Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ'

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ / ИННОВАЦИЯ В АПК / ИНВЕСТИЦИЯ / РЕГИОН / ИННОВАЦИОННЫЙ РЫНОК / ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дорогова Залина Валерьевна, Хачев Мухадин Мухарбиевич, Коков Николай Султанович, Кокова Светлана Фатаховна

В статье анализируется инновационно-инвестиционное развитие Кабардино-Балкарской Республики. Отмечается, что вследствие мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. и пандемии ко-ронавируса экономика России претерпела структурно-организационную деформацию, а у регионов возникли серьезные социально-экономическое проблемы. Определены причины низкой конкурентоспособности экономики Кабардино-Балкарской Республики. Рассмотрены пути преодоления экономической отсталости, в том числе через повышение инновационной активности в агропромышленном комплексе региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Дорогова Залина Валерьевна, Хачев Мухадин Мухарбиевич, Коков Николай Султанович, Кокова Светлана Фатаховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY AND MECHANISMS OF INNOVATIVE AND INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE KABARDINO- BALKARIAN REPUBLIC

The article analyzes the innovation and investment development of the Kabardino-Balkarian Republic. It is noted that due to the global economic crisis of 2008-2009. and the coronavirus pandemic, the Russian economy has undergone structural and organizational deformation, and the regions have serious socioeconomic problems. The economy of the Kabardino-Balkarian Republic is one of the least competitive in Russia. The reasons for this are analyzed, possible options for a way out of this situation are proposed.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННОИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2023_1_15 УДК 332(470.64)

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕХАНИЗМЫ ИННОВАЦИОННО-ИНВЕСТИЦИОННОГО РАЗВИТИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ

РЕСПУБЛИКИ

Дорогова Залина Валерьевна,

аспирант четвертого курса направления подготовки «Экономика.», Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия

Хачев Мухадин Мухарбиевич,

доктор экономических наук, профессор кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия

Коков Николай Султанович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия, e-mail: kns5907@mail.ru

Кокова Светлана Фатаховна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры высшей математики и информатики, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В. М. Кокова, г. Нальчик, Россия

В статье анализируется инновационно-инвестиционное развитие Кабардино-Балкарской Республики. Отмечается, что вследствие мирового экономического кризиса 2008-2009 гг. и пандемии ко-ронавируса экономика России претерпела структурно-организационную деформацию, а у регионов возникли серьезные социально-экономическое проблемы. Определены причины низкой конкурентоспособности экономики Кабардино-Балкарской Республики. Рассмотрены пути преодоления экономической отсталости, в том числе через повышение инновационной активности в агропромышленном комплексе региона.

Ключевые слова: механизм; инновация в АПК; инвестиция; регион; инновационный рынок; инновационно-инвестиционная деятельность.

UDC 332(470.64)

METHODOLOGY AND MECHANISMS OF INNOVATIVE AND INVESTMENT DEVELOPMENT OF THE KABARDINO-

BALKARIAN REPUBLIC

Dorogova Zalina Valerievna,

fourth-year postgraduate student of the direction of preparation "Economics", Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after. V. M. Kokova, Nalchik, Russia

Khachev Mukhadin Muharbievich,

Doctor of Economics, Professor of the Department of Higher Mathematics and Informatics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia

Kokov Nikolay Sultanovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Informatics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia, e-mail: kns5907@mail.ru

Kokova Svetlana Fatakhovna,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Higher Mathematics and Informatics, Kabardino-Balkarian State Agrarian University named after V. M. Kokova, Nalchik, Russia

The article analyzes the innovation and investment development of the Kabardino-Balkarian Republic. It is noted that due to the global economic crisis of 2008-2009. and the Coronavirus pandemic, the Russian economy has undergone structural and organizational deformation, and the regions have serious socioeconomic problems. The economy of the Kabardino-Balkarian Republic is one of the least competitive in Russia. The reasons for this are analyzed, possible options for a way out of this situation are proposed.

Keywords: mechanism; innovation in the agro-industrial complex; investment; region; innovative market; innovation and investment activity.

Активизация процессов глобализации мировой экономики и формирование нового хозяйственного уклада, атрибутивными признаками которого выступают доминирование информационно насыщенных факторов производства и переход от массового производства к индивидуализированному, определили необходимость пересмотра концептуальных подходов к формированию стратегии развития государств и входящих в их состав субнациональных образований, представленных регионами и федеральными округами. Современное развитие стратегий региональных экономических систем во многом осложнено негативными трендами во внешнеполитической обстановке, которые накладывают определенные ограничения на доступность инвестиционного капитала. Кабардино-Балкарская Республика обладает рядом конкурентных преимуществ, на основе которых может быть сформирована современная, весьма эффективная экономика. Реализовать конкурентные преимущества можно только при условии тщательно продуманных, активных и целенаправленных действий власти. Выбор приоритетных для развития в республике отраслей экономики предусматривает тщательный учет особенностей региона, долгосрочных тенденций эволюции аналогичных отраслей в мировом хозяйстве, возможностей сбыта соответствующей продукции на внутреннем и внешнем рынках. Дальнейшее развитие национальной экономики во многом зависит от успешного решения проблемы совершенствования аграрного сектора регионов России. В условиях модернизации и становления ин-

новационной экономики основой выступает проведение кардинальных технологических и инновационных преобразований на предприятиях комплекса, как стратегического направления на перспективу, так и реального участия АПК в удовлетворении потребностей населения в продуктах питания и обеспечения продовольственной безопасности страны и региона [3; 4].

Накопившиеся проблемы имеют системный характер и требуют комплексного, целенаправленного решения. Анализ отраслевых тенденций в мире, соответствия им сложившейся структуры экономики Кабардино-Балкарской Республики, природно-климатических и ресурсных особенностей региона, а также изучение предпосылок ускоренного и устойчивого социально-экономического развития - все это приводит к выводу, что к перспективным направлениям деятельности на территории республики можно отнести производство продуктов глубокой переработки сельскохозяйственного сырья (с ориентацией на экспорт продуктов преми-ум-сегмента), спортивно-оздоровительный туризм и высокотехнологичное производство строительных материалов. Средства будут направлены на развитие растениеводства, животноводства, поддержку фермеров и развитие сельской кооперации, а также на реализацию мероприятий в рамках госпрограммы комплексного развития сельских территорий.

Из федерального бюджета на развитие АПК ожидается получить 2,3 млрд рублей, из бюджета Кабардино-Балкарии - около 0,08 млрд руб. Как правило, в течение года

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

подписывается ряд соглашений, и господдержка может корректироваться в сторону увеличения. На сегодня подписано девять соглашений между Минсельхозом России и Правительством Кабардино-Балкарии, предусматривающих выделение в 2022 г. указанных средств на развитие агропромышленного комплекса региона.

В рамках разработки стратегии рассматривались три альтернативы развития экономики Кабардино-Балкарской Республики: «Инерционное развитие», «Кабардино-Балкарская Республика - центр рекреации и туризма», «Кабардино-Балкарская Республика - центр здоровья и эффективного природопользования». Наиболее привлекательная альтернатива - последнее направление, реализация которого позволит увеличить ВРП в четыре раза (до 141 млрд руб.), сократить безработи -цу с 25 % до 6 %, повысить обеспеченность регионального бюджета собственными доходами с 22,6 % до 69 % и увеличить среднюю заработную плату с 4 тыс. до 17 тыс. руб. в современных ценах [1-3].

Намеченные в стратегии приоритеты предусматривают активное участие государства в поддержке и развитии предпринимательской инициативы, защите прав собственности во всех других сферах экономической деятельности на территории республики:

- финансовая поддержка, временные налоговые преференции, софинансирование проектов;

- административная поддержка, отстаивание интересов предприятий на федеральном уровне, продвижение продукции на федеральном и международном уровнях, помощь в установлении деловых контактов с администрациями и бизнесом в других регионах России и зарубежных странах.

Одно из важных условий реализации стратегии - формирование нового имиджа Кабар -дино-Балкарской Республики как успешно развивающегося, надежного и безопасного для проживания и отдыха региона России. Комплексная оценка экономики свидетельствует о низкой конкурентоспособности республики, занимающей 87-е место среди 88 регионов страны. Экономические проблемы республики характерны и для других субъектов Южного федерального округа.

Низкая конкурентоспособность экономики объясняется, в частности, чрезвычайно низ-

кой эффективностью использования имеющихся в республике ресурсов. В результате основные отрасли экономики, дающие около 50 % оборота, приносят в бюджет менее 20 % налоговых поступлений.

Стратегия развития Кабардино-Балкарской Республики призвана сконцентрировать усилия власти на развитии тех секторов экономики, которые способны выпускать продукцию с высокой добавленной стоимостью, обеспечить занятым в них высокую заработную плату и поступления в бюджетную систему республики адекватного объема налогов.

При определении оптимальной отраслевой структуры экономики Кабардино-Балкарской Республики учитывались перспективы развития не только исторически сложившихся на ее территории сфер деятельности, но и наиболее активно растущих отраслей мировой экономики, продукция которых востребована на глобальных рынках. При определении приоритетных отраслей решающее значение имеет наличие в регионе необходимых условий для их успешного развития и реальных возможности для оптимизации этих условий.

Учитывая возможные риски, приходим к выводу, что наиболее перспективными для становления конкурентоспособной экономики Кабардино-Балкарской Республики являются: туризм с развитием сопутствующих видов деятельности; глубокая переработка сельскохозяйственного сырья; высокотехнологичное производство строительных материалов.

Основным фактором, ограничивающим инвестиционную деятельность в республике, является недостаток собственных финансовых средств. Несмотря на это, в субъекте реализуется комплекс мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, ведется работа по формированию системы государственной поддержки, состоящей из различных финансовых, гарантийных и имущественных механизмов развития объектов инфраструктуры, поддержки субъектов предпринимательства, улучшения инвестиционной привлекательности.

В рамках государственной программы поддержки будут реализованы основные мероприятия, направленные:

- на создание благоприятных условий для поддержки малого бизнеса;

- поддержку приоритетных инвестиционных проектов;

- повышение производительности труда;

- использование механизмов государственно-частного партнерства.

Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи, связанные с обеспечением устойчивого функционирования экономики республики, повышением экономической эффективности и бюджетной отдачи, в том числе:

- решение проблемы стабилизации социально-экономического положения Кабардино-Балкарской Республики;

- обеспечение поддержки проектов в сфе -ре промышленности и агропромышленного комплекса;

- сокращение уровня безработицы в республике.

Приоритетом государственной политики является обеспечение ускоренного социально-экономического развития республики, создание благоприятных условий для повышения конкурентоспособности товаров и услуг товаропроизводителей и привлечения необходимых ресурсов.

Задача повышения инновационной активности в агропромышленном комплексе предполагает проведение инновационной политики, позволяющей финансировать

определенные направления инновационной деятельности. От научно обоснованных методологических и методических положений зависит формирования инновационно-инвестиционных процессов в АПК в современных условиях хозяйствования.

Инновация определяется как категория, отражающая связанный с риском творческий процесс трансформации идеи в продукт и выведение его на рынок с целью повышения эффективности производственной деятельности предприятия. Для предприятий АПК инновации выступают в виде изменений в ассортименте товаров, применяемых технологий, в составе основных фондов, организации труда и управления и др.

Развитие и укрепление инновационной составляющей экономического развития региона и всей страны является одной из приоритетных и долгосрочных задач, стоящих перед государством. Несмотря на богатый опыт внедрения и проведения экономики инновационного типа в развитых странах, в России необходимо решать вопрос о стимулировании инновационного развития экономики как для отдельно взятых регионов, так и всей страны. Зарубежный опыт должен применяться не путем переноса отдельных элементов целостного экономического механизма, который не приведет к ожидаемому результату, а комплексно.

Инновационный рынок

1 1

о о

и и

о о

§ § Й

о о и

и К

К эт

н И о К

К И ю

эт

Й

СМ а

Финансовое обеспечение

X

Заемные средства

I

о и

о

«

К

0

1

К и

эт Й СМ

л Л

Собственные средства хозяйствующих субъектов

8 ^

.Й «

ю ^

3 ^

&

Й

о

О

¡3

л

<

Рисунок 1 - Формирование и финансовое обеспечение инновационного рынка ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Модернизация экономики страны возможна через стимулирование инновационной деятельности регионов России. При этом налоговое стимулирование научно-технической и внедренческой деятельности компаний признается одним из главных условий формирования эффективной инновационной среды (рис. 1.).

Процесс внедрения, развития и поддержания инновационного развития в каждом субъекте должен проходить индивидуально и учитывать различный комплекс инновационных целей и задач. Использование гибкого механизма финансового обеспечения, способного учитывать инвестиционную потребность инновационной сферы и инвестиционный потенциал, приведет к эффективному развитию инновационного потенциала всего региона [5].

Уровень инновационной активности в аграрном секторе очень низок ввиду тяжелого финансового положения сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, а также значительного сокращения финансирования инновационных разработок за счет бюджетных средств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наихудшее положение занимает Северо-Кавказский регион ввиду своего слабого развития и малой численности населения. Среди субъектов Российской Федерации с низкой инвестиционной активностью выде-

ляется и Кабардино-Балкарская Республика, где инвестиционная деятельность зафиксирована у 51 % организаций. Поэтому важно проводить эффективную инновационную политику, позволяющую предприятиям комплекса финансировать определенные направления инновационно-инвестиционной деятельности. Решение данных проблем возможно лишь с использованием финансовых и материальных ресурсов государства, а также его нематериальных активов. Практически они должны направляться на восстановление производственного потенциала АПК как материальной основы его устойчивого развития на длительную перспективу.

Важную роль в повышении эффективности производства играет отраслевая инвестиционная политика, под которой понимается выбор и инвестиционная поддержка приоритетных отраслей экономики. В связи с важным стратегическим значением АПК для экономического развития России разработке в нем государственной инвестиционной политики следует уделять особое внимание.

Инновационная деятельность в АПК, связанная с инвестициями в инновации, представлена на рис. 2., где определяются основные направления, а также особенности формирования инновационного и инвестиционного процессов в современных условиях.

Взаимосвязь инновационного

процесса инновационной деятельности

Несовершенство инвестиционной политики в АПК

Рисунок 2 - Особенности инновационного и инвестиционного процессов в АПК

Инновационный механизм включает в себя этапы исследований, получения результатов и их внедрения. Процесс внедрения с экономической точки зрения наиболее важен, так

как в это время инновации из категории объектов инвестиционной деятельности переходят в категорию материальных ресурсов. Процесс передачи инновационных достиже-

ний должен быть финансово оптимизирован и распределен во времени. Дороговизна инноваций может повлечь за собой высокую стоимость продукции и низкую окупаемость нового производства.

Основным источником финансирования инновационной сферы остается государство. Ввиду переориентации экономической политики необходимо создание новых государственных программ, направленных на поддержку инновационных проектов, которые, как правило, требуют больших материальных затрат как на создание, так и на внедрение.

Становление новых экономических отношений в России вызывает необходимость видоизменения механизма государственного регулирования процессами развития. Ситуация обусловливает актуальность разработки государствен ой и региональных стратегий

преодоления низкой инвестиционной активности. Для оценки инвестиционной ситуации в стране можно оценить количество инвестиций в экономику разных регионов. Основным показателем будет являться объем инвестиций в основной капитал. Таким образом, можно рассмотреть, насколько инвестиционное обеспечение регионов влияет на их инновационный потенциал, то есть насколько сильно зависит развитие от количества инвестиций [4].

Для реализации действующих инвестиционных проектов, направленных на внедрение инновационных методов и технологий, представлена функциональная модель организации инновационной деятельности в АПК Кабардино-Балкарской Республики, которая достаточно полно отражает положения о повышении инновационной активности (рис. 3.).

Рисунок 3 - Функциональная модель организации управления инновационной деятельностью

в АПК Кабардино-Балкарской Республики

Наиболее действенным механизмом стимулирования развития инноваций в регионах можно назвать согласованные действия правительства, бизнеса, науки, образования, финансовых организаций и средств массовой информации. Во всем мире именно регионы рассматриваются как первая ступень инновационного развития всей страны.

В целом государственная политика модернизации должна опираться на достиже-

ния мировой науки и управленческого опыта. При этом она должна выступать продуктом высокого творчества со стороны правительства и интеллектуальных сил России, продуктом, содержащим ответы на вызовы, предъявленные историей стране и ее народу. Она должна быть активным проводником в жизнь инновационного типа экономического развития.

ЖУРНАЛ ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Список литературы _

1. Государственная программа Кабардино-Балкарской Республики «Развитие образования в Кабардино-Балкарской Республике» на 2013-2020 годы // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo &backlink=1&nd=135021232&page=1&rdk=1&ysclid=ld1alh3fb5597506999#I0 (дата обращения: 01.12.2022).

2. Закон «Об инновационной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике» от 29 ноября 2011 года // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=13 5014802&backlink=1&&nd=135012212&ysclid=ld1ancleoy192248811 (дата обращения: 01.12.2022).

3. Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 16 декабря 2019 года № 232-ПП «О государственной программе Кабардино-Балкарской Республики «Экономическое развитие и инновационная экономика»» (с изменениями на 20 июня 2022 года) // Электронный фонд правовых и нормативно-технических доументов. URL: https://docs.cntd.ru/document/561672524?ysclid=ld1aphoidk914211412 (дата обращения: 01.12.2022).

4. Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года (КДП). URL: https://textarchive.ru/c-1094083.html (дата обращения: 01.12.2022).

5. Государственная служба государственной статистики : официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения: 01.12.2022).

References _

1. The state program of the Kabardino-Balkar Republic "Development of education in the Kabardino-Balkar Republic" for 2013-2020. Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8 +zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&backlink=1&nd=135021232&page=1&rdk=1&ysclid=ld1 alh3fb5597506999#I0 (accessed: 01.12.2022).

2. The Law "On innovation activity in the Kabardino-Balkar Republic" dated November 29, 2011. Official Internet portal of legal information. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=135014802&backlink=1&&nd=135012212& ysclid=ld1ancleoy192248811 (accessed: 01.12.2022).

3. Resolution of the Government of the Kabardino-Balkarian Republic of December 16, 2019 No. 232-PP "On the State Program of the Kabardino-Balkarian Republic "Economic development and Innovation economy"" (as amended on June 20, 2022). Electronic Fund of Legal and Regulatory and Technical Documents. URL: https://docs.cntd.ru/document /561672524?ysclid=ld1aphoidk914211412 (date of issue: 01.12.2022).

4. The concept of a long-term forecast of the scientific and technological development of the Russian Federation for the period up to 2025 (KDP). URL: https://textarchive.ru/c-1094083.html (accessed: 01.12.2022).

5. State Service of State Statistics: official website. URL: https://rosstat.gov.ru (accessed: 01.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.