Научная статья на тему 'Методология исследований и конструирование образов «Этнических культур» в современном Китае'

Методология исследований и конструирование образов «Этнических культур» в современном Китае Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
509
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЕДИНАЯ КИТАЙСКАЯ НАЦИЯ» / «НАЦИОНАЛЬНОСТЬ» / «МАЛАЯ НАЦИОНАЛЬНОСТЬ» / «СРЕДИННОЕ ГОСУДАРСТВО» / ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ / ПРИМОРДИАЛИЗМ / КОНСТРУКТИВИЗМ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / UNITED CHINESE NATION / NATIONALITY / MINOR NATIONALITY / MIDDLE STATE / INSTRUMENTALISM / PRE-MODERNISM / CONSTRUCTIVISM / INFORMATION STRATEGY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жуков Артём Вадимович, Жукова Алена Алексеевна, Соловьева Надежда Алексеевна

В статье проводится попытка анализа методологической базы современных китайских публикаций, посвящённых исследованию этнической культуры в Китае. Авторы выделяют ряд концептов, характерных для китайского этнологического дискурса, такие как «единая китайская нация», «национальность», «малая национальность», «срединное государство», на основании чего доказывают, что этнология в Китае является элементом информационной стратегии государства. Сравнительный анализ показывает, что инструментальное применение этнологического знания базируется на распространении двух типов образов этнической культуры. Одни из них направлены «вовне» и распространяют образы полиэтничного государства, служащие целям популяризации образа на мировой арене. Другие направлены «вовнутрь» страны и служат целям создания образа «единого» государства, сплочённого вокруг идеи «единой китайской нации». Выводом статьи является доказательство того, что специфика китайской науки о народах заключается в том, что она является инструментом формирования этноса и используется в целях централизации государства, и поэтому представляется не только этнологическим анализом, но и предметом анализа. Содержание и выводы статьи способствуют лучшему пониманию основ методологии китайской этнологической науки и сущности политики Китая в отношении этнических культур на современном этапе, так как указывают на то, что этнологическая наука в Китае понимается как наиболее корректный, легко понимаемый и эффективно действующий метод убеждения населения, нацеленный на конструирование мировоззренческих взглядов и этнических идеалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Methodology of «Ethnic Cultures» in Modern China

The article attempts to analyze the methodological basis of modern Chinese publications devoted to the study of ethnic culture in China. The authors identify a number of concepts specific for the Chinese ethnological discourse, such as «united Chinese nation», «nationality», «minor nationality» and «middle state». On the basis of the above mentioned the ethnology in China as a part of the communication strategy of the state is proved. The instrumental use of ethnological knowledge is based on the distribution of the two types of ethnic culture images. Some of them are directed «outside» and distribute images of multiethnic state which serve the promotion of the image on the world stage. The others are directed «inside» the country and serve to create an image of a «united» state, rallied around the idea of « united Chinese nation». Conclusions of the article prove that the specificity of Chinese science of nations lies in the fact that it is a tool for the formation of an ethnic group and is used in order to centralize the state, and therefore is represented not only as an ethnological analysis, but also as the subject of analysis. The content and conclusions of the article provides for a better understanding of the basis of Chinese ethnological science methodology and the essence of China's policy towards ethnic cultures at the present stage, as it indicates that the ethnological science in China is understood to be the most correct, easy to understand and an effective action method of population persuasion, aimed at the construction of world outlooks and ethnic ideals.

Текст научной работы на тему «Методология исследований и конструирование образов «Этнических культур» в современном Китае»

УДК 39(571.54 /55) ББК Т 5-3 (2р54)

Артём Вадимович Жуков,

доктор философских наук, профессор, Забайкальский государственный университет (672039,Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

e-mail: artem_jukov68@mail.ru Алена Алексеевна Жукова, кандидат философских наук, научный сотрудник, Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

e-mail: kazarbina_a@mail.ru Надежда Алексеевна Соловьева,

аспирант,

Забайкальский государственный университет (672039, Россия, г. Чита, ул. Александро-Заводская, 30)

e-mail: nadezd.c@yandex.ru

Методология исследований и конструирование образов «этнических культур» в современном Китае1

В статье проводится попытка анализа методологической базы современных китайских публикаций, посвящённых исследованию этнической культуры в Китае. Авторы выделяют ряд концептов, характерных для китайского этнологического дискурса, такие как «единая китайская нация», «национальность», «малая национальность», «срединное государство», на основании чего доказывают, что этнология в Китае является элементом информационной стратегии государства. Сравнительный анализ показывает, что инструментальное применение этнологического знания базируется на распространении двух типов образов этнической культуры. Одни из них направлены «вовне» и распространяют образы полиэтничного государства, служащие целям популяризации образа на мировой арене. Другие направлены «вовнутрь» страны и служат целям создания образа «единого» государства, сплочённого вокруг идеи «единой китайской нации». Выводом статьи является доказательство того, что специфика китайской науки о народах заключается в том, что она является инструментом формирования этноса и используется в целях централизации государства, и поэтому представляется не только этнологическим анализом, но и предметом анализа. Содержание и выводы статьи способствуют лучшему пониманию основ методологии китайской этнологической науки и сущности политики Китая в отношении этнических культур на современном этапе, так как указывают на то, что этнологическая наука в Китае понимается как наиболее корректный, легко понимаемый и эффективно действующий метод убеждения населения, нацеленный на конструирование мировоззренческих взглядов и этнических идеалов.

Ключевые слова: «единая китайская нация», «национальность», «малая национальность», «срединное государство», инструментализм, примордиализм, конструктивизм, информационная стратегия.

Artem Vadimovich Zhukov,

Doctor of Philosophy, Professor, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039) e-mail: artem_jukov68@mail.ru Alena Alekseyevna Zhukova, Candidate of Philosophy, Researcher, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039) e-mail: kazarbina_a@mail.ru Nadezhda Alekseyevna Solovyeva, Postgraduate Student, Transbaikal State University (30 Alexandro-Zavodskay St., Chita, Russia, 672039) e-mail: nadezd.c@yandex.ru

Research Methodology of «Ethnic Cultures» in Modern China2

The article attempts to analyze the methodological basis of modern Chinese publications devoted to the study of ethnic culture in China. The authors identify a number of concepts specific for the Chinese ethnological discourse, such as «united Chinese nation», «nationality», «minor nationality» and «middle state». On the basis

1 А. В. Жуков - основной автор, является организатором проекта, формулирует выводы и обобщает итоги реализации коллективного проекта.

2 A. V. Zhukov is the main author, the organizer of the project, draws conclusions and summarizes the results of the collective project.

© Жуков А. В., Жукова А. А., Соловьева Н. А., 2015

of the above mentioned the ethnology in China as a part of the communication strategy of the state is proved. The instrumental use of ethnological knowledge is based on the distribution of the two types of ethnic culture images. Some of them are directed «outside» and distribute images of multiethnic state which serve the promotion of the image on the world stage. The others are directed «inside» the country and serve to create an image of a «united» state, rallied around the idea of « united Chinese nation». Conclusions of the article prove that the specificity of Chinese science of nations lies in the fact that it is a tool for the formation of an ethnic group and is used in order to centralize the state, and therefore is represented not only as an ethnological analysis, but also as the subject of analysis. The content and conclusions of the article provides for a better understanding of the basis of Chinese ethnological science methodology and the essence of China's policy towards ethnic cultures at the present stage, as it indicates that the ethnological science in China is understood to be the most correct, easy to understand and an effective action method of population persuasion, aimed at the construction of world outlooks and ethnic ideals.

Keywords: united Chinese nation, nationality, minor nationality, middle state, instrumentalism, pre-modernism, constructivism, information strategy.

Китай является крупным многонациональным государством, которое, подвергаясь воздействию процессов распространения глобализирующейся культуры, влияющей на культурное развитие титульной нации и на судьбу множества малых групп, стремится к устойчивому развитию и определяет для себя путь построения гармоничного общества, в котором национальный вопрос является одним из важных [5, с. 120]. В 90-е гг. ХХ в. перед наукой этой страны была поставлена задача проведения исследований трансформационных процессов, которым оказались подвержены этнические культуры, являющиеся объектом национальной программы гармоничного развития [10, с. 12]. Это привело к появлению значительного количества публикаций и к осознанию необходимости анализа методологической базы китайских этнологических исследований, которые не могли не испытывать влияние со стороны устоявшихся направлений этнологии, имея, однако свою специфику.

В традициях западной и отечественной науки изучению динамики этнической культуры, где значительное место занимают вопросы происхождения, развития, распространения, а также деградации и ассимиляции этносов, уделяется большое внимание. Исследование этнической культуры в Х1Х-ХХ вв. было связано с традициями эволюционизма, социологического направления, функционализма, этнопсихологии и другими направлениями, в рамках которых сформирована теоретическая база, посвящённая обоснованию того, каким образом происходят изменения в культуре этноса и что собой представляет динамика этнической культуры. Не меньшее значение имеют теории формирования этноса, рассматриваемого с разных позиций, среди которых выделяется примордиализм, инструментализм и конструктивизм, разница между которыми вызывает дискуссии и порождает различные объяснительные модели

в видении сущности процесса формирования этноса.

В целом применение вышеназванных подходов долгое время описывало этническую действительность, однако со второй половины 60-70-х гг. ХХ в. в структуре этнологического знания произошли большие перемены. В связи с усилением дезинтеграции мирового сообщества по принципу этнической принадлежности в этнологии была поставлена проблема определения природы этнической солидарности и межэтнического взаимодействия. Её анализ имел политический контекст и отвечал задаче сохранения национального (гражданского, политического) единства в каждой многонациональной стране. Постановка этой проблемы привела к методологическим трансформациям. Если до 60-х гг. главенствующие позиции занимало направление социальной интеграции, то затем влияние дезинтеграционных процессов в науке сделало популярной «теорию конфликта сил». Её внедрение дало толчок для развития разных направлений, часть из которых, оставаясь в рамках научного мировоззрения, отмечала появление новой тенденции, синтезируя свои положения с принципами системно-функционального анализа [4].

Другая часть, напротив, включилась в действия «конфликтующих сторон» и использовала научно-теоретическую базу для обоснования своих этнонациональных и политических убеждений. Китайскими учёными было выбрано второе направление, которое отличается тем, что при использовании некоторого объёма теоретической базы западной и российской науки оно направляет свои усилия на разработку методологии, которая бы защищала точку зрения государства, ставящего задачи интеграции и консолидации населения Китая в рамках единого целого. Инструментальное применение методологии этнологических описаний в современном Китае, где этнокультурным особенностям при-

даётся большая значимость, зависит не только от науки, но и от правящих элит. Учитывая бурные манифестации этничности последних десятилетий, руководящие структуры КНР понимают методологию преподнесения информации об этносах, исключительно в контексте идей, синтезирующих политические и научные концепции. Такой подход не предполагает возможности дополнительной рефлексии, но при этом нацеливается на проведение эффективного распространения определённых идей [7, р. 28].

На данный момент в содержании китайских исследований этноса распространённым является стремление к конструированию образа единой общности, в которой этническая идентичность подчинена политической идентичности. В рамках этого подхода формируется такое объяснение природы этноса, которое синтезирует элементы примордиа-лизма и конструктивизма, однако фиксирует внимание на первичности природы государства, культуртрегерская сущность которого конструирует попадающие под его влияние народы. Эти идеи формируют государственную концепцию социальной консолидации, которой чужды идеалы гражданского общества и близки ценности, связанные с патриархальными установками, характерными для конфуцианства. Необходимо отметить, что в основе такого отношения к науке лежат архетипы исторического сознания китайцев, для которых такие понятия, как «богатство истории» и «историческая память» являются ценностью, выполняющей функции идентификации, интеграции, консолидации, психологической защиты и развития патриотизма [1, с. 71].

История китайской политики убеждает в том, что традиция управления народами здесь с древности включала методики конструирования образов государства, понимаемого как «чжунго», «срединное государство», по сравнению с которым государства соседних народов - это «земля варваров». Характерным является то, что образ «чжунго» не касался какой-то избранной территории, употребление его со временем расширялось и по мере присоединения «варварских» земель они становились землями «чжунгожень», принадлежащими гражданам Поднебесной [2]. Поэтому, когда в начале ХХ в. китайское общество реформировалось по европейским образцам, правителям Китайской Республики понадобилось такое название для подвластного им государства, которое бы подчёркивало его извечный характер, они восполь-

зовались понятием «чжунго». Сегодня оно способствует не только постепенной «кита-изации» малых национальностей КНР, оно и создаёт основу для китаецентристского мировоззрения жителей этой страны. По мнению А. В. Меликсетова, традиция менять смысл истории, конструировать образы и представления о государстве, культуре, о населении в Китае сохранилась с древности и широко используется сейчас [3, с. 26].

Особенностью современной китайской научно-политической мысли является стремление направлять итоги переосмысления недавнего прошлого в нужное на настоящий момент для поддержания мировоззренческих ориентиров общества русло. К примеру, согласно мнению У. Каллахана, в Китае начала XXI в. идентичность формировалась как результат сложного взаимодействия между позитивным и негативным образами, рисующими прошлое и настоящее государства, которое формировало образ «народа жертвы», пережившего столетия национального унижения с начала «опиумных войн» до образования КНР, что было очень удобно, когда речь шла о необходимости поиска дипломатических ответов на требования независимости Тибета и обвинения в попрании прав человека в этом районе [6, р. 29]. Необходимо заметить, что в рамках стратегии, направленной на создание образа Китая, как мощного центра силы и кандидата на мировое лидерство, факты с использованием комплексов «национального унижения» оказываются почти не объяснимыми. Тем не менее, практика распространения двух образов этнической культуры, один из которых противоречит другому, является специфичной для китайской информационной политики. Многие исследователи зафиксировали, что образы, презентуемые «вовне», «для других» отличаются от тех, которые распространяются «внутри», «для себя».

В первом случае государственная власть КНР направляет усилия на распространение интенсивных патриотических чувств. Политика конструирования этих образов основывается на повсеместном и настойчивом подчёркивании величия древних традиций и их преемственности. Она вписывается в стратегии, использующие арсенал так называемой «мягкой силы», способствующей конструированию положительного образа Китая в мире [1, с. 78]. Однако эта тенденция имеет противодействие как со стороны «малых национальностей», так и представителей титульной нации. Это приводит к выступлениям, оцени-

ваемым в контексте современной китайской методологии, как «рецидивы и всплески архаичности». Поэтому по отношению к хань, с одной стороны, и к «малым национальностям» - с другой, властям приходится использовать методы контроля и сдерживания, которые и проявляются в формировании второй тенденции конструирования этнических образов, характерных для внутренней политики [11].

Принцип конструирования прослеживается в формировании образов культуры, этнической культуры, культуры «малых национальностей». Базовым в китайской науке о народах является понятие культуры. Культура понимается с одной стороны - как совокупность продуктов и результатов производства, появившихся благодаря человеческой деятельности, и с другой - как духовное наследие [15]. Конструируя понятие культуры, китайские учёные обращают внимание на такую её особенность, как региональное разнообразие, формирующее уникальность локальных этнических типов культур [18]. О том, что это мнение учитывается в политике, говорят решения КПК о том, что «необходимо расширить культурное производство и воспроизводство ... развитие культуры удовлетворяет интересам народа в коллективном духе (самосознании) и стимулирует развитие всех сфер жизни» [8].

Наиболее значимым признаком, выделяющим представления о культуре в китайской этнологии, является то, что китайские исследователи рассматривают культуру как общий образ мышления и мироощущения каждого члена государства, а не какой-то этнической группы. Отражая распространённые в Китае представления о структуре культуры, современный автор Чжоу Миньфу предлагает представить её структуру, выделив четыре уровня: культура человечества, культура эпохи, национальная культура и культура национальных меньшинств. Выделяются также два уровня культуры - национальная культура и культура этнических групп. Под национальной культурой понимается традиционная китайская культура, а под культурой этнических групп - локальное проявление элементов этнической культуры национальных меньшинств [13, с. 12]. Мнение Чжоу Миньфу о структуре культуры совпадает с точкой зрения руководства КПК, которое указывает, что: «необходимо усилить строительство культуры социализма с китайской спецификой, создавать соответствующую социализму с китайской спецификой рыночную экономику,

соответствующую этому систему правил и законов, срастить традиционные и моральные ценности нации с ценностями социализма с китайской спецификой, сформировав тем самым национальный дух, что послужит новым толчком реформ и развития» [8].

Современная структура этнической культуры КНР сложилась в 50-е гг. ХХ в, когда в стране с преобладающим ханьским населением, были признаны права других национальных групп. С этого времени в Китае принято разделять такие понятия, как нация, или национальность («миньцзу»), и малая национальность («шаошу миньцзу»). Под национальностью понимается стабильная группа, обладающая общим языком, территорией, экономическими отношениями, а также общими психологическими качествами, сформировавшимися в процессе исторического развития и закреплёнными в общей культуре [17]. Это примордиалистское определение, однако используется оно как инструмент конструирования этнической реальности, так как согласно ему все жители Китая - это прежде всего граждане КНР, которые вне зависимости от национальности составляют единую нацию «чжун хуа». В этом контексте каждый гражданин КНР, в первую очередь, чувствует себя носителем общенациональной культуры, вместе с этим он представляет какую-либо нацию. Таким образом, «национальная культура» и культура «малых национальностей» - это разные понятия, специфика которых состоит в том, что в китайских источниках термин «малая национальность» используется как обозначение только одного понятия -неханьские народы [5, с. 121].

Общая численность этих народов намного меньше, чем ханьцев, поэтому их принято называть «малыми». Признаком, который отличает неханьские народы от ханьцев, является их этническая культура. Для китайских учёных важно, что именно культура, а не генетическая наследственность определяет природу этничности [16]. Причина заключается в том, что в Китае взгляд на этничность основывается на вере в то, что все неханьские народы по происхождению и генетике едины с народом хань. Согласно мнению современной китайской исследовательницы Ли Суцзе, «малые национальности» представляют собой не что иное, как составные части единой китайской нации, которые выделились из неё в результате процесса исторического развития культуры [9]. С этой точки зрения, в которой синтезированы как примордиалистские, так и конструктивистские представления, и

хань и «малые национальности» являются составными элементами единого целого -«единой китайской нации». Чем они различаются, так это особенностями исторического развития, которые привели к их обособленному существованию, и специфическими чертами культуры, появившимися в результате этого исторического обособления. Таким образом, методология этнологических описаний в Китае не исключает ни конструктивистского, ни примордиалистского подхода, которые используются в зависимости от конкретных задач, ставящихся перед каждым описанием.

В целом в системе этнологического знания сконструированными признаются все современные этнические группы, как «малые национальности», так и хань, которые выступают как результат влияния локальной истории и культуры. Однако на общем фоне этнических конструктов в этнологическом знании Китая существует примордиальный образ изначально существующего этноса - «единой китайской нации», который и является ключевым для всей системы этнологической мысли Китая. В этой системе культура «малых национальностей» является структурным элементом культуры «единой китайской нации». Она характеризуется тем, что, во-первых, вносит вклад в формирование, развитие её уникальности за счёт привнесения национальных мотивов, элементов, идей из частных культур в общую культуру; во-вторых - она поддаётся конструирующему воздействию со стороны «единой китайской нации», которое олицетворяется действиями КПК [4].

При этом руководство Китая, проводя политику, направленную на укрепление единства многонационального государства, не стремится к немедленному переконструированию основ культуры «малых национальностей», а пытается сохранить национальные особенности [9]. Для этого оно предпринимает усилия, направленные на поддержку, сохранение и развитие культур «малых национальностей». Так, на XVII съезде ВСНП был объявлен курс, целью которого было развитие национальных культур. После этого в 2009 г. были опубликованы «Предложения о последовательной работе по развитию культуры малых национальностей» [14], имеющие целью разработку программ по сохранению самобытности культуры национальных меньшинств, развитие этнографического туризма, создание национальных парков, музеев под открытым небом, фольклорных ансамблей [19].

В то же время, из анализа концепций структуры культуры национальных меньшинств можно заключить, что в китайской на-

уке не считают, что их уровень отражает подлинно глубинный смысл, который является сущностным выражением культуры «единой китайской нации». К примеру, в концепции культуры, представленной Чжоу Миньфу, этническая культура национальных меньшинств включает в себя три уровня: базисный уровень - материальная культура и технологии; сердцевина - общественная организация; высший уровень - ценности и формы мышления, которые, имея характер этнического эгоизма и сепаратизма, могут не совпадать с ценностями «единой китайской нации» [13, с. 12]. Именно на этот уровень, по мнению, выраженному в решениях ЦК КПК, необходимо оказывать воздействие для того, чтобы влиять на процессы трансформации этнической культуры [12]. Так, например, член ПК ЦК КПК, председатель комитета Народного политического консультирования совета Китая Цзя Цинлинь говорит о важности влияния на культуру «малых национальностей» следующее: «Необходимо в современных условиях придать мощный импульс для развития районов проживания малых национальностей. На сегодняшний день ЦК КПК уделяет особое внимание национальной работе, нацеленной на консолидацию населения». Однако в утверждениях партийного функционера о том, что «в национальной работе необходимо бороться со всеми видами сепаратистской деятельности, защитить единство государства и сохранить социальную стабильность», чётко прослеживается двойственный характер китайских практик распространения образов культуры «малых национальностей» [20]. Таким образом, практика распространения двух различных образов этнической культуры является специфичной для китайской информационной политики, органической частью которой является китайская этнологическая наука. Её специфика заключается в том, что она является инструментом формирования этноса, используется в целях централизации государства и представляется не только этнологическим анализом, но и предметом анализа её, как инструмента распространения определённых этнополитических образов и идей. Этнологическая наука в Китае понимается как наиболее корректный, легко понимаемый и эффективно действующий метод убеждения населения, нацеленный на конструирование мировоззренческих взглядов и этнических идеалов.

Подведём итоги:

1. Современные процессы конструирования образов этнической идентичности в Китае идут в русле, которое формирует госу-

«малых национальностей» не утратила своей значимости. Это подтверждает китайская этнологическая наука, доказывая, что культура «малых национальностей» - это богатство китайской и мировой цивилизации и что их взаимовлияние усиливает китайскую культуру, что способствует повышению привлекательности китайской культуры и формированию имиджа китайской нации в мире. При этом на фоне сохранения внимания к этническому «я», поддержки различий, таких как самоназвание, физический облик, географическое происхождение, хозяйственная специализация, религия, язык и такие черты, как одежда и пища, в Китае предпринимается максимум усилий для преодоления ментальной оппозиции «мы - они» и дифференциации групп, которые выводятся на уровень единой гражданской идентичности - более широкого, чем этническое, поля социального взаимодействия.

Список литературы

1. Корсун А. Н. Идентичность с «китайской спецификой» // Полис. 2008. № 3. С. 68-79.

2. Корсун А. Н., Лавриненко Н. Е. Лики Поднебесной [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://mirknig. mobi /data /2013-10-15 /1418042 /Korsun_Liki_Podnebesnoy.1418042.pdf (дата обращения: 25.01.2015).

3. Меликсетов А. В. История Китая. М.: Изд-во МГУ 2002. 736 с.

4. Семененко И. Национальные практики формирования гражданской идентичности: опыт сравнительного анализа [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.perspektivy.info /rus /gos /nacionalnyje_praktiki_ formirovanija_grazhdanskoj_identichnosti_opyt_sravnitelnogo_analiza.htm (дата обращения: 24.01.2015).

5. У Цзинхуа. Этническая ситуация и политика КНР в отношении нацменьшинств // Расы и народы. М.: Наука,1998. Вып 24. С. 120-121.

6. Callahan W. A. China: The Pessoptimist Nation. Oxford: Oxford: Oxford University Press, 2012. 266 p.

7. Connor W. Ethnonationalism. The Quest for Understanding. Princeton, 1993. 248 p.

8. Гоцзя дуй шаошу миньцзу дэ чжэнцэ (Политика Китая в отношении национальных меньшинств) [Электронный ресурс]: [сайт]. Кит. яз. URL: http://www.douban.com /group /topic /1204433 (дата обращения: 21.01.2015).

9. Ли Суцзе. Шаошу миньцзу чуаньтун вэньхуа чжун дэ хэсе юаньсу цзи сяньтай цзячжи (Основные элементы гармоничного развития и их современное значение для традиционной культуры национальных меньшинств) [Электронный ресурс]: [сайт]. Кит яз. URL: http://www.docin.com /p-362527035.html (дата обращения: 24.01.2015).

10. Фан Пэн. Хайнань дао лиши миньцзу вэньхуа (История, народности и культура острова Хайнань). Хайкоу: Наньфан чубаньшэ, 2003. 247 с. Кит. яз.

11. Цзян Цзюньцзи. Жан гэ миньцзу вэньхуа «Мэй мэй юй гун» (Позволить культурам каждого народа «Процветать и объединяться») [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.wenming.cn /wmpl_pd / zlzs /201206 /t20120613_704922.shtml (дата обращения: 19.10.2014). Кит. яз.

12. Чжоу Гуаньмэй. Сяньтайхуа цзиньчэн чжун дэ чжунго шаошу миньцзу цзячжи чжуаньчэн (Трансляция ценностей культуры национальных меньшинств Китая в условиях модернизации) [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.bianjiang.cass.cn /news /589230.htm (дата обращения: 02.09.2014). Кит. яз.

13. Чжоу Миньфу. Чжунго шаошу миньцзу вэньхуа цзяньлунь (Культура национальных меньшинств Китая. Краткое обсуждение) / Гос. комитет по делам национальностей. Бейцзин: Миньцзу чубаньшэ, 2006. 318 с. Кит. яз.

14. (Предложения о последовательной работе по развитию культуры национальных меньшинств) [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://www.wenming.cn /wmpl_pd /zlzs /201206 / t20120613_704922.shtml (дата обращения: 25.12.2014). Кит яз.

Источники

15. Байду байке. Вэньхуа (Энциклопедический словарь «Байду». Культура) [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://baike.baidu.com /subview /3537 /6927833.htm (дата обращения: 19.01.2015). Кит. яз.

дарство, тесно взаимодействующее с наукой, поставляющей ему не только идеологически выверенные тексты, но и методологию проведения этно-культурной политики, нацеленной на получение максимально эффективного результата. Инструментальное применение этнологической науки, использующей элементы примордиалистских (идея «единой китайской нации») и конструктивистских (идеи «малых национальностей») концепций порождает двойственный контекст образов этнических групп. Одни из образов направлены «вовне» и создают картину полиэтнического государства. Другие направлены «вовнутрь» для конструирования образа единого государства, сплочённого вокруг идеи «единой китайской нации».

2. На сегодняшний день в Китае гражданская идентичность, то есть идентификация себя с «единой китайской нацией», превалирует над этнической, однако для руководства КНР важно заявлять, что идентичность

16. Байду байке. Шаошу миньцзу (Энциклопедический словарь «Байду». Национальные меньшинства) [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://baike.baidu.com /view /1917.htm?fr=aladdin (дата обращения: 19.01.2015). Кит. яз.

17. Сяньтай ханьюй сыдянь. Шаошу миньцзу (Словарь современного китайского языка «Сяньтай ха-ньюй сыдянь». Национальные меньшинства) [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://cd.hwxnet.com /view / mpebkheebaaoegpc.html (дата обращения: 19.08.2014). Кит. яз.

18. Ханьюй сыдянь. Вэньхуа (Словарь китайского языка. Культура) [Электронный ресурс]: [сайт]. URL: http://cd.hwxnet.com /view /hjagljggdieimiad.html (дата обращения: 15.06.2014). Кит. яз.

19. «Рисовые террасы Хунхэ-Хани» включены в список ЮНЕСКО [Электронный ресурс]: [сайт] // Газета «Женьминь жибао on-line». URL: http://russian.people.com.cn /31516 /8396981.htm (дата обращения:

23.12.2014).

20. Цзя Цинлинь: «Необходимо в современных условиях придать мощный импульс для развития районов проживания национальных меньшинств» [Электронный ресурс]: [сайт] // Газета «Женьминь жибао online». URL: http://russian.people.com.cn /31521 /7600714.html (дата обращения: 15.01.2015). Кит. яз.

References

1. Korsun A. N. Identichnost' s «kitaiskoi spetsifikoi» // Polis. 2008. № 3. S. 68-79.

2. Korsun A. N., Lavrinenko N. E. Liki Podnebesnoi [Elektronnyi resurs]: [sait]. URL: http://mirknig.mobi / data /2013-10-15 /1418042 /Korsun_Liki_Podnebesnoy. 1418042.pdf (data obrashche-niya: 25.01.2015).

3. Meliksetov A. V. Istoriya Kitaya. M.: Izd-vo MGU, 2002. 736 s.

4. Semenenko I. Natsional'nye praktiki formirovaniya grazhdanskoi identichnosti: opyt sravnitel'nogo analiza [Elektronnyi resurs]: [sait]. URL: http://www.perspektivy.info /rus /gos /nacionalnyje_praktiki_formirovanija_ grazhdanskoj_identichnosti_opyt_sravnitelnogo_analiza.htm (data obrashcheniya: 24.01.2015).

5. U Tszinkhua. Etnicheskaya situatsiya i politika KNR v otnoshenii natsmen'shinstv // Rasy i narody. M.: Nauka,1998. Vyp 24. S. 120-121.

6. Callahan W. A. China: The Pessoptimist Nation. Oxford: Oxford: Oxford University Press, 2012. 266 p.

7. Connor W. Ethnonationalism. The Quest for Understanding. Princeton, 1993. 248 p.

8. Gotszya dui shaoshu min'tszu de chzhentse (Politika Kitaya v otnoshenii natsional'nykh men'-shinstv) [Elektronnyi resurs]: [sait]. Kit. yaz. URL: http://www.douban.com /group /topic /1204433 (data obrashcheniya:

21.01.2015).

9. Li Sutsze. Shaoshu min'tszu chuan'tun ven'khua chzhun de khese yuan'su tszi syan'tai tszyachzhi (Os-novnye elementy garmonichnogo razvitiya i ikh sovremennoe znachenie dlya traditsionnoi kul'tu-ry natsional'nykh men'shinstv) [Elektronnyi resurs]: [sait]. Kit. yaz. URL: http://www.docin.com /p-362527035.html (data obrashcheniya: 24.01.2015).

10. Fan Pen. Khainan' dao lishi min'tszu ven'khua (Istoriya, narodnosti i kul'tura ostrova Khainan'). Khaikou: Nan'fan chuban'she, 2003. 247 s. Kit. yaz.

11. Tszyan Tszyun'tszi. Zhan ge min'tszu ven'khua «Mei mei yui gun» (Pozvolit' kul'turam kazhdo-go naroda «Protsvetat' i ob"edinyat'sya») [Elektronnyi resurs]: [sait]. URL: http://www.wenming.cn /wmpl_pd /zlzs /201206 / t20120613_704922.shtml (data obrashcheniya: 19.10.2014). Kit. yaz.

12. Chzhou Guan'mei. Syan'taikhua tszin'chen chzhun de chzhungo shaoshu min'tszu tszyachzhi chzhuan'chen (Translyatsiya tsennostei kul'tury natsional'nykh men'shinstv Kitaya v usloviyakh modernizatsii) [Elektronnyi resurs]: [sait]. URL: http://www.bianjiang.cass.cn /news /589230.htm (data obrashche-niya: 02.09.2014). Kit. yaz.

13. Chzhou Min'fu. Chzhungo shaoshu min'tszu ven'khua tszyan'lun' (Kul'tura natsional'nykh men'shinstv Kitaya. Kratkoe obsuzhdenie) / Gos. komitet po delam natsional'nostei. Beitszin: Min'tszu chuban'she, 2006. 318 s. Kit. yaz.

14. (Predlozheniya o posledovatel'noi rabote po razvitiyu kul'tury natsional'nykh men'shinstv) [Elektronnyi resurs]: [sait]. URL: http://www.wenming.cn /wmpl_pd /zlzs /201206 /t20120613_704922. shtml (data obrashcheniya: 25.12.2014). Kit. yaz.

Istochniki

15. Baidu baike. Ven'khua (Entsiklopedicheskii slovar' «Baidu». Kul'tura) [Elektronnyi resurs]: [sait]. URL: http://baike.baidu.com /subview /3537 /6927833.htm (data obrashcheniya: 19.01.2015). Kit. yaz.

16. Baidu baike. Shaoshu min'tszu (Entsiklopedicheskii slovar' «Baidu». Natsional'nye men'shinstva) [Elektronnyi resurs]: [sait]. URL: http://baike.baidu.com /view /1917.htm?fr=aladdin (data obrashcheniya: 19.01.2015). Kit. yaz.

17. Syan'tai khan'yui sydyan'. Shaoshu min'tszu (Slovar' sovremennogo kitaiskogo yazyka «Syan'tai khan'yui sydyan'». Natsional'nye men'shinstva) [Elektronnyi resurs]: [sait]. URL: http://cd.hwxnet.com /view / mpebkheebaaoegpc.html (data obrashcheniya: 19.08.2014). Kit. yaz.

18. Khan'yui sydyan'. Ven'khua (Slovar' kitaiskogo yazyka. Kul'tura) [Elektronnyi resurs]: [sait]. URL: http:// cd.hwxnet.com /view /hjagljggdieimiad.html (data obrashcheniya: 15.06.2014). Kit. yaz.

19. «Risovye terrasy Khunkhe-Khani» vklyucheny v spisok YuNESKO [Elektronnyi resurs]: [sait] // Gazeta «Zhen'min' zhibao on-line». URL: http://russian.people.com.cn /31516 /8396981.htm (data obrashcheniya: 23.12.2014).

20. Tszya Tsinlin': «Neobkhodimo v sovremennykh usloviyakh pridat' moshchnyi impul's dlya razvitiya raionov prozhivaniya natsional'nykh men'shinstv» [Elektronnyi resurs]: [sait] // Gaze-ta «Zhen'min' zhibao on-line». URL: http://russian.people.com.cn /31521 /7600714.html (data obrashcheniya: 15.01.2015). Kit. yaz.

Статья поступила в редакцию 26.01.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.