МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
Список использованной литературы:
1. Буткевич С.А. Проблемы переходного периода: адаптация нормативно-правовых актов крымского федерального округа к законодательству российской федерации//Материалы Всероссийской научно-практической конференции, приуроченной к годовщине вхождения Республики Крым и города федерального значения Севастополя в состав Российской Федерации / Под общей редакцией С.А. Буткевича. 2015.
2. Коноплева А.А. Детерминанты межкультурных взаимодействий в Республике Крым//Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8-3 (58). С. 118-121.
3. Коноплева А.А. Радикальные проявления в культуре//ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НАУКИ XXI ВЕКА Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 109-111.
4. Коноплева А.А. Регулирование межэтнических взаимоотношений в Республике Крым в рамках профилактики развития экстремизма//Символ науки. 2015. № 11-2. С. 72-75.
5. Чудина Н.В. Homo extremality - человек XXI века// Ученые записки Таврического национального университета им. В. И. Вернадского. 2014 Том 27. № 1-2 (66) . - С.99 - 104.
6. Чудина Н.В. Субъект консолидированного экстрима как агент развития современного общества: материалы Международной научно-практической конференции / под общей редакцией В.А. Сосова. -Новороссийск: ООО «Издательский Дом - Юг», 2014. - С. 576 - 580.
7. Чудина-Шмидт Н.В. Условия и факторы формирования экстремального поведения субъектов экстрима// Противодействие экстремизму и терроризму в Крымском федеральном округе: проблемы теории и практики. Крым, 2015. - 328с. - С.32 - 41.
© Чудина-Шмидт Н.В., 2016
УДК 303
Шубина Марина Михайловна
д.ф.н., профессор кафедры «Философия, история и мировые религии» ИСОиП (филиал) ДГТУ E-mail: [email protected] Воронина Екатерина Владимировна магистрант гр. СНД-Тg11 ИСОиП (филиал) ДГТУ г. Шахты, Российская Федерация
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Аннотация
В статье рассмотрены приемы и методы научного познания, применяемые для исследования экономической системы, такие как индукция, дедукция, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование. Особое внимание уделено философским методам экономического познания: противоречие, взаимодействие, детерминизм и др. Дан краткий анализ работ авторов, исследующих данную проблематику.
Ключевые слова. Экономическая система, метод, философия, наука, понятие.
Экономическая система представляет собой совокупность общественных отношений, которые
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
возникают в результате процесса перемещения и производства материальных благ.
Методология исследования - совокупность разнообразных средств, методов и приемов научного познания, с помощью которых исследуются элементы той или иной экономической системы [2, с. 87].
Методология экономической теории состоит из различных структурных элементов, главными из которых являются философские и общенаучные методы.
В настоящее время выделяют шесть основных общенаучных методов познания экономических процессов. Среди общенаучных методов экономического познания важную роль играют методы индукции и дедукции, которые взаимодополняют и взаимосвязывают друг друга. Индукция и дедукция - это логические способы познания, которые основываются на получении общих и частных выводов. Индукция базируется на изучении отдельных фактов, явлений и процессов или более общих сведений на основе менее общих, а дедукция, в основе своей, на знании общих положений, закономерностей развития экономической системы в целом.
Такие методы как анализ и синтез так же органично взаимосвязаны, как индукция и дедукция. Анализ предполагает рассмотрения явления или предмета по его составным частям, отдельным аспектам. Синтез же предполагает соединение разделенных частей в единое целое с учетом их взаимосвязей, а также помогает комплексно изучать сущность явлений и процессов.
Используя абстрагирование, как метод познания, состоящий в отвлечении в процессе познания от внешних факторов и акцентировании внимания на сущности предмета или явления.
В конечном итоге вырабатываются научные понятия — категории, выражающие наиболее общие свойства и связи явлений действительности.
Метод моделирования или построения моделей, показывает главные экономические показатели изучаемых объектов и взаимосвязи между ними. В текстовой модели присутствуют только самые общие описания показателей и их взаимосвязей. При построении графической, математической и компьютерной модели, показывающей трансформацию показателей, на основе текстовой модели задаются количественные значения.
Метод графического моделирования базируется на построении графических моделей посредством различных рисунков — графиков, диаграмм, схем. Изображения зависимости между двумя и более переменными, детальное рассмотрение экономических показателей наиболее правильно демонстрируют графики.
Метод математического моделирования основан на формализованном представлении экономического явления с помощью математических инструментов: функций, уравнений, неравенств. При этом экономико-математические модели позволяют выявлять особенности экономического явления, а не просто описывать его.
Моделируемое экономическое явление, при использовании метода компьютерного моделирования, основанного на экономико-математических моделях, описывается сложной системой уравнений [1, с. 248].
К философским методам экономического познания относят принципы: материализма, основывающегося на взаимосвязи материи и сознания; развития, показывающего беспрерывное движение, изменение и преобразование духовного мира; самодвижения, объясняющего идею раздвоения единого на противоположности с целью объяснения происхождения мира; отражения, ориентирующегося на познании объекта как на процессе отражения его возможностями субъекта; противоречия, заключающегося в том, что два отрицающих друг друга предложения не могут быть одновременно истинными; детерминизма, представляющего собой учение о фактах бытия, а также любых явлениях в природе, которые имеют вполне закономерную причину своего появления и существования; взаимодействия, утверждающего, что существует бесконечное множество связей и только ограниченность человеческого познания не может увидеть все имеющиеся связи; объективности, предполагающего признание объективной реальности предмета познания и вероятности его достоверного отражения в сознании человека.
Неотъемлемую составляющую при изучении экономических процессов занимают основные законы диалектики, к которым относятся: закон единства и борьбы противоположностей, количественно-качественных изменений и закон отрицания.
Инструментами экономического исследования являются такие философские категории, как «количество» и «качество», «сущность» и «явление», «содержание» и «форма» и т. д.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
При изучении экономической системы выделяют четыре сферы: производство, распределение, обмен и потребление. Классики кроме производства добавили воспроизводство, рассматриваемое как непрерывно возобновляемый процесс производства. Если производство можно дополнить остальными сферами, то воспроизводство анализируется как единство всех 4 процессов [3, с. 112].
По Марксу господствующая роль принадлежит именно производству, оно первично, все остальное вторично. Играет важную роль и сфера обмена, с точки зрения рыночной экономики, которая становится впоследствии естественной средой обитания самого производства. Более того, и сфера распределения, и сфера потребления проходят через сферу обмена, являясь неотъемлемыми и дополняющими процессами производства.
Изучение методологии исследования экономических составляющих рассматривается весьма по-разному в разнообразных экономических системах общества, что является главной составляющей дальнейшего развития процессов научного познания. Список использованной литературы:
1. Крянев Ю.В., Моторина Л.Е. История и философия науки: философия науки. Учебное пособие для аспирантов / 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2011. - 416с.
2. Положенкова Е.Ю., Родионова В.И., Воденко К.В., Котлярова В.В. Философия науки: учебное пособие для вузов. Шахты: ГОУ ВПО ЮРГУЭС, 2010. - 189с.
3. Шкляр М.Ф. Основы научных исследований. Учебное пособие для бакалавров / — 4-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. - 244с.
© Шубина М.М., Воронина Е.В., 2016.