УДК 371.124
С. Л. Фоменко
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: методология исследования; системный, деятельностный, субъектный и комплексный подходы в исследовании профессионального становления педагогического коллектива.
АННОТАЦИЯ. Рассматриваются методологические принципы и подходы в исследовании процесса профессионального становления педагогического коллектива общеобразовательной школы.
S. L. Fomenko
FORMATION OF PEDAGOGICAL COLLECTIVE: METHODOLOGICAL INVESTIGATION
KEY WORDS: investigation methdology; systemic, task-based, subjective and complex approaches in the formation of a professional pedagogical collective body.
ABSTRACT. Methodological principles and approaches in the process of a professional pedagogical collective body of a secondary school are being investigated.
Сложность задач разработки и изучения процесса профессионального становления педагогического коллектива требует ориентации на соответствующие проблеме методологические положения.
Четкость методологических принципов и методологического аппарата позволяет получить более обоснованные, системные и конкретные педагогические и методические рекомендации, которые создадут надежную базу для исследования столь сложной и многоаспектной проблемы.
В философской литературе нет общепринятого определения методологии. Ее определяют как совокупность приемов исследования, как учение о способах получения и организации знаний о мире.
В современной литературе под методологией обычно понимают прежде всего методологию научного познания, т. е. учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.
Роль различных диалектических моделей развития в исследовании профессионального становления педагогического коллектива в том, что они:
1) обусловливают направленность, руководящие идеи исследования и его наиболее общие законы (диалектического синтеза, перехода количественных изменений в качественные, диалектической противоположности) и принципы (объ-ектности, развития и взаимодействия);
2) выступают в качестве категориальной структуры мышления, ориентируют
относительно общей природы объекта исследования;
3) являются определяющими при объяснении сущности педагогических явлений и процессов.
Таким образом, философские знания ведут к раскрытию диалектики профессионального становления педагогического коллектива, к вскрытию и разрешению противоречий, свойственных изучаемому предмету, к взаимосвязи количественных и качественных изменений, происходящих в процессе профессионального становления коллектива, к изучению перехода от одной стадии профессионального развития к другой — более высокой, с сохранением всего позитивного, приобретенного на предыдущих стадиях развития педагогического коллектива.
Разнообразие моделей развития, трактовок этого понятия говорит не о беспочвенном фантазировании философов по поводу развития, а о многогранности и многоуровневости самого феномена развития и о возможности построения относительно самостоятельных концепций.
В каждой из этих концепций есть положительные и отрицательные стороны, поэтому мы не будем останавливаться на их характеристике, скажем лишь, что наибольшее влияние на наше исследование оказали позитивные идеи концепции «творческого эволюционизма» или «эмерджентности», а также основные положения диалектико-материалистической концепции, касающиеся характеристики объективных законов развития.
Всеобщие законы диалектики с трех различных сторон характеризуют процесс профессионального становления педагогического коллектива.
1. Закон диалектической противоречивости — источник, импульс развития педагогического коллектива. Дает ответ на вопрос, почему совершается процесс профессионального становления.
2. Закон перехода количества в качество — механизм возникновения новых
качеств, характеризующих коллектив профессионалов на пути продвижения от одной из стадий профессионального становления к другой, более прогрессивной. Он дает ответ на вопрос, как происходит процесс профессионального становления педагогического коллектива.
3. Закон диалектического синтеза определяет характер и форму прогрессивно направленных изменений педагогического коллектива в сфере профессиональной деятельности. Дает ответ на вопрос о характере поступательного движения педагогического коллектива в процессе профессионального становления.
В итоге взаимодействия трех отмеченных законов диалектики возникает единая система диалектических связей и переходов, в которой каждый элемент выполняет свою особую функцию, охватывая совокупным действием всю деятельность. Обладая специфичностью и несводимостью друг к другу, эти законы в то же время взаимосвязаны и проникают друг в друга, вплоть до полного слияния. Их единство многогранно, многоуровнево. Основа этого — взаимодополнение в развитии.
Одним из важнейших компонентов методологии исследования процесса профессионального становления педагогического коллектива, наряду с целями, гипотезами, методологическими подходами и методами (которые мы рассмотрим ниже), являются принципы проведения исследовательских работ.
Под принципом мы будем понимать основное правило действия, руководящую идею. Применительно к исследованию профессионального становления педагогического коллектива понятие «принцип» можно рассматривать в виде основных правил, положений, руководящих идей и норм, определяющих направления проведения и процессы организации познавательной деятельности. Мы будем придерживаться именно такой точки зрения в толковании этого понятия.
Основополагающими методологическими принципами исследования профессионального становления педагогического коллектива являются:
1. Принцип объективности и детерминированности педагогических явлений. Данный принцип в исследовании процесса профессионального становления педагогического коллектива находит свою реализацию:
— в использовании объективной информации о происходящих изменениях в сфере профессиональной деятельности, научной корректности и соответствия реальности, в выборе критериев и показателей, отражающих состояние системы, в многомерном подходе к исследуемому процессу, предусматривает вычленение существенных профессиональных характеристик анализируемого объекта (педагогического коллектива) от несущественных, обусловленных временными, преходящими факторами развития педагогического явления, в учете количественных и качественных характеристик для более полного понимания процесса профессионального становления педагогического коллектива, в выявлении закономерностей в этом процессе;
— в признании всей сложности и противоречивости процесса профессионального становления педагогического коллектива;
— в исследовании движущих сил и условий профессионального становления педагогического коллектива, в учете их связи с противоречиями, обусловленными общими социальными закономерностями, обстоятельствами возникновения и развития конкретного педагогического коллектива;
— в выявлении причинно-следственных связей, являющихся основой для распознания наиболее существенных сторон процесса профессионального становления педагогического коллектива.
2. Принцип изучения явления в его развитии. Применительно к исследуемому процессу это означает анализ из-
менений, происходящих в процессе осуществления педагогическим коллективом профессиональной деятельности в коллективных профессиональных характеристиках, связывается с прохождением ряда уровней и стадий профессионального становления педагогическим коллективом.
3. Принцип сущностного анализа исследуемого процесса или явления. В исследовании профессионального становления педагогического коллектива данный принцип проявляется:
— в выделении наряду с общими характеристиками, присущими любому производственному коллективу (организованность, целостность, сработанность, результативность и др.), специфических характеристик, которыми обладает именно педагогический коллектив (профессионально-педагогическая направленность, профессионально-педагогическая целостность, профессиональнопедагогическая компетентность и др.);
— в учете непрерывного изменения коллективных профессиональных характеристик педагогического коллектива в процессе его профессионального становления;
— в выделении основных факторов-источников и факторов-мотиваторов профессионального становления педагогического коллектива, а также комплекса условий, придающих позитивную направленность исследуемому процессу;
— в раскрытии противоречивости процесса профессионального становления педагогического коллектива, взаимосвязи и взаимопереходов количественных и качественных изменений в коллективных профессиональных характеристиках, обеспечивающих движение педагогического коллектива по уровням и соответствующим им стадиям профессионального становления.
4. Принцип единства логического и исторического, который требует в исследовании профессионального становления педагогического коллектива сочетать изучение истории (генетиче-
ский аспект) возникновения представлений о развитии коллектива как социальной группы и о его профессиональном развитии на основе анализа научных источников и теории с прогнозированием перспектив профессионального развития педагогического коллектива.
5. Принцип концептуального единства исследования, проявляющий в использовании определенной авторской концепции профессионального становления педагогического коллектива, которая базируется на теориях коллектива, разработанных в психологопедагогической науке.
6. Принцип целостности, всесторонности. Относительно процессов профессионального становления педагогического коллектива данный принцип предполагает:
— рассмотрение педагогического коллектива как системы, состоящей из элементов, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой, и как подсистемы более общей системы, которой являются педагогические коллективы района, города, области, рассмотрение взаимосвязей между ними;
— рассмотрение комплекса характеристик педагогического коллектива, определяющих сущность, противоречивый характер профессионального становления и помогающих составить наиболее полное представление о феномене, которым является профессиональный педагогический коллектив;
— всестороннее рассмотрение многообразных связей внутри изучаемого объекта, способствующих его профессиональному развитию, а также связей и взаимодействий коллектива с внешней средой.
Рассмотренные принципы научного познания являются основой теоретикометодологической базы нашего исследования. Их применение обеспечивает переход научных представлений о процессе профессионального становления педагогического коллектива с эмпирического уровня на современный теоретический.
Таким образом, философско-методологический анализ позволяет осмыслить сами процедуры определения объекта, при помощи которых осуществляется переход от объекта как непосредственно наблюдаемой реальности к собственно объекту исследования.
Второй уровень методологии можно обозначить как уровень общенаучных принципов и форм исследования. Сюда входят содержательные общенаучные концепции, выполняющие методологические функции и воздействующие на все или, по крайней мере, на некоторую совокупность фундаментальных научных дисциплин одновременно.
В исследовании профессионального становления педагогического коллектива нашел свое отражение системный подход.
Применительно к исследованию профессионального становления педагогического коллектива системный подход предусматривает рассмотрение:
— педагогического коллектива как системы, обладающей специфическими закономерностями;
— педагогического коллектива как части, подсистемы, включенной в более общую систему, в качестве которой могут последовательно рассматриваться большие общности.
Наиболее распространенным направлением системных исследований считается системный анализ, под которым понимают методологию решения сложных задач и проблем, основанную на концепциях, разработанных в рамках теории систем. Таким образом, применительно к концепции профессионального становления педагогического коллектива сущность системного подхода находит свое выражение в использовании системного принципа многоплановости в исследовании, что проявляется:
— в объединении сложившихся многообразных подходов в исследовании коллективов, в интеграции разнообразных знаний о коллективе, синтезирующих
основные изучаемые явления (личность, деятельность, общение, отношения);
— в выявлении возможности и следствия реализации системных принципов (многоплановости, многоуровневости, целостности и системной детерминации в исследовании);
— в выявлении и анализе множественности (или многообразия) связей и взаимодействий, в которые вступает педагогический коллектив в процессе профессионального становления (социально-психологические, организационнофункциональные, организационно-управленческие и другие). Выделенная совокупность связей и отношений является основанием для формирования целостности как совместной (коллективной) деятельности, так и ее коллективного субъекта;
— в анализе изменений, происходящих в процессе профессионального становления педагогического коллектива, на основании выделяемых характеристик педагогического коллектива как коллективного субъекта профессиональной деятельности;
— в выделении системообразующего, интегрирующего основания в профессиональном становлении педагогического коллектива, которым является коллективная профессиональная деятельность.
Таким образом, в многоплановости профессионального развития педагогического коллектива, следовательно, и в необходимости анализа этого процесса по разным основаниям, планам проявляется эвристический характер теории, предсказательность системного подхода.
Применительно к исследованию процесса становления педагогического коллектива деятельностный подход проявляется в следующих положениях:
1. Исследование процесса профессионального становления педагогического коллектива происходит в условиях реальной профессионально-педагогической деятельности, которая обеспечивает
решение определенных педагогических задач, стоящих перед членами коллектива. Педагогический коллектив в этом случае выступает как активный субъект взаимодействия, выполняющий определенную последовательность действий, направленную на решение профессионально-педагогических задач.
2. Решение различной сложности педагогических задач, стоящих перед педагогическим коллективом, приводит к усложнению способов выполнения деятельности, развитию определенных профессионально значимых коллективных качеств и свойств, обусловливающих изменение состава и структуры самой профессиональной деятельности.
3. В процессе изменения способов и методов профессиональной деятельности изменяется и характер взаимодействия между его членами, т. е. профессиональная деятельность, понимаемая как коллективная, рассматривается в нашем исследовании, во-первых, в единстве с процессом общения, раскрывающегося во взаимосвязи интерактивности, коммуникативных и перцептивных аспектов; во-вторых, как момент целостной системы общественных отношений, детерминирующих предметное содержание групповой активности.
4. Основными видами профессионально-педагогической деятельности являются: гностическая, дидактическая, прогностико-проектировочная, коммуникативно-организаторская, аналитикорефлексивная, предметно-специальная, которые формируются в рамках единого процесса профессионального становления, отражая природу профессионализации педагогического коллектива. Таким образом, исследование профессионального становления педагогического коллектива должно удовлетворять требованию единства исследовательской и практической учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива.
Комплексный подход применительно к процессу профессионального
становления педагогического коллектива характеризуется следующим:
— выделением в исследуемом процессе сторон, подлежащих изучению с позиций различных наук (философии, педагогики, психологии, акмеологии, теории управления, социологии, квалиметрии, профессиональной психологии и т. д.);
— единством целей и направлений в исследовании процесса профессионального становления педагогического коллектива, их субординацией и координацией, подчинением всех частных целей главной (создание условий для позитивного профессионального становления педагогического коллектива, достижения наивысшей стадии в этом процессе), обеспечивающей единство процесса профессионального становления педагогического коллектива;
— согласованностью действий всех участников исследования процесса профессионального становления педагогического коллектива;
— учетом роли нравственных, ценностных и психологических факторов при анализе любых проблем, связанных с процессом становления педагогического коллектива, обеспечивающих профессиональное становление педагогического коллектива: на уровне личности и коллектива — биологических, психологических, социальных; на уровне образовательного учреждения — социальнопсихологических, социальных, экономических, юридических и т. д.
Данный подход используется в науке, когда речь идет о проблемах не только науки, но и практики. При этом имеется в виду такая ориентация и такая организация исследовательской или практической деятельности, когда существенным условием для решения проблемы становится органичное сочетание действий
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
представителей разных научных дисциплин и разных сфер практики.
Субъектный подход в исследовании профессионального становления педагогического коллектива основан на положениях С. Л. Рубинштейна о субъекте как о центре организации бытия и субъектности, проявляющейся через потребность и способность личности самосовершенствоваться. Реализация данного подхода позволила нам рассматривать педагогический коллектив как коллективный субъект, т. е. как субъект социально значимой деятельности, трансляции культурного опыта и как автономный, самоактуализирующийся феномен, часть современного мира.
Таким образом, на основе анализа педагогического наследия и современных психолого-педагогических наук мы:
— определили значимость основных
методологических подходов к исследованию: диалектического, системного,
деятельностного, субъектного и комплексного — для повышения научного уровня и обоснованности основных теоретических положений концептуальной модели профессионального становления педагогического коллектива;
— выделили следующие принципы исследования процесса профессионального становления педагогического коллектива: общеметодологические (объективности и детерминированности педагогических явлений, изучения явления в его развитии, сущностного анализа, единства логического и исторического, концептуального единства, целостности и всесторонности в исследовании); общенаучные (диалектичности в исследовании, системности, субъектного подхода в исследовании, комплексности в изучении явлений и процессов).
1. АФАНАСЬЕВ, В. Г. Общество: системность, познание и управление / В. Г. Афанасьев. — М. : Политиздат, 1981.
2. ДАНИЛОВ, М. А. Всеобщая методология науки и специальная методология педагогики в их взаимосвязи / М. А. Данилов. — М., 1971-
3. ЖУРАВЛЕВ, А. Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива / А. Л. Журавлев / / Психологический журнал. — 1998. — №6.
4. ЗАГВЯЗИНСКИЙ, В. И. Методология и методика педагогических исследований / В. И. Загвя-зинский. — Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 1976.
5. КУЗЬМИН, В. П. Системный подход в современном научном познании/ В. П. Кузьмин / / Вопросы философии. — 1980. — № 1.
6. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ проблемы развития педагогической науки / под ред. П. Р. Атутова, М. Н. Скаткина, Л. С. Турбовского. — М. : Педагогика, 1985.
7. СТЕФАНОВ, Н. Теория и метод в общественных науках / Н. Стефанов. — М. : Прогресс, 1967.
8. ЮДИН, Э. Г. Системный подход и принципы деятельности / Э. Г. Юдин. — М. : Наука, 1978.
Получено 2 9.05.08 © Фоменко С. Л., 2 008