Научная статья на тему 'Методология дискурс-исследования травелога'

Методология дискурс-исследования травелога Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
728
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАВЕЛОГ / МЕТОДОЛОГИЯ / ДИСКУРС-АНАЛИЗ / КАТЕГОРИИ / КОНЦЕПТЫ / TRAVELOGUE / METHODOLOGY / DISCOURSE-ANALYSIS / CATEGORIES / CONCEPT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Русаков В.М., Русакова О.Ф.

В статье представлена панорама перспективных исследований древнего и вечно нового вида субъек- тивно-творческого освоения реальности - травелога в рамках методологии дискурс-анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Methodology of Discourse Research of the Travelogue

In article the panorama of perspective researches of an ancient and eternally new kind of is subjective-creative development of a reality travelogue within the limits of discourse-analysis methodology is presented

Текст научной работы на тему «Методология дискурс-исследования травелога»

Тропы метода

Ирм

УДК 1/14

МЕТОДОЛОГИЯ ДИСКУРС-ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАВЕЛОГА

Русаков Василий Матвеевич,

Институт международных связей, заведующий кафедрой философии и культурологи, доктор философских наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия,

E-mail: dipi@nm.ru

Русакова Ольга Фредовна,

Российская академия наук,

Уральское отделение, Институт философии и права, заведующая отделом философии, доктор политических наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия,

E-mail: rusakova_mail@mail.ru

Аннотация

В статье представлена панорама перспективных исследований древнего и вечно нового вида субъективно-творческого освоения реальности - травелога в рамках методологии дискурс-анализа.

Ключевые слова:

травелог, методология, дискурс-анализ, категории, концепты.

Дискурс-анализ обретает права гражданства в российском философском пространстве: термины «дискурс», «дискурс-анализ» и «дискурсивноидеологический комплекс» перестают пугать ревнителей философского терминологического и категориального пуризма [14; 13]. Уже и сам патриарх дискурс-анализа - Т ван Дейк посещает гостеприимную российскую глубинку. И все же некоторые детали отечественного интеллектуального пейзажа мешают употребить глагол совершенного вида.

Лингвокультурологический поворот в современном гуманитарном познании дал богатый материал философско-методологическим исследованиям [6; 7; 5]. К числу «концептов», вы-

зывающих пристальный и небезосновательный интерес, относится «травелог» [8; 13; 15]. Сегодня можно констатировать, что представления о содержании данной категории достаточно ушли от вариантов, представленных в Wikipedia [3]. Но и говорить о раскрытии эвристической ценности изучения ее пока не приходится.

Травелог - или повествование о различных реальных или вымышленных путешествиях в пространстве и времени есть форма субъективно-творческого освоения мира человеком и представлена огромным многообразием видов и жанров.

Прежде всего, перед взором исследователя встает целый материк так называемой

14

Тропы метода

«Литературы путешествий» (The Literature of Travel) [1], и мы узнаем, что термин «травелог» впервые ввел в обращение американский путешественник, фотограф и кинооператор Б. Холмс (Burton Holmes (1870-1958) [2]).

Континент «Литературы путешествий» поистине необозрим. Его изначальные границы упираются в неизреченные глубины мифов, проговариваемые в младенческую пору человечества в многообразных вариантах древних эпических повествований о приключениях и подвигах героев, пережитых и свершенных ими в процессе путешествий и странствий. Стало привычным выводить происхождение древнейших нарративов о странствиях и приключениях из самих условий жизни первобытных людей [3]. Действительно, практически во всех мифах и преданиях всех народов мира мы находим сказания о путешествиях и подвигах героев.

Многообразие видов и жанров травелога поражает: сказания, легенды, исторические хроники и летописи походов, завоеваний, отчеты экспедиций, путевые записки и дневники, путеводители и справочники, карты-схемы, морские лоции, фантастические путешествия и романы - как повествование о жизненном пути, лирическая поэзия - как травелог души [12; 4]. Двадцатый век по-своему дополнил это множество, породив травелог как travel-blog.

Изучение особенностей строения продуктов травелога обратило внимание на концептуальнокатегориальную структуру (каркас) его [9].

И здесь необходимо вспомнить значительное обогащение исследовательского инструментария, связанное с трудами выдающихся отечественных ученых [5; 6; 7]. Лингвокультурологические исследования ввели важное разграничение категории (понятия) и концепта [5; 7].

Травелог, в этом смысле, сам является, скорее, концептом, нежели категорией (понятием). Об этом говорит сложная структура его, включающая особый коммуникативный, прагматический и семантический аспекты, в существенной степени связанные с чувственно-образной «оболочкой» богатых ассоциативных рядов, в которых и через которые травелог «живет» в мире культуры.

В его структуре занимают важное место такие ключевые концепты, как Путь, Путник, Приключение (Подвиг). Архетипическое и рацио-

нальное в дискурсе травелога: архетипические концепты (Путь, Путник, Приключение и др.) [8; 13].

Весьма перспективно изучение таких аспектов дискурса, как семиотический, лингвистический, праксеологический, кратологический.

Кроме того, необходимо различать также диахронический и синхронический аспекты функционирования дискурса. В диахроническом аспекте травелог как форма субъективно-творческого освоения мира проделал путь от древнего мифологического сознания (легенды и сказания о подвигах мифологических героев, их странствиях и путешествиях) до современного рационально-теоретического (отчеты экспедиций, путеводители, лоции, карты и схемы, методологические и методические исследования и рекомендации) [11].

В синхроническом аспекте травелог как тотальность способа субъективно-творческого освоения мира человеком представлен богатым разнообразием видов и жанров, а с другой стороны - в самой структуре травелога, а тем более -его дискурса, - присутствуют архетипическое, иррационально-мифологическое, фантастическое, рационально-теоретическое (в разных видах и жанрах - в различной пропорции) [10].

В диахроническом «срезе» многообразных видов и жанров травелога отчетливо прослеживается накапливание «слоистой» структуры: над наиболее древними мифопоэтическими и мифологическими слоями исторически наслаиваются все более рационализированные (вплоть до рационально-теоретических конструкций). Наслаивание совершается от эпохи к эпохе и связано с прогрессом самоопределения субъекта творческого освоения мира: выделение индивидуального сознания и самосознания из коллективного; возникновение теоретического конструирования (отделение от мифологического чувственно-образного), а затем и рационально-теоретического - вплоть до научно-теоретического способа освоения внешнего и внутреннего мира [9].

Этот процесс отражается в развертывании жанрового многообразия травелога: от мифологических, фантастических историй о странствиях богов и героев в устных легендах и преданиях (Книга Еноха, Исландские саги, Манас, Калевала,

15

Тропы метода

Рамаяна и Махабхарата, Песнь о Нибелунгах и т. п.) - до первоначальных попыток простейших фиксаций путешествий, нашествий, завоеваний и т. п. перемещений в пространстве и времени (часто «погибающих» под гнетом нерешенных проблем со средствами выражения и передачи смыслов и значений). Параллельно идет процесс выделения и самоопределения индивидуальнопсихологического мира, и осознание человеческой жизнедеятельности как жизненного пути, и формирование особого жанра травелога: от «Бесед разочарованного со своей душой» до «Исповедей» (Августин - Абеляр - Руссо - Толстой), «Годы странствий Вильгельма Мейстера» И. Гете, «Годы странствий» А. Арбузова, Ф. Листа, «Путешествия на край ночи» Ф. Селина и т. п.

«Слоистая» структура ключевых концептов травелога - Путь, Путник, Приключение - выражается в постоянном колебании смысла вокруг некоего ценностно-смыслового ядра, которое, в свою очередь, амбивалентно. Путь - это и движение (В путь!), и направление (Верной дорогой идете, товарищи!), и место в пространстве, где совершается движение (автомобильные и железнодорожные магистрали и морские маршруты), и время, наполненное движением (Пройденный путь, жизненный путь), и мировоззрение («Алмазный Путь», «Восьмеричный путь», «Путь к себе» и т. п.).

Не менее сложен состав концепта Путник -это и Путешественник-первооткрыватель, и Бродяга (Агасфер), и Странник (Пилигрим), Гид (Проводник, Вождь и Полководец), Шпион (Соглядатай), это и Гость, и Сталкер. Это - все мы, люди, бредущие по своему жизненному Пути [8].

Приключение, оно же Подвиг, - важный концепт травелога. В. Янкелевич описал жизнь как приключение (adventure). Приключение (Подвиг) - это всегда выбор («Направо пойдешь.., налево пойдешь...»), герой мифологический в подвигах (Геракл, Тезей) проявляет свои изначально ему присущие свойства, герой литературного травелога (романа) - через подвиги (которые суть непростой выбор) обретает героические свойства.

Нарастание рационально-теоретических способов конструирования выражается в появлении весьма специфических продуктов (жанров) -социальные и социально-политические «утопии»:

изначально конструируется вымышленный мир и путешествие по нему подается как приглашение к соразмышлению (Т. Мор «Книга столь же забавная, сколь и полезная... о наилучшем устройстве общества», Ф. Бэкон «Новая Атлантида», О. Хаксли «Этот дивный новый мир» и др.).

Рационально-теоретическое конструирование достигает апогея в научном творчестве с появлением современного научно-теоретического знания в Новое время. Возникают каноны строгого объективно-достоверного описания движения («Пути») научной мысли в процессе разыскания истины: планы и отчеты научных экспедиций - астрономических (Т. Кук и задание провести астрономические наблюдения), географических (экспедиция капитана Г. Невельского с целью определения: Сахалин - это остров или полуостров?), геологические и палеонтологические (экспедиции И. Ефремова в Эвенкию и пустыню Гоби), планы и отчеты о «ключевых» (Критических) экспериментах (опыт Майкельсона-Морли и т. п.), вплоть до методологической и методической литературы - научающей правильному движению мысли в поисках истины.

В гетерогенной структуре дискурса тра-велога присутствуют компоненты различного происхождения: а) архетипические концепты-категории, иногда называемые «мифологемы» (с неочевидным интуитивным содержанием);

б) мифологические и мифопоэтические образы;

в) рациональные схематизмы (построения, методы и способы развертывания содержания (обоснования) и т. п.); г) рационально-теоретические компоненты (понятия, категории, теории, картины мира) [7; 9].

Отдельного внимания заслуживает соотношение фантастического и действительного в травелоге: в любом, даже самом рациональнотеоретическом научном травелоге неизбежно есть элемент фантастического, связанный с творческой природой человеческого сознания, поскольку травелог был, есть и остается формой (способом) субъективно-творческого освоения мира человеком, освоения в формах человеческой субъективности, активной преобразующей предметной деятельности человека. Этот аспект хорошо просматривается в дискурс-анализе тра-велога - при рассмотрении главных его аспектов:

16

Тропы метода

семиотического (смыслопорождение, означивание и переозначивание жизненного пространства человека), праксеологического (вырабатываются и предлагаются способы и формы жизнедеятельности в процессе движения в пространстве-времени), кратологического (ибо разнообразные формы травелога предписывают, задают индивиду способы означивания и переозначивания мира, формы и способы жизнедеятельности в меняющемся мире, это особенно наглядно происходит в процессе институционализации их: в социально-политических утопиях и манифестах и программах политических движений вначале провозглашаются некие способы жизнедеятельности, а затем они становятся организациями, учреждениями, традициями и обычаями; в картах-схемах и путеводителях рассказывается как, каким способом попасть в Индию, Острова пряностей, остров сокровищ, святые земли, места паломничества и т. п.). Что-то осыпается, как необязательная шелуха, продукт произвола воображения, а что-то оседает как устоявшийся новый элемент (способ) жизнедеятельности людей.

Хорошо прослеживается устойчивая взаимосвязь архетипических концептов Путь (Дорога, Жизнь, Путешествие) - Путник (Странник, Разведчик, Первопроходец, Бродяга) -Приключение (Подвиг, Выбор, Цель), в которых происходит своеобразное «Мерцание смыслов».

Особенное внимание обращает на себя схематизм «выбора» (принятия решений) Путником в ситуации Приключения (Подвига) с возникновением новой ситуации выбора (необходимости принятия решения) - что, в сущности, означает «Дерево решений». В первооснове «Дерева решений» - архетип «Древа жизни» (и смерти). Древо жизни симметрично относительно наличной реальности и положения субъекта - оно уходит «вверх» («Крона»), т. е. «дерево решений», выбора между добром и злом, жизнью и смертью; и оно же уходит «вниз» («Корни», «Ризома») в тьму бессознательного (индивидуального и коллективного - память рода, этноса).

«Крона» - «светлая», рациональная сторона Древа Жизни (Древа Познания), плодоносная сторона («пожинаем плоды выбора»). «Корни» (Ризома) - темная иррациональномифологическая сторона Древа Жизни (Древа Познания): там предтечи, предпосылки, там -

неизреченное (как «еще неизреченное», так и в принципе «неизреченное» как неизрекаемое, глубины мерцания смыслов («Вероятностная теория смыслов»)). Там покоятся непроговоренные и принципиально невыразимые смыслы, прорывающиеся «наверх» в парадоксальных формах вербализации (в идиомы, паремии, притчи, парадоксы). Предположительно, это неизреченное первоначально существует в магических практиках (обрядах, заклинаниях), носящих инстинктивный характер и вплетенных в повседневную жизнедеятельность первобытного социума. В последующем они подвергаются рационализации и осмысленной вербализации, возможно, по схеме фрейдовского вытеснения и замещения травмирующего содержания.

Травелог как форма субъективно-творческого (духовно-практического и предметнопрактического) освоения мира человеком -столь же разнообразен, сколь разнообразны способы и формы освоения мира человеком [12]. В то же время это многообразие пронизано единством принципа процессуальности освоения. Травелог есть явно и неявно выраженное описание, субъективно-творческая фиксация самого процесса освоения мира - начиная с появления феномена наррации (сказовости). Единство многообразных видов и жанров поддерживается единством структуры и схематизмов травелога.

Миф как форма, в которой затем впервые опредмечивается травелог, еще не есть его собственная форма: здесь еще нет разделения мироздания на объективное и субъективное существование, нет наррации. Перемещение в пространстве-времени в архаическом мифе еще не подвергается субъективной рефлексии (нет отделения субъекта движения от процесса, есть отождествление состояний субъекта и внешних событий).

Современный травелог многообразен в том плане, что старые, архаические формы полностью не изжиты, не исчезают. Мифопоэтический и мифологический элементы преобразуются в фантастический компонент любого современного и даже весьма рационализированного травелога: в отчетах географических и геологопалеонтологических и прочих экспедиций, в методологических и методических наставлениях и путеводителях.

17

Тропы метода

В то же время современный травелог канонизирует стремление к достоверности, возможности перекрестной проверки (карта -лоция - словарь - справочник - свидетельства очевидцев - электронная навигация). Даже предельно субъективные травелоги-странствия души в поисках ценностей и смыслов (например, в форме «потока сознания») в гораздо большей степени передают действительные движения души, нежели обобщающие психологические штудии [10; 11].

Травелог в силу своей скрытой или явной процессуальности, тяготения к воспроизведению движения субъекта в пространстве-времени среди других субъектов и объектов, природа которых (суть) открывается во взаимодействии с ними (общении, наблюдении), хорошо соответствует дискурсу, понимаемому как текст и порядок речи, помещенной в ситуацию общения, коммуникации. Дискурс травелога непосредственно воплощает эту вовлеченность сказовости, наррации в процесс взаимодействия, коммуникации и в главных своих аспектах (измерениях) замечательно это демонстрирует.

Смежными травелогу дискурсами выступают литературные жанры - повести и романы (жизненный путь литературного героя), методологическая и методическая литература (путеводитель в дебрях познавательных проблем на пути к истинному знанию), справочноэнциклопедическая литература, в которой тра-велог угасает, как в своей результирующей, где предшествующий богатый событиями и перипетиями (драма идей!) путь угасает в отстоявшемся результате: «таким образом, А=Б». Все учебники чаще всего грешат тем, что снижают и даже элиминируют, поелику возможно, процессуаль-ность (историчность): там, где процессуальность устраняется, снимается или маскируется (путь движения к данному уровню истины), - самые честные в конце обязательно добавляют, что это есть: а) то, что известно нам на сегодня, б) и есть то, что мы оставляем в стороне - различные альтернативы и спорные т. зрения, во что мы не вгрызаемся, как в до сих пор нерешенное и проблематичное. Это последнее обычно оставляется истории науки, популярным экскурсам, биографиям ученых и биографиям идей, вплоть до «паранаучных» экзерсисов.

Процесс семиозиса - означивания всего пространственно-временного континуума, в котором жизнедействует субъект, является универсальной необходимостью человеческого существования. Это есть не что иное, как смысложизненное ориентирование, без которого человек не может существовать как человек (он стремится осознать - что он есть такое и как он к этому пришел, каковы направления движения - к наличию позитивного смысла или отсутствию его, в каких направлениях предпочтительно двигаться, а в каких - нет;). В процессе жизненного пути возрастная психология говорит нам о существовании нескольких обязательных поворотных моментов (возрастных кризисов).

Травелог во внешнем пространстве-времени связан с семиозисом через семиотические машины - наделяющие смыслами и значениями окружающий мир и все явления и процессы в нем. Особенно остро это переживается в описании ранее неведомых миров - географических, человеческих, с которыми сталкивается Путник.

Особый интерес могло бы представить изучение лингвистического аспекта дискурса травелога - как он живет в стихиях различных национальных языков.

Дискурс травелога неизбежно несет в себе гетерогенное праксеологическое начало: осознание и попытки «проговаривания» (артикуляции) первоначальных способов и форм движения в новом непривычном пространстве-времени (предельно авантюрные плавания Колумба в поисках «Индии», многими местами совершенно косноязычное для современников описание путешествия Марко Поло, фантастические и невероятные рассказы о путешествиях Магеллана, Васко да Г амы, описания перелетов через Атлантику Ч. Линдберга и пр., космическиих полетов Юрия Г агарина, Нила Армстронга, и тривиальные «потоки сознания» в блогах и твиттерах массового туризма, вплоть до поездок на Северный полюс, в Антарктиду, до космических туристов и др.). Первоначальные архаические способы передвижения - пешком, на мулах, на оленях, на собаках, на парусниках и т.п - сменяются принципиально новыми, а потому кажущимися фантастическими. От практик авантюрного первооткрывательства, граничащего с безумием, переход к повседневной обыденности совершаемого перемещения внутри целой

18

Тропы метода

глобальной системы и инфраструктуры. Дискурс (речь путешествия, помещаемая в контекст коммуникации) раскрывает эволюцию: от фантастических предположений, основанных на сумасшедших идеях (плыть в Индию на Запад, руководствуясь шарообразностью Земли!) - до тривиального звонка в турфирму с целью бронирования места в транспорте и отеле на другом краю Земли (с обеспечением всего - банковской картой).

Дискурс травелога обогащает человека новыми способами не только перемещения в пространстве-времени (объективном и субъективном), но и новыми способами существования, вплоть до способов смысложизненного ориентирования (повальное увлечение в XIX в. Востоком, восточным образом жизни, восточными духовными и материальными практиками, а сегодня - дауншифтинг).

Становление гражданина мира в дискурсе травелога - способы коммуникации, характер взаимодействия с чужими культурами, врастание в чуждые цивилизации, со всеми диковинными институциями, нормами и ценностями, технологиями существования, «практиками себя».

Дискурс травелога обладает властнораспорядительным ресурсом (кратологический аспект): любая экспедиция предполагает целый комплекс необходимых и совершенно неизбежных мероприятий - определение целей, маршрута, сроков, состава участников, материального и информационного обеспечения, взаимодействия на случай форс-мажора. Современные лоции, карты и справочники содержат предписания, обязательные для выполнения (и предусматривающие различные санкции за их нарушение или неисполнение). Гиды и путеводители специально предписывают Путнику чего-то придерживаться и от чего-либо уклоняться, что-то соблюдать или игнорировать, фиксировать или отбрасывать.

Особенно отчетливо проявляется кратоло-гический (властно-распорядительный) аспект дискурса травелога в системах становящихся и затвердевающих впоследствии социальных институтов - странноприимные дома и приюты, турфирмы и страховые компании, межправительственные соглашения и традиции гостеприимства, распространение и усвоение языков межэтнического, межплеменного, межнационального общения, правила пересечения границ и проходов.

Формируется система норм и правил (как писаных, юридических, на охране которых стоят государства, так и неписанных - опирающихся на авторитет общественного мнения народов), задающая пространство и способы максимально возможного бесконфликтного общения и взаимодействия людей, могущих приобщаться к нормам и ценностям непривычных и даже первоначально чуждых культур.

1. The Cambridge History of English and American Literature in 18 Volumes (1907-21). Vol. 14. The Victorian Age, Part Two // VII. The Literature of Travel, 1700-1900 // http://www. bartleby.com/224/0700.html.

2. Burton Holmes, the «Father of the Travelogue» // http:// www.burtonholmesarchive.com/.

3. On Travelogues // http://www.oldworldwandering.com/ on-the-travelogue/.

4. Носкова В.Б. Травелог души в лирике Ли Бо. // Дискурс травелога. Сб. ст. Екатеринбург, ИМС-ИД. «Дискурс-Пи», 2009. С. 110-119.

5. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997. С. 276-379.

6. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1983. Т. 52, № 1. С. 3-9.

7. «Слово «концепт» в протерминологической функции стало активно употребляться в российской лингвистической литературе с начала 90-х годов; лингвокультурологическое наполнение этой лексемы продолжила статья акад. Д.С. Лихачева, опиравшегося в ней на взгляды С.А. Аскольдова-Алексеева» -справедливо указывает С.Г. Воркачев (Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, - 2001. - № 1. С. 64-72).

8. Дискурс травелога. Сб.статей. Екатеринбург, Ред.:

О.Ф. Русакова, В.М. Русаков. Екатеринбург, ИМС-УрФЮИ, 2009.

9. Русаков В.М. Архетипические категории (концепты) в дискурсе травелога. // Дискурс-Пи: научный журнал. Вып. 10. Екатеринбург, ИД «Дискурс-Пи». 2010. С. 209-210.

10. Русаков В.М. Пути в незнаемое: рационализация иррационального в дискурсе травелога // Дискурсология: Методология. Теория. Практика. Доклады Третьей международной научно-практической конференции. Том 1. Екатеринбург. 2008. С. 53-55.

11. Русаков В.М. Дискурс травелога: словари и справочники как изречение неизреченного // Дискурс-Пи. Дискурс глобальных социокультурных коммуникаций. Вып. 8. Екатеринбург, Ин-т философии и права УрОРАН, 2009.

12. Русаков В.М. Многообразие видов и жанров травело-га // Дискурс-Пи: научный журнал / учредитель Уральское отделение РАН, Институт философии и права. Под ред. О.Ф. Русаковой. Екатеринбург, ИД «Дискурс-Пи», 2013, вып. 11-12. С. 304-306.

13. Русакова О.Ф. Дискурс травелога. // Дискурс-Пи: научный журнал. Екатеринбург, ИД «Дискурс-Пи», вып. 10. С. 204.

14. Русакова О.Ф., Ишменев Е.В. Критический дискурсанализ // Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ. Серия «Дискурсология». Вып. 1. Екатеринбург, ИД «Дискурс-Пи», 2006. С. 39-54.

19

Тропы метода

15. Эткинд А. Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М.: Новое литературное обозрение, 2001.

1. The Cambridge History of English and American Literature in 18 Volumes (1907-21). Vol. 14. The Victorian Age, Part Two // VII. The Literature of Travel, 1700-1900 // http://www. bartleby.com/224/0700.html.

2. Burton Holmes, the «Father of the Travelogue» // http:// www.burtonholmesarchive.com/.

3. On Travelogues // http://www.oldworldwandering.com/ on-the-travelogue/.

4. Noskova V.B. Travelog dushi v lirike Li Bo. // Diskurs traveloga. Sb. st. Ekaterinburg, IMS-ID. «Diskurs-Pi», 2009. S. 110119.

5. Askol’dov S.A. Koncept i slovo // Russkaya slovesnost’. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta. Antologiya. M., 1997. S. 276379.

6. Lixachev D.S. Konceptosfera russkogo yazyka // IAN SLYa. 1983. T. 52, № 1. S. 3-9.

7. «Slovo «koncept» v proterminologicheskoj funkcii stalo aktivno upotreblyat’sya v rossijskoj lingvisticheskoj literature s nachala 90-x godov; lingvokul’turologicheskoe napolnenie e’toj leksemy prodolzhila stat’ya akad. D.S. Lixacheva, opiravshegosya v nej na vzglyady S.A. Askol’dova-Alekseeva» - spravedlivo ukazyvaet S.G. Vorkachev (Vorkachev S.G. Lingvokul’turologiya, yazykovaya lichnost’, koncept: stanovlenie antropocentricheskoj

paradigmy v yazykoznanii // Filologicheskie nauki, - 2001. - № 1. S. 64-72).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Diskurs traveloga. Sb.statej. Ekaterinburg, Red.:

O.F. Rusakova, V.M. Rusakov. Ekaterinburg, IMS-UrFYuI, 2009.

9. Rusakov V.M. Arxetipicheskie kategorii (koncepty) v diskurse traveloga. // Diskurs-Pi: nauchnyj zhurnal. Vyp. 10. Ekaterinburg, ID «Diskurs-Pi». 2010. S. 209-210.

10. Rusakov V.M. Puti v neznaemoe: racionalizaciya irracional’nogo v diskurse traveloga // Diskursologiya: Metodologiya. Teoriya. Praktika. Doklady Tret’ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tom 1. Ekaterinburg. 2008. S. 53-55.

11. Rusakov V.M. Diskurs traveloga: slovari i spravochniki kak izrechenie neizrechennogo // Diskurs-Pi. Diskurs global’nyx sociokul’turnyx kommunikacij. Vyp. 8. Ekaterinburg, In-t filosofii i prava UrORAN, 2009.

12. Rusakov V M. Mnogoobrazie vidov i zhanrov traveloga // Diskurs-Pi: nauchnyj zhurnal / uchreditel’ Ural’skoe otdelenie RAN, Institut filosofii i prava. Pod red. O.F. Rusakovoj. Ekaterinburg, ID «Diskurs-Pi», 2013, vyp. 11-12. S. 304-306.

13. Rusakova O.F. Diskurs traveloga. // Diskurs-Pi: nauchnyj zhurnal. Ekaterinburg, ID «Diskurs-Pi», vyp. 10. S. 204.

14. Rusakova O.F., Ishmenev E.V. Kriticheskij diskurs-analiz // Sovremennye teorii diskursa: mul’tidisciplinarnyj analiz. Seriya «Diskursologiya». Vyp. 1. Ekaterinburg, ID «Diskurs-Pi», 2006. S. 39-54.

15. E’tkind A. Tolkovanie puteshestvij. Rossiya i Amerika v travelogax i intertekstax. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2001.

UDC 1/14

THE METHODOLOGY OF DISCOURSE RESEARCH OF THE TRAVELOGUE

Rusakov Vasily Matveevich,

Institute of international relations,

Chair of philosophy and culture studies, Doctor of philosophical sciences, professor, E-mail: dipi@nm.ru

Rusakova Olga Fredovna,

Russian Academy of Sciences,

Ural branch, Philosophy and Law Institute, Department of philosophy, doctor of political sciences, professor, Ekaterinburg, Russia,

E-mail: rusakova_mail@mail.ru

Annotation

In article the panorama of perspective researches of an ancient and eternally new kind of is subj ective-creative development of a reality - travelogue within the limits of discourse-analysis methodology is presented.

Key words:

travelogue, methodology, a discourse-analysis, categories, concepts.

20

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.