Т.Г.Навазова, кандидат педагогических наук
МЕТОДОЛОГИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Формирование новой социально-экономической среды определило новую стратегию развития профессионального образования, направленную на удовлетворение интересов личности, общества (государства), производства и собственно системы образования.
При формировании методологических подходов к рассмотрению системы непрерывного профессионального образования мы исходим из принципиального положения об определяющей и нормативно-регулирующей роли государства в развитии системы образования, так как образование относится к числу общих благ жизнедеятельности. Вместе с тем переход России к рыночной экономике определил необходимость дополнить регулятивную функцию государства в управлении образованием рыночными механизмами.
Развитие теории и практики непрерывного образования в России и за рубежом (С.Ю.Алферов, А.П.Беляева, А.А.Вербицкий, Л.А.Воло-вич, Б.С.Гершунский, Г.Л.Ильин, М.В.Кларин, М.И.Махмутов, Г.В.Мухаметзянова, А.М.Новиков, П.Н.Новиков, В.Г.Онушкин, И.Н.Семенов, Г.Д.Сорокоумова, Н.М.Таланчук и др.) показало, что при решении проблемы организации непрерывного профессионального образования человека одновременно решаются задачи гуманизации и демократизации профессионального образования, обеспечения его опережающего характера.
Одной из актуальных проблем в сфере профессионального образования и образования в целом является проблема создания непрерывной системы образования - единой системы образования человека в течение всей его жизни, в рамках которой человек может осуществлять выбор образовательных траекторий в соответствии с его индивидуальными потребностями и особенностями, а также потребностями рынка труда и перспективами развития производства и общества.
Впервые концепция "непрерывного образования" была представлена на форуме ЮНЕСКО (1965) крупнейшим теоретиком П.Ленграндом.
В его трактовке непрерывного образования воплощена гуманистическая идея: в центр
всех образовательных систем ставится человек, которому следует создать условия для полного развития способностей на протяжении всей жизни. По-новому рассматриваются этапы жизни человека: устраняется традиционное деление жизни на периоды учебы, труда и профессиональной актуализации. Понимаемое таким образом непрерывное образование означает продолжающийся всю жизнь процесс, в котором важную роль играет интеграция как индивидуальных, так и социальных аспектов человеческой личности и ее деятельности.
В 1972 году был опубликован доклад Международной комиссии по развитию образования (доклад Э.Фора "Учиться, чтобы быть: мир образования сегодня и завтра"), в котором обосновывалось предложение принять так называемое непрерывное образование в качестве "руководящей концепции" в области образования как в развитых, так и развивающихся странах. Это предложение нашло отражение в заключительном докладе 3-й Международной конференции по образованию взрослых (г.Токио, 1972 г.).
Разнообразие терминов, относящихся к непрерывному образованию, отражает различные аспекты непрерывного профессионального образования. Согласно исследованиям Г.Д. Со-рокоумовой, наиболее часто употребляются в мировой практике такие термины, как продолжающееся образование (continuing education), пожизненное образование (lifelong education), перманентное образование (permanent education), возобновляющееся образование (recurrent education), образование взрослых (adult education), дальнейшее (продвинутое) образование (further education), последипломное обучение (postgraduate education), компенсаторное обучение (remedial education) и др. В разных странах предпочитают пользоваться различными терминами: в США употребляют в основном термин "пожизненное образование", в Англии - "продолжающееся образование", в Швеции - "возобновляющееся образование". Последний термин также предпочитают использовать в Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), считая, что "индивид получает образование по частям в течение всей жизни.
Это означает отход от современной практики непрерывающегося образования в учебном заведении перед тем, как индивидуум приступит к трудовой деятельности, и предполагает чередование образования с другими видами деятельности, главным образом с работой".
Этот подход нашел отражение в изданном Международной организацией труда Международном классификаторе, согласно которому "система образования непрерывна в том смысле, что человек может на любом этапе своей жизни получить взаимосвязанные программы общего, профессионального, специального образования, которые обладают гибкостью и способностью быть индивидуализированными".
За период с 1972 г. по настоящее время был создан определенный научный задел для выхода на новый этап обобщения исследований и новаторского опыта по проблемам непрерывного образования.
Большой вклад в теоретико-методологическое исследование проблемы непрерывного профессионального образования, вывод ее на новый уровень понимания и восприятия, перевод данной проблемы в качественно новую плоскость внес А.М. Новиков. Проведенный им историко-педагогический анализ становления идеи непрерывного образования показал, что в отечественной педагогике она прошла три этапа.
Первый этап (феноменологический, конец 70-х - начало 80-х годов) характеризовался пониманием непрерывного образования как образования взрослых, которое входило в компонент дополнительного образования. На этом этапе приоритетом пользовались запросы государства и общества, личность находилась на втором плане.
Второй этап (концептуальный, середина 80-х— начало 90-х годов) отличался углублением идеи непрерывного образования, что способствовало разработке и принятию в 1989 году "Концепции непрерывного образования". В теоретическом плане непрерывное образование стало рассматриваться как фактор целостного развития личности, как социально-педагогический, фундаментальный принцип построения модели образования. Были разработаны содержательные характеристики непрерывного образования как процесса и как института. (В.Г.Онушкин и др.)
Третий этап (теоретический, начало 90-х - конец 90-х годов) характеризовался разработкой аспектных систем непрерывного образования, формированием на практике реальных систем непрерывного образования, включающих многофункциональные, многопрофильные и многоуровневые учебные заведения. Теоретико-ме-
тодологическим обобщением данного этапа можно считать разработку А.М. Новиковым целостной системы принципов непрерывного профессионального образования.
В настоящее время мы имеем дело с четвертым, технологическим этапом, на котором должны быть разработаны конкретные механизмы и средства "стыковки" различных подсистем непрерывного образования. На этом этапе должен быть рассмотрен региональный аспект проблемы становления и развития идеи непрерывности профессионального образования.
По исследованию В.П. Игнатьева, к середине 80-х годов XX века большинством отечественных исследователей было принято определение, согласно которому система непрерывного образования представляет собой «комплекс государственных и иных образовательных учреждений, обеспечивающий организационное и содержательное единство и преемственную взаимосвязь всех звеньев образования, совместно и скоординированно решающих задачи воспитания, общеобразовательной, политехнической и профессиональной подготовки каждого человека с учетом активных и перспективных общественных по-требностей и удовлетворяющих его стремление к самообразованию, развитию на протяжении всей жизни».
В терминологическом словаре системы дополнительного профессионального образования под непрерывным образованием в настоящее время понимается процесс роста образовательного (общего и профессионального) потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и негосударственных (частных) образовательных учреждений и соответствующий потребностям личности и общества. В педагогическом словаре дано следующее определение: "Образование непрерывное - целенаправленное получение человеком знаний, умений и навыков в течение всей жизни в учебных заведениях и путем организованного самообразования".
В.А. Ермоленко в своем исследовании отмечает: несмотря на то, что идея непрерывного (пожизненного) образования разрабатывается уже несколько десятилетий и для ее реализации сделаны существенные шаги как в теоретическом, так и в практическом плане, остается не выясненным отношение двух основных подсистем непрерывного профессионального образования: формального (институционального) профессионального образования, реализующего повышение уровня образования в стационарных образовательных учреждениях (непрерывность "по вертикали"), и "трансформации квалификации", направленной на повышение квалификации,
расширение профиля, переквалификацию на базе имеющейся профессии (специальности) или получение новой профессии (специальности) без учета предшествующего профессионального опыта в ходе профессиональной подготовки (непрерывность "по горизонтали"). Они как бы существуют параллельно, а не образуют целостную систему образования человека в течение всей его жизни. Это связано с тем, что нет единой методической основы организации этих двух подсистем непрерывного профессионального образования, обеспечивающей непрерывность образования при переходе из одной подсистемы в другую.
Прогностический подход к образованию обосновывает необходимость проектирования содержания образовательных траекторий человека с учетом перспектив развития общества, производства, а также его личностного развития (Б.С.Гершунский, А.М.Новиков, П.Н.Новиков и др.).
Важность опережающего развития человека в непрерывном образовании подчеркивает А.А.Вербицкий: "Непрерывное образование (а не непрерывное обучение, как его иногда трактуют) призвано обеспечить условия для опережающего роста возможностей человека как личности на протяжении всей его жизни. Развитие человека рассматривается и как высшая ценность общества, и как главная производительная сила, в чем проявляется диалектика цели и средства. Личность выступает не только продуктом культуры, но и источником ее развития".
Результаты проведенного П.Н.Новиковым исследования теоретических основ опережающего профессионального образования показали, что одним из важнейших условий реализации опережающего профессионального образования яв-
ляется обеспечение в процессе непрерывного профессионального образования формирования постоянного прироста и развития достаточного минимума - ядра знаний. Другое важное условие — развитие умений пользоваться знаниями в инновационном режиме, желаний, способностей и возможностей к их обновлению и приращению.
В своем исследовании Т.В.Тишина, анализируя международную практику, сформулировала основные принципы политики непрерывного профессионального образования для Сибирского региона:
— новое отношение к профессиям: отсутствие как индивидуальных, так и коллективных устоявшихся верований, изменение процесса профессионального самоутверждения, потеря исторических тенденций, позволяющих привязать профессиональную подготовку ко времени;
— новое отношение к предприятиям: работник больше не связан до конца своей жизни с предприятием. Социальная ответственность предприятия играет все меньшую роль, организация труда изменяется все больше без учета человеческого фактора;
— новое отношение к обществу: классическое отношение к работе разрушается прежде всего под действием массовой безработицы. Потеря общественных связей заставляет каждого выживать поодиночке и замыкаться на себя. Это вызывает недоверие ко всему политическому и, в общем, ко всему коллективному.
Непрерывное профессиональное образование развивается как самостоятельная система и в то же время является подсистемой более масштабной системы образования. Ниже нами представлены элементы системы непрерывного про-
Органы управления -► Образовательные программы и гос. стандарты
Т
т
Рынок образовательных услуг
Внутрифирменное обучение
Индивиды ^ Образовательные учреждения ^ Предприятия и
организации
Потребители образовательных услуг
И
Система непрерывного профессионального образования
фессионального образования с учетом рыночных преобразований.
Такой подход позволяет несколько уточнить понятие непрерывного профессионального образования, а именно: под непрерывным следует рассматривать дополнительное профессиональное образование, непрерывность которо-
го корреспондируется с непрерывностью производственного процесса. Чем больше между ними теснота связи, тем более непрерывным является профессиональное образование. Поэтому непрерывность профессионального образования является не столько следствием характеристик образовательного процесса как такового,
Система непрерывного образования
Фонд подготовки на производстве
Фонд науки
Образовательный фонд
Инновационный фонд
Профессиональный капитал
Фонд здоровья
Интеллектуальный капитал
Фонд мотивации экономической деятельности
Человеческий капитал
Другие активы
Фонд мобильности Фонд
предпринимательства
сколько результатом соединения производственного и образовательного процесса.
Взаимосвязь фондов человеческого капитала с системой непрерывного профессионального образования
Интересным, на наш взгляд, является рассмотрение непрерывного профессионального образования с точки зрения его воздействия на формирование человеческого капитала, который становится таковым, т.е. приобретает способность приносить доход, только тогда, когда он соединяется с основным (вещественным) капиталом (Т.В.Тишина).
Введение в научный оборот категорий физического и морального износа "человеческого капитала" связывают с именем ученого И.Бен-Порэта. Восстановление морального износа напрямую связывается с основными задачами и принципами системы непрерывного образования.
Основной посылкой, послужившей соотнесению понятий образования человека и капитала, явилось то, что они оба приносят доход на осуществляемые в них инвестиции. Во-первых, образование определяется не как издержки производства, а как основные инвестиции в особую форму капитала, связанного с человеком. Во-вторых, образование в качестве созидания образовательного потенциала работников представляет собой не столько расходную статью бюджетов различных уровней, сколько процесс накопления капитала специфической формы. И, в-
третьих, использование человеческого капитала в процессе труда представляет собой получение дохода на вложенные инвестиции, т.е. не оплату товара "рабочая сила" и даже не оплату труда, а процент на вложенный капитал.
Чем больше человек инвестирует в свое образование, тем выше должны быть его доходы. Поэтому можно полагать, что непрерывное образование может стать основной потребностью человека.
Происходящие в последнее время изменения в экономическом развитии страны обострили ситуацию и в сфере образования, сконцентрировав усилия исследователей не на теоретических и методологических инновациях в области экономики образования, а на решении задач прикладного характера, связанных с определением места системы образования в рыночной экономике и условий ее реформирования.
Последний вывод касается исследования экономических аспектов развития системы собственно непрерывного образования.
Исследование различных подходов научного осмысления взаимодействия экономики и образования в научных теориях позволяет утверждать, что между экономикой и образованием существует устойчивая связь.
Развитие 1
Образование
I
Устойчивое развитие Непрерывное образование
^ W
Экономическое развитие Непрерывное профессиональное образование
^ w
Взаимосвязь развития, образования и экономики
Проведенный анализ позволяет взглянуть на непрерывное профессиональное образование как на процесс устойчивого экономического развития. И если с нашей точки зрения образование невозможно без развития, то все экономические заключения относительно развития связаны и с понятием образование.
Непрерывное образование как непрерывный процесс инвестирования увеличивает доходы, с одной стороны, самого работника, а с другой - предприятия и государства. Следует иметь в виду, что если повышение образования действительно осуществляется при функционировании системы образования непрерывно, то увеличение дохода - это процесс дискретный. Требуется не только инвестирование, но и определенный период накопления человеческого капитала.
Американский ученый Т.Шульц рассматривает систему непрерывного образования как "отрасль промышленности", которая производит капитал с особенно длительным сроком службы, поскольку образование дает возможность всю жизнь получать доход и способность участвовать в духовной жизни общества.
В исследованиях Г.Е. Шелковникова утверждается, что в рамках непрерывного образования необходимо по-новому формировать системные знания, совершенствовать процесс обучения, технологию производства знаний, кардинально изменить образовательную концепцию, которая должна быть ориентирована на качество и активизацию творческого потенциала работающего человека, ибо в современных условиях российским фирмам все труднее создавать и поддерживать конкурентное преимущество.
Степень преимущества фирмы, ее гибкости зависит от способностей как отдельных людей, так и организации в целом накапливать знания и обучаться, генерируя новые знания. Сегодня знания превращаются в ключевой ресурс устойчивости фирмы, формируют ее квалификационный потенциал и обеспечивают стра-
тегическое развитие и инновации в организации. С одной стороны, крупные корпорации мира уже включили знания в сферу стратегического менеджмента и направляют в нее от 3,5 до 10% своих доходов. С другой стороны, меняются требования к профессиональному образованию, в рамках которого формируются технологические (предметные) и
концептуальные (инновационные) знания.
Таким образом, приходим к выводу, что ведущей концепцией нашего времени является концепция обучения человека в течение всей его сознательной жизни. Она получила наименование непрерывного образования (англ. - lifelong education).
По определению Р.Г.Даве, непрерывное образование - это процесс личного, социального и профессионального развития индивида на протяжении его жизни, осуществляемый в целях совершенствования качества жизни. Это всеобъемлющая и объединяющая идея, включающая формальное, внеформальное и неформальное обучение.
А.П.Владиславлев дает более точное определение непрерывному образованию, под которым понимается систематическая, целенаправленная деятельность по получению и совершенствованию знаний, умений и навыков как в любых видах общих и специальных учебных заведений, так и путем самообразования.
В заключение необходимо подчеркнуть, что система непрерывного профессионального образования представляет совокупность элементов, обладающих различной степенью соединения производственных и образовательных процессов, однородных по своим задачам и организационно объединенных в одно целое. Система непрерывного профессионального образования представляет собой сложную систему, подчиняющуюся основным законам теории систем, относится к материальным, живым, динамичным, открытым и организованным системам, при исследовании которых необходимо учитывать воздействие случайных факторов.
Исходя из этого, мы можем рассматривать систему непрерывного повышения квалификации как сложную, нелинейную, открытую, неравновесную самоорганизующуюся систему, обменивающуюся с окружающей средой преимущественно информацией и генерирующую ее при этом обмене.
Литература
1. Алферов С.Ю. Непрерывное образование // Советская педагогика. — 1990. — № 8. - С.131-136.
2. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение // Монография. - М., 1999. - С.75.
3. Концепция непрерывного образования // Высшие и средние специальные заведения. — М., 1989. - № 5. - С.5-27.
4. Образование взрослых на рубеже веков: вопросы методологии, теории и практики в XXI в. / Под ред. В.И.Подобеда, Н.П.Литвиновой и др. - СПб., 2002. - С.183.
5. Стуканов А.П. Концепция синергети-ческого управления непрерывного повышения квалификации педагогических кадров. - М., 2003. - С.328.
6. Фурсей Г.Н., Рюмцев Е.И., Чирятьев М.Н. Наука и образование в общем контексте культуры как определяющий фактор устойчивого развития России. - СПб., 1999. -С.164.