Научная статья на тему 'Методологическое значение ассоциативного эксперимента К. Юнга в разработке А. Р. Лурии основ реактологической теории аффективного поведения'

Методологическое значение ассоциативного эксперимента К. Юнга в разработке А. Р. Лурии основ реактологической теории аффективного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1976
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ / СТИМУЛ / РЕАКЦИЯ / РЕАКТОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ / СОПРЯЖЕННАЯ МОТОРНАЯ МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипов Ярослав Владимирович

В статье рассматривается ассоциативный эксперимент К. Юнга в разработке А.Р. Лурии: раскрываются основы его реактологической теории аффективного поведения, сопряженного ассоциативно-моторного метода. Показывается методологическое значение разработки А.Р. Лурии, использования специальных знаний по психофизиологии, в частности метода сопряженных моторных реакций, в тактике расследования преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SIGNIFICANCE OF C. JUNGS ASSOCIATION EXPERIMENT IN A.R. LURIAS DEVELOPMENT OF FOUNDATIONS OF REACTOLOGICAL THEORY OF AFFECTIVE BEHAVIOR TO UNCOVER THE TACTICS OF SPECIAL KNOWLEDGE IN THE FIELD OF PSYCHOPHYSIOLOGYIN THE PROCESS OF CRIME INVESTIGATION

The article deals with C. Jungs association experiment developed by A.R. Luria, the foundations of his reactological theory of affective behavior, interconnected associative-motor method being revealed. The author shows methodological significance of A.R. Lurias development, of the special psychophysiology knowledge application, the method of paired motor responses in particular, in the tactics of investigating crimes

Текст научной работы на тему «Методологическое значение ассоциативного эксперимента К. Юнга в разработке А. Р. Лурии основ реактологической теории аффективного поведения»

УДК 343.9+340:159.9.019.4(045)

ОСИПОВ Ярослав Владимирович, адъюнкт кафедры криминалистики Санкт-Петербургского университета МВД России, подполковник юстиции, старший следователь следственной части Следственного управления при УВД по Архангельской области. Автор 5 научных публикаций

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА К. ЮНГА

В РАЗРАБОТКЕ А.Р. ЛУРИИ ОСНОВ РЕАКТОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ АФФЕКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В статье рассматривается ассоциативный эксперимент К. Юнга в разработке А.Р. Лурии: раскрываются основы его реактологической теории аффективного поведения, сопряженного ассоциативно-моторного метода. Показывается методологическое значение разработки А.Р. Лурии, использования специальных знаний по психофизиологии, в частности метода сопряженных моторных реакций, в тактике расследования преступлений.

Ассоциативный эксперимент, эмоционально-психологические комплексы, стимул, реакция, реактологическая теория, сопряженная моторная методика

В процессе развития научного знания, разрастания антропоцентрической парадигмы современной науки ассоциативный эксперимент приобрел методологическое значение для исследований в области нейрофизиологии, нейролингвистики, психологии, психолингвистики и др. Психологический механизм процессов, лежащих в основе ассоциаций, был исследован К. Юнгом, М. Вертгеймером, Д. Кляйном, А.Р. Лурией, А.Н. Леонтьевым и др. Механизм ассоциаций - соотнесение объекта (стимула) с первым пришедшим на ум смыслом (реакцией) - двойственный процесс: с одной стороны, ассоциируя, человек воспроизводит личный опыт, с другой - повторяющийся, типичный, т. е. языковой и социальный

© Осипов Я.В., 2011

опыт. Основатель ассоциативного эксперимента - К.Г. Юнг (1875-1961), швейцарский психолог, психиатр и философ, основатель одного из направлений психоанализа - «аналитической психологии»; в нашей науке советского периода механизм ассоциативного мышления исследовал профессор, академик А.Р. Лурия (1902 -1977), физиолог, психолог, исследователь высших психических функций, мозга, развивший идеи К. Юнга и представивший свою реактологическую теорию аффективного поведения. Эта теория может быть положена в научное методологическое основание тактики в процессе расследования преступлений как база специальных знаний в области психофизиологии.

Ассоциативный эксперимент К. Юнга напрямую связан с тем, что в начале ХХ века метод свободных ассоциаций стал применяться в практике психоанализа как средство для проникновения в подсознательные слои психики человека, в поток ассоциаций, который охватывает сразу обе стороны психики человека -сознательную и бессознательную. В процессе работы К. Юнг понял, что невозможно исследовать изолированные психические процессы и выделил чувственно окрашенные комплексы, которые до этого всегда квалифицировались как неудачи реагирования1. Комплекс у Юнга - это образ определенной психической ситуации, который эмоционально акцентуирован и к тому же несовместим с привычной установкой сознания. Этот образ имеет мощную внутреннюю связанность и слаженность, присущую только ему целостность, относительно высокую автономность, а значит, подлежит контролю сознательного разума лишь в ограниченной степени и проявляет себя как одушевленное постороннее тело в сфере сознания2. Юнг указывал на то, что внешняя ситуация может высвобождать психический процесс, в ходе которого определенные содержания собираются вместе и подготавливаются к действию. Он назвал это «констелляцией» - автоматическим процессом, не контролируемым индивидом, представляющим собой определенные комплексы со своей собственной специфической энергией.

В экстремальной ситуации комплексы провоцируют нарушения ответных реакций, самое частое из которых - задержка времени реагирования. Активный комплекс мгновенно обволакивает нас чарами компульсивного мышления и поведения. Юнг с «достаточной степенью уверенности» предполагал, что комплексы - это «осколки психики», появляющиеся в довольно персонифицированном виде в наших снах, когда отсутствует подавляющее их запрещающее сознание. Их источником часто является травма или эмоциональный шок, который отщепляет часть психики, а также конфликт, при котором индивид не может утвердить целостности своей натуры.

В экспериментальной психологии, и особенно в психопатологии, каждая конкретная экспе-

риментальная процедура не принимает психический процесс непосредственно, но определенное психическое состояние интерполирует между этим процессом и экспериментом, который можно назвать «экспериментальной ситуацией». Эта психическая ситуация может подвергнуть опасности весь эксперимент, ассимилируя не только процесс эксперимента, но и лежащие в его основе цели. Под «ассимиляцией» К. Юнг понимал отношение субъекта, который неверно интерпретирует эксперимент, потому что изначально принимает его за интеллектуальный тест. Такое отношение маскирует процесс, который экспериментатор силится рассмотреть.

В царстве психофизиологических процессов, например сенсорного восприятия или двигательных реакций, когда цель эксперимента явно безобидна, преобладают чисто рефлекторные механизмы, а если и есть ассимиляции, приспособления, то число их незначительно, и явных нарушений эксперимента не наблюдается. В сфере же более сложных психологических процессов психологическая процедура получает неограниченные возможности, с самого начала создающие психологические ситуации, автоматические «констелляции». Констеллированные содержания представляют собой определенные комплексы, обладающие своей собственной специфической энергией. Если рассматриваемый эксперимент является ассоциативным тестом, комплексы будут воздействовать на него, в значительной степени вызывая нарушения реакции или, что реже, скрываясь за определенным типом реакций, который, тем не менее, можно распознать исходя из того, что он больше не соответствует смыслу тестового слова, - отметил К. Юнг3. Образованные субъекты с сильной волей могут посредством вербально-моторных способов замаскировать значимость тестового слова коротким временем реакции, так что слово вообще не достигает их. Но подавляющее большинство субъектов не может предотвратить ущемления комплексов на определенных тестовых словах и раскрашивает их различными симптомами беспокойства, главным из которых является задержка реакции.

Влияние эмоций на течение представлений обычно выступает настолько выпукло, что оно может быть использовано наряду с различными физиологическими показателями в качестве диагностического симптома. Исследования показывают, что аффективные переживания влияют, во-первых, на тип ассоциации: в тех случаях, когда исходное представление не затрагивает эмоциональных переживаний испытуемого, ассоциируются представления предметов, которые обычны в силу их сопринадлежности к одним и тем же типовым ситуациям (стул -стол, чернила - ручка и т.п. - это «объективные ассоциации», по Юнгу). При наличии у испытуемого аффективно-эмоционального переживания его ассоциации отклоняются от этого обычного пути и следуют по другому, не обычному, не типичному пути, ассоциируя те представления, которые в его личном опыте в силу эмоциональных моментов случайно оказались объединенными в единый «комплекс» - совокупность представлений, объединенных аффективно-эмоциональными моментами. Аффективные переживания влияют, во-вторых, на скорость ассоциативных реакций. Замедление нормального для индивида времени ассоциативной реакции более чем в два с половиной раза указывает, как правило, на то, что данные ассоциации затрагивают его аффективно-эмоциональную сферу (абсолютная цифра для аффективной реакции превышает 2,6 сек.).

Аффективно-эмоциональные переживания влияют, в-третьих, на общее поведение, проявляясь в замешательстве и специфических движениях - мимических, пантомимических, речевых. На этом основании и разработана реактологическая теория аффективного поведения А.Р Лурии. Его метод «сопряженных моторных реакций» получил широкую известность. «Течение ассоциативных процессов обусловливается живым опытом личности... и решающую роль в нем могут играть аффективные следы, которые в виде “аффективных комплексов” отложились в личности и часто обусловливают как ее апперцепцию, так и активную ассоциативную деятельность»4.

С 1923 года в Москве, в Институте психологии А.Р Лурия проводил исследования по

выявлению ложных ответов у людей, причастных к совершению различных видов преступлений. Он, как отмечал С.Л. Рубинштейн, выявлял информативные признаки предлагаемых методик и проверял их в реальных условиях раскрытия преступлений. Исследования А.Р Лурии имели большой научный и практический интерес за рубежом. В США даже была издана его книга. К сожалению, ученые, под влиянием некоторых установок советского периода, негативно отнеслись к работе А.Р. Лурии. Так, например, Н. Полянский писал: «Можно не сомневаться, что опыт профессора А. Лурии представляет серьезный научный интерес для психологов. Но их значение, как значение других сходных по заданию экспериментов, в судебноследственном деле более чем сомнительно. Вернее, каких бы ни было практических выводов, с точки зрения их применения при расследовании уголовных дел, сделать нельзя»5. Сам же А.Р. Лурия полагал, что «.в целом ряде случаев экспериментальная диагностика скрываемых личностью содержаний сознания перестает казаться невозможной, а методы такой диагностики не сегодня-завтра смогут войти в повседневную практику. Конечно, прежде всего в этом заинтересована судебная и следственная практика»6.

Задачи экспериментальной диагностики причастности к преступлению сводились к тому, чтобы уметь вызвать искомые аффективные следы и, с другой стороны, уметь их объективно проследить, зафиксировать. Обе задачи осуществлялись в методе ассоциативного эксперимента. Когда испытуемому предъявляется слово, возбуждающее у него то или иное аффективное воспоминание, тот или иной аффективный комплекс, ассоциативный процесс сильно тормозится; испытуемому или приходит в голову сразу много ответных слов, которые путают его обычный ход ассоциаций, или же ничего не приходит в голову, и он долго не может дать требуемой от него ассоциативной реакции. Так обнаруживается нарушенность реакции: появляются признаки возбуждения, заминки, многословие, сама ее форма бывает более примитивной. Такой ассоциативный экс-

перимент устанавливает лишь конечный, выявившийся этап ассоциативного процесса - слово-реакцию. Что же делается в том периоде, когда испытуемый молчит и еще не дает ответа, каковы механизмы, которыми он доходит до ответа, насколько этот процесс является напряженным, аффективно возбужденным?

Обнаружение этих механизмов и является весьма важным, как подчеркнул Лурия, и единственная возможность изучить механику внутренних «скрытых» процессов сводится к тому, чтобы соединить эти скрытые процессы с каким-нибудь одновременно протекающим рядом доступных для непосредственного наблюдения процессов поведения, в которых внутренние закономерности и соотношения находили бы себе отражение7. Лурия устранил недостатки метода чистых ассоциаций: он связал словесный ответ с нажимом руки, например, на кнопку, регистрируемым точным способом. Оказывается, что состояние моторной сферы очень точно отражает нервно-психическое состояние испытуемого и дает объективную характеристику структуры протекающей реакции. Каждое колебание испытуемого, столкновение различно направленных тенденций в его уме, возбуждение, задержка и вытеснение пришедшего в голову ответа - короче, все процессы, недоступные для непосредственного наблюдения, с достаточной резкостью отражаются именно на моторной сфере.

Именно изучение моторной сферы дало возможность поставить исследование аффективных следов совершенно на новые рельсы, придать ему значительно большую степень объективности, чем это было до сих пор, и сильно расширить пределы доступных эксперименту явлений. Моторная реакция, сопряженная с нормальным ассоциативным процессом, протекает обычно совершенно правильно и представляет собою простой правильный нажим; моторика же аффективного процесса всегда дает признаки резкого возбуждения: кривая нажима становится конфликтной, изломанной, покрытой рез-

кими дрожательными движениями. Наличие этих симптомов уже является достаточным признаком аффективности реакции8.

Изучение моторной сферы, полагал Лурия, дает возможность непосредственно судить о степени аффективности самого ассоциативного процесса, а следовательно, и о том, насколько резкие аффективные следы возбуждаются в психике испытуемого данным словом-раздражителем. Его моторная методика преодолела недостаток простого ассоциативного эксперимента: она объективно обнаруживала, является ли данная словесная реакция первой пришедшей в голову или же до нее были другие, задержанные, оттесненные звенья. Оказывается, задача «нажимать пальцем» одновременно с речевым ответом так закрепляется у испытуемого, что даже с пришедшим в голову, хотя и невысказанным ответом связывается легкий моторный нажим. Именно благодаря этому уже наличие на линии моторики легкого нажима, затем заторможенного, с полной объективностью говорит о наличии скрытого, невыявленно-го ассоциативного звена.

С введением сопряженного ассоциативномоторного метода А.Р. Лурии (испытуемый должен одновременно со словесным ответом делать движения двумя руками, например нажимать двумя указательными пальцами на два телеграфных ключа) диагностика аффективных следов встает на путь значительно большей точности и объективности9; становится возможным за выявленной словесной реакцией наблюдать лежащие в ее основе механизмы, оценивать степень напряженности, возбужденности, нарушенности, а следовательно, и степень аффективности проходящего перед нами процесса. «Сопряженная моторная методика» делает возможным анализ двигательной координации и позволяет существенно расширить возможности диагностики аффективных реакций не только подследственных, но и свидетелей в процессе расследования преступлений.

Примечания

1 Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2008. С. 198.

2 Юнг К. Обзор теории комплексов // Собр. публикаций. СПб., 2009. С. 245.

3 Там же. С. 248.

4 Лурия А.Р. Природа человеческих конфликтов. М., 2005. С. 132.

5 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2000. С. 218.

6 Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций. МГУ, 1996. С. 271.

7 Он же. Природа человеческих конфликтов. С. 130-132.

8 Там же. С. 137-140.

9 Синицын А.В. Конституционные гарантии права подсудимого на защиту при оглашении показаний свидетеля в суде, данных в ходе предварительного расследования // Вестн. Помор. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. 2010. N° 1.

Osipov Yaroslav

METHODOLOGICAL SIGNIFICANCE OF C. JUNG’S ASSOCIATION EXPERIMENT IN A.R. LURIA’S DEVELOPMENT OF FOUNDATIONS OF REACTOLOGICAL THEORY OF AFFECTIVE BEHAVIOR

The article deals with C. Jung’s association experiment developed by A.R. Luria, the foundations of his reactological theory of affective behavior, interconnected associative-motor method being revealed. The author shows methodological significance of A.R. Luria’s development, of the special psychophysiology knowledge application, the method of paired motor responses in particular, in the tactics of investigating crimes

Контактная информация: е-mail: yaroslav.osipoff@mail.ru

Рецензент - Чертова Н.А., доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права, декан юридического факультета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.