Научная статья на тему 'Методология интегрированного контроллинга: структура и элементы'

Методология интегрированного контроллинга: структура и элементы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
366
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ КОНТРОЛЛИНГ / МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОНТРОЛЛИНГА / СТРУКТУРА МЕТОДОЛОГИИ ИНТЕГРИРОВАННОГО КОНТРОЛЛИНГА / КОНЦЕПТ / ПРИНЦИП / МЕТОД / ПОНЯТИЕ / КАТЕГОРИЯ / КОГНИТИВНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Калинина Наталья Михайловна

Данная статья посвящена исследованию методологических аспектов инновационной концепции управления экономическими системами в промышленности интегрированному контроллингу. В статье представлен авторский подход к формированию методологии интегрированного контроллинга. Обоснована логическая структура методологии интегрированного контроллинга. Выделены структурные элементы методологии и связи между ними. Сформирована структурно-логическая схема методологии интегрированного контроллинга, дана характеристика ее компонентов. Полученные результаты могут быть использованы в качестве фундаментальной базы исследования развития методологии интегрированного контроллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология интегрированного контроллинга: структура и элементы»

Методология интегрированного контроллинга: структура и элементы Methodology of the integrated controlling: structure and elements

Калинина Наталья Михайловна канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВПО ОГИС e-mail: [email protected]

Аннотация. Данная статья посвящена исследованию методологических аспектов инновационной концепции управления экономическими системами в промышленности - интегрированному контроллингу. В статье представлен авторский подход к формированию методологии интегрированного контроллинга. Обоснована логическая структура методологии интегрированного контроллинга. Выделены структурные элементы методологии и связи между ними. Сформирована структурно-логическая схема методологии интегрированного контроллинга, дана характеристика ее компонентов. Полученные результаты могут быть использованы в качестве фундаментальной базы исследования развития методологии интегрированного контроллинга.

Summary. This article is devoted to research of methodological aspects of the innovative concept of management of economic systems in the industry - to the integrated controlling. Author's approach to formation of methodology of the integrated controlling is presented in article. The logical structure of methodology of the integrated controlling is proved. Structural elements of methodology and communication between them are allocated. The structural and logical scheme of methodology of the integrated controlling is created, the characteristic of its components is given. The received results can be used as fundamental base of research of development of methodology of the integrated controlling.

Ключевые слова: интегрированный контроллинг, методология интегрированного контроллинга, структура методологии интегрированного контроллинга, концепт, принцип, метод, понятие, категория, когнитивные ресурсы.

Keywords: the integrated controlling, methodology of the integrated controlling, structure of methodology of the integrated controlling, concept, the principle, method, concept, category, cognitive resources.

Альтернативные возможности развития современной экономики в мировом, геополитическом, региональном и отраслевом аспектах «... существенно влияют, а в некоторых случаях просто требуют изменений в теории и практике управления» [5, с. 131]. Равно как, по объективному мнению Е. И. Никулиной, «условия и факторы изменения среды функционирования организаций, искаженные образы реальной и виртуальной действительности заставляют эволюционизировать способы достижения целей организации» [5, с. 133]. Действительно, «отечественные предприятия, чтобы сохранить положение на рынке и обеспечить конкурентоспособность выпускаемой продукции, должны пересматривать стратегии рыночного поведения и перестраивать неэффективные системы управления» [1, с. 6].

Доказательством подобных умозаключений стало появление и динамичное развитие в конце ХХ века в России нового научного направления, содержательно отнесенного к сфере экономического управления хозяйствующими субъектами в условиях нестабильной деловой среды и обозначенного исследователями как контроллинг. Далее существенные усложнения используемых управленческих технологий и интеграционных процессов в бизнес-среде в условиях экономики инновационного типа стали отправной точкой для формирования концепции интегрированного контроллинга. В настоящее время в современных исследованиях, посвященных интегрированному контроллингу, обнаружено отсутствие устойчивого и всеобъемлющего понимания относительно определения и структурно-содержательного наполнения

методологии, четкой определенности ее элементов, отражающих логические особенности исследуемого феномена.

В связи с этим в рамках данной работы автором будут рассмотрены вопросы, касающиеся определения условий и оснований выбора, а также структурных компонентов методологии, позволяющей получить четкое целостное понимание о таком относительно новом явлении в современной теории и практике управления промышленными организациями как интегрированный контроллинг, позиционирующийся в экономической науке, с одной стороны, как принципиально новая управленческая концепция и идеология, а с другой, в той или иной степени соединяющий, интегрирующий, традиционные элементы и процессы «классического» контроллинга в новое системное образование.

Получение новых существенных знаний об интегрированном контроллинге, согласующихся, вместе с тем, и с принятым научным контроллинговым сообществом пониманием исследовательской проблематики, и с современной классической теорией контроллинга, и с практическими потребностями и реалиями, возможно, на наш взгляд, только в случае тождественности выбранной методологии предмету исследования.

Следует сразу же отметить, что «адекватность» методологии предполагает не просто получение принципиально новых научных сведений, а знания требуемого уровня, качества и объема. В. П. Котенко отмечает, что «методологию интересует знание как результат, необходимое условие, предпосылка и средство различных форм и видов научной деятельности» [3, с. 23]. Методология требует построения обобщенной картины исследуемого явления, учитывая при этом взаимодействия и взаимосвязи между элементами интегрированного контроллинга.

По сложившемуся в научном сообществе мнению, любой теории присуща собственная оригинальная методология, равно как и отсутствие универсальной методологии, одинаково применимой во всякой сфере научного знания и на любом теоретическом уровне. Безусловно, не каждая доказавшая

свою исследовательскую результативность в различных сферах научного знания методология окажется способной к адекватному изучению новой предметной области. Наряду с этим В. М. Розин обращает особое внимание на тот факт, что «... в методологии большую роль играют методологические программы» [4, с. 26]. Подобной точки зрения придерживается и А. П. Огурцов, который пишет: «Методологические темы могут быть тематизированы лишь в контексте методологических программ» [4, с. 226].

Прежде чем перейти к методологическому структурированию предметной области интегрированного контроллинга, будет логично, на наш взгляд, уточнить содержание понятия «методология», применяемого для целей проводимого нами исследования.

Оперируя представленными в современной научной литературе дефинициями, методология, на наш взгляд, может быть идентифицирована как комплекс заранее установленных относительно процесса научного познания условий, положенных впоследствии в основу изучения и формирования общего методологического подхода к выбранной предметной области. При этом совокупность данных условий, надо полагать, разнообразна. В рамках данной работы считаем логичным придерживаться научной позиции О. Д. Третьяковой, в соответствии с которой «методология - это система элементов, составляющих теоретическую основу и инструментарий исследования в той или иной области, а также система способов практического воздействия на мыслимую или реально существующую действительность» [8, с. 144]. Вместе с тем В. В. Никитаев указывает на то, что «методология . всегда есть методология чего-то (the methodology of ...), методология частная или сервилист-ская, т.е. обслуживающая другую область знаний» [4, с. 108]. В нашем случае речь пойдет о методологии интегрированного контроллинга.

Следует сразу же отметить, что существуют некоторые структурообразующие элементы, присущие любой методологии. В соответствии с общенаучным пониманием методологии ее структурными элементами признаются принципы, основные категории, методы и логика, реализуемые посредством

конкретного методологического подхода. В свою очередь О. Д. Третьякова уточняет, что «составляющие методологию компоненты носят интегратив-ный характер, тесно взаимодействуют и представляют собой систему, среди элементов которой главное место занимают методы, применяемые исследователем, принципы и основные категории, а само учение о методе или методах, применяемых той или иной наукой, выступает в качестве интегрирующего средства данной системы» [8, с. 144].

Итак, нами установлено, что методология интегрированного контроллинга представляет собой сложно структурированное образование, в качестве элементов строения которого предположительно можно обозначить следующие: концептуальный замысел, принципы, понятия и категории, методы исследования, мировоззрение исследователя и само учение о методах, средствах и их реализации. Рассмотрим сущностно-содержательную характеристику каждого из вышеперечисленных компонентов.

С позиции методологической наполненности проводимого исследования первостепенное значение, как известно, отводится концептуальной составляющей - руководящей идее, задающей границы познания предметной области, привлекающей для ее изучения категориально-понятийный аппарат, формирующей структурно-содержательную направленность процесса исследования. В целом, получение достоверного знания о предмете может представлять собой уточнение / конкретизацию концептуальных идей теории.

Обозначим концептуальные идеи, составляющие основу исследования интегрированного контроллинга. Итак, в настоящее время сложились определенные научные предпосылки, позволяющие утверждать, что интегриро-ванность структурного контента контроллинга выступает в качестве доминирующего признака, характеризующего современные тенденции развития исследуемого явления и, в свою очередь, индифферентного относительно предметно определенных сущностных проявлений контроллинга в теории и практике. Вместе с тем мы допускаем, что с точки зрения собственных ключевых позиций интегрированность может выступать как отличительное каче-

ство, в рамках которого интегрированный контроллинг представляется частным случаем общей теории контроллинга. Следовательно, выбор методологии исследования целесообразен в процессной плоскости. Наряду с вышесказанным допускается, что имеются разнообразные параметры интегрированного контроллинга, консолидирующие всевозможные модификации качеств, и позволяющие получить универсальное знание о предмете исследования.

Общеизвестно, что формообразующими носителями концептуальных идей выступают концепты как системообразующие понятия, определяющие смысловые фундаментальные основы познания, а также упорядочивающие содержание и структуру знаний об интегрированном контроллинге. Образование концептов возникает вследствие необходимости адекватного отражения фактов действительности в процессе познания. Например, в теории «классического» контроллинга выделяют такие концепты, как понятия контроллинга, системы контроллинга, организации, функции, центров ответственности. В свою очередь для исследования интегрированного контроллинга в качестве концептов выделим понятия интегрированности, системной и процессной интеграции, формы, типа и механизма интегрированного контроллинга, а также его структурных компонентов, свойств. Необходимо отметить, что концептуальное мышление предусматривает корректировку смыслового содержания концептов в процессе исследования.

Немаловажным структурообразующим элементом методологии интегрированного контроллинга, способствующим реализации концептуальной идеи, являются методологические принципы как действенное условие исследования предметной области интегрированного контроллинга. Выскажем суждение относительно «вторичности» установления основных положений методологии применительно к целям формирования теории интегрированного контроллинга по причине необходимости использования в рамках теоретической части исследования фундаментальных принципов, а практической -принципов конкретно-научного (прикладного) характера.

Систематизируем множество разнородных методологических принципов в группы:

1. Методологические принципы, передающие закономерности теории научного познания и мышления, реализация которых осуществляется независимо от предмета исследования интегрированного контроллинга.

2. Методологические принципы, дающие возможность максимально точно идентифицировать в рамках объекта предметную область гносеологического характера и показывающие особенности методологического подхода к ней.

3. Методологические принципы, дающие возможность установить взаимодействие предметной области теории интегрированного контроллинга с содержательными характеристиками иных предметных плоскостей объекта исследования и нацеленные на раскрытие междисциплинарных корреляций в рамках получения целостного представления о последнем.

4. Методологические принципы, дающие возможность охарактеризовать когнитивные свойства общественного сознания в пределах предметной области исследования интегрированного контроллинга.

Следует сразу же отметить, что логика изложения результатов систематизации методологических принципов неслучайна, в частности на начальной стадии познавательного процесса методологические принципы первой группы задают направленность фундаментальных положений теории интегрированного контроллинга, в применение принципов второй группы позволяет выявить методологический подход к предметной области. Далее посредством методологических принципов третьей группы возможно установление междисциплинарных связей, а также квалификация когнитивных свойств общественных формаций в диапазоне предметной области при помощи четвертой группы принципов.

Далее перейдем к наиболее распространенной и достаточно подробно представленной в научной литературе части методологии - методам познания как совокупность приемов или операций практического или теоретического

освоения действительности [6, с. 32; 7, с. 102]. А. М. Новиков и Д. А. Новиков придерживаются научной точки зрения деления методов на эмпирические и теоретические [7, с. 99-100]. В методологии интегрированного контроллинга именно метод обеспечивает надлежащую реализацию теоретической функции, поскольку «вне методологически грамотной деятельности познающего субъекта теоретико-понятийный аппарат не может дать новых знаний и, следовательно, выступать в качестве метода научного познания» [8, с. 148]. Действенным средством достижения консолидации всего многообразия используемых в сфере контроллинга методов представляется их систематизирование с выделением общенаучных и специальных методов.

Следующим структурообразующим компонентом методологии интегрированного контроллинга представляются понятия и категории, применение которых обозначено как «сложный познавательный акт, в ходе которого реализуются их теоретические и методологические функции» [8, с. 146]. При этом реализация методологических функций указанными структурными элементами осуществляется поэтапно, а именно: первоначальное накопление знаний; систематизация полученных результатов познания; интерпретация исследуемых явлений и определение путей их дальнейшего развития [8, с. 146].

И, наконец, рассмотрим последнюю структурную группу методологических элементов интегрированного контроллинга - когнитивные ресурсы, которые призваны содействовать реализации и осознанию процессов гносеологического характера и их результатов. Когнитивные ресурсы могут быть классифицированы как содержательные (универсальные и специфические) и существенно-фиксированные (объективные и субъективные). Так, общие когнитивные ресурсы связаны с возможностью непосредственного воздействия на методологию форм общественной жизни, а специфические ресурсы обусловлены спецификой отдельно взятой области исследования. В свою очередь объективные когнитивные ресурсы в методологии интегрированного контроллинга объединяют группу явлений и факторов, относительно свобод-

ных от волеизъявления и сознания познающего субъекта, но иногда задействованных процессе исследований. Субъективные когнитивные ресурсы определяются комплексом персональных свойств исследователя, обусловленных его индивидуальными физическими и интеллектуальными качествами.

Суммируя результаты наших умозаключений, ниже отобразим графически предлагаемую структуру методологии интегрированного контроллинга, полученную в рамках практического использования категориальной модели «Пентаграмма» в контексте философии у-син, эвристичность которой, в свою очередь, сводится к осмыслению взаимосвязанности и взаимообусловленности выделенных в системном объекте элементов. Удовлетворение требованиям категориального метода «Пентаграмма» достигается путём выделения пяти структурообразующих элементов предметной области методологии интегрированного контроллинга: концепт; принципы; понятия и категории; методы; когнитивные ресурсы (рис. 1).

Концепт

Рисунок 1 - Структура методологии интегрированного контроллинга,

выраженная в пентаграмме у-син

Сущностно-содержательные аспекты каждого структурообразующего элемента методологии интегрированного контроллинга в агрегированном формате приведены в табл. 1.

Таблица 2 - Сущностно-содержательные аспекты структурообразующих

элементов методологии интегрированного контроллинга

Наименование методологического элемента Содержание методологического элемента

Концепт идея, задающая границы познания предметной области интегрированного контроллинга, привлекающая для ее изучения категориально-понятийный аппарат, формирующей структурно-содержательную направленность процесса исследования

Принцип - методологические принципы, передающие закономерности теории научного познания и мышления; - методологические принципы, дающие возможность максимально точно идентифицировать в рамках объекта предметную область гносеологического характера; - методологические принципы, дающие возможность установить взаимодействие предметной области теории интегрированного контроллинга с содержательными характеристиками иных предметных плоскостей объекта исследования; - методологические принципы, дающие возможность охарактеризовать когнитивные свойства общественного сознания в пределах предметной области исследования

Понятия и категории - понятие как простейшая форма мышления, отражающая наиболее существенные признаки предметов или явлений; - категория как наиболее общее, фундаментальное понятие, имеющее весомое значение для получения научного знания предметной области интегрированного контроллинга

Методы научного исследования 1. Общенаучные методы: 1.1. эмпирико-теоретические методы; 1.2. логико-теоретические методы: 1.2.1. формально-логические; 1.2.2. мыслительные; 1.3. мыслительно-теоретические методы. 2. Специальные методы.

Когнитивные ресурсы 1. Содержательные (универсальные и специфические). 2. Существенно-фиксированные (объективные и субъективные).

Таким образом, проблема валидности методологии представляется актуальной для теории интегрированного контроллинга ввиду невозможности признания данной теории полноценной вследствие отсутствия специфики предмета исследования, и, как следствие, четко выраженной методологии. В

свою очередь формирование методологии интегрированного контроллинга представляет собой наиболее важную гносеологическую стадию исследования, антиципирующую общетеоретическое изучение интегрированности контроллинга в контексте выявления его сущностно-содержательных особенностей. Посредством экспликации структуры и основных компонентов интегрированного контроллинга нами обозначено направление и методологический инструментарий квалифицированной теоретической разработки выбранной темы.

Библиографический список

1. Калинина Н. М. Концепция интегрированного контроллинга: регионально-отраслевой аспект / Н. М. Калинина, С. Е. Елкин, Л. В. Кондрашова, И. А. Дра-ницына // Вестник Омского университета. Серия экономика. - 2012. - № 4. - С. 610.

2. Козлова К. А. Методология проектирования организационных структур управления / К. А. Козлова, В. И. Буньковский // Сборник научных трудов Ангарской государственной технической академии. - 2008. - Т. 1. № 1. - С. 223-229.

3. Котенко В. П. Парадигма как методология научной деятельности / В. П. Котенко // Библиосфера. - 2006. - № 3. - С. 21-25.

4. Методология науки: проблемы и история / Российская акад. наук. Ин-т философии. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 340 с.

5. Никулина И. Е. Развитие методологии и практики в современном менеджменте / И. Е. Никулина // Наука и Мир. - 2013. - № 4. - С. 131-134.

6. Новиков А. М. О предмете и структуре методологии / А. М. Новиков, Д. А. Новиков // Мир образования - образование в мире. - 2008. - № 1. - С. 29-40.

7. Новиков А. М. Методология / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. - М.: СИНТЕГ, 2007. - 668 с.

8. Третьякова О. Д. Методология конвергенции права / О. Д. Третьякова // Вестник Владимирского юридического института. - 2009. - № 4 (13). - С. 143-150.

9. Стефанов Н. Теория и метод в общественных науках / Н. Стефанов. - М.: Прогресс, 1967. - 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.