Тропы метода
Ирм
УДК 1/14
МЕТОДОЛОГИЯ ДИСКУРС-ИССЛЕДОВАНИЯ ТРАВЕЛОГА
Русаков Василий Матвеевич,
Институт международных связей, заведующий кафедрой философии и культурологи, доктор философских наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия,
E-mail: [email protected]
Русакова Ольга Фредовна,
Российская академия наук,
Уральское отделение, Институт философии и права, заведующая отделом философии, доктор политических наук, профессор, г. Екатеринбург, Россия,
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье представлена панорама перспективных исследований древнего и вечно нового вида субъективно-творческого освоения реальности - травелога в рамках методологии дискурс-анализа.
Ключевые слова:
травелог, методология, дискурс-анализ, категории, концепты.
Дискурс-анализ обретает права гражданства в российском философском пространстве: термины «дискурс», «дискурс-анализ» и «дискурсивноидеологический комплекс» перестают пугать ревнителей философского терминологического и категориального пуризма [14; 13]. Уже и сам патриарх дискурс-анализа - Т ван Дейк посещает гостеприимную российскую глубинку. И все же некоторые детали отечественного интеллектуального пейзажа мешают употребить глагол совершенного вида.
Лингвокультурологический поворот в современном гуманитарном познании дал богатый материал философско-методологическим исследованиям [6; 7; 5]. К числу «концептов», вы-
зывающих пристальный и небезосновательный интерес, относится «травелог» [8; 13; 15]. Сегодня можно констатировать, что представления о содержании данной категории достаточно ушли от вариантов, представленных в Wikipedia [3]. Но и говорить о раскрытии эвристической ценности изучения ее пока не приходится.
Травелог - или повествование о различных реальных или вымышленных путешествиях в пространстве и времени есть форма субъективно-творческого освоения мира человеком и представлена огромным многообразием видов и жанров.
Прежде всего, перед взором исследователя встает целый материк так называемой
14
Тропы метода
«Литературы путешествий» (The Literature of Travel) [1], и мы узнаем, что термин «травелог» впервые ввел в обращение американский путешественник, фотограф и кинооператор Б. Холмс (Burton Holmes (1870-1958) [2]).
Континент «Литературы путешествий» поистине необозрим. Его изначальные границы упираются в неизреченные глубины мифов, проговариваемые в младенческую пору человечества в многообразных вариантах древних эпических повествований о приключениях и подвигах героев, пережитых и свершенных ими в процессе путешествий и странствий. Стало привычным выводить происхождение древнейших нарративов о странствиях и приключениях из самих условий жизни первобытных людей [3]. Действительно, практически во всех мифах и преданиях всех народов мира мы находим сказания о путешествиях и подвигах героев.
Многообразие видов и жанров травелога поражает: сказания, легенды, исторические хроники и летописи походов, завоеваний, отчеты экспедиций, путевые записки и дневники, путеводители и справочники, карты-схемы, морские лоции, фантастические путешествия и романы - как повествование о жизненном пути, лирическая поэзия - как травелог души [12; 4]. Двадцатый век по-своему дополнил это множество, породив травелог как travel-blog.
Изучение особенностей строения продуктов травелога обратило внимание на концептуальнокатегориальную структуру (каркас) его [9].
И здесь необходимо вспомнить значительное обогащение исследовательского инструментария, связанное с трудами выдающихся отечественных ученых [5; 6; 7]. Лингвокультурологические исследования ввели важное разграничение категории (понятия) и концепта [5; 7].
Травелог, в этом смысле, сам является, скорее, концептом, нежели категорией (понятием). Об этом говорит сложная структура его, включающая особый коммуникативный, прагматический и семантический аспекты, в существенной степени связанные с чувственно-образной «оболочкой» богатых ассоциативных рядов, в которых и через которые травелог «живет» в мире культуры.
В его структуре занимают важное место такие ключевые концепты, как Путь, Путник, Приключение (Подвиг). Архетипическое и рацио-
нальное в дискурсе травелога: архетипические концепты (Путь, Путник, Приключение и др.) [8; 13].
Весьма перспективно изучение таких аспектов дискурса, как семиотический, лингвистический, праксеологический, кратологический.
Кроме того, необходимо различать также диахронический и синхронический аспекты функционирования дискурса. В диахроническом аспекте травелог как форма субъективно-творческого освоения мира проделал путь от древнего мифологического сознания (легенды и сказания о подвигах мифологических героев, их странствиях и путешествиях) до современного рационально-теоретического (отчеты экспедиций, путеводители, лоции, карты и схемы, методологические и методические исследования и рекомендации) [11].
В синхроническом аспекте травелог как тотальность способа субъективно-творческого освоения мира человеком представлен богатым разнообразием видов и жанров, а с другой стороны - в самой структуре травелога, а тем более -его дискурса, - присутствуют архетипическое, иррационально-мифологическое, фантастическое, рационально-теоретическое (в разных видах и жанрах - в различной пропорции) [10].
В диахроническом «срезе» многообразных видов и жанров травелога отчетливо прослеживается накапливание «слоистой» структуры: над наиболее древними мифопоэтическими и мифологическими слоями исторически наслаиваются все более рационализированные (вплоть до рационально-теоретических конструкций). Наслаивание совершается от эпохи к эпохе и связано с прогрессом самоопределения субъекта творческого освоения мира: выделение индивидуального сознания и самосознания из коллективного; возникновение теоретического конструирования (отделение от мифологического чувственно-образного), а затем и рационально-теоретического - вплоть до научно-теоретического способа освоения внешнего и внутреннего мира [9].
Этот процесс отражается в развертывании жанрового многообразия травелога: от мифологических, фантастических историй о странствиях богов и героев в устных легендах и преданиях (Книга Еноха, Исландские саги, Манас, Калевала,
15
Тропы метода
Рамаяна и Махабхарата, Песнь о Нибелунгах и т. п.) - до первоначальных попыток простейших фиксаций путешествий, нашествий, завоеваний и т. п. перемещений в пространстве и времени (часто «погибающих» под гнетом нерешенных проблем со средствами выражения и передачи смыслов и значений). Параллельно идет процесс выделения и самоопределения индивидуальнопсихологического мира, и осознание человеческой жизнедеятельности как жизненного пути, и формирование особого жанра травелога: от «Бесед разочарованного со своей душой» до «Исповедей» (Августин - Абеляр - Руссо - Толстой), «Годы странствий Вильгельма Мейстера» И. Гете, «Годы странствий» А. Арбузова, Ф. Листа, «Путешествия на край ночи» Ф. Селина и т. п.
«Слоистая» структура ключевых концептов травелога - Путь, Путник, Приключение - выражается в постоянном колебании смысла вокруг некоего ценностно-смыслового ядра, которое, в свою очередь, амбивалентно. Путь - это и движение (В путь!), и направление (Верной дорогой идете, товарищи!), и место в пространстве, где совершается движение (автомобильные и железнодорожные магистрали и морские маршруты), и время, наполненное движением (Пройденный путь, жизненный путь), и мировоззрение («Алмазный Путь», «Восьмеричный путь», «Путь к себе» и т. п.).
Не менее сложен состав концепта Путник -это и Путешественник-первооткрыватель, и Бродяга (Агасфер), и Странник (Пилигрим), Гид (Проводник, Вождь и Полководец), Шпион (Соглядатай), это и Гость, и Сталкер. Это - все мы, люди, бредущие по своему жизненному Пути [8].
Приключение, оно же Подвиг, - важный концепт травелога. В. Янкелевич описал жизнь как приключение (adventure). Приключение (Подвиг) - это всегда выбор («Направо пойдешь.., налево пойдешь...»), герой мифологический в подвигах (Геракл, Тезей) проявляет свои изначально ему присущие свойства, герой литературного травелога (романа) - через подвиги (которые суть непростой выбор) обретает героические свойства.
Нарастание рационально-теоретических способов конструирования выражается в появлении весьма специфических продуктов (жанров) -социальные и социально-политические «утопии»:
изначально конструируется вымышленный мир и путешествие по нему подается как приглашение к соразмышлению (Т. Мор «Книга столь же забавная, сколь и полезная... о наилучшем устройстве общества», Ф. Бэкон «Новая Атлантида», О. Хаксли «Этот дивный новый мир» и др.).
Рационально-теоретическое конструирование достигает апогея в научном творчестве с появлением современного научно-теоретического знания в Новое время. Возникают каноны строгого объективно-достоверного описания движения («Пути») научной мысли в процессе разыскания истины: планы и отчеты научных экспедиций - астрономических (Т. Кук и задание провести астрономические наблюдения), географических (экспедиция капитана Г. Невельского с целью определения: Сахалин - это остров или полуостров?), геологические и палеонтологические (экспедиции И. Ефремова в Эвенкию и пустыню Гоби), планы и отчеты о «ключевых» (Критических) экспериментах (опыт Майкельсона-Морли и т. п.), вплоть до методологической и методической литературы - научающей правильному движению мысли в поисках истины.
В гетерогенной структуре дискурса тра-велога присутствуют компоненты различного происхождения: а) архетипические концепты-категории, иногда называемые «мифологемы» (с неочевидным интуитивным содержанием);
б) мифологические и мифопоэтические образы;
в) рациональные схематизмы (построения, методы и способы развертывания содержания (обоснования) и т. п.); г) рационально-теоретические компоненты (понятия, категории, теории, картины мира) [7; 9].
Отдельного внимания заслуживает соотношение фантастического и действительного в травелоге: в любом, даже самом рациональнотеоретическом научном травелоге неизбежно есть элемент фантастического, связанный с творческой природой человеческого сознания, поскольку травелог был, есть и остается формой (способом) субъективно-творческого освоения мира человеком, освоения в формах человеческой субъективности, активной преобразующей предметной деятельности человека. Этот аспект хорошо просматривается в дискурс-анализе тра-велога - при рассмотрении главных его аспектов:
16
Тропы метода
семиотического (смыслопорождение, означивание и переозначивание жизненного пространства человека), праксеологического (вырабатываются и предлагаются способы и формы жизнедеятельности в процессе движения в пространстве-времени), кратологического (ибо разнообразные формы травелога предписывают, задают индивиду способы означивания и переозначивания мира, формы и способы жизнедеятельности в меняющемся мире, это особенно наглядно происходит в процессе институционализации их: в социально-политических утопиях и манифестах и программах политических движений вначале провозглашаются некие способы жизнедеятельности, а затем они становятся организациями, учреждениями, традициями и обычаями; в картах-схемах и путеводителях рассказывается как, каким способом попасть в Индию, Острова пряностей, остров сокровищ, святые земли, места паломничества и т. п.). Что-то осыпается, как необязательная шелуха, продукт произвола воображения, а что-то оседает как устоявшийся новый элемент (способ) жизнедеятельности людей.
Хорошо прослеживается устойчивая взаимосвязь архетипических концептов Путь (Дорога, Жизнь, Путешествие) - Путник (Странник, Разведчик, Первопроходец, Бродяга) -Приключение (Подвиг, Выбор, Цель), в которых происходит своеобразное «Мерцание смыслов».
Особенное внимание обращает на себя схематизм «выбора» (принятия решений) Путником в ситуации Приключения (Подвига) с возникновением новой ситуации выбора (необходимости принятия решения) - что, в сущности, означает «Дерево решений». В первооснове «Дерева решений» - архетип «Древа жизни» (и смерти). Древо жизни симметрично относительно наличной реальности и положения субъекта - оно уходит «вверх» («Крона»), т. е. «дерево решений», выбора между добром и злом, жизнью и смертью; и оно же уходит «вниз» («Корни», «Ризома») в тьму бессознательного (индивидуального и коллективного - память рода, этноса).
«Крона» - «светлая», рациональная сторона Древа Жизни (Древа Познания), плодоносная сторона («пожинаем плоды выбора»). «Корни» (Ризома) - темная иррациональномифологическая сторона Древа Жизни (Древа Познания): там предтечи, предпосылки, там -
неизреченное (как «еще неизреченное», так и в принципе «неизреченное» как неизрекаемое, глубины мерцания смыслов («Вероятностная теория смыслов»)). Там покоятся непроговоренные и принципиально невыразимые смыслы, прорывающиеся «наверх» в парадоксальных формах вербализации (в идиомы, паремии, притчи, парадоксы). Предположительно, это неизреченное первоначально существует в магических практиках (обрядах, заклинаниях), носящих инстинктивный характер и вплетенных в повседневную жизнедеятельность первобытного социума. В последующем они подвергаются рационализации и осмысленной вербализации, возможно, по схеме фрейдовского вытеснения и замещения травмирующего содержания.
Травелог как форма субъективно-творческого (духовно-практического и предметнопрактического) освоения мира человеком -столь же разнообразен, сколь разнообразны способы и формы освоения мира человеком [12]. В то же время это многообразие пронизано единством принципа процессуальности освоения. Травелог есть явно и неявно выраженное описание, субъективно-творческая фиксация самого процесса освоения мира - начиная с появления феномена наррации (сказовости). Единство многообразных видов и жанров поддерживается единством структуры и схематизмов травелога.
Миф как форма, в которой затем впервые опредмечивается травелог, еще не есть его собственная форма: здесь еще нет разделения мироздания на объективное и субъективное существование, нет наррации. Перемещение в пространстве-времени в архаическом мифе еще не подвергается субъективной рефлексии (нет отделения субъекта движения от процесса, есть отождествление состояний субъекта и внешних событий).
Современный травелог многообразен в том плане, что старые, архаические формы полностью не изжиты, не исчезают. Мифопоэтический и мифологический элементы преобразуются в фантастический компонент любого современного и даже весьма рационализированного травелога: в отчетах географических и геологопалеонтологических и прочих экспедиций, в методологических и методических наставлениях и путеводителях.
17
Тропы метода
В то же время современный травелог канонизирует стремление к достоверности, возможности перекрестной проверки (карта -лоция - словарь - справочник - свидетельства очевидцев - электронная навигация). Даже предельно субъективные травелоги-странствия души в поисках ценностей и смыслов (например, в форме «потока сознания») в гораздо большей степени передают действительные движения души, нежели обобщающие психологические штудии [10; 11].
Травелог в силу своей скрытой или явной процессуальности, тяготения к воспроизведению движения субъекта в пространстве-времени среди других субъектов и объектов, природа которых (суть) открывается во взаимодействии с ними (общении, наблюдении), хорошо соответствует дискурсу, понимаемому как текст и порядок речи, помещенной в ситуацию общения, коммуникации. Дискурс травелога непосредственно воплощает эту вовлеченность сказовости, наррации в процесс взаимодействия, коммуникации и в главных своих аспектах (измерениях) замечательно это демонстрирует.
Смежными травелогу дискурсами выступают литературные жанры - повести и романы (жизненный путь литературного героя), методологическая и методическая литература (путеводитель в дебрях познавательных проблем на пути к истинному знанию), справочноэнциклопедическая литература, в которой тра-велог угасает, как в своей результирующей, где предшествующий богатый событиями и перипетиями (драма идей!) путь угасает в отстоявшемся результате: «таким образом, А=Б». Все учебники чаще всего грешат тем, что снижают и даже элиминируют, поелику возможно, процессуаль-ность (историчность): там, где процессуальность устраняется, снимается или маскируется (путь движения к данному уровню истины), - самые честные в конце обязательно добавляют, что это есть: а) то, что известно нам на сегодня, б) и есть то, что мы оставляем в стороне - различные альтернативы и спорные т. зрения, во что мы не вгрызаемся, как в до сих пор нерешенное и проблематичное. Это последнее обычно оставляется истории науки, популярным экскурсам, биографиям ученых и биографиям идей, вплоть до «паранаучных» экзерсисов.
Процесс семиозиса - означивания всего пространственно-временного континуума, в котором жизнедействует субъект, является универсальной необходимостью человеческого существования. Это есть не что иное, как смысложизненное ориентирование, без которого человек не может существовать как человек (он стремится осознать - что он есть такое и как он к этому пришел, каковы направления движения - к наличию позитивного смысла или отсутствию его, в каких направлениях предпочтительно двигаться, а в каких - нет;). В процессе жизненного пути возрастная психология говорит нам о существовании нескольких обязательных поворотных моментов (возрастных кризисов).
Травелог во внешнем пространстве-времени связан с семиозисом через семиотические машины - наделяющие смыслами и значениями окружающий мир и все явления и процессы в нем. Особенно остро это переживается в описании ранее неведомых миров - географических, человеческих, с которыми сталкивается Путник.
Особый интерес могло бы представить изучение лингвистического аспекта дискурса травелога - как он живет в стихиях различных национальных языков.
Дискурс травелога неизбежно несет в себе гетерогенное праксеологическое начало: осознание и попытки «проговаривания» (артикуляции) первоначальных способов и форм движения в новом непривычном пространстве-времени (предельно авантюрные плавания Колумба в поисках «Индии», многими местами совершенно косноязычное для современников описание путешествия Марко Поло, фантастические и невероятные рассказы о путешествиях Магеллана, Васко да Г амы, описания перелетов через Атлантику Ч. Линдберга и пр., космическиих полетов Юрия Г агарина, Нила Армстронга, и тривиальные «потоки сознания» в блогах и твиттерах массового туризма, вплоть до поездок на Северный полюс, в Антарктиду, до космических туристов и др.). Первоначальные архаические способы передвижения - пешком, на мулах, на оленях, на собаках, на парусниках и т.п - сменяются принципиально новыми, а потому кажущимися фантастическими. От практик авантюрного первооткрывательства, граничащего с безумием, переход к повседневной обыденности совершаемого перемещения внутри целой
18
Тропы метода
глобальной системы и инфраструктуры. Дискурс (речь путешествия, помещаемая в контекст коммуникации) раскрывает эволюцию: от фантастических предположений, основанных на сумасшедших идеях (плыть в Индию на Запад, руководствуясь шарообразностью Земли!) - до тривиального звонка в турфирму с целью бронирования места в транспорте и отеле на другом краю Земли (с обеспечением всего - банковской картой).
Дискурс травелога обогащает человека новыми способами не только перемещения в пространстве-времени (объективном и субъективном), но и новыми способами существования, вплоть до способов смысложизненного ориентирования (повальное увлечение в XIX в. Востоком, восточным образом жизни, восточными духовными и материальными практиками, а сегодня - дауншифтинг).
Становление гражданина мира в дискурсе травелога - способы коммуникации, характер взаимодействия с чужими культурами, врастание в чуждые цивилизации, со всеми диковинными институциями, нормами и ценностями, технологиями существования, «практиками себя».
Дискурс травелога обладает властнораспорядительным ресурсом (кратологический аспект): любая экспедиция предполагает целый комплекс необходимых и совершенно неизбежных мероприятий - определение целей, маршрута, сроков, состава участников, материального и информационного обеспечения, взаимодействия на случай форс-мажора. Современные лоции, карты и справочники содержат предписания, обязательные для выполнения (и предусматривающие различные санкции за их нарушение или неисполнение). Гиды и путеводители специально предписывают Путнику чего-то придерживаться и от чего-либо уклоняться, что-то соблюдать или игнорировать, фиксировать или отбрасывать.
Особенно отчетливо проявляется кратоло-гический (властно-распорядительный) аспект дискурса травелога в системах становящихся и затвердевающих впоследствии социальных институтов - странноприимные дома и приюты, турфирмы и страховые компании, межправительственные соглашения и традиции гостеприимства, распространение и усвоение языков межэтнического, межплеменного, межнационального общения, правила пересечения границ и проходов.
Формируется система норм и правил (как писаных, юридических, на охране которых стоят государства, так и неписанных - опирающихся на авторитет общественного мнения народов), задающая пространство и способы максимально возможного бесконфликтного общения и взаимодействия людей, могущих приобщаться к нормам и ценностям непривычных и даже первоначально чуждых культур.
1. The Cambridge History of English and American Literature in 18 Volumes (1907-21). Vol. 14. The Victorian Age, Part Two // VII. The Literature of Travel, 1700-1900 // http://www. bartleby.com/224/0700.html.
2. Burton Holmes, the «Father of the Travelogue» // http:// www.burtonholmesarchive.com/.
3. On Travelogues // http://www.oldworldwandering.com/ on-the-travelogue/.
4. Носкова В.Б. Травелог души в лирике Ли Бо. // Дискурс травелога. Сб. ст. Екатеринбург, ИМС-ИД. «Дискурс-Пи», 2009. С. 110-119.
5. Аскольдов С.А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология. М., 1997. С. 276-379.
6. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // ИАН СЛЯ. 1983. Т. 52, № 1. С. 3-9.
7. «Слово «концепт» в протерминологической функции стало активно употребляться в российской лингвистической литературе с начала 90-х годов; лингвокультурологическое наполнение этой лексемы продолжила статья акад. Д.С. Лихачева, опиравшегося в ней на взгляды С.А. Аскольдова-Алексеева» -справедливо указывает С.Г. Воркачев (Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки, - 2001. - № 1. С. 64-72).
8. Дискурс травелога. Сб.статей. Екатеринбург, Ред.:
О.Ф. Русакова, В.М. Русаков. Екатеринбург, ИМС-УрФЮИ, 2009.
9. Русаков В.М. Архетипические категории (концепты) в дискурсе травелога. // Дискурс-Пи: научный журнал. Вып. 10. Екатеринбург, ИД «Дискурс-Пи». 2010. С. 209-210.
10. Русаков В.М. Пути в незнаемое: рационализация иррационального в дискурсе травелога // Дискурсология: Методология. Теория. Практика. Доклады Третьей международной научно-практической конференции. Том 1. Екатеринбург. 2008. С. 53-55.
11. Русаков В.М. Дискурс травелога: словари и справочники как изречение неизреченного // Дискурс-Пи. Дискурс глобальных социокультурных коммуникаций. Вып. 8. Екатеринбург, Ин-т философии и права УрОРАН, 2009.
12. Русаков В.М. Многообразие видов и жанров травело-га // Дискурс-Пи: научный журнал / учредитель Уральское отделение РАН, Институт философии и права. Под ред. О.Ф. Русаковой. Екатеринбург, ИД «Дискурс-Пи», 2013, вып. 11-12. С. 304-306.
13. Русакова О.Ф. Дискурс травелога. // Дискурс-Пи: научный журнал. Екатеринбург, ИД «Дискурс-Пи», вып. 10. С. 204.
14. Русакова О.Ф., Ишменев Е.В. Критический дискурсанализ // Современные теории дискурса: мультидисциплинарный анализ. Серия «Дискурсология». Вып. 1. Екатеринбург, ИД «Дискурс-Пи», 2006. С. 39-54.
19
Тропы метода
15. Эткинд А. Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М.: Новое литературное обозрение, 2001.
1. The Cambridge History of English and American Literature in 18 Volumes (1907-21). Vol. 14. The Victorian Age, Part Two // VII. The Literature of Travel, 1700-1900 // http://www. bartleby.com/224/0700.html.
2. Burton Holmes, the «Father of the Travelogue» // http:// www.burtonholmesarchive.com/.
3. On Travelogues // http://www.oldworldwandering.com/ on-the-travelogue/.
4. Noskova V.B. Travelog dushi v lirike Li Bo. // Diskurs traveloga. Sb. st. Ekaterinburg, IMS-ID. «Diskurs-Pi», 2009. S. 110119.
5. Askol’dov S.A. Koncept i slovo // Russkaya slovesnost’. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta. Antologiya. M., 1997. S. 276379.
6. Lixachev D.S. Konceptosfera russkogo yazyka // IAN SLYa. 1983. T. 52, № 1. S. 3-9.
7. «Slovo «koncept» v proterminologicheskoj funkcii stalo aktivno upotreblyat’sya v rossijskoj lingvisticheskoj literature s nachala 90-x godov; lingvokul’turologicheskoe napolnenie e’toj leksemy prodolzhila stat’ya akad. D.S. Lixacheva, opiravshegosya v nej na vzglyady S.A. Askol’dova-Alekseeva» - spravedlivo ukazyvaet S.G. Vorkachev (Vorkachev S.G. Lingvokul’turologiya, yazykovaya lichnost’, koncept: stanovlenie antropocentricheskoj
paradigmy v yazykoznanii // Filologicheskie nauki, - 2001. - № 1. S. 64-72).
8. Diskurs traveloga. Sb.statej. Ekaterinburg, Red.:
O.F. Rusakova, V.M. Rusakov. Ekaterinburg, IMS-UrFYuI, 2009.
9. Rusakov V.M. Arxetipicheskie kategorii (koncepty) v diskurse traveloga. // Diskurs-Pi: nauchnyj zhurnal. Vyp. 10. Ekaterinburg, ID «Diskurs-Pi». 2010. S. 209-210.
10. Rusakov V.M. Puti v neznaemoe: racionalizaciya irracional’nogo v diskurse traveloga // Diskursologiya: Metodologiya. Teoriya. Praktika. Doklady Tret’ej mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Tom 1. Ekaterinburg. 2008. S. 53-55.
11. Rusakov V.M. Diskurs traveloga: slovari i spravochniki kak izrechenie neizrechennogo // Diskurs-Pi. Diskurs global’nyx sociokul’turnyx kommunikacij. Vyp. 8. Ekaterinburg, In-t filosofii i prava UrORAN, 2009.
12. Rusakov V M. Mnogoobrazie vidov i zhanrov traveloga // Diskurs-Pi: nauchnyj zhurnal / uchreditel’ Ural’skoe otdelenie RAN, Institut filosofii i prava. Pod red. O.F. Rusakovoj. Ekaterinburg, ID «Diskurs-Pi», 2013, vyp. 11-12. S. 304-306.
13. Rusakova O.F. Diskurs traveloga. // Diskurs-Pi: nauchnyj zhurnal. Ekaterinburg, ID «Diskurs-Pi», vyp. 10. S. 204.
14. Rusakova O.F., Ishmenev E.V. Kriticheskij diskurs-analiz // Sovremennye teorii diskursa: mul’tidisciplinarnyj analiz. Seriya «Diskursologiya». Vyp. 1. Ekaterinburg, ID «Diskurs-Pi», 2006. S. 39-54.
15. E’tkind A. Tolkovanie puteshestvij. Rossiya i Amerika v travelogax i intertekstax. M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2001.
UDC 1/14
THE METHODOLOGY OF DISCOURSE RESEARCH OF THE TRAVELOGUE
Rusakov Vasily Matveevich,
Institute of international relations,
Chair of philosophy and culture studies, Doctor of philosophical sciences, professor, E-mail: [email protected]
Rusakova Olga Fredovna,
Russian Academy of Sciences,
Ural branch, Philosophy and Law Institute, Department of philosophy, doctor of political sciences, professor, Ekaterinburg, Russia,
E-mail: [email protected]
Annotation
In article the panorama of perspective researches of an ancient and eternally new kind of is subj ective-creative development of a reality - travelogue within the limits of discourse-analysis methodology is presented.
Key words:
travelogue, methodology, a discourse-analysis, categories, concepts.
20