Научная статья на тему 'Методология оценки устойчивости эргатических систем как научная школа'

Методология оценки устойчивости эргатических систем как научная школа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
71
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воскобоев В.Ф., Рейхов Ю.Н., Тугушов К.В.

В настоящей работе раскрываются принципы формирования новой научной школы сложных, многофункциональных систем и образовательный аспект данного направления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология оценки устойчивости эргатических систем как научная школа»

УДК 007.5:519.248

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ЭРГАТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

КАК НАУЧНАЯ ШКОЛА

Воскобоев В.Ф., д.т.н., проф., заслуженный деятель науки РФ;

Рейхов Ю.Н.; Тугушов К.В., к.т.н., доцент Академия гражданской защиты МЧС России

METHODOLOGY OF ESTIMATING ARGOTIC SYSTEMS STABILITY AS A SCIENTIFIC SCHOOL

Voskoboev V.F., Reikhov Y.N., TugushovK.V.

В настоящей работе раскрываются принципы формирования новой научной школы сложных, многофункциональных систем и образовательный аспект данного направления

Это научное течение. В его основе - идея о создании и развитии методологии оценки устойчивости функционирования объектов и территорий и средствах её реализации.

Основоположником данной идеи выступает д.т.н., профессор Цивилев М.П.

Целевые установки Научного направления: совершенствование существующих, создание и обоснование использования новых методов оценки устойчивости функционирования объектов и территорий.

Основные ориентиры деятельности Научной школы задаются заложенной в её основе парадигмой, а также программой исследований.

Научные дисциплины, в рамках которых рассматривается данная идея, это «Математический анализ», «Теория вероятности и математическая статистика», «Обеспечение безопасности в техносфере», «Устойчивость функционирования объектов экономики в ЧС», «Надежность технических систем и техногенный риск», а также другие научные и практические области.

Особенностью школы является её научно-практический характер. Фундаментальные вопросы рассматриваются в связи с прикладными современными проблемами. Всё, что обозначается в качестве научных идей и концепций тут же реализуется в той или иной мере. Инновации и эксперимент сопровождают теоретические исследования.

Школа не ограничена территориальными и временными рамками. В зоне научного внимания находятся как очные, так и дистанционные формы образования, в том числе и нетрадиционные.

Школа связана с научными и образовательными учреждениями, такими, как Российская академия наук, рядом вузов и общеобразовательных учреждений, работающих в русле концепции Научной школы или имеющими общие точки зрения и направления развития, а также организациями, заинтересованными в реализации результатов научных работ (РАО ЕЭС России).

Лидер Научной школы

Лидером и координатором Научной школы является один из авторов настоящей работы Воскобоев Виктор Федорович, доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ. Автор свыше 180 научных работ. Он является действительным членом Академии проблем качества РФ по отделению "Проблемы надежности и эффективности организационно-экономических и технических систем", награжден орденом "Красной звезды", удостоен званий "Почетный радист СССР", "Изобретатель СССР".

Преподавательский стаж более 46 лет, с 1997 г. - в АГЗ МЧС России - профессор кафедры Устойчивости экономики и жизнеобеспечения.

Задачи научной школы:

• разработка теоретических основ обеспечения устойчивого и безопасного развития общества;

• расширение и углубление знаний об объектах исследования - объектах ТЭК, о предмете исследования - оценке устойчивости и безопасности функционирования объектов ТЭК;

48 _

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты

• распространение новых знаний по важнейшим проблемам устойчивости эргодиче-ских систем;

• обсуждение актуальных и острых проблем изучения повышения устойчивости функционирования объектов ТЭК;

• проведение исследований по разработке методического аппарата для оценки устойчивости функционирования объектов ТЭК.

Темы исследований:

1. Обоснование методического аппарата по оценке устойчивости функционирования объектов жизнеобеспечения;

2. Оценка устойчивости функционирования объекта топливно-энергетического комплекса;

3. Оценка безопасности функционирования систем электроснабжения категорирован-ных городов;

4. Оценка устойчивости и безопасности функционирования мини теплоэлектростанции на базе газотурбинного двигателя.

Формы деятельности:

В целях реализации научного направления и формирования научной школы практикуются как индивидуальные формы организации НИР (адъюнктура, аспирантура, докторантура, соискательство), так и коллективные (семинары, конференции, научные сборники, веб-форумы и др.).

В качестве форм деятельности формирования научной школы основными являются следующие:

• Проведение научных конференций, методологических семинаров, симпозиумов, выставок.

• Участие в проектах на основе грантов.

• Издание книг, монографий, учебников, учебных пособий, методических материалов и сборников научных статей.

• Выполнение и защита диссертаций (специальность 05.26.02 «Безопасность в ЧС» и специальность «Гражданская оборона и местная оборона»).

• Руководство экспериментальными исследованиями.

План работы кафедры по формированию научной школы на ближайшее время:

• Разработка Положения о Научной школе.

• Введение основных положений Программы Научной школы в содержание и структуру деятельности кафедры и Академии, его сотрудников.

• Формирование научно-исследовательской лаборатории «Устойчивость сложных технических систем».

• Определение исследовательских и опытно-экспериментальных задач научной школы. Конкретизация приоритетных направлений исследований, экспериментов и инноваций Научной школы применительно к учебному процессу Академии и других ВУЗов. Организация постоянно действующих семинаров на базе форума Научной школы (кафедры).

• Осуществление координации текущих и будущих диссертационных исследований с Программой Научной школы. Оформление взаимодействия Научной школы с другими ВУЗами и научными организациями.

• Заключение договора на научное руководство, учебно-методические услуги, проведение курсов и др. Составление программы очных (выездных) мероприятий Научной школы.

• Формирование новых научных направлений: методология оценки устойчивости функционирования объектов ТЭК и технико-экономическое обоснование мероприятий; повышение эффективности мероприятий по устойчивому функционированию объектов экономики и территорий в чрезвычайных условиях.

• Обсуждение и уточнение основных направлений Научной школы во время методологического семинара, а также подведение итогов реализации намеченных планов на ближайшее время.

Проблемные задачи

• Разработать математический аппарат по оценке устойчивости функционирования объектов ТЭК.

• Обосновать использование новых методик оценки эффективности мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов ТЭК в ОУ МЧС и подсистемах РСЧС.

• Создать программный комплекс для оценки устойчивости функционирования объектов топливно-энергетического комплекса.

• Проведение ряда вычислительных экспериментов по оценке безопасности функционирования электрической части ТЭЦ.

• Разработка методик оценки устойчивости и безопасности функционирования мини теплоэлектростанции на базе газотурбинного двигателя.

УДК 624.191.35

РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ВЗРЫВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ БОРЬБЫ С ЛЕДЯНЫМИ ЗАТОРАМИ НА РЕКАХ, ПРИ ОБРУШЕНИЯХ ЗДАНИЙ И КОНСТРУКЦИЙ В РАЙОНАХ ЧС

Баринов А.В., к.т.н. проф.; Щекунов В.В., к.т.н.

Академия гражданской защиты МЧС России

DEVELOPMENT AND APPLICATION OF NEW EXPLODING TECHNOLOGIES FOR FIGHTING AGAINST RIVER ICE BLOCKAGE, BUILDINGS & STRUCTURES COLLAPCE IN THE AREAS OF EMERGENCY SITUATIONS

Barinov A.V., Shchekunov V.V.

Формирование и развитие научного направления «Разработка и применение новых взрывных технологий для борьбы с ледяными заторами на реках, при обрушениях зданий и конструкций в районах ЧС» на кафедре инженерной защиты населения и территорий начато в 2001 году и тесно связано с развитием и совершенствованием теории и практики инженерной защиты населения и территории в ЧС мирного и в военного времени в последние годы. Работа посвящена этой научной школе.

Увеличение угроз и рисков для жизни населения России потребовали новых подходов к развитию инженерной защиты населения и территорий в условиях воздействия поражающих факторов ЧС природного, техногенного и военного характера.

Возникла необходимость разработки единого научного подхода, позволяющего осуществлять анализ условий и факторов, несущих угрозы жизнедеятельности человека и с учетом полученных данных разрабатывать научно обоснованные предложения, направленные на оптимизацию инженерно-технических мероприятий для защиты населения и территорий в любых условиях.

В качестве научного подхода, позволяющего решить такую задачу, был избран метод системного анализа, позволяющий использовать методологию комплексного изучения процесса инженерной защиты как системы, его целей, функций, структуры, организации и информации, выявления анализа и решения проблем на основе использования достижений различных наук, математических методов и вычислительной техники.

С позиций системного подхода инженерная защита населения и территории в ЧС рассматривается не только как многогранный, изменяющийся, требующий постоянного совершен-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.