Научная статья на тему 'Методология и методы определения функциональных возможностей спортсменов'

Методология и методы определения функциональных возможностей спортсменов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
1622
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ELITE SPORTS / METHODOLOGY / METHODS / UNCTIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ширковец Евгений Аркадьевич, Озолин Э. С., Арансон М. В., Овчаренко Л. Н.

В статье рассмотрены некоторые аспекты методологии, связанные с управлением подготовкой спортсменов, где раскрывается содержание основных методов определения функциональных возможностей спортсменов. Сюда входят предмет исследования, проблемы и задачи, исследовательские средства и методы, которые определяют специфику данного вида спортивной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Ширковец Евгений Аркадьевич, Озолин Э. С., Арансон М. В., Овчаренко Л. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article some aspects of methodology connected to management by preparation of sportsmen where the contents of the basic methods of definition of functionalities of sportsmen is opened are considered. An object of research, problems and tasks, research means and methods which determine specificity of the given kind of sports activity are discussed.

Текст научной работы на тему «Методология и методы определения функциональных возможностей спортсменов»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ

Е.А. ШИРКОВЕЦ, Э.С. ОЗОЛИН, М.В. АРАНСОН, Л.Н. ОВЧАРЕНКО,

ВНИИФК

Аннотация

В статье рассмотрены некоторые аспекты методологии, связанные с управлением подготовкой спортсменов, где раскрывается содержание основных методов определения функциональных возможностей спортсменов. Сюда входят предмет исследования, проблемы и задачи, исследовательские средства и методы, которые определяют специфику данного вида спортивной деятельности.

Ключевые слова: спорт высших достижений, методология, методы, функциональные возможности.

Abstract

In article some aspects of methodology connected to management by preparation of sportsmen where the contents of the basic methods of definition of functionalities of sportsmen is opened are considered. An object of research, problems and tasks, research means and methods which determine specificity of the given kind of sports activity are discussed.

Key words: elite sports, methodology, methods, unctional abilities.

Если теорию спортивной подготовки определить как результат процесса познания, то предмет методологии составляет раскрытие способов достижения и построения изучаемого явления. Следует особо отметить, что различия теории конкретной науки и ее методологии носят функциональный характер. Если теория определяет общие закономерности в исследуемой области, то методология - условия исследовательской деятельности.

В предыдущей статье этой серии [2] были рассмотрены вопросы анализа основных блоков информации, которые охватывают различные грани разветвленной системы подготовки квалифицированных спортсменов к соревновательной деятельности. Было отмечено, что одним из основополагающих методологических средств является системный анализ, который обеспечивает синтез и оптимальное взаимодействие различных методов. С их помощью создается информационная база управления тренировочным процессом в спорте высших достижений. Системный анализ применяется в сфере изучения многокомпонентных сложных систем, к каковым относятся и исследования спорта высших достижений. Среди основных компонентов физического потенциала человека отмечены следующие: «генетически детерминированная ритмичность развития двигательной функции и обеспечивающих ее морфофункциональных систем организма в онтогенезе человека; неравномерный характер возрастного преобразования элементов и структур систем двигательных действий; асинхронность

колебаний интенсивности развития элементов по отношению к структурам систем двигательных действий» [1].

Спортивную тренировку в широком смысле следует рассматривать как эксперимент, поскольку напряженная тренировочная деятельность человека и адаптационные ответы организма определяют экспериментальный характер данного процесса. Тренировочный эксперимент можно квалифицировать как научный метод в тех случаях, когда соблюдаются методологические и этические принципы его проведения.

Методология диагностики функциональных состояний

От правомерности диагностического мышления и последующих выводов зависит выбор оптимальных управляющих воздействий при построении тренировки. При этом для однозначного толкования результатов исследований в процессе всестороннего анализа информации следует руководствоваться следующими принципами:

- для каждого термина или фразы необходим код;

- термины должны быть независимы и не должны определяться через другие термины системы;

- закодированные термины должны быть однозначно определены, коды базисной системы должны включать в себя синонимичные термины;

- кодирование основных терминов должно сопровождаться разработкой взаимосвязей с родственными терминами;

- система кодирования специальных терминов должна соотноситься с общедоступной терминологией;

- набор функциональных терминов должен полностью обеспечивать научную базу данной отрасли знаний.

Условия проведения исследований

Проведение исследований на человеке в спорте высоких достижений требует соблюдения следующих этических условий:

- исследования должны согласовываться с моральными и научными принципами, которые регулируют исследования напряженной мышечной деятельности;

- исследования должны базироваться на предварительных экспериментах и установленных наукой фундаментальных положениях;

- исследования должны проводиться квалифицированными, профессионально подготовленными научными сотрудниками.

Научное значение исследований спортсменов высокой квалификации должно быть соотнесено с возможным риском для испытуемых. Перед началом экспериментатор обязан сообщить испытуемому о сути, цели исследований, причем исследования на человеке нельзя проводить без добровольного согласия испытуемого, заранее информированного о задачах исследования.

Краткая характеристика основных методов исследования тренировочной и соревновательной деятельности

Термин «метод исследования» подразумевает совокупность действий, которые предпринимаются для решения в заданных условиях поставленной задачи. Условия включают возможность достижения цели, которые обязательно должны включать стандартизацию действий и внешних параметров, измерение величин исследуемых объектов в динамике, проведение сравнений с заданными эталонами, доказательство или опровержение принятых гипотез.

При определении границ и сущности эксперимента в спортивной деятельности применяются следующие методы:

- метод анализа, необходимый для создания предпосылок эксперимента, отработки гипотезы и постановки задач;

- лабораторный эксперимент для предварительной проверки рабочих гипотез, подготовки и проведения спортивно-педагогического эксперимента;

- метод математического моделирования, который дает возможность проверить надежность результатов исследования.

Анализ многочисленных экспериментальных работ в области спортивной тренировки показывает, что исследователи часто применяют метод сравнения результатов специально спланированной деятельности в опытной и контрольной группах. Однако в анализируемом случае проведение подобных экспериментов вообще практически неосуществимо, поскольку при работе с сильней-

шими спортсменами нет альтернативы для выполнения сравнительных испытаний. Так, в работе [4] авторы проводили эксперимент на одной и той же группе спринтеров высокой квалификации в различных тренировочных режимах, причем построение эксперимента позволило получить достоверные данные о влиянии режима на параметры кислородтранспортной функции.

При проведении экспериментов в лабораторных условиях следующее обстоятельство оказывает влияние на интерпретацию получаемых результатов - это взаимодействие испытуемого с комплексом аппаратуры, применяемой для получения информации о функционировании органов и систем организма при выполнении физических нагрузок. В этом случае требуются дополнительные характеристики, которые отражают специфику изучаемого явления. В разное время условия, при которых проводятся наблюдения, меняются, вследствие чего необходима информация об изучаемом процессе в динамике его развития.

Для решения конкретных проблем, возникающих в практической деятельности, используется широкий набор специфических методов. В спорте высших достижений с его максимальными нагрузками особенно продуктивно привлечение методов исследования из более развитых научных дисциплин. Повышение уровня методической оснащенности позволяет с большей объективностью управлять процессом тренировки, своевременно внося коррективы при отклонениях от оптимального пути достижения цели. Ниже рассмотрены некоторые примеры исследовательских технологий и конкретные методы, применимые для анализа функционального состояния спортсменов высшей квалификации.

Эргометрические методы

При исследовании функциональных возможностей спортсменов применяется стандартизированный метод ступенчатого увеличения дозированных физических нагрузок. Изучение оптимальной формы тестирования показало, что ступенчатое повышение мощности работы часто имеет преимущество перед высокоинтенсивной равномерной нагрузкой при определении максимального уровня потребления кислорода, который признан эталоном кардиореспираторной производительности. Условиями корректного тестирования со ступенчато повышающейся нагрузкой являются: длительность работы на каждой ступени, достаточная для развертывания функций организма и выхода на асимптотический уровень исследуемых параметров; количество последовательных повышений мощности работы должно составлять не менее 4-5 для вычисления биоэнергетических параметров. Тест со ступенчато повышающейся мощностью дает возможность получить кроме максимальных значений аэробных функций организма также и эргометрические показатели для определения пороговых зон мощности работы.

Другим стандартным тестом, проводившимся на перечисленных эргометрах, является тест для измерения максимальной аэробной емкости и скорости враба-

(шШ>

тывания организма. При этом выполняется предельно продолжительная работа на критическом уровне мощности, соответствующем максимальному потреблению кислорода, определенному в первом виде испытаний. Для исследования анаэробной мощности и емкости применяется набор тестов с выполнением работы предельной мощности.

Лабораторные испытания дают стандартизированные результаты функциональных показателей, которые сравнительно медленно изменяются под влиянием тренировки. В связи с этим перечисленные испытания должны проводиться при каждом углубленном обследовании спортсменов. Информация, получаемая при таких тестированиях, применяется при стратегическом прогнозировании и планировании тренировочных нагрузок, а также при оценке кумулятивного эффекта долговременных тренировочных программ.

Существенное значение имеют также валидность теста и специфичность применяемого метода нагрузки [5].

Физиологические методы исследований

Изучение биоэнергетических возможностей спортсменов должно проводиться как в условиях спортивной деятельности, так и во время лабораторных испытаний. Комплекс аппаратуры для таких исследований должен отвечать условиям адекватного выполнения движений, характерных для конкретного вида спорта. Данные исследования особенно необходимы при изучении срочного эффекта воздействия упражнений.

Биохимические методы исследований

Комплекс биохимических исследований на каждом этапе включает набор параметров, которые выявляют особенности энергообеспечения в период проведения тестирующих процедур.

Из всего многообразия биохимических методов в каждом конкретном случае должны выбираться те, которые адекватны поставленным задачам. Наиболее часто при определении реакции организма на физические нагрузки

используются показатели концентрации лактата в крови, поскольку мышечная деятельность с интенсивностью выше анаэробного порога сопровождается накоплением лактата в организме. Это ведет к ацидозу, при котором ингибируется фосфофруктокиназа, снижаются содержание креатинфосфата и скорость рефосфорилирования АДФ [3]. Избыток лактата является наиболее адекватным показателем интенсивности анаэробного гликолиза.

Выполнение теста со ступенчато повышающимися нагрузками должно сопровождаться определением лактата на каждом уровне мощности работы. При тестировании силовых возможностей в специфических и неспецифических условиях определяются уровни креатинина, неорганического фосфора, лактата и изомеров лактат-дегидрогеназы. При тестировании спринтерских качеств исследуется кинетика неорганического фосфора, креати-нина, креатинфосфокиназы и лактата. При тестировании стайерских способностей до и после нагрузки измеряются лактат и изоферменты ЛДГ, глицерин и триглицериды. Отставленный эффект тренировочных нагрузок, выполняемых суммарно за день, выявляется при анализе динамики мочевины в крови спортсмена. Тип реакции организма на тренирующие воздействия определяется путем сравнения с индивидуальной нормой.

Заключение

Наибольшую практическую пользу приносят динамические наблюдения и анализ изменений в различных компонентах энергообеспечения под влиянием выполнения тренировочных программ различной продолжительности и направленности. Реализация тренировочных нагрузок с использованием обратных функциональных связей характерна для спортсменов высшей квалификации, которые тонко идентифицируют восприятие мышечных нагрузок с инструментально измеряемыми биологическими показателями. При круглогодичной напряженной тренировочной и соревновательной деятельности такая информация позволяет спортсменам избегать перенапряжения систем организма и рисков для здоровья.

Литература

1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) // Теория и практика физической культуры. - 1999. - № 4. -С. 21-26.

2. Ширковец Е.А., Озолин Э.С., Арансон М.В., Овча-ренко Л.Н. Анализ подходов к оптимальному управлению тренировочным процессом в спорте высших достижений // Вестник спортивной науки. - 2009. - № 5. -С. 9-12.

3. Pedersen D.J. High rates of muscle glycogen resynthesis after exhaustive exercise when carbohydrate is coingested with caffeine // J. Appl. Physiol. 105 : 825-831, 2008.

4. Ben Sira D. et al. Effect of different sprint training regimes on the oxygen delivery-extraction in elite sprinters // J. Sports Med. Phys. Fitness. 2010 Jun ; 50 (2) : 121-5.

5. Zagatto A.M., Beck W.R., Gobatto CA. Validity of the running anaerobic sprint test for assessing anaerobic power and predicting short-distance performances // J. Strength Cond. Res. 23 (6) : 1820-1827, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.