Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН'

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методология / дидактика / методика обучения / педагогическая технология / дидактическая система / реестр эффективных методик / methodology / didactics / training methodology / pedagogical technology / didactic system / register of effective training methods

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миндзаева Этери Викторовна

В статье представлены промежуточные результаты исследования «Центра совершенствования методик преподавания дисциплин» Российской академии образования по анализу, систематизации и созданию реестра эффективных методик преподавания дисциплин, предметов, курсов (модулей) на различных уровнях образования в рамках исследования актуальных и эффективных методик для их апробации и масштабирования. Выражена позиция авторов о том, что значимость поиска идеальных методов и методик обучения и преподавания, который ведется на протяжении столетий, сравнима по сложности и важности с исследованиями и разработками в сфере высокотехнологичных наук и производств. С точки зрения авторов при разработке реестра эффективных методик обучения должны быть учтены современные методологические принципы дидактических исследований, комплекс дидактических объектов, совокупность применяемых междисциплинарных подходов. Описаны объективные трудности формирования тезауруса понятия «методика обучения» для разработки реестра эффективных методик. Представлена гипотеза исследования, которая формулирует возможные варианты решения задачи по разработке реестра эффективных методик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PEDAGOGICAL RESEARCH: TOPICAL ISSUES OF ANALYSIS AND SYSTEMATIZATION OF METHODS OF TEACHING DISCIPLINES

The research presents the interim results of the study of the “Center for Improving Teaching Methods of Disciplines” of the Russian Academy of Education on the analysis, systematization, and creation of a register of effective teaching methods for disciplines, subjects, and courses (modules) at various levels of education as part of the study of relevant and effective methods for their testing and scaling. The author indicates that the importance of the search for perfect methods and techniques of learning and teaching, which has been conducted for centuries, is comparable in complexity and importance with research and development in the field of high-tech sciences and industries. From the authors’ point of view, when developing a register of effective training methods, advanced methodological principles of didactic research, a set of didactic objects, and a set of interdisciplinary approaches used should be considered. The author describes objective difficulties arising when forming a thesaurus of the concept of “teaching method” for the development of a register of effective methods. Aresearch hypothesis is presented, which formulates possible options for solving the problem of developing a register of effective methods.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕРИЯ 20. Педагогическое образование. 2023. T. 21 № 4 LOMONOSOV PEDAGOGICAL EDUCATION JOURNAL. 2023. T. 21. No. 4

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Э.В. МИНДЗАЕВА

МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА И СИСТЕМАТИЗАЦИИ МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИН

(ФГБУ «Российская академия образования»; e-mail: 1vega1@mail.ru)

doi: 10.55959/MSU2073-2635-2023-21-4-161-174

В статье представлены промежуточные результаты исследования «Центра совершенствования методик преподавания дисциплин» Российской академии образования по анализу, систематизации и созданию реестра эффективных методик преподавания дисциплин, предметов, курсов (модулей) на различных уровнях образования в рамках исследования актуальных и эффективных методик для их апробации и масштабирования. Выражена позиция авторов о том, что значимость поиска идеальных методов и методик обучения и преподавания, который ведется на протяжении столетий, сравнима по сложности и важности с исследованиями и разработками в сфере высокотехнологичных наук и производств. С точки зрения авторов при разработке реестра эффективных методик обучения должны быть учтены современные методологические принципы дидактических исследований, комплекс дидактических объектов, совокупность применяемых междисциплинарных подходов. Описаны объективные трудности формирования тезауруса понятия «методика обучения» для разработки реестра эффективных методик. Представлена гипотеза исследования, которая формулирует возможные варианты решения задачи по разработке реестра эффективных методик.

Ключевые слова: методология, дидактика, методика обучения, педагогическая технология, дидактическая система, реестр эффективных методик.

В России с 2022 года по 2031 год осуществляется комплекс инициатив, проектов и мероприятий в рамках Десятилетия науки и технологий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития отдельных отраслей, а также в целом общества и страны. Подавляющее большинство стратегических векторов развития в контексте Десятилетия науки и технологий устремлено в область технических, инженерных, естественно-научных исследований, что коррелирует с глобальной парадигмой. Гуманитарное знание остается, как правило, в тени. Это в полной мере относится к методологии педагогических исследований, к дидактике.

Ценность дидактического знания, на первый взгляд, не выражено столь ярко, как технического и технологического, которое в эпоху всеобщего прогресса является приоритетной областью пристального внимания социума. Но научные достижения в технических и технологических областях не приводят к ожидаемому закономерному повышению качества образования и количества высокообразованных людей, способных многократно усиливать глубину и широту научных исследований во всех сферах человеческой деятельности. Можно говорить о том, что технологии не стали движущей силой гуманитарного развития человечества. Не привели к желаемому массовому повышению качества образования информационные технологии, технологии смешанного обучения, информатизация образования. На очереди искусственный интеллект, который, как нам говорят, позволит достичь небывалых результатов в сфере обучения.

Метод как «учить всех всему», определенный основателем дидактики Я.А. Коменским в его «Великой дидактике», являлся предметом дискуссий и исследований на протяжении столетий. В педагогическом сообществе поиски идеальных методов и методик обучения и преподавания не прекращаются и сегодня. И, как нам кажется, ценность такого поиска сравнима по сложности и важности с исследованиями и разработками в сфере высокотехнологичных наук и производств.

Результаты развития дидактического знания на современном этапе определяют дидактику как науку об обучении, объектом изучения которой является непосредственно процесс обучения. Семантика этого понятия включает закономерности, принципы, содержание образования, формы, методы,

Введение

Актуальность систематизации методик преподавания дисциплин

Метод как «учить всех всему» определен основателем дидактики Я.А. Коменским в его «Великой дидактике»

технологии современного процесса обучения. Развитие дидактики продолжается, объект ее исследования развивается в соответствии с изменением социальных, социокультурных, экономических, геополитических реалий.

Исследователи, занимающиеся изучением традиционных и перспективных обучающих методик, утверждают, что в классической дидактике есть прототипы практически всех «современных» «новых» «эффективных» технологий [1, с. 6, 9; 2, с. 84-85; 3]. В своих исследованиях они приходят к выводам о том, что разработка и использование действительно новых методик и технологий будут эффективными, если опираются на дидактические основания, и, готовя урок с использованием новых обучающих методик и технологий, необходимо определить дидактическую цель использования их на уроке [4; 5; 6; 7; 8].

Мы уже несколько раз выше использовали понятия «методика» и «технология» обучения. В понятийном поле дидактики термин «технологии» (образовательные, педагогические, дидактические, обучающие) появился в конце ХХ века. Как пишут исследователи, «вхождение данного термина в дидактику сопровождалось дискуссиями о его необходимости, о применимости термина «технология» к сфере преподавания, обучения. Использование термина «технология» естественно в производственных процессах, в которых четко фиксируется последовательность действий, параметры условий и процессов, позволяющих достичь запланированного результата. В педагогике учитель взаимодействует с учеником, к которому жестко определенные действия не применимы, особенно в гуманистических концепциях развития личности. Однако под влиянием «технологов от образования» постепенно понятие обучающих технологий нашло свое место в структуре дидактического знания» [2]. В педагогической литературе, наряду с понятием «обучающая технология», встречаются понятия «образовательная технология», «педагогическая технология», «дидактическая технология». Вслед за учеными, мы рассматриваем их как синонимы, так как традиционно все предлагаемые технологии рассчитаны на процесс обучения и могут решать задачи развития, обучения и воспитания [2].

Анализ тенденций развития дидактики показывает укрепление в педагогическом научном сообществе ее позиций как социально-гуманитарной науки с присущими ей критериями научности, в соответствии с которыми допускается многозначность в определении понятий. Для гуманитарных наук такое состояние дел является обычным (можно привести аналогию примеров определения понятий «личность», «культура», «среда», «пространство» и др.).

Разработка и использование действительно новых методик и технологий будут эффективными, если опираются на дидактические основания

В описанном выше контексте структурное подразделение Российской академии образования «Центр совершенствования методик преподавания дисциплин» начал выполнение задачи по анализу, систематизации и созданию реестра эффективных методик преподавания дисциплин, предметов, курсов (модулей) на различных уровнях образования в рамках исследования актуаль-Основныезадачи ных и эффективных методик для их апробации созданияреестра и масштабирования. эффективных методик Российская академия образования является

ключевым профильным экспертным, научно-методическим и прогностическим центром в области наук об образовании, который ставит перед собой задачи по изучению и анализу мировых достижений в сфере наук об образовании, обобщению и распространению в России и за рубежом прогрессивного отечественного опыта развития образования и достижений в сфере наук об образовании, разработке, апробации и экспертизе новых образовательных технологий, средств и форм организации обучения и воспитания детей.

Цель проекта по созданию реестра эффективных методик преподавания определила актуальность исследования и основные задачи:

1. Анализ и систематизация методик преподавания различных дисциплин, предметов, курсов (модулей), входящих в образовательные программы образовательных организаций Российской Федерации различного уровня и типа.

2. Классификация методик преподавания.

3. Определение актуальных и эффективных методик (для их апробации и масштабирования в образовательных организациях).

4. Создание реестра эффективных методик преподавания.

На начальном этапе (2023-2024 гг.) были сформулированы следующие подзадачи:

1. Структурирование понятия «методика обучения», формирование тезауруса предметной области понятия.

2. Формирование примерного списка методик обучения для внесения в реестр и проведения экспертизы на предмет эффективности.

3. Разработка модели реестра методик обучения (в форме информационного ресурса).

Полное исследование проекта рассчитано на 5 лет (2023-2028 гг.).

Методология

Формирование системы

методов и принципов Объектами исследования на данном эта-

исследования пе выбраны: структура и семантика понятия

«методика обучения» в соотнесении с понятием «методика преподавания», тезаурус предметной области данного понятия, классификационные характеристики методов обучения, модель реестра эффективных методик обучения.

В ходе решения задач исследования на данном этапе было выполнено следующее.

1. Применен метод решения задачи «с конца»: выполнено структурирование этапов решения задачи по созданию реестра эффективных методик преподавания в форме информационного ресурса, как актуальной формы в условиях цифровой трансформации сфер научных исследований. Применен метод формализации и моделирования, в результате чего разработана модель решения задачи по созданию реестра.

2. Разработана рабочая версия структурирования понятия «методика обучения» в соотнесении с понятием «методика преподавания», начато формирование тезауруса предметной области данного понятия. На данном этапе в него вошли следующие понятия: Дидактика. Педагогика. Преподавание. Учение. Обучение. Методика. Методика обучения. Метод обучения. Педагогическая технология. Образовательная технология. Методические новации.

3. С целью разработки единой классификации методов, начато исследование уже разработанных классификаций и их оснований. За основу взяты следующие основания, легшие в основу тех или иных систем: логическое соответствие этапам общественно-исторического развития, корреляция методов обучения со спецификой учебного материала, формам мышления, роль в развитии психологических процессов, духовно-творческой активности личности, соответствие методов обучения возрастным особенностям учащихся, классификация методов обучения на основе форм и видов передачи и получения информации, соотношение методов с основными этапами обучающе-познавательного процесса (восприятие — первичное усвоение; усвоение — воспроизведение; учебно-

творческое выражение) [14]. Проблемное поле

4. Очерчено проблемное поле исследования, исследования в том числе:

— необходимость формализации описания методик для приведения к форме, которая соотносится с реестром;

— формирование критериев включения в реестр технологии экспертной оценки эффективности методик;

— разработка понятия и критериев эффективной методики для включения в реестр в рамках выполнения задачи;

— определение критериев отбора методики для реестра (методики школьных учебников, входящих в федеральный перечень, методики, описанные в кандидатских и/или докторских диссертациях и др.);

— включать ли в реестр зарубежные методики, основания оценки их эффективности;

— разработка инструментария мониторинга применяемых эффективных методик.

Результаты

Нами была определена форма реестра эффективных методик преподавания дисциплин — электронный интерактивный методический ресурс. Данная форма отражает современные требования к методическим инструментам и базам данных, которые могут использоваться для оказания научно-методической поддержки образовательным организациям и содержать ссылки не только на описание самих эффективных методик, но и на конкретные практики внедрения, методические мастерские и т.п.

Было выявлено, что проблемное поле задачи осложнено следующими характеристиками: с одной стороны, требуется четкая формализация понятий для разработки реестра, с другой стороны, фактически существует полисемия (рамочная или явная) многих терминов, широко используются «зонтичные» термины, то есть термины, охватывающие широкий интервал или набор идентичностей, которые рассматриваются как имеющие что-то общее.

Было проведено обособление и семантическое структурирование ряда ключевых для задач исследования понятий, а именно: «преподавание», «обучение», «учение». Это был необходимый этап, так как во многих источниках, связанных с предметными методиками, употребляются разные сочетания данных понятий (в том числе в диссертациях, монографиях, научных и научно-популярных статьях и др.). Целью данного этапа стало уточнение семантики и формирование тезауруса предметной области понятия «методика обучения».

Следует отметить, что исследование соотношения терминов «преподавание» и «обучение» проводится во многих трудах по педагогике. Как правило, применяется исторический и контекстуальный анализы. Однако нельзя говорить о решении проблемы. Существует, например, и точка зрения, которая отрицает разницу в смысловом наполнении данных понятий и закрепляет за ними лишь стилистические оттенки, исторически усто-

Фактически существует полисемия (рамочная или явная)

многих терминов, широко используются «зонтичные» термины

явшиеся в русском языке [15], декларирует «что специфика их значения может проявиться при анализе различных контекстов их употребления» [Московкин, Рыкова, 2020, № 3].

В отношении вопроса о соотношении семантики вышеназванных понятий, мы придерживаемся позиции об их различии и необходимости их терминологического очерчивания.

Было начато формирование тезауруса предметной области модели реестра эффективных методик обучения. В итоге на данном этапе исследований в качестве рабочих были приняты следующие базовые определения, закрепленные в разных источниках.

Дидактика (от греч. ^акикоБ — поучающий) — «общая теория и методика обучения, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; часть общей педагогики» [16, с. 17].

Педагогика (от греч. paidagogike — руководство детьми) — «1) как наука о воспитании детей возникла в XVII в. В середине XX в. начала трактоваться как наука об образовании (воспитании, обучении, развитии) человека; раскрывает закономерности образовательного процесса, связи и зависимости между социальной средой, воспитанием, обучением, развитием, изучает процессы социализации, индивидуального развития, здоровьесбережения детей и взрослых, обобщает педагогическую практику; 2) образовательная практика, которая должна строиться на научных основах, но в значительной мере представляет собой искусство воспитания и преподавания, во многом зависящее от мастерства и личностных качеств педагога; 3) учебный курс, который преподается в педагогических учебных заведениях и в кратком виде входит в структуру блока общекультурных дисциплин как важный элемент культуры, овладение которым необходимо каждому» [16, с. 23].

Преподавание (синоним — обучающая деятельность) — педагогическое управление учебной деятельностью обучающегося (обучающихся); один из компонентов процесса обучения. Преподавание реализуется как непосредственно педагогом, так и в опосредованной форме и предполагает встречно направленный процесс учения. Деятельность преподавателя включает в себя: отбор, систематизацию, структурирование, восприятие, осознание и овладение учебной информацией и методами работы с нею обучающимися и предъявление им в педагогической практике; организацию рациональной, эффективной, адекватной задачам обучения деятельности каждого обучающегося по овладению предлагаемой системой знаний и умений. Деятельность преподавателя предполагает также планирование и организацию им собственной работы. [18, с. 176-177].

Формирование тезауруса модели реестра эффективных методик обучения

Учение — «особым образом организованное познание; познавательная деятельность обучаемых, направленная на овладение суммой знаний, умений и навыков, способов учебной деятельности» [17, с. 277].

Обучение — «систематическое развитие обучаемых в рамках образовательных институтов путем вооружения их знаниями, выработки умений, навыков, способов деятельности, а также развитие способностей и личностных качеств на основе заранее разработанных и утвержденных программ и в результате собственной активной деятельности» [16, с. 22].

Методика (в образовании) — «описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах; "собрание правил воспитательной деятельности" (К.Д. Ушин-ский)» [17, с. 132].

Методика обучения как частная дидактика (частная теория обучения) — «совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса по отдельным учебным дисциплинам, обеспечивающих решение поставленных задач» [17, с. 133].

Метод обучения — «способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и учащихся, направленной на реализацию целей обучения; система целенаправленных действий педагога, организующих познавательную и практическую деятельность обучаемых и обеспечивающих решение задач обучения. Правомерен бинарный (двойственный) подход к М.о.: деятельность учителя — деятельность учащихся (М.И. Махмутов, М.М. Левина, Т.И. Шамова)» [16, с. 63].

Педагогическая технология — «совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; это организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев)» [16, с. 68].

Образовательная технология — «решение дидактических проблем в русле управления учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению; выявление принципов и разработка оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, с помощью конструирования и применения оправдавших себя эффективных методов» [16, с. 66].

Методические новации — «нововведения, новые системы обучения или новые элементы действующих систем обучения, развития, управления, обогащения этих систем» [16, с. 64].

С нашей точки зрения при разработке реестра эффективных методик необходимо учитывать ряд областей междисциплинарных исследований

и применение отдельных техологий в методиках обучения, а именно: психодидактика, социодидактика, кибердидактика, нейродидактика и др.

Обсуждение (дискуссия)

Представление о методах обучения в процессе развития дидактики претерпевало изменение. На данном этапе методы обучения представляют посредством двух уровней: общедидактическим и предметным. Данное направление исследований вызывало научный интерес многих выдающихся ученых. В учебном пособии И. М. Осмоловской сделана попытка обобщенного анализа развития подходов к решению проблем методов обучения и их классификации [2]. Автор описывает разработки теории методов обучения, сделанные М.М. Пистраком, П.Н. Шимбире-вым, Б.П. Есиповым, Н.К. Гончаровым, Ю.К. Бабанским, Н.А. Сорокиным, И.Я. Лернером, В.В. Краевским, М.Н. Скаткиным, М.И. Махмутовым и др. [Осмоловская, 2021, с. 77-78]. Отмечает «попытки создания новых классификаций методов или дополнения существующих групп методов обучения», указывая В. А. Ситарова, А. В. Хуторского, В. В. Гузеева, В.И. За-гвязинского и др. [Осмоловская, 2021, с. 80-81].

Выводы, сделанные И. М. Осмоловской, с которыми мы вполне согласны, следующие: «Однако до сих пор единого, всеми дидактами принятого, определения методов обучения не существует» [2, с. 79]. И свою мысль автор продолжает в следующем тезисе: «Приведенный обзор педагогической литературы показывает, что говорить о создании в дидактике полноценной теории методов обучения рано: нет достаточного количества фактов, которые должна объяснить теория, нет законов и закономерностей. Есть некоторые теоретические положения, касающиеся выявления сущности и структуры методов обучения, разработанные по разным основаниям классификации методов» [Осмоловская, 2021, с. 79].

Даже тот факт, что многие из данных систем понятий коррелируют между собой, не влияет на объективные трудности формирования тезауруса понятия «методика обучения» для разработки реестра эффективных методик.

Исходя из понимания того, что педагогический процесс в целостном представлении обеспечивается единой классификацией методов, включающей в себя классификационные характеристики, разработанные отдельными учеными в рамках своих систем, Б.Т.Лихачев выделяет ряд

Проблема общего тезауруса: практически у каждого автора представлена оригинальная терминологическая система

классификаций как бы составляющих классификацию классификаций [14]. Данный подход позволяет на следующих этапах исследования провести структурный семантический анализ.

Промежуточные результаты исследования представлены в рамках следующих мероприятий:

1. Э.В. Миндзаева, вед. аналитик Центра совершенствования методик преподавания дисциплин РАО, к.п.н. Доклад «Методология педагогических исследований: актуальные вопросы анализа и систематизации методик преподавания дисциплин» на ежегодной Международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху», 6-7 июня 2023 г. (International conference "Education Environment for the Information Age". EEIA-2023)1.

2. Э. В. Миндзаева, ведущий аналитик Центра совершенствования методик преподавания дисциплин РАО, к.п.н. Доклад «К вопросу об анализе и систематизации методик в системе образования» на расширенном совещании Центра совершенствования методик преподавания дисциплин и Отделения общего среднего образования РАО 05.07.2023.

Заключение

Три варианта решения

задачи по созданию реестра эффективных методик

Таким образом, разработка модели реестра эффективных методик обучения актуализировала проблему неоднородности терминологического поля дидактики, которое усугубляется ее развитием и как следствие расширением понятийного поля — появляются новые понятия, разрабатываются новые гипотезы, формулируются теоретические концепции, появляются новые дидактические теории и продолжают разрабатываться старые. Насколько это способствует улучшению качественного описания уже существующих дидактических объектов и позволяет систематизировать эмпирически накопленный материал, остается не всегда понятным.

На данном этапе выработана рабочая гипотеза исследования, которая состоит в следующем. В рамках выполнения задачи по разработке реестра эффективных методик предстоит три варианта решения задачи:

1 Программа конференции: https://instrao.ru/images/EEIA-2023/EEIA-20 23_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B00/oD0%BC%D0% BC%D0%B0_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B50/oD1%80%D0% B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf

Запись видео: https://vk.com/video-215962627_456239111

1. Выбрать один подход к классификации, одну систему (с учетом мнения экспертного научно-педагогического сообщества), и сделать ее основой для реестра.

2. Сформировать синтетическую классификацию на основе нескольких подходов.

3. Разработать новый подход, который станет базой для формирования новой системы понятий.

Благодарности

Выражаем благодарность Отделению общего среднего образования Российской академии образования.

Исследование выполняется в соответствии с функциями Центра совершенствования методик преподавания дисциплин РАО (Положение о Центре утверждено приказом Президента РАО О.Ю. Васильевой от 20.04.2023 №74).

Список литературы

1. Осмоловская И.М. Дидактика: от классики к современности: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2020. 248 с.

2. Осмоловская И. М. Дидактика: учебное пособие. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2021. 232 с.

3. Гайфуллин В. Г. Технологические подходы в педагогике. Ученые записки, Изд-во ТГГИ, Казань, 2000. С. 34-42.

4. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 80 с.

6. Махмутов М. И. Современный урок. М.: Педагогика, 1985. 184 с.

7. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся. Казань, тип. ГЖИ, 1993. 88 с.

8. Шамова Т.И. и др. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Москва — Тюмень, 1994. 274 с.

9. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / под ред. Н. В. Кузьминой. М.: Народное образование, 2002. 207 с.

10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. 256 с.

11. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 576 с.

12. Кукушин B. C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. Ростов н/д.: Феникс, 2005. 474 с.

13. Понятия «педагогическая технология», «методика», «методы», «средства», «формы»: учебные и информационно-методические материалы в помощь педагогу / сост. Т.А. Корчак. Екатеринбург: Колледж бизнеса, управления и технологии, 2015. 58 с.

14. Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. М.: Юрайт, 1999. 465 с.

15. Московкин Л.В., Рыкова Е.Б. О педагогических терминах «обучение» и «преподавание» / Санкт-Петербургский государственный университет. Профессорский журнал. Серия: русский язык и литература. № 3 (3) 2020. С. 34-42.

16. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А. Строкова и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 352 с.

17. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ», 2005. 448 с.

18. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. 268 с.

Сведения об авторах

Миндзаева Этери Викторовна — кандидат педагогических наук, ведущий аналитик, ФГБУ «Российская академия образования», Центр совершенствования методик преподавания дисциплин, Москва, Россия. ORCID ID: 0000-0002-3374-1740. E-mail: lvegal@mail.ru ©Э.В.Миндзаева,2023 ^ФЁШ^Щ

Methodology of Pedagogical Research: Topical Issues of Analysis and Systematization of Methods of Teaching Disciplines

E.V. MlNDZAEVA

The research presents the interim results of the study of the "Center for Improving Teaching Methods of Disciplines" of the Russian Academy of Education on the analysis, systematization, and creation of a register of effective teaching methods for disciplines, subjects, and courses (modules) at various levels of education as part of the study of relevant and effective methods for their testing and scaling. The author indicates that the importance of the search for perfect

methods and techniques of learning and teaching, which has been conducted for centuries, is comparable in complexity and importance with research and development in the field of high-tech sciences and industries. From the authors' point of view, when developing a register of effective training methods, advanced methodological principles of didactic research, a set of didactic objects, and a set of interdisciplinary approaches used should be considered. The author describes objective difficulties arising when forming a thesaurus of the concept of "teaching method" for the development of a register of effective methods. A research hypothesis is presented, which formulates possible options for solving the problem of developing a register of effective methods.

Keywords: methodology, didactics, training methodology, pedagogical technology, didactic system, register of effective training methods.

References

1. OsmolovskayaI.M. Didaktika: from classics to modernity: monograph. M.; St. Petersburg: Nestor-Istoria, 2020. 248 s.

2. Osmolovskaya I. M. Didaktika: a textbook. M.: FSBNU "Institute of Education Development Strategy RAO", 2021. 232 p.

3. Gaifullin V. G. Technological approaches in pedagogy. Scientific notes, Publishing House of TGGI, Kazan, 2000. S. 34-42.

4. Bespalko V. P. Components of pedagogical technology. M.: Pedagogy, 1989. 192 s.

5. Clarin M. V. Pedagogical technology in the educational process. M.: Knowledge, 1989. 80 s.

6. MakhmutovM.I. Modern lesson. M.: Pedagogy, 1985. 184 s.

7. Makhmutov M.I., Ibragimov G. I., Choshanov M. A. Pedagogical technologies for the development of student thinking. Kazan, type. GZHI, 1993. 88 p.

8. Shamova T.I. et al. Pedagogical technologies: what is it and how to use it in school. Moscow — Tyumen, 1994. 274 s.

9. Methods of systemic pedagogical research: textbook/ed. N. V. Kuzmina. M.: Public education, 2002. 207 s.

10. Selevko G.K. Modern educational technologies. Tutorial. M.: Public education, 1998. 256 s.

11. Slastenin V.A. et al. Pedagogy. Study Manual for Student Higher Education educational institutions / V. A. Slastenin, I. F. Isaev, E. N. Shiyanov; Ed. V. A. Slastenina. M.: Publishing Center "Academy". 2013. 576 s.

12. Kukushin B. C. Theory and methodology of training / B. C. Kukushin. Rostov n/D.: Phoenix, 2005. 474 s.

13. The concepts of "pedagogical technology", "methodology", "methods", "means", "forms": Educational and information-methodological materials to

help the teacher / comp. T.A. Korchak. Yekaterinburg: College of Business, Management and Technology, 2015. 58 s.

14. Likhachev B. T. Pedagogy. Lecture course: Educational manual for L65 students of ped. training institutions and students of IPK and FPK. M.: Jurite, 1999. 465 p.

15. MoskovkinL.V., Rykova E.B.On pedagogical terms "teaching" and "teaching" / St. Petersburg State University. Professorship Journal. Series: Russian language and literature. № 3 (3) 2020. S. 34-42.

16. Pedagogical Dictionary: a textbook for students of higher educational institutions/ [V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova, T.A. Strokova, etc.]; ed. V.I. Zagvyazinsky, A.F. Zakirova. M.: Publishing center "Academy", 2008. 352 s.

17. Kocaspirova G.M., Kocaspirov A. Yu. Dictionary of Pedagogy. Moscow: MarT ICC; Rostov n/D.: MarT Publishing Center, 2005. 448 s.

18. Novikov A.M. Pedagogy: a dictionary of the system of basic concepts. M.: Publishing Center IET, 2013. 268 s.

About the Author

Mindzaeva Eteri Viktorovna — Candidate of Pedagogical Sciences, Leading Analyst of the Center for the Improvement of Teaching Methods of Disciplines of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia. ORCID ID: 0000-00023374-1740. E-mail: lvegal@mail.ru_

©E.V. Mindzaeva, 2023 | (cQEEI^M

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.