Научная статья на тему 'Методология исследования одержимости, как социального феномена'

Методология исследования одержимости, как социального феномена Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
371
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДЕРЖИМОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН / МЕТОДОЛОГИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ПОЗДНЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / POSSESSION / SOCIAL-CULTURE PHENOMENON / METHODOLOGY / HISTORIOGRAPHY / EARLY MODERN TIME

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крылова Диана Дмитриевна

В статье представлен обзор основных методологических подходов к изучению демонической одержимости в отечественной и зарубежной историографии. Анализируется результативность применения данных методов для определения и объяснения природы демонической одержимости, а также рассматриваются перспективы ее изучения, как социокультурного феномена эпохи позднего средневековья.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n paper is presented review of the basic methodological approaches to studying of demonic possession in a domestic and foreign historiography. Analysed a productivity of application of the given methods for definition and an explanation of the nature of demonic possession. Also are considered perspectives of studying а demonic possession, as social-cultural a phenomenon of the early modern time.

Текст научной работы на тему «Методология исследования одержимости, как социального феномена»

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 12 (52), 2015 г

СибАК

www.sibac.info

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ОДЕРЖИМОСТИ, КАК СОЦИАЛЬНОГО ФЕНОМЕНА

Крылова Диана Дмитриевна

аспирант кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии истории, исторического факультета, Национального исследовательского Томского государственного Университета

РФ, г. Томск Е-mail: diana. krvlova90@mail. ru

METHODOLOGY OF STUDING A POSSESSION, AS SOCIAL A PHENOMENON

Ошиа Krylova

postgraduate student of history ancient time, middle ages and methodology

of history department, the historical faculty National research Tomsk State University,

Russia, Tomsk

АННОТАЦИЯ

В статье представлен обзор основных методологических подходов к изучению демонической одержимости в отечественной и зарубежной историографии. Анализируется результативность применения данных методов для определения и объяснения природы демонической одержимости, а также рассматриваются перспективы ее изучения, как социокультурного феномена эпохи позднего средневековья.

ABSTRACT

In paper is presented review of the basic methodological approaches to studying of demonic possession in a domestic and foreign historiography. Analysed a productivity of application of the given methods for definition and an explanation of the nature of demonic possession. Also are considered perspectives of studying а demonic possession, as social-cultural a phenomenon of the early modern time.

Ключевые слова: одержимость; социокультурный феномен; методология; историография; позднее средневековье.

90

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 12 (52), 2015 г____________________

^ СибАК

www.sibac.info

Keywords: possession; social-culture phenomenon; methodology; historiography; early modern time.

В настоящее время феномен демонической одержимости остается одним из малоизученных, противоречивых сюжетов истории позднего средневековья Западной Европы в отечественной и зарубежной историографии. Эта ситуация объясняется некоторой перифе-рийностью темы одержимости, находящейся в рамках изучения средневековой и позднесредневековой «охоты на ведьм» XV -XVII вв. Чувствуется острая нехватка фундаментальных работ по данной проблематике, так как большинство работ по указанной теме носят справочно-иллюстративный или описательный

характер [21, с. 294-299; 4, с. 186-200].

Каждый исследователь индивидуально подходит к изучаемому явлению, по-своему называя и применяя методологию. Некоторые авторы используют более узкое деление методов исследования данной проблематики: иногда выделяется социологический подход, когда возникновение одержимости объясняется коренными переменами в структуре самого общества [41, р. 15]. Другие же стремятся к обобщению и указывают не более двух - трех направлений. Развиваются новые подходы на базе достижений фольклористики, лингвистики, семиотики и др. В связи с этим существует необходимость обобщения накопленного научного материала, выявления наиболее результативных методологических подходов к теме.

В целом в современной науке можно выделить несколько традиционно магистральных, приоритетных методологических подходов к изучению феномена демонической одержимости, не потерявших своей актуальности и применяющихся к исследованию этого феномена параллельно друг другу.

Одним из первых методологических подходов стоит назвать теологический или конфессиональный подход. Данный подход возник в рамках христианского религиозного учения. Его суть заключается в преподнесении демонической одержимости, как результата прямого вмешательства духов или иных внетелесных сущностей в дела человека. Природа одержимости объясняется Божьим промыслом, Божьей волей или карой.

На Западе этот подход сформировался на базе многочисленных демонологических трактатов классического и позднего средневековья. Примерами подобных работ могут служить: «Молот ведьм» (1486), Я. Шпренгера и Г. Инститориса [28], трактаты Ж. Бодена «Демономания» (1580) [31, р. 128-134], Дж. Гиффорда «Диалог

91

СибАК

www.sibac.info

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 12 (52), 2015 г

и ведьмах и колдовстве» (1584) [5, с. 59-148], кроля Якова I «Демонология в форме диалога» (1597) [29, с. 345-385] и др. В последующем подход продолжал жить в рамках ограниченного круга духовных лиц, благополучно дожив до наших дней.

Отечественная версия этого подхода начинает свой отсчет с конца XIX века, когда Российскую империю захлестнули массовые эпидемии кликушества. Православное духовенство, определявшее проявления кликушества, как бесноватость, при объяснении природы и происхождения этого явления были солидарны со своими западными коллегами.

Представим несколько работ православных священников, появившихся в это время: и. Марк «Злые духи и их влияние на людей» (1899) [17], о. Михаил «Злые духи (демоны) по учению Иоанна Кронштадтского» (1900) [24], анонимная статья «Духовный взгляд на малеванщину и кликушество. По поводу статьи профессора И. Сикорского «Психопатическая эпидемия» 1892 г.» (1893) [9, с. 589595], работы А.И. Алмазова, в частности «Чин над бесноватыми» (1901) [1].

Несмотря на кажущуюся исчерпанность данного методологического подхода, он сохраняет актуальность, и даже в какой-то степени увеличивает количество своих приверженцев. Неким подтверждением этого факта может служить возвращение Ватиканом в начале XXI века профессиональной подготовки священников -экзорцистов в университете Athenaeum Pontificium Regina Apostolorum. В поле зрения общественности все чаще возникают резонансные судебные разбирательства, связанные с проблемой одержимости и ее трактовкой среди религиозной части населения [36, р. 14; 37].

Главный минус данного подхода заключается в том, что сверхъестественное объяснение природы одержимости, снимает необходимость любого другого объяснения этого феномена. Теологический подход переводит явление в плоскость божественного промысла, сферу, где научные методы и приемы бессильны, тогда как основные вопросы о реальных причинах и социальном значении одержимости в жизни позднесредневекового общества так и остаются без ответа.

Следующим методологическим подходом к изучению демонической одержимости стал медицинский или психиатрический подход, в рамках которого явление трактуется как болезнь психиатрического свойства, либо как сумасшествие. Это направление возникло в противовес теологическому подходу на базе развернувшихся дискуссий

92

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 12 (52), 2015 г____________________

^ СибАК

www.sibac.info

о происхождении демонической одержимости во Франции, Англии и Шотландии рубежа XVI-XVII веков [11, с. 150-156]. С наступлением эпохи Просвещения данный подход стал доминирующим и объяснял одержимость, как разновидность истерии.

Следующая веха в развитии медицинского подхода началась с момента оформления психологии и психиатрии в отдельную отрасль научного знания в конце XIX - начале XX вв. К теме одержимости обратился З. Фрейд в работе «Невроз дьявола в семнадцатом веке» [25, с. 283-322] и определил это явление как невроз, возникший на основе подавляемых желаний. Эта концепция будет развита многочисленными последователями З. Фрейда в различных методологических вариациях.

Существенный вклад в развитие медицинского подхода к одержимости внесла отечественная школа психиатрии. Анализируя всплеск эпидемий кликушества, русские психиатры написали ряд работ, посвященных природе одержимости, однако мнения

ученых относительно этого предмета разошлись. Профессор И.А. Сикорский [22], историк медицины М.Ю. Лахтин [16, с. 141-184], академик М.П. Никитин [19, с. 656-668; с. 746-756], соглашались с западными коллегами и интерпретировали одержимость, как форму истерического припадка. Психиатр Н.В. Краинский [15, с. 42] видел в этом феномене не столько заболевание, сколько «бытовое явление русской жизни», в котором не последнее место занимает самовнушение. Академик В.М. Бехтерев [3] считал, что одержимость является частным случаем истерии, но, соглашаясь с Н.В. Краинским, отмечал, что в процессе формирования данного заболевания серьезную роль играет самовнушение и болезненное подражание.

В настоящее время приверженцы данного подхода определяют одержимость как спектр психологических заболеваний - от невроза до шизофрении [13]. Отдельным направлением в данном подходе является интерпретация одержимости как состояния измененного сознания, подобного состоянию транса шаманов и пр. [18, с. 220-263]. Одержимость включена в международную классификацию болезней МБК-10, упоминается она в пункте F44.3 «Транс и одержимость». Данное направление является одним из приоритетных, тем более, что применение этого подхода принесло немало достижений и результатов, например, в области объяснения «заразности» и быстрого распространения одержимости внутри конкретного замкнутого сообщества. Ведущими методами данного подхода является различные типы психодиагностики [14, с. 46-55].

93

СибАК

www.sibac.info

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 12 (52), 2015 г

Достижения современной психиатрии находят свое применение в исторических работах, как например, в исследовании «Колдовство и колдовские болезни: Антропология болезни в средние века»

Ю.Е. Арнаутовой [2, с. 120-126], в которой одержимости отведена отдельная глава. Автор описывает одержимых как душевных больных с разнообразными психологическими заболеваниями. При этом исследовательница не отрицает того факта, что одержимыми могли быть и здоровые люди, и даже отмечает, что уже в средневековье предпринимались попытки разделения одержимых и сумасшедших.

Основной недостаток представленного подхода заключается в переносе феномена демонической одержимости в сугубо медицинский контекст, что исключает возможность реконструировать взаимосвязи между членами сообщества, в котором появился одержимый. Происходит изъятие фигуры одержимого из исторического, социального контекста и перенос ее в область психиатрии. Складывающаяся интерпретация явления, по меньшей мере, схематична, при этом изменчивый культурный контекст исчезает.

Следующий подход к феномену одержимости можно условно назвать конспирологическим подходом. Подход сформировался на базе громких разоблачений обманщиков, которые притворялись одержимыми и провоцировали судебные разбирательства над ведьмами в Западной Европе XVI-XVII вв. В последующем эти сюжеты были переосмыслены известными писателями, например, такими, как А. Дюма [10, с. 539-606] и В. Скотт [23]. В целом, данный подход пришел в историческую науку из художественной литературы.

Сторонники данного подхода рассматривают одержимость как заговор, политическую акцию или злой умысел заинтересованных лиц против тех, кого позднее назовут ведьмами и колдунами. Одержимые же при этом определяются как притворщики, преступники, которые отправляли на смерть невиновных людей [21]. Указанный подход оказался довольно живучим в объяснении феномена «охоты на ведьм», и на какое-то время стал ведущим направлением в исторической мысли Западной Европы.

Ярким примером реализации коспиралогического подхода следует назвать «Луденских бесов» О. Хаксли [26]. Данная работа носит научно-публицистический характер и посвящена реконструкции луденского казуса 1632-1640 гг., когда во французском городе Луден произошла одна из самых известных эпидемий одержимости среди монахинь. Автор уличает аббатису монастыря Жанну от Ангелов в заговоре с городской элитой против приходского священника Урбена Грандье, которого казнили по обвинению в колдовстве. О. Хаксли был

94

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 12 (52), 2015 г____________________

^ СибАК

www.sibac.info

настолько убедителен в своих доводах, что подобного рода интерпретация одержимости стала популярна в массовом сознании, при активном содействии со стороны киноиндустрии и театрального искусства [42].

К сегодняшнему дню в большей степени данный подход ушел в область псевдонаучных изысканий, хотя в некотором облегченном варианте применяется в исторической науке до сих пор. Основным недостатком данного подхода является высокая степень субъективности в оценке исторических событий, а также поиск заговоров порой на пустой почве.

На данный момент приоритетным является историко-антропологический подход. В его рамках следует выделять несколько отдельных направлений: гендерный подход, антрополого-

этнографический подход и социально-ролевой подход, однако все они интерпретируют её как социокультурный феномен эпохи.

Гендерный подход понимает под одержимостью, форму женской реакции в ответ на общественный вызов, либо особую форму внутренних социальных отношений между женщинами замкнутого сообщества. Подход базируется на статистических выводах, которые фиксируют количественное преобладание женщин и девушек в общем числе выявленных случаев проявления демонической одержимости.

Сейчас гендерный подход, утратив большую часть прежнего идеологического радикализма, сосредотачивает внимание на проблеме ведовства и позднесредневекового мистицизма, при этом к проблематике одержимости обращается опосредованно. Примером работ данного направления, может считаться работа Н.З. Девис «Дамы на обочине: Три женских портрета» [8], где сюжет об одержимости Марии Воплощения объясняется как форма женской реакции на изменяющуюся ситуацию.

Рассматриваемый подход тесно связан с психологическим подходом и применяет методы психодиагностики для объяснения этого типа женского поведения. Так антрополог И.М. Льюис [39] благодаря психодиагностике определяет механизм возникновения одержимости: депривация (невозможность достижения) - фрустрация -трансгрессия (проступок/грех) - одержимость.

Одним из минусов данного подхода можно считать стремление обобщить феномен и перенести его в плоскость изучения взаимоотношения полов, либо объяснить одержимость, только сквозь призму женской истории, что в корне неправильно, так как среди одержимых встречались и мужчины. Хотя нельзя отрицать некоторую перспективность данного направления и целесообразность применения

95

СибАК

www.sibac.info

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 12 (52), 2015 г

этой методологии в изучении какого-либо отдельного сюжета об одержимости.

Второе направление - антрополого-этнографический подход, который определяет одержимость как социально-культурный феномен, выводы строятся на основе наблюдения и изучения живых практик одержимости и спиритаулизма в традиционных культурах по всему миру. Одной из родоначальниц подхода является Эрика Бургиньон, автор работы «Одержимость» [33], написанной на материале наблюдения магии вуду и практик одержимости на о. Г аити.

На сегодняшний день у этого направления множество последователей, год от года растет число статей, посвященных обнаружению, наблюдению и интерпретации одержимости и транса в культурах народов мира, в том числе изучению различных экстатических практик, таких, как шаманизм народов Сибири [12, с. 19-31]. В целом, данная методология позволила исследователям рассматривать одержимость как форму общественного восстания против произвола властей, форму психологической разрядки или часть культурного кода, который, подобно любым другим ритуальным практикам, приобщает человека к его корням [32, р. 407-433].

Несмотря на весомый вклад подхода в изучение феномена, одной из серьезных проблем в отношении изучения позднесредневековой демонической одержимости остается невозможность, либо проблематичность применения выводов и методов, полученных экспериментальным путем, в частности путем наблюдения феномена, к западноевропейским материалам XVI-XVII веков.

Третьим направлением, сформировавшимся внутри историкоантропологического подхода, является социально - ролевой подход. Его суть заключается в интерпретации одержимости как социокультурного феномена эпохи, некого культурного кода, при этом одержимые/одержимость - один из вариантов общественной роли, выполняющей ряд важнейших социальных и психологических функций.

Одним из первых данный подход реализовал в своем исследовании «Луденская одержимость» французский историк и антрополог М. Серто. Автор называет проявления одержимость не иначе, как театром, а законы, по которым развиваются события, законами классической комедии дель арте, [35, р. 3] отмечая, что одержимый как бы надевал на себя личину демона как маску и как бы говорил от его лица.

К выводу о ролевой сути одержимости также пришел американский социолог Ирвинг Гофман [7]. Он описывает состояние

96

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 12 (52), 2015 г____________________

^ СибАК

www.sibac.info

одержимости, как продукт социальных отношений и знаний, аккумулирующихся в форме исполнения роли одержимого в необходимый и важный для всей общины момент.

Среди современных работ, написанных в данном ключе, можно назвать исследование К.Д. Воробек «Одержимые: Женщины, ведьмы и демоны в Российской империи» [43]. В своей работе исследовательница подчеркивает, что кликуша - прежде всего роль, неизбежная на «культурной сцене» той эпохи. Используя метафору драмы, К.Д. Воробек стремится выявить социокультурную природу одержимости (кликушества) и выделяет несколько основных функций изучаемого явления, в частности - воспитательную, назидательную и гадательную функции, функцию поиска колдунов [27, с. 58-60].

К схожим выводам относительно природы происхождения одержимости приходит и отечественная исследовательница кликушества С.В. Голикова [6, с. 130-136], рассматривая ее как продукт социально-исторической практики.

На сегодняшний день большая часть исследований, посвященных изучению одержимости, так или иначе, написана при использовании методологических наработок историко-антропологического подхода. Например, работы Ф.А. Элмонда [30], в которых автор изучает явление в отражении элитарной культуры; Н. Кациолы [34], которая разрабатывает теорию культурной и общественной идентичности через проявление одержимости у женщин; статьи и исследования М. Слаховски [41], рассматривающего одержимость, как отражение духовного климата эпохи; работа С. Фербер [36], в которой на первое место поставлено изучение практик экзорцизма, а сам экзорцизм представлен как инструмент воздействия на массы, а одержимость как инструмент пропаганды и др.

Однако вместе с тем, многих авторов в большей степени занимают другие вопросы. Определяющими методами исследований остаются прежние сугубо исторические подходы, тогда как проблема выявления природы одержимости авторами поднимается лишь вскользь и серьезно не рассматривается, как, например, в работах Б. Левака [38] и К. Сандс [40].

Главными плюсами историко-антропологического направления являются междисциплинарность методологической базы исследований, намеренное избегание авторами категоричности в оценке явления, стремление к наиболее полной реконструкции событий сквозь призму какого-то одного сюжета или проблематики связанной с темой одержимости. Именно этот подход решает одну из сложнейших проблем, связанных с изучением западноевропейской демонической

97

СибАК

www.sibac.info

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 12 (52), 2015 г

одержимости XVI-XVII вв., проблему реконструкции культурной, духовной и социальной жизни общества указанного периода.

Интересным является и то, что в настоящее время прослеживается тенденция взаимопроникновения каждого из выделенных методологических подходов друг в друга. Ни один из них не встречается в чистом виде. Даже такие консервативные, на первый взгляд, как теологический или медицинский подходы, опираются на достижения других областей знания. Этнографы и антропологи используют и привлекают в свои исследования наработки психологов и историков, что, безусловно, дает свои результаты. Сегодня к исследованию проблематики колдовства и одержимости активно привлекаются также наработки фольклористов, искусствоведов, лингвистов и пр.

Одним из ярких представителей данного направления является А.А. Панченко. В своей работе [20, с. 324-341] автор выявляет социокультурное значение кликушества в повседневной жизни русского крестьянства, применяя разные методы смежных областей знания, начиная лингвистическими и психодиагностическими и заканчивая антропологическими и фольклорно-этнографическими приемами.

Подведем основные итоги представленного исследования. Было выделено четыре основных и несколько вспомогательных методологических подходов в изучении демонической позднесредневековой одержимости: 1) теологический, 2) медицинский (психиатрический),

3) конспирологический 4) историко-антропологический, который делится на несколько отдельных подходов: а) гендерный, б) антрополого-

этнографический, в) социально-ролевой. Были представлены достижения данных подходов применительно к изучению феномена одержимости и главные перспективы будущих исследований указанной проблематики.

Рассмотрев все достоинства и недостатки предложенных методологических подходов к изучению феномена, можно сделать вывод, что интерпретация явления напрямую зависит от выбранного инструментария и материала, на котором строится исследование. Перспективным представляется объединение методологических подходов, привлечение достижений смежных областей знания для реконструкции наиболее полной картины происходивших событий. Спорность и противоречивость оценок и мнений в отношении одержимости, которые существуют на сегодняшний день, доказывают необходимость подобного объединения методологических подходов для решения этой проблемы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

98

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 12 (52), 2015 г____________________

^ СибАК

www.sibac.info

Список литературы:

1. Алмазов А.И. Чин над бесноватым: (Памятник греческой письменности XVII в.) /. - Одесса : «Экономическая» типография», 1901. - 96 с.; ил.

2. Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: антропология болезни в средние века. СПб., 2004. М.: Алетейя. - 400 с.

3. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. / - СПб. и др.: Питер, 2001. - 254, [2] с.

4. Ведовство, которого не было. / пер. с англ. Н. Масловой; Сост., предисл. Н. Горелова. СПб.: Азбука-классика, 2005. - 448 с.

5. Гиффорд Дж. Диалог о ведьмах и колдовстве // Демонология эпохи Возрождения (XVI-XVII вв.): Пер. с англ., лат., нем., фр. / Переводы В.А. Гафнера и др.; Общ. ред., сост. и предисл. М.А. Тимофеева; Примеч. Н.В. Симоновой и др. - М. : РОССПЭН, 1996. - С. 59-148.

6. Голикова С.В. Кликушество: невежество, обман, болезнь, суеверие? Представление о кликушах по материалам Урала и Западной Сибири XVII - начала XX в. // Вестник Уральского отделения РАН. - 2009, -№ 4. - С. 130-136.

7. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Ирвинг Гофман; Пер. с англ. и вступ. ст. А.Д. Ковалева (науч. ред.); Московская высшая школа соц. и экон. наук; Центр фундаментальной социологии; -М.: Канон-Пресс-Ц : Кучково поле, 2000. - 302, [2] с.

8. Девис Н.-З. Дамы на обочине: три женских портрета XVII века. / Пер. с англ. Т. Доброницкой. - М.: Новое лит. обозрение, 1999. - 391, [9] с.: ил.

9. Духовный взгляд на малеванщину и кликушество. По поводу статьи И. Сикорского «Психопатическая эпидемия» 1892 г. // Душеполезное чтение. 1893. Август. - С. 589-595.

10. Дюма А. История знаменитых преступлений. М.: Альфа-книга, 2010. -1280 с.: ил.

11. Игина Ю.Ф. Медицина против демонологии: дискуссия вокруг ведовства, одержимости дьяволом и практик экзорцизма // Вестник Санкт-Петербургского университета, - 2007. - Вып. 3. - С. 150-156.

12. Йохансен У. Экстаз и одержимость: различия в переживаниях шаманов Сибири и Центральной Азии // Этнографическое обозрение, - 2007. - № 1. -С. 19-31.

13. Каннабих Ю.В. История психиатрии. / Предисл. П.Б. Ганнушкина. - М. : ЦТР МГП ВОС, 1994. - 528 с.: ил.

14. Криппнер С. Методы психологического исследования и сообщения об аномальных явлениях в практиках шаманов // Этнографическое обозрение, - 2007. - № 1. - С. 46-55.

15. Краинский Н.В. Порча, кликуши и бесноватые как явления русской народной жизни. Новгород, 1900. - 44 с.

99

СибАК

www.sibac.info

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история ________________________№ 12 (52), 2015 г

16. Лахтин М.Ю. Бессоодержимость в современной деревне. Историкопсихологическое исследование // Вопросы философии и психологии. М., 1910. Кн. 102. - С. 141-184.

17. Марк, игумен. Злые духи и их влияние на людей. СПб., 1899. - 180 с.

18. Мельникова Е.А. Отчитывание бесноватых: практики и дискурсы // Антропологический форум. М., - 2008. - № 4, - С. 220-263.

19. Никитин М.П. К вопросу о кликушестве // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. СПб., 1903. Год 8. № 9. -С. 656-668; № 10. - С. 746-756.

20. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционная культура русских мистических сект. / Александр Панченко ; [Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т высш. гуманитар. исслед., Центр типологии и семиотики фольклора]. - [2-е изд.]. - М.: ОГИ, 2004. - 541, [1] с.

21. Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. /; Пер. с англ. Т.М. Колядич, Ф.С. Капица; Отв. ред. Ф.С. Капица. - М.: Локид : Миф, 1996. - 556, [4] с.: ил.

22. Сикорский И.А. Психопатическая эпидемия 1982 г. в Киевской губернии. Киев, 1893. Тип. Имп.Унив. Св.Владимира С. 1-46.

23. Скотт В. Письма о демонологии и колдовстве. : [Перевод] / Вальтер Скотт; [Сост. , подгот. текста, коммент. К. Королева]. - М. СПб.: ЭКСМО: Terra fantastica, 2002. - 763, [5] с. - (Антология мысли).

24. С-о. Михаил. Злые духи (демоны) по учению Иоанна Кронштадтского. СПб., 1903.

25. Фрейд З. Невроз Дьявола в семнадцатом веке, 1923. // Собрание сочинений в 10 томах. Т. 7. - С. 283-322.

26. Хаксли О. Луденские демоны. / Пер. с англ. Э. Вороновой; Вступ. ст. А. Зверева. - М.: ТЕРРА, 2000. - 320 с.

27. Христофорова О.Б. Кликуши, как явление русской народной жизни // Живая старина. 2005. №1. С.58-60.

28. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм. / Пер. с лат. Цветков Н.; Предисл. Лозинский С.М., 1932; 2-е изд. - М.: Интербук, 1990. - 351 с.: ил.

29. Яков I, король. Демонология в форме диалога // Герметизм, магия, натурфилософия в европейской культуре XI1I-XIX вв. - М.: Канон +, 1999, - С. 345-385.

30. Almond Philip C. Demonic possession and exorcism in early modern England: contemporary texts and their cultural context. New York, Cambridge University Press, 2004. - 405 p.

31. Bodin J. Damonomania // Levak B. The witchcraft sourcebook. London, Routledge, Taylor & Fracis Group, 2003. - P. 128-134.

32. Boddy J. Spirit possession revisited: beyond instrumentality // Annual Review of Anthropology, - Vol. 23, - 1994. - P. 407-433.

100

Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история № 12 (52), 2015 г____________________

^ СибАК

www.sibac.info

33. Bourguignon E. Possession. San Francisco: Candler & Sharp, 1976. - 80 p.

34. Caciola N. Discerning spirits. Divine and demonic possession in the Middle ages. Ithaca, NY: Cornell University Press, 2003. - 335 p.

35. Certeau M. The possession at Loudun. Chicago, the University Chicago Press, 2000. - 257 p.

36. Ferber S. Demonic possession and exorcism in early modern France. London, Routledge, Taylor & Fracis Group, 2004. - 220 p.

37. Goodman F. The Exorcism of Anneliese Michel. Doubleday: Garden City, NY, 1981. - 255 p.

38. Levak B. The witchcraft sourcebook. London, Routledge, Taylor & Fracis Group, 2003. - 348 p.

39. Lewis I.M. Ecstatic religion: an anthropological study of spirit possession and shamanism. London, Harmondsworth, Eng.: Penguin Book, 1989. - 221 p.

40. Sands Kathleen R. Demon possession in Elizabethan England. Greenwood Publishing Group, Inc, Westport, CT, 2004. - 227 p.

41. Sluchovsky M. Believe not every spirit: possession, mysticism, and

discernment in early modern Catholicism. Chicago, The University of Chicago Press, 2007. - 374 p.

42. Whiting J. The Devils. Samuel Franch acting edition ltd, London, United Kingdom, 1966. - 88 p.

43. Worobec C.D. Possessed: Women, witches and demons in Imperial Russia. DeKalb: Northern Illinois University Press, 2001. - 288 p.

«ЖИЗНЬ НАПОЛЕОНА» СТЕНДАЛЯ В ОЦЕНКЕ ИТАЛЬЯНСКОГО АНОНИМНОГО КРИТИКА

Лещенко (Ольшанская) Наталия Михайловна

канд. ист. наук, РФ, г. Урюпинск Волгоградской области E-mail: nata 5827@mail.ru

101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.