Научная статья на тему 'Методология научного познания и исследования: содержание и современные представления'

Методология научного познания и исследования: содержание и современные представления Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
11830
1001
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / ПАРАДИГМА / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / ПОЗНАНИЕ / МЕТОД / МЕТОДИКА / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ / УРОВНЕВАЯ КОНЦЕПЦИЯ МЕТОДОЛОГИИ / SCIENCE / PARADIGM / RESEARCH / METHOD / COMPLEX OF METHODS / METHODOLOGY / METHODOLOGICAL FOUNDATIONS / HIERARCHICAL CONCEPTION OF METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Петрий Петр Владимирович

В статье раскрываются основные подходы к пониманию методологии научного познания и исследования, позволяющие в полной мере представить содержание методологических установок и регулятивов в деятельности современного ученого. Особое внимание обращено на использование в исследовательской деятельности уровневой концепции методологии, которая характеризуется наличием совокупности и качественной специфики методов по степени их общности. Делается вывод о том, что исследовательская деятельность предполагает соблюдение определенной последовательности и логических правил, обусловленных методологическими и логико-методическими требованиями к данному процессу. Совокупность методологических рекомендаций адресована докторантам, адъюнктам и соискателям, осуществляющим диссертационные исследования по различной тематике в области гуманитарных и социально-экономических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF A SCIENTIFIC RESEARCH AND EXAMINATION: THE MAINTENANCE AND A MODERN CONCEPTION

The article shows the main approaches of understanding the methodology of a scientific research and examination that allow us to imagine in the whole measure the maintenance of the methodological stereotypes and regulators in the activity of a modern scientist. Special attention is given to using an hierarchical conception of methodology in the researches, what characterized by the presence of totality and high-quality specificity of the methods on the degree of their community. The conclusion is given on the foundation that researches contemplate the observance of a special sequence and logical principles that are caused by the special methodological and logical requisitions to this process. The totality of methodological recommendations is directed to persons working for doctor's (Ph.D. degree), post-graduate students, work at a military academy and to competitors, who working for dissertations, that devoted to humanitarian and socio-economic sciences.

Текст научной работы на тему «Методология научного познания и исследования: содержание и современные представления»

© Вестник Военного университета. 2011. № 4 (28). С. 7 - 11.

Петрий П.В.

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Исследование в любой области познания, в том числе и научной, подчинено общим закономерностям познавательного процесса и осуществляется с помощью методологических регулятивов. В то же время научное исследование имеет свои, только ему присущие признаки, обусловливаемые спецификой взаимодействия субъекта и объекта познания, особенностями применяемых средств и способов достижения предполагаемых результатов. Эти и другие обстоятельства требуют внимательного обращения к проблемам методологии научного познания и исследования в целях адекватной оценки социальных явлений и процессов, а именно: сущности и содержания методологического знания, его уровней; соотношения методологии, метода и технологии познания; места и роли методологических регулятивов в практике научного творчества, развития методологической культуры исследователя.

Исходной для рассмотрения методологических проблем научного познания и исследования является характеристика базовых понятий «метод», «методология», «методика». Обратиться к этим понятиям важно еще и потому, что исследователи вкладывают в них разный смысл и часто трактуют не вполне однозначно. Напомним ряд определений, которые предлагаются в справочной и учебной литературе.

Метод (греч. тв1ко^8 - путь исследования, познания, теория, учение) в широком смысле означает сознательный способ достижения какого-либо результата, осуществления определенной деятельности, решения некоторых задач. Метод предполагает известную последовательность действий на основе четко артикулированного и контролируемого идеального плана в самых различных видах познавательной и практической деятельности в обществе и культуре.

Нередко используется и более краткое определение метода как совокупности приемов и операций практического и теоретического освоения действительности.

Методология - тип рационально-рефлексивного сознания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов в различных сферах духовной и практической деятельности.

Несколько иной аспект методологии, в большей степени обращенный непосредственно к действию, подчеркивается в также достаточно известном определении, где она трактуется, во-первых, как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе; и, во-вторых, как учение о методах и их использовании.

Методика представляет собой совокупность частных, практически ориентированных методов. Для понимания тенденции в изменении научно-философского знания важно отметить, что это понятие, будучи широко распространенным в научной и профессиональной лексике, только недавно было включено в философские справочники, где оно характеризуется как фиксированная совокупность приемов практической деятельности, приводящей к заранее определенному результату. В отличие от метода в задачи методики не входит теоретическое обоснование полученного результата, она концентрируется на технической стороне эксперимента и на регламентации действий исследователя.

Отметим, что указанные толкования используются не только в практике проведения каких-либо исследований, но и в любом сложном, требующем определенного порядка виде деятельности. В этом случае методология «подпитыва-ется» всеми формами культуры и всеми ресурсами общества, которые доступны деятелю. Поскольку доминантой современной культуры является научная рациональность, то основой методологии большинства видов профессиональной деятельности в настоящее время являются методы и концептуально-теоретическое содержание науки.

Выделение методологии из проблемного поля философии объясняется тем, что ее целью выступает создание условий для развития и оснащения любой деятельности: научной, художественной, инженерной, собственно методологической и т.д., другими словами, происходит методологизация сфер человеческой деятельности. Самостоятельный статус методологии объясняется тем, что она включает в себя онтологию. На нее возлагается задача изучить самостоятельно существующие образцы видов, типов, форм, принципов, способов и стилей мышления. Современная методология призвана решать следующие задачи: обогащать методологический инструментарий изучения реальности; вырабатывать понимание символических систем и реалий и отношение к ним; изучать специ-

фику антропологического и психологического подходов; анализировать целостность и взаимозависимость мыслительной деятельности и действительности; объяснять связи потенциала мышления и событий реальности и др.

Исторические предпосылки современной методологии образуют учения, в которых обосновываются возможности правильно организованного разума человека. Утверждение приоритета разума в науке Нового времени придало особую значимость методу как совокупности действий, призванных помочь достижению желаемого результата в познании и практической деятельности. Так, английский ученый и философ Фрэнсис Бэкон (1561-1626) сравнил метод познания с циркулем, то есть со своего рода инструментом мышления, которым может результативно пользоваться любой подготовленный и сведущий человек. К числу создателей первых систематических учений о методе относится и французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650). В работе «Правила для ума» он сформулировал ставшее впоследствии классическим определение: «Под методом же я разумею достоверные и легкие правила, строго соблюдая которые человек никогда не примет ничего ложного за истинное и, не затрачивая напрасно никакого усилия ума, но постоянно шаг за шагом приумножая знание, придет к истинному познанию всего того, что он будет способен познать» [2, с. 86].

В содержательном плане методы как основа методологии являются сложными деятельностными образованиями. Характеристики методов, в конечном итоге обеспечивающие их результативность, становятся различимыми и осознанными непосредственно в процессе деятельности.

В современной науке и в целом в методологическом знании как в рефлексии (определенный способ самосознания и самоанализа) различных видов профессиональной деятельности используется сложная классификация многообразия методологии и методов. Наиболее же распространенной является уровневая концепция методологии, которая в полной мере обнаруживается в познании и исследовании различных социальных явлений и процессов.

В уровневой концепции методологии применяется характеристика методологических средств по уровням, каждый из которых характеризуется в зависимости от качественной специфики методов (уровень их общности). Каждому из уровней в методологии соответствуют определенные формы научно-дисциплинарной и концептуально-теоретической локализации (то есть те научные дисциплины, теории и концепции, на которых основываются уровни методологии), а также система преобладающих методов.

Философский уровень методологии основывается в целом на философии как на форме общественного сознания, что позволяет использовать в научной деятельности понятия и содержательные положения базовых разделов философского знания (основы философии, онтология, гносеология, аксиология, история философии, философская антропология, этика, эстетика, логика). Данный уровень представлен целым рядом собственно философских методов, которые носят всеобщий, универсальный в рамках той или иной культуры характер. К ним относятся: философская рефлексия (трансценденция); онтопоэзис (выявление и выражение философских смыслов национального и специальных языков); онтологические схемы (трактовки устройства мира в целом), картины мира, гносеологические принципы познания и др.

Следует четко представлять себе, что философские методы задают лишь самые общие регулятивы исследования, его генеральную стратегию, но не заменяют специальные методы и не определяют окончательный результат познания прямо и непосредственно. Опыт показывает, что «чем более общим является метод научного познания, тем он неопределеннее в отношении предписания конкретных шагов познания, тем более велика его неоднозначность в определении конечных результатов исследования»[3, с. 13].

Но сказанное не означает, что философские методы вовсе не нужны. Как свидетельствует история познания, «ошибка на высших этажах познания может завести целую программу исследования в тупик. Например, ошибочные общие исходные установки (механицизм - витализм, эмпиризм - априоризм) с самого начала предопределяют искажение объективной истины, приводят к ограниченному метафизическому взгляду на сущность изучаемого объекта»[3, с. 15].

Как продолжение и уточнение философского уровня для социально-прикладных видов деятельности в ряде случаев выделяют социально-философский подуровень методологии. В содержательном плане на нем представлены различные философские учения об обществе, а также конкретизирующие их социально-гуманитарные науки: социология и социальная антропология, философия культуры и культурология, политология, социо(этно)психология, экономические и исторические науки, а также формационный, цивилизационный и культурологический подходы, структурно-компонентный и функционально-структурный методы познания социальной реальности.

Специфика общенаучного уровня методологии в содержательном плане задается теорией систем и системным подходом, синергетикой, семиотикой, тео-

рией коммуникации, теорией деятельности. На указанном уровне представлены общенаучные методы: эмпирические (например, наблюдение, эксперимент, сравнение) и теоретические (формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный, системный подход, а также анализ, синтез, абстрагирование, идеализация, дедукция, индукция, аналогия, моделирование как общелогические методы и приемы познания). Отметим, что в качестве промежуточной ступеньки от общенаучного уровня к методологии конкретных наук выделяется частнонауч-ная методология как совокупность методов, применяемая в той или иной отрасли науки, а также в относительно самостоятельных областях научного познания (естествознание, социально-гуманитарные, физические, биологические, технические науки и т.д.).

Конкретно-научный (дисциплинарный) уровень методологии в деятельности исследователя определяется возможностями теории управления и организации, содержанием научных (военно-научных) специальных дисциплин, общественных, естественных и технических наук (в том числе и военной науки). Дисциплинарному уровню соответствуют методы отдельных научных дисциплин. Применяются частные, приспособленные под определенную задачу, теоретические и эмпирические методы, а также используются специфические методы исследования и реализации профессиональной деятельности специалиста. К ним относятся: проблемный подход, метод поощряющего исследования, управленческий эксперимент, управленческий аудит, стратегическое планирование и др.

На междисциплинарном уровне методологии используется совокупность ряда синтетических методов, возникших как результат сочетания элементов других уровней методологии и нацеленных прежде всего на «стыковые» и «пограничные» области, которые формируются при взаимодействии научных дисциплин. Так, в военно-прикладном аспекте примерами такого рода областей являются: социальная работа в войсках, управленческие аспекты военной педагогики и психологии, военная история, акмеология1 военно-профессиональной деятельности, эргономические и организационно-технические аспекты управления и др.

В последнее время в практической деятельности человека все чаще учитывается социокультурный уровень методологии, в котором проявляется регули-

1Акмеология (греч. акте - копье, пик) - научная дисциплина, предметом которой являются наивысшие достижения в той или иной профессии или социально значимой области профессиональной деятельности. - П. П.

рующее и нормирующее воздействие на процесс познания идеологии, искусства, обыденных форм культуры и быта, крупных национально-культурных идей («Родина-мать», «Россия - великая страна», «мы - русские» и др.), источников и памятников народно-патриотического эпоса. Очевидно, что на социокультурном уровне используются не только простые инструментальные методы и методики, но и важные методологические смыслы обнаруживаются в ценностях, идеалах и традициях научного исследования, в целом в поведении и личной позиции ученого.

Рассуждая о структуре методологических основ науки, следует подчеркнуть, что все уровни методологии связаны между собой. Процесс получения нового знания не может обеспечиваться одним, даже самым важным, как казалось бы, методом, строиться на каком-либо единственном учении. Не следует также понимать под методологическими основами простую сумму отдельных методов, их «механическое единство». Напротив, они представляют собой сложную динамику горизонтальных и вертикальных связей, детерминированных сферой деятельности, ее содержанием, направленностью и т.д.

Результативность научного познания во многом зависит от умения исследователей уместно и целенаправленно использовать в своей деятельности различные методы и методологические стратегии, учитывать относительность и условность их разграничения. При отборе наиболее предпочтительных в данном исследовании методов и обработке методических процедур их использования важно учесть сильные и слабые их стороны. Например, при применении метода моделирования исследователь должен не только предусмотреть его огромные гносеологические и эвристические возможности, но и максимально рационализировать порядок их реализации. Необходимо взвесить слабые стороны метода, меру возможного субъективизма в оценке результатов, несовершенство технических и слабость материальных условий конструирования моделей. В этом прослеживается близость методологических ориентиров и чисто методических операций.

В целом методология не может быть сведена к какому-то одному, даже «очень важному методу». «Ученый никогда не должен полагаться на какое-то единственное учение, никогда не должен ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией» [1, с. 85].

Методологическая сторона в вопросах использования методов в специальных исследованиях требует определения границ, рациональных пределов приме-

нимости тех или иных методов. Исключается произвольный набор приемов и методов в познании без учета их адекватного соответствия предмету исследования. Несостоятельны и даже вредны крайности в подборе методов: с одной стороны, чрезмерное увлечение математическими и кибернетическими методами в военно-социальных, военно-оперативных и военно-технических исследованиях, а с другой - нигилизм по отношению к ним, чрезмерная осторожность, преуменьшение грани их применения.

Чрезвычайно важно проявлять творческий подход к использованию одних и тех же методов в различных областях знаний и в разных условиях. Так, необходимо обдуманное применение в исследовании методов аналогии и экстраполяции. Перенос знания с одного, ранее изученного факта (события) на другой - это лишь относительное сходство. Необходим конкретный анализ каждой отдельной ситуации. Так, немалый интерес представляет опыт ведения боевых действий советских войск в Афганистане в 80-х годах прошлого столетия. Но вовсе неприемлемо какое-либо механическое и нетворческое применение метода аналогии в плане указанного события с точки зрения использования его опыта, например, в интересах организации и проведения контртеррористической операции в Чеченской республике. Совершенно очевидна востребованность методической процедуры для учета военных событий в этом районе по методу аналогии с привлечением других методов познания.

В конечном итоге необходимо отметить, что даже самые рациональные методы не могут дать рецептов и готовых ответов. Самое большое, на что можно рассчитывать в использовании методов, - это то, что они дисциплинируют познавательный процесс, регулируют и упорядочивают исследовательскую и практическую деятельность, делают ее наиболее результативной.

Знание о методах составляет одну сторону методологии, но далеко не исчерпывает ее содержания. В современной науке в содержание методологии включают следующие основные компоненты:

во-первых, знание общей логики, этапов развития научной теории и науки в целом. Оно определяет все элементы процесса познания, в том числе и механизм применения таких инструментов получения новой информации, как методы. Представление об общей закономерности, динамике развития науки позволяет правильно определить объект, выделить предмет конкретных исследований, указать их место и роль среди элементов более обширной системы, показать, как

они изменяются под влиянием окружающей среды и как это должно быть воспроизведено в модели;

во-вторых, стиль научного мышления, который раскрывает объективную природу научного творчества, выражает ведущую методологическую черту данного исторического этапа познания и относится к области методологических ре-гулятивов;

в-третьих, парадигмальность научного знания (Т. Кун), которая выступает как совокупность исходных понятий и позиций исследователя, как некая теория-образец, служащая своеобразной моделью возникновения и развития других теорий конкретного этапа развития науки. Через теорию-образец проявляется методология, которая, по удачному сравнению В.С. Тюхтина, является катализатором конкретного научного знания;

в-четвертых, исследовательская программа. Именно она задает идеал научного объяснения и организации знания, а также формулирует условия, при которых знание рассматривается как доказанное и достоверное. В ее рамках формулируются самые общие базисные положения научной теории, ее важнейшие предпосылки.

Вышеперечисленные компоненты образуют обладающую методологическим статусом систему, которая позволяет получать необходимые знания на основе четких представлений о законах, тенденциях и противоречиях развития. Она обеспечивает не жестко ограниченный путь познания с применением тех или иных методов, а большое количество возможных известных и нетрадиционных путей научного поиска на базе множества методологических регулятивов. Это своеобразная культурная среда, которая влияет на все элементы познавательной и исследовательской деятельности.

Анализ методологии научного познания и исследования показывает необходимость дальнейшей разработки методологических проблем, повышения методологической культуры научных кадров. Ускорение темпов развития теории и практики требует не только дальнейшего совершенствования традиционных методов научного исследования, но и разработки новых, применение которых позволило бы повысить эффективность научного исследования. Именно поэтому разработка проблем методологии научного познания и исследования является непременным условием эффективности науки и ее оперативного воплощения в практику профессиональной деятельности по изучению имеющихся и возникающих социальных явлений и процессов.

* * *

1. Гейзенберг В. Физика и философия: часть и целое. М., 1989.

2. Декарт Р. Сочинения: в 2 т. /сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М., 1989. Т. 2.

3. Кравец А.С. Методология науки. Воронеж, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.