Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТЫ НА КУРСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ОБУЧАЕМЫХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ'

МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТЫ НА КУРСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ОБУЧАЕМЫХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
73
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ГЕОГРАФИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / КАРТОГРАФИЯ / АТЛАС / ПАНИРОВАНИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / ФУНКЦИЯ / ТИПОЛОГИЯ / ОБОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ / ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Халилов Х.Б.

В этой статье обсуждается, что следует искать в исследованиях по использованию карт в курсах экономической и социальной географии, преподаваемых в средних школах, и как развивать картографические компетенции учащихся на курсах географии, преподаваемых в средних школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF USING THE MAP AT THE COURSES OF ECONOMIC AND SOCIAL GEOGRAPHY OF STUDENTS IN SECONDARY SCHOOL

This article discusses what to look for in research on the use of maps in economic and social geography courses taught in high schools, and how to develop the cartographic competencies of students in geography courses taught in high schools.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТЫ НА КУРСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ОБУЧАЕМЫХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Халилов.Х.Б. учитель географии

Ферганский областной центр переподготовки и повышения

квалификации народного образования

МЕТОДОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТЫ НА КУРСАХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ОБУЧАЕМЫХ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация: В этой статье обсуждается, что следует искать в исследованиях по использованию карт в курсах экономической и социальной географии, преподаваемых в средних школах, и как развивать картографические компетенции учащихся на курсах географии, преподаваемых в средних школах.

Ключевые слова: прикладная география, социальная география, экономическая география, картография, атлас, панирование, географический прогноз, функция, типология, обобщение, социально-политический, географический объект, процесс.

Khalilov H. B. geography teacher

Fergana regional center for retraining and advanced training ofpublic

education

METHODOLOGY OF USING THE MAP AT THE COURSES OF

ECONOMIC AND SOCIAL GEOGRAPHY OF STUDENTS IN

SECONDARY SCHOOL

Abstract: This article discusses what to look for in research on the use of maps in economic and social geography courses taught in high schools, and how to develop the cartographic competencies of students in geography courses taught in high schools.

Key words: applied geography, social geography, economic geography, cartography, atlas, planning, geographical forecast, function, typology, generalization.

В настоящее время экономическая и социальная география Узбекистана изучается в 8-м классе, экономическая и социальная география зарубежных стран в 9-м классе и прикладная география в 10-м классе. Ученики знакомятся и используют экономические и социально -географические карты в процессе освоения этих предметов. В республике разработаны географические атласы и тематические карты для школьников 5-10 классов.

Можно сказать, что все предметы экономической и социальной географии, преподаваемые в общеобразовательных школах, полностью

покрыты картографическими материалами. Например, в 9 классе при обсуждении темы «Политическая карта мира» в сфере экономической и социальной географии зарубежных стран учащимся рекомендуется широко использовать политическую карту мира Атласа для 10-го класса. Эта ситуация очень положительно влияет на развитие у учеников компетенций в отношении географических карт.

На курсах экономической и социальной географии и вообще на всех курсах географии общеобразовательных школ мы постараемся ответить на следующие вопросы: какие картографические материалы, точнее географические карты и атласы, дают учащимся, чему они могут научить учащихся и для каких целей их можно использовать.

Картография предполагает сложные процессы разработки и использования технологий для создания различных типов карт, отражающих территориальное расположение событий и явлений в природе и обществе, их взаимодействие в пространстве и времени.

Такое систематическое определение картографии позволяет проводить научный анализ и изучение событий и явлений на основе пространства и времени. На практике это равносильно признанию картографии необходимым звеном в цепи теоретических и методологических основ регионального планирования и прогнозирования социально-экономических процессов, их мониторинга, защиты и управления окружающей средой.

Картографические изображения организаторов природных и социально-экономических процессов и их территориальных комплексов представлены в виде образно-символических моделей. Это сочетается с важной современной научно-теоретической и методологической концепцией моделирования картографии. Поэтому не зря системный подход признан ключевым фактором в картографии.

Такой подход позволяет нам рассматривать картографические объекты, события и процессы как неотъемлемые компоненты с точки зрения их взаимосвязанности и воздействия, внутреннего и внешнего, а также правильных и неправильных отношений. Различные элементы природы и общества, природно-географические и социально-экономические процессы, события и происшествия являются основными объектами картографии.

В последнее время к области картографии добавились политические процессы и их специфические региональные и национальные отношения. Разнообразие картографических объектов и постоянное расширение их сферы применения говорят о сложности содержания картографии, ее многогранности. Здесь мы хотели бы процитировать мнение Н. Н. Баранского о географических картах: - «География начинается с карты и заканчивается картой» [1]. Истинную сущность географических карт должен внушать школьникам учить естествознания.

В настоящее время картография изучается по двум относительно развитым природно-географическим и социально-экономическим

направлениям. Таким образом, социально-экономическая картография -относительно новая, но быстро развивающаяся область науки. Становление и развитие этого направления в картографии напрямую связано с возрастающей ролью социально-экономических факторов в развитии общества, растущими региональными различиями в экономических и социальных процессах.

Необходимость глубокого анализа изменяющихся социально-экономических явлений, их региональных различий требует расширения предмета картографии, добавления новых специфических объектов и относительно сложных процессов. Одна из важнейших особенностей социально-экономической картографии - то, что она имеет практическую направленность, то есть конструктивна. Такая ситуация определяется все возрастающими требованиями общества к справедливому учету многогранных и в то же время сложных закономерностей, присущих развитию социально-экономических событий и процессов.

Развитие и перспективы развития социально-экономической картографии напрямую связаны с выполнением «социального заказа» общества. Социально-экономическая картография напрямую связана с динамическими процессами и событиями, которые быстро меняются во времени и пространстве. Эта особенность - один из важнейших аспектов сложной картографической системы. Социально-экономическая картография как важная методологическая основа социально -экономической географии как одно из основных направлений тематической картографии формируется и развивается в неразрывной взаимосвязи [2].

Картографический метод позволяет не только нанести на карту расположение социально-экономических и культурных объектов, региональные различия в социально-политических процессах и событиях, но и определить закономерности соответствующих территориальных комплексов. На этой основе можно продемонстрировать сильную национальную методологическую основу для прогнозирования и управления социально-экономическими и политическими процессами на национальном и различных региональных уровнях. Это главная задача социально-экономической географии сегодня.

Социально-экономическая картография основана на результатах научных исследований социально-экономической географии с ее содержанием и спецификой. В то же время он консолидирует результаты своих исследований за счет широкого использования картографических методов экономического и социально-географического анализа. Это одна из важнейших задач географической науки, которая особенно важна при определении научных основ социально-экономического прогнозирования.

Социально-экономическое картирование объединяет результаты экономических и социально-географических исследований и синтезирует их. Это позволяет не только анализировать и изучать социально-

экономические процессы на национальном уровне и на уровне территориальных единиц, но и осуществлять научное управление.

Социально-экономическая география и картография развиваются, дополняя и обогащая друг друга. Этот сектор играет важную роль в выявлении возможностей для более широкого изучения региональных систем промышленного производства, агропромышленных комплексов, населения и урбанизации, транспортной и социальной инфраструктуры, образования, культуры и многого другого.

Предметом социально-экономической картографии является исследование теоретических, методологических и технологических проблем региональных экономических систем с различными функциональными и типологическими особенностями.

Социально-экономическая картография по своему содержанию тематическая и имеет два направления: базовое сетевое и комплексное развитие. Сетевое картографирование занимается созданием карт социальных и экономических секторов: промышленности, сельского хозяйства, транспорта, строительства, населения, услуг, науки, образования, культуры и так далее [3].

Каждая отрасль экономической или социальной сферы и даже их подразделения считаются сложными по своей природе, поскольку представляют собой сложные объекты. Например, в важнейшем секторе экономики - системе сельскохозяйственной картографии -картографирование хлопка выделяется как сложный объект. Современное состояние создания тематических и комплексных карт хлопководства призвано отразить многогранные комплексы (комплексы), отражающие особенности развития.

Ученики могут использовать карты и атласы, чтобы показать, что местоположение, состав, валовой продукт и урожай хлопка, структура хлопковых хозяйств, экономическая эффективность, экологические данные и аналогичные показатели отражаются во времени и пространстве на картах выращивания хлопка в Узбекистане. . В результате интенсивной интеграции сельскохозяйственного производства с механизацией сельскохозяйственное картографирование выходит за рамки своей компетенции. В настоящее время необходимо подготовить серию карт, отражающих формирование и развитие агропромышленных комплексов, различающихся по своей специализации.

Это говорит о том, что сетевая картография имеет сложный характер. Самая сложная особенность социально-экономических карт заключается в том, что эти карты необходимо обновлять не реже одного раза в 4-5 лет, потому что информация в них быстро стареет.

Поэтому составление типологических социально-экономических карт, раскрывающих картографирование событий и процессов в области сетевой картографии, является сегодня одной из самых актуальных проблем.

Объектами социально-экономической картографии являются отдельные промышленные и сельскохозяйственные предприятия и их различные организационные единицы (заводы, фабрики, комбинаты, фирмы, ассоциации, корпорации и др.), А также общественные организации и учреждения (университеты, научно-исследовательские институты)., школы, лицеи, колледжи, техникумы, медицинские учреждения, коммерческие учреждения, банки, службы и т. д.).

Согласно классической концепции, сложные карты даются в географических атласах с изображением природных, экономических и социальных объектов и событий. По сути, атлас - это картографический набор, который описывает полное систематическое описание природно -географических и социально-экономических географических данных для определенной области в соответствии с единственной целью.

Социально-экономические карты создаются на основе ряда факторов (принципов) социально-экономических карт. Наиболее важными из них являются: сложность, систематичность, количественность, обобщение, типизация, визуализация, легкость чтения, динамичность, соответствие объектов и процессов уровню знаний в области картографии. Руководящий принцип социально-экономической картографии - сложность и систематичность, определяемая характеристиками объектов. Социально-экономические карты отражают процессы и объекты, которые считаются сложными и системными по своей природе.

Поэтому в картографическом процессе необходимо учитывать, что их многофункциональное взаимодействие между элементами многопрофильной социально-экономической географии и элементами региональной социально-экономической системы, являющейся основным объектом изучения социально-экономической картографии. Методика развития картографических компетенций учащихся на курсах экономической и социальной географии, преподаваемых в общеобразовательных школах, основана на принципах комплексности, систематизации, обобщения и типизации. Принципы обобщения и типизации позволяют классифицировать социально-экономическую картографию по наиболее сложным и важным признакам.

Обобщение в социально-экономической картографии означает, прежде всего, ответственный выбор наиболее важных характеристик описываемых процессов и объектов. Типизация означает, что объекты группируются в соответствии с выбранными, определенными свойствами. Принципы обобщения и типизации в социально-экономической картографии обеспечивают наглядность и удобочитаемость социально -экономических карт. Это один из важных принципов создания карт любого назначения и научно-практического содержания [4].

В заключение, в нашем исследовании методов обучения мы фокусируемся на развитии картографических компетенций учащихся на курсах экономической и социальной географии, которые преподаются в средних школах.

Использованные источники:

1.Мирзалиев Т. Картография (учебник для студентов географического факультета университета), Ташкент: ТашГУ, 1982.

2.Мирзалиев Т.М., Ота-Мирзаев О.Б. Социально-экономическая картография: теория и практика Мирзалиев Т.М., Мухитдинов Ш.М., Базарбаев А. Атлас картографии Узбекистана. -Т .: Фан, 1990.

3.Мирзалиев Т.М. Основы становления и развития социально-экономической картографии в Узбекистане. Автореф. дисс. докт. геогр. наук. - Ташкент, 1996, с. 58.

4.Эгамбердиев А. Социально-экономическая картография. -Т., Ташкентский государственный университет, 1989 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.