Научная статья на тему 'Методологическое обеспечение и организация междисциплинарных исследований в сфере образования в современной Франции'

Методологическое обеспечение и организация междисциплинарных исследований в сфере образования в современной Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
672
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследования в сфере инклюзивного образования / междисциплинарный проект / методология исследования / традиционные и инновационные методы / экологический и динамический подходы. / research in the field of inclusive education / interdisciplinary project / research methodology / traditional and innovative research methods / ecological and dynamic approaches.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудко С. А.

Введение. В настоящее время во Франции особое внимание уделяется вопросам социальной и образовательной инклюзии, а подавляющее большинство междисциплинарных исследований в сфере образования связано с проблематикой обучения, адаптации, профессиональной подготовки и доступности образования для наиболее уязвимых групп населения: инвалидов, иммигрантов, людей третьего возраста и т. д. Исследования проводятся в форме проектов и характеризуются тесным взаимодействием между частным и государственным секторами. Это касается как организации, так и финансирования междисциплинарных проектов. В данном контексте междисциплинарный подход имеет свое методологическое, теоретическое и технологическое обеспечение, которое представлено на примере проектов, осуществляемых на базе научно-исследовательского института проблем инвалидности INS HEA и университета Монпелье I. Цель статьи: представить опыт Франции в области организации, методологического обеспечения и финансирования междисциплинарных исследований в сфере инклюзивного образования. Методы исследования: системно-структурный анализ, работа с документами, обобщение, интерпретация. Результаты. В статье охарактеризованы основные направления междисциплинарных исследований в сфере инклюзивного образования, выявлены и сформулированы организационные и теоретико-методологические подходы к проведению междисциплинарных проектов, а также представлены основные каналы их финансирования. Заключение. Современная организация исследований в сфере образования во Франции вписывается в рамки стратегической программы по науке, технологиям и инновациям и связывается с необходимостью повышения эффективности научно-исследовательской деятельности и развитием участия в исследовательском процессе специалистов и профессионалов-практиков всех смежных областей знания. В процессе исследовательского поиска используются традиционные и инновационные методики. Происходит синтез методов и наработок смежных социальных и гуманитарных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудко С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL SUPPORT AND ORGANIZATION OF INTERDISCIPLINARY RESEARCHES IN THE FIELD OF EDUCATION IN MODERN FRANCE

Introduction. At present, in France special attention is paid to social and educational inclusion, and the vast majority of interdisciplinary research in the field of education is related to the problems of education, adaptation, training and access to education for the most vulnerable groups: disabled people, immigrants, people of the third age etc. The studies are conducted in the form of projects and are characterized by close interaction between the private and public sectors. This concerns both organization and financing of interdisciplinary projects. In this context, an interdisciplinary approach to research in the field of education has its own methodological, theoretical and technological support which is represented by the example of projects carried out on the basis of the INS HEA Research Institute for Invalidity Problems and the University of Montpellier I. Purpose of the article: to present the experience of France in the field of organization, methodological support and financing of interdisciplinary research in the field of inclusive education. Methods: system-structural analysis, work with documents, generalization, interpretation. Results. The article outlines the main directions of interdisciplinary research in the field of inclusive education. The organizational, theoretical and methodological approaches to conducting interdisciplinary projects, as well as the main channels for their financing are identified and formulated in the paper. Conclusions. The modern organization of research in education in France fits into the framework of the strategic program on science, technology and innovation and is associated with the need to improve the efficiency of research and development and the participation of specialists and practitioners of all related fields of knowledge in the research process. In the process of research, traditional and innovative methods are used., as well as developments in related social and humanitarian disciplines. The synthesis of methods and developments of related social and humanitarian disciplines takes place.

Текст научной работы на тему «Методологическое обеспечение и организация междисциплинарных исследований в сфере образования в современной Франции»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПАРАТИВИСТИКА

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦИИ

Введение. В настоящее время во Франции особое внимание уделяется вопросам социальной и образовательной инклюзии, а подавляющее большинство междисциплинарных исследований в сфере образования связано с проблематикой обучения, адаптации, профессиональной подготовки и доступности образования для наиболее уязвимых групп населения: инвалидов, иммигрантов, людей третьего возраста и т.д. Исследования проводятся в форме проектов и характеризуются тесным взаимодействием между частным и государственным секторами. Это касается как организации, так и финансирования междисциплинарных проектов. В данном контексте междисциплинарный подход имеет свое методологическое, теоретическое и технологическое обеспечение, которое представлено на примере проектов, осуществляемых на базе научно-исследовательского института проблем инвалидности INS HEA и университета Монпелье I.

Цель статьи: представить опыт Франции в области организации, методологического обеспечения и финансирования междисциплинарных исследований в сфере инклюзивного образования.

Методы исследования: системно-структур -ный анализ, работа с документами, обобщение, интерпретация.

С. А. Дудко

Кандидат педагогических наук, ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», г. Москва, E-mail: Svetlana-62@list.ru

Svetlana A. Dudko PhD (Education), Federal State Budget Scientific Institution "Institute for Strategy of Education Development of the Russian Academy of Education"

Как цитировать статью: Дудко С. А. Методологическое обеспечение и организация междисциплинарных исследований в сфере образования в современной Франции // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 1, № 4 (41). С. 85-101.

Результаты. В статье охарактеризованы основные направления междисциплинарных исследований в сфере инклюзивного образования, выявлены и сформулированы организационные и теоретико-методологические подходы к проведению междисциплинарных проектов, а также представлены основные каналы их финансирования.

Заключение. Современная организация исследований в сфере образования во Франции вписывается в рамки стратегической программы по науке, технологиям и инновациям и связывается с необходимостью повышения эффективности научно-исследовательской деятельности и развитием участия в исследовательском процессе специалистов и профессионалов-практиков всех смежных областей знания. В процессе исследовательского поиска используются традиционные и инновационные методики. Происходит синтез методов и наработок смежных социальных и гуманитарных дисциплин.

Ключевые слова: исследования в сфере инклюзивного образования, междисциплинарный проект, методология исследования, традиционные и инновационные методы, экологический и динамический подходы.

Введение. Несмотря на то, что французская наука в целом высоко котируется в мире, в экономике Франции к началу XXI века отмечалось отставание в инновационной сфере. Понимание необходимости укрепления научно-технического потенциала страны привело к реорганизации большинства научно-исследовательских центров и институтов в целях оптимизации фундаментальных и прикладных исследований. В рамках европейского плана инноваций во Франции была разработана Национальная стратегия научных исследований (БМЯ). «Франция-Европа 2020» — это стратегическая программа по науке, технологиям и инновациям. Главная цель стратегии заключается в том, чтобы позволить всем отраслям научных исследований, проводимых во Франции, лучше отвечать на научные, технологические, экономические и социальные вызовы следующего десятилетия [9].

Хотя об окончательных результатах говорить еще рано, но позитивные сдвиги уже определились. В последние годы Франция, которая и раньше обладала хорошим научным потенциалом, по количеству научных публикаций ежегодно занимает 6-7 место в мире и французские исследования играют ключевую роль в глобальных международных исследованиях [18]. Ведущую роль в организации и управлении научно-инновационной сферой во Франции играют Министерство национального просвещения, высшего образования и научных исследований Французской Республики

и находящееся в его подчинении Национальное агентство исследований (ANR). Их функции различны, но дополняют друг друга.

В 2007 г. был создан Институт междисциплинарных исследований в социальной сфере (IRIS). IRIS был образован в результате слияния лабораторий ведущих научных центров Французской Республики, включая Национальный центр научных исследований (CNRS), который можно сравнить с такой научной организацией, как РАН в России. Однако исследования наук об образовании (педагогические исследования) в IRIS не вошли. Но процесс реорганизации и оптимизации не обошел научно-исследовательские центры, занимающиеся педагогическими поисками. В 2010 г. был расформирован Национальный институт педагогических исследований (INRP) и создан новый Французский институт образования (фр. — IFÊ), интегрированный в настоящее время в высшую педагогическую школу Лиона — Лионскую Эколь Нормаль. В 2013 г., по окончании реформ высшего образования, Французский институт образования IFÊ официально занял центральное место в ряду научно-исследовательских институтов Франции, став ответственным за проведение фундаментальных педагогических исследований в стране, а также за распространение новейших знаний в сфере образования.

Основные темы научных исследований Французского института образования IFÊ последних лет:

- раннее обучение и ранняя социализация;

- ИКТ и цифровое образование;

- специфика образования молодежи (фокус на высшем образовании);

- образование, здравоохранение, окружающая среда;

- эффективность систем образования;

- гендерное равенство и борьба с дискриминацией, предрассудки и стереотипы (пол, происхождение, религия);

- образовательные ресурсы [13].

В исследовательские группы входят десятки преподавателей-исследователей по разным дисциплинам из многих французских и европейских университетов. Совместные междисциплинарные проекты данный институт не возглавляет, но сотрудничает с университетами и институтами, которые осуществляют поли- и междисциплинарные исследования в сфере образования.

В 2014 г. управление высшим образованием и научными исследованиями перешло в ведомство Министерства национального образования.

В настоящее время Министерство национального просвещения, высшего образования и научных исследований Французской Республики курирует многочисленные проекты, проводимые университетами, научно-исследовательскими центрами и институтами. Одним из важнейших направлений междисциплинарных исследований в сфере образования во Франции является образовательная и профессиональная инклюзия уязвимых групп населения: инвалидов, иммигрантов, вышедших из заключения лиц, пожилых людей и т.д.

Здесь уместно отметить, что в Российской Федерации существенные изменения в сфере образования также связаны с новым отношением к инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), мигрантам и, в целом, ко всем учащимся с особыми образовательными потребностями. Увеличивается количество исследовательских работ и публикаций по вопросам образовательной и социальной инклюзии. Именно поэтому избранная тема актуальна для России.

Междисциплинарный подход к научным исследованиям в настоящее время активно обсуждается как в России, так и за рубежом. В данной статье междисциплинарные исследования рассматриваются как «способ организации исследовательской деятельности, предусматривающий взаимодействие в изучении одного и того же объекта представителей различных дисциплин» (Мирский Э. М.) [1].

Цель статьи: изучение опыта Франции в области организации, методологического обеспечения и финансирования междисциплинарных исследований в сфере инклюзивного образования. Для России, также вступившей в полосу реорганизации научно-исследовательских учреждений и стремящейся к инновациям, опыт зарубежных стран представляет научный и практический интерес. Задача данного исследования — выявить методологические и организационные подходы к проведению междисциплинарных проектов в сфере инклюзивного образования во Франции, а также охарактеризовать основные направления междисциплинарных исследований в этой области.

Материалы и методы исследования. Для достижения цели в ходе исследования были использованы следующие методы: системно-структурный анализ, синтез, работа с научной литературой и документами по теме исследования, изучение и обобщение, сравнение и сопоставление, систематизация, интерпретация. Настоящая статья подготовлена на основе франкоязычных научных источников и документов университета

Монпелье I и Национального института исследований проблем инвалидности l'INS HEA [14; 25]. В процессе исследования были использованы официальные документы Министерства национального образования Франции; материалы междисциплинарных и полидисциплинарных проектов по инклюзивному образованию; конференций, коллоквиумов и семинаров, а также материалы национальных и международных мероприятий по теме исследования, выложенные на интернет-сайтах в открытом доступе.

Результаты исследования I. Организация междисциплинарных исследований в сфере инклюзивного образования во Франции

Междисциплинарные исследования в сфере инклюзивного образования проводятся во Франции в форме проектов преимущественно: 1) на базе научно-исследовательских институтов; 2) на базе университетов.

1. Подавляющее большинство междисциплинарных проектов в сфере инклюзивного образования осуществляет Национальный институт исследований проблем инвалидности (фр.— l'INS HEA — établissement public national de formation et de recherche dédié aux besoins éducatifs particuliers et à l'accessibilité). Этот научно-исследовательский институт занимается исключительно проблемами обучения и доступности образования для инвалидов и лиц с особыми образовательными потребностями (ООП). Институт готовит педагогов и специалистов для работы в системе инклюзивного образования [8]. Во Франции не употребляют выражение «люди с ограниченными возможностями здоровья»: таких людей называют просто «инвалиды». Никакой отрицательной коннотации это слово не имеет.

Первого января 2014 г. в институте начала работу группа междисциплинарных исследований EA 7287 — Grhapes (рус.— Грап): исследовательская группа по проблемам инвалидности, доступности образования и школьных практик (фр.— Grhapes — le Groupe de recherche sur le handicap, l'accessibilité, les pratiques éducatives et scolaires). В ее составе 34 специалиста различных областей научного знания: 18 штатных научных сотрудников и 16 преподавателей-исследователей (3 профессора, 13 доцентов) различных дисциплин (права, информатики, психологии, языкознания, культурологи, наук об образовании, социологии, наук о спорте) и два инженера. Исследователи участвуют в нескольких про-

ектах с государственным финансированием, иногда финансирование производят местные органы власти.

Выделяются две главные оси научных исследований группы Grhapes [2].

Ось 1: «Доступность, гражданские права и социальные идентичности» (касается государственной политики).

Ось 2: «Доступность, обучение и адаптация» (касается образовательной практики) [22].

Многие междисциплинарные исследования являются частью европейских проектов. Например, в тесном сотрудничестве с международным офисом Эразмус группа Grhapes участвует в миссиях по распространению исследований в области инклюзивного образования за рубежом. Институт INS HEA разворачивает стратегию партнерства в Европе, сотрудничает с Россией (Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск), странами Азии и Африки. В междисциплинарные проекты исследований в качестве партнеров включаются университеты, высшие учебные учреждения, министерства и ведомства, общественные и профессиональные ассоциации, медико-социальные учреждения и т.д. [14].

Публикации исследователей Национального института проблем инвалидности INS HEA сосредоточены на вопросах доступности обучения, психологической адаптации, различных формах социального участия детей и подростков с ООП и детей-инвалидов. Рассматриваются вопросы доступа к гражданским правам и профессиональным квалификациям для них; эффективности сопроводительных практик; проблемы тьюторства и ухода за учащимися-инвалидами. Большое внимание уделяется детям с аутизмом. Разрабатываются требования к построению индивидуальной образовательной траектории, к оценке учебных достижений детей с ООП и многое другое (Becquet V., Corond M., Coudurier C., Garnier Ph., Pelgrims G., Perez J-M.) [7; 15; 23].

2. Во Франции традиционно большое значение придается сотрудничеству между университетами как местом развития высокой науки. По новому закону о свободе и обязанностях университетов 2013 г. все французские университеты и элитные Гранд Эколь отнесены к государственным учреждениям научного, культурного и профессионального характера. Эти учреждения имеют несколько задач, среди которых главными являются: подготовка кадров и проведение научно-исследовательской работы [19].

Многие французские университеты проводят свои междисциплинарные исследования. Университет Монпелье I уже многие годы осуществляет проекты, исследующие влияние факторов окружающей среды на качество жизни людей с инвалидностью, при этом особое внимание уделяется образовательной, политической и спортивной среде, а также роли СМИ. Междисциплинарная исследовательская группа «Здоровье, образование и ситуации инвалидности» (SantESiH) объединяет восемь исследователей из разных областей науки: антропологии, политологии, культурологии, социальной инженерии, социологии. Как правило, междисциплинарные проекты длятся 4-5 лет и имеют несколько этапов прохождения и финансирования [25]. Исследуются следующие вопросы: доступность профессионального образования для людей с инвалидностью; их вовлеченность в культурную и спортивную жизнь; отношение к людям с особыми запросами в общественных учреждениях: учебных заведениях, на предприятиях, в медико-социальных учреждениях, в домах для престарелых и т.д. Большое внимание уделяется исследованиям в области спорта, а именно его места в жизни общества для обеспечения здоровья нации и, в связи с этим, привлечения населения к спортивным занятиям и здоровому образу жизни. Также в данном контексте затрагиваются проблемы иммигрантов, сексуальных меньшинств, вопросы агрессии по отношению к ним и т.д. (Marcellini A., Ferez S., Champely S., Ье Roux N., Thomas J.) [6; 17; 20].

Сейчас осуществляется третий проект по проблемам инклюзии людей с инвалидностью (2015-2019 гг.). В центре внимания исследователей: «динамика развития ситуаций, связанных с инвалидностью» (в обществе, образовании, на работе и т.д.). Оба указанных выше научно-исследовательских учреждения (Институт INS HEA и университет Монпелье I) приняли участие в международном европейском проекте, посвященном исследованию проблем трудоустройства и занятости инвалидов после окончания вуза. О результатах исследования для Франции пишут исследователи Segon M., Ье Roux N., Champely S., Banens M. и др. [26; 27; 28].

На базе университета Монпелье I и Института проблем инвалидности INS HEA с 2008 по 2016 годы осуществлялось несколько меж- и полидисциплинарных проектов по проблемам инвалидности. О некоторых из них будут рассказано более подробно с представлением их методологического обеспечения.

II. Методологическое обеспечение междисциплинарных проектов в сфере инклюзивного образования

А) Методологические подходы к междисциплинарным исследованиям в сфере инклюзивного образования в Национальном институте исследования проблем инвалидности (INS HEA).

Перед исследовательской группой Grhapes (рус. — Грап) из Национального института проблем инвалидности была поставлена задача: выявить факторы повышения эффективности госучреждений (учебных заведений, медико-социальных учреждений, ассоциаций и т.д.) в решении вопросов образовательной и социальной инклюзии.

Для достижения цели ведущими научными подходами к междисциплинарным проектам были избраны экологический и динамический подходы. На их основе было разработано несколько проектов, объектами исследований которых стали различные категории учащихся с ООП, а именно: учащиеся, испытывающие серьезные трудности в обучении; одаренные дети; иммигранты — как давно проживающих в стране, так и вновь прибывшие; лица с неблагополучной семейной и социальной ситуацией; беспризорные дети и подростки; лица, находящиеся в заключении.

Для экологического подхода характерным является изучение психических процессов, состояний и сознания человека в естественных (не лабораторных) условиях и согласно его естественной природе (без вмешательства психолога-исследователя). Экологический подход Дж. Гибсона (Gibson J. J.) не имеет какого-то определенного самостоятельного предмета исследований, поскольку это именно методологический подход, разработанный первоначально для изучения зрительного восприятия, но имеющий общепсихологическое значение. Согласно Дж. Гибсону, окружающий мир представляет собой не «физический мир», свойства которого исследуют и измеряют физика, химия и другие естественные науки, а «экологический мир», т.е. «среду обитания», свойства и отношения которой человек непосредственно видит, ощущает, обоняет как представитель определенного биологического вида в условиях его жизнедеятельности [10].

Французские исследователи пишут о том, что экологический подход позволяет лучше понять поведение ученика, т.к. учитывает его взаимодействие со сложной средой. При таком подходе учащийся рассматривается прежде всего как существо социальное с личной историей и культурой,

которые формируются в результате взаимодействия с окружающей средой (Gobry D.) [11].

В контексте междисциплинарных проектов экологический подход означает исследование проблем инклюзии в естественных условиях. Все мероприятия проводятся без вмешательства исследователей, автономно и независимо от них. Используются в основном качественные методы исследования. Исследователь наблюдает, беседует, анкетирует и фиксирует происходящее: каким образом происходит приспособление инвалидов и людей с ООП к социальному окружению, как они воспринимают окружающий мир и как, в свою очередь, общество относится к таким людям. В посвященных этой проблематике работах анализируются подходы к обучению и возможности их корректировки для лучшего соответствия разнообразным потребностям людей с ООП, чтобы тем самым способствовать их большей независимости и самореализации.

Динамический подход — это один из важнейших теоретических (метапсихологических) взглядов на принципы психики человека. Динамический подход предполагает рассмотрение таких понятий, как инстинкт или развитие, в качестве находящихся «в движении», а не статичных явлений [24, с. 42].

В октябре 2012 года Министерство высшего образования и научных исследований выделило Институту INS HEA ассигнования на проведение нескольких междисциплинарных проектов в области образовательной инклюзии, о некоторых из них будет рассказано ниже.

Б) Проект «MIGRITI — субъективное отношение к учреждениям социализации детей и подростков в ситуациях миграции и беспризорности» (Институт INS HEA)

Этот исследовательский проект направлен на анализ субъективного отношения детей и подростков (от 6 до 16 лет) в ситуациях миграции и беспризорности к институтам социализации: школе, культурным, социальным, религиозным учреждениям, семье. Исследователям важно понять, под влиянием каких факторов у этой категории детей формируется восприятие социальной справедливости и личное (субъективное) отношение к учреждениям, в которых они обучаются, проводят свободное время, занимаются спортом, приобщаются к культуре и религии и т.д. Учитывается тот факт, что то, что ребенок видит, зависит не только от объективных условий, а еще и от прошлого опыта, привычек, страхов и надежд, настроения и т.д. Цель исследования — определить, каким

образом можно управлять «динамикой» школьного и социального участия детей и подростков в ситуациях миграции и беспризорности [21].

Группа исследователей использовала сочетание традиционных и инновационных методов исследования. В основе исследования — качественные методы, используемые для выявления субъективного суждения, возникающего в результате различных социальных переживаний.

Полевые работы начинаются с исследований этнографического типа. Этнографический метод — качественный метод исследования, который направлен на изучение и анализ ежедневной практики респондентов с учетом культурных, социальных, экономических, национальных или этнических особенностей объекта исследований непосредственно в его естественной среде. В данной ситуации речь идет о наблюдении и сборе историй из жизни детей и подростков, изложенных ими самими. Также проводятся беседы и интервью с учителями и специалистами, работающими с этими учащимися.

Инновационные методы: 1. Визуальная социология; 2. Метод форум-театра.

1. Использование визуальной социологии в качестве основной методологии проекта MIGRITI отвечает этическим вопросам, связанным с данным типом исследования. В настоящее время визуальная социология имеет дело со всеми видами визуальных источников, визуальных образов и репрезентаций, среди которых имеет место также наблюдение за объектом исследований в его постоянном окружении, в повседневной среде. В данном проекте используется протокол, разработанный Говардом Беккером (Howard S. Becker). Изображение здесь рассматривается в качестве инструмента одного из этапов исследования.

В данном случае речь идет о фотографиях, сделанных самими детьми и подростками в учреждениях социализации, в семье, на различных мероприятиях. Фотография позволяет «высказаться» маргинальной или стигматизированной личности. Благодаря фотографиям «считывается» мнение респондентов. Основной интерес исследователей направлен на изучение того, как конструируется реальность в голове учащихся из среды иммигрантов и беспризорников с помощью визуальных образов, как создаются значение и смысл. Анализ полученных данных позволяет проектировать деятельность учреждений социализации в направлении адаптации и интеграции детей и подростков с ООП, избегая маргинализации.

2. Метод форум-театра был разработан бразильским театральным деятелем А. Боалем и сейчас применяется в разных вариациях. В основе метода форум-театра — проигрывание реальных жизненных ситуаций с целью нахождения оптимального и реального решения острой или конфликтной проблемы. Боаль разделил всех актеров на три роли: угнетатель, угнетенный и наблюдатель. Из названий понятно, что угнетатель — это тот человек, который и создает напряженную или проблемную ситуацию. Угнетенный, соответственно, тот, на кого направлена энергия угнетателя. Наблюдатель, в свою очередь, не вмешивается в происходящее, но находится в непосредственной близости от ситуации [4]. Сначала полностью проигрывается сцена с проблемной ситуацией. Затем ситуация воспроизводится еще несколько раз. Это делается для того, чтобы зрители могли предлагать свое решение проблемы и в любой момент могли сказать «стоп». Разыгрываемый эпизод в этом случае останавливается, а зритель заменяет одного из актеров на сцене и пробует изменить ситуацию. Ситуация, проигрываемая на сцене, может быть остановлена в любой момент и «перемотана» до точки, где зритель чувствует, что может вмешаться и предложить свое решение проблемы. Зрители обязательно должны быть уверены в том, что проблема будет решена [4].

Таким образом, можно констатировать, что в процессе исследований происходит синтез методов и наработок смежных социальных и гуманитарных дисциплин и явно прослеживается влияние социологических и психологических теорий на междисциплинарные исследования в сфере инклюзивного образования.

В) Проект «Профессиональная интеграция студентов-инвалидов» (университет Монпелье I)

Междисциплинарная исследовательская команда университета Монпелье «Здоровье, образование и ситуации инвалидности» (SantESiHj входит в Федеральную структуру исследований по теме «Управление, экономика, здравоохранение» и включает в себя несколько других исследовательских групп по социальным наукам из университета, а также с группой Grhapes из института INS HEA.

C 2008 по 2014 гг. группой SantESiH был осуществлен проект «Профессиональная интеграция студентов-инвалидов» [25]. Было выяснено, что в высших учебных заведениях обучается около 14 000 студентов-инвалидов. В ходе данного проекта было проведено «Национальное исследование послевузовского профессионального маршрута выпуск-

ников с ограниченными возможностями здоровья» [16]. Исследование проводилось при поддержке Министерства высшего образования и научных исследований, ассоциации по управлению фондами с целью профессионального устройства инвалидов (фр. — Agefiph), Ассоциации французских университетов SAEH (прием студентов с инвалидностью) с участием института INS HEA.

В центре внимания исследователей находилась «динамика изменений (увеличения и уменьшения) проблем в сфере трудоустройства у людей с инвалидностью». Исследование было нацелено на изучение профессиональной среды, отношения работодателей к людям с инвалидностью, влияния уровня квалификации и недостатка знаний при поиске и приеме на работу людей с инвалидностью.

Нужно отметить, что исследования, касающиеся интеграции молодых людей на рынке труда в соответствии с уровнем их подготовки и специальности, проводятся во Франции регулярно с середины 1990-х годов. Такое исследование называется «Поколение» (Generation) и реализуется Центром изучения профессиональных квалификаций (фр.— Cereq) [5]. Начиная с 2008 г., после создания исследовательской группы SantESiH, профессиональный маршрут молодых людей с инвалидность стал также тщательно изучаться. (Результаты исследований описаны в трудах Ье Roux N., Marcellini A., Segon M., Banens M., Champely S.) [20; 26; 27; 28].

Методология исследования: анкетирование и телефонный опрос с последующей статистической обработкой. Сначала отбирается группа выпускников, окончивших вуз в один и тот же год. Первый раз их опрашивают сразу по окончании вуза, и затем — каждые три года. Эти исследования проводятся регулярно, каждый год с разными поколениями студентов. Такой подход позволяет понять успешность вхождения в трудовую жизнь целого поколения.

Анкета включает в себя несколько вопросов об образовании, занятости на рынке труда месяц за месяцем, год за годом (занятость, безработица, возвращение к образованию, профессиональная подготовка, бездеятельность и т.д.), начиная с окончания высшего учебного заведения до дня опроса. По телефону опрос длится около двадцати минут. Полученные данные являются конфиденциальными и никуда не передаются, кроме как для статистической обработки. Результаты исследования публикуются на сайте Центра изучения профессиональных квалификаций (Cereq), а также направляются респондентам.

III. Финансирование междисциплинарных проектов

Программа инвестиций в будущее, называемая также «Большой национальный заем» (Grand emprunt national), была инициирована во Франции в декабре 2009 г. и предусматривала выделение 35 млрд евро на финансирование научных исследований, проектов высших учебных заведений страны, промышленных объединений по развитию инноваций и цифровых технологий. В настоящее время сумма «Большого национального займа» увеличена до 47 млрд евро.

Основную часть финансирования междисциплинарных проектов в сфере образования берет на себя Министерство национального просвещения, высшего образования и научных исследований Французской Республики. Однако самостоятельно Министерство не смогло бы справиться со всем комплексом проблем. Поэтому не только регионы, но и предприятия и промышленные ассоциации также участвуют в финансировании многих проектов, связанных с профессиональным обучением и трудоустройством инвалидов.

Национальный институт исследования проблем инвалидности INS HEA находится в центральном регионе Франции — Иль де Франс (Région Ile-de-France), поэтому его исследования финансируются не только Министерством образования, но и из бюджета региона, местными компаниями. Значительную помощь оказывают Ассоциация по управлению фондами с целью профессионального устройства инвалидов (Agefiph) и ассоциация предприятий «Трамплин — обучение, инвалидность, предприятия» (фр.— Tremplin) [29]. Ассоциация Tremplin была организована в 1992 году, объединив четыре основные группы предприятий (Total, Рон-Пуленк, IBM и ELF), которые столкнулись с низкой квалификацией лиц с ОВЗ и решили действовать на опережение путем создания собственной ассоциации. Действия Tremplin направлены на то, чтобы помочь более мелким предприятиям и компаниям перейти к политике интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня ассоциацию поддерживают более 200 компаний-партнеров. Таким образом, она финансируется в первую очередь ее компаниями-партнерами, а также пополняется за счет грантов от Ассоциации по управлению фондами с целью профессионального устройства инвалидов (Agefiph) [16]. Каждое второе предприятие во Франции платит отчисления в Agefiph, которая, в свою очередь, финансирует научные исследования, касающиеся доступности высшего образования для

людей с ОВЗ и занятости инвалидов после окончания вузов.

Дополнительное финансирование поступает от международных организаций. Например, программы интеграции людей с инвалидностью частично финансирует ЕС благодаря международной программе Леонардо да Винчи, основная цель которой — оказывать помощь европейцам в приобретении новых знаний, навыков и квалификации, которые признавались бы в других странах.

Заключение. В документах ЮНЕСКО утверждается, что «главная трудность, вызываемая процессом инклюзии, заключается в том, что этот процесс должен сопровождаться изменениями в организации повседневной работы обычных школ, их программ обучения, стратегий образования и профессионального обучения. Было установлено, что отсутствие организационных изменений является одним из главных препятствий для развития инклюзивного образования» [22].

С целью преодоления барьеров для успешного развития инклюзивного образования во Франции были созданы не только исследовательские лаборатории на базе университетов, но и профильные научно-исследовательские институты, которые занимаются исключительно научными изысканиями в области образовательной инклюзии и подготовкой специалистов в данной области (например, INS HEA).

Данное исследование позволило сделать следующие выводы:

1. Подавляющее большинство междисциплинарных исследований в сфере образования во Франции связано с изучением проблем инвалидов, а также других категорий учащихся с особыми образовательными потребностями. В исследовательские группы входят представители различных наук: психологии, антропологии, политологии, социальной инженерии, социологии, культурологии, языкознания, медицины, наук об образовании, права, информатики и т.д. Тематические направления междисциплинарных проектов разнообразны: от изучения факторов уязвимости при получении образования (социальных, экономических, экологических, возможностей здоровья) до разработки политики в области инклюзивного образования.

2. Междисциплинарный подход к исследованиям имеет свое методологическое, теоретическое и технологическое обеспечение. Происходит синтез методов и наработок смежных социальных и гуманитарных дисциплин: психологии, социологии, антропологии и т.д. Явно прослеживается влияние социологических и психологических теорий на

исследования. В процессе исследовательского поиска используются традиционные и инновационные методики смежных социальных и гуманитарных дисциплин.

3. Новая стратегия научных исследований основана на тесном взаимодействии между частным и государственным секторами. В качестве партнеров к исследованиям привлекаются университеты, научные центры и институты, медико-социальные учреждения, профессиональные ассоциации, средние и высшие учебные заведения как из Франции, так и из других (не только европейских) стран и т.д.

4. Понимание важности укрепления научно-исследовательского потенциала страны привело к увеличению финансирования университетов и научно-исследовательских учреждений. В финансировании междисциплинарных проектов в сфере образования также участвуют частные и государственные организации: Министерство образования, регион, местные компании, промышленные ассоциации, международные организации и т.д.

5. Наиболее сильными сторонами организации научно-исследовательской деятельности во Франции является наличие высококвалифицированных кадров; сильных государственных институтов, регулирующих инновационную и исследовательскую деятельность; развитой системы социального и финансового участия негосударственных предприятий.

Статья подготовлена в рамках государственного задания ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по проекту № 27.8520.2017/БЧ.

Литература

1. Новая философская энциклопедия. Электронная библиотека Института философии РАН: [сайт]. URL: http://qoo.by/2tZ1 (дата обращения: 25.02.2017).

2. Axes de recherche de SANTESIH. URL: http://www.santesih.com/index.php/site-map/axes-de-recherche (дата обращения: 03.03.2017).

3. Becker Howard S. Outsiders. Études de sociologie de la déviance, Métailié, Paris, 1985.

4. Boal A. Games for actors and non-actors London and New York Routledge. 1992.

5. Centre d'études et de recherches sur les qualifications. URL: http://www.cereq.fr/sous-themes/Enquetes-Generation-Sous-Themes/Generation-1992-enquete-1997-1998 (дата обращения: 27.02.2017)

6. Champely S., Thomas J., Férez, S. Une approche « hétéro-statistique » et graphique des masses de données d'enquête — le logiciel Point G. Bulletin de Méthodologie Sociologique, № 116. 2012. P. 25-43.

7. Coudurier C. Y. Évolution de jeunes enfants avec autisme. 2016. 168 р.

8. Décret № 2005-1754 du 30 décembre 2005 relatif à l'Institut national supérieur de formation et de recherche pour l'éducation des jeunes handicapés et les enseignements adaptés.

9. France Europe 2020. A strategic Agenda for research, technology, transfer and innovation. URL: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/pid25366/acces-thematique.html?theme=317subtheme=

318 (дата обращения: 02.04.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gibson J. J. The Ecological Approach to Visual Perception. Boston: Houghton Mifflin. 1979.

11. Gobry D. Éduquer à la confiance en soi, en l'autre, aux autres. Lyon: Chronique Sociale. 1999.

12. Groupe de recherche sur le handicap, l'accessibilité et les pratiques éducatives et scolaires (EA 7287 Grhapes). URL: http://inshea.fr/fr/content/l%C3%A9quipe-de-recherche-grhapes (дата обращения: 20.02.2017).

13. IFË. URL: http://ife.ens-lyon.fr/ife/institut/presentation (дата обращения: 20.02.2017).

14. INS HEA. URL: http://www.inshea.fr/fr/content/nous-connaitre (дата обращения: 21.02.2017)

15. L'accompagnement social et éducatif. Sous la direction de Becquet V., Corond M. Association Les Francas. 2017. 168 p.

16. La lettre des études et évaluations de l'Agefiph № 9 — Janvier 2015. URL: https://e.mail.ru/at-tachment/14906261810000000002/0;3 (дата обращения: 22.02.2017).

17. Le Roux N., Marcellini A. L'insertion professionnelle des étudiants handicapés en France. Revue de questions et axes de recherche, ALTER, Vol. 5, № 4, 2011. р. 281-296.

18. L'etat de l'enseignement superieur et de la recherche. URL: https://publication.enseignementsup-recherche.gouv.fr/eesr/10/EESR10_RESUME-l_etat_de_l_enseignement_superieur_et_de_la_recher-che_resume.php (дата обращения: 25.02.2017).

19. Loi № 2013-660 du 22 juillet 2013. Chapitre 1er: Principes relatifs à la création et à l'autonomie des établissements publics à caractère scientifique, culturel et рrofessionnel.

20. Marcellini A. Quels parcours des adolescents handicapés moteurs vers l'âge adulte? Revue de littérature sur la prise en compte du projet de vie dans le passage du secteur pédiatrique au secteur de soins adulte, Annals of Physical and Rehabilitation Medicine. 2012.

21. MIGRITI — Subjectivités et rapports aux institutions de socialisation dans l'immigration et l'itinérance: la participation socio-scolaire des enfants. URL: http://www.inshea.fr/fr/content/migriti-subjectivit%C3%A9s-et-rapports-aux-institutions-de-socialisation-dans-l%E2%80%99immigration-et-l (дата обращения: 27.02.2017).

22. Principes directeurs pour l'inclusion: assurer l'accès à l'éducation pour tous. URL: http://www.

ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/Policy_Dialogue/48th_ICE/General_Presentation-48CIE-4_

Russian_.pdf (дата обращения: 20.02.2017).

23. Réinventer l'école? Politiques, conceptions et pratiques dites inclusives. Sous la direction de Greta Pelgrims et Jean-Michel Perez. INS HEA. 2016.

24. Rycroft Charles. Psychoanalysis and Beyond. Chatto & Windus. 1985. 200 p.

25. SANTESIH — Santé, Education et Situations de Handicap. URL: http://www.santesih.com (дата обращения: 20.02.2017).

26. Segon M., Le Roux N., Banens M., Champely S. Quelles données statistiques peut-on exploiter pour mesurer les parcours d'entrée dans la vie active des jeunes étudiants handicapés? Revue Française des Affaires Sociales, № 1-2, 2014.

27. Segon M., Banens M., Champely S., Le Roux N. Les parcours d'insertion des anciens étudiants handicapés: état des lieux statistique et perspectives de recherche, Colloque Travail Emploi Politiques Publiques, 14-15 Juin 2013. Université de Caen.

28. Segon M., Le Roux N. Parcours de formation et d'accès à l'emploi des anciens étudiants handicapés: formes de recours aux dispositifs et dynamiques identitaires, Agora Débats/Jeunesses, № 65. 2013.

29. Tremplin — Études, Handicap, Entreprises. Available at: http://www.tremplin-handicap.fr (дата обращения: 03.03.2017).

References

• Axes de recherche de SANTESIH. Available at: http://www.santesih.com/index.php/site-map/axes-de-recherche (accessed on: 03.03.2017).

• Becker Howard S. Outsiders. Études de sociologie de la déviance, Paris, 1985.

• Boal A. Games for actors and non-actors. London and New York Routledge. 1992. Centre d'études et de recherches sur les qualifications. Available at: http://www.cereq.fr/sous-themes/Enquetes-Generation-Sous-Themes/Generation-1992-enquete-1997-1998 (accessed on: 27.02.2017)

• Champely S., Thomas J., Férez, S. Une approche « hétéro-statistique » et graphique des masses de données d'enquête — le logiciel Point G. Bulletin de Méthodologie Sociologique, № 116. 2012. p.25-43.

• Coudurier C. Y. Évolution de jeunes enfants avec autisme. 2016. 168 р.

• Décret № 2005-1754 du 30 décembre 2005 relatif à l'Institut national supérieur de formation et de recherche pour l'éducation des jeunes handicapés et les enseignements adaptés.

• France Europe 2020. A strategic Agenda for research, technology, transfer and innovation. Available at: http://www.enseignementsup-recherche.gouv.fr/pid25366/acces-thematique. html?theme=317subtheme=318 (accessed on: 02.04.2017)

• Gibson J. J. The Ecological Approach to Visual Perception. Boston: Houghton Mifflin. 1979.

• Gobry D. Éduquer à la confiance en soi, en l'autre, aux autres. Lyon: Chronique Sociale. 1999.

• Groupe de recherche sur le handicap, l'accessibilité et les pratiques éducatives et scolaires (EA 7287 Grhapes). Available at: http://inshea.fr/fr/content/l%C3%A9quipe-de-recherche-grhapes (accessed on: 20.02.2017)

• IFÈ. Available at: http://ife.ens-lyon.fr/ife/institut/presentation (accessed on: 20.02.2017)

• INS HEA. Available at: http://www.inshea.fr/fr/content/nous-connaitre (accessed on: 21.02.2017)

• L'accompagnement social et éducatif. Sous la direction de Becquet V., Corond M. Association Les Francas. 2017. 168 p.

• La lettre des études et évaluations de l'Agefiph № 9 — Janvier 2015. Available at: https://e.mail.ru/at-tachment/14906261810000000002/0;3 (accessed on: 22.02.2017)

• Le Roux N., Marcellini A. L'insertion professionnelle des étudiants handicapés en France. Revue de questions et axes de recherche, ALTER, Vol. 5, № 4, 2011. p. 281-296.

• Letat de l'enseignement superieur et de la recherche. Available at: https://publication.enseignement-sup-recherche.gouv.fr/eesr/10/EESR10_RESUME-l_etat_de_l_enseignement_superieur_et_de_la_re-cherche_resume.php (accessed on: 25.02.2017)

• Loi № 2013-660 du 22 juillet 2013. Chapitre 1er: Principes relatifs à la création et à l'autonomie des établissements publics à caractère scientifique, culturel et professionnel.

• Marcellini A. Quels parcours des adolescents handicapés moteurs vers l'âge adulte? Revue de littérature sur la prise en compte du projet de vie dans le passage du secteur pédiatrique au secteur de soins adulte, Annals of Physical and Rehabilitation Medicine. 2012.

• MIGRITI — Subjectivités et rapports aux institutions de socialisation dans l'immigration et l'itinérance: la participation socio-scolaire des enfants. Available at: http://www.inshea.fr/fr/content/migriti-subjectivit%C3%A9s-et-rapports-aux-institutions-de-socialisation-dans-l%E2%80%99immigration-et-l (accessed on: 27.02.2017).

• Novaya filosofskaya entsiklopediya. Elektronnaya biblioteka Instituta filosofii RAN. Available at: http://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHf38bc2e78334014b0106f3 (accessed on: 25.02.2017). (In Russ.)

• Principes directeurs pour l'inclusion: assurer l'accès à l'éducation pour tous. Available at: http://www.

ibe.unesco.org/fileadmin/user_upload/Policy_Dialogue/48th_ICE/General_Presentation-48CIE-4_

Russian_.pdf (accessed on: 20.02.2017)

• Réinventer l'école? Politiques, conceptions et pratiques dites inclusives. Sous la direction de Greta Pelgrims et Jean-Michel Perez. INS HEA. 2016.

• Rycroft, Charles Psychoanalysis and Beyond. Chatto & Windus. 1985. 200 p. SANTESIH — Santé, Education et Situations de Handicap. Available at: http://www.santesih.com (accessed on: 20.02.2017)

• Segon M., Le Roux N., Banens M., Champely S. Quelles données statistiques peut-on exploiter pour mesurer les parcours d'entrée dans la vie active des jeunes étudiants handicapés? Revue Française des Affaires Sociales, № 1-2, 2014.

• Segon M., Banens M., Champely S., Le Roux N. Les parcours d'insertion des anciens étudiants handicapés: état des lieux statistique et perspectives de recherche, Colloque Travail Emploi Politiques Publiques, 14-15 Juin 2013. Université de Caen.

• Segon M., Le Roux N. Parcours de formation et d'accès à l'emploi des anciens étudiants handicapés: formes de recours aux dispositifs et dynamiques identitaires, Agora Débats/Jeunesses, № 65. 2013.

• Tremplin — Études, Handicap, Entreprises. Available at: http://www.tremplin-handicap.fr (accessed on:03.03.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.