Научная статья на тему 'Методология концепта в современной русистике (на примере концепта «Инерция»)'

Методология концепта в современной русистике (на примере концепта «Инерция») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
172
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология концепта в современной русистике (на примере концепта «Инерция»)»

Шерстобитова Ирина Анатольевна, к.п.н., доцент кафедры филологического образования, Санкт-Петербургская академия постдипломного

педагогического образования, Санкт-Петербург, Россия

МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПТА В СОВРЕМЕННОЙ РУСИСТИКЕ (НА ПРИМЕРЕ КОНЦЕПТА «ИНЕРЦИЯ»)

Характерной чертой современного образовательного процесса является синтез гуманитарных и естественных наук, приводящий к новому пониманию мира. Интеграция -своеобразная междисциплинарная рефлексия - лежит в основе синергетического подхода к образованию учащихся. Миссия концепта - уровень интегрального обобщения объектов, явлений, как компонентов метасистемы культуры.

В этом контексте нельзя не отметить потенциальные возможности методической лингвоконцептологии, которая, пересекая дисциплинарные границы, сегодня начинает вписываться в метапредметное (трансдисциплинарное) пространство школьного образования [7, 64] . Идея трансдисциплинарности соотносится с идеями целостности (холизма), интеграции, самоорганизации (синергетики).

Концепт как интегративная единица обучения объединяет в систему знания, полученные на уроках разных гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Эти знания преломляются в личном опыте ученика. В результате такого синтеза достигается целостность, происходит появление новых свойств у объектов, явлений и законов естествознания, которых не было ни у одного из объединяемых явлений внутри определенного предмета. Именно за счет этих свойств появляется синергетический эффект (возрастание эффективности за счет интеграции) и эмерджентность (наличие свойств у системы, не присущих ее элементам).

Рассмотрим работу с концептом учебного текста в рамках проектных лабораторий (уроков-штудий). Этимология понятия «штудия» происходит от итальянского studio «изучение; мастерская», из латинского Studium «старание, усердие, наука», далее от studere «усердно работать». «Штудии» - это исследование слова по аналогии с анатомическими (ботаническими) штудиями Леонардо да Винчи.

В результате прохождения этапов концептного анализа возникает понимание учащимися значимости естественно-научного знания на уроках гуманитарного цикла (на примере литературы) как основы ориентации в системе «природа-человек». Таким образом, на уроках-штудиях осуществляется переход от дисциплинарного знания к трансдисциплинарному.

Аристотель формой называл «суть бытия каждой вещи» [1]. Интеграция физики и

литературы позволяет классическое единство формы и содержания художественного произведения рассматривать шире - как взаимодополнение противоположностей. Вот как интерпретирует культурологическую значимость принципа дополнительности физика Н. Бора русский лингвист и философ В. В. Налимов: «Классическая логика оказывается недостаточной для описания внешнего мира. Пытаясь осмыслить это философски, Бор сформулировал свой знаменитый принцип дополнительности, согласно которому для воспроизведения в знаковой системе целостного явления необходимы взаимоисключающие, дополнительные классы понятий» [8, 2].

Приведем фрагмент исследования концепта «инерция» на уроке-штудии, интегрирующем знания из области физики и литературы.

В начале урока предлагаем гипотезу: физические явления позволяют объяснить факты, образы, поступки героев в литературе. В процессе урока-штудии эта гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута. Обращаясь к личному опыту обучающихся, спрашиваем, знакомо ли им чувство инерции? Актуализируя свои знания по физике и литературе, юные исследователи формулируют выводы, интегрируя словарное определение инерции и идейное содержание художественного текста, высказывания критиков на основе личного опыта. Данную работу можно представить в виде таблицы:

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИЕМА «ДИАЛОГ «ЧЕЛОВЕК - СЛОВАРЬ - ТЕКСТ» Словарное определение слова - имени концепта инерция

Инерция и, мн. нет, ж. [латин. inertia - бездействие]. 1. Свойство тел сохранять первоначальное состояние покоя или равномерного движения, если они не подвержены действию какой-н. силы (физ.). Закон инерции. Отцепленный вагон продолжал двигаться по инерции. 2. перен. Бездеятельность, косность, отсутствие активности (книжн.). Умственная и. По инерции (разг.) - перен. непроизвольно, по привычке, бессознательно. По инерции он продолжал свою работу, к-рая потеряла для него смысл [11, 54].

Художественная интерпретация слова - имени концепта инерция «...Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью [...] это было его нормальным состоянием...» [Гончаров 2012:3].

«Беспокойство и тревога не в натуре Обломова. Его нравственная стихия - инерция и безмятежность» [10,38]

«В чем заключаются главные черты обломовского характера? В совершенной инертности, происходящей от его апатии ко всему, что делается на свете». [3, 54]

Обломов осуждает петербургскую суету из-за собственной инертности, но объективно оказывается прав: «Чего там искать? интересов ума, сердца? Ты посмотри, где центр, около которого вращается все это: нет его, нет ничего глубокого, задевающего за живое. Все это мертвецы, спящие люди, хуже меня эти члены света и общества» [2, 34].

Обломов окружен обломовцами большими, чем он сам. «Да я ли один? - говорит он Штольцу. -Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов... не пересчитаешь: наше имя легион!»

[2, 34]._

«- Так из чего же, - заговорил он, помолчав, - ты бьешься, если цель твоя не обеспечить себя навсегда и удалиться потом на покой, отдохнуть?..

- Деревенская обломовщина! - сказал Штольц.

- Или достигнуть службой значения и положения в обществе и потом в почетном бездействии

наслаждаться заслуженным отдыхом...

- Петербургская обломовщина! - возразил Штольц.

- Так когда же жить? — с досадой на замечания Штольца возразил Обломов. - Для чего же мучиться весь век?

- Для самого труда, больше ни для чего. Труд - образ, содержание, стихия и цель жизни, по крайней мере моей». [2, 35].

«Где же идеал жизни, по-твоему? Что ж не обломовщина? — без увлечения, робко спросил он.

- Разве не все добиваются того же, о чем я мечтаю? Помилуй! — прибавил он смелее. - Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?» [2, 36].

Таким образом, концепт «инерция» раскрывает концепт «обломовщина» (ключевой концепт русской литературы) с неожиданной для обучающихся стороны. Урок-исследование становится уроком-открытием нового понятия «духовная инерция» как понятия нравственной гибели человека. С точки зрения динамики понятия покоя и равномерного прямолинейного движения эквивалентны. Гипотеза урока подтверждена учащимися: Илья Ильич Обломов и другие персонажи живут в соответствии с законом инерции: сохраняют первоначальное состояние покоя или равномерного движения по жизни. Но инертность не следует безоговорочно записывать в пороки. Иногда она становится последним бастионом, защищающим убеждения, принципы человека. Осмысливая слова Николая Ивановича Вавилова: «Мне очень по душе нарушение основного закона Ньютона - закона инерции покоя, превращения его в инерцию движения» [5, 4], учащиеся приходят к выводу, что «движется» в романе только Обломов: состояние инерции покоя обусловило движение духовное.

В рамках применения приема «диалог с концептом» вместе с учащимися обращаемся к исследованиям В.А. Копцика, физика, кристаллографа, автора синергетико-симметрологической концепции искусства. Он предложил модель проблемы «смысл + текст», которую назвал «цветок Лотмана». Сердцевину цветка представляет авторский текст, при прочтении которого смыслы, привнесенные читателем и эпохой, могут оказаться интегральнее смыслов, вложенных автором. Лепестки-смыслы рождают вокруг цветка некую ауру, которую В. Налимов назвал семантическим полем, Ю.М. Лотман -семиосферой, Б.Л. Гаспаров - смысловой плазмой, Н.Л. Мышкина - самодвижением энергожизни текста [9, 69]. Предлагаем обучающимся открыть с помощью обращения к классикам современной физики новые смыслы романа «Обломов».

Н.Е. Жуковский признает физическую реальность действия, оказываемого силой инерции, однако в этом случае сила инерции превращается в «обычную» силу, которая приложена к телам, задерживающим движущееся тело на его траектории [4, 205]. А.Н. Матвеев также высказывается за то, что с физической точки зрения силы инерции являются вполне реальными силами [6, 216]. Проанализировав эти высказывания, обучающиеся делают вывод о том, что на Обломова, Штольца и других героев действует инерция как сила (физическое (природное) явление, а значит, неотвратимое). У Обломова - это полный покой, «утраченный рай»; у Штольца - нескончаемый бег «для самого труда, больше ни для чего»; у обоих - инерция покоя и труда, сформированная родителями. У других героев 192

- «вечная беготня взапуски, вечная

игра дрянных страстишек, особенно жадности, перебиванья друг у друга дороги, сплетни, пересуды, щелчки друг другу...». У всех - деформация духовной жизни, которую они не в силах изменить, т.к. источник инерции - их природа. Эта мысль находит свое подтверждение в диалоге-споре Штольца и Обломова в IV главе романа И.А. Гончарова (см. таблицу).

Анализ концепта «инерция» в дискурсе романа «Обломов» на уроке физики позволяет переформулировать один из главных вопросов, на который литературоведы не могут дать однозначного ответа: «Можно ли было изменить Обломова»? в вопрос: «Можно ли преодолеть закон инерции?» На этот вопрос физика дает однозначный ответ: человек не может изменить законы природы, но он может познать их, а познав, использовать в своей повседневной жизни. Вл. Соловьев утверждал, что «отличительная особенность Гончарова -это сила художественного обобщения, благодаря которой он мог создать такой всероссийский тип, как Обломов, равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей». Таким образом, в процессе анализа концепта «инерция» в художественном тексте достигается синергетический эффект - возрастание эффективности интерпретационного анализа художественного дискурса за счет интеграции знаний физики и литературы.

В век глобальных преобразований уроки-штудии развивают трансдисциплинарный взгляд на мир, содействуют формированию сознания, открытого многообразию и сложности мира.

Список литературы

1. Аристотель, Соч.: В 4 т., Т.1, с.198 - М, 1975.

2. Гончаров, И.А. Обломов. [Текст] /И.А. Гончаров Издательство: Пан Пресс, 2012.

3. Добролюбов, Н. А. Что такое обломовщина? // Гончаров И. А. в русской критике: Сборник статей / Вступ. ст. М. Я. Полякова; Примеч. С. А. Трубникова. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1958. -С. 53-93.

4. Жуковский, Н.Е. Теоретическая механика [Текст]:/Н.Е. Жуковский. - М., Л., 1952. - 281 с.

5. Лихтенштейн, Е.С. Слово о науке [Текст]: /Е.С.Лихтенштейн. - М., 2014.

6. Матвеев, А.Н. Механика и теория относительности. [Текст]:/. - А.Н. Матвеев Москва, «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 3-е издание, 2003 г. - 393 с.

7. Методическая лингвоконцептология: итоги и перспективы развития: монография /науч. ред. Н.Л. Мишатина. - СПб: ООО «Книжный дом», 2017. - 450 с.

8. Налимов, В. В. Вероятностная модель языка [Текст]/В.В.Налимов. - М., 1979.

9. Олизько, Н.С. Синергетические механизмы реализации интердискурсивных отношений // Вопросы когнитивной лингвистики. 2010. № 1 (22). С. 66-73.

10. Переверзев, В.Ф. К вопросу о монистическом понимании творчества Гончарова//Литературоведение: Сб. ст. под ред. В.Ф. Переверзева. - М., 1928.

11. Толковый словарь русского языка. Том I. /Под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 2000. - С. 54

12. Соловьев Вл. Собр. соч.: в 10 т. СПб., 1911-1913. Т. 3. С. 191.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.