Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА'

МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крюков Владимир Васильевич, Разумова Юлия Викторовна

В статье исследован процесс моделирования стратегий цифровой трансформации систем управления предприятий. Выявлены особенности управления предприятием в условиях цифровой трансформации. Доказано, что концептуальным базисом роста результативности деятельности предприятий является трансформация систем управления в условиях цифровизации. Разработана методология моделирования стратегии цифровой трансформации системы управления предприятием. Предложена модель динамики развития предприятия в мультипроектном поле, которая отражает инновационные процессы как функцию времени, принимаемые управленческие решения, последовательность состояний экономической системы и внешнего окружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крюков Владимир Васильевич, Разумова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR MODELING STRATEGIES FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEMS REGION

The article explores the process of modeling strategies for digital transformation of enterprise management systems. The features of enterprise management in the context of digital transformation are revealed. It is proved that the conceptual basis for the growth of the performance of enterprises is the transformation of management systems in the context of digitalization. A methodology for modeling the strategy of digital transformation of the enterprise management system has been developed. A model of enterprise development dynamics in a multiproject field is proposed, which reflects innovation processes as a function of time, managerial decisions, the sequence of states of the economic system and the external environment.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ РЕГИОНА»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_12_62 УДК 338.242

МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

РЕГИОНА

Крюков Владимир Васильевич,

доктор экономических наук, профессор, проректор по цифровому развитию и информационной политике, Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Россия, e-mail: Vladimir.kryukov@vvsu.ru

Разумова Юлия Викторовна,

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления, заместитель проректора по академической политике, Владивостокский государственный университет, г. Владивосток, Россия, e-mail: Yuliya. Razumova@vvsu.ru

В статье исследован процесс моделирования стратегий цифровой трансформации систем управления предприятий. Выявлены особенности управления предприятием в условиях цифровой трансформации. Доказано, что концептуальным базисом роста результативности деятельности предприятий является трансформация систем управления в условиях цифровизации. Разработана методология моделирования стратегии цифровой трансформации системы управления предприятием. Предложена модель динамики развития предприятия в мультипроектном поле, которая отражает инновационные процессы как функцию времени, принимаемые управленческие решения, последовательность состояний экономической системы и внешнего окружения.

Ключевые слова: стратегия; цифровая трансформация; управление; моделирование; предприятие; эффективность; бизнес-процесс.

UDC 338.242

METHODOLOGY FOR MODELING STRATEGIES FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF ENTERPRISE MANAGEMENT SYSTEMS

REGION

Kryukov Vladimir Vasilievich,

Doctor of Economics, Professor, Vice-RectorforDigital Development and Information Policy, Vladivostok State University, Vladivostok, Russia, e-mail: Vladimir.kryukov@ vvsu.ru

Razumova Yulia Viktorovna,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Economics and Management, Deputy Vice-Rector for Academic Policy, Vladivostok State University, Vladivostok, Russia, e-mail: Yuliya.Razumova@vvsu.ru

The article explores the process of modeling strategies for digital transformation of enterprise management systems. The features of enterprise management in the context of digital transformation are revealed. It is proved that the conceptual basis for the growth of the performance of enterprises is the transformation of management systems in the context of digitalization. A methodology for modeling the strategy of digital transformation of the enterprise management system has been developed. A model of enterprise development dynamics in a multi-project field is proposed, which reflects innovation processes as a function of time, managerial decisions, the sequence of states of the economic system and the external environment.

Keywords: strategy; digital transformation; control; modeling; company; efficiency; buisness process.

Широкомасштабное внедрение цифровых технологий в деятельность и управление предприятиями является насущным требованием современности. Одним из путей достижения эффективной деятельности, высокой производительности бизнеса, поддержки конкурентных преимуществ, стремительного инновационного развития предприятий является внедрение и эффективное использование цифровизации. Цифровые технологии играют все большую роль в управлении бизнес-процессами и находят свое применение в таких аспектах, как цифровой персонал (англ. digital employees), цифровая работа, цифровое управление (англ. digital management).

Фундаментальные теоретические наработки в области исследования процессов информатизации и цифровизации нашли свое отражение в работах таких ученых, как Д. Белл, Дж. Вайнер, Дж. Винер, Х. Джонсон, П. Друкер, Б. Олин, Д. Рикардо, А. Смит, П. Стритен и др. Изучению проблем

и тенденций развития цифровой экономики, функционирования предприятий в условиях цифровых трансформаций, управления предприятиями в условиях диджитализа-ции посвящены работы И.В. Каблашовлй, И.В. Казьминой, А.А. Ковалева, М.В. Кислин-ской, Я.П. Силина, А.Н. Головиной, Е.А. Бор-ковой, Д.С. Бурцева [1-9].

Однако недостаточно внимания уделяется институциональной базе, тенденциям и инструментам внедрения технологий трансформации систем управления предприятий, процессов моделирования стратегического управления в условиях цифровизации экономики. В связи с этим существует потребность в разработке методологических и научно-прикладных аспектов решения данных задач.

В современных условиях предприятия находятся на стадии реформирования систем управления и бизнес-процессов. Реализация цифровизации требует постоянного совершенствования, поскольку в условиях эффек-

Цифровая информация, контроллинг, цифровая система управления, экономическая эффективность производства, цифровая операционная модель, цифровое рабочее место, цифровое привлечение

Концепция ' жтнмы управления предприятием в условиях цифровой трансформации

Цифровые компетенции, управление и обработка данных в режиме реалвного времени, бв1строта принятия решений, принятие решений «в один клик», интер активность среды и быстрот а ре акций на изменения, ориентация на конкретного пользователя, формирование цифровой экосистемы

Управление процессами на основе использования технологий обработки, анализа и прогнозирования больших массивов данных

Рисунок 1 - Особенности управления предприятием в условиях цифровой трансформации

тивного управления достигается снижение затрат и сокращение продолжительности производственного цикла. Цифровая трансформация предприятия - это внедрение современных технологий в его систему управления и бизнес-процессы.

Этот подход подразумевает в качестве первого компонента не только современное оборудование или программное обеспечение, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешним коммуникациям. Вторым компонентом является цифровая трансформация активов, основных и оборотных средств, используемых в производственном процессе, бизнес-процессов, создание цифровых каналов взаимодействия, в результате чего будут оптимизированы издержки и увеличится прибыльность. Использование цифровых технологий может также решить проблемы логистики, транспортной инфраструктуры, использования рабочей силы. Исходя из вышеуказанных положений, мы обозначили ключевые аспекты управления предприятием в условиях цифровизации (рис. 1).

В экономической науке существует ряд концепций управления, однако наиболее эффективными считаются комплексные, поэтому целесообразен пересмотр тех концепций, которые используют системный и процессный подходы управления.

Как показали исследования [5; 11], стратегия цифровой трансформации систем управления должна основывается на четырех подходах, направленных на повышение производительности, эффективности и адап-тированности систем управления и бизнес-процессов:

- методика быстрого анализа решений (FAST - Fast Analysis Solution Technology);

- методика выявления сильных, слабых сторон внутренней среды, а также возможности и угрозы внешней среды организации (SWOT-анализ);

- методика выявления влияния социальных, технологических, экономических, экологических факторов (PEST-анализ);

- бенчмаркинг; перепроектирование (концентрированное улучшение); реинжиниринг бизнес-процессов.

Анализ данных подходов позволил выделить основные принципы управления предприятиями в условиях цифровизации:

- комплексность - предусматривает всестороннее исследование взаимозависимостей;

- эффективность - предполагает, что затраты, понесенные на развитие бизнес-процессов, должны быть меньше оптимальных результатов;

- целесообразность - предусматривает удовлетворение потребностей;

- согласованность - предусматривает обмен информационными потоками;

оптимальность - предусматривает много-вариативность расчетов и обоснованность выбора.

Вышеуказанные принципы управления должны опираться на следующие аспекты:

1. Цифровые технологии в балансе с современными технологиями управления создают единое пространство для эффективного «цифрового менеджмента».

2. Традиционные бизнес-модели усовершенствуются или полностью видоизменяются.

3. Постоянное технологическое и кон-тентное обновление информационного пространства и коммуникаций в управлении.

4. Оптимизация каналов коммуникаций и баланс традиционных и электронных моделей бизнеса.

5. Активизация моделей удаленной работы - аутсорсинга, аутстаффинг и т.д.

6. Динамические этапы жизненного цикла товаров и компаний.

7. Постоянная связь с клиентом по разным каналам и формам.

Современные технологии цифрового менеджмента нуждаются в новых подходах к организации управления. Среди них - гибкие методологии разработки и управления проектами, создания ментальных карт и использование единой коллективной информационной среды для управления. Главное -активно внедрять изменения. Предприятия, внедряющие «цифровой менеджмент», становятся еще более динамичными, имеют высокий уровень готовности к изменениям и самообучению. Цифровой менеджмент изменяет бизнес-процессы, роль менеджеров и непосредственно предприятие.

С учетом вышесказанного возникает необходимость создания нового инструмента моделирования, который определял бы наиболее достоверные организационно-тех-

нологические и стоимостные параметры отдельных этапов стратегии, включая фактор риска принятия решений. Реализация указанных требований через создание моделей систем управления в условиях цифровиза-ции экономики определяет научно-практическую актуальность исследования. Рыночное положение предприятия, соответствующее базовой стратегии цифровизации бизнес-процессов, определяется установленными целями ресурсными возможностями (Р) и требованиями рынка Р). Поэтому направления цифровизации можно реализовать в виде трех стратегий трансформаций - целевой, финансовой и информационной, а также их синергизма.

Под целевой стратегией трансформации системы управления понимаем реализацию

множества целей, реинжиниринг структуры управления и операционной системы управления. Реализация цифрового потенциала на основе изменения структуры и расширения ресурсных возможностей предприятия, адаптации его внутреннего состояния к условиям цифровизации составляют сущность финансовой стратегии. Информационная стратегия направлена на изменение условий внешней среды и формирование новых потребностей рынка. Методология моделирования стратегии цифровизации системы управления предприятием, являющаяся формализованным инструментом изучения инновационного развития на микроуровне, основана на синтезе концепции и методов ее реализации (рис. 2).

Рисунок 2 - Методология моделирования стратегии цифровой трансформации системы

управления предприятием

Анализ системных, адаптивных и синер-гетических свойств стратегий, исследование их влияния на рыночную позицию позволяют выделить системную и синергетическую со-

ставляющие прироста суммарного эффекта от их использования. Таким образом, можно выделить следующие результаты для общей стратегии цифровой трансформации:

ДЕсистемы управления (G'.P ,D J - F(bG,P,D~) - (G, AP,D'\ - (G,P,AD~) (1) Л/'синсрг iü.P ,ü ) = F(HG,P, D) - (G.&P.D) - (G.P.bü) - (ДС.ДР.ДД) (2)

где (G', P', D') - синергетический эффект, возникающий в результате трансформации системы управления предприятия во времени, то есть цифровых динамических трансформаций.

Таким образом, анализ, структуризация и решение методологических и концептуальных проблем моделирования инновационных стратегий цифровизации системы управления предприятием позволяет выйти на качественно новый уровень формализованных процедур и методов моделирования инновационного развития на микроуровне.

Методы экономического анализа ограничены в исследовании особенностей микроэкономической динамики цифрового развития предприятия из-за отсутствия современного интеллектуализированного эффективного инструментария решения проблемы моделирования ситуаций неопределенности и прогнозирования скачкообразных бифуркаций экономических процессов предприятия в условиях цифровизации экономики. Поэтому для изучения динамики цифровой трансформации системы управление и получения обоснованных экономических результатов используем методологию моделирования экономических процессов, основанную на построении и анализе динамических систем.

Исходя из этого разработана концепция построения общей модели цифровой трансформации системы управления, которая основана на отражении инновационных процессов как функций времени, принимаемых стратегических и тактических решений и принятых мероприятий, последовательности состояний системы управления и внешнего окружения:

= fi(p)x + /z(p)y + /з(р> G(x,y,z,p) У = /г(р)У — — e~Pxx — e~YZz -» P(x,y, z,p) (3)

z = fs(p)z — e~jyy — e~Pxxe~yzz -» D(x,y,z,p)

где x (t), у (t), z (t) - эволюционные кривые; p e [—p0: p0]: ü<pO<x - параметр, характеризующий соотношение мероприятий цифровизации системы управления и общего объема товаров и услуг предприятия;

срг(и); г = - функция системы управления предприятия; а г о. ß > 0. у > 0 - параметры, отражающие

уровень противодействия трансформационных решений нестабильным факторам внешней среды;

Л_ = е~\Л2=е~\Лз=е~у, 0 < а, р, у<ш А! е[0;11; г=ХЗ А =Л1 Л2А*, = е~'л+^у\1Л е [0,1]

- мультипликатор полной амплитуды факторов неопределенности.

Предлагаемая модель является параметрической системой дифференциальных уравнений в трехмерном пространстве стратегий цифровой трансформации системы управления. Модель описывает нелинейные процессы и динамические феномены цифровой трансформации системы управления предприятия путем отображения переходных процессов и устойчивых режимов поведения систем. Свойством модели является зависимость поведения от параметра бифуркации, учет действия факторов внешней среды (цифровизации экономики) посредством включения в модель экзогенных параметров (а, р, Y)■

Таким образом, цифровизацию системы управления предприятия целесообразно рассматривать как управление деятельностью и ресурсами, что включает оцифрованную систему производства и реализации продукции, предусматривает оцифровку внешних взаимосвязей и внутренних бизнес-процессов. Цифровые технологии помогают предприятию найти дополнительные источники роста эффективности и возможностей для развития, актуализируют процессы трансформации моделей управления, коммуникаций, технологий и организационных структур предприятия на базе новых ценностей, приоритетов и ориентиров, что должно основываться на единстве требований партнерства, синергии и клиентоориентированности.

Концептуальным базисом роста результативности деятельности предприятий является трансформация систем управления в условиях цифровизации. Цифровизация является управленческой компонентой и составляющей ресурсно-имиджевого потенциала, что обеспечивает предприятию преодоление угроз функционирования и развитие в условиях влияния внешних и внутренних факторов с учетом определенной стадии жизненного цикла и особенностей на этих стадиях общих (планирование, организация, мотивация, контроль) и специальных функ-

ций менеджмента (логистика, информационное обеспечение, производительность, взаимодействие со стейкхолдерами, экономическая безопасность и т.д.).

В заключение отметим, что, в условиях цифровой трансформации системы управления разработана модель динамики развития предприятия в мультипроектном поле, основанная на отражении инновационных процессов как функций времени, принимаемых управленческих стратегических и тактических решений, последовательности состояний экономической системы и внешнего окружения. Модель сочетает преимущества и

возможности нескольких теорий и подходов, в частности, теории «устойчивости и бифуркаций», теории стейкхолдеров, методического подхода «управление по отклонениям», прикладных основ функционально-экономической диагностики и объектно-целевого менеджмента. Вектор цифровой трансформации систем управления предприятия определен обновленным форматом управления, который реализуется путем использования новейших информационно-управленческих технологий в процесс управления в сферах производства, распределения и потребления.

Список литературы_

1. Каблашова И. В., Логунова И. В., Саликов Ю. А. Инновационное развитие системы управления предприятием в условиях цифровой трансформации // Организатор производства. 2019. Т. 27. № 2. С. 46-58.

2. Казьмина И. В., Щеголева Т. В. Адаптивное развитие системы управления высокотехнологичных предприятий в условиях цифровой экономики. Воронеж: Кварта, 2021. 204 с.

3. Кислинская М. В., Лудушкина Е. Н. Построение модели оценки систем управления как необходимое условие цифровой трансформации крупных промышленных предприятий // Экономика и предпринимательство. 2019. № 8(109). С. 901-904.

4. Ковалев А. А. Механизмы управления промышленным предприятием в условиях цифровизации // Инновации. Наука. Образование. 2022. № 52. С. 1084-1089.

5. Коробов С. А., Пшеничников И. В., Епинина В. С. Особенности цифровой трансформации системы управления промышленным предприятием в современных условиях развития экономики // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2021. Т. 23. № 1. С. 131-140.

6. Предприятие в условиях цифровой трансформации: экономика и управление / Я. П. Силин, А. Н. Головина, Е. Л. Андреева [и др.]. Екатеринбург : ООО «Трудовая реабилитация инвалидов культура и спорт», 2021. 338 с.

7. Преобразование системы организационного управления наукоемким предприятием в условиях цифровой трансформации / Е. А. Боркова, Д. С. Бурцев, Е. С. Гаврилюк [и др.]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации университет ИТМО. СПб. : Санкт-Петербург. нац. исслед. ун-т информ. технологий, механики и оптики, 2020. 140 с.

8. Устойчивое развитие цифровой экономики и кластерных структур: теория и практика : моногр. / Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого. СПб. : Политех-Пресс, 2020. 655 с.

9. Флек М. Б., Угнич Е. А. Управление предприятием в условиях цифровой трансформации. Ростов-н/Д : Дон. гос. тех. ун-т, 2020. 235 с.

10. Egorenko A. O., Fomenko O. V. Management system transformation while moving to digital economy // Journal of Entrepreneurship and Innovation, 2021.V. 13. No 13. P. 3-7.

11. Petruk G. V., Shashlo N. V. Digital transformation: opportunities аnd threats to business models and enterprise management systems // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences: AmurCon 2021: International Scientific Conference, Birobidzhan, 2021, 17 December. Birobidzhan: European Publisher, 2022. P. 771-781.

12. Osipov V. A., Shashlo N. V., Kuzubov A. A. Evaluation of economic sustainability of entrepreneurship on the basis of the valuebased efficiency theory // Espacios. 2017. Vol. 38. No. 62. P. 30.

13. Razumova Yu.V., Levina E.P. Digitalization of the transport and logistics market: integration of information systems. Russian experience in introducing digital technologies in the organization oflogistics processes // Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. No. 22. P. 269-279.

References _

1. Kablashova I.V., Logunova I.V., Salikov Yu.A. Innovative development of the enterprise management system in the conditions of digital transformation. Organizer of production. 2019. Vol. 27. No. 2. Pp. 46-58.

2. Kazmina I.V., Shchegoleva T.V. Adaptive development of the management system of high-tech enterprises in the digital economy. Voronezh: Kvart, 2021. 204 p.

3. Kislinskaya M.V., Ludushkina E.N. Building a model for evaluating management systems as a necessary condition for the digital transformation of large industrial enterprises. Economics and entrepreneurship. 2019. No. 8(109). Pp. 901904.

4. Kovalev A.A. Mechanisms of industrial enterprise management in the conditions of digitalization. Innovations. The science. Education. 2022. No. 52. Pp. 1084-1089.

5. Korobov S.A., Pshenichnikov I.V., Epinina V.S. Features of digital transformation of the industrial enterprise management system in the current conditions of economic development. Bulletin of the Volgograd State University. Economy. 2021. Vol. 23. No. 1. Pp. 131-140.

6. Enterprise in the conditions of digital transformation: economics and management / Ya.P. Silin, A.N. Golovina, E.L. Andreeva [et al.]. Yekaterinburg : LLC «Labor rehabilitation of disabled people culture and sport», 2021. 338 p.

7. Transformation of the organizational management system of a knowledge-intensive enterprise in the conditions of digital transformation / E. A. Borkova, D. S. Burtsev, E. S. Gavrilyuk [et al.]; Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation ITMO University. SPb. : Saint Petersburg. nats. research. un-t inform. technologies, mechanics and optics, 2020. 140 p.

8. Sustainable development of the digital economy and cluster structures: theory and practice: monograph / Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University. St. Petersburg : Polytech-Press, 2020. 655 p.

9. Fleck M.B., Ugnich E.A. Enterprise management in the conditions of digital transformation. Rostov-n/A : Don. gos. tech. un-t, 2020. 235 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Egorenko A.O., Fomenko O.V. Management system transformation while moving to digital economy. Journal of Entrepreneurship and Innovation. 2021.V. 13. No 13. P. 3-7.

11. Petruk G.V., Shashlo N.V. Digital transformation: opportunities and threats to business models and enterprise management systems. European Proceed-ings of Social and Behavioral Sciences: AmurCon 2021: International Scientific Conference, Birobidzhan, 2021, December 17. Birobidzhan: European Publisher, 2022. P. 771-781.

12. Osipov V.A., Shashlo N.V., Kuzubov A.A. Evaluation of economic sustainability of entrepreneurship on the basis of the valuebased efficiency theory. Espacios. 2017. Vol. 38. No 62. P. 30.

13. Razumova Yu.V., Levina E.P. Digitalization of the transport and logis-tics market: integration of information systems. Russian experience in introducing digital technologies in the organization oflogistics processes. Amazonia Investiga. 2019. Vol. 8. No 22. P. 269-279.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.