Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА'

МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербакова Е.С., Пятаев Д.А.

В данной статье рассматриваются основные содержательные составляющие понятия «менеджмент», а именно: предмет, объект, задачи, функции и цели. Проводится анализ основных особенностей исполнения аспектов менеджмента в учреждениях связанных с образовательной деятельностью, выявляется необходимость использования данных особенностей в практической деятельности. Рассматривается понятие специалиста-менеджера образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF EDUCATIONAL MANAGEMENT

This article discusses the main substantive components of the concept of "management", namely: subject, object, tasks, functions and goals. The analysis of the main features of the implementation of aspects of management in institutions related to educational activities is carried out, the necessity of using these features in practical activities is revealed. The concept of a specialist manager of an educational organization is considered.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА»

УДК 377.111.3

Щербакова Е. С. студент 1 курса магистратуры Гуманитарно-педагогический институт Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти Пятаев Д. А. студент 2 курса Институт финансов, экономики и управления Тольяттинский государственный университет

Россия, Тольятти

МЕТОДОЛОГИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация: В данной статье рассматриваются основные содержательные составляющие понятия «менеджмент», а именно: предмет, объект, задачи, функции и цели. Проводится анализ основных особенностей исполнения аспектов менеджмента в учреждениях связанных с образовательной деятельностью, выявляется необходимость использования данных особенностей в практической деятельности. Рассматривается понятие специалиста-менеджера образовательной организации.

Ключевые слова: менеджмент; образовательная деятельность; образовательная организация; образовательный менеджмент.

Shcherbakova E.S. 1st year graduate student Humanitarian and Pedagogical Institute Togliatti State University Russia, Togliatti Pyataev D. A. 2nd year student

Institute of Finance, Economics and Management

Togliatti State University Russia, Togliatti

METHODOLOGY OF EDUCATIONAL MANAGEMENT

Abstract: This article discusses the main substantive components of the concept of "management", namely: subject, object, tasks, functions and goals. The analysis of the main features of the implementation of aspects of management in institutions related to educational activities is carried out, the

necessity of using these features in practical activities is revealed. The concept of a specialist manager of an educational organization is considered.

Keywords: management; educational activity; educational organization; educational management.

Личностное развитие, образование и воспитание - это процессы, которые зависят от образования с учетом индивидуальных интересов и особенностей учащегося. Инструмент одного из основных аспектов системы образования расширяет, переносит, усваивает и осваивает новые вещи и способности в процессе обучения. Известным ресурсом являются знания, в то же время безвредные для формирования личности и процесса обучения, включая контроль над учащимися.

Педагогический менеджмент рассматривается как комплексная форма организации, принципов, технологических методов управления, направленных на повышение качества образовательного процесса. Профессорско-преподавательский состав считается менеджерами познавательных и образовательных процессов, ответственными за учебно-воспитательный процесс, который осуществляет управленческую деятельность в образовательном учреждении.

Следует отметить, что все функции образовательного менеджмента являются базовыми, но функции управления в образовательном менеджменте имеют характерную особенность, они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл.

Выделим основные задачи образовательного менеджмента:

1. Сплочение рабочего коллектива, объеденного общими целями.

2. Постоянное развитие сотрудников.

3. Поддержка и развитие инициативы.

Так как у каждого сотрудника практическая и теоритическая база отлична друг от друга, коммуникация между рабочим коллективом строится прежде всего на индивидуальной ответственности [4].

Следует выделить важность планирования в образовательной деятельности в целом, ведь оно отвечает целому ряду обязательных требований и входит в процессы управления планово - прогностическая функции, рассмотрим основные из них:

1. Цель, ее предназначение, структурная установка и условия при которых она будет достигаться.

2. Планирование (долгосрочное и краткосрочное), его роли и единство.

3. Общественные и государственные начала, их сочетание и важность в реализации образовательной деятельности.

4. Прогнозирование и планирование рассматриваемые со стороны стабильности и возможности изменения вектора их комплексного характера.

Для того чтобы начать работать над планируемыми задачами и целями, необходимо определить, кто будет это выполнять, то есть, кто возьмет на себя ответственность за субъекты управления, сформулировать, что должен делать каждый субъект, то есть определить его функциональные обязанности, профессионально воспользоваться всеми принципами образовательного менеджмента. Таким образом, основными руководящими принципами приложения являются:

1. Организационная и исполнительная функции: создание видения для организации деятельности, направленной на человека, научно и практически обоснованное распределение функциональных обязанностей в системе управления руководителей школ, преподавательского состава.

2. Рациональная организация труда.

3. Система автономного управления внутри школы [5].

Открытые образовательные ресурсы и массовый предоставляемый

контент, позволили использовать различные подходы к более открытой информации и знаниям. Однако, в то время, нет видимой разницы между существенным преобразования ключевых процессов образования, хотя были сделаны некоторые наработки и появились некоторые трещины в давно сложившихся гипотезах или неосознанных моделях обучения менеджмент занимается решением данной проблемы [2].

Одним из недавних введений в лексику бизнеса и общества стало «образование в области ответственного управления» - термин, популярность которого повысилась благодаря включению в Глобальный договор Организации Объединенных Наций компонента Принципов ответственного управленческого образования (PRME). Добавление понятия «ответственный» к управленческому образованию и обучению побудило преподавателей менеджмента найти способы пропаганды прогрессивных экологических, социальных и культурных ценностей среди студентов и преподавателей. Означает ли это введение концепции «ответственности» что-то иное для профессионалов и менеджеров, которые, говоря словами призыва к публикации статьи для этого специального выпуска журнала «Business ethics», «в своей организационной среде учатся принципам устойчивости, ответственности и этики». Этот документ демонстрирует, что подавляющее большинство исследований ответственности в управленческом образовании на сегодняшний день проводилось с учетом формального институционального образования, и значительно меньше внимания уделялось тому, как люди «проводят» обучение ответственному управлению на практике [3].

В заключении хочется ещё раз выделить основные личностные характеристики менеджера в сфере образования, а именно: самоконтроль, личные цели и желание работать над собой, желание непрерывно обучаться новому и делиться полученными знаниями с другими, умение работать в коллективе, навыки руководителя и желание работать над собой и созданием и развитием успешных проектных команд [1].

Цели педагога и менеджера образовательного учреждение идентичны, а именно то, что педагог и руководитель (менеджер) являются организаторами деятельности людей, влияющих на жизнедеятельность и рабочие процессы всего предприятия, что естественно положительно или отрицательно влияет на качестве предоставляемых услуг и внутреннюю среду в целом.

Использованные источники:

1. Гончаров М. А. Основы менеджмента в образовании: учебное пособие / М. А. Гончаров. — 3-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2016. — 476 с.

2. Мескон М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. — М.: Вильямс, 2016. — 672 с.

3. Челнокова Е. А., Коровина Е. А., Агаев Н. Ф. Педагогический менеджмент как вид управленческой деятельности педагога // Современные наукоемкие технологии. — 2015.

4. Щербакова Е.С., Федоров М.Е., Менеджмент в образовании //Экономика и социум №11(90) 2021 URL:

https://www.iupr.ru/_files/ugd/b06fdc_e0893c45f0604755a965b7601bc6f435.p df?index=true (дата обращения: 31.03.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.