Научная статья на тему 'Методология интегративного метасистемного изобретательского мышления - паттерн системы подготовки инновационного специалиста'

Методология интегративного метасистемного изобретательского мышления - паттерн системы подготовки инновационного специалиста Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
249
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / МЫШЛЕНИЕ / МЕТАСИСТЕМНОСТЬ / ТРИЕДИНСТВО / СЛОЖНЫЕ СИСТЕМЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / METHODOLOGY / THINKING / METASYSTEM / TRIUNE / COMPLEX SYSTEMS / COMPETENCY / INNOVATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Редин Л. В.

В работе показана необходимость формирования нового стиля мышления в условиях инновационных изменений. Представлена авторская концепция методологии интегративного метасистемного изобретательского мышления как единство (синергизм) бинитарного, триединого и кватерного стилей мышления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of formation of the new style of thinking in the conditions of innovations is demonstrated. The author's conception of mental integrative metasystemic inventive methodology as unity (synergism) of binary, triune, quaternary styles of thinking is represented

Текст научной работы на тему «Методология интегративного метасистемного изобретательского мышления - паттерн системы подготовки инновационного специалиста»

УДК 378.126

Л. В. Редин

МЕТОДОЛОГИЯ ИНТЕГРАТИВНОГО МЕТАСИСТЕМНОГО ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ - ПАТТЕРН СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ

ИННОВАЦИОННОГО СПЕЦИАЛИСТА

Ключевые слова: методология, мышление, метасистемность, триединство, сложные системы, компетентность, инновации.

В работе показана необходимость формирования нового стиля мышления в условиях инновационных изменений. Представлена авторская концепция методологии интегративного метасистемного изобретательского мышления как единство (синергизм) бинитарного, триединого и кватерного стилей мышления.

Key words: methodology, thinking, metasystem, trime, complex systems, competency, innovation.

The necessity of formation of the new style of thinking in the conditions of innovations is demonstrated. The author's conception of mental integrative metasystemic inventive methodology as unity (synergism) of binary, triune, quaternary styles of thinking is represented.

Для осуществления инновационных изменений во всех сферах жизнедеятельности современного российского общества, для выхода на передовые позиции в мировом сообществе необходимы высококомпетентные специалисты-профессионалы:

^ владеющие новым стилем мышления, соответствующим современной научной парадигме и уровню развития социо-культуро-экономико-производственной сфере общественной жизни;

^ способные видеть и формулировать соответствующего уровня сложности задачи, ориентироваться в неравновесных динамичных процессах, протекающих в сложных, открытых мегасистемах с гиперцикловой функционально-структурной организацией, порождающих многообразие эмерджентных феноменов;

^ нацеленные на получение «сильного», эффективного и ответственного решения с высокой степенью новизны и надежности;

^ осознающие, что основными источниками конкурентоспособности и производительности и благосостояния являются новые гипотезы, новые идеи, новые знания, новое понимание;

> умеющие находить пути выхода из кризисных ситуаций, а в идеале при необходимости и предупреждать их возможное появление;

^ обладающие сформированными и развитыми творческими характеристиками личности, а также владеющие методами и средствами активизации творческого мышления и критериями оценки «сильного» и эффективного решения;

> являющиеся компетентными, что соответствует знанию, пониманию и воплощению в жизнь принципов саморегуляции, самоорганизации человеком жизненного, социального и профессионального пространств (целостность пространств) в гармоничном единстве с окружающим миром (объектами, субъектами, явлениями и т.д.).

При этом современное российское общество имеет потребность в специалистах-профессионалах такого уровня уже сегодня, для чего необходимы в первую очередь соответствующие высококвалифицированные, динамичномыслящие педагогические кадры, подготовка которых в традиционной системе высшего профессионального образования займет большое количество времени. Решить эту проблему оперативно и с широким охватом специалистов-профессионалов (в первую очередь педагогов и инженеров) можно в системе дополнительного профессионального образования в объеме преподавания методологии интегративного метасистемного изобретательского мышления (МИМИМ).

Методология интегративного метасистемного изобретательского мышления - Mental Integrative Metasystemic Inventive Methodology (MIMIM) - основывается на темпоральном единстве научного знания, духовных истин, искусства, характеризующие

трансдисциплинарность мышления (познания) человека. Акцент делается на получении «сильного», эффективного с высоким уровнем новизны и надежности решения, находящегося в метасистемной плоскости как результат интеграции бинитарного, триединого и кватерного принципов (стилей) мышления.

В настоящее время этот процесс осуществляется в Центре подготовки и повышения квалификации преподавателей высшей школы в объеме программы «Преподаватель высшей школы» в составе образовательного кластера с высоким уровнем системности на основе содержательного и методологического трансдисциплинарного единства следующих дисциплин:

• «Методология творческой деятельности»,

• «Инновационные процессы в профессиональной деятельности»,

• «Культура логического мышления в профессиональной деятельности»,

• «Методы научно-технического творчества»,

• «Психология в инженерной деятельности»,

• «Проектная деятельность в системе подготовки специалистов»,

• «Эстетика и эстетическое в профессиональной деятельности».

При формировании (проектировании) кластера применялся дедуктивный подход, базирующийся на познании принципов универсального характера. Основными разделами данного (творческо-мыслительного) кластера, формирующими его смыслосодержания, являются:

^ роль, место, содержание и значение инновационной, творческой и изобретательской деятельности в педагогической и инженерной практике;

> взаимосвязь инновационной, творческой и изобретающей деятельностей с направленностью и характеристиками доминирующей парадигмы;

> принципы постнеклассической науки (синергетика, фрактальная геометрия, теория хаоса, постмодернизм): синергийность, наблюдаемость, ответственность, коммуникативность, целостность, многослойность пространства, диссипативность, открытость, нелинейность, когерентность, децентрализация, сетевой характер взаимоотношений, рекурсивность причинно-следственных связей, параметры порядка, принцип связности или подчинения, неравновесность, принцип самоподобия, принцип футуризма;

> принципы неклассической науки (квантовая механика, модернизм): дополнительности, соответствия, неопределенности, симметрии и асимметрии, относительности, вероятностного распределения, всеобщего взаимодействия;

> принципы классической науки (диалектика, формальная логика,

естественнонаучный исследовательский метод XVIII-XIX вв.): принцип единства и

взаимопроникновения (взаимодействия) противоположностей, переход количественных изменений в качественные в соответствии с мерой, принцип отражения отражения отражения [1], принципы тождества, непротиворечия, достаточного основания, историзма, восхождения в познании от чувственного конкретного к абстрактному осмыслению и далее к осмысленному конкретному;

> принципы концепции устойчивого развития (sustainable development) общества в интертекстуальном метаконтексте междисциплинарных, трансдисциплинарных и крос-скультурных коммуникативно-сетевых отношений, включающих в себя творческую (познавательную и преобразующую) деятельность, осмысливаемые в контексте преодоления «обезличенного», объектноориентированного подхода и актуализации субъект-субъектного подхода [2];

^ философско-психологические аспекты структурно-функциональной организации инновационной, творческой и изобретательской деятельности, феномена и категории «творчество»;

> континуальность методологии и категориального аппарата, фундирующих понимание инновационной, творческой и изобретательской деятельностей;

> основные принципы и механизмы процесса мышления (механистическое, технократическое, экологическое, бинитарное, триединое, кватерное и интегративное рекурсивно-континуальное мышление), включающего познавательные, преобразующие и аксиологические функции;

^ экологические, антропологические, этические, эстетические, гуманистические и трансперсональные ценности, соответствующие принципам устойчивого развития социума и современной научной парадигме, являющиеся основой нелинейного подхода;

> логическое, образное, чувственное мышление и интуиция, их характеристики, роль, условия взаимодействия, пути и методы их развития;

^ формирование, развитие и тестирование отдельных компонентов творческого мышления;

^ филогенетический аспект создания эвристических и алгоритмических методов творческой и изобретательской деятельностей, их назначение, содержание, цель и ограниченность;

> основные положения, принципы и структура теории решения изобретательских задач (закономерности и принципы развития технических систем; алгоритм решения изобретательских задач и его структура; диалектические противоречия и пути их разрешения и т.д.);

> методы моделирования технических, педагогических и социальных систем и задач;

^ проектный подход в инновационной, творческой и изобретательской деятельностях

различных направленностей;

> инстинкт, интеллект, интуиция, сознательная и бессознательная части психики человека, их место, роль, взаимодействие, проблематика; методы преодоления психологической инерции.

При этом каждый из вышеприведенных разделов кластера является открытым и связан с другими разделами с помощью прямых, обратных и рекурсивных связей, что и обеспечивает высокий уровень системности творческо-мыслительного кластера, а его открытый характер создает условия для единства с другими модулями педагогической программы.

Ключевыми категориями в МИМИМ являются «творчество» и «мышление». Авторская концепция категории «творчество» рассмотрена в [3].

Основные процессуальные, структурные и содержательные компоненты категории и феномена «мышление» наблюдаются, анализируются, моделируются, описываются, дефинируются на абстрактном, не доведенном до инструментального, уровне в различных дифференцированных научных направлениях: философии, психологии, нейрофизиологии, кибернетики, логики, социологии, биологии, методологии, лингвистики, инженерного образования, эвристики. Мышление в объеме этих исследований - сугубо познавательный процесс, представляющий собой обобщенное и опосредованное отражение; процесс переработки информации; процесс решения задач в соответствии с потребностями, мотивами, ценностями, эмоциями, установками человека; деятельность по образованию или выработке знаний, ядро и сердцевину которой образует выделение структуры знаковой формы; результат и свойство высокоорганизованной, структурированной и самоорганизующейся материи; процесс постановки и решения технических задач и т.п.

В объеме МИМИМ внимание акцентируется на инструментальном уровне процесса мышления. Выделяются три принципиально различных стиля мышления - бинитарный, триединый (рекурсивный) и кватерный. Стиль мышления характеризуется принципом организации (паттерн) мышления, проявляющимся в его как внутренней обусловленности,

заключенной в специфичности конфигурации связи элементов составляющих его структуру и в способе их функционировании, так и в единстве взаимодействия внутреннего с внешней информативностью.

Бинитарный стиль построен по двоичной (антитеза, дихотомия, дилемма, «плохо»-«хорошо», «правильно»-«неправильно» или как можно видеть из законов формальной логики - третьего не дано) схеме («источник - сток», «передатчик - приемник») и характеризуется линейным характером. Бинарная схема является одномерной и порождает линейное представление о связях между предметами и явлениями. Бинарный стиль мышления, противопоставляя науку и религию, науку и искусство, вещество и поле, тело и сознание, бытие и мышление, знание и веру, человека и природу, добро и зло, разум и чувство, субъект и объект, разделяет целостное и единое по своей сущности смысловое пространство на изолированные, часто совершенно не связанные (или связанные эклектически) друг с другом, части. Это приводит к мышлению по типу «или - или». Применяя такой тип мышления в научно-технической деятельности или в повседневной жизни, человек часто так и ходит по кругу, постоянно находясь в сомнениях, какой же вариант выбрать между двумя «или», теряя драгоценное время, энергию и материальные ресурсы. В целом, бинитарный стиль мышления непосредственно связан с историческим путем эволюционного развития, пройденным человеком и наработанным при этом инстинктом самосохранения. Дело в том, что любой живой организм должен в целях выживания содержать жестко заданный контур биовыживания, который программирует выбор «или-или»: или идти вперед к пище, к защитнику, или идти назад, от угрозы, от хищника.

Кажущаяся простота бинитарного стиля мышления - продукт искусственного разделения реальности на две части. Бинитарный стиль мышления упрощает жизнь, пути (методы) решения задач, поскольку позволяет создавать правила, простые для запоминания и механического применения («правильно»-«не правильно»; «хорошо»-«плохо»). Слабость бинитарного стиля мышления в том, что он постоянно направляет человека на ограниченное восприятие проблематики, соблазняя упрощенностью малого пространства, на действия маленькими шажками из-за большой вероятности ошибки (банкротства), тем самым резкая замедляя эволюционный процесс общества и собственно человека.

Создавая малое пространство, бинитарный стиль создает благоприятные условия для подчинения, для этого достаточно определить некоторые относительно простые правила игры. В результате, бинитарный стиль мышления, являясь доминирующим стилем, неизбежно приводит к противоречиям, конкуренции, противостоянию и, в конечном счете, к превату отношений борьбы, противодействий, неприязни и вражды. Полученные решения при бинитарном стиле мышления не позволяют получить гармоничные, сильные решения, соответствующие духу глобализации и инновационной экономики.

Исторические истоки превалирования бинитарного стиля мышления в мировоззрении последующих поколений, очевидно, заключены в абсолютизации законов формальной логики в схоластическом учении, оказавшего большое влияние на развитие науки и связанны с запретом императором Юстинианом в 529 году деятельности философских школ и преданию анафеме платонизма и неоплатонизма на двух Поместных соборах в Византии (1076 и 1351гг.) [4, с.463].

В целом, можно сказать, что бинитарный стиль мышления целесообразен и полезен во многих областях деятельности человека, где оперируют четкими категориями, процессами, поддающимися линейному осмыслению, и позволяет решать вопросы и задачи невысокого уровня сложности. Применение бинитарного стиля мышления для решения задач более высокого порядка сложности может привести к неверным оценкам, ненадежным прогнозам и, в итоге, к пагубным последствиям. Необходимо исключить абсолютизацию бинитарного стиля.

Триединый стиль базируется на операциональности «триединства» и «:рекурсивных связей» и имеет нелинейный характер (взаимодействие и взаимосвязь объектов, субъектов и

явлений, круговая причинность, сетевые принципы организации), т.е. основывается на понимании любого объекта, процесса как функционально целого, в котором отдельные части взаимосвязаны между собой и в то же время взаимосвязаны с окружающей природной, социальной средой и со всем миром и на уровне более широкого и глубокого проникновения в понимание (осознание) паттерна организации сложно структурированных живых и неживых систем и их единства. Триединство - структурная, субстанциональная единица процесса мышления (состоящая из трех элементов, каждый из которых является соизмеримым, равнозначным, равновеликим, равноправным элементом одного уровня и может выступать мерой объединения двух других), являющаяся простой (элементарной), внутренне взаимосвязанной через отрицательные и положительные обратные связи, активной (динамичной), т.е. изменяющейся и содержащей в себе идею бесконечности. Оно представляет собой элементарную ячейку синтеза.

Третий элемент в триединстве необходимым как мера для разрешения проблемы бинарных противоречий. В триединстве каждая пара составляющих находится в соотношении дополнительности, а третий элемент задаёт меру соответствия (принципы дополнительности и соответствия Н. Бора) [5]. Осуществляется принцип мышления по схеме «и-и-и».

В свою очередь, петля обратной связи представляет собой кольцевую систему причинно связанных элементов, в которой изначальное воздействие распространяется вдоль всех узлов петли так, что каждый элемент оказывает влияние на последующий при этом последующий из них «приносит сообщение» предыдущему элементу петли.

Триединый стиль, в первую очередь, связан с получением целенаправленных, осмысленных, ответственных решений. Примером триединого стиля может служить диалектика, которая исходит из признания единства мира, неисчерпаемости материи, ее видов и форм движения, учета фундаментальных принципов симметрии и основывается на синтезе.

Кватерный стиль мышления основывается на методологическом принципе универсального характера введенным в науку К. Юнгом, имеющим корни в четырех началах или причинах Аристотеля, определяемых им как взаимозависимые источники всех явлений, а именно причины внешние и внутренние [6]. Внутренние причины - содержание и форма. Внешние причины - это причина исходная (действующая), порождающая следствия и причина конечная, формирующая цель или по Г. Лейбницу предназначение, предрасположенность. В МИМИМ этот компонент (причина конечная) - решение задачи, т. е. получение «сильного», эффективного решения это аттрактор разрешения (снятия) противоречий триединства, находящийся в иной плоскости (ином измерении). Таким образом, кватерность (диа1егш1у; диа1егшЫ) - образ четырехкратной структуры [7], имеющий структуру 3+1, где триединство определяет динамичную систему, а четвертый компонент, дополняя триединство, создаёт «Единое», символизируя «всеобщее» или универсум, создавая смысл направленности развития системы (триединства).

При этом (применяя метод интегрирования по траекториям, созданный в квантовой механики известным физиком Р. Фейнманом (1918-1988)) в отличие от классической (механистической) научной парадигмы каждый элемент структуры не рассматривается как обладающий одной единственно возможной траекторией. Наоборот, считается, что элемент структуры может перемещаться по всем возможным траекториям в своем четырехмерном фазовом пространстве (пространство-время.). При этом любой его траектории соответствует два параметра, один из которых можно гипотетически принять за длину волны (частоту), а другой как положение в периоде этой волны, т.е. как фазу. Очевидно, что при таком квантовом подходе мы будем иметь разность потенциалов, обусловленную либо разностью частот между элементами структуры, либо смещением фаз между элементами структуры. Процессы внутри структуры подчинены принципу неопределенности В. Гейзенберга.

Таким образом, результирующий акцент в объеме МИМИМ делается на интегративный метасистемный рекурсивно-континуальный стиль мышления, представляющий собой единство сильных сторон бинитарного, триединого и кватерного стилей мышления.

Интегративный метасистемный стиль мышления основывается на более высоком уровне состояния системности (сознания) - уровне более широкого и глубокого проникновения в понимание (осознание) паттерна организации сложно структурированных живых и неживых систем, их диалектической целостности и единства, что позволяет получить «сильное», эффективное решение с высоким уровнем новизны (изобретения) и надежности в сочетании с принципом ответственности, удовлетворяя требованиям инновационной быстро изменяющейся глобальной экономики сетевого характера.

Литература

1. Редин, Л. В. Формирование и развитие творческой личности как основа инноваций в профессиональной личности // Инновационные процессы в профессиональной деятельности: учебное пособие для системы повышения квалификации преподавателей. - Казань: РИЦ «Школа», 2008. -С. 36-82.

2. Аршинов, В.И. Сфирот познания / В.И. Аршинов, М. Лайтман, Я.И. Свирский. - М.: Издательство ЛКИ. - 2007. - 248 с.

3. Редин, Л.В. Феномен и категория «творчество» в контексте филогенетического подхода // Вестник Казан. технол. ун-та. - 2010. - № 12. - С. 279-283.

4. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

5. Баранцев, Р.Г. Становление тринитарного мышления / Р.Г. Баранцев. - Ижевск: РХД, 2005. - 124 с.

6. Капра, Ф. Скрытые связи / Ф. Капра; Пер. с англ. - М.: ООО Издательский дом «София», 2004. -336 с.

7. Зеленский, В.В. Толковый словарь по аналитической психологии / В.В. Зеленский. - М.: Когито-Центр, 2008. - 336 с.

© Л. В. Редин - канд. техн. наук, доц. каф. педагогики и методики высшего профессионального образования КГТУ, 1evvr@mai1.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.