Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ'

МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ЗРЕЛОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тимиргалеева Рена Ринатовна

В статье обоснована необходимость развития методологии цифровой трансформации агропромышленного комплекса и предложен инструментарий для проведения интегральной оценки уровня цифрового развития аграрного сектора региона. Разработана анкета для проведения оценки уровня цифровой зрелости субъектов АПК Крыма, проведен анализ результатов, на основе чего выявлены основные барьеры цифровой трансформации АПК Крыма и даны рекомендации по их преодолению. Предложена методика проведения интегральной оценки уровня цифрового развития аграрного сектора. Даны выводы и рекомендации по созданию мега-платформ (экосистем) и сформулированы направления цифровой трансформации АПК Крыма, обоснована необходимость разработки и реализации стратегии цифровой трансформации, позволяющей обеспечить развитие отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE LEVEL OF DIGITAL DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

The article substantiates the need to develop a methodology for digital transformation of the agro-industrial complex and proposes tools for conducting an integral assessment of the level of digital development of the agrarian sector of the region. A questionnaire was developed to assess the level of digital maturity of the subjects of the agro-industrial complex of Crimea, an analysis of the results was carried out, on the basis of which the main barriers to the digital transformation of the agro-industrial complex of Crimea were identified and recommendations were given for overcoming them. A methodology for conducting an integral assessment of the level of digital development of the agricultural sector is proposed. Conclusions and recommendations for the creation of mega-platforms (ecosystems) are given and directions for the digital transformation of the agro-industrial complex of Crimea are formulated, the need to develop and implement a digital transformation strategy to ensure the development of the industry is substantiated.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

УДК 338.43 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-288-294

ТИМИРГАЛЕЕВА Р.Р. МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Ключевые слова: уровень цифрового развития, агропромышленный комплекс, стратегия цифровой трансформации, цифровая зрелость.

В статье обоснована необходимость развития методологии цифровой трансформации агропромышленного комплекса и предложен инструментарий для проведения интегральной оценки уровня цифрового развития аграрного сектора региона. Разработана анкета для проведения оценки уровня цифровой зрелости субъектов АПК Крыма, проведен анализ результатов, на основе чего выявлены основные барьеры цифровой трансформации АПК Крыма и даны рекомендации по их преодолению. Предложена методика проведения интегральной оценки уровня цифрового развития аграрного сектора. Даны выводы и рекомендации по созданию мега-платформ (экосистем) и сформулированы направления цифровой трансформации АПК Крыма, обоснована необходимость разработки и реализации стратегии цифровой трансформации, позволяющей обеспечить развитие отрасли.

TIMIRGALEEVA, R.R.

METHODOLOGY FOR ASSESSING THE LEVEL OF DIGITAL DEVELOPMENT OF THE AGRO-INDUSTRIAL

COMPLEX OF THE REPUBLIC OF CRIMEA

Key words: level of digital development, agro-industrial complex, digital transformation strategy, digital maturity.

The article substantiates the need to develop a methodology for digital transformation of the agro-industrial complex and proposes tools for conducting an integral assessment of the level of digital development of the agrarian sector of the region. A questionnaire was developed to assess the level of digital maturity of the subjects of the agro-industrial complex of Crimea, an analysis of the results was carried out, on the basis of which the main barriers to the digital transformation of the agro-industrial complex of Crimea were identified and recommendations were given for overcoming them. A methodology for conducting an integral assessment of the level of digital development of the agricultural sector is proposed. Conclusions and recommendations for the creation of mega-platforms (ecosystems) are given and directions for the digital transformation of the agro-industrial complex of Crimea are formulated, the need to develop and implement a digital transformation strategy to ensure the development of the industry is substantiated.

Агропромышленный сектор РК, имеющий свои особенности в реализации бизнес-процессов производства, распределения, обмена и потребления, где действие экономических законов приобретает специфические формы, является одной из приоритетных сфер экономики региона. При этом состояние АПК и его стратегическое значение для экономики Крыма обуславливает необходимость активизации процессов развития, направленных на повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции региона, в том числе, за счет освоения и применения современных информационно-коммуникационных технологий и достижений Индустрия 4.0, реализации Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [6].

Определенный вклад в исследования фундаментальных и прикладных аспектов функционирования и развития агропромышленного сектора в условиях цифровой экономики внесли отечественные и зарубежные ученые. Так, авторы работы [3] в своем исследовании проанализировали готовность сельскохозяйственной отрасли России к внедрению цифровых технологий и ее характерные особенности, что позволило не только выявить приоритетные направления цифровизации АПК, но и провести оценку их влияния на экономику страны и на отдельные сферы АПК. Автор работы [5] проанализировал современные тенденции цифровой трансформации АПК. Вместе с тем, несмотря на высокий теоретико-методологический и практический уровень проведенных коллегами исследований, не до конца раскрытой остается проблема формирования эффективной модели развития АПК Республики Крым в контексте его инновационно-технологического развития в современных условиях хозяйствования - в условиях постоянных изменений и вызовов внешней среды. Разработка новой парадигмы развития АПК требует разработки и применения соответствующего математического инструментария. В данном контексте цель статьи состоит в обосновании необходимости развития методологии цифровой трансформации агропромышленного комплекса и разработке инструментария интегральной оценки уровня цифрового развития аграрного сектора региона.

Совершенно очевидно, что разработка любой парадигмы должна опираться на полное и достоверное отображение состояния и динамики развития объекта исследования. Отметим, что в экономической литературе не существует единого подхода к оценке развития аграрного сектора. Большинство исследований по данной проблематике посвящены отдельным вопросам повышения

эффективности использования потенциала АПК. Так, Я. Григоренко предлагает проводить комплексный анализ потенциала аграрного сектора, используя при этом теорию кумулятивного развития [4]. Предложенный комбинированный метод рейтинговых исследований объединил в единый технологический цикл методы системного анализа и аналитического планирования, а также метод сравнительной и количественной оценки.

Использование данного метода предполагает последовательную реализацию ряда этапов:

1) определение сути проблемы и последующая ее декомпозиция на более простые составляющие, проведение т.н. структурной декомпозиции выявленной проблемы;

2) формирование базы данных показателей официальных источников информации с предварительной проверкой адекватности данной выборки. Проводится на основе метода корреляционного анализа;

3) расчет рейтинговых оценок на основе метода сравнительной количественной оценки; анализ полученных результатов на основе последовательного объединения в одном исследовательском цикле методов рейтинговой оценки, матричных моделей стратегического анализа МакКинзи и АВС-анализа, и статистической группировки [4].

Данный подход обеспечивает не только объективность оценки и научную обоснованность исследования, но и возможность формирования научно-обоснованных программ, стратегий, концепций и направлений развития агропромышленного комплекса.

Учитывая, что современное развитие АПК невозможно без учета уровня его цифрового развития, предлагаем оценивать уровень его цифрового развития посредством интегрального показателя оценки уровня стимулирования развития аграрного сектора отдельных районов Крыма, включив в интегральную оценку такой показатель, как индекс стимулирования цифрового развития:

т • ОТ^ТЛ 1 / + I 5£,/ЕЯ + I яг, / Я5Й+ I 5£,/£>Й

I ] ьбк =-,

где I 81, ] 8ВЯ - интегральный показатель оценки уровня стимулирования развития аграрного сектора районов Крыма; I 81, ] 8Я - индекс стимулирования социального развития аграрного сектора _]-го региона Крыма; I 81, ] ЕЯ - индекс стимулирования экономического развития аграрного сектора ]-го региона Крыма; I 81, ] Е8Я - индекс стимулирования экологического развития аграрного сектора ]-го региона Крыма; I 81, ] БЯ - индекс стимулирования цифрового развития аграрного сектора _]-го региона Крыма.

Данные индексы стимулирования цифрового, социального, экономического и экологического развития аграрного сектора регионов Крыма необходимо рассчитывать на основе учета таких стимулов, как инвестиционно-инновационные, трансферные, институциональные, налоговые. При этом каждый из индексов стимулирования рассчитывается на основе стандартизированных значений каждого из обозначенных стимулов.

В рамках исследования, с целью оценки уровня цифровой зрелости субъектов АПК Крыма была составлена и предложена для заполнения анкета (таблица 1).

Таблица 1.

Анкета для оценки уровня цифровой зрелости субъекта АПК

Варианты ответов Баллы

1 ПЕРСОНАЛ

1.1 Проводится ли обучение персонала в области цифровизации знаний?

Да, проводятся постоянно 2

Да, но редко и не систематично 1

Нет, не проводятся 0

1.2 Существует ли в организации специальный отдел ИТ-специалистов?

Да, занимается внедрением технологий и помощью другим сотрудникам 2

Находится на этапе создания 1

Нет, в нем нет необходимости 0

1.3 Применяется ли система мотивации для сотрудников?

Да, система настроена автоматически в зависимости от результатов работы каждого сотрудника 2

Да, рассчитывается вручную 1

Нет, не предусмотрена 0

2 ТЕХНОЛОГИИ

2.1 Применяется ли специальное программное обеспечение в бухгалтерском учете?

Да 2

Нет 0

2.2 Применяется ли специальное программное обеспечение в системе внутреннего документооборота?

Да 2

Нет 0

2.3 Применяется ли специальное программное обеспечение в управлении отношения с клиентами (СЯМ-системы)?

Да 2

Нет 0

3 ДАННЫЕ

3.1. Проводится ли сбор и анализ данных в процессе деятельности компании?

Да, сбор и анализ данных связан с Big Data и полностью автоматизирован 2

Да, сбор и анализ данных проводится лично сотрудником и только по необходимым агентам 1

Нет, информацию не собираем 0

3.2. Предусмотрены ли меры обеспечения кибербезопасности?

Кибербезопасность осуществляется за счет внедрения системы защитных технологий 2

Применяем пароли и антивирусные системы на компьютерах 1

Применяем пароли на компьютерах 0

4 КЛИЕНТЫ

4.1. Предприятие имеет собственный Web-сайт?

Да, сайт налажен, информативен и функционален 2

Да, сайт есть, выступает визитной карточкой 1

Нет, сайт на стадии разработки 0

4.2. Ведете ли электронную торговлю?

Да, основной поток денежных средств идет через сайт, где клиент может сформировать заказ без участия 2

менеджера

Да, заказ из корзины поступает на оформление менеджеру 1

Нет, товары и услуги предоставляем лично 0

5 КОНКУРЕНТЫ И ПАРТНЕРЫ

5.1. Взаимодействует ли ваша организация с компаниями-конкурентами?

Да, можно говорить о стратегическом партнерстве 2

Да, но без влияния на внутреннюю деятельность компании 1

Нет, придерживаемся жесткой конкуренции 0

6 ПРОИЗВОДСТВО

6.1. Применяются ли технологии в управлении производственным оборудованием?

Да, полностью автоматизированный процесс 2

Да, для некоторых этапов 1

Нет, находимся на этапе разработки 0

7 ОБЩИЕ ВОПРОСЫ

7.1. Анализируете ли рынок, на котором представлен ваш продукт?

Да, применяем для этих целей специализированное программное обеспечение и/ или цифровые технологии 2

Да, анализ проводим самостоятельно 1

Нет, анализ не проводим 0

Таблица 2.

Краткая характеристика субъектов АПК Крыма_

Район Крыма Форма предприятия

ИП/ЧП/ЧСП ООО/АО КФХ/ФХ КО/ГУП СПК/ПК

1. Симферопольский район 0/0/0 66/3 6/0 0/0 3/2

2. Первомайский район 56/0/0 21/2 20/0 0/0 6/0

3. Красноперекопский район 14/0/0 21/0 14/0 0/0 1/0

4. Ленинский район 77/0/0 21/1 10/0 0/0 1/0

5. Красногвардейский район 1/0/0 36/5 11/0 0/0 7/0

6. Кировский район 0/0/1 12/2 4/4 0/0 2/0

7. Бахчисарайский район 0/0/0 8/1 0/0 1/0 0/0

8. Джанкойский район 3/1/0 23/1 1/0 0/0 4/0

9. Белогорский район 21/0/0 28/1 2/0 0/1 3/0

10. Нижнегорский район 0/0/0 15/3 26/4 0/0 1/0

11. Раздольненский район 6/0/1 15/0 4/0 0/0 2/0

12. Черноморский район 10/0/0 17/1 3/0 0/0 0/0

13. Советский район 0/0/0 15/0 6/0 0/0 0/0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В опросе приняли участие 20% субъектов АПК из 13 районов Крыма, что составило 137 хозяйств. Полученные результаты показали, что субъекты АПК Крыма имеют крайне низкую степень цифровой зрелости и не готовы к цифровой трансформации своего бизнеса. Только в части опрошенных субъектов АПК Крыма есть структуры для развития цифрового сельского хозяйства. Такое положение вещей вызвано наличием определенных барьеров, среди которых отметим

следующие:

1) отсутствие стратегии цифровой трансформации, когда лидеры изменений в лице руководства не всегда правильно воспринимают значение цифровизации для отрасли и своих предприятий. Так, одни считают, что цифровая трансформация заключается в видоизменении деятельности IT-подразделения. Другие рассматривают данный процесс лишь как возможность реализации электронных продаж. Однако в том или ином случае инициаторам цифровой трансформации на предприятиях АПК необходимо понимать, что цифровая трансформации представляет собой глубокую действенную производственно-предпринимательскую трансформацию на основе современных цифровых технологий с целью оптимизации бизнес-процессов и повышения общей результативности (производительности), улучшения взаимодействия с клиентами, партнерами и стейкхолдерами, усиления их лояльности. Очень важно наличие стратегии цифровой трансформации [2, 7], которая будет направлена на объединение людей, девайсов, физических объектов в единую экосистему;

2) неполное, в отдельных случаях неправильное представление о цифровой экономике. В данном случае руководство, менеджеры и собственники опираются на экономические принципы ведения бизнеса, сформулированные в эпоху индустриализации экономики. Поскольку ранее эти принципы работали и позволяли достичь определенных успехов в карьере, данные субъекты не готовы к переменам, в результате соприкосновения с новыми экономическими реалиями цифровой экономики у них сформировалось внутреннее сопротивление. Руководству предприятиями АПК, как лицам, принимающим решение о цифровой трансформации, необходимо понять и принять тот факт, что цифровые технологии позволяют быстро, свободно, безопасно и без дополнительных затрат воспользоваться любым предложением. Применение таких технологий как блокчейн, «умные» контракты» и др. дают возможность реализовать ценовую конкуренцию, которая уже доказала свою эффективность - она уничтожила порядка 40% доходов субъектов хозяйствования, 25% их прибыли до уплаты процентов и налогов за счет утраченных возможностей. Поэтому те субъекты, которые осознают важность и преимущества цифровой трансформации, смогут не только обеспечить свою конкурентоспособность, но и выдержать нарастающие темпы цифровой экономики даже в условиях снижения общемировой экономической эффективности;

3) игнорирование возможностей экосистемы. Развитие цифровой экономики невозможно без формирования экосистем, которые способны успешно заменить традиционную модель бизнеса, что уже проиллюстрировали быстро растущие онлайн-магазины, порталы, платформы и streaming-сервисы интернет-бронирования. Позитивные примеры наблюдаются в коммерции, где сетевые бренды активно интегрируются не только с цепочками собственных фирменных магазинов, но и с профессиональными платформами, расширяющими свои экосистемы, что делает их высоко конкурентными структурами по отношению к финансовым институтам. Такие платформы, как Amazon, Apple Pay, Tencent, Alibaba, Uber, Airbnb и другие [1], трансформируются в платформенные корпорации, объединяющие традиционные и цифровые компании как основных, так и смежных отраслей. Формируемые масштабные экосистемы показывают свою высокую эффективность, которая имеет тенденцию к повышению за счет привлечения современных информационно-коммуникационных технологий (искусственный интеллект, интернет вещей, Big Data, машинное обучение, «облачные» технологии и другие);

4) опасение негативных последствий применения цифровых технологий. Цифровая трансформация будет успешна в случае быстрой и своевременной адаптации как в оперативном, так и в стратегическом аспекте. Для повышения скорости и масштабности цифровых трансформаций необходимы новые компетенции в аналитике, дизайне, технологиях, нужны новые бизнес-модели и разнообразные производители и поставщики цифровых продуктов. Кроме того, необходимы цифровые стратегии, требующие значительных инвестиций в информационно-коммуникационные технологии. Данные стратегии должны быть гибкими и проактивными, способными формировать новые идеи на основе пилотных проектов, перевода бизнеса в «облако», использования других вышеуказанных современных ИКТ.

Важным при оценке степени развития АПК является оценка уровня эффективности государственной аграрной политики. Это позволяет сравнивать полученные результаты, которые как раз и формируют возможности для определения совокупности предпосылок, оказывающих влияние на систему государственного регулирования функциональных параметров аграрного

сектора экономики. Оценку действенности аграрной политики следует проводить на основе аналитических показателей, которые позволят оценить ее результативность и эффективность.

Методика проведения интегральной оценки уровня цифрового развития аграрного сектора заключается в следующем:

1) применение мультипликативной формы интегрального индекса, характеризующего исследуемые зависимости нелинейными связями;

2) одновременное нормирование и интегральная оценка индикаторов и их пороговых значений, формализованное обоснование весомых коэффициентов.

При этом интегральная оценка уровня цифрового развития аграрного сектора экономики Республики Крым предполагает реализацию последовательных действий: 1) формирование множества индикаторов; 2) определение фактических значений индикаторов; 3) нормирование индикаторов; 4) определение весомых коэффициентов; 5) расчет интегральных индексов по отдельным составляющим. Следующим этапом интегральной оценки уровня цифрового развития аграрного сектора Республики Крым является нормирование, по которому индикаторы-дестимуляторы преобразуются в стимуляторы. При этом нормирование индикаторов-стимуляторов осуществляется по максимальным значениям, а индикаторов-дестимуляторов - по минимальным значениям. Важность процедуры нормирования заключается в том, что она переводит индикаторы разных размерностей в безразмерные величины, а также позволяет сопоставлять разнонаправленные индикаторы.

Отметим, что информационной базой для управленческого воздействия на уровень цифрового развития аграрного сектора экономики является обоснование весомых коэффициентов, для определения которых можно применять экспертные оценки, к примеру, метод попарных сравнений, которые, по сути, являются субъективными. Это вызвано тем, что экспертные оценки основаны на частичном интуитивном предположении привлекаемых экспертов относительно развития исследуемого явления (в нашем случае - цифрового развития), что снижает научную и практическую ценность получаемых результатов. В этой связи считаем, что определение весомости индикаторов уровня цифрового развития аграрного сектора при формировании значения его интегрального показателя целесообразно проводить на основе метода главных компонент, позволяющий устранить субъективность оценки. Расчет весовых коэффициентов будем осуществлять поэтапно: 1) построение корреляционной матрицы; 2) выделение главных компонент; 3) расчет факторных нагрузок; 4) идентификация главных компонент.

В модели главных компонент связь между первичными признаками и компонентами описывают следующей зависимостью: = где - стандартизированное значение /-той

компоненты с единичными дисперсиями, суммарная дисперсия равна нескольким признакам т; С - вклад /-той компоненты в суммарную дисперсию множества индикаторов.

Компонент формулы О рассчитаем по формуле: С = хМетод главных компонент

будем применять в случае отсутствия макроэкономической модели или в случае невозможности дать формализованное описание индикаторов информационной и экономической безопасности как

эндогенных параметров макромодели. При этом весомые коэффициенты ш будем рассчитывать по

_

формуле: . Б свою очередь указанный подход дает возможность с учетом

нелинейности экономических процессов определить динамику интегрального индекса цифрового

п п

1= \\2?> =

развития аграрного сектора Крыма путем его расчета по формуле: 1=1 1=1 где

I - интегральный показатель цифрового развития аграрного сектора Крыма; г1 - нормированные значения индикаторов; ш - весовые коэффициенты; п - количество индикаторов.

Отметим, что интегральная оценка цифрового развития аграрного сектора Крыма требует обязательного наличия четкой иерархической структуры, которая формализуется из составляющих данного показателя. В этой связи формирование системы индикаторов вышеуказанной оценки целесообразно осуществлять с учетом ряда требований к индикаторам - индикаторы должны:

- измеряться не только качественно, но и количественно;

- быть представлены в официальных формах статистической отчетности;

- обеспечивать возможность проведения оценки цифрового развития АПК не только на уровне Крыма, но и на уровне его отдельных регионов.

Выводы и перспективы дальнейших исследований. Исследование показало, что большинство субъектов АПК Крыма не готовы к реализации современных направлений развития, в том числе, вкладывать средства в сельское хозяйство с цифровой сетью. Субъектам АПК РК необходимо не только осознать, но и принять вызовы цифровой экономики, которые позволят им выйти на новый уровень своего развития, повысить конкурентоспособность и устойчивость. Однако только осознания и приятия данного факта недостаточно, необходима грамотная цифровая стратегия, направленная на преодоление указанных выше барьеров. Она должна быть понятной и реализуемой, позволяющей достичь конкретных результатов.

Агропромышленный сектор необходимо рассматривать как один из ключевых участников мега-платформ - экосистем, деятельность которых нужно основывать на технологиях блокчейн, позволяющих интегрироваться в производственный процесс сельскохозяйственной продукции и в процесс ее продвижения, а также обеспечивающих прозрачность всех процессов, продовольственную безопасность и защиту интересов потребителей и партнеров благодаря возможностям пересматривать всю информацию, собранную по цепочке создания конечного продукта. Такие направления цифровой трансформации АПК, как: данные в режиме реального времени о погоде, зрелости культур, содержания полезных веществ в почве, качество воздуха для увеличения урожайности; анализ спутниковых данных, метеостанций и сельскохозяйственной техники для повышения эффективности АПК; цифровые программы для информирования субъектов АПК об условиях окружающей среды и состояния сельскохозяйственной продукции, дают новые возможности и дополнительные источники дохода, основанные на интеллектуальной, сетевой аграрной экосистеме.

Таким образом, современные интерактивные цифровые технологии имеют фундаментальные ценности для АПК Крыма и дают им возможность достичь лучших результатов в аграрном секторе (урожай становится лучше, а продукция качественнее), стать более технологичными и инновационными, получить экономические, социальные и экологические выгоды, что способствует повышению их конкурентоспособности как на местном, так и на глобальном уровне. Необходимо инвестировать средства в современные информационные системы в АПК, подготовку кадров, способных создавать и грамотно использовать информационно-коммуникационные технологии в сельском хозяйстве. Цифровая трансформация АПК Крыма будет способствовать их успешному развитию.

Литература и источники

1. Biologico: Anabio-Cia, migliorare tracciabilità con nuove tecnologie digitali. Cia-Agricoltori Italiani. 2018. URL: https://www.cia.it/news/notizie/ biologico-anabio-cia-migliorare-tracciabilita-con-nuove-tecnologie-digitali/ (2l.07.2022).

2. Внедряем digital-стратегию в бизнес: 5 ловушек, которые можно избежать. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vshk.org/media/ vnedraem-digital-strategiu-v-biznes-5-lovusek-kotorye-mozno-izbezat

3. Глушак Н.В., Елаго Т.А. Сельское хозяйство России в эпоху цифровизации // Развитие агропромышленного комплекса в условиях цифровой экономики: сборник научных трудов. - Кинель: РИО Самарского ГАУ, 2Q2Q. - С. 6-9.

4. Grigorenko Ya.A. Scientific and methodological foundations of a comprehensive assessment of the agrarian potential of regions to ensure their economic security // Agromir. - 2017. - № 11. - С. 7Q-76.

5. Мамай О.В. Современные тенденции цифровизации аграрного сектора экономики // Инновационные достижения науки и техники АПК : сб. науч. тр. - Кинель: РИО Самарского ГАУ, 2Q18. - С. 524-529.

6. Паспорт Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/urKnm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf.

7. Что такое digital-стратегия и зачем она нужна? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: igitalbee.com/blog/digital-marketing/chto-takoe-digitalstrategiya-i-zachem-ona-nugna/

References and Sources

1. Biologico: Anabio-Cia, migliorare tracciabilità con nuove tecnologie digitali. Cia-Agricoltori Italiani. 2018. URL: https://www.cia.it/news/notizie/ biologico-anabio-cia-migliorare-tracciabiHta-con-nuove-tecnologie-digitaH/ (21.07.2022).

2. Vnedryaem digital-strategiyu v biznes: 5 lovushek, kotorye mozhno izbezhat'. [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://vshk.org/media/ vnedraem-digital-strategiu-v-biznes-5-lovusek-kotorye-mozno-izbezat

3. Glushak N.V., Elago T.A. Sel'skoe hozyaj stvo Rossii v epohu cifrovizacii // Razvitie agropromyshlennogo kompleksa v usloviyah cifrovoj ekonomiki: sbornik nauchnyh trudov. - Kinel': RIO Samarskogo GAU, 2020. - S. 6-9.

4. Grigorenko Ya.A. Scientific and methodological foundations of a comprehensive assessment of the agrarian potential of regions to ensure their economic security // Agromir. - 2017. - N° 11. - S. 70-76.

5. Mamaj O.V. Sovremennye tendencii cifrovizacii agrarnogo sektora ekonomiki // Innovacionnye dostizheniya nauki i tekhniki APK : sb. nauch. tr. -Kinel': RIO Samarskogo GAU, 2018. - S. 524-529.

6. Pasport Nacional'noj programmy «Cifrovaya ekonomika Rossijskoj Federacii» [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://static.government.ru/media/files/urKnm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf.

7. Chto takoe digital-strategiya i zachem ona nuzhna? [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: igitalbee.com/blog/digital-marketing/chto-takoe-digitalstrategiya-i-zachem-ona-nugna/

ТИМИРГАЛЕЕВА РЕНА РИНАТОВНА - доктор экономических наук, профессор, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Научно-исследовательский институт сельского хозяйства Крыма, г. Симферополь

TIMIRGALEEVA RENA R. - Doctor of Economics, Professor, Crimean Federal University. IN AND. Vernadsky, Research Institute of Agriculture of the Crimea, Simferopol (timirgaleeva@mail.ru).

УДК 339:377.3 DOI: 10.24412/2308-264X-2022-4-294-298

ЦЗЯН СИНТУН

ИССЛЕДОВАНИЕ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОЛЛЕДЖАХ ПРОВИНЦИИ ХЕЙЛУНЦЗЯН

Ключевые слова: Россия, провинция Хэйлунцзян, китайско-российская торговля, российский рынок, трансграничная электронная коммерция, подготовка кадров, профессиональные колледжи Хэйлунцзяна.

Провинция Хэйлунцзян имеет уникальные географические преимущества в трансграничной электронной торговле с Россией. Однако подготовка специалистов в области трансграничной электронной коммерции не в полной мере соответствует современным задачам ее быстрого развития. Рассматривая проблемы обучения специалистов в сфере трансграничной электронной коммерции, автор показывает, что сегодня необходимо решать двуединую задачу - готовить неуклонно возрастающее количество специалистов в сфере трансграничной электронной коммерции, в соответствии с фактическим спросом со стороны предприятий-потребителей, а также прививать кадрам дух инноваций и предпринимательства. Поэтому в статье предлагается система мер, прежде всего, связанных с тем, чтобы высшие профессиональные колледжи наладили сотрудничество между школой, предприятием, банком и обучением в колледже, сформировав модель обучения по схеме «Сотрудничество между школой и предприятием + заказное обучение». Также автор предлагает развивать конкурсные принципы обучения, последовательно укреплять преподавательский состав, обладающий высокими компетенциями в сфере трансграничной электронной торговли между Хэйлунцзяном и Россией. С учетом специфики приграничных районов Хэйлунцзяна, предложены новые подходы к обучению специалистов с целью обеспечения кадровой поддержки для быстрого развития индустрии трансграничной электронной торговли с Россией.

JIANG XINTONG

A STUDY ON THE TRAINING MODEL OF CROSS-BORDER E-COMMERCE TALENTS IN HEILONGJIANG

VOCATIONAL COLLEGES

Key words: Russia, Heilongjiang 's Province, Chinese-Russian trade, Russian market, cross-border e-commerce, personnel training, Heilongjiang Vocational Colleges.

Heilongjiang has a unique geographical advantage in cross-border e-commerce with Russia. However, the training of cross-border ecommerce talents can not meet the rapid development of cross-border e-commerce. Therefore, in terms of cross-border e-commerce talents training, we should train a large number of cross-border e-commerce talents with the spirit of innovation and entrepreneurship according to the actual demand of cross-border e-commerce enterprises. Therefore, this paper puts forward that higher vocational colleges should establish cooperation among school, Enterprise, bank and training, establish "Cooperation between school and enterprise + order-type" training, promote learning by competition, suggestions such as strengthening the construction of teaching staff for cross-border e-commerce between Heilongjiang and Russia in the border areas of Heilongjiang were put forward to construct a new talent training model, with a view to providing talent support for the rapid development of the cross-border e-commerce industry between Russia and Russia.

There is no doubt that e-commerce is developing well. E-commerce has long permeated people's lives, and people have developed the habit of shopping online. Judging from the enterprises and business models damaged by the epidemic, most of them are entity enterprises that are separated from e-commerce, instead, e-commerce enterprises in the logistics system, has become the support of medical supplies and living supplies an important force. Heilongjiang's proximity to Russia gives it a natural advantage in developing trade and cross-border e-commerce with Russia. Heilongjiang has become the province with the largest number of cross-border e-commerce platforms, the largest number of e-commerce packages and the largest cross-border sales to Russia. With the development of Heilongjiang's "Belt and Road" and cross-border e-commerce with Russia, there is a need for a large number of e-commerce talents who can work seamlessly with cross-border e-commerce enterprises. However, there are still some shortcomings in the training of cross-border e-commerce talents in Heilongjiang vocational colleges, which can not meet the needs of development. Faced with this situation, e-commerce majors in Heilongjiang Vocational Colleges, which are at the forefront of cross-border training with Russia, how to provide cross-border ecommerce services between Heilongjiang and Russia, and how to keep up with the needs of cross-border e-commerce development in the training of cross-border e-commerce in Russia are important issues that need to be urgently solved at present.

An analysis of the prospects of cross-border e-commerce talents training between

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.