Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ЛАНДШАФТА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ'

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ЛАНДШАФТА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / АРХИТЕКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ПРОЕКТ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рзун И.Г., Щербакова О.С.

Статья посвящена моделированию бизнес-процессов компании с целью оптимизации ее работы. В статье рассмотрен алгоритм анализа бизнес-ландшафта компании. Внимание уделено таким методам оценки деятельности как анализ оргструктуры компании, выстраивание стратегических целей и моделирование карты целей. представлена модель бизнес процесса верхнего уровня разбита на три блока и с указанием исполнителя бизнес процессов учитывая организационную структуру компании Рассмотрена процедура построения стратегической карты, выделены положительные аспекты Главным этапом исследования в статье явился анализ бизнес -процессов. В программных комплексах по проектированию и моделированию бизнес-процессов была сформирован модель верхнего уровня с наслоением исполнителей за реализуемые бизнес-процессы. При моделировании использовались такие стандартные модели как «то-be» «as-is». В результате анализа бизнес-процессов определяется позиция для оптимизации и как вариант, предложена модель автоматизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рзун И.Г., Щербакова О.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR ANALYZING THE BUSINESS LANDSCAPE OF A LOGISTICS COMPANY

The article is devoted to modeling the company's business processes in order to optimize its work. In software systems for designing and modeling business processes, a top-level model was formed with a layering of performers for the implemented business processes. When modeling, such standard models as «to-be" "as-is» were used.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ЛАНДШАФТА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ»

строительство дополнительных детских садов, Ростовской области - водоотводных сетей и детских дошкольных учреждений, Тамбовской области - детских дошкольных учреждений. В условиях Удмуртской Республики дополнительное привлечение рабочей силы в сельскую местность возможно при инвестициях в газификацию сельских населенных пунктов, расширение водопроводных и тепловых сетей, а также увеличение числа детских садов.

Заключение

Таким образом, можно выделить два основных направления по закреплению трудоспособного и экономически активного населения на сельских территориях: создание дополнительных или новых рабочих мест, формирование комфортных условий проживания трудящихся. Оптимальное сочетание обозначенных направлений может приблизить к равновесию структурные составляющие баланса трудовых ресурсов даже на муниципальном уровне, насытить аграрную сферу рабочей силой и решить проблему обезлюдения сельских территорий нашей страны.

Источники:

1. Семкин А. Повышение производительности труда на основе инновационного развития, мотивации и совершенствования системы управления АПК // Международный сельскохозяйственный журнал. 2011. № 3. С. 17-18.

2. Уколова А.В., Дашиева Б.Ш. Анализ трудовых ресурсов личных подсобных хозяйств по данным похозяйственного учета // Бухучет в сельском хозяйстве. 2020. N° 9. С. 63-72.

3. Липницкий Т. Импортозамещение как фактор обеспечения экономического развития агропроизводства // АПК: экономика, управление. 2014. № 3. С. 63-67.

4. Бураева Е.В. Влияние качественных характеристик трудовых ресурсов на рост производительности труда // Агропродоволь-ственная политика России. 2015. № 2. С. 46-49.

5. Волкова Ф.М., Немченко В.С., Ягодкина В.Н. и др. Воспроизводство рабочей силы и повышение эффективности использования трудовых ресурсов. М.: МГУ, 1971. 278 с.

6. Хаирбеков А.У., Кибиров Х.Г. Инвестирование в агропромышленное производство на принципах государственно-частного партнерства // Теория и практика мировой науки. 2018. №2. С. 8-12.

7. Аскеров П.Ф., Тетдоев В.В., Струков А.Н., Сидоров А.В. Оценка финансового положения производителей подсолнечного масла в России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2022. № 6(88). С. 55-58.

8. Kagirova M.V., Rodionova O.A., Dumnov A.D. et al. Statistical analysis of differentiation of Russian regions in terms of ensuring intensive import substitution in the livestock sector // Journal of Applied Economic Sciences, 2018, vol. 13, iss. 4, pp. 1069-1080.

9. Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС): [сайт]. - URL: https://www.fedstat.ru/ (дата обращения: 30.06.2022). - Текст: электронный.

10. Федеральная служба государственной статистики (РОССТАТ): [сайт]. - URL: https://rosstat.gov.ru/(дата обращения: 30.06.2022). -Текст: электронный.

EDN: NQNTMI

И.Г. Рзун - к.физ.-мат.н., доцент кафедры информатики и математики, филиал Кубанского государственного университета, Новороссийск, Россия, irarzun@yandex.ru,

I.G. Rzun - candidate of physical and mathematical sciences, associate professor of the department of informatics and mathematics, branch Kuban state university, Novorossiysk, Russia;

О.С. Щербакова - к.э.н., доцент кафедры информатики и математики, филиал Кубанского государственного университета, Новороссийск, Россия, o.s.khlusova@gmail.com,

O.S. Shcherbakova - candidate of economics, associate professor of the department of informatics and mathematics, branch Kuban state university, Novorossiysk, Russia.

МЕТОДОЛОГИЯ АНАЛИЗА БИЗНЕС-ЛАНДШАФТА ЛОГИСТИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ METHODOLOGY FOR ANALYZING THE BUSINESS LANDSCAPE OF A LOGISTICS COMPANY

Аннотация. Статья посвящена моделированию бизнес-процессов компании с целью оптимизации ее работы. В статье рассмотрен алгоритм анализа бизнес-ландшафта компании. Внимание уделено таким методам оценки деятельности как анализ оргструктуры компании, выстраивание стратегических целей и моделирование карты целей. представлена модель бизнес процесса верхнего уровня разбита на три блока и с указанием исполнителя бизнес процессов учитывая организационную структуру компании Рассмотрена процедура построения стратегической карты, выделены положительные аспекты Главным этапом исследования в статье явился анализ бизнес -процессов. В программных комплексах по проектированию и моделированию бизнес-процессов была сформирован модель верхнего уровня с наслоением исполнителей за реализуемые бизнес-процессы. При моделировании использовались такие стандартные модели как «то-be» «as-is». В результате анализа бизнес-процессов определяется позиция для оптимизации и как вариант, предложена модель автоматизации.

Abstract. The article is devoted to modeling the company's business processes in order to optimize its work. In software systems for designing and modeling business processes, a top-level model was formed with a layering of performers for the implemented business processes. When modeling, such standard models as «to-be" "as-is» were used.

Ключевые слова: бизнес-процессы, архитектура предприятия, автоматизация, проект, конкурентные преимущества, логистическая компания, организационная структура.

Keywords: business processes, enterprise architecture, automation, project, competitive advantages, logistics company, organizational structure.

Современные условия, которые сложились в экономике и в политике меняют приоритетные задачи каждого хозяйствующего субъекта и являются актуальным предметом для исследования. Участники рыночных отношений должны быстро сориентироваться в тех бизнес процессах, которые требуют совершенствование или применения процессного управления. Изменения, происходящие в мировой экономике и в российской экономике, не обошли стороной и логистические процессы. Логистика - это сложный процесс, при котором происходит не только перемещение необходимого объема товара из пункта А в пункт Б с выбором оптимального маршрута, но и со сложными задачами организации хранения товара.

Сегодня процесс управления логистическими системами является весьма актуальным так как рынок заметно меняет-

ся в понимании участников и организации бизнес-процессов. Реинжиниринг бизнес процессов при управлении компании является одним из методов который может обеспечить конкурентные преимущества на современном рынке. Процессный подход к анализу бизнес-процессов, происходящих в компании это современный метод управления. К сожалению отечественные компании не используют методы процессного управления в развитии и типизации бизнес процессов. На примере логистической компании «№> спроектируем ее бизнес ландшафт; построим модель бизнес процессов, и рассчитаем анализ рисков управления компаний, используя процессный подход, а также выделим бизнес-процессы верхнего уровня.

Главной целью логистической компании «№>: продолжить наращение объемов грузоперевозок, увеличить число партнеров и клиентов, охватить еще больший сегмент оказываемых услуг на рынке. Состояние финансово-хозяйственной деятельности компании можно оценить, как абсолютно устойчивое (первый тип М (1;1;1)). Анализ, характеризующий вероятность наступления банкротства, по пятифакторной модели Альтмана, модели У. Бивера и модели Таффлера и Тишоу, указывают, что ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе банкротство организации не грозит. Исследуемая компания имеет линейную функциональную организационную структуру. Задача предприятия при исполнении своей деятельности оптимизировать логистический процесс так, чтобы доставить груз в максимально короткие сроки и снизить возникновение рисков задержки или полной потери груза. Главной целью является - получение максимальной прибыли.

Получение прибыли - это главная стратегическая цель компании, но для системности проблем и целей компании необходимо построить стратегическую карту компании. В процессе формирования стратегической карты выявляются стратегические цели и между ними устанавливаются связи формата «причина-следствие».

Рисунок 1 - Карта целей «№>

Следующим этапом после выбора и определения стратегических целей следует этап анализа связей между целями -это и есть стратегическая карта. Проведём анализ и построим стратегическую карту. На рисунке 1 предложена стратегическая карта исследуемой компании.

При построении стратегической карты выделяются следующие положительные аспекты: определяются связь между различными целями, находящимися на разных уровнях, объясняются причины изменений, возникающих в данной системе и взаимное влияние одних целей на другие, и появляется визуализация цели и связи понятных любому уровню управленческой диаграммы компанию.

Таблица 1 - Анализ таблицы инициатив

Перспективы Цели Показатели Динамика Инициативы Ответственное подразделение / сотрудник

2023г 2024г 2025г

1 2 3 4 5 6 7 8

Финансы Процент роста прибыли Прибыльваловая, млн. руб. 10 13,09 20 Анализ конкурентной среды, привлечение новых клиентов Директор

Уменьшить издержки Рентабельность продаж, % 28 35 45 Анализ продаж, рост прибыли Бухгалтерия

Клиенты Повысить лояльность клиентов Индекс лояльности клиентов,% 25 30 35 Внедрение программы лояльности и скидок Директор

Привлечь новых клиентов Количество привлеченных клиентов (вмесяц), % 10 20 30 Привлечение новых участников процесса с помощью ИС (например, сайта или портала компании) Транспортный отдел

Продолжение таблицы

1 2 3 4 5 6 7 8

Обеспечитьопти- Анализ временных факто- Регламентирование процессов. Анализ системы как многока-

мальное время обработки заказов ров (средне время обслуживания заявки) 10 9 7 нальной системы с анализом и расчётами предельных характеристик Логистический отдел

Внутренние бизнес-процессы Повысить качество обслуживани клиентов Процентудовлетворен-ных клиентов, % 38 50 60 Анкетирование всех участников процесса с целью ранжирования данных и работы над ошибками. Транспортерный отдел

Совершенствовать систему с кладскогоучета Грузооборот склада, т 40 45 48 Введение внутреннего и внешнего контроля всех бизнес-процессов, в том числе с внедрением КРГО-технологии Склад

Повысить Число квалифицированных сотрудников, %

Обучение и развитие профессиональный уровень сотрудников 45 60 65 Анализ профессиональных компетенций и обучение Отдел кадров Директор

После построения стратегической карты необходимо произвести анализ целей и установить их целевые значения. Для этого используются такой инструмент как счётная карта. Счётная карта обеспечивает получение информации, о ключевых показателях, которые характеризуют этапы достижения целей

Анализируя данные таблицы 1 можно сделать выводы, что выделенные возможные результаты должны коррелиро-ваться с поставленными целями компании. В таблице учтены инициативы и целевые показатели достижения целей. Иногда при анализе учитывается экологический фактор, что тоже немаловажным является для компании занимающейся логистической деятельностью.

Одним из еще наиболее удобных и эффективных инструментов управления бизнес-целями компании можно назвать модель, разработанную Александром Остервальдером и Ивом Пинье. Канва бизнес-модели состоит из 9 блоков, которые могут быть объединены в 4 группы, каждый из блоков описывает свою часть бизнес-модели организации. Канва имеет эргономичный вид и представляет презентабельно исследуемую компанию. В таблице 2 перечислены наиболее значимые характеристики, но для маркетинговой деятельности рекомендуется компании использовать эту модель для презентации своей деятельности.

Таблица 2 - Модель А. Остервальдера и Ив Пинье

Ключевые партнеры Ключевые виды деятельности Ценностное предложение Взаимоотношения с клиентами Сегмент клиентов

Юридические и физические лица, нуждающиеся в услугах контейнерных перевозок Перевалка контейнеров. Хранение контейнеров. Перевалка и хранение генеральных грузов с сухогрузов, в т.ч. негабаритных. Перевалка грузов. Услуги по креплению-раскреплению контейнеров на палубе судна. Швартовые услуги. Услуги по стоянке судов у причалов. Статус, стоимость; гибкая ценовая политика; адаптивность по каждого клиента. Договорные отношения в рамках выполнения заказа или оказания услуг. Физические и юридические лица. Российские и зарубежные клиенты.

Ключевые ресурсы Каналы сбыта

Персонал. Интеллектуальные ресурсы. Железнодорожный приём услуг. Площади хранения. Ресурсы компании. Реклама, репутация через покупателей.

Структура издержек Потоки поступления доходов

Зарплата сотрудников. Налоги. Реклама. Аренда помещений. Фиксированные и незапланированные затраты. Инвестиционный план компании. Доходы от продажи товаров народного потребления.

Для реализации процесса моделирования бизнес процессов необходимо выделить несколько видов: основные, вспомогательные, управляющая процессы и процессы развития.

Вспомогательные или обеспечивающий бизнес-процессы это те которые создают инфраструктура предприятия то есть те которые необходимы для обеспечения основных процессов. Процесс управления - это бизнес процессы, которые осуществляют управления организацией. На рисунке 2 представлена модель бизнес процесса верхнего уровня разбита на три блока и с указанием исполнителя бизнес процессов учитывая организационную структуру компании. При наслоении бизнес-процессов и исполнителей более детально можно анализировать процесс контроля исполнителей. Это актуально для типизации в дальнейшем бизнес-процессов, протекающих в компании.

Перечисленные бизнес-процессы обеспечивают три основных блока деятельности компании, а именно, основной вид деятельности, обеспечивающий и вспомогательный. Но для моделирования бизнес-процессов компании недостаточно произвести анализ бизнес-процессов верхнего уровня. Необходимо построить детализированную модель «как есть», затем произвести анализ построенной модели и построить модель идеального положения вещей, так называемую модель «как надо».

С помощью нотации ГОЕЕ0 на рисунке 3 построена контекстная диаграмма ветки А0 «Организация процесса учёта товара».

Анализ нотации IDEF0 заключается в следующем. Входящий поток информации (стрелка слева) отражает, например, продукцию от поставщика бумажные накладные от поставщика, бумажные приходные накладные. Справа из функционального блока следует результат деятельности, а именно акта приёмке товара, карточка учёта материалов, товарная накладная по отгруженной продукции. Сверху в нотации учитываются механизмы управления: законодательства, Регламенты работы, инструкции по охране труда. Нижняя стрелка нотации - это ресурсы необходимы для функционирования системы. К ним могут относиться персонал склада оборудования складскую компьютер, транспорт и иные ресурсы компании.

Основные бизнес-процессы

При«») продукции К DtpntHit продукции продукции клиентам Оргтипш) храигняя товара Начал ьник пронимает ва

Обеспечивающие Бизнес-процесс м

Тпничмкм и твхно№гнч*екеэ ^елровождвмие Управление финансами Формирование тр ал спорти ос «кспрлнровлггпс Юридическое сопровождение фимантокм отвел. отдел снабжении ПСЗД9К

Матери ально-твхнич«етев гнчйжгниг Транспортов Бухгалтерское сопровожден MC Формирование огчетвой

а Ii 0 ш 1 и га | £ * > Ж Директор, юридически й отдел, комморчес* ИЙ ШДВЛ

Стратегическое управление Управление и КВеГГМЦИЯЫИ Управление персоналом Экономическая безопасность

Операционное управление Маркетинг и продажи Организационное управление Внутренний контроль

Рисунок 2 - Бизнес-процессы верхнего уровня «N»

Рисунок 3 - Контекстная диаграмма функционирования склада AS-IS (Ramus)

Функционирование логистической системы невозможно без обязательного и чётко регламентированного документооборота.

Бизнес-процесс «Бумажная и электронная накладная от поставщика», «Бумажная и электронная приходная накладная» - это документы, предоставляемый поставщиком, на основании которого выполняется оприходование товара и учет поступающей продукции. «Путевой лист» - документ, применяющийся для ведения учета работы транспортного средства.

«Накладная на отпуск продукции» - документ, свидетельствующий о факте передачи и приема товарно-материальных ценностей.

«Регламент работы», «Инструкции по охране труда», «Законодательство РФ» - это правила, которыми управляется процесс функционирования организации как предприятия со своими внутренними правилами, а также согласно законодательству страны. После описания проводится функциональная декомпозиция - система разбивается на подсистемы, и каждая подсистема описывается отдельно, затем происходит разбивка на более мелкие подсистемы и продолжается до нужной степени подробности. Диаграмма первого уровня представлена на рисунке 5.

Декомпозиция данного подпроцесса приема представлена на рисунке 4. Построим декомпозиционной процесс деятельности склада. Его можно разделить на следующие подпроцессы: принять продукцию, отправить продукцию для хранения, организовать учёт и отпустить продукцию. Все эти бизнес-процессы сопровождаются документооборотом. Документооборот происходит от поставщика к сотруднику склада и сопровождается большим количеством документации, но список документов чётко регламентирован.

Рассмотрим бизнес-процесс «организация процесса учёта товаров (складской учёт)». На этом этапе товар или продукция с сопровождающими документами поступает на склад и должна подвергнутся учёту, проверки качеством с помощью аппарата или возможны взвешивания и анализ состава продукции. На этом этапе также должна происходить сверка бумажной версии документа с электронной если такова прислана была по почте заранее. После сверки и анализа документа с фактом поступившего товара или продукции на выходе подаются акт о приёмке товара. После этого формируется приходный складской ордер о принятии продукции и передачи его на хранение в склад.

Бизнес-процесс «Принять продукцию». Данный подпроцесс отражен на рисунке 6. Данный бизнес-процесс декомпозирован на 4 подпроцесса: сверить приходные документы и накладные, разгрузить и идентифицировать товар, организовать хранение, поставить на складской учёт. Данный бизнес-процесс в силу своей сложности и трудозатратности по времени целесообразно рекомендовать компании автоматизировать. Особенно подпроцесс «идентификация» и «хранение.».

Рисунок 4 - Организационный процесс учета продукции (Ramus)

В функционировании логистической системы необходимо и идентификация средств технических, которые осуществляют функции распределения товаров по нужным позициям, например, нужный контейнер должен занять нужную точку на складе. Следует учесть тот факт, что под понятием склад не следует понимать примитивное помещение с полочками для хранения малогабаритной продукции. Для логистических систем складами являются целые площадки с чётко регламентирующими правилами хранения на них контейнеров.

Рисунок 5 - Декомпозиция функции «Принять продукцию» (Ramus)

Рисунок 6 - Декомпозиция процесса «Отправить продукцию на хранение» (Ramus)

Система учета принятия продукции и постановки на хранение ведется в базе данных в Excel. На выходе формируется карточка учёта товара. Сотруднику приходится, используя навыки работы в программе вручную осуществлять запросы нужного товара, поставленного на учёт.

Проведём анализ бизнес - процесса «Отправить продукцию на склад». Данный этап подразумевает комплектацию продукции в соответствии с данными накладной. Экспедитору, осуществляющему отпуск с путевым листом на собственном транспорте компании. Отправление и формирование товарной накладной на продукцию.

Компанию необходимо рассматривать с позиций организации бизнес-процессов, которые в ней происходят. Управления и оптимизации бизнес процессов и там подходы и методы совершенствования управления и организации деятельности компании. При оптимизации также следует внедрять типизацию бизнес процессов так как часть из них имеют повторяемость во времени в компании, используем диаграмму Исыкавы. В диаграмме на рисунке 8 особое внимание заслуживает фактор «Технология и методы». Этот фактор не был раскрыт в процессе исследования компании. А именно бизнес-процессы, включающие в себя «Технологии и методы» должны быть подвержены типизации для эффективности функционирования логистической системы в целом. Фактор «Технология и методы» не содержит аргументы «Event 1», «Event 2». Не определённые факторы мешают типизации бизнес-процессов верхнего уровня.

Рисунок 7 -Диаграмма Исыкавы (MS Visio)

Используя методологию визуализации язьгк диаграмм IDEF0 смоделируем бизнес-процессы деятельности логистической системы. На рисунке 9 смоделирована функциональная схема в нотации IDEF0 -«Организовать процесс учёта продукции».

По сравнению с диаграммой AS-IS здесь присутствует механизм «Программное обеспечение», «Продукция с RFID-меткой», «Документация о продукции», «Отчёт об остатках».

Рисунок 8 - Организовать процесс учета продукции (Ramus)

Декомпозиция контекстной диаграммы представлена на рисунке 9. В чем отличия от модели AS-IS:

1) к блоку «Принять продукцию» добавляется новый механизм «Программное обеспечение на компьютере», «Мобильный считыватель».

Вход у блока «Отправить продукцию на хранение и провести переучет» теперь «Приходные документы на ПК». Новый механизм «Программное обеспечение», «Стационарный считыватель».

Изменения подпроцесса «Принять продукцию» отражены на рисунке 9, 10.

Рисунок 9 - Организовать процесс учета продукции (Ramus)

Основные отличия от модели AS-IS заключаются в том, что добавился новый механизм выполнения: «Программное обеспечение на компьютере», «Мобильный считыватель».

Также на входе поступает продукция с меткой. Главным недостатком модели «Организация процесса учёта продукции» являлось низкая скорость обработки информации. Необходимость поиска карточек на товар, для составления документов о приходе - расходе товара, вручную.

Рисунок 10 - Диаграмма процесса «Принять продукцию» (Ramus)

Рисунок 11 - Диаграмма процесса «Отправить продукцию на хранение» (Ramus)

Для оптимизации деятельности склада можно рекомендовать применение RFID-технологии мобильными и стационарными считывателями, которые передают и сохраняют информацию через WI-FI сеть в программное обеспечение. Модель разрабатываемой базы данных в дальнейшем может быть интегрирована с RFID-технологией. Это позволит сократить время, необходимое для проведения инвентаризации на складе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источники:

1. Владыкин А.А. Финансовый анализ как инструмент эффективного управления бизнес-процессами в хозяйствующих субъектах /

А.А. Владыкин, Ю.А. Чурсина. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 с.

2. Герами, В. Д. Городская логистика. Грузовые перевозки: учебник для вузов / В. Д. Герами, А. В. Колик. - Москва: Издательство

Юрайт, 2021. - 343 с.

3. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для среднего профессионального образования /

М. Н. Григорьев, В. В. Ткач. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2021. - 507 с.

4. Левкин, Г. Г. Коммерческая логистика: учебное пособие для вузов / Г. Г. Левкин. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Издательство

Юрайт, 2021.

5. Неруш, Ю. М. Транспортная логистика: учебник для вузов / Ю. М. Неруш, С. В. Саркисов. - Москва: Издательство Юрайт, 2021.

6. Попов, А. М. Экономико-математические методы и модели: учебник для вузов / А. М. Попов, В. Н. Сотников ; под общей редакцией А. М. Попова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2021. - 345 с.

EDN: SHQWYY

H.В. Седых - к.э.н., доцент кафедры экономики и финансов, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия, 3791860@mail.ru,

N.V. Sedykh - candidat of economic sciences, associate professor of the department of economics and finance, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia;

И.П. Фоканов - студент, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, foka-nov.igor@mail.ru

I.P. Fokanov - student, Kuban state technological university, Krasnodar, Russia.

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНОЛОГИИ ИСКУСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА PROBLEMS AND PROSPECTS OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGY DEVELOPMENT

Аннотация. Технология искусственного интеллекта в настоящее время является одной их самых передовых и наиболее перспективных. Как показал проведённый анализ, современный бизнес возлагает на технологии искусственного интеллекта большие надежды, поэтому ведущие компании мира активно финансируют разработки с применением данной технологии, внедряя ее в свои бизнес-процессы.

В статье предпринята попытка теоретического исследования понятия «искусственный интеллект», в процессе которого интеллект рассматривается через системный подход в его широком понимании. Рассмотрены существующие варианты применения искусственного интеллекта в секторах экономики и направления вложений в развитие технологий искусственного интеллекта в коммерческой деятельности. Целью исследования является авторское прогнозное предположение вектора развития использования технологий искусственного интеллекта и машинного обучения на основе проблем субъективной оценки данной технологии, рассмотрения существующих вариантов применения искусственного интеллекта и направлений вложений в развитие технологий искусственного интеллекта в бизнесе.

Abstract. Artificial intelligence technology is currently one of the most advanced and most promising. As the analysis showed, modern business has high hopes for artificial intelligence technologies, so the world's leading companies are actively financing developments using this technology, introducing it into their business processes.

The article attempts to theoretically study the concept of «artificial intelligence», in the process of which intelligence is considered through a systematic approach in its broad sense. Theexisting options for the use of artificial intelligence in the sectors of the economy and the direction of investments in the development of artificial intelligence technologies in commercial activities are considered. The purpose of the study is the author's forecast assumption of the vector of development of the use of artificial intelligence and machine learning technologies based on the problems of subjective assessment of this technology, consideration of existing options for the use of artificial intelligence and investments in the development of artificial intelligence technologies in business.

Ключевые слова: искусственный интеллект; коммерческий банк; человеческое мышление; феноменология интеллекта; машинное обучение; большие данные.

Keywords: artificial intelligence; commercial bank; human thinking; phenomenology of intelligence; machine learning; big data.

В современном мире происходят достаточно быстрые глобальные технологические изменения, связанные с внедрением и развитием информационно-коммуникационных технологий[1]. Искусственный интеллект - одна из таких передовых современных технологий, которая может кардинально изменить рынок в будущем. Поэтому данная проблема является актуальной для многих сфер бизнеса и затрагивает государственные интересы.

В результате осмысления перспектив развития данной технологии многие авторы делают выводы, что в научном понимании проблематика искусственного интеллекта связана с распознаванием систем искусственного интеллекта и обычного человеческого мышления.

Искусственный интеллект - это свойства интеллектуальных систем, которые обладают важными способностями человеческого разума, такими как понимание языка, способность общаться, рассуждать, учиться, решать проблемы, действовать, делать выводы и прочее. Ключевой особенностью искусственного интеллекта является его способность решать проблемы с помощью алгоритма, аналогичного алгоритму человеческого мозга.

Основная цель ИИ - научиться понимать человека и давать различные советы на основе анализа полученных данных, сравнения их с результатами других людей и выявления закономерностей, затем воспринимать обратную связь и учиться на основе своих результатов. Разработки в области искусственного интеллекта также используются для анализа больших данных, построения прогнозных моделей и других моделей.

За последний год технологии нейросети вышли на новый уровень, примером является технология GPT-3 от OpenAl.

И воплощение гносеологических характеристик мышления в современных системах не только достаточно успешны. Разрешение проблемы «китайской комнаты» кажется вполне реальным.

К тому же, продолжают проводиться множество исследований, направленных на выявление и понимание феноменологической способности искусственного интеллекта как одного из факторов его существования с использованием различ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.