Научная статья на тему 'Методология библиографии в схемах и таблицах'

Методология библиографии в схемах и таблицах Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2840
765
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ БИБЛИОГРАФИИ / МЕТОДОЛОГИЯ БИБЛИОГРАФИИ / BIBLIOGRAPHIC THEORY / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рыкова Валентина Викторовна

Представлены основные положения теории и методологии библиографии в схемах и таблицах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Bibliography methodology in schemes and tables

An attempt was made to present main positions of bibliographic theory and methodology in schemes and tables.

Текст научной работы на тему «Методология библиографии в схемах и таблицах»

Библиографоведение -^

УДК 01:001.8 ББК 78.5в

МЕТОДОЛОГИЯ БИБЛИОГРАФИИ В СХЕМАХ И ТАБЛИЦАХ

© В. В. Рыкова, 2014

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук 630200, г. Новосибирск, ул. Восход, 15

Представлены основные положения теории и методологии библиографии в схемах и таблицах. Ключевые слова: теория библиографии, методология библиографии.

An attempt was made to present main positions of bibliographic theory and methodology in schemes and tables.

Key words: bibliographic theory, methodology.

Библиография - один из важнейших компонентов науки и социальных коммуникаций. В начале XXI в. возобновляется интерес ученых к теории и методологии библиографии, что объясняется сложным процессом информатизации общества, использованием новых информационных технологий в практической деятельности. Развитие библиографоведения в новых условиях нашло отражение в монографических работах М. Г. Во-хрышевой, Т. А. Новоженовой, О. П. Коршунова, Т. Ф. Лиховид, В. А. Фокеева и в периодических изданиях и сборниках научных статей [1-6].

Среди многочисленных публикаций особое место занимает диалог А. В. Соколова и В. А. Фоке-ева о библиографической науке, который касается всех основных вопросов теории библиографове-дения: определения понятия «библиография», категорий, принципов и закономерностей библиографической деятельности, концепций и парадигм библиографии [7].

В терминологическом словаре В. А. Фокеева методология библиографоведения определяется как «комплекс методов, парадигм, концепций, подходов, норм, законов, закономерностей, принципов изучения библиографии как библиографического знания, библиографической деятельности библиографического социального института, библиографической культуры» [8].

В данной статье сделана попытка суммировать основные современные теоретико-методологические положения библиографии, кратко представив их в графической форме.

Библиографическая концепция представляет собой способ раскрытия сущности библиографических явлений, конструктивный принцип библио-

графической теории, который воспроизводит библиографию в ее целостности, выражает определенную точку зрения на все ее компоненты. Существование различных интерпретаций основ науки связано со сложностью предмета библиографии и является показателем зрелости библиографове-дения.

Различные библиографические концепции не только конкурируют, но и взаимодополняют друг друга. Основные концепции библиографоведения и этапы развития методологии библиографии представлены в табл. 1, 2.

Методологические установки не являются неизменными, они обусловлены библиографическими парадигмами, которые соответствуют определенным этапам эволюции теории и практики библиографии, представляют исторически сложившиеся системы взглядов, отражающие мировоззрение того или иного периода. По А. В. Соколову в российской библиографии выделяют четыре парадигмы (рис. 1).

М. Г. Вохрышева выделила четыре уровня методологии библиографии (философский, общенаучный, межнаучный, частнонаучный), которые соответствуют специфике используемых методов (рис. 2).

Методологические подходы в библиографове-дении заключаются в рассмотрении предмета исследования через призму общенаучных и частно-научных категорий и понятий (рис. 3).

По В. А. Фокееву библиографический метод представляет собой систему приемов и правил, обеспечивающих возможность оперативного интеллектуального доступа к источникам знания на уровне их идеальных образов (моделей) и ориентировки во всем их многообразии, выбора нужных

Т а б л и ц а 1

Библиографические концепции

Концепция Автор Определение библиографии Объект библиографии Сущностные функции Метасистема Методологическая основа

Системно-- О. П. Кор- Система различных видов Документ Поисковая, Система Метод вос-

деятельност- шунов деятельности (практиче- коммуника- докумен- хождения

ная, инфор- ской, научно-исследова- тивная, оце- тальных от абстрак-

мационно- тельской, учебной, управ- ночная коммуни- тного к кон-

документо- ленческой), обеспечива- каций кретному

графическая ющая функционирование библиографической информации в обществе

Информаци- А. И. Бар- Область научно-практи- Книга как Информаци- Книжное Системно-

онно-книго- сук, ческой деятельности целостное онная дело деятельно-

ведческая Э. К. Бес- (книжного дела), содер- полиграфи- стный,

(книгогра- палова жанием которой являются ческое про- книговед-

фическая, подготовка, передача изведение ческий

неокниго- и организация использо- подходы

ведческая) вания вторичной (свернутой) информации с целью воздействия специфическими для библиографии методами, формами, средствами) на ее распространение и использование в обществе

Информаци- М. Г. Во- Элемент (подсистема) Знак, коди- Упорядоче- Культура, Системно-

онно-культу- хрышева, культуры, предстающий рующий ние инфор- социо- деятельно-

рологическая Н. Б. Зи- как система хранения человече- мационных культур- стный

новьев и трансляции от поколения к поколению, от сообщества к сообществу, от индивида к индивиду человеческих знаний и умений и обеспечивающий сохранение и развитие цивилизации ский опыт массивов ный контекст и информационно-культурологический подходы

Информаци- А. А. Гре- Информационное управ- Книжное Информа- Книжное Единство

онно-управ- чихин ление книжным делом дело или ционное информа- универ-

ленческая (библиографическая дея- книга как управление ционное сального

тельность осуществляет совокуп- (главная); дело метода,

информационное (книж- ность до- сигнальная, общенауч-

ное) управление) кументов и изданий оценочная, рекомендательная (частные) ных и част-нонаучных методов

Идеографи- Н. А. Сля- Метод оперирования Информаци- Методоло- Методо- Системно-

ческая (ин- днева объектами библиографи- онные объ- гическая логия деятельно-

формогра- ческого отражения, т. е. екты (бит стный

фическая) информационными объектами, в качестве которых могут выступать самые разнообразные идеальные и материальные явления: от мыслительного образования в голове человека до бита информации, документа, книги формации, документ, книга и т. д.) и информационный подходы

Окончание табл. 1

Концепция Автор Определение библиографии Объект библиографии Сущностные функции Метасистема Методологическая основа

Ноосферно- В. А. Фо- Компонент социокультур- Текст, пред- Реализация Ноосфера Когнито-

культуроло- кеев ного комплекса докумен- ставляющий интеллекту- графиче-

гическая, тированного знания, ком- собой квант, ального дос- ские, куль-

или знание- муникации и ценностной совокуп- тупа к тес- турологи-

вая, когнито- ориентации в информаци- ность, уни- там (общая); ческие,

логическая онных потоках и масси- версум зна- познавате- социокуль-

вах, реализующий интел- ния льная, ин- турные,

лектуальный доступ формацион- социокому-

к фиксированным источ- но-комму- никацион-

никам информации (тек- никативная, ные, со-

стам, документам, книгам социокуль- циоиститу-

и пр.), отвечающий за турная (вто- циональные

формирование и развитие ростепен- подходы

информационной(книж- ные) и методы

ной, библиографической)

культуры

Т а б л и ц а 2

Этапы развития методологии библиографии

Период Исследователи Развитие методологии

1920-1930-е гг. М. К. Азадовский, И. В. Влади-славлев, Я. П. Гребенщиков, Н. В. Здобнов, М. Н. Куфаев, Н. М. Лисовский, Н. Ю. Улья-нинский, А. Г. Фомин Термины «методы» и «методология» связывались преимущественно с методикой (методологией) библиографирования и составлением библиографических пособий; изучались методологические проблемы соотношения книговедения и библиографии

1948 г. И. Г. Марков Статья И. Г. Маркова «О предмете и методе библиографии» переломная в осознании проблемного поля библиографической методологии: в ней предпринята попытка разграничить библиографическую практику и библиографоведение

1970-1990-е гг. И. Е. Баренбаум, А. И. Барсук, О. П. Коршунов, И. Г. Морген-штерн Осознана необходимость разграничения методов исследования и методов практического «дела», вопросы методологии в отечественном библиографоведении рассматривались в теоретическом разделе и частично - в методическом

Начало XXI в. М. Г. Вохрышева, А. А. Гре-чихин, Т. А. Новоженова, В. А. Фокеев, А. А. Соколов Обосновывается статус библиографического метода как общенаучного. Методология библиографоведения определяется как комплекс методов, парадигм, концепций, подходов, норм, законов, закономерностей, принципов изучения библиографии (библиографического знания), библиографической деятельности библиографического социального института, библиографической культуры

(релевантных, пертинентных) документов, нахождения кратчайших, оптимальных путей оценки информационных ситуаций, определения основных направлений изучения литературы, формирования информационной культуры [4]. Использование данного метода позволяет ученым «конструировать своеобразную библиографическую картину мира». Специфическим проявлением библиографического

метода, с точки зрения А. В. Соколова, являются специальные методы библиографии (рис. 4).

Для современного уровня развития библиографии характерно использование новых научных подходов. Группы методологических подходов, применяющие категории «информация» и «знание», исследователи-библиографы и ссылки на их работы представлены в табл. 3.

XIX - начало XX в. Научно-книговедческая парадигма

Господствовало представление о библиографии как науке, особом самостоятельном или вспомогательном знании о книгах, выражающемся в их описании. Характерно господство жестко-детерминистического стиля мышления. Идеалы научного знания - простота, линейность, полное исключение неопределенности, случайности; стремление установить всюду однозначные

динамические законы

1920-1970-е гг. ХХ в. Вспомогательно-идеологическая парадигма

Библиография рассматривалась как область идейно-воспитательной и научно-вспомогательной деятельности, средство ценностной ориентации в книжном мире, руководство чтением, содействующее социальному управлению, удовлетворению читательских интересов и потребностей, контролируемых партийными и государственными органами

Середина 1970-х гг. ХХ в. - начало XXI а Информационно-деятельностная парадигма

Соответствует неклассической методологии и воспринимает библиографию как область

информационной деятельности, основной общественной функцией которой является целенаправленная передача читателям информации о произведениях печати (документах)

Настоящее время

Постпрото(нео)библиографическая, ноосферно-культурологическая парадигма

Носит постнеклассический характер, личностно ориентирована и развивается в соответствии с принципами и закономерностями синергетики и постнеклассики

Рис. 1. Библиографические парадигмы (по А. В. Соколову [7])

Четыре уровня методологии библиографии

и

Философский Общенаучный Межнаучный Частнонаучный

Философские методы дают главные ориентиры в исследовании библиографической науки и практики: диалектический, системно-деятель-ностный, функциональный, герменевтический и пр. Общенаучные методы, разработанные в фундаментальных науках и применимые во всех областях знания: математический, статистический, психологический, культурологический, моделирования и др. Комплексные (межнаучные) методы характерны для родственных по объекту научных дисциплин, что определяет целесообразность синтеза специально-научных методов Частнонаучная методология, т. е. методы, выработанные в рамках конкретной науки. Библиографоведение располагает собственным частнонаучным методом - библиографическим

Рис. 2. Уровни методологии библиографии (по М. Г. Вохрышевой [1])

Принципы библиографии - это исходные положения библиографической науки и практики, которые носят нормативный характер, являются составной частью методологии научного познания и со-

единяют все элементы теории в единое целое. Система принципов библиографии тесно связана с ее сущностными функциями, обозначенными выше (рис. 5).

Рассматривают эпистемологические основания библиографии через призму научных категорий

Научные подходы

Общенаучные

• Информационный

• Знаниевый (когнитивный)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Системный функциональный 1 Деятельностный

Частнонаучные

• Библиографический

• Библиосемиотический

• Библиосинергетический

• Библиосоциологический

• Библиотипологический

Используются для описания и объяснения отдельных библиографических явлений с точки зрения какой-либо дисциплины применительно к библиографии

Рис. 3. Методологические подходы

Рис. 4. Специфические проявления библиографического метода

Анализ последних публикаций в периодике и материалов Международного библиографического конгресса [31] позволил выделить современные направления исследований в библиографии:

• Национальная библиография.

• Отраслевая библиография.

• Краеведческая библиография.

• История библиографии.

• Библиометрический анализ документальных потоков.

Таким образом, в схематической форме кратко сделан обзор последних исследований в области теории и методологии библиографии. Методология библиографии получила новый импульс развития в начале XXI в. в связи с социальными и технологическими изменениями, повлекшими за собой

Т а б л и ц а 3

Группы методологических подходов, применяющие категории «информация» и «знание»

Подходы Ученые их применяющие

Информационный В. П. Лиров [11], Д. Ю. Теплов [12], И. Г. Моргенштерн [13]

Информационно-системно-деятельно-стный Э. К. Беспалова [14], А. И. Барсук [15], М. Г. Вохрышева [3], А. А. Гре-чихин [16], О. П. Коршунов [17], Ю. М. Тугов [18], Н. А. Сляднева [19]

Информационно-культурологический М. Г. Вохрышева [20], Н. Б. Зиновьева [21], Ю. С. Зубов [22]

Знаниевый (когнитивный) В. П. Леонов [23], А. В. Соколов [24], В. А. Фокеев [25]

Социологический (социоинституцио-нальный) Д. А. Балика [26], Н. А. Рубакин [27], А. М. Ловягин [28]

Семиотический Г. Я. Узилевский [29]

Информационно-синергетический Т. А. Новоженова [3]

Модельный О. П. Коршунов [30]

Рис. 5. Принципы библиографии

формирование новых подходов к практической деятельности библиографов. Осмысление современных реалий требует дальнейшего развития в работах ученых-библиографоведов. В предисловии к монографии ведущего теоретика библиографии В. А. Фо-кеева отмечено, что предполагается выпуск последующих книг автора, посвященных теории и методологии библиографии, новых требований к подготовке кадров [4]. Существует необходимость также в работах по теоретической интерпретации влияния новых электронных технологий на библиографическую деятельность.

Литература

1. Вохрышева М. Г. Теория библиографии : учеб. пособие / Самар. гос. акад. культуры и искусств. - Самара : Изд-во СГАКИ, 2004. - 367 с.

2. Коршунов О. П., Лиховид Т. Ф., Новоженова Т. А. Библиографоведение. Основы теории и методологии : учебник / ред. О. П. Коршунов. - М. : Фаир, 2009. -336 с. - (Специальный издательский проект для библиотек).

3. Новоженова Т. А. Методологические основания общей теории библиографии / Краснодар. гос. ун-т культуры и искусств. - Краснодар : КГУКИ, 2003. -308 с.

4. Фокеев В. А. Библиография: теоретико-методологические основания : учеб. пособие. - СПб. : Профессия, 2006. - 350 с. - (Библиотека).

5. Беспалова Э. К. Суровое полотно действительности и брюссельские кружева теории // Библиография. -2002. - № 2. - С. 3-14.

6. Российское библиографоведение: итоги и перспективы : сб. науч. ст. / сост., науч. ред. и авт. предисл. Т. Ф. Лиховид. - М. : ГРАНД : Фаир пресс, 2006. -681 с.

7. Академические тетради. Вып. 4. Методология библиографии. - Самара, 2005. - 169 с.

8. Вопросы библиографоведения. Вып. 16 : Методологические и теоретические проблемы библиографии в контексте новых информационных технологий. -М. : Пашков дом, 2007. - 175 с.

9. Соколов А. В., Фокеев В. А. Библиографоведение: Terra incognita. Диалог о библиографической науке : науч.-практ. пособие. - М. : Литера, 2010. - 206 с.

10. Фокеев В. А. Библиографическая наука и практика : терминол. слов. - СПБ. : Профессия, 2008. - 269 с.

11. Лиров В. П. Информационный подход к библиографии. Предпосылки и начала // Книговедение. - 1972. -Вып. 2. - С. 33-50.

12. Теплов Д. Ю. Библиографическая (вторичная) информация по технической литературе в СССР : авто-реф. дис. ... д-ра пед. наук. - Л., 1989. - 30 с.

13.Моргенштерн И. Г. О библиографии и информгра-фии // Библиография. - 1995. - № 6. - С. 20-24.

14. Беспалова Э. К. Проблемы и перспективы деятель-ностного подхода к исследованию библиографии // Теоретико-методологические проблемы современного советского библиографоведения. - М., 1981. -С. 41-57.

15. Барсук А. И. Теоретико-методологические проблемы общего библиографоведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1977. - 92 с.

16. Гречихин А. А. Библиографоведение. Теоретико-методологические основы : учеб. пособие. - М. : Изд-во МПИ, 1998. - 92 с.

17. Коршунов О. П. Библиография: теория, методология, методика. - М. : Книга, 1986. - 287 с.

18. Тугов Ю. М. Рекомендательная библиография - объект системного исследования: о структуре рекомендательной библиографии // Советская библиогр. -1970. - № 2. - С. 30-41 ; № 3. - С. 40-45.

19. Сляднева Н. А. Библиография в системе универсума человеческой деятельности: опыт системно-деятель-ностного анализа. - М., 1993. - 226 с.

20. Вохрышева М. Г. Информационная контекстология // Библиотечно-информационная коммуникация в пространстве культуры. - Самара, 2001. - С. 10-17.

21. Зиновьева Н. Б. Библиография в структуре информационной культуры: теоретико-методологическое исследование : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Краснодар, 1998. - 34 с.

22. Зубов Ю. С. Библиотечно-библиографическое управление художественным развитием личности: теоретическое основание : автореф. дис. . д-ра пед. наук. -М., 1988. - 31 с.

23. Леонов В. П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций. - СПб. : БАН, 1995. - 139 с.

24. Соколов А. В. Уровни теоретического обобщения биб-лиотечно-библиографического знания // Социально-информационные проблемы библиотековедения и биб-лиографоведения. - Л., 1986. - С. 10-31.

25. Фокеев В. А. Библиографическое знание: теоретико-методологическое исследование автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1996. - 36 с.

26. Балика Д. А. Библиологическая социология: определение, предмет, методы // Советская библиогр. -1933. - № 2. - С. 96-107

27. Рубакин Н. А. Избранное. В 2 т. Т. 1. - М. : Книга, 1975. - 206 с. - 279 с.

28. Ловягин А. М. Библиологические очерки. - Пг. : Рус. библиол. о-во, 1916. - 41 с.

29. Узилевский Г. Я. Семиотические аспекты библиографирования : автореф. дис. ... канд. пед наук. - М., 1983. - 18 с.

30. Коршунов О. П. О модельном подходе к источникам библиографирования // Советская библиогр. - 1979. -№ 6. - С. 30-33.

31. Труды Международного библиографического конгресса (Санкт-Петербург, 21-23 сентября 2010 г.). -СПб. : РНБ, 2012. - Ч. 1. - 496 с. ; Ч. 2. - 424 с. ; Ч. 3. - 488 с.

Материал поступил в редакцию 06.02.2014 г.

Сведения об авторе: Рыкова Валентина Викторовна - старший научный сотрудник отдела научной библиографии, тел.: (383) 266-10-93, e-mail: onbryk@spsl.nsc.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.