Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ'

МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / АДАПТИВНЫЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / CAMP / ADAPTIVE EDUCATIONAL SYSTEMS / PEDAGOGICAL MONITORING / EDUCATIONAL SPACE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Папуша Е.Н.

Детские оздоровительные лагеря предоставляют широкие возможности для воспитания и социализации школьников. Эффективность процессов воспитания и социализации может быть увеличена за счёт формирования адаптивных воспитательных систем. В статье рассматривается процесс формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей, описываются подходы, методы и принципы формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF FORMATION OF ADAPTIVE EDUCATIONAL SYSTEMS OF SUMMER CAMPS

Summer camps provide ample opportunities for the education and socialization of children. The effectiveness of the processes of education and socialization can be increased by the formation of adaptive educational systems. The article discusses the process of formation of adaptive educational systems of children's health camps, describes the approaches, methods and principles of the formation of adaptive educational systems of children's health camps.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ»

организации: Учебное пособие / Г.А. Аванесова. - М.: Аспект - Пресс, 2006.

2. Асанова И.М. Организация культурно-досуговой деятельности: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / И.М. Асанова, С.О. Дерябина. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.

3. Волков Ю.Г. Социология: Учебник. - М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука Спектр, 2008.

4. Домаренко Е.В. Культурно - досуговая деятельность библиотеки: Научно - практическое пособие. - М.: «Либерея - Бибинформ», 2006. Выпуск № 44

5. Жарков А. Технология культурно-досуговой деятельности библиотек: научно - практическое пособие. - М.: «Либерея - Бибинформ», 2008. Выпуск № 82

6. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. - М.: МГУК, 1995.

7. Санкин Л.А. Социально-культурная деятельность. Теория и методика организации деятельности общественных объединений (учебное пособие), СПб ГУП, 2006 - 336с.- (Библиотека гуманитарного университета: выпуск 29).

8. Фролов С.С. Социология: Учебник. - 3 - е изд., доп. - М.: Гардарики, 2000.

УДК 796: 371.236

Папуша Е.Н. аспирант

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н.Ульянова Россия, г. Ульяновск МЕТОДОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТИВНЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ ДЕТСКИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЕЙ Аннотация: Детские оздоровительные лагеря предоставляют широкие возможности для воспитания и социализации школьников. Эффективность процессов воспитания и социализации может быть увеличена за счёт формирования адаптивных воспитательных систем. В статье рассматривается процесс формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей, описываются подходы, методы и принципы формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей.

Ключевые слова: детский оздоровительный лагерь, адаптивные воспитательные системы, педагогический мониторинг, воспитательное пространство

Papusha Е. postgraduate student

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov

Ulyanovs, Russia

METHODOLOGY OF FORMATION OF ADAPTIVE EDUCATIONAL SYSTEMS OF SUMMER CAMPS

Abstract: Summer camps provide ample opportunities for the education and socialization of children. The effectiveness of the processes of education and socialization can be increased by the formation of adaptive educational systems. The article discusses the process of formation of adaptive educational systems of children's health camps, describes the approaches, methods and principles of the formation of adaptive educational systems of children's health camps.

Keywords: camp, adaptive educational systems, pedagogical monitoring, educational space

По своему правовому статусу детские оздоровительные лагеря, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, чаще всего относятся к учреждениям дополнительного образования, но по факту являются учреждениями воспитания и социализации. При этом исследователями отечественной «педагогики каникул» отмечаются такие особенности воспитательных систем детских оздоровительных лагерей, как открытость, гибкость, мобильность, ориентация на запросы ребенка, подчеркивается, что педагогическим коллективом конструируется особая воспитывающая и социализирующая среда, которая позволяет удовлетворить потребности детей в саморазвитии, самореализации, самоактивизации через разнообразные виды коллективной, групповой и индивидуальной деятельности [1, 3, 6] Указанные характеристики во многом присущи адаптивным педагогическим системам [2]. Нами предлагается ввести новое понятие в сферу отдыха детей и их оздоровления - адаптивная воспитательная система детского оздоровительного лагеря - сложная открытая педагогическая система, функционирующая автономно в социальной и природной среде, освоенной субъектами деятельности, включающая в себя совокупность целей, функций и гуманистических идей воспитательной деятельности; способная к изменению в течение короткого времени с целью создания комфортного воспитательного пространства для каждого из её субъектов.

Системообразующими компонентами адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей являются условия и мероприятия, которые обеспечивают развитие творческого потенциала личности, способствуют охране и укреплению здоровья детей, позволяют ребенку усваивать новый социальный опыт и роли[5].

Сфера отдыха детей и их оздоровления тщательно контролируется государственными надзорными органами в части соблюдения санитарного и трудового законодательства, обеспечения противопожарной и антитеррористической безопасности, но единых требований к организации педагогической деятельности нет. Попытка описания образовательных услуг была сделана только в ГОСТ Р 52887-2007 «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления», но в этом документе только обозначены возможные

и желаемые направления деятельности педагогов.

Нам представляется, что для единства организации педагогической деятельности в детских оздоровительных лагерей необходимо внедрять структурно-содержательную модель формирования адаптивных

воспитательных систем детских оздоровительных лагерей [4].

Методологический компонент структурно-содержательной модели формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей определяет методологические подходы и принципы процесса формирования адаптивной воспитательной системы детских оздоровительных лагерей. В воспитательной деятельности детских оздоровительных лагерей оправдано использовать подходы, наиболее распространенные в современной теории воспитания. Так как одними из основных особенностей адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей являются открытость и динамичность, то количество подходов и методов в течение разных отрезков времени (циклов существования) может заметно варьироваться. Но основные подходы (системный, личностно-ориентированный, деятельностный,

аксиологический, инновационно-рефлексивный) должны оставаться неизменными на протяжении длительного времени, что способствует более успешному формированию адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей.

Системный подход предполагает, что детский оздоровительный лагерь представляет собой систему, целостный комплекс взаимосвязанных элементов, от совокупности взаимодействия которых зависит продуктивность осуществляемой деятельности. В воспитательных системах детских оздоровительных лагерей можно выделить несколько системообразующих элементов. Это воспитательное пространство, педагогический коллектив, временный детский коллектив, программное обеспечение деятельности. Постоянное развитие и совершенствование всех элементов должно способствовать формированию, развитию и эффективности адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей.

Личностно-ориентированный подход предполагает саморазвитие, самовоспитание, самоопределение ребёнка. Именно этот подход наиболее выражен в деятельности адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей. Отрываясь от привычной окружающей среды, ребенок оказывается свободен от постоянной опеки, руководства и контроля родителей и школьных педагогов. Это дает ребенку больше возможностей для самостоятельности не только в бытовом плане, но и в социальном: появляется возможность проявить инициативу, самому принять решение и отвечать за его последствия. Педагогам детских оздоровительных лагерей необходимо использовать личностно-ориентированный подход максимально широко, чтобы помочь каждому ребенку осознать и раскрыть особенности своей личности, ранее скрытые в силу привычки или отсутствия необходимости их проявлять.

Деятельностный подход предполагает познание и развитие через деятельность. В детских оздоровительных лагерях дети сталкиваются с различными видами деятельности отличными от привычной им учебной деятельности (бытовая, творческая, двигательная, познавательная и др.). Непривычная, новая деятельность помогает детям овладевать новыми компетенциями, усваивать нормы и правила социума. При этом частая смена видов деятельности воспринимается самими детьми как отдых, интересный досуг в противовес скуке, а для педагогов позволяет найти инструменты для реализации личностно-ориентированного подхода.

Аксиологический подход предполагает, что в основе нормативно-поведенческой составляющей личности лежит система ценностей, присущих окружаемому коллективу и социально одобряемых обществом. В детском оздоровительном лагере, помимо общечеловеческих, культурных, национальных, религиозных ценностей, формируются собственные ценности, которые закрепляются через ритуалы, традиции, систему мероприятий. Важно, чтобы ритуалы, традиции, символика детского оздоровительного лагеря сохранялись на протяжении длительного времени, тогда при любых изменениях у детей и сотрудников будет сохраняться чувство постоянства, что создает ощущение защищенности, сопричастности и позволяет переносить положительный опыт формирования новых ценностных ориентиров в социальный опыт вне коллектива детского оздоровительного лагеря.

Инновационно-рефлексивный подход предполагает ориентацию на развитие личности посредством осмысления собственного опыта и созидания нового опыта. В условиях временного детского коллектива детского оздоровительного лагеря дети применяют имеющийся опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми (педагогами), получают новый опыт, который могут в дальнейшем использовать после отдыха. При этом в детском оздоровительном лагере в отличие от школьного коллектива достаточно часто дети сталкиваются с элементами рефлексии именно личностного развития (что я сегодня почувствовал? как я себя проявил? какие качества помогли нам справиться в этой ситуации? и т.д.)

Помимо подходов в методологическом компоненте структурно-содержательной модели формирования адаптивных воспитательных систем детских оздоровительных лагерей представлены основные принципы воспитательной деятельности детских оздоровительных лагерей: системности, гуманизации, природосообразности, культуросообразности, вариативности, диалогичности, центрации воспитания на развитии личности.

Использованные источники:

1. Волгунов, В.А. Социализирующая среда загородного детского оздоровительного лагеря / В.А. Волгунов // Человек и образование. - 2010. -№ 4 (25). - С.82-87.

2. Капустин, Н. П. Педагогические технологии адаптивной школы : учебное пособие для вузов / Н. П. Капустин - М. : ACADEMIA, 2001. - 215 с.

3. Куприянов Б. В. Загородный детский лагерь: история элементарных частиц (середина XIX - первая четверть ХХ вв.) / Б. В. Куприянов, Л.Н. Тохтиева // Сибирский педагогический журнал. - 2017. - № 2. - С.84-90.

4. Папуша Е.Н. Модель адаптивной воспитательной системы детского оздоровительного лагеря / Е.Н.Папуша // Мировая наука. - Выпуск № 9(18) (сентябрь, 2018). [электронный ресурс] - Режим доступа: URL:http://science-j. com/_9_18_sentyabr_2018/ - 0,31 п.л.

5. Фришман, И. Детский оздоровительный лагерь как воспитательная система / И. Фришман // Народное образование. - 2006. - №3. - С.77-81.

6. Шигаева, Е.П. Оздоровительный лагерь отдыха как среда социализации подростка / Е.П. Шигаева // Человек и образование. - 2010. - №2 1 (22). - С.111-114.

УДК 376.1

Парусова М.М. студент 5 курса Психолого-педагогический факультет Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского

Арзамасский филиал научный руководитель: Николаева Л.В.

ассистент Россия, г. Арзамас ИЗУЧЕНИЕ СПЕЦИФИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Аннотация: данная статья посвящена изучению специфики инклюзивного образования в высшей школе. Рассматриваются основные трудности внедрения инклюзивного образования в российских школах и вузах. Определяется особая значимость средового подхода к инклюзивному образованию.

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с особыми образовательными потребностями, средовой подход

Pаrusova M.M. student

5-year, faculty of Psychology and education Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod

(Arzamas branch) Russia, Arzamas Scientific supervisor: Nikolaeva L. V.

assistant

STUDY OF INCLUSIVE EDUCATION IN HIGH SCHOOL

Abstract: this article is devoted to the study of the specifics of inclusive education in higher education. The main difficulties of implementation of inclusive

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.