Научная статья на тему 'Методология анализа инновационного потенциала региона по фактору образования'

Методология анализа инновационного потенциала региона по фактору образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
232
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КОМПОНЕНТЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА / ИРЧП / SWOT-АНАЛИЗ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / THE INNOVATIVE CAPACITY / HUMAN CAPITAL / HUMAN CAPITAL COMPONENTS / THE HDI / SWOT-ANALYSIS / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фатхуллина Ляля Закиевна, Шабалтина Лариса Владимировна

Рассматривается составляющая инновационного потенциала человеческий капитал, связь между компонентами человеческого капитала: доходом населения и величиной человеческого капитала. Анализируется связь между компонентами человеческого капитала: индекс дохода, индекс охвата высшим образованием, индекс охвата основным общим образованием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методология анализа инновационного потенциала региона по фактору образования»

УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИЯМИ

УДК 338.2:37.0

Л. З. Фатхуллина, Л. В. Шабалтина

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА ИННОВАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА ПО ФАКТОРУ ОБРАЗОВАНИЯ

Рассматривается составляющая инновационного потенциала - человеческий капитал, связь между компонентами человеческого капитала: доходом населения и величиной человеческого капитала. Анализируется связь между компонентами человеческого капитала: индекс дохода, индекс охвата высшим образованием, индекс охвата основным общим образованием. Инновационный потенциал; человеческий капитал; компоненты человеческого капитала; ИРЧП; SWOT-анализ^, инновационное развитие

Инновационный потенциал региона представляет собой совокупность человеческих, социальных, правовых, материально-технических, информационных и других ресурсов, предназначенных для инновационного развития региона. Его увеличение открывает возможности для развития конкурентоспособности региона. Человек и накопленный им человеческий капитал (ЧК) являются основной составляющей инновационного потенциала. Человеческий капитал выполняет не просто обеспечивающую функцию, а выступает главной креативной силой, так как все рождается именно в сознании людей. Указанная компонента - это совокупность про-инвестированных общественно целесообразных производственных и общечеловеческих навыков, знаний, способностей, которыми владеет человек, которые ему принадлежат, не отделимы от него и практически используются в повседневной жизни [2]. Данная компонента инновационного потенциала оказывает решающее влияние на результат инновационной деятельности.

В экономической научной периодике теория человеческого капитала, в частности, его компонента, связанная с образованием, находит все более разнообразное отражение. Однако проблемы количественной оценки человеческого капитала и его компонентов с учетом специфических особенностей субъектов РФ остаются недостаточно разработанными, например, методология оценки инвестиций в ЧК регионов и страны в целом. Поэтому разработка инструментария для оценки инвестиций в человеческий капитал остается актуальной задачей.

Научная актуальность исследования состоит в том, что определяющим фактором инновационного развития современного общества все в большей мере становится превращение чело-

Контактная информация: (347) 273-19-53

века и его интеллекта в решающий фактор общественного прогресса, возникает такой феномен, как человеческий капитал.

В современных условиях человеческий капитал является одним из основных ресурсов, необходимых для инновационного развития экономики, фундаментом экономического роста за счет научно-технического прогресса.

Человеческий капитал - это капитал в форме знаний, умений и навыков, полученных в процессе образовательной и практической деятельности. Одним из путей формирования человеческого капитала является получение высшего образования, результаты которого используются человеком далее в сфере общественного производства. Концепция человеческого капитала предполагает, что вложения человеком средств в образование производятся на рациональной основе - ради получения больших доходов в будущем.

Возрастание роли человеческого капитала как составляющей инновационного потенциала обуславливает интенсивное, опережающее развитие сферы образования, создание системы «пожизненного образования», способной решать задачи формирования профессиональной элиты, выявления и поддержки наиболее одаренных и талантливых детей и молодежи [2].

Для России, находящейся в процессе становления и развития инновационной экономики, возрастает роль анализа и прогнозирования уровня развития человеческого капитала и механизмов его формирования как по стране в целом, так и по отдельным регионам с учетом их особенностей и различий по экономическим, природно-географическим, социально-демографическим и другим факторам.

Гипотезой данного исследования является наше предположение, что существует связь между компонентами человеческого капитала -индексом дохода (по ВРП) и индексами образо-

вания, в частности, здесь рассматривается связь между индексом дохода (по ВРП) и индексом высшего образования и между индексом основного общего образования и индексом высшего образования.

Рассмотрим Приволжский федеральный округ (ПФО), в разрезе его субъектов, за 20022007 гг. Проанализируем взаимосвязь индекса дохода регионов (по ВРП) и индекса охвата высшим образованием, рассчитанных по методике ИРЧП для субъектов ПФО.

Для удобства последующих расчетов регионы ПФО пронумеруем (табл. 1).

В табл. 2 и 3 приведены рассчитанные индексы дохода регионов (по ВРП) и индекса охвата высшим образованием. Индекс дохода регионов (по ВРП) рассчитывался по курсу доллара с учетом его динамики по анализируемым годам. Индекс охвата высшим образованием рассчитывался следующим образом:

• статистическая выборка количества учащихся вузов по годам и населения в возрасте 2-6 лет, затем рассчитывается индекс учащихся вузов по методике ИРЧП;

• статистическая выборка количества выпускников вузов анализируемого года и населения, имеющего высшее образование, и количества населения старше 15 лет, затем рассчитывается индекс грамотности населения, имеющего высшее образование.

Проранжируем значения индексов (табл. 4, 5).

Таблица 1

Приволжский федеральный округ (ПФО)

Регион Нумерация регионов

Республика Башкортостан Регион 1

Республика Марий Эл Регион 2

Республика Мордовия Регион 3

Республика Татарстан Регион 4

Удмуртская Республика Регион 5

Чувашская Республика Регион 6

Пермский край Регион 7

Кировская область Регион 8

Нижегородская область Регион 9

Оренбургская область Регион 10

Пензенская область Регион 11

Самарская область Регион 12

Саратовская область Регион 13

Ульяновская область Регион 14

Из данных табл. 4 видно, что стабильно лидирующее положение по индексу дохода (по ВРП) занимает Татарстан (4) кроме 2002 года -лидером является Самарская область (12), а последнее место занимает Республика Марий Эл (2), кроме 2004 года - Пензенская область (11).

Таблица 2

Индекс дохода по регионам ПФО (по ВРП)

Регион № Год

региона 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Приволжский федеральный округ 0,451 0,512 0,548 0,577 0,631 0,674

Республика Башкортостан 1 0,445 0,525 0,552 0,581 0,644 0,678

Республика Марий Эл 2 0,340 0,408 0,452 0,465 0,526 0,575

Республика Мордовия 3 0,379 0,443 0,461 0,481 0,543 0,597

Республика Татарстан 4 0,507 0,561 0,604 0,634 0,687 0,732

Удмуртская Республика 5 0,459 0,510 0,525 0,575 0,618 0,661

Чувашская Республика 6 0,365 0,429 0,467 0,488 0,553 0,603

Пермский край 7 0,498 0,443 0,591 0,621 0,663 0,706

Кировская область 8 0,391 0,513 0,476 0,492 0,542 0,584

Нижегородская область 9 0,454 0,497 0,538 0,570 0,624 0,669

Оренбургская область 10 0,435 0,409 0,558 0,591 0,666 0,707

Пензенская область 11 0,366 0,557 0,452 0,485 0,531 0,587

Самарская область 12 0,500 0,562 0,601 0,630 0,678 0,718

Саратовская область 13 0,407 0,471 0,506 0,521 0,567 0,614

Ульяновская область 14 0,390 0,446 0,481 0,507 0,563 0,605

Таблица 3

Индекс охвата высшим образованием

Регион № ре- Год

гиона 2002 2003 2004 2005 200б 2007

Приволжский федеральный округ 0,187 0,218 0,227 0,241 0,249 0,255

Республика Башкортостан 1 0,177 0,204 0,202 0,20б 0,209 0,219

Республика Марий Эл 2 0,153 0,1б9 0,1б9 0,171 0,179 0,187

Республика Мордовия 3 0,233 0,2б 1 0,271 0,27б 0,280 0,27б

Республика Т атарстан 4 0,209 0,281 0,298 0,313 0,320 0,323

Удмуртская Республика 5 0,202 0,217 0,225 0,217 0,229 0,229

Чувашская Республика б 0,22б 0,244 0,251 0,280 0,277 0,283

Пермский край 7 0,154 0,1б4 0,1б8 0,178 0,185 0,191

Кировская область S 0,151 0,183 0,190 0,213 0,21 б 0,219

Нижегородская область 9 0,205 0,244 0,2б 1 0,292 0,313 0,321

Оренбургская область 10 0,155 0,172 0,173 0,189 0,19б 0,203

Пензенская область 11 0,1б7 0,187 0,198 0,21 б 0,227 0,234

Самарская область 12 0,21 б 0,2б8 0,282 0,297 0,300 0,311

Саратовская область 13 0,211 0,224 0,237 0,245 0,250 0,257

Ульяновская область 14 0,158 0,179 0,193 0,205 0,210 0,215

Таблица 4

Индекс дохода по регионам ПФО (по ВРП)

2002 2003 2004 2005 200б 2007

IV 0,451 IV 0,512 IV 0,548 IV 0,577 IV 0,б31 IV 0,б74

4 0,507 12 0,5б2 4 0,б04 4 0,б34 4 0,б87 4 0,732

12 0,5 4 0,5б 1 12 0,б01 12 0,б3 12 0,б79 12 0,718

7 0,498 11 0,557 7 0,591 7 0,б21 7 0,бб8 10 0,707

5 0,459 1 0,525 10 0,558 10 0,591 10 0,бб4 7 0,70б

9 0,454 8 0,513 1 0,552 1 0,581 1 0,б44 1 0,б78

1 0,445 5 0,51 9 0,538 5 0,575 9 0,б2б 9 0,бб9

10 0,435 9 0,497 5 0,525 9 0,57 5 0,б 17 5 0,бб1

13 0,407 13 0,471 13 0,50б 13 0,521 13 0,5б4 13 0,б 14

8 0,391 14 0,44б 14 0,481 14 0,507 14 0,5б2 14 0,б05

14 0,39 3 0,443 8 0,47б 8 0,492 б 0,551 б 0,б03

3 0,379 7 0,443 б 0,4б7 б 0,488 8 0,541 3 0,597

11 0,3бб б 0,429 3 0,4б 1 11 0,485 3 0,539 11 0,587

б 0,3б5 10 0,409 2 0,452 3 0,481 11 0,535 8 0,584

2 0,34 2 0,408 11 0,452 2 0,4б5 2 0,522 2 0,575

По индексу высшего образования (табл. 5) лидирует Республика Татарстан (4), кроме 2002 года - Республика Мордовия (3), аутсайдерами

2002 года являются Кировская область (8), 2003 и 2004 гг. - Пермский край (7), 2005-2007 гг. Республика Марий Эл (2).

Следующим этапом нашего исследования является совместный анализ изменения двух индексов по методике, основанной на SWOT-анализе по субъектам ПФО, в разрезе 20022007 годов. SWOT - это анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз. SWOT-анализ используется для компании, бизнес-

единицы, человека, нации, общества и является необходимым элементом для поиска путей повышения стоимости структуры или личности. Стоимость в этом контексте - это текущая стоимость будущих благ от владения ими. Графические результаты Swot-анализа представлены на рис. 1-6.

Шкала изменения индексов одинакова для всего периода: по индексу дохода (ВРП) общий максимум - 0,740, общий минимум - 0,340; по индексу высшего образования общий максимум - 0,340, общий минимум - 0,150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Т аблица 5

Индекс охвата высшим образованием

2002 2003 2004 2005 2006 2007

IV 0,187 IV 0,218 IV 0,227 IV 0,241 IV 0,249 IV 0,255

3 0,233 4 0,281 4 0,298 4 0,313 4 0,320 4 0,323

6 0,226 12 0,268 12 0,282 12 0,297 9 0,313 9 0,321

12 0,216 3 0,261 3 0,271 9 0,292 12 0,300 12 0,311

13 0,211 6 0,244 9 0,261 6 0,28 3 0,280 6 0,283

4 0,209 9 0,244 6 0,251 3 0,276 6 0,277 3 0,276

9 0,205 13 0,224 13 0,237 13 0,245 13 0,250 13 0,257

5 0,202 5 0,217 5 0,225 5 0,217 5 0,229 11 0,234

1 0,177 1 0,204 1 0,202 11 0,216 11 0,227 5 0,229

11 0,167 11 0,187 11 0,198 8 0,213 8 0,216 1 0,219

14 0,158 8 0,183 14 0,193 1 0,206 14 0,210 8 0,219

10 0,155 14 0,179 8 0,19 14 0,205 1 0,209 14 0,215

7 0,154 10 0,172 10 0,173 10 0,189 10 0,196 10 0,203

2 0,153 2 0,169 2 0,169 7 0,178 7 0,185 7 0,191

8 0,151 7 0,164 7 0,168 2 0,171 2 0,179 2 0,187

Используем разделение факторов по четырем категориям, применяемое в SWOT-анализе:

S - Strengths (Сильные стороны) - ВН (высокий индекс высшего образования);

W - Weaknesses (Слабые стороны) - НН (низкие значения двух индексов);

O - Opportunities (Возможности) - ВВ (возможности инновационного развития на основе развитой ресурсной базы);

T - Threats (Угрозы) - НВ (ограничения по экстенсивном типу развития, сокращение ресурсной базы для инновационного развития).

Индекс дохода (по ВРП» и Индекс высшего образования ПФО, 200? год

ВН ВВ

♦ + 3 12 е * 9 ♦ 13* ж ♦ 11 ♦ НИ* и к, 1 7 ► 1 ♦ ♦ ив

Кодекс дохода (по ВРП) и Индекс высшего одра »овлния ПФО. 2003 год

*НД»1« >пв ВРП.

Рис. 2. Сопоставление индекса дохода (по ВРП) и индекса высшего образования за

2003 год по субъектам ПФО

Кодекс дохода (по ВРП» и Кодекс высшего одра >ования ПФО.

2004 год

ви 3Ф й 9« ВВ + « ♦ 12

13 +

14 5 ♦ f

♦♦

8

НН *2 *10 + HS

0,34- 0,5+ 0,7 +

м мдм» до ю да «по ВРП •

Рис. 1. Сопоставление индекса дохода (по ВРП) и индекса высшего образования за 2002 год по субъектам ПФО

Рис. 3. Сопоставление индекса дохода (по ВРП) и индекса высшего образования за 2004 год по субъектам ПФО

На рис. 1-6 используется следующее разделение квадрантов:

ВН - левый верхний квадрант, высокое значение первого и низкое значение второго индекса;

НН - левый нижний квадрант, низкие значения двух индексов;

НВ - правый нижний квадрант, низкое значение первого и высокое значение второго индексов;

ВВ - правый верхний квадрант, высокие значения двух индексов.

Кодекс дохода (по ВРГЬ и Кодекс высшего обра >ованмя ПФО.

2005 год

ВИ 3 « ♦ 9 ♦ 4 ♦ 12 ВВ

ИИ ♦ 14 ♦5 10 ♦ + 7 ИВ

1 + о. і 0,

кндеюде.о да ІЛ* ВРП)

Рис. 4. Сопоставление индекса дохода (по ВРП) и индекса высшего образования за 2005 год по субъектам ПФО

Кодекс дохода (по ВРП) и Индекс высшего обра >ов«іни.я ПФО. 2006 год

ВИ ^ 4+ ВВ

9 ♦

І 12 2 3>*6

1 13

£ _______________________________________________±____________________________

11 + ♦б

Рис. 5. Сопоставление индекса дохода (по ВРП) и индекса высшего образования за 2006 год по субъектам ПФО

Кодекс дохода (по ВРП> и Кодекс высшего обра *ования ПФО.

2007 год

Рис. 6. Сопоставление индекса дохода (по ВРП) и индекса высшего образования за 2007 год по субъектам ПФО

В 2002 году наблюдается следующее положение субъектов ПФО. Все регионы находятся

в квадранте НН: 1 - Республика Башкортостан;

2 - Республика Марий Эл; 3 - Республика Мордовия; 4 - Республика Татарстан; 5 - Удмуртская Республика; 6 - Чувашская Республика; 7 -Пермский край; 8 - Кировская область; 9 - Нижегородская область; 10 - Оренбургская область; 11 - Пензенская область; 12 - Самарская область; 13 - Саратовская область; 14 - Ульяновская область.

В 2003 году ситуация меняется. В квадрант ВВ переходят регионы Республика Татарстан (4) и Самарская область (12). В квадрант ВН переходит регион (3) Республика Мордовия, а регионы Чувашская Республика (6) и Нижегородская область (9) находятся в переходном положении из квадранта НН в квадрант ВН. В квадранте НВ располагается всего один регион: 11 - Пензенская область. Остальные восемь регионов остаются в квадранте НН.

В 2004 году ситуация продолжает меняться. В квадрант ВВ к регионам 4 и 12 передвигается регион 9 - Нижегородская область. В квадранте ВН находится регион (3) Республика Мордовия, и Чувашская Республика (6), а Саратовская область (13) находится в переходном положении из квадранта НН в квадрант ВН. В квадрант НВ переходят регионы: 1 - Республика Башкортостан; 7 - Пермский край; 10 - Оренбургская область. Регион 11 - Пензенская область ухудшает свои показатели и возвращается в квадрант НН, где теперь находится шесть регионов.

В 2005 году в квадранте НН остаются только четыре региона: 2 - Республика Марий Эл; 8 - Кировская область; 11 - Пензенская область; 14 - Ульяновская область. В квадранте ВВ три региона: Республика Татарстан (4), Нижегородская область (9) и Самарская область (12). В квадранте ВН находятся регионы (3) Республика Мордовия, Чувашская Республика (6) и Саратовская область (13). В квадрант НВ к регионам 1, 7, 10 переходит еще один регион Удмуртская Республика (5).

В 2006 году в квадранте НН остаются два региона: Республика Марий Эл (2) и Пензен-

ская область (11). Квадрант ВН покидают все регионы. В квадрант НВ переходят еще два региона: 1 - Республика Башкортостан; 5 - Уд-

муртская Республика; 7 - Пермский край; 8 -Кировская область; 10 - Оренбургская область; 14 - Ульяновская область. В квадранте ВВ появились еще 3 региона: 3 - Республика Мордовия; 6 - Чувашская Республика; 13 - Саратовская область.

В 2007 году развивается положительная тенденция роста индексов. В квадранте НН нет ни одного региона. Квадрант ВН также пуст. В квадрант НВ переходят еще два региона 2

и 11: 1 - Республика Башкортостан; 2 - Республика Марий Эл; 5 - Удмуртская Республика; 7 -Пермский край; 8 - Кировская область; 10 -Оренбургская область; 11 - Пензенская область; 14 - Ульяновская область. В квадранте ВВ количество регионов сохраняется: 3 - Республика Мордовия; 4 - Республика Татарстан; 6 - Чувашская Республика; 9 - Нижегородская область; 12 - Самарская область; 13 - Саратовская область.

Итак, если в 2002 году квадранту НН соответствовали показатели всех 14 регионов ПФО, то в 2007 году в этом квадранте нет ни одного региона. В 2007 году наблюдается развитие положительной динамики: в квадранте НВ находятся 8 регионов. Стабильное положение наблюдается у регионов 4 - Республика Татарстан, 9 - Нижегородская область и 12 - Самарская область, они показывают высокое значение показателей, соответствующее квадранту ВВ. Высокую тенденцию к росту показывают все регионы ПФО.

В целом по ПФО наблюдается положительная динамика индекса дохода (ВРП) и индекса высшего образования, из года в год значение индексов растет по всем субъектам ПФО, кроме Пензенской области (11), которая резко ухудшила свои показатели по обоим индексам в 2004 году и улучшила их только в 2007 году до уровня квадранта НВ.

Введем представление о том, что формирование и рост инновационного потенциала изменяют тип развития региона.

Экстенсивное развитие в регионе - способ увеличения объемов ВРП за счет роста ресурсных базовых факторов: труда, земли и капитала.

Интенсивное развитие - способ увеличения объемов ВРП за счет изменения рукотворных (качественных) факторов: инноваций, образования. Опишем динамику и типы развития регионов ПФО в соответствии с введенной классификацией за анализируемый период:

• регионы 4 - Республика Татарстан, 9 -Нижегородская область и 12 - Самарская область, постепенный рост по обоим индексам (использование механизмов интенсивного развития);

• у регионов 3 - Республика Мордовия,

6 - Чувашская Республика и 13 - Саратовская область, создана база для интенсивного развития, механизмы ее использования развиты;

• по регионам 11 - Пензенская область, 8 - Кировская область и 14 - Ульяновская область: имеется хорошая база и созданы механизмы для интенсивного развития, т. е. высокий потенциал развития;

• регионы 1 - Республика Башкортостан,

5 - Удмуртская Республика, 7 - Пермский край и 10 - Оренбургская область, имеют высокий потенциал роста, т. е. возможности перехода от экстенсивного типа развития к интенсивному сформированы, но используются в недостаточной степени;

• регионы 2 - Республика Марий Эл, 8 -Кировская область и 14 - Ульяновская область, преобладание экстенсивного типа развития, но с положительной тенденцией по индексу высшего образования;

• регион 11 - Пензенская область демонстрирует тенденции, закрепляющие механизмы преимущественно экстенсивного типа развития.

Углубим анализ ресурсной базы инновационного развития путем сопоставления индекса охвата основным общим образованием и индекса охвата высшим образованием, по годам. В табл. 6 приведены значения индекса охвата основным общим образованием, дополняющие данные расчетов по индексу охвата высшим образованием (табл. 5). Будем рассматривать совместное изменение значений этих индексов в связи с известным положением, где среднее и специальное образование - это необходимая база для высшего образования.

Индекс охвата основным общим образованием рассчитывается следующим образом:

• статистические количество учащихся школ и ссузов по годам, затем статистическое количество населения в возрасте 6-23 лет и рассчитывается индекс совокупной доли учащихся по методике ИРЧП;

• статистическое количество выпускников школ и ССУЗов, в том числе и выпускников анализируемого года, затем статистическое количество населения 15-30 лет и рассчитывается индекс грамотности населения, имеющего среднее и средне-специальное (основное общее) образование.

Рассчитанный индекс основного общего образования приведен в табл. 6. Затем ранжируем рассчитанные индексы субъектов ПФО в порядке убывания. Из табл. 7 видно, что лидером по значениям индекса охвата основным общим образованием являются Республика Башкортостан (1), а аутсайдером является Нижегородская область (9), кроме 2007 года, здесь аутсайдер -Самарская область (12).

Следующим этапом нашего исследования является сопоставительный анализ по регионам по методике SWOT-анализа, аналогичной изложенной выше, по двум индексам образования для субъектов ПФО в разрезе 2002-2007 гг.

Т аблица 6

Индекс охвата основным общим и специальным образованием

Регион № Год

региона 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Приволжский Федеральный округ 0,310 0,343 0,336 0,327 0,319 0,311

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Башкортостан 1 0,335 0,371 0,36 0,351 0,342 0,332

Республика Марий Эл 2 0,323 0,358 0,345 0,332 0,323 0,312

Республика Мордовия 3 0,328 0,367 0,36 0,349 0,337 0,324

Республика Т атарстан 4 0,315 0,344 0,338 0,329 0,317 0,306

Удмуртская Республика 5 0,317 0,349 0,348 0,334 0,333 0,332

Чувашская Республика 6 0,331 0,368 0,358 0,346 0,332 0,315

Пермский край 7 0,311 0,353 0,347 0,341 0,336 0,33

Кировская область 8 0,306 0,345 0,341 0,331 0,316 0,308

Нижегородская область 9 0,283 0,307 0,297 0,290 0,290 0,286

Оренбургская область 10 0,31 0,345 0,338 0,330 0,318 0,307

Пензенская область 11 0,319 0,352 0,343 0,330 0,313 0,310

Самарская область 12 0,284 0,311 0,307 0,299 0,292 0,286

Саратовская область 13 0,301 0,331 0,326 0,318 0,305 0,296

Ульяновская область 14 0,318 0,342 0,338 0,330 0,324 0,322

Т аблица 7

Ранжированный индекс основного общего образования

№ региона Год

2002 2003 2004 2005 2006 2007

1 0,335 1 0,371 1 0,360 1 0,351 1 0,342 1 0,332

6 0,331 6 0,368 3 0,360 3 0,349 3 0,337 5 0,332

3 0,328 3 0,367 6 0,358 6 0,346 7 0,336 7 0,330

2 0,323 2 0,358 5 0,348 7 0,341 5 0,333 3 0,324

11 0,319 7 0,353 7 0,347 5 0,334 6 0,332 14 0,322

14 0,318 11 0,352 2 0,345 2 0,332 14 0,324 6 0,315

5 0,317 5 0,349 11 0,343 8 0,331 2 0,323 2 0,312

4 0,315 8 0,345 8 0,341 10 0,330 10 0,318 11 0,310

7 0,311 10 0,345 4 0,338 11 0,330 4 0,317 8 0,308

10 0,310 4 0,344 10 0,338 14 0,330 8 0,316 10 0,307

8 0,306 14 0,342 14 0,338 4 0,329 11 0,313 4 0,306

13 0,301 13 0,331 13 0,326 13 0,318 13 0,305 13 0,296

12 0,284 12 0,311 12 0,307 12 0,299 12 0,292 9 0,286

9 0,283 9 0,307 9 0,297 9 0,29 9 0,290 12 0,286

Индекс основного общего образования и Индекс высшего образования ПФО. 2002 год

основного о с го оС'рл.оелниа

Рис. 7. Сопоставление индекса охвата основным общим образованием и индекса охвата высшим образованием по субъектам ПФО за 2002 год

Кодекс основного общего образования и Индекс высшего образования ПФО. 2005 год

вн 4 ♦ * ,2* 9* 13 вв

11 14 4 НН 5 Г.* ** >10 ф *7 ив 2

0.28 0.33 0.38

*ид«»№ основного «вщего оСрл.ованкя

Рис. 10. Сопоставление индекса охвата основным общим образованием и индекса охвата высшим образованием по субъектам ПФО за 2005 год

Иодекс основного общего образования и Индекс высшего образования ПФО. 2003 год

ВН + 12 вв 3 ♦

9 НН 0 8 11 *1 14♦ ♦ + ю* + + 2 НВ 7

0.28 033 0.38

инд»>« основного о С го оОра юваннч

Рис. 8. Сопоставление индекса охвата основным общим образованием и индекса охвата высшим образованием по субъектам ПФО за 2003 год

Иодекс основного оощего образования и кодекс высшего образования ПФО. 2006 год

ВН 4ф 9* 12* 13 ♦ ВВ ♦ 6

11 ♦ 5

♦ 8 24

+ 1

10 +

2 + ♦7

НН НВ

0.28 0,33 0,38

иид» IX основного о С ик го оОра.селима

Рис. 11. Сопоставление индекса охвата основным общим образованием и индекса охвата высшим образованием по субъектам ПФО за 2006 год

Иодекс основного общего образования и Индекс высшего образования ПФО. 2004 год

Рис. 9. Сопоставление индекса охвата основным общим образованием и индекса охвата высшим образованием по субъектам ПФО за 2004 год

Рис. 12. Сопоставление индекса охвата основным общим образованием и индекса охвата высшим образованием по субъектам ПФО за 2007 год.

Шкала изменения индексов одинакова для всего периода: по индексу основного общего образования общий максимум - 0,380, общий минимум - 0,280; по индексу высшего образования общий максимум - 0,340, общий минимум - 0,150.

Принцип разделения квадрантов на рис. 712 аналогичен рис. 1-6.

В 2002 году наблюдается следующее положение субъектов ПФО. В квадранте НН располагаются следующие регионы: 2 - Республика Марий Эл; 3 - Республика Мордовия; 4 - Республика Татарстан; 5 - Удмуртская Республика; 7 - Пермский край; 8 - Кировская область; 9 -Нижегородская область; 10 - Оренбургская область; 11 - Пензенская область; 12 - Самарская область; 13 - Саратовская область; 14 - Ульяновская область. В квадранте НВ находятся всего два региона: 1 - Республика Башкортостан;

6 - Чувашская Республика.

В 2003 году положение регионов существенно меняется. В квадранте ВВ находятся два региона 3 - Республика Мордовия и 4 - Республика Татарстан, а регион 6 - Республика Чувашия находится в пограничном положении между квадрантами НВ и ВВ. В квадранте ВН находится Самарская область (12), а Нижегородская область (9) переходит из квадранта НН в квадрант ВН. В квадрант НН перешли остальные девять регионов: 1 - Республика Башкортостан; 2 - Республика Марий Эл; 5 - Удмуртская Республика; 7 - Пермский край; 8 - Кировская область; 10 - Оренбургская область; 11 - Пензенская область; 13 - Саратовская область; 14 -Ульяновская область.

В 2004 году наблюдается следующая расстановка регионов. В квадрант ВВ к регионам

3 - Республика Мордовия и 4 - Республика Татарстан переходит регион 6 - Республика Чувашия. В квадранте ВН к Самарской области (12) присоединяется Нижегородская область (9). В квадрант НН перешли остальные девять регионов: 1 - Республика Башкортостан; 2 - Республика Марий Эл; 5 - Удмуртская Республика;

7 - Пермский край; 8 - Кировская область; 10 -Оренбургская область; 11 - Пензенская область; 14 - Ульяновская область. Регион 13 - Саратовская область, демонстрирует отрицательную динамику показателя и возвращается в квадрант НН.

В 2005 году ситуация меняется. В квадранте ВВ остаются два региона: 3 - Республика Мордовия и 6 - Республика Чувашия. В квадранте ВН находятся регионы: 4 - Республика Татарстан; 9 - Нижегородская область; 12 - Самарская область; 13 - Саратовская область. В по-

граничном положении между квадрантом НН и квадрантом НВ находятся три региона: 10 -Оренбургская область; 11 - Пензенская область; 14 - Ульяновская область. В квадранте НВ располагаются следующие регионы: 1 - Республика Башкортостан; 2 - Республика Марий Эл; 5 -Удмуртская Республика; 7 - Пермский край;

8 - Кировская область.

В 2006 году в квадранте ВВ два региона 3 -Республика Мордовия и 6 - Республика Чувашия. В квадранте ВН находятся регионы: 4 -Республика Татарстан; 9 - Нижегородская область; 12 - Самарская область; 13 - Саратовская область. В квадранте НВ остаются следующие регионы: 1 - Республика Башкортостан; 5 - Удмуртская Республика; 7 - Пермский край. В квадрант НН с отрицательной тенденцией индексов возвращаются регионы: 2 - Республика Марий Эл; 8 - Кировская область; 10 - Оренбургская область; 11 - Пензенская область; 14 -Ульяновская область.

В 2007 году развивается отрицательная тенденция роста индексов. Квадрант ВВ покидают все регионы. Регионы, находящиеся в квадранте НВ, демонстрируют отрицательную тенденцию роста индексов, а регион 7 - Пермский край находится в пограничном положении между квадрантами НВ и НН: 1 - Республика Башкортостан; 5 - Удмуртская Республика. В квадрант ВН добавляются два региона: 3 - Республика Мордовия; 4 - Республика Татарстан; 6 - Чувашская Республика; 9 - Нижегородская область; 12 - Самарская область; 13 - Саратов-

ская область. В квадранте НН расклад сил аналогичен предыдущему году: 2 - Республика Марий Эл; 8 - Кировская область; 10 - Оренбургская область; 11 - Пензенская область; 14 -Ульяновская область.

Итак, если в 2002 году квадранту НН соответствовали показатели 12 регионов ПФО из 14, то в 2007 году в этом квадранте остались 5 регионов: 2, 8, 10, 11 и 14. В 2003 - 2006 гг. в квадранте ВВ присутствуют регионы: 3 - Республика Мордовия, 4 - Республика Татарстан и 6 - Республика Чувашия, в остальные года квадрант пуст. Только в 2002 году квадрант ВН пустует, в остальные года он заполнен регионами. Стабильное положение наблюдается у регионов 1, 5, и 7, значение показателей соответствует квадранту НВ. В целом по ПФО наблюдается отрицательная динамика индекса основного общего образования и положительная динамика индекса высшего образования, значения которых увеличиваются из года в год по всем субъектам ПФО.

Рассмотрим типы развития по исследуемым факторам образования в регионах ПФО:

• Регионы 9 - Нижегородская область и 12 - Самарская область, 13 - Саратовская область, имеется хорошая база и созданы механизмы для интенсивного развития, т. е. высокий потенциал развития по фактору высшего образования;

• Регионы 3 - Республика Мордовия,

4 - Республика Татарстан и 6 - Республика Чувашия, можно констатировать развитость как механизмов роста по ресурсу человеческого капитала, так и механизмов его применения;

• Регионы 1 - Республика Башкортостан,

5 - Удмуртская Республика и 7 - Пермский край, имеют высокий потенциал роста, т. е. возможности перехода от экстенсивного типа развития к интенсивному сформированы, но используются в недостаточной степени;

• Регионы 2 - Республика Марий Эл, 8 -Кировская область, 11 - Пензенская область и 14 - Ульяновская область, преобладание экстенсивного типа развития, но с положительной тенденцией по индексу высшего образования.

Но в целом результаты анализа приводят к неоднозначным выводам, так как можно констатировать закрепление двух отрицательных тенденций в рассматриваемом аспекте проблемы: у регионов, имеющих существенный рост доходов по ВРП, закрепилась тенденция экстенсивного типа развития; развитие ресурсной базы для инновационного развития по фактору образования не сопровождается развитием механизмов использования данного ресурса. Кроме того, пока сопоставление факторов проведено в пределах одного округа ПФО, и необходимо провести дополнительные исследования и полученные результаты сравнить с другими округами и данными по РФ в целом.

ОБ АВТОРАХ

Фатхуллина Ляля Закиевна,

проф., зам. зав. каф. упр. инновациями. Дипл. инж.-экон. по экономике и упр-ю в народн. хоз-ве (УАИ, 1974). Канд. экон. наук (МАИ, 1984). Иссл. в обл. региональн. экономики, страте-гическ. анализа, модернизации экономики.

Шабалтина Лариса Владимировна, асс. той же каф. Дипл. экон.-менеджер по экономике и упр-ю на предприятии (УГАТУ 2007), преп-ль технологии и предпринимательства (СГПА,

1999) Иссл. в обл. человеческ. капитала, составляющей инно-вац. развития.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] (http://www.gks.ru).

2. Бородина Е. Человеческий капитал как основной источник экономического роста // Экономика Украины. 2003. № 7. С. 48-53.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.