Научная статья на тему 'Методология предупреждения идеологии и психологии религиозного экстремизма'

Методология предупреждения идеологии и психологии религиозного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
528
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПОДХОД / RELIGION / RELIGIOUS IDEOLOGY / RELIGIOUS EXTREMISM / APPROACH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яхьяев Мухтар Яхъяевич

Актуальность исследования обусловлена необходимостью научных знаний специфики экстремистской религиозной идеологии и психологии для предупреждения проявлений религиозного экстремизма. В связи с этим автор раскрывает подход, заключающийся в конкретно историческом восприятии связи экстремизма с религией, что позволяет установить подлинные взаимосвязи религии с экстремистской идеологией, психологией и практикой. В статье представлены отличия традиционной религиозной идеологии от ее экстремистских превращений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PREVENTING THE IDEOLOGY AND PSYCHOLOGY OF RELIGIOUS EXTREMISM

The article is considered to be essential due to the need of scientific knowledge concerning the extremist religious ideology and psychology to prevent the demonstration of religious extremism. In this regard the author offers the approach that needs the seeking of historical connection between the extremism and religion. It will help to determine the real co-relation of religion and extremist’s ideology, psychology and practical aspects. The article also includes the distinction between religious ideology and its extremist transformations.

Текст научной работы на тему «Методология предупреждения идеологии и психологии религиозного экстремизма»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 316

МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ

И ПСИХОЛОГИИ РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА

М.Я. Яхьяев

Аннотация. Актуальность исследования обусловлена необходимостью научных знаний специфики экстремистской религиозной идеологии и психологии для предупреждения проявлений религиозного экстремизма. В связи с этим автор раскрывает подход, заключающийся в конкретно историческом восприятии связи экстремизма с религией, что позволяет установить подлинные взаимосвязи религии с экстремистской идеологией, психологией и практикой. В статье представлены отличия традиционной религиозной идеологии от ее экстремистских превращений.

Ключевые слова: религия, религиозная идеология, религиозный экстремизм, подход.

METHODOLOGY OF PREVENTING THE IDEOLOGY

AND PSYCHOLOGY OF RELIGIOUS EXTREMISM

M. Yakh'yaev

Abstract. The article is considered to be essential due to the need of scientific knowledge concerning the extremist religious ideology and psychology to prevent the demonstration of religious extremism. In this regard the author offers the approach that needs the seeking of historical connection between the extremism and religion. It will help to determine the real co-relation of religion and extremist's ideology, psychology and practical aspects. The article also includes the distinction between religious ideology and its extremist transformations.

Keywords: religion, religious ideology, religious extremism, approach.

Предупреждение проявлений религиозного экстремизма требует научных знаний специфики экстремисткой религиозной идеологии и психологии, обусловленности экстремисткой деятельности

мировоззренческими приоритетами и догматикой конкретной религии. Имеющийся на сегодняшний день среди религиоведов, деятелей религии, практических работников разброс мнений по этим вопросам препятствует эффективному определению направления и конкретных мероприятий по профилактике и преодолению религиозного экстремизма.

Рассуждая абстрактно, мы можем допустить, что экстремизм вообще несовместим с религией, что любая религия исключает эту крайность или, по крайней мере, истинные религии не имеют к нему какого-либо отношения. Такой подход, изначально отрицая связь истинной религии с экстремизмом, всё же допускает его возможность в религии, но исключительно как формы искажения подлинной сути религии. Он вполне приемлем для непритворно верующих людей, профессиональных служителей религиозных культов, отдельных богословов. Но он же не исключает рассмотрения других религий или конкретных толков внутри одной о той же

религии. Иначе говоря, религиозный экстремизм с этой точки зрения оказывается деформацией подлинной сути конкретной религии.

Другая крайность в этом вопросе - позиция, характерная для людей, не являющихся приверженцами какой-либо религии или вообще негативно относящимися к религии. Согласно ей экстремизм содержится в любой религии, он может быть сильно выраженным в конкретный исторический момент развития общества, а может иметь минимальные формы проявления, но он имманентен религии, провоцируется и подпитывается религией. Оба приведенных подхода сходятся в том, что экстремизм связан с религией, что эта форма поведения может иметь религиозное содержание.

В противоположность стремлению защитить религию от обвинений в экстремизме, отделяя истинную религиозную веру от экстремистки превращенной формы

религиозной веры, бытует и точка зрения, отождествляющая экстремизм с религиозной верой как таковой. По мнению ее сторонников, в основе любой религиозной веры имеется некритическое и безосновательное принятие системы вероучительных догматов,

нелогичных, малопонятных и противоречивых положений. Иначе говоря, некритическое принятие догматических идей без их достаточного обоснования, без логической аргументации и опытного подтверждения находится в основе, как истинной религиозной веры, так и религиозного суеверия. Поэтому любая религиозно-догматическая система имманентно предполагает вероятность превращения в экстремистскую форму.

Нам же более приемлемым представляется иной подход, заключающийся в конкретно-историческом восприятии связи экстремизма с религией. Суть нашего понимания проблемы в том, что конкретная религия может существовать и функционировать как без каких-либо проявлений экстремизма, так и с заметными их проявлениями, более того, она может принимать и демонстративно-экстремистские формы. По этой причине установление действительной природы религиозного экстремизма требует от нас, во-первых, рассмотрения особенностей самой религии, претерпевающей экстремистские метаморфозы; во-вторых, осмысления конкретной социально-экономической,

политико-правовой, культурной, духовно-нравственной ситуации, в которой и происходит рождение религиозного

экстремизма. Только такой подход позволяет, с нашей точки зрения, установить подлинные взаимосвязи религии с экстремистской идеологией, психологией и практикой.

Религиозные убеждения людей, прочно укоренившись в сознании многих поколений людей на протяжении веков и тысячелетий, далеко не всегда находили свое проявление в таких радикальных формах, как экстремизм. Экстремистские превращения в истории религий всегда существовали, но они проявлялись только у незначительной части приверженцев. Поэтому и говорить следует не о том, что экстремизм является неизбежным следствием любой религии, а о том, что религиозный экстремизм как форма религиозной веры неизбежно возникает на почве религии при благоприятных для этого социально-исторических условиях. Выявление конкретно-исторических причин и условий превращения нормальной религиозной веры в экстремистскую форму - это и есть актуальная проблема науки.

Формирование в отдельные периоды исторического развития социума

благоприятных условий зарождения экстремистской идеологии, является предпосылкой неизбежного проявления

религиозного экстремизма наряду с другими возможными формами экстремизма. В истории конкретной религии периоды экстремистских идеологических метаморфоз были отдельными моментами ее исторической эволюции. В самой же религии обнаруживаются лишь зародыши или ростки экстремизма. В любом случае разгадку причин появления религиозного экстремизма необходимо искать не в самой религии, а в конкретных социально-исторических условиях ее существования и функционирования.

Мы исходим из того, что религиозный экстремизм преимущественно детерминирован содержанием религиозной идеологии, лежащей в его основе, т.е. без религиозной идеологии нет и религиозного экстремизма. Но и наличие одной только идеологии не делает экстремистским конкретную религию, хотя верно и то, что ростки экстремизма потенциально содержатся в любой религиозной идеологии, а селективная актуализация подобных ростков при благоприятных экономических, политических, социальных, культурных и иных условиях может вести к экстремистской метаморфозе любой идеологии. Значит и проблема сводится к выяснению того, кто и в чьих интересах будет расставлять акценты среди идеологических приоритетов религии, какие именно положения священных текстов будут взяты в качестве идейных ориентиров, которыми должны будут руководствоваться в своей повседневной деятельности массы верующих. От этого зависит и то, какое именно религиозное направление утвердится в данных конкретно-исторических условиях и получит возможность влиять на сознание и чувства верующих.

Идеологическая мотивация экстремизма содержанием конкретной религиозной идеологии дает нам достаточные основания для выделения различных форм и разновидностей религиозного экстремизма, среди которых можно выделить исламский экстремизм, христианский экстремизм, иудейский экстремизм, буддийский экстремизм и т.д. Внутри этих форм религиозного экстремизма могут развиться другие разновидности, связанные с теми или иными религиозными направлениями, течениями, толками, сектами внутри определенной религии.

Мы исходим из того, что религиозный экстремизм является идеологически

обоснованным и оправданным интересами религии применением радикальных, крайних, нелегитимных, насильственных средств и способов достижения политических целей,

провозглашаемых приверженцами того или иного религиозного направления или толка. Здесь важно то, что религиозный экстремизм является упорядоченной идеологической системой и организованной религиозной практикой беспрекословного служения Всевышнему с использованием

террористического инструментария.

Исходя из такого понимания религиозного экстремизма, мы можем определить исламский экстремизм как идеологию, психологию и практику, которые связаны с исламским мировоззрением, его вероучением и культом. К примеру, самоубийственные действия верующего-мусульманина, который совершает террористический акт во имя Аллаха и погибает на пути джихада с надеждой на прямой путь в рай - это конкретное проявление исламского экстремизма. Если бы целемотивация такого радикального акта самопожертвования проистекала из православной религии, то мы говорили бы о нем как о проявлении православного, но никак не антиправославного экстремизма.

Чем же конкретно отличается нормальная религиозная идеология от ее экстремистских превращений?

Основное догматическое содержание религии одинаково и в нормальной вере, и в ее экстремистских формах. Различия касаются идеологических акцентов и мировоззренческих приоритетов, устанавливаемых

соответствующей интерпретацией стержневых мировоззренческих положений. Традиционная религиозная идеология рассматривает действительный мир как результат творения Бога, который совершенен, насколько это возможно, и потому не нуждается в человеческом воздействии и корректировке. Религиозный экстремизм, признавая мир творением Всевышнего, расставляет акценты на порче, привнесенной в реальный мир под воздействием негативных сил, на кознях «нечистой силы». В соответствии с этим и реальный мир подвергается рассмотрению как безупречный в замысле, но фрагментарно испорченный в реальности и потому требующий исправлений.

Анализируя человека как существо, сотворенное Богом, религия усматривает в нем причудливое сочетание положительных и отрицательных качеств, высшей божественной и низшей телесной природы. Смысл человеческой жизни она видит в личном спасении путем внутреннего духовного самосовершенствования, преодоления

отрицательных низменных качеств и

формирования возвышенных личных качеств. Религиозный экстремизм упрощают двойственность человеческой природы, противоборство в человеке высших и низших сил, разделяя людей на правоверных и неправоверных, достойных и недостойных спасения, нуждающихся в исправлении ради их же собственного спасения.

В религиозной картине мира человек предстает связующим звеном между двумя мирами, ему подобает принимать земной мир таким, каким он существует, беречь его устройство, учрежденное Творцом, не пытаясь исправлять или переделывать его по своим человеческим меркам. А религиозный экстремизм исходит из того, что правоверные не обязаны мириться с «испорченным» реальным миром и такими же подпорченными людьми, но обязаны в меру своих сил выправлять и искоренять порчу, привнесенную как в видимый мир, так и в отдельных людей.

Религия рассматривает человека как несовершенное творение Бога, тянущееся к совершенству путем индивидуального мистического общения с создателем через систему религиозных культовых действий, важной составляющей которого остаются покорность и любовь. В результате экстремистских превращений в религии акцент переносится на то, что человек - слуга Всевышнего и тем самым подчеркивается его несовершенство. В экстремистки превращенной религии любовь Творца верующий может и должен снискать истовым искоренением порчи в самом себе, но что еще важнее - в иных людях и в реальном мире.

Экстремистски ориентированный

верующий, рассматривая себя в качестве орудия осуществления Высшей воли, уверен в том, что Всевышний избрал именно его в качестве спасителя других, избавителя заблудших овечек. Почему такой экстремист не испытывает каких-либо переживаний по поводу невинных жертв совершаемых им террористических действий? А потому, что по его глубокому убеждению он помогает самой своей жертвенностью заблудшим овечкам вернуться на путь истины и попасть в рай.

В заключение скажем, что, по своей сути, религиозное сознание экстремиста - это странное и необычное толкование вероучительных источников и формирующийся на этой основе особенный склад религиозных чувств, на базе которых и формируется специфическое экстремистское религиозное поведение.

1. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы.

2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.). Режим доступа: http://www.soschildren.ru/zakon/kontseptsiya-protivodeystviya-terrorizmu-v-rossiyskoy-federatsii.html

3. Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации (одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (протокол N 2(12)-П4 от 21 мая 2003 г.)).

4. Приказ Министерства образования и науки РТ от 7 февраля 2014 г. № 1776/14 "О методических рекомендациях". Режим доступа: http://www.garant.m/iv/request/#ixzz3rvЮrJyN

5. Методические рекомендации по совершенствованию пропагандистской работы в сфере противодействия распространению идеологии терроризма в субъектах Российской

Федерации, поступившее из Национального антитеррористического комитета. Данные методические рекомендации рекомендуются для применения в практической деятельности (Профилактика терроризма и экстремизма). Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/kind-doclist/7560/Акты органов власти:11].

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 декабря 2013 г. N 1310 "Об утверждении Порядка разработки дополнительных профессиональных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и дополнительных профессиональных программ в области информационной безопасности" .

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" (с изменениями и дополнениями).

8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf

Сведения об авторе:

Яхьяев Мухтар Яхъяевич (г. Махачкала, Россия), доктор философских наук, профессор, декан факультета психологии и философии ФГБОУВО «Дагестанский государственный университет».

Data about the author:

M. Yakh'yaev (Makhachkala, Russia), doctor of philosophy, full professor, dean of the Faculty of Psychology and Philosophy of the Dagestan State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.