Научная статья на тему 'Методология моделирования процесса управления здоровьесозидающей деятельностью в образовательном учреждении'

Методология моделирования процесса управления здоровьесозидающей деятельностью в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЦИПЫ ТЕКТОЛОГИИ / ПРИНЦИПЫ СИНЕРГЕТИКИ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИНЕРГЕТИКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / НЕЛИНЕЙНАЯ СИСТЕМА / ЗДОРОВЬЕСОЗИДАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / HEALTH SAVING ACTIVITY / PRINCIPLES PRINCIPLES OF TECTOLOGY / PRINCIPLES OF SYNERGETICS / SYNERGETIC APPROACH / HEALTH SAVING MANAGEMENT / PEDAGOGICAL SYNERGETICS / SELF-ORGANIZING / NON-LINEAR SYSTEM / HEALTH SAVING FUNCTION OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Маджуга Анатолий Геннадьевич, Сладков Сергей Николаевич, Сладкова Вера Владимировна

В данной статье рассмотрены вопросы моделирования процесса управления здоровьесозидающей деятельностью в образовательном учреждении, основанного на принципах тектологии, кибернетики и синергетики. Авторы впервые вводят в научный оборот понятие «здоровьесозидающий менеджмент» и обосновывают его структуру и функции в образовательном учреждении. Особое внимание они уделяют характеристике самоорганизующихся систем и описанию механизмов их функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Маджуга Анатолий Геннадьевич, Сладков Сергей Николаевич, Сладкова Вера Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling the Health Saving Activity Management Process at Educational Institution

The given article considers the questions of modeling the health saving activity management process at educational institution, based on the principles of tectology, cybernetics and synergetics. The authors introduce the concept of «health saving management» for the first time and prove its structure and functions at educational institutions. They pay special attention to the characteristics of non-linear systems and to the description of mechanisms of their functioning

Текст научной работы на тему «Методология моделирования процесса управления здоровьесозидающей деятельностью в образовательном учреждении»

УДК 37.015 (075.8)

ББК 88.40я73+74.26

Маджуга Анатолий Геннадьевич

доктор психологических наук, доцент кафедра психологии Стерлитамакская государственная педагогическая академия

им. Зайнаб Биишевой г. Стерлитамак Сладков Сергей Николаевич заместитель директора по учебно-воспитательной работе Стерлитамакский техникум физической культуры г. Стерлитамак Сладкова Вера Владимировна преподаватель кафедра анатомии, физиологии и спортивной медицины Стерлитамакский институт физической культуры г. Стерлитамак Madzhuga Anatoly Gennadievich Doctor of Psychology,

Assistant Professor Chair of Psychology Sterlitamak State Pedagogical Academy named after Zainab Biisheva

Sterlitamak Sladkov Sergey Nikolaevich Deputy Director On Teaching and Educational Work Sterlitamak Technical School of Physical Training

Sterlitamak

Sladkova Vera Vladimirovna Lecturer

Chair of Anatomy, Physiology and Sports Medicine Sterlitamak Institute of Physical Training Sterlitamak

Методология моделирования процесса управления здоровьесозидающей деятельностью в образовательном учреждении Modeling the Health Saving Activity Management Process at Educational

Institution

В данной статье рассмотрены вопросы моделирования процесса управления здоровьесозидающей деятельностью в образовательном

учреждении, основанного на принципах тектологии, кибернетики и

синергетики. Авторы впервые вводят в научный оборот понятие

«здоровьесозидающий менеджмент» и обосновывают его структуру и функции в образовательном учреждении. Особое внимание они уделяют характеристике самоорганизующихся систем и описанию механизмов их функционирования.

The given article considers the questions of modeling the health saving activity management process at educational institution, based on the principles of tectology, cybernetics and synergetics. The authors introduce the concept of «health saving management» for the first time and prove its structure and functions at educational institutions. They pay special attention to the characteristics of non-linear systems and to the description of mechanisms of their functioning

Ключевые слова: здоровьесозидающая деятельность, принципы

тектологии, принципы синергетики, синергетический подход,

здоровьесозидающий менеджмент, педагогическая синергетика, самоорганизация, нелинейная система, здоровьесозидающая функция образования.

Key words: health saving activity, principles principles of tectology, principles of synergetics, synergetic approach, health saving management, pedagogical synergetics, self-organizing, non-linear system, health saving function of education.

Для организации управления здоровьесозидающей деятельностью (ЗСД) субъектов образовательного процесса как системой, могут быть применены принципы тектологии [1] и кибернетики [4]. Управление в этом случае понимается как такое воздействие на объект (процесс), которое выбрано из множества возможных воздействий с учетом поставленной цели, состояния объекта (процесса), его характеристик и ведет к улучшению функционирования или развития данного объекта, т. е. к приближению цели [8].

Достоинством управления на основе кибернетического подхода является его цикличность, наличие обратной связи и, следовательно, регуляции процесса здоровьесозидания в образовательном учреждении (далее ОУ). Управление здоровьесозидающей деятельностью субъектов образовательного процесса осуществляемое на основе принципов синергетики и тектологии мы обозначаем как здоровьесозидающий менеджмент образования. Регуляция процесса здоровьесозидания осуществляется не только с учетом конечного продукта, но и на основании сведений о процессе получения этого конечного продукта.

Такое управление позволяет выделить следующие структурные компоненты:

1) мотив и потребности в изменении имеющегося управления;

2) указание цели управления;

3) установление исходного состояния управляемого процесса;

4) определение программы воздействий, предусматривающей основные переходные состояния процесса;

5) обеспечение получения информации по определенной системе параметров о состоянии управляемого процесса (обеспечение систематической обратной связи);

6) обеспечение переработки информации, полученной по каналу обратной связи, выработки корректирующих (регулирующих) воздействий и их реализации.

Применение данного алгоритма предполагает разработку двух видов программ управления качеством образования: основной и корректирующей (регулирующей). Основная программа составляется на уровне проектирования процесса обучения, с учетом всех его особенностей. Программа регулирования вырабатывается только в ходе процесса обучения на основе анализа данных, получаемых по каналу обратной связи.

Особый интерес для обоснования и описания современных систем управления представляет такое направление междисциплинарных исследований как синергетика.

Синергетика - это теория, исследующая процессы самоорганизации, устойчивости, распада и возрождения самых разнообразных структур живой и неживой природы.

Впервые синергетический подход начал разрабатывать А. А. Богданов в новой науке тектологии, а затем независимо от его работ существенный вклад в создание новой научной дисциплины внесли такие отечественные и зарубежные ученые как С. И Курдюмов, Г. Г. Малинецкий (1983), И. Пригожин (1989), Г. Хакен (1980,1991) и др. При этом наряду с формализованными математическими подходами эта новая наука получила достаточно широкое применение в таких гуманитарных областях знаний как история и социология [3]. Прямое значение она имеет и для решения задач социального управления, предлагая перспективную методологическую основу для решения разнообразных практических задач.

Поскольку в последние годы образовательные учреждения получили большую самостоятельность, новое положение, связанное со значительным ослаблением государственного патронажа, потребовало от них существенного совершенствования механизмов самоорганизации.

В новых условиях существования, иногда на грани решения задач выживания, потребовалась мобилизация всех внутренних резервов и в значительной мере резервов педагогического менеджмента. Синергетический подход позволяет внести существенную лепту в решение столь сложной и столь значимой задачи, предлагая новое мировоззрение, критерии принятия решений и новые технологии, позволяющие достигать наилучших результатов быстро меняющихся многоплановых ситуациях.

Синергия (Бупе^е1а) в переводе с греческого означает совместно действующий, а синергетика как научное направление изучает явления, возникающие в результате совместного действия нескольких разных факторов.

В связи с этим особую значимость приобретает новая область синергетики - педагогическая синергетика. Под педагогической синергетикой следует понимать синтез многофакторных взаимодействий во встречных процессах организации и самоорганизации, где постоянно меняются фазы устойчивости и неустойчивости - равновесия и хаоса. В фазе неустойчивости система становится чрезвычайно чувствительной к различным внешним влияниям, которые могут существенно изменить траекторию ее развития. Синергетический эффект может быть как положительным, так и отрицательным - при нескоординированном управлении образовательным учреждением и образовательным процессом в нем.

Необходимо отметить, что синергетика или теория самоорганизации ориентирована на поиск универсальных образцов эволюции и самоорганизации сложноорганизованных систем, к которым относится и управление качеством образования.

Значительная часть исследователей рассматривает управление как целенаправленное воздействие на систему или процесс, когда управляющее воздействие определяет желаемый результат. В нашем случае - это качество

или эффективность здоровьесозидающей деятельности. Эффективное управление качеством образования синергетика видит в резонансном внешнем воздействии.

Под руководством Ю. В. Шаронина (1998) группой российских ученых были определены следующие условия возникновения процесса

самоорганизации в педагогической системе, которые мы в полной мере разделяем. Они могут быть представлены в следующем виде:

• педагогическая система должна быть открытой для взаимодействия и

взаимообмена информацией и «энергией» с окружающей средой;

• педагогическая система должна содержать активное, энергетическое

начало, характеризующееся проявлением инициативы у педагогов, стремлением к самосовершенствованию, самореализации, повышению эффективности педагогического процесса;

• педагогическая система должна обладать свободой выбора,

заключающейся в способности определить пути развития без осуществления давления, нажимов извне;

• педагогическая система должна иметь реальный «энергетический»

выход, то есть реализацию выдвигаемых инициатив с доведением

результатов до положительных, с получением эмоциональной и другой удовлетворенности от учебной и практической деятельности;

• педагогическая система может развиваться только в системе

диалогического взаимодействия на различных уровнях;

• педагогическая система должна быть сориентирована на цели

саморазвития, развитие личности воспитанников, формирование ценностных ориентаций на здоровый образ жизни у всех субъектов образовательного процесса и др.

Для социального взаимодействия характерны противоположные процессы - кооперации и конкуренции. При избыточном доминировании процессов кооперации снижается темп процессов развития,

совершенствования, а при избыточном преобладании конкуренции происходит чрезмерное истощение энергетических ресурсов системы, она становится со

временем неконкурентоспособной с другими системами. Внутривидовая борьба ослабляет межвидовую. Развитие социальной системы осуществляется через чередование состояний хаоса и порядка, процессов иерархизации и деиерархизации, интеграции и дифференциации, распада и синтеза. Нисходящий тренд (тенденция), отражающий стремление системы к хаосу, распаду, деиерархизации, сопровождается доминированием процессов конкуренции, деструктуризации на разных уровнях организации материи (институты, учреждения, мышление, ценностные ориентации и т. д.).

Восходящий тренд отражает стремление системы к развитию, совершенствованию, иерархизации, структурированию с доминирование процессов кооперации и синергийного взаимодействия.

Рассмотрим механизм, обеспечивающий самоорганизационный процесс системы. Пусть имеется некоторая система с направленным на нее внешним воздействием - вход системы. Вместе с вещественно-энергетическим потоком в нее попадает информация, представляющая собой собственную упорядоченность этого потока. Эта информация оценивается в особом блоке -механизме управления. Здесь же вырабатывается программа ответного действия. В результате система реагирует на воздействие извне. В выходном вещественно-энергетическом потоке также имеется информационная составляющая. Часть ее по каналу обратной связи поступает на вход системы и снова попадает в механизм оценки и переработки информации. В результате система получает сведения об эффективности ее ответной реакции и изменяет направление и интенсивность действия, если это нужно для самостабилизации. Открытые системы могут достаточно долго существовать за счет притока энергии извне. То есть порядок в них поддерживается за счет усиления беспорядка вокруг них.

Таким путем многократного самоконтроля системы, получившие название «самоорганизующиеся», настраиваются на внешние факторы, достигают равновесия с условиями среды существования и тем самым сохраняют себя.

Можно выделить три основные характеристики процесса самоорганизации:

• стремление к гомеостазу;

• непрерывная связь;

• обмен информацией.

Термин «гомеостаз» введен в употребление физиологом Ч. Кэнноном (образован от двух греческих слов: homois - подобный, одинаковый, сходный и stasis - неподвижность, состояние). Это относительное динамическое постоянство состава и свойств внутренней среды и устойчивость основных физиологических функций организма. Гомеостаз присущ любому существу, любой живой системе. Механизм стремления к гомеостазу - мощнейший фактор эволюции, открывает прямое влияние на интенсивность естественного отбора. В контексте данного исследования за постоянную величину, «гомеостаз», мы принимаем состояние благополучного физического и психического здоровья.

Однако диалектика развития неоднократно демонстрирует нам неоднозначность результатов и противоречивый характер любых утверждений типа «только так и не иначе». Устойчивость, доведенная до предела, прекращает свое развитие. Чересчур стабильные формы - тоже тупиковые формы, развитие которых прекращается. Чрезмерная адаптация или специализация столь же опасна для совершенствования, как и его неспособность к адаптации. То есть стремление к гомеостазу должно компенсироваться другими тенденциями, определяющими рост разнообразия.

Важнейшей характеристикой процесса самоорганизации является обратная связь. Механизм обратной связи - это реакция системы на внешнее воздействие. Более точно можно сказать, что механизм обратной связи - это механизм, определяющий изменение состояния, являющийся реакцией на внешнее воздействие и определяющийся этой реакцией. В случае управления образовательными системами в современной школе, в частности здоровьесозиданием как системой, отсутствие обратной связи, а соответственно возможности контроля и текущей коррекции ведет к «перенасыщению» системы внешними воздействиями и ее разрушению [5; 7; 10; 11; 12].

На развитие утвердившегося в широких кругах понимания смысла информации и на развитие соответствующей теории информации оказали огромное влияние работы Н. Виннера и К. Шеннона, У. Уивера. В предисловии к книге «Человеческое использование человеческих существ» Н. Винер писал: «Управляя действиями другого лица, я сообщаю ему сигнал, и, хотя этот сигнал дан в императивной форме, техника коммуникации в данном случае не отличается от техники коммуникации при сообщении сигнала факта. Более того, чтобы мое управление было действенным, я должен следить за любыми поступающими от него сигналами, которые могут указывать, что приказ понят и выполняется. В этой книге доказывается, что понимание общества возможно только на пути исследования сигналов и относящихся к нему средств и что в будущем развитию этих сигналов и средств связи, развитию обмена информацией между человеком и машиной, между машиной и человеком и между машиной и машиной суждено играть все возрастающую роль» (Н. Виннер 2001). Следовательно, содержание понятия информации тесно связано с понятием отражения, которое уже было рассмотрено.

Таким образом, информация - это отраженная структура, воспроизводящая структуру оригинала. Растительный мир, животный мир, мыслящий человек и человеческое общество - это гигантская иерархия систем с информационной самоорганизацией.

Необходимо отметить, что стремление к гомеостазу формирует механизмы не только отрицательных, но и положительных обратных связей, так как оно компенсируется тенденцией разнообразия. Количество этих связей определяется качеством и количеством различной информации, которая «обрушивается» на субъект. При этом качество информации зависит также и от субъекта, его способности воспринимать и обрабатывать информацию. Ценность и смысл информации полностью раскрываются только тогда, когда существует цель. В нашем случае, под информацией мы понимаем различные технологии воздействия, реализуемые в условиях оздоровления.

В связи с этим нас в большей мере интересуют различные аспекты самоорганизации деятельности. Следует подчеркнуть, что используемый в

контексте нашего исследования синергетический подход не вскрывает внутреннего механизма, не показывает, как связаны между собой макроскопические, параметры порядка и характеристики явлений на микроуровне. Этот подход ориентирован, прежде всего, на качественное описание исследуемых процессов.

Общий смысл комплекса синергетических идей заключается в следующем.

1. Процессы разрушения и созидания, деградации и эволюции во Вселенной имеют объективный характер.

2. Процессы созидания (нарастания сложности и упорядоченности) имеют единый алгоритм, независимо от природы систем, в которых они осуществляются.

Новизна синергетического подхода заключается в следующем: «хаос сам по себе может порождать порядок» (Мосионжик Л. А., 2003). Иначе говоря, любая среда способна сама себя упорядочить. Хаос выступает и как разрушитель, и как созидатель. Через него может осуществляться конструктивное развитие. Следует различать стихийное тотальное необратимое разрушение системы, приводящее к ее гибели, и разрушение, способствующее ее перестройке (перенастройке), позволяющее достигать более эффективного функционирования.

Развитие осуществляется через выбор одного из возможных путей дальнейшей эволюции, производимый в так называемой точке бифуркации (развилке путей). Этот выбор может носить как конструктивный, так и деструктивный характер. Управление должно обеспечивать выбор конструктивного пути. Весьма существенным положением синергетики является невозможность полного контроля за ситуацией, в некоторых случаях принципиальная невозможность, то есть ни при каких обстоятельствах. Такие ситуации должны предусматриваться в системе управления объектом, попытка представить их как предсказуемые (каузальные или детерминированные) будет ухудшать реальные возможности управления, несмотря на видимость порядка и предсказуемости. Более эффективное управление, признающее определенную

долю хаоса, но стремящееся своевременно обеспечить конструктивное его проявление. В социологии даже существует термин «управляемый хаос».

Для того чтобы в системах шла самоорганизация, должны выполняться следующие необходимые условия и осуществляться этапы развития:

1. Система должна быть открытой и находиться в состоянии, отличном от состояния равновесия.

2. Необходимо, чтобы порядок возникал благодаря флуктуациям, которые сначала осуществляют, а затем усиливают его. Последнее, в виду его исключительной важности формулируется даже как принцип образования порядка благодаря флуктуации.

3. Следующим важнейшим условием является наличие положительной обратной связи, которому также может соответствовать одноименный принцип: изменения, появляющиеся в системе, не устраняются, а напротив, накапливаются и усиливаются, что и приводит к возникновению нового порядка и структуры.

Необходимым условием следует признать и достижение системой некоторых критических размеров, что обеспечивает достаточно густую сеть (структуру) взаимодействий элементов системы. Если система меньше некоторого критического размера, то кооперативного поведения элементов системы не возникает.

Таким образом, синергетический подход позволяет моделировать практически любые сложные системы, встречающиеся в природе, (в том числе ЗСД как систему).

Методологические исследования управления последних лет доказали успешную корреляцию синергетического, кибернетического и системного подхода (Капица С. П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г.), на основании которых можно повысить эффективность современной образовательной системы путем адекватного регулирования многообразных связей между различными видами деятельности в ней.

Моделируемая в соответствии с синергетической парадигмой система здоровьесозидающего менеджмента приводится в соответствие с реальным

социальным многообразием других социальных систем и отвечает следующим принципам синергетики:

1. Принцип гомеостаза позволяет реализовать механизм стратегии сопровождения.

2. Принцип иерархичности реализовывается в стратегии многоуровневого целеполагания и планирования.

3. Принцип открытости реализуется в механизме дифференцированномодульной стратегии отбора содержания для осуществления коррекционноразвивающего процесса.

4. Принцип неустойчивости обеспечивается стратегией комплементарноматричного анализа объекта изучения.

5. Принцип эмерджентности (динамической иерархичности) реализуется в стратегии оценки эффективности функционирования управляемой подсистемы.

6. Принцип наблюдаемости.

Рассматривая здоровьесозидающий менеджмент образовательного учреждения как сложноорганизованную, самоорганизующуюся нелинейную систему, можно представить все ее структурные компоненты:

- диагностика - процесс оценки психофизического состояния субъектов педагогического процесса и психологической безопасности образовательного пространства, которые являются основными критериями качества педагогического процесса;

- координация - достижение согласованности в работе всех звеньев образовательного учреждения посредством налаживания рациональных связей (коммуникаций) между ними;

- планирование как непрерывный процесс поиска новых путей и методов совершенствования деятельности за счет выявления дополнительных возможностей, условий и факторов, определение набора задач и согласование их друг с другом для достижения намеченной цели;

- контроль результативности - в общей системе управления этот процесс выступает как элемент обратной связи. По результатам контроля определяется регулирующая программа ранее принятых решений, планов. Умело

организованный контроль имеет стратегическую направленность, ориентируется на конечные результаты, осуществляется своевременно и достаточно просто;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- субъекты управления (администрация, педагоги, специалисты, медики), взаимодействующие друг с другом;

- педагогические условия - формирование предметной, коммуникативной, учебно-развивающей среды, а также обеспечение её всем необходимым для нормальной работы: персоналом, оборудованием, финансами и т. д. в соответствии с необходимыми требованиями конкретной группы детей с определенным перечнем проблем.

Наш опыт показывает, что создать систему здоровьесозидающего менеджмента образования, которая направлена на овладение способами управления собственным здоровьем как ресурсом возможно только в процессе реализации здоровьесозидающей функции образования.

В связи с этим в контексте нашего исследования наряду с синергетическим и кибернетическим подходами интерес представляют концептуальные подходы к здоровью, рассматривающие его как ресурс, которым можно управлять.

С позиции компетентностного подхода здоровье есть способность к самосохранению, саморазвитию и самосовершенствованию (В.А. Лищук и Е.В. Мосткова). Ценность такого подхода, прежде всего, в том, что здоровье выступает не как результат влияния внешних условий и сопротивления им, а как проявление внутренней созидательной активности, творчества в процессе жизнедеятельности.

В рамках аксиологического подхода здоровье понимается как главная ценность жизни и занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека (А.Я. Иванюшкин, Д.В. Колесов, В.П. Петленко, Н.В. Сократов, Д.Н. Давиденко, А.В. Сахно, В.Ф. Сыч, Б.Г. Юдин и др.); в рамках деятельностного подхода здоровье рассматривается как результат собственной деятельности (Н.М. Амосов, В.И. Белов, Т.Ф. Орехова, В. А. Левашова, А.А. Петраков, А.С. Ворончихин и др.); культурологический подход трактует здоровье как область человеческой культуры (Н.Г. Гараян, В. Касаткин,

М.Б. Каченовский, Л.И. Маленкова, А.Б. Холмогорова и др.); акмеологический подход интерпретирует здоровье как показатель жизненного благополучия человека, результат его саморазвития (А.А. Деркач, А.А. Бодалев, С.В. Кондратьев, Ю.Н. Казаков, В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева и др.).

Обозначенные концептуальные подходы позволяют рассматривать здоровье как целевой ресурс личности, которым можно управлять.

Основываясь на традиционном понимании менеджмента, рассмотрим сущность здоровьесозидающего менеджмента образования. Здоровьесозидающий менеджмент образования предполагает создание условий, обеспечивающих активизацию внутриличностных ресурсов субъектов образовательного процесса и максимально эффективное использование здоровья как ресурса, которым можно управлять.

Менеджмент - это особый вид деятельности, специфический характер которой связан с выполнением управленческих действий - функций управления [2]. Впервые состав управленческих функций был предложен А. Файолем: "Управлять - это значит предвидеть, планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать" [6]. Любая деятельность требует управления, в том числе и здоровьесозидающая.

Основная цель здоровьесозидающего менеджмента образования — достижение высокой эффективности образовательного процесса, направленного не только на сохранение, формирование и укрепление здоровья субъектов педагогического процесса, но и на приращение. Приращение здоровья связано с формированием у субъектов образовательного процесса установки на активизацию внутриличностных ресурсов. К основным функциям здоровьесозидающего менеджмента образования мы относим следующие:

- планирование здоровья обучающихся и организация здоровьесозидающей образовательной среды в условиях современной школы;

- мотивация субъектов образовательного процесса на активизацию внутриличностных ресурсов в отношении своего здоровья и здоровья других людей;

- построение вербальных и невербальных коммуникаций,

обеспечивающих проявление созидательной активности субъектов образовательного процесса;

- управление здоровьем как ресурсом;

- процессы разработки и принятия решений в отношении своего здоровья и здоровья других людей;

- контроль за состоянием своего здоровья, переходящий в самоконтроль

[9].

Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять здоровьем без четкой организации, то есть, чем лучше самоорганизован каждый субъект образовательного процесса, тем меньше оно нуждается в управлении со стороны.

Таким образом, здоровьесозидающий менеджмент образования способствует формированию поведенческих паттернов у субъектов образовательного процесса, которые связаны с высоким уровнем созидательной активности личности и ее готовности к самоорганизации здоровьесозидающей деятельности. Проектирование педагогической системы с названным ориентиром требует такого структурно-целостного осмысления образования, которое основывается на изучении специфики его компонентов (воспитание, обучение и развитие), а также связей между ними, в совокупности обеспечивающих достижение проектируемого здоровьесозидающего эффекта.

В связи с этим одним из действенных способов построения и внедрения здоровьесозидающего менеджмента образования в педагогический процесс образовательных учреждений различного типа является разработка и реализация педагогической концепции здоровьесозидающей функции образования.

Библиографический список

1. Богданов, А. А. Тектология: Всеобщая организационная наука [текст].- В 2-х книгах/А.А. Богданов. - М.: Экономика, 1989.-256 с.

2. Большаков, А.С. Современный менеджмент: теория и практика [текст]/А.С. Большаков, В.И. Михайлов.- СПб.: Питер, 2000. -С. 20.

3. Бранский, В.П. Социальная синергетика и акмеология [текст]/ В.П. Бранский, С.Д.Пожарский. - СПб.: Политехника, 2002. -476с.

4. Виннер, Н. Кибернетика [текст] /Н. Виннер. - М., 1968.-485 с.

5. Казанникова, А.В. Педагогические условия формирования здоровьесозидающей образовательной среды в начальной школе «полного дня»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. / А.В. Казанникова. - СПб., 2005. - 226 с.

6. Крыжко, В.В.Психология в практике менеджера образования [текст] / В.В. Крыжко, Е.М. Павлютенков.-СПб.: КАРО, 2001.-304 с.

7. Леванова, Е.А. Технологии здоровьесбережения в образовании: учеб.-метод. пособие [текст] / Е.А. Леванова, В.А. Плешаков, Т.В. Пушкарева и др. - М. : МОСПИ-МПГУ, 2008. -150 с.

8. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения [текст]/ И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 183 с.

9. Маджуга, А.Г. Психолого-педагогическое проектирование здоровьесберегающей образовательной среды в рамках теории здравотворчества [текст] / А.Г. Маджуга // Проблемы науки, образования и устойчивого социально-экономического развития общества в начале XXI века, посвященной 60-летию ЮКГУ им. М.О. Ауезова : труды междунар. науч.-практ. конф. - Шымкент : ЮКГУ им. М.О. Ауезова, 2003. - Т. 8.- С. 141-145.

10.Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе: монография [текст] / Ю.В. Науменко. - Волгоград : изд-во ВГИПК РО, 2008. - 368 с.

11.Полетаева, Н.М. Формирование акмеологической позиции школьника и педагога

как задача валеологического воспитания // Педагогическая акмеология: поиски и

достижения. Вып.3 [текст] / Под ред. В.Н.Максимовой. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2001.- С.49-63.

12.Leventhal, H., Brisette, I. & Leventhal, E. (2003). The common-sense model of selfregulation of health and illness. In L.D. Cameron & H. Leventhal (Eds), The Self-regulation of Health and Illness Behavior (pp. 42-65). London: Routledge.

Bibliography

1. Bogdanov, A.A. Tectology: General Organizational Science [Text]: In 2 Books / A.A. Bogdanov. - M.: Economy, 1989. - 256 p.

2. Bolshakov, A.S. Modern Management: Theory and Practice [Text] / A.S. Bolshakov, V.I. Mikhailov. - SPb.: Peter, 2000. - P. 20.

3. Bransky, V.P. Social Synergetrics and Acmeology [Text] / V.P.Bransky, S.D. Pozharsky. - SPb.: Politechnika, 2002. - 476 p.

4. Kazannikova, A.V. Pedagogical Environmental Complex of Health Saving Educational Environment Forming at «Full Day» Primary School: Dis. ... Cand. of Ped.: 13.00.01. / A.V.Kazannikova. - SPb., 2005. - 226 p.

5. Kryzhko, V.V. Psychology in Practice of Educational Manager [Text] / V.V. Kryzhko, E.M. Pavlyutenkov. - SPb.: КАRО, 2001. - 304 p.

6. Lerner, I.Ya. Didactic Bases of Training Methods [Text] / I.Ya.Lerner. - М.: Pedagogics, 1981. - 183 p.

7. Levanova, E.A. Health Saving Technology in Education: Guidance Manual [Text] / E.A.Levanova, V.A. Pleshakov, T.V.Pushkarev, et al. - М.: MOSPI-MPSU, 2008. -150 p.

8. Leventhal, H., Brisette, I. & Leventhal, E. (2003). The Common-Sense Model of SelfRegulation of Health and Illness. In L.D. Cameron & H. Leventhal (Eds), The Self-Regulation of Health and Illness Behavior (P. 42-65). London: Routledge.

9. Madzhuga, A.G. Psychological-and-Pedagogical Designing of Health Saving Educational Environment Within the Limits of the Health Creativity Theory [Text] / A.G.Madzhuga // Problems of Science, Education and Steady Socio-Economic Development of Society in the Beginning of the XXI Century, Devoted to 60th Anniversary of YuKSU n.a. M.O. Auezov: Works of Intern. Scient.-and-Pract. Conf. - Shymkent: YuKSU n.a. M.O. Auezov, 2003. -V. 8. - P. 141-145.

10. Naumenko, Yu V. Health Forming Function of Educational Process at School: Monograph [Text] / Yu.V.Naumenko. - Volgograd: Publishing House of VSIPK RO, 2008. - 368 p.

11. Poletaeva, N.M. Acmeological Position Forming of a Schoolboy and a Teacher As a Problem of Valeological Education // Pedagogical Acmeology: Searches and Achievements. Iss.3 [Text] / Under the Editorship of V.N. Maksimova. - SPb.: RSPU n.a. A.I. Herzen, 2001. - P.49-63.

12. Wienner, N. Cybernetics [Text] / N. Wiener. - М, 1968. - 485 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.