ПЕДАГОГИКА Методология образования
УДК 377
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ У ОБУЧАЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Е.М. Акишина1
1Статья подготовлена в рамках проекта Государственного задания № 27.8719.2017/БЧ «Развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий»
Аннотация. Цель статьи - раскрыть наиболее значимые позиции, определяющие педагогический потенциал освоения современной музыкальной культуры обучающимися в организациях непрерывного образования. Определено, что в процессе приобщения молодежи к новейшим проявлениям музыкального искусства происходит формирование ценностных ориентаций; складывается способность осмысленного, личностного отношения к реалиям современного этапа развития культуры. Дан анализ учебных программ; представлены направления, методики, дидактические конструкции, позволяющие преодолевать имеющиеся проблемы.
Ключевые слова: музыкальная культура, непрерывное образование, художественный язык, ценностные ориентации, системный подход, музыкальный континуум.
METHODOLOGICAL RESOURCE OF FORMATION MODERN MUSICAL CULTURE AT STUDENTS IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS EDUCATION
E. Akishina
Abstract. The purpose of the article is to reveal the most significant positions that determine the pedagogical potential of mastering modern musical culture by students in organizations of continuing education. It is determined that in the process of familiarizing young people with the newest manifestations of musical art, value orientations are formed, the ability of a meaningful, personal attitude to the realities of the contemporary stage of cultural development is developing. The analysis of educational programs is given, directions, methods, didactic constructions are presented, allowing to overcome existing problems.
Keywords: musical culture, continuous education, artistic language, value orientations, system approach, musical continuum.
Обращение к проблематике освоения современной музыкальной культуры
обучающимися на разных ступенях образования определяется следующими факторами:
1. В настоящее время происходит последовательная реализация ряда
государственных стратегий и концепций, направленных на развитие области образования и воспитания на всех возрастных уровнях. Это, в первую очередь, Концепция развития образования РФ до 2020 г., Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» и др. В данных документах сформулированы наиболее общие принципы развития образования,
в пространстве которого большое значение придается развитию системы непрерывного образования. При этом фундаментальные научные исследования должны стать важнейшим ресурсом и инструментом освоения студентами компетенций поиска, анализа, освоения и обновления информации» [5;9;10].
2. Идея непрерывного образования, реализующего цель постоянного обновления, приспособления к меняющимся условиям в области музыкального образования, изначально свойственна этой сфере профессиональной творческой деятельности человека, эффективно существующей только в условиях постоянного труда и непрерывной учебы.
3. Музыкальная культура является важнейшей составляющей культуры человечества в целом на всех этапах его развития и представляет собой целостный феномен, «сложную иерархичную систему отношений», в нее входят «знаки, тексты, условия коммуникации, философско-эстетические и этические нормы, определяющие ценность музыки, все виды музыкальной деятельности, её субъекты и объекты (слушатели, исполнители, композиторы, произведения), а также учреждения и социальные институты, обеспечивающие и обслуживающие функционирование
музыкальной культуры» [12, с.14].
Казалось бы, приобщение обучающихся к музыкальной культуре той эпохи, в которой они живут, является естественной задачей образования. Между тем, существует ряд значительных преград, которые мешают поступательному движению в этом процессе.
Прежде всего, это усложненная форма музыкальных произведений [1]. Неразвитое воображение, неготовность к интеллектуальной работе, требующейся во время восприятия сложного языка современной академической музыки, мешают связать звуки в целостное гармоническое единство, понять замысел композитора, его стремление раскрыть проблемы современного мира. Многослойные звуковые миры, глубинно интерпретирующие самые значимые вопросы современной реальности, таким образом, остаются закрытыми для осознания широкой аудиторией, привыкшей к незатейливым мелодиям и простеньким ритмам.
Затем - широчайший спектр направлений современной музыкальной культуры, которая включает в себя: музыкальное образование; сеть концертных и театральных учреждений, в которых исполнители демонстрируют свою интерпретацию творчества композиторов; музыкальные сообщества; музыкальные студии, кружки; домашнее музицирование.
В связи с этим возникает вопрос: какое именно направление следует включать в практику образования?
Кроме того, музыкальная культура стремительно меняется, отражая бурные перемены и повороты общества в его многообразных аспектах. Можно также выделить такую тенденцию, как «многоязычие музыкальной культуры» начала XXI века, и имманентную ей проблему оппозиции и взаимодействия массовой и элитарной музыкальных культур [3]. Что имеется в виду в данном случае? Еще в 1990-е гг. была выделена такая черта времени, как агрессивная экспансия
низкопробной массовой культуры. Массовая культура - обратная сторона общества потребления, коммерциализации всех сфер музыки. Безусловно, в этих условиях особенно сложно складывается судьба академической музыки. Оппозиция массовой и элитарной музыки становится определяющей в формировании мировоззрения, норм и правил творчества, оценочных критериев музыкального искусства в начале XXI века [2]. Возможно, будет справедливым говорить о том, что сейчас происходит формирование нового типа массовой музыкальной культуры, которая отмечается такими чертами, как: зрелищность, активное использование медиа-средств,
коммерциализация, массовое тиражирование.
Основную нишу в системе музыкальной культуры на рубеже XX — XXI веков занимает сфера развлекательной поп-музыки, основанной на телесности, архаизации мышления, усилении ритмического и зрелищного начал в соединении с современными техническими средствами и технологиями арт-менеджмента в шоу-бизнесе. В частности, можно выделить следующие направления: создание «хита», «раскрутка» исполнителей, рейтинги успеха и т.д. Все это не свойственно сфере академической музыки, которая оказывается на периферии музыкальной культуры.
Изучение состояния музыкальных вкусов молодежи доказывает, что в настоящее время значительно снижается интерес к сфере классической музыки. Социологи также выделяют односторонность музыкальных предпочтений молодежи, так называемый «коэффициент однообразия», высокая доля потребления музыкальных образцов,
рассчитанных на невзыскательный вкус за счет легкости восприятия [7]. Необходимо отметить также, что структура музыкальных предпочтений современной молодежи, ориентация на низкопробные музыкальные образцы отражают достаточно глубокий кризис в области культурной политики государства.
Каким образом можно преодолеть все усиливающийся кризис в становлении музыкальной культуры?
Размышления в этом направлении связаны с вопросами разработки просветительских программ в сфере молодежной политики, образования и культуры. Кроме того, очевидна также необходимость совершенствования системы музыкального образования и вовлечения молодежи в более глубокое осмысление музыки, ознакомления с современными течениями не только массовой поп-музыки, но и с
академической музыкой композиторов, работающих в начале XXI века над созданием произведений, говорящих с аудиторией о глобальных проблемах нравственно-
философского характера.
Современная академическая музыка звучит на выступлениях отдельных музыкантов, концертах ансамбля «Студия новой музыки», Московского ансамбля современной музыки (МАСМ), петербургского е№етЫе и NoName из Нижнего Новгорода. Опрос слушателей, проведенный автором статьи после нескольких концертов МАСМа) показал, что современная музыка способна привлекать не только хорошо подготовленную аудиторию с определенным бэкграундом, но и зрителей из разных слоев населения, которые хотят повысить свои знания в области современной музыки.
Музыкальные произведения конца XX -начала XXI веков актуализируют наиболее значимые ценности данной исторической эпохи, позволяют более глубоко проникнуть в их сущность. Но очевидно, что даже самые большие достоинства музыкальных произведений останутся невостребованными, если члены общества не включаются в их самостоятельное осмысление и восприятие как лично значимых. Отсюда возникает проблема функционирования современной отечественной музыкальной культуры и ее восприятия.
Таким образом, возникает замкнутый круг: игнорирование современной музыкальной культуры ведет к сокращению аудитории, в которой звучат произведения, созданные композиторами этой эпохи; отечественная музыкальная культура распадается на две, иногда практически не взаимодействующие части -академическую музыку со сложным художественным языком, требующим хорошей подготовки для восприятия, и
коммерциализированную музыку, зачастую низкого качества, но имеющую в силу легкости восприятия самую широкую аудиторию.
Очевидно, что в музыкальной культуре конца XX - начала XXI веков происходит смена типов музыкального мышления с классического на рационально-прагматический.
Складывается также и оппозиция: «потребитель массовой культуры» - «элитарный слушатель» (меломан). Большую роль в формировании слушательской культуры играют технические способы передачи и сохранения музыкальной информации, изменяется соотношение между индивидуальными и коллективными формами слушательской деятельности. Происходит смена акустических
условий восприятия музыки, что влияет на само восприятие и понимание музыкального произведения; а звуковая среда нередко складывается в сознании слушателя как стихийная [6], в которой сориентироваться неподготовленному слушателю сложно. Это вызывает необходимость преодоления барьеров, возникающих в процессе восприятия незнакомой музыки. Существенную роль в формировании аудитории в современную эпоху имеет укрепление качества принятия и готовности к диалогу культур [13].
Воспитание этих качеств становится важной задачей профессионального и
общегуманитарного музыкального образования, система которого переживает в наше время заметный кризис, столкнувшись с целым комплексом проблем административного, финансового и структурно-организационного плана. Это выдвигает требование модернизации сферы профессионального и общего музыкального образования, расширения спектра изучаемых систем музыкальной культуры, что требует и разработки новых учебных материалов и пособий, вдумчивого подключения информационных ресурсов медиакультуры.
При этом анализ существующих учебных программ непрерывного музыкального образования в контексте проблемы статьи показал, что современный репертуар -произведения, созданные композиторами конца XX - начала XXI веков, достаточно редко привлекаются к работе с учениками. Опрос педагогов показывает, что, по их мнению, для качественной подготовки обучающихся разного первоначального уровня проявления
музыкальных способностей наиболее
эффективной является традиционная система подготовки, основанная на классическом репертуаре. Освоение произведений современных композиторов теоретически может включаться в процесс обучения, но на практике на это направление работы у педагогов, как правило, не хватает времени.
В этом контексте следует выделить Программу Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей города Казани «Детская музыкальная школа № 11», которая была составлена преподавателем фортепиано О.А. Лещевой.
Данная программа опирается, в основном, на общеразвивающее направление музыкального образования детей и разработана на основе программы по фортепиано, утверждённой Министерством культуры СССР для детских
музыкальных школ (Москва, 1973 г.), и программы «Фортепиано», разработанной коллективом преподавателей детских музыкальных школ города Казани (2003 г.).
Таким образом, в рассматриваемом документе сочетаются опора на традиционные принципы отечественного музыкального образования и новейшие разработки XXI века, что в целом отвечает современным требованиям музыкально-эстетического развития
обучающихся. В программе представлен разнообразный фортепианный репертуар. В списке предлагаемого для изучения репертуара 98 пьес, среди которых 27 пьес созданы современными композиторами.
Обращает на себя внимание тот факт, что среди авторов этих пьес - значительное количество современных татарских
композиторов, таких, как Р. Еникеев, Н. Жиганов, Л. Хайрутдинова, Ш. Шарифуллин, И. Якубов, М. Яруллин, Р. Яхин, и др. Можно отметить, что региональный компонент может играть существенную роль в активности изучения современной музыки обучающимися детских музыкальных школ [8].
В многолетнем исследовании были разработаны модели освоения музыкальной культуры современности, методики, технологии, дидактические конструкции, обеспечивающие эффективную реализацию этих моделей. Например, дидактическая конструкция включения современного музыкального материала в процесс обучения в непрерывном музыкальном образовании (на примере творчества выдающегося отечественного композитора С.А. Губайдулиной). Осмысление музыкальной культуры конца XX века на основе изучения творчества С.А. Губайдулиной, являющегося одним из признанных достижений современного музыкального искусства, позволяет представить обучающимся, как можно органично соединять в музыке духовные искания с новаторскими формами и средствами выражения. В своих произведениях композитор неоднократно смогла создать единство «просветляемого и просветляющего» [11], что является высшей целью искусства.
В процессе изучения творчества Губайдулиной важно акцентировать внимание на способность композитора проникать во внутренний мир человека. Не случайно исследователи, анализируя произведения Губайдулиной, говорят о несуетной значимости, тонкости и очаровании, которые возникают в стремлении композитора выразить жизнь духа в пространстве и времени [14-16]. Таким образом,
вводя обучающихся в музыкальный континуум, на занятиях можно опираться именно на творчество Губайдулиной.
Такие конструкции позволяют изучать произведения современных отечественных композиторов на уроках по разным учебным дисциплинам, расширяя учебный процесс музыкальным материалом, а также привлекать возможности других видов искусства, формировать культурную музыкальную среду, отличающуюся духовной наполненностью, что определяет ее воспитательное, возвышающее человека воздействие, поднимающее его над обыденностью. Методологически система освоения музыкальной культуры может быть образно представлена в виде призмы, сквозь которую обучающиеся рассматривают сложный яркий период этой части музыкального континуума. Осмысляя новаторство
композиторов и их стратегии музыкальной выразительности, обучающиеся получают возможность погружения в эмоционально-образный мир, в структуру музыкально-звукового пространства, которое создают композиторы.
Все это направляет педагогов на творческое отношение к разработке занятий, осознание ценности изучаемого материала и важности стиля его подачи, которые должны поддерживать в обучающихся мотивацию к самостоятельной исследовательской деятельности, к вдумчивому и ответственному отношению к культуре, к стремлению самим стать ее создателями. Постижение основ творчества оказывается в данной системе неразрывно связанным с осознанием смыслов музыкального искусства, его включения в развитие общей культуры педагога.
Такое целостное освоение музыкальной культуры помогает обучающимся в формировании картины мира, в которой единым оказывается весь звучащий и не звучащий окружающий мир природы и культуры во всем его многообразии, воспринимаемый сознанием. Это становится базисом для музыкального ценностного взаимодействия растущего человека с миром, включения себя в этот процесс как созидателя и творца, любящего этот мира, тонко его чувствующего и бережно сохраняющего.
В целом, заключая размышления о педагогическом потенциале освоения
отечественной музыкальной культуры конца XX - начала XXI веков, следует выделить следующие главные положения:
- восприятие музыкальных произведений, равно как их создание и исполнение, является неотъемлемой частью непрерывного образования и требует вдумчивого психолого-педагогического
сопровождения, отбора произведений, приобщения обучающихся к основам художественного языка современной музыки, иначе говоря, освоения самого широкого спектра направлений отечественной музыкальной культуры;
- важным акцентом в этом процессе является формирование резистентности эстетического вкуса, готовности к преодолению влияния низкопробной массовой (эстрадно-развлекательной) музыки, которая построена на коммерциализации и снижении духовной составляющей искусства;
- обеднение содержания образовательного процесса за счет игнорирования острых проблемных вопросов становления отечественной музыкальной культуры в современную эпоху ведет к потере связи с реальностью, исключению образования из современного контекста активно развивающейся медиакультуры [4].
Педагогический потенциал освоения музыкальной культуры конца XX - начала XXI веков обусловлен тем, что в данном процессе обеспечиваются соразмерное сочетание преемственности традиций и инноваций; целостное понимание совокупности социально-культурных процессов и закономерностей движения музыкальной культуры, особенностей творчества композиторов и изменений в восприятии их произведений; создание условий, направляющих всех субъектов образовательного процесса на:
- саморазвитие;
- обретение рефлексивной позиции, позволяющей более тонко и вдумчиво оценивать музыкальное произведение, осмыслять его влияние как на индивидуума, так и на эпоху;
- включенность в процесс «духовного возвышения», который является ядром непрерывного художественного образования.
1. Адорно Т. Философия новой музыки / Т. Адорно. -М.: Логос, 2001. - 352 с.
2. Асафьев Б.В. О музыке XX века / Б.В. Асафьев; ред. и автор предисл. А. Н. Дмитриев. - Л.: Музыка, 1982. - 200 с.
3. Белл Д. Эпоха разобщенности / Д. Белл, В. Иноземцев. - М.: Центр исследований постиндустриального общества, 2007. - 304 с.
4. Высоцкая М.С. Музыка XX века: от авангарда к постмодерну / М.С. Высоцкая, Г.В. Григорьева. - 2-е изд. -М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2014. - 440 с.
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.meta-music.ru/page/gosudarstvennye-standarty
6. Кабкова Е.П. Обновление содержания основного общего образования: Музыка / Е.П. Кабкова / ФГОС: обновление содержания образования. - М.: Некоммерческое партнерство «Авторский клуб», 2017. - 112 с.
7. Калугина А.А. Ценностные ориентации современной молодежи в зарубежном и Российском искусстве [Электронный ресурс] // Искусство. Его виды. 2007. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id= 476016
8. Кобозева И.С. Региональное непрерывное музыкальное образование как национально-культурное
явление: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / И.С. Кобозева. -Саранск, 2006. - 391 с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wwwlib.ua-ru.net/diss/cont/158770.html
9. Концепция развития дополнительного образования детей // Образовательная политика. - 2014. - N° 2. - С. 9.
10. Концепция развития образования РФ до 2020 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ffle:///G/Users/Борис/AppData/Local/Mcrosof/Windows/INetCa che/IE/AAT45U3U/konc_razv_obr_RF_do_2020.pdf
11. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки / В.В. Медушевский. -2-е изд. - М.: Музыка, 2010. - 254 с.
12. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки / А.Н. Сохор. - Л.: Советский композитор, 1980. - Т. 1. - 296 с.
13. Стукалова О.В. Современное художественное образование в контексте постмодернистского дискурса // Педагогика искусства. - 2007. - № 2-3. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2007/stukalova_12-07-2007.htm
14. Холопова В.Н София Губайдулина. Путеводитель по произведениям / В.Н. Холопова. - М.: Композитор, 2001. -56 с.
15. Ценова В.С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной / В.С. Ценова. - М.: Берлин, 2000.
16. Kurtz M. Sofia Gubaidulina / M.Kurtz. - Stuttgart, 2001. - 240 р.
Сведения об авторе:
Акишина Екатерина Михайловна (г. Москва, Россия), кандидат искусствоведения, директор Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», e-mail: [email protected]
Data about the author:
E. Akishina (Moscow, Russia), candidate of art, Director Federal State Budget Scientific Institution "Institute of Art Education and Cultural Studies of the Russian Academy of Education", e-mail: [email protected]