Научная статья на тему 'Методология научно-образовательной деятельности в системе медиакоммуникаций и художественной культуры'

Методология научно-образовательной деятельности в системе медиакоммуникаций и художественной культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
197
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология научно-образовательной деятельности в системе медиакоммуникаций и художественной культуры»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 378

Гольдман Ирина Леонидовна

канд. искусствоведения, доцент СПбПУ г.Санкт-Петербург, РФ E-mail: ira.goldman@inbox.ru

МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕДИАКОММУНИКАЦИЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация

В настоящее время приоритетным направлением динамичного развития вуза является интеграция науки и образования на основе междисциплинарного подхода. На всех ступенях высшего гуманитарного образования оказывается востребованным потенциал искусствоведения как научной дисциплины. Становится все более очевидным искусствоведческий ракурс научно -образовательной деятельности вуза в сфере медиакоммуникаций и мировой художественной культуры, что предусматривает определенную организацию учебного процесса.

Ключевые слова

Методология, интеграция, художественная культура, медиакоммуникации, гуманитарные технологии, пандейя, медиаобразование, креативная индустрия.

Современные коммуникативные технологии, такие как реклама, журналистика и связи с общественностью, активно влияют на гуманитаристику, процессы идентификации и рефлексии гуманитарного знания в медиапространстве, вторгаются в сферу художественной культуры, деятельность арт-институций. Максимальное вовлечение рекламной и PR-коммуникации в сферу креативной индустрии, интеграция медиапрактики в художественное пространство, творческую среду, и, наоборот, на этапе редевелопмента промышленных зон, создания на промышленных территориях культурных кластеров; взаимодействие коммуникативистики, медиалогии, пиарологии, рекламоведения и искусствоведческой науки уровне теории и практики, определяют ориентиры в системе вузовского образования, в частности подготовки студентов по образовательным программам высшего образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура), а также обусловливают методологические основания образовательной деятельности в сфере культуры, искусства и медиакоммуникаций в гуманитарном, творческом и техническом вузах, которые напрямую зависящие от достижений наук о культуре, человеке, духе и научно-исследовательских изысканий в области развития и применения гуманитарных технологий.

Отсюда напрашивается вывод, что теория и практика обучения студентов творческих специальностей и направлений подготовки в сфере культуры и медиакоммуникаций должны опираться на методологию гуманитарных наук, прежде всего, искусствоведения, культурологии, педагогики, а также учитывать возможности новых научных дисциплин, образовавшихся в результате междисциплинарной интеграции постнеклассической искусствоведческой науки: педагогическое искусствоведение (Б.М. Бим-Бад, Л.Р. Золотарева), культурологическое искусствоведение (О.А. Кривцун), «медиапедагогическое искусствоведение» (Термин авт. - И.Г.)

В свою очередь, огромный вклад в исследование проблем методологии гуманитарно -художественного, искусствоведческого образования внесли и продолжают вносить известные высшие образовательные учреждения, где в свое время были созданы и активно действуют поныне научные школы, проводятся фундаментальные исследования: Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, Санкт-Петербургский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, Санкт -Петербургская академия постдипломного образования, Московский педагогический государственный университет, Институт художественного образования Российской академии образования, Московского института открытого образования.

Однако, справедливости ради, стоит вспомнить, что еще с античных времен уделялось большое внимание художественному образованию, образованию через искусства. «Пандейя» в Древней Греции -

это «образование», «воспитание детей», включающее в себя обучение и воспитание. Основу «мусического», духовного, «интеллектуального» воспитания составляли музыка и поэзия. В этой связи известный филолог-классик В. Йегер, исследуя воспитание античного грека, отмечает: «...Четвертое столетие стало классическим веком в истории Пандейи, если под ним понимать стремление к воспитанию и культуре.. .Трезвое осознание духовного и морального крушения блестящей эпохи V века сделало греков способными ощутить значение воспитания и культуры с такой глубокой ясностью, что последующие поколения никогда не перестанут у них учиться»[1].

Действительно, современная система гуманитарно-художественного образования, реализуемый на практике принцип «культуросообразности» во многом обязаны античной «пандейе», в основе которой было заложено понимание культуры как необходимого и важного способа развития личности в системе.

Как же в свою очередь соотносятся методология гуманитарно -художественного образования и методология художественной деятельности?

Ответ на этот вопрос мы находим в размышлениях С.П. Ломова: «Художественная деятельность как специфическое проявление эстетической деятельности органически включает в себя остальные четыре вида человеческой деятельности: познавательную, ценностно -ориентировочную, преобразовательную и коммуникативную. В искусстве происходит органическое слияние основных видов деятельности, в результате чего рождается пятый ее вид, обладающий органической целостностью и неразложимый на составляющие его компоненты»[2].

В то же время в эпоху информатизации, стремительного развития информационных технологий, наблюдается смещение акцента с гуманитарно-художественного образования смещается в сторону профессионального медиаобразования, имеющего свою специфику и существенно трансформирующего наши представления о гуманитарных науках, в частности искусствоведении, указывая на возможности использования потенциала науки об искусстве в медиаобразовательной деятельности, отмечая при этом влияние последней на современный художественный процесс и развитие художественной культуры. В подтверждении чего обратимся к высказыванию известного ученого -исследователя Н.Ф. Хилько: «Сегодня аудиовизуальная культура в форме масс-медиа играет заметную роль в формировании общественного мнения как социального индикатора преобразований в стране и активной субъективации различных форм общественной активности. Результатом этого процесса является также формирование творческой мотивации на основе осмысления информации и перерастания индивидуального мнения в общественное, обсуждения индивидуальных позиций, обмена и столкновения точек зрении»[5].

Неизбежное сближение искусства, СМИ, рекламы и связей с общественностью, существующих в пространстве информационной культуры, привело к осознанию необходимости расширения сфер профессиональной деятельности искусствоведов, специалистов по рекламе, связям с общественностью и журналистов, а значит интеграция методологии профессионального гуманитарно -художественного, искусствоведческого и медиаобразования была предопределена.

Следует отметить, что системно и последовательно методология медиаобразования разрабатывается в Таганрогском педагогическом университете, где была создана научная школа, которой руководит известный специалист по медиапедагогике А.В. Федоров. При этом различают методику и методы медиаобразования. Если под первым понимается «процесс обучения основам медиакультуры в плане содержания данного образования и деятельности педагога и ученика, с учетом, вариативности, импровизации, диалогической формы преподавания и учения и требований к составляющим образовательного процесса», то под вторым - «способы работы педагога и ученика, при помощи которого достигаются цели медиаобразования. Типичные методы: словесные (рассказ, лекция, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение, анализ, дискуссия и т.д.); наглядные (просмотр аудиовизуального материала), репродуктивные, исследовательские, эвристические, проблемные, игровые (моделирование художественно-творческой деятельности создателей медиатекста, импровизация и т.д.)»[4].

Указанные выше методы направлены на формирование и развитие креативного мышления и творческих навыков в медиасфере и социокультурном практике, фундаментализацию учебного процесса, применение системного подхода к обучению, интеграцию теории и практики в сфере профессиональной коммуникации, «образованию через всю жизнь», выстраивание индивидуальной образовательной

траектории, обратной связи с учащимися, создание эргономичного и эстетичного образовательного пространства.

Методология медиаобразовательной деятельности фундируется на гуманитарной методологии, поскольку медиаобразование представляет собой важное направление профессионального гуманитарного образования, отражающего динамику, трансформацию и рефлексию современного гуманитарного знания, развитие которое происходит в русле междисциплинарной интеграции.

Именно поэтому, размышляя над гуманитарной методологией, известный ученый А. Моль в своих трудах, отмечает, что «классический метод гуманитарного познания широко используется дедукцией и приемом так называемых формальных рассуждений... В наше время фактура «экрана знаний» в корне иная... можно сказать, что она все больше становится похожей на волокнистое образование или войлок: знания складываются из разрозненных обрывков, связанными простыми, чисто случайными отношениями близости по времени усвоения, по созвучию или ассоциации идей. Эти обрывки не образуют структуры, но они обладают силой сцепления, которая не хуже старых логических связей придает экрану знаний»[3].

Таким образом, участие искусствоведа как междисциплинарного специалиста-педагога в научно-образовательной деятельности творческого, гуманитарного или даже технического вуза, способствует образовательной и профессиональной рефлексии, интеграции теории и практики в системе медиакоммуникаций и художественной культуры, оптимальному выбору современных подходов к организации учебного процесса студентов, применению активных методов обучения при реализации новых федеральных образовательных стандартов.

В свою очередь, грамотное соотношение вариативного и инвариативного искусствоведческо -культурологического компонентов в программах подготовки высшего образования на уровнях бакалавриата (54.03.01 «Дизайн», 42.03.02 «Журналистика», 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама в международном сотрудничестве»), магистратуры (42.04.01 «Реклама и связи с общественностью» (профиль «Реклама и коммуникации в международной сфере»), аспирантуры (50.06.01 «Искусствознание», 44.06.01 «Образование и педагогика» (профиль «Теория и методика профессионального образования) позволит, успешно ориентируясь в методике преподавания искусствоведческих и коммуникационных дисциплин, формировать универсальные, общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные, специальные компетенции, что обусловлено сменой образовательных парадигм, фундаментализацией, междисциплинарностью, интегративностью, информатизацией высшего образования, а также тесного взаимодействия креативной индустрии и современных медиа.

Список используемой литературы

1. Йегер В. Пандейя. Воспитание античного грека (Эпоха великих воспитателей и воспитательных систем») / Перевод с нем. М.Н. Батвинника. - М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 1997.

2. Ломов С.П., Аманжолов С.А. Методология художественного образования: Учебное пособие. - М.: МПГУ, 2011.

3. Моль А. Социодинамика культуры: Пер. с фр. / Вступ. статья ред. и примеч. Б.В. Бирюкова [и др.]. - М.: Прогресс, 1973.

4. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2010.

5. Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности: Монография. Омск: Изд. Сибир. филиала Рос. ин-та культурологии, 2001.

© И.Л. Гольдман, 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.