Научная статья на тему 'Методология и методы психолого-педагогических исследований'

Методология и методы психолого-педагогических исследований Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4412
503
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЯ / METHODOLOGY / МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ / METHODS OF PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL RESEARCHES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / PEDAGOGICAL EXPERIMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна

Успешность и результативность научных исследований определяется уровнем сформированности научно-исследовательской компетентности, включающей множество научных компетенций (знаний, умений, навыков и опыта работы). Педагогическая научно-исследовательская деятельность имеет свою структуру и этапы, среди которых важнейшим является этап проектирования, планирования, постановки педагогического эксперимента, оценка его результатов. В статье представлен основной компонентный состав научных психолого-педагогических компетенций (научные методы психолого-педагогических исследований, методы естественного и лабораторного педагогического эксперимента и оценки его результатов).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кундозерова Людмила Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology and methods of psychological and pedagogical researches

The success and effectiveness of the research is determined by the level of development of scientific-research competence, including a number of scientific competencies (knowledge, skills and experience ). Educational research research activity has its own structure and stages, among which the most important is the stage of designing, planning, setting pedagogical experiment, the evaluation of its results. The article presents the main component composition of scientific psychological and pedagogical competencies (scientific methods of psycho educational research, methods of natural and laboratory pedagogical experiment and evaluate its results. The article presents the main component composition of scientific psychology pedagogical competencies ( scientific methods of psycho educational research, methods of natural and laboratory pedagogical experiment and evaluate its results).

Текст научной работы на тему «Методология и методы психолого-педагогических исследований»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

General pedagogics, history of pedagogics and education

УДК 37.01

Л. И. Кундозерова

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Успешность и результативность научных исследований определяется уровнем сформированности научно-исследовательской компетентности, включающей множество научных компетенций (знаний, умений, навыков и опыта работы). Педагогическая научно-исследовательская деятельность имеет свою структуру и этапы, среди которых важнейшим является этап проектирования, планирования, постановки педагогического эксперимента, оценка его результатов. В статье представлен основной компонентный состав научных психолого-педагогических компетенций (научные методы психолого-педагогических исследований, методы естественного и лабораторного педагогического эксперимента и оценки его результатов).

Ключевые слова: методология; методы психолого-педагогических исследований; педагогический эксперимент.

L. I. Kundozerova

METHODOLOGY AND METHODS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES

The success and effectiveness of the research is determined by the level of development of scientific-research competence , including a number of scientific competencies (knowledge, skills and experience ). Educational research — research activity has its own structure and stages , among which the most important is the stage of designing, planning , setting pedagogical experiment , the evaluation of its results . The article presents the main component composition of scientific psychological and pedagogical competencies (scientific methods of psycho — educational research , methods of natural and laboratory pedagogical experiment and evaluate its results. The article presents the main component composition of scientific psychology — pedagogical competencies ( scientific methods of psycho — educational research, methods of natural and laboratory pedagogical experiment and evaluate its results).

Keywords: methodology; methods ofpsychology and pedagogical researches; pedagogical experiment.

© Кундозерова Л. И., 2016.

Методология — это система руководящих положений для решения проблем, включающая этапы, задачи, принципы, методы, правила, положения, способы, приемы и средства, используемые для извлечения знаний в данной предметной области, а также систематическое изучение и описание методов, которые применяются, могут применяться или применялись в научных исследованиях.

Педагогическое исследование — процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых педагогических знаний о закономерностях, структуре, механизмах, содержании, методике, принципах и технологиях обучения, воспитания, развития.

Психологические исследования позволяют получать точные и достоверные знания о психических явлениях, диагностировать и оценивать конкретное психическое явление, разрабатывать психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики.

Педагогические исследования могут иметь теоретический и опытно-экспериментальный характер. По направленности выделяют следующие типы педагогических исследований:

• фундаментальные — поисковые, описательные и объясняющие

исследования, проводимые в целях углубления понимания педагогической действительности; в рамках фундаментальных исследований генерируются новые педагогические идеи, принципы, концепции, теории, системы, являющиеся основой современного прогресса и развития в сфере образования;

• прикладные — исследования, связанные с практическим применением достижений педагогической науки, которые используют накопленные педагогические теории, знания, методы, техники для решения общественно-, бизнес- и клиенто-ориентированных практических задач образования;

• разработки — исследования, обосновывающие конкретные научно-практические рекомендации, учитывающие уже известные теоретические положения.

Метод исследования — это основные способы, процедуры и приемы получения новых знаний для решения поставленных научных задач. На рис. 1-1 показана классификация методов педагогических исследований, предложенная А. М. Новиковым [5, с. 4-51].

Методы педагогических исследований

| Теоретические | Методы-операции

Анализ Синтез

- Сравнение

Абстрагирование Конкретизация

- Обобщение

- Формализация

Индукция Дедукция

Идеализация

- Аналогия

- Моделирование Мысленный эксперимент

| Методы-действиТ"|

Диалектика (как метод)

Научные теории, проверенные практикой

Выявление и разрешение противоречий

Метод анализа систем знании

Дедуктивный

- (аксиоматический) метод

Индуктивно-дедуктивный метод

- Доказательство

- Постановка проблем

- Построение гипотез

| Эмпирические |

| Методы-операций""] Мегоды-действиТ"|

- Изучение

- литературы

- документов

результатов деятельности

- Наблюдение

- Измерение

- Опрос

^ Экспертные оценки

- Тестирование

Методы - отслеживания объекта

Обследование

Мониторинг

Изучение и обобщение опыта

Методы Г б

- преобразования 1 рэ ота

^ Эксперимент

*_________________________________________________'

Рас. 1-1. Классификация методов педагогических исследований А. М. Новикова

Согласно классификации

А. М. Новикова выделяют теоретические и эмпирические методы педагогических исследований, которые, в свою очередь, подразделяются на две группы:

• методы-действия — способы достижения поставленных целей и решения задач;

• методы-операции — приемы и операции, используемые в познании действительности (теоретических или практических исследованиях).

Педагогический эксперимент — это активное вмешательство в предмет исследования с заранее поставленными исследовательскими целями.

Классификация методов психологических исследований показана на рис. 1-2.

Организационные

Эмпирические

Сравнительный Лонгитюдный омплексный

^-Наблюдение Обсервационные 1

■--О—Самонаблюдение

Естественный

Эксперимент /

--О—Лабораторный

Психодиагностический

Анализ процессов и продуктов деятельности

Моделирование

Биографический

Способы обработки _данных

Интерпретационные

качественный анализ данных

Математике- статистический анализ данных

Генетическии метод 1 -о—I

Филогенетический

Онтогенетический

Структурные методы

Классификация Типологизация

Рас. 1-2.Классификация методов психологии

Сравнительное психологическое исследование — исследование, направленное на выявление сходств/различий в выраженности изучаемого психиче-

ского явления у (групп) путем сравнения.

Лонгитюдное исследование

различных людей единовременного

психологическое

— длительное

«наблюдение» за развитием какого-либо психического явления.

В комплексном психологическом исследовании сочетаются оба этих метода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кратко рассмотрим эмпирические методы психологических исследований.

Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, состоящий в организованном, целенаправленном, фиксируемом восприятии, регистрации психических явлений и их изучении в определенных условиях.

Пассивное Активное

-ч По активности —V наблюдателя

Несистематическое Систематическое

По систематичности

Непосредственное По используемым

Опосредованное

средствам

Свободное ■ Поисковое ■ Аналитические-Стандартизированное -

Открытое Скрытое Прямое Косвенное

По степени формализации

По характеру взаимодействия

По фиксируемым объектам

По форме наблюдения.

г? <г~в>

плошное Выборочное

-Осознанное -Неосознанное Наблюдение окружающей среды

По вовлеченности наблюдателя

Включенное Невключенное

По условиям ^Полевое проведения X— Лабораторное

По хронологической организации наблюдения

Лонгитюдное

Периодическое

Одиночное

Рис. 1-5. Классификация видов наблюдения

Самонаблюдение, или интроспекция — наблюдение субъектом собственных психических процессов, состояний и действий без использования каких-либо инструментов или эталонов.

Метод эксперимента — метод получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность участников эксперимента (испытуемых). Применение метода эксперимента целесообразно, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.

Гипотеза (предположение) — предлагаемое объяснение изучаемого явления, принимаемое за основу дальнейших исследований и подлежащее проверке; в процессе исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута.

Переменная — атрибут (характеристика, фактор) исследуемого объекта, который может принимать различные значения из допустимого диапазона. Выделяют независимые, зависимые и дополнительные (внешние) переменные.

Независимые переменные- переменные, выбранные в качестве исходных данных/причин.

Зависимые переменные — переменные, представляющие проверяемые результаты/эффекты.

В ходе экспериментального исследования изучается влияние изменения значений независимых переменных на значения зависимых переменных.

Внешние, дополнительные переменные — независимые или зависимые переменные, которые не находятся в фокусе эксперимента для минимизации влияния этих переменных на результаты исследования.

Различают два вида эксперимента: естественный и лабораторный.

Естественный эксперимент — эмпирическое исследование, в котором экспериментальные условия определяются природными или другими факторами, лежащими вне контроля экспериментатора.

Лабораторный эксперимент — исследование, осуществляемое в искусственно созданных условиях (оборудованных лабораториях), обеспечивающих максимальный контроль над независимыми, зависимыми и внешними переменными.

Психодиагностические методы — методы, используемые для изучения индивидуально-психологических особенностей человека и факторов, лежащих в основе его поведения.

Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные (тесты, опросники, некоторые методики

проективной техники и психофизиологические методики) и малоформализо-ванные (наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности).

На рис. 1-3 показаны виды психодиагностических методов.

Устный

По используемым средствам и форме

Письменный Очный

Заочный

Опрос

Беседа

По типу Интервью

Свободное Глубинное

Сфокусированное

V

Анкета

По характеру задания

С открытыми вопросами Стандартизированное

Опросник Тест-задание

По наличию правильных ответов

Проективный

Объективные тесты

Тесты интеллекта

Тесты

способностей

Личностные опросники

По числу диагностируемых Одномерные

качеств

Г

Многомерные

Рис. 1-3. Виды психодиагностических методов

Тест — «стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики вы-

раженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач» [1, с. 546].

Манипулятивные "Карандаш-бумага" Аппаратурные Ситуационно-

го способу реализации

Бланковые

Закрытые

Открытые

Ассоциативно-

образные

Образные Креативно-

продуктивные

Смешанные

Избирательные

Рис. 1-4. Классификация психологических тестов

Анализ процессов и продуктов ваний. Математические методы исполь-

деятельности — метод выявления спе- зуются при обработке сложных тестов,

цифических особенностей деятельности методик с многократными способами

человека, включенных в нее психиче- вычисления.

ских процессов, а также психического Генетический метод — способ

склада личности на основе изучения изучения психических явлений посред-

продуктов труда, являющихся результа- ством анализа процесса их возникнове-

тами этой деятельности (изобретений, ния и развития от низших форм к

книг, писем и т. п.). высшим.

Моделирование — метод исследо- Генетический метод — это метод

вания психических закономерностей 1) исследования истории развития

посредством построения моделей пси- личности или какого-либо психического

хических явлений и изучения их функ- явления (онтогенез); ционирования. 2) изучения генезиса индивидуаль-

Качественные и количественные ных психических особенностей челове-

(математико-статистические) методы ка, выяснения соотношения ролей гено-

применяются для обработки результа- типа и среды в их формировании

тов психолого-педагогических исследо- (филогенез).

Литература

1. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 666 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Краевский В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика». — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 256 с.

3. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 393 с.

4. Новиков А. М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей. — М.: Издательство «Эгвес», 2010. — 208 с.

5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: СИН-ТЕГ, 2007. — 668 с.

6. Реан А. А. Психология и педагогика : учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордов-ская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2010. — 432 с.

7. Щербатых Ю. В. Общая психология. — М. [и др.]: Питер, 2010. — 272 с.

Сведения об авторе

Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: Kundozerova@gmail. com

Information about authors

Kundozyorova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), professor of the chair of penal psychology and penal pedagogics, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: Kundozerova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.