. 278]. Исходя из этого понятия методологию природоресурсных отраслей права можно определить как учение о предмете, принципах, структуре, системе правовых норм, регулирующих общественные отношения по использованию и охране соответствующего природного ресурса, составляющих природоресурсную отрасль права, соответственно, о сформированной на их основе системе нормативных правовых актов, образующих одноименную отрасль законодательства. В настоящее время вопрос о методологии природоресурсных отраслей права сводится, прежде всего, к современному пониманию места природоресурсных отраслей права в современной правовой системе России, их взаимосвязи с другими отраслями права, развитию и совершенствованию соответствующего законодательства.
2. Самостоятельность природоресурсных отраслей права.
Природоресурсные отрасли права имеют самостоятельность, что проявляется в следующих аспектах:
- преемственности земельного, водного, лесного, горного, фаунистического права Союза ССР;
- предмете правового регулирования, в качестве которого выступают общественные отношения в области использования и охраны соответствующего природного ресурса;
- исчерпывающем преобладании публичной собственности на природные ресурсы;
- наличии природоресурсных отраслей законодательства - объективной форме проявления природоресурсных отраслей права;
- особенностях разграничения государственной собственности на природные ресурсы и управления ими.
В период существования Союза ССР возникли природоресурсные отрасли права, которые были отображены в соответствующих отраслях законодательства. Особое значение имеет закрепленная в Конституции (Основном Законе) СССР 1977 г. (далее - Конституция СССР 1977 г.) норма-принцип, что «в интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются необходимые меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды» (ст. 18)2, которая определяла предмет правового регулирования природоресурсных отраслей права. Также основой правового регулирования использования и охраны природных ресурсов являлась государственная собственность на них. Положение, что земля, ее недра, воды, леса являются государственной собственностью, то есть всенародным (общим) достоянием всего советского народа, было закреплено в Конституции СССР 1936 г.2, Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г.3, Основах водного законодательства Союза ССР и союзных республик 1970 г. , Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о недрах 1975 г.5, Основах лесного законодательства Союза ССР и союзных республик 1977 г.6, Законе СССР от 25.06.1980 «Об охране и использовании животного мира»7. В соответствии с ними в союзных республиках соответствующие отношения регулировались законами (кодексами) и иными актами законодательства^. В Конституция СССР 1977 г. была усилена роль государственной собственности на природные ресурсы - «в исключительной собственности государства находятся: земля, ее недра, воды, леса» (ст. 11).
Таким образом, в период существования Союза ССР сформировались природоресурс-ные отрасли права, которые были отображены в соответствующих отраслях законодательства, и в норме-принципе Конституции СССР 1977 г. обеспечена их взаимосвязь как между собой, прежде всего, по предмету правового регулирования - отношения по охране и научно обоснованному, рациональному использованию природных ресурсов, так и с другими отраслями права, в том числе, в части обеспечения сохранения в чистоте воздуха и воды, воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды в интересах настоящего и будущих поколений.
Эти особенности сохранились и в настоящее время в Российской Федерации. Природо-ресурсные отрасли права проявляются в земельном, водном, лесном законодательстве, законодательстве о недрах и животном мире, которым отведено специальное место в ст. 72 Конституции РФ [4], определяющей предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по которому издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ). В настоящее время в Российской Федерации имеется исчерпывающее преобладание публичной собственности на природные ресурсы, закрепленное на уровне федеральных законов, которое очевидно кардинально не изменится в ближайшем будущем. Так, в настоящее время 92,2 % земель на территории России находится в публичной собственности (в муниципальной - менее 1%)9, что обусловлено, в том числе положениями ряда федеральных законов, включая кодексы 0 В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 6 ст. 8 Водного кодекса РФ 2006 г. [5] все поверхностные водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности)., за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности физическому лицу, юридическому лицу, которые могут находиться в частной собственности.
Учитывая предыдущую приведенную статистику, ясно, что количество и площадь прудов и обводненных карьеров, находящихся в частной собственности, незначительные по сравнению с количеством и площадью других поверхностных водных объектов. Согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах» 1992 г. (в редакции Федерального закона от 03.03.1995 N 27-ФЗ) [6] недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. По правилам ч.ч. 1 и 2 ст. 8 Лесного кодекса РФ 2006 г. [7] лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Также в ст. 3 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» [8] установлено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Учитывая, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5 Лесного кодекса РФ 2006 г.), положения прежнего Лесного кодекса РФ 1997 г. [9], который исходил из представлений о лесе, как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение (преамбула), и что в нём лесной фонд и расположенные на землях обороны леса были отнесены к федеральной собственности (ст. 19), а также приведенную выше статистику о землях, находящихся в федеральной собственности, можно прийти к выводу, что преимущественно все леса, земли лесного фонда и лесные участки в составе земель иных категорий, находятся в государственной собственности, в основном, - федеральной. Положения ст. 4 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ «О животном мире» [10] свидетельствуют, что животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.
Таким образом, исчерпывающее преобладание публичной собственности на природные ресурсы обуславливает принципиально иной подход в определении их правового режима, преемственного из правовой системы Союза ССР в части обеспечения публичных интересов по охране и научно обоснованному, рациональному использованию природных ресурсов. Наиболее категоричной по этому вопросу является точка зрения О.И. Крассова, который полагал, что «давно пора отказаться от попыток рассматривать право публичной собственности в качестве права. Содержание публичной собственности (не права собственности, а собственности) должны составлять обязанности и права собственника в органической взаимосвязи с правами и обязанностями населения. Следует сформулировать понятие публичной собственности, лишенное безразличного отношения государства к потребительскому характеру использования его собственности. Нужно закрепить в праве условия использования публичных природных ресурсов, побуждающие делать это рационально, сохранять данные ресурсы» [11. с. 129].
Преемственен предмет правового регулирования природоресурсных отраслей права, который определен, прежде всего, конституционными принципами и нормами, которые содержатся в статьях 9, 36, 42, 58 и 72 Конституции РФ. В отличие от прав граждан СССР в Российской Федерации согласно ст. 17 Конституции РФ признаются и гарантируются не только права и свободы граждан, но и неотчуждаемые и принадлежащие каждому от рождения права и свободы человека. При этом права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18). В настоящее время предмет правового регулирования - общественные отношения в области использования и охраны соответствующего природного ресурса, требования по охране и рациональному использованию природных ресурсов отражен во всех природоресурс-ных законах, а «рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов» включено в понятие «охрана окружающей среды», закрепленное в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [12]. Также важнейшее значение имеет относящаяся к реализации природоресурсных правовых норм ст. 18 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» [13], в которой Правительству РФ предписано организовывать деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулировать природопользование.
Особенности разграничения государственной собственности на природные ресурсы также свидетельствуют о преемственности природоресурсных отраслей права и обусловливают их самостоятельность. Так, с Законом СССР «О собственности в СССР» 1990 г. связано установление множественности публичных субъектов права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы, среди которых были указаны не только СССР и союзные республики, но и как равноправные (!) её субъекты - автономные республики, автономные области и автономные округа, поскольку никто из них не мог исключительно «по своему усмотрению» владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также совершать в отношении них «любые действия, не противоречащие закону».
В п. 1 ст. 20 Закона СССР «О собственности в СССР» 1990 г. [14] было закреплено, что земля и ее недра, воды, растительный и животный мир являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории. Союзная республика, автономная республика, автономная область, автономный округ осуществляют в рамках законов СССР владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами на своей территории в своих интересах и в интересах Союза ССР. Автономная республика, автономная область, автономный округ осуществляют эти правомочия также в интересах союзной республики и в рамках ее законов. Пользование и распоряжение водами и другими природными ресурсами, находящимися на территории двух или нескольких союзных республик, автономных республик, автономных областей, автономных округов, осуществляются по соглашению между ними, при необходимости - с участием Союза ССР.
Эти положения практически немедленно (через 8 дней) нашли отражение в обновленных ст.ст. 10 и 13 Конституции СССР 1977 г., изложенных в новой редакции на основании Закона СССР от 14.03.1990 г. [15], в которых было установлено, что «...Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир в их естественном состоянии являются неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории, находятся в ведении Советов народных депутатов и предоставляются для использования гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям» (ст. 10); «государственной собственностью является общесоюзная собственность, собственность союзных республик, собственность автономных республик, автономных областей, автономных округов, краев, областей и других административно -территориальных единиц (коммунальная собственность)» (ст. 13). В дальнейшем множественность публичных субъектов права государственной собственности на землю и другие природные ресурсы была закреплена в Законе РСФСР 1990 г. «О собственности в РСФСР» [16] (ст.ст. 6 и 20), а также в Конституции РФЛ 1978 г. [17] (ст. 11) после внесения в неё изменений Законом РФ от 09.12.1992 г. [18; 19; 20]. Основания для разграничения государственной собственности на землю и другие природные ресурсы закреплены в Конституции РФ, в которой
предусмотрено, что к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относится разграничение государственной собственности (п. «г» ч. 1 ст. 72) [21; 22].
Однако разграничение государственной собственности на землю и другие природные ресурсы не проходило «гладко», а позиции Конституционного Суда РФ свидетельствуют о существенных отличиях такого разграничения по сравнению с разграничением государственной собственности на другое имущество. Так, в своих постановлениях 1998 г. № 1-П [23] и 2000 г. № 10-П [24] Конституционный Суд РФ пришел к выводу, что субъект Российской Федерации не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование отношений собственности на природные ресурсы, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается суверенитет Российской Федерации12. Таким образом, реализация предмета совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по разграничению государственной собственности на землю и другие природные ресурсы осуществляется принципиально иным образом, чем разграничение государственной собственности на другое имущество, что также свидетельствует о самостоятельности природоресурсных отраслей права.
3. Взаимосвязь форм проявления природоресурсных отраслей права.
Формы проявления природоресурсных отраслей права взаимосвязаны, о чем свидетельствуют:
- конституционные принципы и нормы;
- режим (тип) природоресурсных отраслей права - разрешительный тип правового регулирования;
- содержание правомочий собственников и пользователей природных ресурсов, основаны на общем запрете, из которого законом установлены исключения - дозволения, устанавливаемые именно правовыми нормами природоресурсных отраслей права;
- учредительные нормы природоресурсных отраслей права, в которых закреплены их основные понятия, цели и задачи, принципы;
- правовые институты природоресурсных отраслей права.
- Также природоресурсные отрасли права непосредственно взаимосвязаны с экологическим правом.
К числу конституционных принципов и норм, являющихся основополагающими наряду с другими для природоресурсных отраслей права, следует отнести, прежде всего, те, которые закреплены в статьях 9, 36, 72 и 76 Конституции РФ. Именно они определяют режим (тип) природоресурсных отраслей права - разрешительный режим (тип) правового регулирования. В теории права тип правового регулирования характеризуется как «общая направленность воздействия на общественные отношения, которая зависит от того, что лежит в основе регулирования - дозволения или запрет. В основе общедозволительного типа регулирования лежит общее дозволение, используется принцип «дозволено все, кроме...», а значит, субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запрещенных (в гражданском праве можно совершать любые действия, за исключением тех, которые противоречат закону).
В основе разрешительного типа регулирования лежит общий запрет, он строится по принципу «запрещено все, кроме.», а значит, субъекты могут совершать только те действия, которые разрешены в нормах права, причем в большинстве случаев необходимо иметь еще и компетентное решение государственного органа. Так, С.С. Алексеев определял отрасль права как главное подразделение системы права, отличающееся специфическим режимом юридического регулирования и охватывающее целые участки однородных общественных отношений [25. с. 44]. Если подробнее рассмотреть в этой связи дозволения и запреты, то окажется, что фундамент соответствующих режимов составляют не просто дозволения и запреты, а общие дозволения и общие запреты, а еще точнее - базирующиеся на них типы правового регулирования. И соответственно правовые режимы наряду с выделением режимов обязывающего профиля могут быть подразделены на общедозволительные и разрешительные [25, с. 374, 382-383, 646. 647]. Из этого следует, что одна отрасль права не может иметь в своей основе одновременно два принципиально противоположных режима (типа) правового регулирования, т.е. одновременно и общедозволительный, и разрешительный.
Правовое регулирование природоресурсных отношений, в том числе земельных, исходит из разрешительного режима (типа) правового регулирования, которое не свойственно частному праву [26, с. 90-134]. Исходя из этого разрешительный режим (тип) правового регулирования природоресурсных отношений выражается в том, что содержание правомочий собственника (владение, пользование, распоряжение) и других субъектов прав на природные ресурсы определяется исходя из формулы «дозволено лишь то, что прямо предусмотрено в законе». При этом могут применяться ограничивающие условия в виде установления конкретных обязываний, которые дополняют управомочивающие правовые нормы. В последних ограничивающие условия проявляются в случае, когда субъект выходит за пределы дозволенного. Особое значение для определения режима (типа) правового регулирования природоресурсных отраслей права имеют статьи 72 и 76 Конституции РФ. Если бы природоресурсные отрасли права исходили из общедозволительного режима (типа) правового регулирования, то и соответствующие отрасли законодательства, в которых они проявляются, были бы перечислены в ст. 71 Конституции РФ.
Однако именно из-за того, что они основаны на разрешительном режиме (типе) правового регулирования, в ст. 72 Конституции РФ включены не только земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и животном мире (п. «к» ч. 1), но и «вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами» (п. «в» ч. 1) и «природопользование» (п. «д» ч. 1), т.е. отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что неприемлемо для частного права. Этот вывод подтверждается также тем, что совместное ведение Российской Федерации и субъектов Российской Федерации раскрывается, в частности, в ст. 76 Конституции РФ. По смыслу ч.ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации соответствующие отношения могут регулироваться не только на уровне Российской Федерации, но и на уровне субъектов Российской Федерации, при условии, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, что также неприемлемо для частного права и отражено в п.п. 1 и 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ [27]. Особенность в применении ст. 72 Конституции РФ при разрешительном режиме (типе) правового регулирования анализируемых общественных отношений заключается в том, что субъекты Российской Федерации в своих законах и иных нормативных правовых актах вправе устанавливать юридические дозволения и предписания при условии, если они не противоречат Конституции РФ и федеральным законам. При наличии федерального закона субъекты Российской Федерации могут устанавливать позитивные обязывания, юридические запреты лишь в случаях, прямо предусмотренных федеральным законом. В отсутствие федерального закона позитивные обязывания, юридические запреты могут быть установлены субъектами Российской Федерации, если они не имеют универсальное значение как для законодателя в субъектах Российской Федерации, так и для федерального законодателя, т.е. если не ограничивают права и свободы человека и гражданина, закрепленные Конституцией РФ.
Взаимосвязь природоресурсных отраслей права очевидна из их учредительных правовых норм. В теории права учредительные или исходные правовые нормы подразделяют на нормы-начала, нормы-принципы, определительно-установочные нормы и нормы-дефиниции и др. [28, с. 289; 29, с. 232; 30, с. 203-204]. Не во всех природоресурсных законах и кодексах содержатся нормы-дефиниции, сведенные в одну статью, во многих дефиниции рассредоточены по тексту закона. Однако, несмотря на наличие таких статей в некоторых из них и на «дежурную» формулировку, что «в целях настоящего» кодекса (или федерального закона) «используются следующие основные понятия.»23, нормы-дефиниции, безусловно, имеют межотраслевой характер, обусловленный экологической взаимосвязью всех природных объектов и природных ресурсов, являющихся компонентами природной среды, окружающей среды - в целом, что отражается и в межотраслевых взаимосвязях правовых нормм.
Основные начала правового регулирования определенных общественных отношений, в том числе отношений по использованию и охране природных ресурсов, иногда закреплены в учредительных нормах и включают не только цели и принципы права, но и такие важнейшие элементы, как задачи, режим (тип) правового регулирования общественных отношений, а также иные правовые категории и понятия. Все эти элементы взаимосвязаны, образуют систему и
служат базисом, в том числе природоресурсных отраслей права [26, с. 7-16]. В условиях нехарактерного для частного права разрешительного режима (типа) правового регулирования некоторые правовые институты приобретают специфику, которая проявляется в правовых нормах природоресурсных отраслей права. Поэтому ряд правовых институтов частного права, например, такие как право собственности, право пользования и иные виды прав на природные ресурсы, основания их приобретения и прекращения, обязательства и другие, модифицируются и применяются к природоресурсным отношениям как межотраслевые с учетом перехода от общедозволительного режима (типа) правового регулирования к разрешительному режиму (типу). Вместе с тем, большинство правовых институтов природоресурсных отраслей права имеют сходство, связанное со спецификой предмета правового регулирования и разрешительного режима (типа) правового регулирования.
Непосредственная взаимосвязь природоресурсных отраслей права с экологическим правом проявляется, прежде всего, в ст.ст. 9, 36, 42, 58 Конституции РФ, а также в преамбуле, ст.ст. 3 (принципы), 4 (объекты) Федерального закона «Об охране окружающей среды». Все это предполагает возможность перехода от отраслевого регулирования экологических отношений (по отдельным природным объектам и природным ресурсам) к межотраслевой кодификации в рамках, например, Экологического кодекса Российской Федерации.
Примечания
1 Принята Верховным Советом СССР 07.10.1977 // Ведомости ВС СССР, 1977, N 41, ст. 617.
2 Утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936 // Известия ЦИК СССР и ВЦИК, 06.12.1936, N 283.
I Утверждены Законом СССР от 13.12.1968 N 3401-УП // Ведомости ВС СССР, 1968, N 51, ст. 485. 4' Утверждены Законом СССР от 10.12.1970 N 564-УШ // Ведомости ВС СССР, 1970, N 50, ст. 566. 5' Утверждены Законом СССР от 09.07.1975 // Ведомости ВС СССР, 1975, N 29, ст. 435.
6' Утверждены Законом СССР от 17.06.1977 // Ведомости ВС СССР, 1977, N 25, ст. 388. 7 Ведомости ВС СССР, 1980, N 27, ст. 530.
' Закон РСФСР от 01.07.1970 «Об утверждении Земельного кодекса РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР, 1970, N 28, ст. 581; Закон РСФСР от 30.06.1972 «Об утверждении Водного кодекса РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР, 1972, N 27, ст. 692; Закон РСФСР от 09.07.1976 «Об утверждении Кодекса РСФСР о недрах» // Ведомости ВС РСФСР, 1976, N 28, ст. 895; Закон РСФСР от 08.08.1978 «Об утверждении Лесного кодекса РСФСР» // Ведомости ВС РСФСР, 1978, N 32, ст. ст. 846, 847; Закон РСФСР от 14.07.1982 «Об охране и использовании животного мира» // Ведомости ВС РСФСР, 1982, N 29, ст. 1029.
9' См.: Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации. Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности на 01.01.2017 (в целом по Российской Федерации) [Электронный ресурс]. URL: https://rosreestr.ru/site/activity/gosudarstvennoe-upravlenie-v-sfere-ispolzovaniy a-i-okhrany-
zemel/gosudarstvennyy-monitoring-zemel/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvenny y-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 02.11.2017). 10 См., например, ст.ст. 16-19, п.п. 4 и 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // СЗ РФ, 2001, N 44, ст. 4147.
II Наименование «РСФСР» было изменено на «Российская Федерация - Россия» на основании Закона Российской Федерации от 21.04.1992 N 2708-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики» // Ведомости СНД и ВС РФ, 1992, N 20, ст. 1084.
12 См. также: определения Конституционного Суда РФ от 27.06.2000 N 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // СЗ РФ, 2000, N 29, ст. 3117; от 06.12.2001 N 249-О «По ходатайству Президента Республики Башкортостан об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2001 года по ходатайству полномочного представителя Президента Рос-
сийской Федерации в Приволжском федеральном округе об официальном разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года по запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // СЗ РФ, 2002, N 4, ст. 374; от 06.12.2001 N 250-О «По запросу Государственного Собрания -Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений ст.ст. 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77 и 78 Конституции Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/ KSRFDecision32060.pdf (дата обращения: 02.11.2017). 13' См., например, ст. 1 Водного кодекса РФ.
14 См., например: п. 2 ст. 3, ст.ст. 101, 102 Земельного кодекса РФ; преамбулу, статьи 1, 19, 25.1 Закона РФ «О недрах» 1992 г. (в редакции Федерального закона от 03.03.1995 N 27-ФЗ); ч. 6 ст. 5, ст.ст. 8, 9, 50 Водного кодекса РФ; ст.ст. 3, 6-8, 71 Лесного кодекса РФ; ст.ст. 36, 40 Федерального закона «О животном мире»; п. 5 ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды».
Библиографические ссылки
1. Словарь иностранных слов. 15-е изд., испр. М. : Рус.яз., 1988.
2. Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. М. : Сов. энциклопедия, 1983.
3. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. М. : Политиздат, 1986.
4. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. 25 дек.
5. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2381.
6. СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 823.
7. Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5278.
8. СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279.
9. Лесной кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 N 22-ФЗ // СЗ РФ. 1997. N 5. Ст. 610.
10. СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.
11. Крассов О.И. Право собственности на землю в странах Европы : монография. М. : Норма, Инфра-М, 2014. [Электронный ресурс]. СПС КонсультантПлюс: версия Проф.
12. СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 133.
13. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712.
14. Закон СССР от 06.03.1990 N 1305-1 «О собственности в СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 11. Ст. 164.
15. Закон СССР от 14.03.1990 N 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) СССР» // Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1990. N 12. Ст. 189.
16. Закон РСФСР от 24.12.1990 № 443-1 «О собственности в РСФСР» // Ведомости СНД РСФСР и ВС РСФСР". 1990. N 30. Ст. 416.
17. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Принята Верховным Советом РСФСР 12.04.1978 // Ведомости ВС РСФСР". 1978. N 15. Ст. 407.
18. Закон Российской Федерации от 09.12.1992 N 4061-1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) Российской Федерации - России» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 55.
19. Петров В.В. Союзный Закон о земле и развитие земельных отношений // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1991. № 1. С. 3-12.
20. Петров В.В. Новый земельный строй России: формы собственности на землю и ее приватизация // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1992. № 1. С. 28-33.
21. Волков Г.А. Разграничение государственной собственности на землю (правовой аспект). Тезисы Научно-практической конференции // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1995. № 6;
22. Волков Г.А. Законодательное регулирование права государственной собственности на природные ресурсы // Государство и право. 1996. № 9.
23. Постановление Конституционного Суда РФ от 09.01.1998 N 1-П «По делу о проверке конституционности Лесного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ, 1998, N 3, ст. 429.
24. Постановление Конституционного Суда РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728.
25. Алексеев С.С. Право: азбука - теория - философия: Опыт комплексного исследования. М., 1999.
26. Волков Г.А. Принципы земельного права. М. : ОАО «Издательский дом «Городец». 2005.
27. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
28. Общая теория права: Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Н. Новгород, 1993.
29. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права : учебник для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М., 2000.
30. Общая теория права и государства: учебник / под ред. В.В. Лазарева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2003.
References
1. Slovar' inostrannykh slov (Dictionary of foreign words). 15-e izd., ispr. Moscow. Rus.yaz., 1988.
2. Filosofskii entsiklopedicheskii slovar' (Philosophical Encyclopaedic Dictionary), gl. red.: L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev, V.G. Panov. Moscow. Sov. entsiklopediya, 1983.
3. Filosofskii slovar' (Philosophical dictionary), pod red. I.T. Frolova. 5-e izd. Moscow. Politizdat, 1986.
4. Konstitutsiya Rossiiskoi Federatsii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (The Constitution of the Russian Federation, adopted by popular vote 12/12/1993), Rossiiskaya gazeta. 1993. 25 dek.
5. Vodnyi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 03.06.2006 N 74-FZ (Water Code of the Russian Federation of 03.06.2006 N 74-FZ). SZRF. 2006. N 23. St. 2381.
6. SZ RF (Code of laws of the Russian Federation). 1995. N 10. St.823.
7. Lesnoi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 04.12.2006 N 200-FZ (Forest Code of the Russian Federation as of 04.12.2006 N 200-FZ). SZ RF. 2006. N 50. St. 5278.
8. SZ RF (Code of laws of the Russian Federation). 2006. N 50. St. 5279.
9. Lesnoi kodeks Rossiiskoi Federatsii ot 29.01.1997 N 22-FZ (Forest Code of the Russian Federation of 29.01.1997 N 22-FZ). SZ RF. 1997. N 5. St. 610.
10. SZ RF (Code of laws of the Russian Federation). 1995. N 17. St. 1462.
11. Krassov O.I. Pravo sobstvennosti na zemlyu v stranakh Evropy, monografiya (Ownership of land in Europe: monograph). Moscow. Norma, Infra-M, 2014. [Elektronnyi resurs]. SPS Konsul'tantPlyus: versiya Prof.
12. SZ RF (Code of laws of the Russian Federation). 2002. N 2. St. 133.
13. Federal'nyi konstitutsionnyi zakon ot 17.12.1997 N 2-FKZ «O Pravitel'stve Rossiiskoi Federatsii» (Federal Constitutional Law of 17.12.1997 N 2-FKZ "On the Government of the Russian Federation"). SZ RF. 1997. N 51. St. 5712.
14. Zakon SSSR ot 06.03.1990 N 1305-1 «O sobstvennosti v SSSR» (Law of the USSR from 06.03.1990 N 1305-1 "On property in the USSR"), Vedomosti SND SSSR i VSSSSR. 1990. N 11. St. 164.
15. Zakon SSSR ot 14.03.1990 N 1360-1 «Ob uchrezhdenii posta Prezidenta SSSR i vnesenii izmene-nii i dopolnenii v Konstitutsiyu (Osnovnoi Zakon) SSSR» (USSR Law of 14.03.1990 N 1360-1 "On the establishment of the post of President of the USSR and the introduction of changes and additions to the Constitution (Basic Law) of the USSR"), Vedomosti SND SSSR i VS SSSR. 1990. N 12. St. 189.
16. Zakon RSFSR ot 24.12.1990 № 443-1 «O sobstvennosti v RSFSR» (Law of the RSFSR of 24.12.1990 No. 443-1 "On Property in the RSFSR"), Vedomosti SND RSFSR i VS RSFSR". 1990. N 30. St. 416.
17. Konstitutsiya (Osnovnoi Zakon) Rossiiskoi Sovetskoi Federativnoi Sotsialisticheskoi Respubliki. Prinyata Verkhovnym Sovetom RSFSR 12.04.1978 (Constitution (Basic Law) of the Russian Soviet Federative Socialist Republic, adopted by the Supreme Soviet of the RSFSR 12/04/1978), Vedomosti VS RSFSR". 1978. N 15. St. 407.
18. Zakon Rossiiskoi Federatsii ot 09.12.1992 N 4061-1 «Ob izmeneniyakh i dopolneniyakh Konsti-tutsii (Osnovnogo zakona) Rossiiskoi Federatsii - Rossii» (Law of the Russian Federation No. 4061-1 of 09.12.1992 "On Amendments and Additions to the Constitution (Basic Law) of the Russian Federation - Russia"), Vedomosti SND i VSRF. 1993. N 2. St. 55.
19. Petrov V.V. Soyuznyi Zakon o zemle i razvitie zemel'nykh otnoshenii (The Union Law on Land and Development of Land Relations), Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 11. Pravo. 1991. No. 1. Pp. 3-12.
20. Petrov V.V. Novyi zemel'nyi stroi Rossii: formy sobstvennosti na zemlyu i ee privatizatsiya (New land system in Russia: forms of ownership of land and its privatization), Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser. 11. Pravo. 1992. No. 1. Pp. 28-33.
21. Volkov G.A. Razgranichenie gosudarstvennoi sobstvennosti na zemlyu (pravovoi aspekt). Tezisy Nauchno-prakticheskoi konferentsii (Delimitation of state ownership of land (legal as-pect). Theses of the Scientific and Practical Conference), Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 11. Pravo. 1995. No. 6;
22. Volkov G.A. Zakonodatel'noe regulirovanie prava gosudarstvennoi sobstvennosti na prirodnye resursy (Legislative regulation of the right of state ownership to natural resources), Gosudarstvo ipravo. 1996. No. 9.
23. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 09.01.1998 N 1-P «Po delu o proverke konstitutsion-nosti Lesnogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii» (Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation of 09.01.1998 N 1-P "On the case on the verification of the constitutionality of the Forest Code of the Russian Federation"). SZ RF, 1998, N 3, st. 429.
24. Postanovlenie Konstitutsionnogo Suda RF ot 07.06.2000 N 10-P «Po delu o proverke konstitut-sionnosti otdel'nykh polozhenii Konstitutsii Respubliki Altai i Federal'nogo zakona "Ob obshchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstven-noi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii"» (Decree of the Constitutional Court of the Russian Federation of 07.06.2000 N 10-P "On the case on verification of the constitutionality of certain provisions of the Constitution of the Republic of Altai and the Federal Law "On general principles for the organization of legislative (representative) and executive bodies of state power of the subjects of the Russian Federation). SZ RF. 2000. N 25. St. 2728.
25. Alekseev S.S. Pravo: azbuka - teoriya - filosofiya: Opyt kompleksnogo issledovaniya (Law: ABC - Theory - Philosophy: The Experience of Comprehensive Research). Moscow, 1999.
26. Volkov G.A. Printsipy zemel'nogo prava. Moscow. OAO «Izdatel'skii dom «Gorodets». 2005.
27. Grazhdanskii kodeks Rossiiskoi Federatsii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ (Civil Code of the Russian Federation (Part One) of 30.11.1994 N 51-FZ). SZ RF. 1994. No. 32. St. 3301.
28. Obshchaya teoriya prava: Kurs lektsii (General theory of law: lectures), pod red. V.K. Babaeva. N. Novgorod, 1993.
29. Lazarev V.V., Lipen' S.V. Teoriya gosudarstva i prava, uchebnik dlya vuzov (Theory of State and Law: Textbook for Universities). 2-e izd., ispr. dop. Moscow, 2000.
30. Obshchaya teoriya prava i gosudarstva: uchebnik (General theory of law and state: textbook), pod red. V.V. Lazareva. 3-e izd., pererab. i dop. Moscow, 2003.
Дата поступления: 20.11.2017 Received: 20.11.2017