ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
General pedagogics, history of pedagogics and education
УДК 37.01
Л. И. Кундозерова
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Успешность и результативность научных исследований определяется уровнем сформированности научно-исследовательской компетентности, включающей множество научных компетенций (знаний, умений, навыков и опыта работы). Педагогическая научно-исследовательская деятельность имеет свою структуру и этапы, среди которых важнейшим является этап проектирования, планирования, постановки педагогического эксперимента, оценка его результатов. В статье представлен основной компонентный состав научных психолого-педагогических компетенций (научные методы психолого-педагогических исследований, методы естественного и лабораторного педагогического эксперимента и оценки его результатов).
Ключевые слова: методология; методы психолого-педагогических исследований; педагогический эксперимент.
L. I. Kundozerova
METHODOLOGY AND METHODS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCHES
The success and effectiveness of the research is determined by the level of development of scientific-research competence , including a number of scientific competencies (knowledge, skills and experience ). Educational research — research activity has its own structure and stages , among which the most important is the stage of designing, planning , setting pedagogical experiment , the evaluation of its results . The article presents the main component composition of scientific psychological and pedagogical competencies (scientific methods of psycho — educational research , methods of natural and laboratory pedagogical experiment and evaluate its results. The article presents the main component composition of scientific psychology — pedagogical competencies ( scientific methods of psycho — educational research, methods of natural and laboratory pedagogical experiment and evaluate its results).
Keywords: methodology; methods ofpsychology and pedagogical researches; pedagogical experiment.
© Кундозерова Л. И., 2016.
Методология — это система руководящих положений для решения проблем, включающая этапы, задачи, принципы, методы, правила, положения, способы, приемы и средства, используемые для извлечения знаний в данной предметной области, а также систематическое изучение и описание методов, которые применяются, могут применяться или применялись в научных исследованиях.
Педагогическое исследование — процесс и результат научной деятельности, направленной на получение новых педагогических знаний о закономерностях, структуре, механизмах, содержании, методике, принципах и технологиях обучения, воспитания, развития.
Психологические исследования позволяют получать точные и достоверные знания о психических явлениях, диагностировать и оценивать конкретное психическое явление, разрабатывать психологические теории, описывающие и объясняющие явления психики.
Педагогические исследования могут иметь теоретический и опытно-экспериментальный характер. По направленности выделяют следующие типы педагогических исследований:
• фундаментальные — поисковые, описательные и объясняющие
исследования, проводимые в целях углубления понимания педагогической действительности; в рамках фундаментальных исследований генерируются новые педагогические идеи, принципы, концепции, теории, системы, являющиеся основой современного прогресса и развития в сфере образования;
• прикладные — исследования, связанные с практическим применением достижений педагогической науки, которые используют накопленные педагогические теории, знания, методы, техники для решения общественно-, бизнес- и клиенто-ориентированных практических задач образования;
• разработки — исследования, обосновывающие конкретные научно-практические рекомендации, учитывающие уже известные теоретические положения.
Метод исследования — это основные способы, процедуры и приемы получения новых знаний для решения поставленных научных задач. На рис. 1-1 показана классификация методов педагогических исследований, предложенная А. М. Новиковым [5, с. 4-51].
Методы педагогических исследований
| Теоретические | Методы-операции
Анализ Синтез
- Сравнение
Абстрагирование Конкретизация
- Обобщение
- Формализация
Индукция Дедукция
Идеализация
- Аналогия
- Моделирование Мысленный эксперимент
| Методы-действиТ"|
Диалектика (как метод)
Научные теории, проверенные практикой
Выявление и разрешение противоречий
Метод анализа систем знании
Дедуктивный
- (аксиоматический) метод
Индуктивно-дедуктивный метод
- Доказательство
- Постановка проблем
- Построение гипотез
| Эмпирические |
| Методы-операций""] Мегоды-действиТ"|
- Изучение
- литературы
- документов
результатов деятельности
- Наблюдение
- Измерение
- Опрос
^ Экспертные оценки
- Тестирование
Методы - отслеживания объекта
Обследование
Мониторинг
Изучение и обобщение опыта
Методы Г б
- преобразования 1 рэ ота
^ Эксперимент
*_________________________________________________'
Рас. 1-1. Классификация методов педагогических исследований А. М. Новикова
Согласно классификации
А. М. Новикова выделяют теоретические и эмпирические методы педагогических исследований, которые, в свою очередь, подразделяются на две группы:
• методы-действия — способы достижения поставленных целей и решения задач;
• методы-операции — приемы и операции, используемые в познании действительности (теоретических или практических исследованиях).
Педагогический эксперимент — это активное вмешательство в предмет исследования с заранее поставленными исследовательскими целями.
Классификация методов психологических исследований показана на рис. 1-2.
Организационные
Эмпирические
Сравнительный Лонгитюдный омплексный
^-Наблюдение Обсервационные 1
■--О—Самонаблюдение
Естественный
Эксперимент /
--О—Лабораторный
Психодиагностический
Анализ процессов и продуктов деятельности
Моделирование
Биографический
Способы обработки _данных
Интерпретационные
качественный анализ данных
Математике- статистический анализ данных
Генетическии метод 1 -о—I
Филогенетический
Онтогенетический
/Н
Структурные методы
Классификация Типологизация
Рас. 1-2.Классификация методов психологии
Сравнительное психологическое исследование — исследование, направленное на выявление сходств/различий в выраженности изучаемого психиче-
ского явления у (групп) путем сравнения.
Лонгитюдное исследование
различных людей единовременного
психологическое
— длительное
«наблюдение» за развитием какого-либо психического явления.
В комплексном психологическом исследовании сочетаются оба этих метода.
Кратко рассмотрим эмпирические методы психологических исследований.
Наблюдение — описательный психологический исследовательский метод, состоящий в организованном, целенаправленном, фиксируемом восприятии, регистрации психических явлений и их изучении в определенных условиях.
Пассивное Активное
-ч По активности —V наблюдателя
Несистематическое Систематическое
По систематичности
Непосредственное По используемым
Опосредованное
средствам
Свободное ■ Поисковое ■ Аналитические-Стандартизированное -
Открытое Скрытое Прямое Косвенное
По степени формализации
По характеру взаимодействия
По фиксируемым объектам
По форме наблюдения.
г? <г~в>
плошное Выборочное
-Осознанное -Неосознанное Наблюдение окружающей среды
По вовлеченности наблюдателя
Включенное Невключенное
По условиям ^Полевое проведения X— Лабораторное
По хронологической организации наблюдения
Лонгитюдное
Периодическое
Одиночное
Рис. 1-5. Классификация видов наблюдения
Самонаблюдение, или интроспекция — наблюдение субъектом собственных психических процессов, состояний и действий без использования каких-либо инструментов или эталонов.
Метод эксперимента — метод получения новых научных знаний путем целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность участников эксперимента (испытуемых). Применение метода эксперимента целесообразно, когда исследователю известны подлежащие проверке элементы гипотезы.
Гипотеза (предположение) — предлагаемое объяснение изучаемого явления, принимаемое за основу дальнейших исследований и подлежащее проверке; в процессе исследования гипотеза может быть как подтверждена, так и опровергнута.
Переменная — атрибут (характеристика, фактор) исследуемого объекта, который может принимать различные значения из допустимого диапазона. Выделяют независимые, зависимые и дополнительные (внешние) переменные.
Независимые переменные- переменные, выбранные в качестве исходных данных/причин.
Зависимые переменные — переменные, представляющие проверяемые результаты/эффекты.
В ходе экспериментального исследования изучается влияние изменения значений независимых переменных на значения зависимых переменных.
Внешние, дополнительные переменные — независимые или зависимые переменные, которые не находятся в фокусе эксперимента для минимизации влияния этих переменных на результаты исследования.
Различают два вида эксперимента: естественный и лабораторный.
Естественный эксперимент — эмпирическое исследование, в котором экспериментальные условия определяются природными или другими факторами, лежащими вне контроля экспериментатора.
Лабораторный эксперимент — исследование, осуществляемое в искусственно созданных условиях (оборудованных лабораториях), обеспечивающих максимальный контроль над независимыми, зависимыми и внешними переменными.
Психодиагностические методы — методы, используемые для изучения индивидуально-психологических особенностей человека и факторов, лежащих в основе его поведения.
Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные (тесты, опросники, некоторые методики
проективной техники и психофизиологические методики) и малоформализо-ванные (наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности).
На рис. 1-3 показаны виды психодиагностических методов.
Устный
По используемым средствам и форме
Письменный Очный
Заочный
Опрос
Беседа
По типу Интервью
Свободное Глубинное
Сфокусированное
V
Анкета
По характеру задания
С открытыми вопросами Стандартизированное
Опросник Тест-задание
По наличию правильных ответов
Проективный
Объективные тесты
Тесты интеллекта
Тесты
способностей
Личностные опросники
По числу диагностируемых Одномерные
качеств
Г
Многомерные
Рис. 1-3. Виды психодиагностических методов
Тест — «стандартизированная методика психологического измерения, предназначенная для диагностики вы-
раженности психических свойств или состояний у индивида при решении практических задач» [1, с. 546].
Манипулятивные "Карандаш-бумага" Аппаратурные Ситуационно-
го способу реализации
Бланковые
Закрытые
Открытые
Ассоциативно-
образные
Образные Креативно-
продуктивные
Смешанные
Избирательные
Рис. 1-4. Классификация психологических тестов
Анализ процессов и продуктов ваний. Математические методы исполь-
деятельности — метод выявления спе- зуются при обработке сложных тестов,
цифических особенностей деятельности методик с многократными способами
человека, включенных в нее психиче- вычисления.
ских процессов, а также психического Генетический метод — способ
склада личности на основе изучения изучения психических явлений посред-
продуктов труда, являющихся результа- ством анализа процесса их возникнове-
тами этой деятельности (изобретений, ния и развития от низших форм к
книг, писем и т. п.). высшим.
Моделирование — метод исследо- Генетический метод — это метод
вания психических закономерностей 1) исследования истории развития
посредством построения моделей пси- личности или какого-либо психического
хических явлений и изучения их функ- явления (онтогенез); ционирования. 2) изучения генезиса индивидуаль-
Качественные и количественные ных психических особенностей челове-
(математико-статистические) методы ка, выяснения соотношения ролей гено-
применяются для обработки результа- типа и среды в их формировании
тов психолого-педагогических исследо- (филогенез).
Литература
1. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.]; под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 666 с.
2. Краевский В. В. Общие основы педагогики : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Педагогика». — 4-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 256 с.
3. Краевский В. В. Методология педагогики: новый этап : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим специальностям / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2008. — 393 с.
4. Новиков А. М. Основания педагогики : пособие для авторов учебников и преподавателей. — М.: Издательство «Эгвес», 2010. — 208 с.
5. Новиков А. М., Новиков Д. А. Методология. — М.: СИН-ТЕГ, 2007. — 668 с.
6. Реан А. А. Психология и педагогика : учеб. для вузов / А. А. Реан, Н. В. Бордов-ская, С. И. Розум. — СПб.: Питер, 2010. — 432 с.
7. Щербатых Ю. В. Общая психология. — М. [и др.]: Питер, 2010. — 272 с.
Сведения об авторе
Кундозерова Людмила Ивановна: ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России (г. Новокузнецк), профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, доктор педагогических наук, профессор. E-mail: Kundozerova@gmail. com
Information about authors
Kundozyorova Lyudmila Ivanovna: Kuzbass Institute of the FPS of Russia (Novokuznetsk), professor of the chair of penal psychology and penal pedagogics, doctor of pedagogical sciences, professor. E-mail: Kundozerova@gmail.com