Научная статья на тему 'Методология интеграции и системный подход к социально-культурной деятельности'

Методология интеграции и системный подход к социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / SYSTEM APPROACH / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОДХОД / SOCIOCULTURAL APPROACH / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / PERSONAL-ACTIVE APPROACH / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIO-CULTURAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна

Содержательно в личностно-деятельностном подходе представлено построение положений о личности, о роли личности в социально-культурной деятельности, которую благодаря социо-культурной направленности следует рассматривать как систему. В связи с анализом понятия «личность» приведено понятие «деятельность», ее основные характеристики, рассмотрены процесс социализации личности, взаимодействие личности и общества. Рассматривается проблема развития социально-культурной деятельности как отрасли научного знания, требующего применения теоретико-методологических подходов. Показано, что ведущая роль в процессе интеграции и преемственности социальных, культурологических и педагогических составляющих теории, методики и организации социально-культурной деятельности принадлежит системному подходу, на основе которого происходит руководство внутренними внешними и общими научными принципами. Обоснован выбор личностно-деятельностного и социокультурного подходов в качестве основания применения интегративного подхода к социально-культурной деятельности, помимо системного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвак Римма Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATION METHODOLOGY AND SYSTEM APPROACH TO SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

Construction of personality statements and construction of the statements about the role that personality plays in sociocultural activity that should be considered as a system through sociocultural orientation is meaningfully represented in personalized pragmatist approach. In relation to the notion of personality the notion of activity is introduced with its principal characteristics, the processes of personality socialization and cooperation of personality and society are considered.Social and cultural activities development requires the application of theoretical and methodological approaches. The leading role in the integration and continuity of social, cultural and educational components of the theory, methodology and organization of welfare activity belongs to a systematic approach. On the basis of a systematic approach external and internal control of the general scientific principles is applied. As the base, an integrative approach to the social and cultural activities is used to further select systematic, personal-active and sociocultural approaches.

Текст научной работы на тему «Методология интеграции и системный подход к социально-культурной деятельности»

DOI 10.7442/2071-9620-2016-1-17-24

УДК 37.013.42 ББК 74.66

Р.А. Литвак

(Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск Россия)

МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРАЦИИ И СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Содержательно в личностно-деятельностном подходе представлено построение положений о личности, о роли личности в социально-культурной деятельности, которую благодаря социо-культурной направленности следует рассматривать как систему. В связи с анализом понятия «личность» приведено понятие «деятельность», ее основные характеристики, рассмотрены процесс социализации личности, взаимодействие личности и общества. Рассматривается проблема развития социально-культурной деятельности как отрасли научного знания, требуещего применения теоретико-методологических подходов. Показано, что ведущая роль в процессе интеграции и преемственности социальных, культурологических и педагогических составляющих теории, методики и организации социально-культурной деятельности принадлежит системному подходу, на основе которого происходит руководство внутренними внешними и общими научными принципами. Обоснован выбор личностно-деятельностного и социокультурного подходов в качестве основания применения интегративного подхода к социально-культурной деятельности, помимо системного подхода.

Ключевые слова: интеграция, системный подход, социокультурный подход, личност-но-деятельностный подход, социально-культурная деятельность.

INTEGRATION METHODOLOGY AND SYSTEM APPROACH TO SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

о о x

_0 ц

ф

н

к ф

R.A. Litvak £

(State Academy of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia)

0

1

CP

^

!s £

¿

x _0

ro s J

о о

Construction of personality statements and construction of the statements about the role that personality plays in sociocultural activity that should be considered as a system through sociocultural orientation is meaningfully represented in personalized pragmatist approach. o In relation to the notion of personality the notion of activity is introduced with its principal characteristics, the processes of personality socialization and cooperation of personality and society are considered.

Social and cultural activities development requires the application of theoretical and ^ methodological approaches. The leading role in the integration and continuity of social, cultural and educational components of the theory, methodology and organization of welfare activity io belongs to a systematic approach. On the basis of a systematic approach external and internal control of the general scientific principles is applied. As the base, an integrative approach to the social and cultural activities is used to further select systematic, personal-active and socio-cultural approaches.

Keywords: integration, system approach, socio-cultural approach, personal-active g

approach, socio-cultural activities.

го ш

Оь

Методологические подходы исследования направлены на разработку методов познания, исходных положений теории и практики и регулируются принципами и закономерностями познавательной и практической деятельности. В качестве основания интегративного подхода к социально-культурной деятельности выбран системный, личностно-деятель-ностный и социокультурный подходы.

Представим каждый из них.

Для нас важным является утверждение В.В. Краевского, В.М. Полонского и др. о том, что любая система предполагает отдельные элементы, разнообразные связи, исследование которых создает представление о целостности объекта.

Другим важным признаком системы является ее структура.

В данном случае, чтобы понять сущность социально-культурной деятельности, обратимся к анализу основных ее категорий: социальность как результат социализации, культура как способ воспроизводства культурных ценностей и деятельность как способ бытия социальной действительности, способ существования человека, его отношение к миру.

Самостоятельное включение личности в социально-культурную деятельность окружающей среды происходит в связи с развитием интереса и ориентацией на ценности, которые составляют ядро личности. Рост активности обуславливают сформированная мотивация и потребности в творческой самореализации. На этом основании можно говорить, что социально-культурная деятельность присуща не только культурно-досуго-вым формам организации жизнедеятельности человека, но и социально-культурной сфере в целом, т.е. пространству, организованному для реализации жиз-ненноважных целей, включая народное, прикладное, классическое творчество, образование, профессиональный труд, любительские объединения, СМИ, народные промыслы, ремесла и т.д.

Организация социально-культурной деятельности как отрасли научного зна-

ния обусловлена теоретико-методологическими основами, заложенными философией и педагогическими трудами, так как закономерности, принципы педагогики указывают путь и раскрывают возможность освоения социально-культурного опыта, накопленного веками, а также культурных ценностей и использования ранее основанных технологий, механизмов развития в социокультурной среде.

Процесс интеграции и преемственности социальных, культурологических и педагогических составляющих теории, методики и организации социально-культурной деятельности требует применения теоретико-методологических подходов, которые оказывают эффективное воздействие на развитие данной отрасли научного знания.

Остановимся на интеграции подходов, где ведущая роль принадлежит системному подходу (В.Г. Афанасьев, В.В. Сериков, Э.Г. Юдин и др.), поскольку социальная среда, культура и деятельность человека существенным образом влияют на все стороны жизни современного общества, находятся во взаимозависимости и представляют собой элементы одной системы: человек - деятельность -среда - культура, культивируя новую жизненную среду, новые потребности, преобразуя личность, изменяя общество. Современная наука развивается динамично в пространстве и времени. Исследование объектов и явлений ведется системно, комплексно. Изменяется цель, парадигма образования, что отражается на целостном системном мышлении, на формировании общечеловеческой культуры.

В качестве примера можно привести мнение академика А.И. Субетто о том, что на уровне системного подхода выделяются стили мышления: синтетический, теоретический (применяемый при поиске решений), прагматический, аналитический (формально-логический), реалистический (эмпирический метод) [18]. Но на практике стили мышления связаны с незнанием научной картины мира.

В истории каждой науки вырабатывается свой стиль мышления [22].

Относительно социально-культурной деятельности как отрасли научного знания системный подход указывает на формирование мировоззренческой позиции исследователя как части научного познания, на систематизацию теорий различных областей знания, на современный темп мышления, который позволяет аналитическим методом синтезировать новые знания. Поэтому в работе с аспирантами, начинающими исследователями ставим задачу по формированию целостного представления о науке. Какие учебные дисциплины и области знаний способствуют выработке нового типа мышления, а значит, и новых аспектов в развитии теории, методики и организации социально-культурной деятельности и познания научной картины мира? В решении этой проблемы имеет большое значение интегративный курс «Философия и история образования», который преподается аспирантам первого года обучения. Соискатели изучают генезис проблемы, пишут рефераты, проходят собеседование, участвуют в семинарах, исследуют материал к параграфу об истории становления и развития рассматриваемого явления.

Зная историю развития основного понятия, на втором этапе аспиранты осваивают интегративный курс общей педагогики и теории, методики и организации социально-культурной деятельности. Выполняются задания по изучению современных теорий в смежных областях знаний: культурологии, социологии, педагогики, социально-культурной деятельности, социальной педагогики, психологии и др. Интегрированный материал обсуждается на семинарских занятиях, где защищаются авторские идеи, наработанные открытия, идеи, положения научной новизны. Происходит процесс аккумуляции знаний, на основе совокупности проанализированных теорий, познается структура научных теорий, приобретается способность системного мышления.

На основе познания системного подхода выделяются закономерности, происходит руководство внутренними принципами (целостности, системности, последовательности), внешними (системной интеграции, упорядоченного воздействия среды, перспективности и др.) и общими (научности, дополнительности, оптимальности и др.)

Обращаясь к примеру работы аспирантов, заметим, что полученные знания оказывают влияние на умение мыслить, занятия наукой позволяют изменить, систематизировать мышление, собственное видение. Здесь уместно указать две противоречивые тенденции, отмеченные

A.Я. Флиером относительно системности средств социокультурного воспроизводства. Первая утверждает, что средства способствуют адаптации к требованиям современного общества, накоплению социокультурного опыта, а вторая - что средства позволяют воспроизводить этот опыт [20].

Исходя из приведенного анализа системного подхода следует, что системный подход к социально-культурной деятельности указывает на такие инте-гративные аспекты социально-культурной деятельности, как:

1) целостность деятельности субъектов и объектов;

2) взаимосвязь ее элементов и установление связей между ними;

3) выявление функциональных особенностей этой деятельности;

4) управление развитием целостной системы.

Однако приобщение индивида к активной социально-культурной деятельности немыслимо без знаний концептуальных идей о личности. Обратимся к анализу личностно-деятельностного подхода.

При построении положений о личности, ее активном участии в социально-культурной деятельности принимаем во внимание утверждение психологов и философов (А.Г. Асмолов, М.В. Демин,

B.Д. Шадриков) о том, что гарантом раз-

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

0

1

^

!г £

0

1 _0

го

о о

о

X

ч о с

ф Ь

о

го ф

н

I

о с; о ч о

го

CG

< Ol

вития личности является универсальная культурная миссия микрофакторов (семья, школа), которые творят личность, где предпочтение отдается первичной социализации и инкультурации индивида. Индивид в этом процессе ориентируется на регулируемую систему отношений, взаимодействия и способностей выстраивать модель поведения в обществе.

В этой связи свойством личности остается выбор референтной группы (на кого держать равнение, у кого перенять опыт общения и деятельности). Здесь заглавную роль в выборе группы «с кем я» играет «значимый взрослый» (В.И. Сло-бодчиков [17]), который оказывает влияние на успешность процесса усвоения культурных ценностей, норм поведения.

Личность в контексте социально-культурной деятельности выступает как активный деятель и созидатель своего значимого культуросообразного феномена. Феноменологическое представление о личности отражено в философии М. Шелера [21], Н. Лобковиц [13] и др., которые заметили, что умение рационально и разумно мыслить - это неполные качественные характеристики личности. Человек находится в чувственной земной жизни и проявляет собственную волю. В более широком диапазоне понимания рассматривает личность К.Д. Ушинский, который в своем труде «Человек как предмет воспитания» писал, что для человека значимо умственное развитие, моральное совершенство, воспитание воли, эстетическое развитие и физическое здоровье [19].

Полагаем, что социально-культурную деятельность, благодаря ее социально-культурной направленности на удовлетворение потребностей человека в социокультурной адаптации с окружающей средой, следует рассматривать как систему [3]. Специфику такой системы будут составлять ее структурные элементы (субъекты, объекты, цели, функции, условия и т.д.), которые тесно связаны с деятельностью. Поэтому системный подход здесь играет существенную роль

в контексте характеристики социально-культурной деятельности с особенностями ее структурных компонентов и функцией (социально-культурное воспроизводство деятельности человека).

Современные ученые (А.Я. Флиер, М.В. Демин и др.), обобщая теории личности, приходят к выводу, что личность представляет собой автономную структуру со смешанными уровнями: ценности, жизненные ориентации, интересы, способности [6; 20].

Тогда зададимся вопросом, что делает человека личностью? Анализ классических трудов Л.С. Выготского, Л.И. Бо-жович, А.В. Петровского, А.Н. Леонтьева и др. показал, что они обращались, во-первых, к внутренней активности человека, отвечая на этот вопрос. Длительный поиск ответа приводит к выводу, что человек, социализируясь в обществе, через общение и деятельность творит себя, познает себя, одновременно демонстрируя свои собственные характеристики, а социальная среда представляет возможность для проявления собственной активности, наделяя соответствующим статусом.

Взаимодействие общества и личности через предметную деятельность -исходная проблема методологического характера. «Влияние общества на личность и личности на общество есть процесс диалектический. Как общественные отношения формируют человека, так и человек своей деятельностью изменяет общественные отношения. Но определяющее значение остается за социальной средой» [7]. Правомерно ли такое категоричное утверждение? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо иметь в виду условия, т.е. обстоятельства, в которых находится человек.

На методологическом уровне проблема деятельности рассматривается в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева [1], А.Н. Леонтьева [9], С.Л. Рубинштейна [16] и др.

По определению А.Г. Асмолова, «деятельность представляет собой дина-

мическую саморазвертывающуюся иерархическую систему взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности» [2].

На основе анализа психологической литературы выделим основные характеристики понятия деятельности:

1) человеческая деятельность всегда целенаправленна, осознанна, подчинена решению конкретных задач;

2) деятельность всегда исторически обусловлена;

3) деятельность выступает как движущая сила развития общества и личности;

4) деятельность носит системный характер, имеет свою структуру и функции;

5) деятельность проявляется в различных видах в зависимости от потребностей данного человека, его индивидуальных и возрастных особенностей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, деятельность понимается как принцип, утверждающий, что психические образования отражают взаимодействие личности с объектами окружающего мира; представляет собой мотивированную, целенаправленную активность, имеющую определенную уровневую организацию, включающую в себя собственно деятельность, мотив, действие, цель, операции, движения.

Деятельность человека - та основа, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность.

Личностно-деятельностный подход предусматривает четкую ориентацию личности в целях, объектах, результатах деятельности. Одной из приоритетных задач данного подхода является включение личности в различные виды деятельности. Идеи личностно-деятельностного подхода нашли широкое распростране-

ние и в педагогических исследованиях, где личность рассматривается как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.

Таким образом, основные положения личностно-деятельностного подхода в решении проблемы социокультурной деятельности следующие:

1) основная идея названного подхода связана с деятельностью как средством становления и развития субъ-ектности индивида, удовлетворяющей его потребности в саморазвитии, в самореализации;

2) специфическими принципами указанного подхода являются: принцип субъектности в выборе деятельности, принцип учета ведущих видов деятельности и законов их сменяемости, принцип учета сензитивных периодов развития, принцип сотрансфор-мации, принцип амплификации. Педагогический аспект социальной

культуры личности проявляется в культурном уровне развития специалиста, в нравственных отношениях, связанных, прежде всего, с принятием и выполнением определенных норм, выступающих в форме требований, которые выполняют функции предпосылок в развитии личности специалиста [подробнее об этом см.: 11].

Социокультурный подход в социализации личности выступает как принцип и способ организации и управления педагогическим процессом, выполняющий интегративную функцию. Социокультурная интеграция объединяет три процесса:

1) практическое и информационное взаимодействие между участниками социокультурного процесса;

2) согласованность содержания образования между культурными традициями, национальными формами культуры и новыми достижениями культуры;

3) утверждение единой системы общественных ценностей.

о

0

1

_0 ц

ф

н

к ф

ч

0

1

£

0

1 .0

го

о о

о

X

ч о с

ф Ь

о

го ф

н

I

о с; о ч о

го

CG

< Ol

Проблема социокультурного подхода состоит во вхождении личности в социокультурное пространство в процессе социализации личности. Само социокультурное развитие личности осуществляется на основе расширения социокультурного пространства. Социокультурный подход акцентирует внимание на исторически сформированных и устойчивых социально-ценностных структурах, выявляет ценностные основания культуры. При этом приоритет отдается социкультурным ценностям, нравственным идеалам и их созидательной роли в развитии общества и личности.

Процесс социализации личности на основе социокультурного подхода следует рассматривать с трех позиций [11]:

1) с позиции личности, включающейся в объективный социокультурный опыт и присвоение достижений общества в различных сферах жизнедеятельности, в зависимости от уровня развития личности;

2) с позиции профессиональной компетентности как интегративной характеристики личности, способной к совершенствованию и выполнению различных функций, определяемых целью;

3) с позиции восприятия культурной информации - приобщение к современным коммуникативным системам и адаптации к новым социальным уровням.

Социокультурный подход позволяет соединить культуру и образование в единую систему [подробнее об этом см.: 10; 12]. При социокультурном подходе в центре внимания находится взаимодействие личности и общества, характер этого взаимодействия рассматривается как одно из определяющих направлений социальных изменений в развитии личности и общества.

Таким образом, представленный обзор теоретико-методологических подходов позволяет говорить о необходимости их использования для развития социально-культурной деятельности как отрасли

научного знания. В качестве основания применения интегративного подхода к социально-культурной деятельности мы выбираем системный подход, отмечая его ведущую роль, а также личностно-деятельностный и социокультурный подходы.

Библиографический список:

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания / под ред. А.А. Бодалева. - М.; Воронеж, 1996. - 384 с.

2. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл; Академия, 2002. - 416 с.

3. Беляева Л.А., Беляев М.А. Социально-культурная деятельность: структурно-функциональная модель // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2013. № 1 (33). С. 68-74.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фель-дштейна. - М.; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1995.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. -М., 1981. - 479 с.

6. Демин М.В. Проблемы теории личности. - М., 1997. - 240 с.

7. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М., 1974. - 328 с.

8. Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: новый этап. -М., 2006. - 394 с.

9. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. № 1. С. 7-17.

10. Литвак Р.А. Социально-педагогическая деятельность как социально-культурный феномен социокультурного образования и развития личности // Проблемы педагогики социально-культурной деятельности: монография - Челябинск, 2015.

11. Литвак Р.А., Дуранов М.Е., Дура-нов И.И. Социокультурное образование и развитие личности будущего

специалиста: теория и практика: монография. - М.: Владос, 2009. - 242 с.

12. Литвак Р.А. Социокультурный подход к процессу социализации личности молодого специалиста. // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 165-167.

13. Лобковиц Н.И. Что такое личность // Вопросы философии. 1998. № 2. С. 54-64.

14. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избр. труды. -М.: Педагогика, 1984. - 271 с.

15. Полонский В.М. Биологическое и социальное в развитии и формировании человека // Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Фундаментальные проблемы нейрона-ук: функциональная асимметрия, нейропластичность и нейродеге-нерация / Научный центр неврологии РАМН (18-19 дек. 2014 г.). -М., 2014. С. 743-748.

16. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М., 1976. - 338 с.

17. Слободчиков В.И. Вопросы теории и диагностики психического развития: монография. - М: 1982.

18. Субетто А.И. Образовательная систе-мология, онтология и эпистемология компетентностного подхода // Гуманитарные науки и образование в Сибири. 2014. № 2 (14). С. 45-61.

19. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. Т.1 / сост. С.Ф. Егоров. - М.: 1988. - 416 с.

20. Флиер А.Я. Образование // Культурология. XX век. - СПб., 1997.

21. Шелер М.Формы знания и образование // Человек. 1992. № 4. С. 85-96. № 5. С. 63-75.

22. Щербаков Б.Ю. Парадигмы современного образования: человек и культура. - М.: Логос; Современный гуманитарный университет, 2001. - 144 с.

Поступила 15.02.16

Об авторе: Ь

Литвак Римма Алексеевна, заведующая кафедрой педагогики и психологии Фе- | дерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего про- н

фессионального образования «Челябинская государственная академия культуры и искусств» (Россия, г. Челябинск, ул. Орджоникидзе, д. 36-а), доктор педагогических наук, о профессор, kaf-ped@chgaki.ru

Для цитирования: Литвак Р.А. Методология интеграции и системный подход к социально-культурной деятельности // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2016. № 1. С. 17-24. DOI: 10.7442/2071-9620-2016-1-17-24

References:

1. Ananiev B.G. Man as an object of knowledge. M.: Voronezh, 1996. [In Russian].

2. Asmolov A.G. Personality Psychology: principles of general psychological analysis. M.: Smysl; Akademiya, 2002. [In Russian].

3. Belyaeva L.A., Belyaev M.A. Socio-cultural activities: structural-functional model. Vestnik Chelyabinskoi gosudarstvennoi akademii kultury i iskusstv. 2013. № 1 (33). P. 68-74. [In Russian].

4. Bozhovich L.I. Problems of identity formation. M.; Voronezh Institute of Practical Psychology, 1995. [In Russian].

5. Vygotskii L.S. Educational Psychology. M., 1981. [In Russian].

6. Demin M.V. Problems of the theory of personality. M., 1997. [In Russian].

7. Kagan M.S. Human activities (experience of system analysis). M., 1974. [In Russian].

8. Kraiewskii V.V., Berezhnova E.V. Methodology of pedagogy: a new stage. M., 2006. [In Russian].

X

9. Leonitev A.N. On the formation of skills. Voprosy psikhologii. I960. № 1. P. 7-17. [In Russian].

10. Litvak R.A. Social-pedagogical activity as a socio-cultural phenomenon of social and cultural education, and personal development. Problems of pedagogy of socio-cultural activities. Chelyabinsk, 2015. P. 66-85. [In Russian].

11. Litvak R.A., Duranov M.E., Duranov I.I. Sociocultural education and the development of the future specialist theory and practice. M.: VLADOS, 2009. [In Russian].

12. Litvak R.A. Sociocultural approach to the process of socialization of the young specialist. Pedagogicheskoie obrazovanie v Russii. 2014. № 1. P. 165-167. [In Russian].

13. Lobkovits N.I. What is the identity? Voprosy filosofii. 1998. № 2. P. 54-64. [In Russian].

14. Petrovskii A.V. Questions of History and Theory of Psychology. M.: Pedagogika, 1984. [In Russian].

15. Polonskii V.M. Biological and social development and the formation of human. Fundamental problems of neurosciences: functional asymmetry, neuroplasticity and neurodegeneration. M., 2014. P. 743-748. [In Russian].

16. Rubinstein S.L. Problems of General Psychology. M., 1976. [In Russian].

17. Slobodchikov V.I. Issues of theory and diagnosis of mental development. M., 1982. [In Russian].

18. Subetto A.I. Educational systemology, ontology and epistemology competency approach. Gumanitarnyie nanuki i obrazovanie v Sibiri. 2014. № 2 (14). P. 45-61. [In Russian].

19. Ushinskii K.D. Pedagogical essays: 6 v. Vol. 1. M., 1988. [In Russian].

20. Flier, A.Ya. Education. Kulturologia XXvek. St. Petersburg, 1997. [In Russian].

21. Scheler M. Forms of knowledge and education. Chelovek. 1992. № 4. P. 85-96; № 5. P. 63-75. [In Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. Shcherbakov B.Yu. Paradigms of modern education: People and Culture. M.: Logos; Modern University for the Humanities, 2001. [In Russian].

About the author:

Litvak Rimma Alekseevna, Head, Department of Pedagogy and Psychology, Chelyabinsk State Academy of Culture and Arts (Russia, Chelyabinsk, Str. Ordzhonikidze, 36-a), Doctor of Sciences (Education), Professor, kaf-ped@chgaki.ru

For citation: Litvak R.A. Model of the development of social and professional mobility of linguists // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. 2016. № 1. P. 17-24.

CO со

< CL

DOI: 10.7442/2071-9620-2016-1-17-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.