Научная статья на тему 'Методология и методика исследования женской преступности в отечественной юридической историографии'

Методология и методика исследования женской преступности в отечественной юридической историографии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
179
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология и методика исследования женской преступности в отечественной юридической историографии»

ПРАВО

(Специальность 12.00.01)

© 2012 г. Е.В. Пономаренко УДК 342

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ ИСТОРИОГРАФИИ

Становление современных знаний о женской преступности проходит через призму исследований, начавшихся более двухсот лет, и выявляет три периода (досоветский, советский, современный). Статья предлагает современный подход к изучению проблемы.

В современном российском обществе обстановка по женской преступности и правонарушениям, совершаемым женщинами, характеризуется как сложная, а ее прогноз на ближайшие годы, с учетом мирового экономического кризиса неблагоприятен. Учитывая, что преступность имеет порог количественного и качественного насыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемы может превратиться в политическую, а в обстановке глубокого социально-экономического кризиса этот порог может быть не столь высоким, на современном этапе данный вопрос приобретает исключительную важность [1].

В России периода реформ коэффициенты преступности вдвое превысили коэффициенты предыдущего периода, абсолютное число преступлений выросло вдвое [2]. Одни, учитывая негативные тенденции преступности, угрожают политической дестабилизацией, призывают к сильной власти и свертыванию демократических институтов. Это уже было, и криминологический прогноз данных призывов очевиден. Другие успокаивают, считая рост преступности не столь существенным и ситуативным и обещая его сокращение с переходом к рыночной экономике и демократическому правовому государству. Очевидно, такой переход не приведет к автоматическому снижению преступности. При учете всех негативных тенденций фактический уровень преступности следует

оценивать реалистично и взвешенно. Не следует его политизировать, ибо это не имеет ничего общего с совершенствованием контроля над преступностью. Преступность развивается по своим законам. Ее связи с социально-экономическими и политическими процессами не носят линейного характера. Кризисное состояние современного общества обостряет социальные противоречия, ведущие к противоправному поведению личности.

В новых социально-экономических условиях возникают свои криминологические проблемы. Поэтому, отказавшись от идеи искоренения преступности, исправления лица, умышленно преступившего уголовный закон и т.п., общество не должно впадать в новые идеологические иллюзии. Оно во всех случаях должно быть готово к профессиональной борьбе с растущей преступностью, к систематической разработке и осуществлению реалистических программ по контролю над преступными проявлениями в строгих рамках законности.

Научный подход к исследованию такого сложного социального феномена, как преступность, включает рассмотрение его конкретных сторон, к которым относится, в частности, женская преступность, отражающая общие закономерности преступности и ее изменений. Она выступает в качестве подсистемы общей преступности и органически с ней взаимосвязана. В то же время женская преступность обладает заметной спецификой, обусловленной не только социально-биологической особенностью женщин, но ее положением в обществе, выполнением ею социальных ролей.

Женская преступность, представляя собой взаимосвязь образующих ее элементов (определенных видов), их целостность, является относительно самостоятельной системой со специфическими свойствами. Актуальность проблемы женской преступности определяется целым рядом обстоятельств: совершение преступления женщиной приводит к довольно значительным общественно опасным последствиям, оказывающим влияние на проблему семейного воспитания. Моральный климат в семье, где женщина ведет антиобщественный образ жизни, по степени своего воздействия оказывается чрезвычайно опасным для членов семьи, особенно для несовершеннолетних, которые оказываются безнадзорными. Наносится ничем невосполнимый ущерб детям, так как реальное воздействие семьи оказывается практически негативным и устранить его деятельностью воспитательных организаций становится

сложным. Поэтому для современной криминологии очень важно разработать целостную систему принципов и способов организации и построения теоретического и практического знания о женской преступности, факторах ее детерминирующих, и тем самым сделать более целенаправленными формы ее профилактики.

Преступность, как разновидность социального поведения, обладает свойством «географичности» и не может быть не связана с природными, экономическими, демографическими, культурными условиями жизни людей. Так как условия жизни социально-экономических пространственных систем различны, то и преступность имеет свои качественные и количественные характеристики в каждой из них.

Проблемы географии преступности, ее территориальных различий и ранее являлись предметом изучения криминологов. Полезность исследований такого рода определяется, прежде всего, возможностью повышения эффективности борьбы с преступностью, несмотря на то что выявление закономерностей территориальной локализации преступности - это скорее описательная, в какой-то мере не затрагивающая ее глубинных причин, но в то же время необходимая процедура.

На основе собранного эмпирического материала, который в прошлом был секретным или для служебного пользования, автором предпринимается попытка комплексного исследования территориальных различий женской преступности и ее связи с экономическими, социальными, демографическими, историческими, культурными и т.п. явлениями.

Совокупность приведенных обстоятельств свидетельствует о высокой степени актуальности исследования состояния женской преступности, мер профилактического воздействия и предопределяет теоретическую и практическую значимость рассматриваемых вопросов. Необходимо учесть, что в рамках настоящего исследования многие проблемы могут быть только обозначены и потребуют дальнейших более глубоких исследований, другие будут раскрыты с определенными ограничениями в связи с имеющимися возможностями автора выявить необходимый эмпирический материал.

Основу методологического подхода к исследованию проблем женской преступности составили философское наследие по вопросам гносеологии и онтологии, работы по социальной психологии, соционормативная и нрав-

ственная модели рационального поведения и уголовного права, развитые в трудах отечественных и зарубежных ученых, нормативно-правовые акты высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, отдельные документы международно-правового характера, затрагивающие вопросы борьбы с преступностью и ее предупреждения.

Непосредственное влияние на теоретические основы исследования оказали концептуальные положения предупреждения преступности, разработанные Г.А. Аванесовым, А.И. Алексеевым, С.В. Бородиным, Ю.Д. Блувштей-ном, С.Е. Вициным, А.И. Долговой, В.К. Звирбулем, А.Э. Жалинским, И.И. Карпецом, В.Н. Кудрявцевым, Н.Ф. Кузнецовой, С.В.Максимовым, Г.М. Миньковским, В.В. Ореховым, А.Б. Сахаровым, B.C. Устиновым; Г.И. Чече-лем, В.Е. Эминовым, работы по женской преступности, принадлежащие Ю.М. Антоняну, А.А. Габиани, М.Н. Голоднюк, В.Н. Зырянову, В.А. Серебряковой, Е.В. Середе, работы М.Н. Гернета, А.А. Герцензона, Е.Н. Тара-новского, П.Н. Ткачева, В.Н. Зырянова и др.

Теоретические основы исследования женской преступности и ее предупреждения, разработанные в трудах Г.А. Аванесова, А.И. Алексеева, Ю.М. Антоняна, Ю.Д.Блувштейна, СЕ. Вицина, P.P. Галиакбарова, А.А. Герцензона, В.И. Гуськова, М.Г. Деткова, А.И. Долговой, Б.В. Здравомыслова, В.К. Звирбу-ля, В.Н. Зырянова, А.И. Зубкова, М.И. Ковалева, И.И. Карпеца, С.Г. Келиной, В.Е. Квашиса, А.А. Конева, В.Н. Кудрявцева, Н.Ф. Кузнецовой, Г.М. Миньков-ского, А.С. Михлина, А.Е. Наташева, Д.В. Ривмана, А.Л. Ре-менсона, А.Р. Рати-нова, С.С. Остроумова, А.Б. Сахарова, В.И. Селиверстова, Н.А. Стручкова, B.C. Устинова, П.Ф. Тельнова, Ю.М. Ткачевского, Г.А. Туманова, П.А. Фефелова, М.Д. Шаргородского, А.В. Шамиса, И.В. Шмарова, A.M. Яковлева и других, а также в диссертационных исследованиях по вопросам преступности среди женщин: Т.С. Буякевич, Т.Н. Волковой, И.В. Корзуна, Л.А. Меликишвили, ЛИ. Разбириной, А.Т. Потемкиной, В.Н. Савар-дуновой, Е.В. Середы, В.А. Сушко, Е.В. Струговой, Т.А. Шмаевой, Л.М. Щербаковой и других представляются важными для методологического осмысления темы.

Середина XIX - начало XX столетий в литературе характеризовалась этапом буржуазных доктрин и соответствующих концепций по теме женской преступности. Рационализм и романтизм предыдущего периода постепенно

вытесняется новыми учениями (гегельянством, позитивизмом, неокантианством), что отражено в отечественных школах, где доминировали западники и славянофилы (выразителем славянофилов в это время был И.Д. Беляев, а западников - М.Ф. Владимирский-Буданов).

В советское время историография вопроса была широко представлена в историко-правовой литературе, однако, исходя лишь из предмета исследования, что видно по работам С.В. Юшкова [3], Б.Д. Грекова [4], А.А. Зимина [5], Л.В. Черепнина [6], О.И. Чистякова [7] и в учебной литературе Н.М. Азаркина, Ю.П. Титова по истории государства и права СССР.

Если в научной литературе предложен более системный анализ, то юридическая литература, журналы, сборники и рукописи диссертаций, защищенных в СССР, рассматривали степень научной разработанности в соответствии с предметной стороной и целями защищенных диссертаций. Однако краткость обзоров, характерных для журнальных статей и соответствующих параграфов введений в диссертации не могли удовлетворить исследователей.

То же самое необходимо сказать и о современной литературе, где только появляются попытки историографического осмысления проблематики .женской преступности в историко-правовом аспекте. Диссертации, защищенные в недалеком прошлом, в основном затрагивают проблематику политико-правовой мысли, либо основаны на государствоведческом анализе, а поэтому и не предлагают комплексного историографического и источниковедческого анализа, что видно, например, из работ В.К. Цечоева [8], а также в диссертациях и последующих публикациях В.А. Гринева и А.В. Малихова [9].

Однако подробной историографии женской преступности в отечественной юридической науке не было предложено. Следовательно, представляется весьма важной методология исследования проблематики в отечественной историографии с целью заимствования в этих работах весьма значимого, сравнительно-исторического метода исследования. За основу можно взять один из методов, предложенный в историко-правовой литературе. В современных научных работах часто применяются типологический, генетический, сравнительно-исторический методы исследования.

Типологический метод получил развитие в связи с увеличением количества источников и необходимостью их типологизации. Такой метод показал свои преимущества при изучении архивов, которые содержат в себе большое

количество однотипных предметов. Использование систем и баз данных с использованием компьютеров необходимо во всех видах деятельности исследователей, особенно в систематизации архивных и иных материалов, в специальных историко-правовых дисциплинах и источниковедении. В наше время многие историки не представляют себе научной деятельности без использования компьютера, поэтому к данному методу нужно добавить и методику использования электронных, цифровых баз данных. Генетический и сравнительно-исторический методы направлены на выявление и исследование похожих явлений и процессов.

Историко-правовое исследование немыслимо без применения источников. Методика использования источников изучается историческим источниковедением. Методика исторического исследования исходит из необходимости четкой, планомерной работы историка в определении предмета исследования, его хронологических рамок. Затем следует исследование исторической базы - источников и исследований [10].

Таким образом, методология и методика историко-правового исследования, применительно к тематике истории женской преступности показывает значимость и перспективности темы для современной юридической науки.

Изучение в современной историко-правовой научной литературе уровня, динамики и структуры женской преступности позволяет выявить наиболее удачные из специально направленных криминологические мероприятий с целью улучшения криминогенной обстановки в РФ с 1992 г. по настоящее время. Системная характеристика в работах по теории и истории права личности женщин-преступниц обусловливает дифференцированное воздействие на отдельные социальные группы женского населения современности, в сравнении с советским временем и досоветской позитивной практикой. Социально-психологический, экономический и прочий анализ факторов социальной среды, негативно влияющих на формирование устойчивой антисоциальной направленности личности женщин, может иметь существенное значение для предупреждения как преступных, так и допреступных форм социального отклоняющегося поведения женщин путем более правильного нравственного формирования личности, начиная с несовершеннолетнего возраста, а также оздоровления их социальной среды на примерах Российской империи, СССР, РФ в сравнительном сопоставлении.

Комплексное рассмотрение выполняемых женщиной социальных ролей (две из них основные: семейно-бытовая и производственная) позволяет определить пути конфликтов, которые в обозримой исторической ретроспективе приводили к совершению ею антиобщественных действий.

При рассмотрении работ отечественной досоветской, советской и современной историографии просматриваются наиболее удачные из конкретных специальных мер предупреждения преступности, в том числе, с учетом не только особенностей местных условий, но и того, как они преломляются в поведении женщин, поскольку распространенность совершаемых ими преступлений, в отдельных административно-территориальных единицах страны, существенно различается.

Предложения по совершенствованию мер предупреждения женской преступности на различных уровнях профилактической деятельности прослеживается впервые в классической досоветской литературе, где впервые как факторы женской преступности выявлены их бесправие, правовой нигилизм и социально-бытовые условия. В качестве превентивных мер предлагалась либерализация наказаний, легализация некоторых видов деятельности (проституции), профилактические меры.

Советская юридическая и историческая наука, при всей ее тенденциозности, показывает взаимосвязь женской преступности с социально-экономическими факторами, особенно в национальных окраинах (в Союзных республиках) СССР. В качестве профилактических мер описывалось позитивное воздействие советского времени, равноправие женщин с мужчинами, а также введение новых обрядов (в бракосочетании, в защите детства и материнства, в праздновании международного женского дня 8 марта и др.). Надо признать, что многое из советского опыта достойно внимания и применения в современности.

Современная юридическая наука, особенно уголовно-правовая специализация, гендерные социологические исследования, специальные исторические науки уделяли внимание названной проблематике, исходя из своих специфических подходов к проблеме. В частности, были проведены и обобщены материалы судебных дел, социологические опросы в местах лишения свободы, переизданы классические, раритетные работы, предлагавшие ряд позитивных мер по предотвращению и профилактике женской преступности.

Обобщая достижения юриспруденции, истории права, социологии на примере данной темы можно не только описать лучшее из накопленного наукой, чем занимается историография, но и выйти на новый уровень исследования, рекомендовать действенные практические меры, проверенные во времени, то есть перейти на уровень историологии, анализирующей и синтезирующей наиболее действенные практические методы профилактики женской преступности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лунеев В.В. Преступность в XX веке (методология прогноза) // Социс. 1996. № 7.

2. Долгова А.И. Криминальная ситуация в России // Прокурорская и следственная практика. М., 1997.

3. Юшков С.В. История государства и права России (IX-XIX вв.). Ростов-на-Дону, 2003; Юшков С.В. Русская Правда. М., 1950.

4. Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

5. Зимин А.А. Правда русская. М., 1999.

6. Черепнин Л.В. Земские Соборы Русского государства XVI-XVII вв. М., 1978.

7. Российское законодательство Х-ХХ вв. Т. I-IX. / Под общ. ред. О.И. Чистякова. М., 1984-1994.

8. Цечоев В.К. История суда России. М., 2010.

9. Гринев В.А. Формирование историко-правовой науки России. Ростов-на-Дону, 2009; Малихов А.В. Историография советской и зарубежной русской историко-правовой науки (1917-1990 - е гг.). Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. юр. наук. Краснодар, 2009.

10. История отечественного государства и права. Учебное пособие / Под ред. В.К. Цечоева. М. Ростов-на-Дону, 2003.

LITERATURE

1. Luneev V.V. Prestupnost' v XX veke (metodologiya prognoza) // Socis. 1996. 1 7.

2. Dolgova A.I. Kriminal'naya situaciya v Rossii // Prokurorskaya i sledstvennaya praktika. M., 1997.

3. Yushkov S.V. Istoriya gosudarstva i prava Rossii (IX-XIX vv.). Rostov-na-Donu, 2003; Yushkov S.V. Russkaya Pravda. M., 1950.

4. Grekov B.D. Kievskaya Rus'. M., 1953.

5. Zimin A.A. Pravda russkaya. M., 1999.

6. Cherepnin L.V. Zemskie Sobory Russkogo gosudarstva XVI-XVII vv. M., 1978.

7. Rossiiskoe zakonodatel'stvo H-HH vv. T. I-IX. / Pod obsh. red. O.I. Chistyakova. M., 1984-1994.

8. Cechoev V.K. Istoriya suda Rossii. M., 2010.

9. Grinev V.A. Formirovanie istoriko-pravovoi nauki Rossii. Rostov-na-Donu, 2009; Malihov A.V. Istoriografiya sovetskoi i zarubezhnoi russkoi istoriko-pravovoi nauki (1917-1990 gg.). Avtoref. dis. na soisk. uch. step. kand. yur. nauk. Krasnodar, 2009.

10. Istoriya otechestvennogo gosudarstva i prava. Uchebnoe posobie / Pod red. V.K. Cechoeva. M. Rostov-na-Donu, 2003.

Донской

юридический институт_17 апреля 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.