--------------------------------------- © A.M. Мухаметшин, С.В. Поршнев,
2009
УДК 622:.001.57:62-791.2
A.M. Мухаметшин, С.В Поршнев
МЕТОДОЛОГИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ
Семинар № 3
~ИЪ условиях постоянно возрастаю--я-3 щих техногенных нагрузок на объект^! социальной и промышленной инфраструктуры, приводящих к их непрогнозируемым разрушениям, сопровождающихся в целом ряде случаев человечески ми жертвами, возникает необходимость разработки систем мониторинга технического состояния зданий и сооружений. Один из возможных подходов к решению данной проблемы состоит в использовании стационарных систем контроля состояния объектов социальной и промышленной инфраструктуры [1]. Принимая во внимание, что данные системы предназначены для непрерывного авто матизированного контроля и оперативного долгосрочного прогнозирования напряженно-
деформированных состояний объектов исследования и динамических явлений, протекающих в грунтах и горных породах под ними (т.е. геоинформации), представляется естественным назвать данные системы геоинформационными измерительными системами (ГИИС).
Для решения задач мониторинга технического состояния объектов социальной и промышленной инфраструктуры ГИИС должны обеспечивать:
- сбор первичной информации о напряженно-деформированном состоянии
объектов исследования, а также грунтов и/или горных пород под ними, с датчиков, обеспечивающих измерение различных физических параметров (температуры,
механических напряжений, сейсмических перемещений, вибрации, акустической эмиссии и т.д.) в большом числе измерительных точек;
- оперативную обработку и анализ первичной информации на основе развитых методов оптимальной аппроксимации, фильтрации, оценивания, сжатия данных и т.д. [2];
- накопление статистических данных
о поведении объекта исследования и ведение оперативного и архивного банков данных;
- статистическую обработку информации на основе методов выявления срытых закономерностей и статистических связей [3], факторного [4,5], регрессионного анализа и т.д.;
- управление режимом работы объектов исследования в текущих условиях эксплуатации;
- подготовку и отображение сводных данных о вероятностно-временных характеристиках поведения объекта исследования.
Принимая во внимание перечень решаемых задач, очевидно, что ГИИС должна включать в себя широкий спектр современных технических средств, построенных на базе вычислительной техники и информационно-
телекоммуникационных технологий,
развитую сеть первичных датчиков, обеспечивающих съем информации о многообразных сторонах поведения
объекта исследования, сложное системное программное обеспечение, организующее взаимодействие устройств в системе, прикладные программы, реализующие соответствующие методы обработки и визуализации информации, а также непосредственное решение задачи контроля и прогноза. Отметим, что существенно стохастический характер исследуемых явлений, необходимость хранения, передачи и обработки больших массивов информации, специфические условия функционирования объектов исследования в значительной мере определяют принципы организации технических и программных средств ГИИС и применяемые в ней основные технические решения. При этом сложность организации ГИИС, многообразие выполняемых ею функций, стохастический характер функционирования объекта исследования, недостаточная определенность параметров и критериев функционирования, недостаточный опыт подобных систем с аналогичной областью применения в отечественной практике приводят к необходимости решения нетривиальных задач системного анализа на каждом этапе жизни ГИИС: проектирования, разработки, эксплуатации.
Здесь можно выделить следующие тесно взаимосвязанные классы задач:
1) Этап проектирования:
- определение и уточнение требований к ГИИС, которые формулируются на основе анализа состава и объема первичной информации, характеристик существующих и перспективных методов обработки информации, подходов к решению задач контроля и прогноза, по-меховой обстановки в предполагаемых зонах организации каналов передачи данных, требуемых параметров времени реакции, помехоустойчивости, надежности, живучести, а также описания экс-
плуатационных характеристик и сервисных служб;
- синтез структуры и архитектуры системы, удовлетворяющих предъявляемым требованиям;
- выбор состава технических средств;
- определение состава и структурной организации системного и прикладного программного обеспече-ния, баз и банков данных.
2) Этап разработки:
- определение технических решений и параметров, обеспечивающих обоснованный выбор вариантов построения ГИИС и ее компонентов;
- разработка оригинальных технических и программных средств;
- анализ и обработка данных макетных испытаний.
3) Этап эксплуатации:
- адаптация системы к реальным условиям функционирования и выбор оптимальных рабочих режимов;
- повышение помехозащищенности, структурной надежности и эксплуатационных характеристик системы.
Наиболее общим и универсальным методом решения перечисленных выше задач являются методы математического моделирования, которые можно раз делить на следующие 3 группы: аналитические, имитационные и комбинаторные.
В методах аналитического моделирования процесс функционирования ГИИС отображается средствами некоторого развитого математического аппарата (теории массового обслуживания, случайных процессов, графов, оптимального управления и т.д.) или их некоторой композиции. В рамках используемого аппарата вычисляются характеристики моделей, через которые определяются критерии функционирования ГИИС.
Например, базовая аналитическая модель ГИИС при использовании под ходов теории массового обслуживания записывается в следующем виде [6] :
Г = ( Ь, К, Н, П, к ,Щ, Т, і, О, ц),
где Ь - число систем обслуживания с,,
і = 1, Ь — порядок сети Г; К — число классов требований к сети; Н=(Нк), к = 1, К — вектор начального числа требований в сети Г; Нк — начальное значение числа требований к-го класса в сети; П — число уровней приоритета в сети;
а = {ап} п =1, П — разбиение множества класса требований {1,..., К} по уровням приоритета; Щ = (Щ ), і =
вектор типа функций распределения длительности обслуживания требований в сети Г; Щ — тип функции распределения длительности обслуживания требований в системе с; Т = ( ч1к;тд), 1, т = 1Ь,
к, q = 1, К — матрица маршрутных вероятностей; V - вероятность того, что требова-ние к-го класса (¿4) после обслуживания в системе сі попадает в систему ст и меняет свой класс на q-й,
5 =(5 ) , і = , — вектор числа ^^О-
ров в системах сети Г; 57, — число приборов системе сі; О = (О і,),
і = 1,Ь, — вектор дисциплин обслуживания в системе сі;
ц (п) = (цк (П)), 1 = 1Ь, к = 1, Ь —
матрица интенсивности обслуживания требований в системе сі.
В качестве функции ц & (п1) рассматривается Цік (пі ) = аі (Vі )цік
где п = (п1к ) — состояние системы сі;
пік - число ¿к в сі;
Vl =
І>„; цік
удельная интенсивность обслуживания в С1 (интенсивность обслуживания в системе С при условии, что в системе С пребывает одно Ск); а1 (V1) — коэффициент интенсивности обслуживания требований в системе С.
В методах имитационного моделирования в компьютере с помощью соответствующей программной модели имитируются некоторые возможные траектории функционирования системы на заданных интервалах наблюдения, пара метры которых далее интерпретируются как критерии качества функционирования отображаемой данной моделью системы. Здесь в качестве одной из возможных концептуальных моделей ГИИС может быть использовано представление системы в виде конечного множества элементов, обменивающихся сообщениями по «идеальным» связям. При этом предполагается, что развивающийся в системе физический процесс является дискретным, рассматриваемый как некоторая последовательность событий на оси реального времени. В процессе функционирования дискретной системы элементы в соответствие с реализованными в них алгоритмами осуществляют формирование, передачу, прием, обработку, удаление информационных и управляющих сообщений различных типов, передаваемых по связям между элементами. В элементах определяются очереди сообщений и в соответствии с алгоритмами функционирования данных элементов правила установки сообщений в очередь и выбора сообщений из очередей.
Для описания понятий и структурных компонентов имитационных моде лей можно использовать либо структурные диаграммы «сущность-связь» Чена или нотации Бэкуса-Науэра, в частности служебных символов: « ::= » — «это есть», «
| » — логическое или, « <...> » — угловые скобки для нетерминальных символов
к=1
[7]. Здесь основными структурными компонентами базовой системы имитационного моделирования, используемыми для построения имитационных моделей ГИИС и организации компьютерных экспериментов с ними, являются элемент, связь, модель, сообщение:
< компонент > ::= <элемент> |
<связь> | <сообщение> | <модель>;
< элемент > ::= <модуль> | <очередь> | <датчик> | <монитор>;
< связь > ::= <компонент, обеспечивающий обмен сообщениями между элементами и имеющий бесконечную пропускную способность>;
< сообщение> ::= <компонент, обеспечивающий моделирование информационных потоков и содержащий информацию о взаимодействии элементов модели'”'
< модель > ::= <некоторая структура компонентов, в которых протекает общее модельное время>.
Модельное время отражает реальное время, протекающее в моделируемом объекте. Для моделирования траектории процесса функционирования объекта на некотором интервале модельного времени вводится понятие системного времени:
<системное время > ::= <машинное время, отображающее в модели модельное время>.
Поведение элемента описывается дискретной системой со счетным множеством состояний и с непрерывным временем.
Кроме того, в базовой системе имитационного моделирования используется следующие типы элементов: модули, очереди, датчики, мониторы.
< Модуль > ::= <элемент, процесс функционирования которого имеет относительно простое функциональное или алгоритмическое описание и заклю-
чается в приеме, обработке и передаче сообщений>.
< Очередь > ::= <элемент, процесс функционирования которого заключается в приеме сообщений на хранение и выдаче сообщений после хранениях
< Датчик > ::= <элемент, процесс функционирования которого заключается в идентификации состояний элементов: модулей, очередей, мониторов>.
< Монитор > ::-<элемент, процесс функционирования которого заключается в обработке информации, поступающей от датчиков >.
Модули могут быть двух типов: процессами и случайными величинами.
< Процесс > ::= <модуль, обеспечивающий отображение алгоритмов обработки информационных потоков в модели>.
< Случайная величина > ::= <модуль, алгоритмом функционирования которого является формирование реализаций случайной величины с заданным законом распределения >.
Очереди могут быть двух типов: ординарными и агрегативными.
< Ординарная очередь > ::- <очередь, имеющая относительно простой алгоритм функционированиях
< Агрегативная очередь > ::= <очередь, которая является последовательностью очередей и имеет алгоритм функционирования, включающий в себя распределение поступающих требований по составляющим на данную очередь очередям>.
Датчики могут быть двух типов: датчиками системы элементов и датчика ми требований.
< Датчик системы элементов > ::= < датчик системы элементов, регистрирующий формирование требований в модели> | < датчик системы элементов, регистрирующий удаление требования из модели > | < датчик системы элемен-
тов, регистрирующий поступление требования из модели > | < датчик модуля, регистрирующий определенное агрега-тивное состояние модуля > | < датчик очереди, регистрирующий выход требования из очереди > | < датчик монитора, регистрирующий поступление обрабатываемых в мониторе сообщений типа сообщение в линии >.
< Датчик требований > ::= < датчик системы элементов, регистрирующий формирование требований в модели> | < датчик системы элементов, регистрирующий удаление требования из модели > | < датчик системы элементов, регистрирующий поступление требования из модели или выход требования из системы элементов > | < датчик очереди, регистрирующий поступление требования в очередь > | < датчик очереди, регистрирующий выход требования из очереди >.
Тип идентифицируемых датчиком состояний системы элементов определяется оператором датчика.
<Оператор датчика> ::= < некоторое агрегатное отношение связанной с датчиком системы элементов, индуцируемое датчиком на множество состояний данной системы элементов>.
Связи могут быть четырех типов: каналами, шинами, магистралями и линиями.
< Канал > ::= < связь, предназначенная для передачи сообщений из одного модуля в другой >.
< Шина > ::= < связь, предназначенная для передачи сообщений из одного модуля в очередь или из очереди в модуль >.
< Магистраль > ::= < связь, предназначенная для передачи сообщений в датчик из элементов: модуля, очереди, монитора >.
< Линия > ::= <связь, предназначенная для передачи сообщений из датчика в элементы: модуль, монитор>.
Также вводится понятие сети связей:
< Сеть связей > ::= < сеть каналов> |
< сеть шин > | < сеть магистралей > | < сеть линий >.
< Сеть связей > ::= < граф, вершинами которого являются клеммы элементов, соответствующие данному типу связей (канал, шина, магистраль, линия), а ребрами -связи данного типа >.
В соответствие с типами связей сообщения также могут быть четырех типов: сообщения в каналах, сообщения в шинах, сообщения в магистралях и сообщения в линиях.
< Сообщение в канале > : := < сообщение, содержащее информацию о взаимодействие модулей > | < требование >.
< Сообщение в шине > ::= < сообщение, передаваемое из модуля в очередь на хранение или из очереди в модуль на обработку >.
< Сообщение в магистрали > ::= Сообщение, передаваемое в датчик и содержащее информацию о состояниях элементов: модуля, очереди, монитора>
< Сообщение в линии > ::= < сообщение, формируемое датчиком и передаваемое на обработку в элементы: модуль, монитор >.
Модель включает в себя некоторую совокупность взаимодействующих компонентов.
< Состояние модели > ::= < композиция состояний составляющий данную модель компонентов >.
< Траектория модели > ::= < композиция графиков, входящих в состав мо дели элементов (график элемента - последовательность событий элементов, составленная в порядке возрастания времени наступления событий данных элементов) >.
В зависимости от конкретного содержания модели в множестве состояний модели некоторые состояния должны рассматриваться как недопустимые.
С каждым датчиком связана определенная измеряемая функция, определяемая на множестве состояний системы элементов, за которой «следит» дат чик. Совокупность измеряемых функций позволяет определять различные, измеряемые параметры модели: насыщенность очереди, траекторию требования, время пребывания требования в некотором семействе маршрутов и т.д. С каждым измеряемым параметром связана его база статистик, включающая в себя статистики, определение которых допускается для данного измеряемого пара метра модели. Для реализации имитационных моделей ГИСС можно использовать, например, пакет GPSS Word [8].
В методах комбинированного моделирования для отображения процесса функционирования ГИИС аналитиче-
1. Геоинформационная система контроля состояния объектов социальной и промышленной инфраструктуры/ Битюцкий В.П., Захарова Г.Б., Мухаметшин A.M., Параничев А. В., Поршнев С.В.// Вестник Томского государственного университета. Приложение, 2006. № 18. С. 174178.
2. Поршнев С.В., Овечкина Е.В., Каплан В.Е. Теория и алгоритмы аппроксимации эмпирических зависимостей и распределений. Екатеринбург: УрО РАН, 2006. 212 с.; Анализ и выделение сейсмических сигналов. М.: Мир, 1986. 240 с.; Резников А.П. Обработка накопленной информации в затрудненных условиях. М.: Наука, 1976. 240 с.; Использование непрерывного вэйв-летпреобразования для обработки сейсмосигналов, излучаемых подземными взрывами/ Анисимов В.М. и др.// Горный информационноаналитический бюллетень, 2006. № 7. С. 193-199 и др.
ские и информационные модели используются совместно, что, как правило, обеспечивает возможность построения эффективных в вычислительном отношении моделей.
Описанные в статье методы моделирования были использованы и доказали свою эффективность при проектировании ГИИС, используемой для непрерывного мониторинга технического состояния здания Екатеринбургского городского цирка (рис. 1), особенности эксплуатации которого обусловлены сложностью архитектуры здания, геологическим состоянием подстилающих пород, а также воздействием акустических колебаний, возбуждаемых наземным городским транспортом и поездами городского метрополитена.
--------------- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3. Комбинированные методы определения вероятностных характеристик.М.: Советское радио, 1973. 256 с.
4. Налимов В.В. Теория эксперимента. М. Наука, 1971. 208 с.
5. Лоули Д., Максвел А. Факторный анализ как статистический метод. М.: Мир, 1967.
6. Baskett F., Chandy K.M., Muntz R.R., Palacios F.G. Open, closed an mixed networks of queues with different classes of customers. J. ACM. V. 22. №
2, 1975. P. 248-260.
7. Автоматизированная система контроля горного давления. Методы и средства математического моделирования. Часть 1. Препринт № 17. Новосибирск: ИГД СО АН СССР, 1987. 39 с.
8. Кудрявцев Е.М. GPSS World. Основы имитационного моделирования различных систем. М.: ДМКПресс, 2004. 320 с. ГТТШ
— Коротко об авторах -------------------------------------------------------------
Мухаметшин А.М., Поршнев С.В. - ИГД УрО РАН.
Доклад рекомендован к опубликованию семинаром № 3 симпозиума «Неделя горняка-2007». Рецензент д-р техн. наук, проф. В.Л. Шкуратник.