Научная статья на тему 'Методология использования теории о жизненных циклах при определении инвестиционной привлекательности предприятия'

Методология использования теории о жизненных циклах при определении инвестиционной привлекательности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
316
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЬ / ЦИКЛ / ИНВЕСТИЦИИ / ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ВЕКТОР / РАЗВИТИЕ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаврилюк О.И.

Ранжирование предприятий по уровню их инвестиционной привлекательности является важной инфраструктурной составляющей инвестиционного процесса, во многом определяющей эффективность последнего, что повышает актуальность разработки методик оценки инвестиционной привлекательности, которые бы наиболее полно удовлетворяли потребностям инвесторов. В настоящей работе представлена методика учета влияния сопряженных жизненных циклов элементов объектов инвестирования посредством расчета вектора развития предприятия, которая позволит получать более достоверные оценки инвестиционной привлекательности предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология использования теории о жизненных циклах при определении инвестиционной привлекательности предприятия»

МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕОРИИ О ЖИЗНЕННЫХ ЦИКЛАХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

ПРЕДПРИЯТИЯ

О.И. ГАВРИЛЮК,

аспирант Института экономики и менеджмента Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова

Ранжирование предприятий по уровню их инвестиционной привлекательности является важной инфраструктурной составляющей инвестиционного процесса, во многом определяющей эффективность последнего, что повышает актуальность разработки методик оценки инвестиционной привлекательности, которые бы наиболее полно удовлетворяли потребностям инвесторов. В настоящей работе представлена методика учета влияния сопряженных жизненных циклов элементов объектов инвестирования посредством расчета вектора развития предприятия, которая позволит получать более достоверные оценки инвестиционной привлекательности предприятий.

Ключевые слова: жизнь, цикл, инвестиции, привлекательность, вектор, развитие, предприятие.

Основная проблема существующих методов оценки инвестиционной привлекательности, на взгляд автора, заключается в отсутствии единой методологической базы осуществления таких оценок, в первую очередь системы показателей, которые нацелены на выявление первопричин, а не оперируют следствиями. В целях учета данного недостатка автор предлагает при составлении инвестиционных рейтингов экономических систем различного уровня использовать элементы теории о жизненных циклах посредством расчета параметров векторов развития предприятий, основанных на существующих тенденциях смены фаз жизненного цикла продукта, технологии производства, предприятия и отрасли.

Графически жизненный цикл продукции представляет собой кривую, характеризующую динамику объема продаж или валовой прибыли во временном интервале ее производства [3, с. 310], различают анализ жизненного цикла класса продукта и формы продукта [8, с. 220]. В рамках анализа жизненного цикла продукта, по-видимому, именно

изучение динамики продаж, его формы является более близким к потребностям инвестора, так как структура рынка может изменяться, товары одного класса могут вытеснять друг друга, при этом общая емкость рынка не обязательно изменяется.

Переход продукции из одного этапа жизненного цикла в другой означает не только разный уровень генерируемого денежного потока, но и разное соотношение потенциала и риска. Инвестирование на более ранней стадии развития продукта, с одной стороны, означает возможность получить максимум денежного потока в будущем, ас другой — принятие на себя дополнительного рыночного риска. Вложение денежных средств на зрелом этапе продаж сводит к минимуму ранее указанный риск, но у инвестора появляется неопределенность относительно момента снижения продаж, и насколько глубоким оно может быть, а также объема инвестиций для продления жизненного цикла производимой продукции. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что инвестора интересует не только существующая фаза жизненного цикла производимого на объекте инвестирования товара, но и вероятность перехода продукта в следующую фазу в течение периода возврата инвестиций.

На взгля давтора, методика идентификации жизненного цикла товара должна представлять собой несколько последовательных этапов:

1. Определение градации рассматриваемых в анализе стадий жизненного цикла изучаемых объектов.

2. Выбор характеристик, которые косвенно могут указывать на отнесение продукции, предприятий к определенным стадиям жизненного цикла, занесение их в анкету для экспертного анализа.

3. Работа экспертов над идентификацией этапов жизненного цикла изучаемых объектов.

16

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0-ръ%ъ.'н'р?4?:ж'иъ4

"Hfr&ecmuu/MXfrfrAfr политика

25 (154) - 2009

4. Присвоение этапам жизненного цикла балльных оценок, при этом максимальное балльное значение должно быть присвоено этапам зрелости, устойчивого роста, для которых характерно устойчивое получение значительного денежного потока при минимальном риске. На данном этапе эксперты должны разделить стадию роста на неопределенную и устойчивую составляющие, так как исследования показывают, что на рынке товаров широкого потребления пользуется спросом от 10 до 20 % новаций, товаров промышленного назначения — до 40 %, в 50 % случаях это обусловлено некачественным анализом рынка [10].

5. Инвестирование зачастую осуществляется на длительный срок, поэтому горизонт планирования окупаемости и получения дохода от инвестиционных вложений необходимо сопоставлять с вероятностью перехода исследуемых объектов на новый этап жизненного цикла, который может положительно или отрицательно сказаться на рейтинге. Данный анализ также осуществляется экспертным путем.

Итоговая рейтинговая оценка инвестиционной привлекательности объекта в зависимости от этапа жизненного цикла может быть рассчитана по следующей формуле:

R _ AiTi + A+1T+1

i T , T

J-i+1

где А; и Ai+1 — балльная оценка i-й и следующей за ней стадии жизненного цикла объекта;

Г.—период времени, в течение которого объект исследования, по прогнозам экспертов, останется на прежнем (7-м) этапе жизненного цикла;

Г.+1 — период времени, равный разности между прогнозным горизонтом осуществления инвестиций и временем Г..

Данная формула устанавливает прямую аналитическую зависимость между оценочной вероятностью нахождения объекта на благоприятных этапах жизненного цикла за период инвестирования и окупаемости и уровнем его инвестиционной привлекательности.

Более применимая на практике зависимость инвестиционной стратегии от этапа жизненного цикла производимого продукта нашла свое отражение в конкурентном анализе матрицы «рост/ доля рынка», разработанной компанией Boston Consalting Group [7, с. 428], именно параметры составления данной матрицы могут быть использованы в качестве вектора влияния стадии жизненного цикла продукта:

П = {Тар-,Др], (1)

где П — вектор жизненного цикла продукта;

Гпр — темп прироста емкости рынка, в том числе за счет сокращения импорта;

Др — существующая доля рынка.

Значения обоих рассматриваемых координат позволяют оценивать рыночную перспективность производимой продукции независимо от отраслевых особенностей товаров, дают возможность учитывать как направление динамики рыночной емкости, так и существующую роль товара на рынке. Двухкомпонентность рассматриваемого показателя, состоящего из существующей и перспективной составляющих, позволяет сравнивать рыночный потенциал продукции, находящейся на различных этапах своего жизненного цикла, дает шанс продукту с более неудачным положением на момент оценки получить более значительное абсолютное значение вектора жизненного цикла.

Вектор жизненного цикла продукта отражает рыночный потенциал товара, производимого организацией. Для того чтобы воспользоваться данным потенциалом предприятие должно не стоять на месте в развитии других элементов внутренней среды, производства. Концепция жизненного цикла предполагает распространение действия закономерностей, действительных при рассмотрении производимых товаров, на технологии и технологические системы. Жизненный цикл технологии графически отображается 8-образной кривой [4, с. 28]. В отличие отжизненныхциклов продукции при графическом отображении данной кривой по оси абсцисс откладываются капиталовложения, а по оси ординат — эффективность используемой технологии. В процессе идентификации уровня развития технологии критической является точка, за которой дополнительные капиталовложения уже не являются эффективными.

На сегодняшний момент в теории не существует критериев определения этапа жизненного цикла технологии, но есть понимание экономического содержания оценки используемых в производстве технологий и их взаимосвязи с этапом их жизненного цикла, в качестве основы для разработки данного критерия можно использовать базовую модель процессам. Д. Дворцина [1, с. 19]: Ь = 4уВ,

где Ь — производительность живого труда в технологическом процессе, руб. /чел. в год;

В — технологическая вооруженность труда в технологическом процессе, руб. /чел. в год;

у — коэффициент пропорциональности или показатель уровня технологии.

Экономический смысл модели заключается в том, что при данном уровне используемой технологии существует предел роста фондовооруженности, за которым с ростом значения последнего не происходит увеличения производительности труда, т. е. соотношение предельной отдачи от вовлекаемого в производство дополнительного фактора становится меньше ноля.

В качестве вектора влияния стадии жизненного цикла технологии предлагается использовать отношение существующего на предприятии уровня технологической вооруженности к оптимальному ее уровню по модели М.Д. Дворцина и существующий уровень технологии, используемой на предприятии:

Т = ; у

I В' т

(2)

где Т —векторжизненногоциклатехнологии;

В,.,

— отношение существующей техноло-

пред

гическои вооруженности к предельной;

Ут — уровень технологии.

Для оценки параметров векторажизненного цикла используемой технологии можно использовать методы технологического аудита, который представляет собой проверку технологических процессов, методов, приемов и процедур, используемых в организации, в целях оценки их производительности и эффективности [9, с. 190]. Самой сложной задачей является определение уровня используемой технологии. Для сопоставимости полученных оценок можно использовать балльную шкалу, в которой соответствующим уровням будут присвоены определенные числовые значения от 0 до 1 с шагом, зависящим от возможности ранжирования уровня используемой технологии в предприятиях исследуемой совокупности.

Жизненный цикл отрасли обладает рядом особенностей: зависит и определяется потребностью в продукции отрасли, т.е. связан с ее жизненным циклом, отрасли и подотрасли редко полностью прекращают свое существование, происходит постепенная смена видов производимых товаров, предприятия перестраиваются, приспосабливаются или ликвидируются, но отрасль остается.

На взгляд автора, аналитическое выражение этапа жизненного цикла отрасли отражается в типе воспроизводства ее материальной базы, который можно выразить с помощью коэффициента обновления основных средств, принимающего значения меньше единицы на этапе сокращения отрасли и больше единицы — на этапе расширенного воспроизводства, когда предприятия заинтересованы

в обновлении производственной базы.

Хорошей возможностью закрепления имеющихся конкурентных преимуществ и консервации используемых технологий производимой продукции имеют отрасли, обладающие высокими барьерами, препятствующими в вхождению в соответствующий рынок. Наличие данных барьеров как экономического, так и политического характера в свою очередь приводит к высокому уровню монополизации отрасли, поэтому по последней можно судить о способности отдельных отраслей длительное время поддерживать, продлевать этап «зрелости» своего жизненного цикла. Для оценки уровня внутриотраслевой концентрации в теории используется индекс Герфиндаля, определяемый как сумма квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли [5, с. 155]. Чем менее совершенна конкуренция в отрасли, соответственно больше коэффициент концентрации, тем большей рыночной властью обладают производители, тем более привлекательными являются инвестиционные вложения в предприятия данной отрасли.

В качестве вектора влияния стадии жизненного цикла отрасли предлагается использовать ранее указанные коэффициенты:

О Ч ;

Иг

10 000 ]

где Коб — коэффициент обновления основных средств;

Ит — индекс Герфиндаля.

Индекс Герфиндаля в расчете параметра вектора мы делим на 10 ООО, чтобы обеспечить сопоставимость параметров вектора стадии жизненного цикла отрасли с параметрами векторов (1)и(2).

Жизненный цикл предприятия как социального и имущественного комплекса обусловлен влиянием факторов, связанных с жизненным циклом производимой продукции и с субъективными причинами, связанными с внутренними процессами, происходящими в организации в социальной системе, как правило, коммерческий успех приходит вместе с карьерным ростом основателей предприятия.

Сбалансированность структуры производственной программы, заключающаяся в поддержании устойчивого денежного потока за счет наличия в ассортименте предприятия продукции, находящейся на разных стадиях своего жизненного цикла, является основой для постоянного продления жизненного цикла организации, обеспечения высокого уровня ее инвестиционной привлекательности. На сегодняшний день одним из основных показателей прогрессивности структуры производственной программы является средневзвешенный возраст производимыхизделий [11, с. 59]:

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жго-ръЯ-Ъ.'Н'Р?4?:Ж'КЪ4

политика

25 (154) - 2009

к

Тср.изд. = Т1А1 + Т 2 А2 + ••• + ТгАг = ^ ТгАг,

1=1

где Г. — возраст группы изделий;

А; — доля 1-й возрастной группы изделий в общем числе изделий;

к — число возрастных групп изделий.

Для сравнения инвестиционной привлекательности предприятий принадлежащих к одной отрасли и производящих схожую продукцию, на основе стадии их жизненного цикла, данный показатель является подходящим, но для сопоставимых оценок организаций, относящихся к разным отраслям промышленности, необходимо привести его в сопоставимый вид. Для этого мы предлагаем ввести понятие ожидаемой или сложившейся продолжительности жизненного цикла изделия в данной отрасли Тож, тогда влияние ожидаемой продолжительности жизненного цикла предприятия, обусловленное структурой производственной программы, на его инвестиционную привлекательность можно оценить с помощью коэффициента К :

"1 ж.ц. пр-ва

„ _ Т ОЖИД. /ОЧ

-А. ж.ц.пр-ва ? V /

Т ср.изд.

где К — коэффициент жизненного цикла

^ ж. ц. пр-ва

производственной программы предприятия;

К — средневзвешенный возраст произво-

ср. ИЗД. г ^

димых изделий.

При отсутствии возможности в реальности достаточно точно оценить числитель в формуле (3) для оценки коэффициента жизненного цикла производственной программы вместо сложившейся в отрасли продолжительности жизненного цикла можно использовать ожидаемый период возврата инвестируемых средств, заручившись мнением экспертов о том, что данный период окажется не меньше средней продолжительности жизненного цикла. Также при расчете средневзвешенного возраста производимых изделий необходимо учитывать только такие позиции выпускаемого ассортимента, ожидаемая продолжительность жизненного цикла которого больше ожидаемого периода возврата инвестируемых средств.

Внутренние процессы, происходящие в организации, можно разделить на поведенческую и профессиональную составляющие. Поведенческая составляющая работы персонала, проявляющаяся на различных стадиях жизненного цикла организации, может быть охарактеризована с помощью трех критериев:

1. Уровня мотивации сотрудников.

2. Уровня конфликтности организации.

3. Соответствия лиц занимаемым должностям.

Профессиональная составляющая заключается в способности руководящего персонала правильно организовать выполнение работы, а также обеспечить необходимые условия труда, и в способности работников за счет своих навыков и знаний обеспечивать высокую производительность труда при высоком качестве выполняемой работы. Она может быть охарактеризована с помощью двух критериев:

1. Уровня организации труда.

2. Соответствия профессиональных качеств работников предъявляемым должностными инструкциями требованиям.

Для оценки обеих составляющих можно применить субъективные методы, например балльной оценки.

Результат оценки представим в виде коэффициента развития персонала, который вместе с коэффициентом жизненного цикла производственной программы предприятия будут образовывать координаты вектора влияния этапа жизненного цикла организации на уровень ее инвестиционной привлекательности:

Ор = {К ;К }, где Крп — коэффициент развития персонала.

При расчете коэффициента развития персонала не обойтись без использования метода экспертных оценок, так как с помощью традиционных количественных показателей, характеризующих движение кадров и эффективность их использования, нельзя судить о нахождении организации на определенном этапе жизненного цикла.

Учитывая тот факт, что коэффициент развития персонала является достаточно сложным даже для осуществления экспертных оценок показателем, мы привели его для иллюстрации авторского мнения относительно основных факторов, определяющих текущий этап жизненного цикла организации. Для осуществления практического анализа, на взгляд автора, можно использовать более конкретный и рассчитываемый на основе данных бухгалтерской отчетности показатель — коэффициент реинвестирования. Он является производным, отражающим отношение персонала в целом и менеджмента компании к достижению целей ее деятельности, стратегии развития бизнеса. В экономической науке взаимосвязи норм потребления, сбережения и инвестирования уделяется большое внимание, так как эффективная растущая экономика, живущая сегодняшним днем, не закладывая фундамента для расширенного воспроизводства своих конкурентных преимуществ в будущем, постепенно можетутратитьсвои позиции, неинвести-руемые накопления обесцениваются, снижается стои-

мость накопленного капитала. Тот же самый процесс происходит и в масштабах отдельного предприятия. На этапе начального роста, становления фирмы и персонал, и учредители прилагают максимум усилий для оптимизации использования капитала фирмы, снижения стоимости его использования, финансового обеспечения роста, что выражается, в частности, в реинвестировании чистого дохода предприятия во внеоборотные или оборотные активы. Постепенно у некоторых представителей персонала, менеджмента приоритеты в использовании чистой прибыли изменяются, возникает потребность в частном характере мотивации, возникают конфликты и противоречия, нарушается сплоченность коллектива вокруг идеи роста и развития фирмы. Для восстановления и поддержания данной сплоченности, как правило, руководство предприятия идет на частичный отказ от инвестиционного использования доходов на капитал, направляя их на текущее потребление в виде материального стимулирования, улучшения условий труда и отдыха, создание непроизводительных статусных рабочих мест, служб. В результате организация живет на основе инвестиций, осуществленныхв прошлые периоды, средств на поддержание «аристократических» наклонностей требуется все больше, управляемость снижается, что отрицательно сказывается на отдаче на вложенный капитал и норме его реинвестирования, в совокупности данные причины лежат в основе перехода организации на регрессивные стадии жизненного цикла, когда неэффективное использование доходов прошлых периодов требует более значительных затрат на под держание деятельности в текущий момент времени.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что наибольшей инвестиционной привлекательностью будут обладать предприятия, для которых характерна более высокая склонность кинвестированию, опреде-

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ляемаякоэффициентомреинвестирования [2, с. 381]: А"ап.затр. - Износ + Доборот.кап.

Крешв-= ЕВ1Т(1 - Нал. ст.) •

В качестве результирующего вектора развития предприятия мы предлагаем использовать алгебраическую сумму векторов жизненного цикла продукции, технологии, отрасли и предприятия.

При осуществлении инвестиционного анализа учетрезулыирующего вектора жизненного цикла, как и иных факторов инвестиционной привлекательности, должен осуществляться с указанием на имеющиеся у организации возможности по повышению своего рейтинга за счет более высокой оценки действия данного фактора. Исследования [6, с. 82] показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда руководствуются на каждой стадии соответствующими предпосылками дая нейтрализации возникающих угроз и эффективного использования имеющихся ресурсов. Управляющее воздействие должно быть направлено на достижение трех задач: продление жизненного цикла производимых товаров и используемыхтехнологий, повышение эффективности использования тех возможностей, которые предоставляет каждый этап жизненного цикла, получение равномерного и прогнозируемого распределения результатов деятельности организации на различных этапах жизненного цикла. Заниматься вопросами продления и улучшения влияния на инвестиционную привлекательность жизненных циклов необходимо даже организациям с высоким значением данного вектора, так какуспешностъ осуществляемой стратегии в первую очередь делает организацию и ее работников пассивными, вырабатывает консервативное отношение к новым идеям, инерционность мышления, что в будущем может привести к неспособности организации вовремя откликнуться наизменяющееся действие факторов внешней среды.

1. Васильева И.Н. Экономические основы технологического развития: Учеб. пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 160 с.

2. Дамодаран А. Инвестиционная оценка: Инструменты и методы оценки любых активов: пер. с англ. Зе изд. М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2006. 1341 с.

3. Зайцев Я.ЖЭкономика промышленного предприятия. Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. 439 с.

4. Коноплев С. ^.Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: ТК Велби, изд-во «Проспект», 2007. 128 с.

5. Курс экономической теории: учебник. 4-е изд., перераб. и доп.; под ред. М. Н. Чепурина и Е. А. Киселевой. Киров: «АСА», 2001. 752 с.

6. Мильнер Б. 3. Теория организации: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2004. 648 с.

7. Портер Е. Майкл. Конкурентная стратегия: Методология анализа отраслей и конкурентов. М: Альпина Бизнес Букс, 2005. 454 с.

8. Современноеуправление: энциклопедический справочник. 1 том. М.: «Издат. центр», 1997. 84 с.

9. Сурин А. В., Молчанова О. ^.Инновационный менеджмент: Учебник. М: ИНФРА-М, 2008 368 с.

10. Фасхиев X. А. Применение «ворот конкурентоспособности» при разработке новых товаров // Маркетинг в России и за рубежом. 2008. № 2. С. 73-83.

11. Экономический анализ: учебник /Г. В. Савицкая. 10-е изд. , испр. М. : Новое знание, 2004. 640 с.

20

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жг0-ръ%ъ.'н'р?4?:ж'иъ4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.