УДК 165 © Ю. Ю. Зверева, 2010
Методологический потенциал композиционного принципа познания
Ю. Ю. Зверева *
В рамках статьи осуществляется попытка ввести в общенаучный обиход термин «композиция». На основании анализа основных значений понятия «композиция» формулируется композиционный принцип. Методологическая значимость композиционного принципа выявляется через сравнение с системно-структурным и синергетическим подходами.
Ключевые слова: композиция, структура, система, архитектоника.
XX в . в истории человечества, несомненно, является знаковым, поскольку плотность событий, свершившихся за короткий промежуток времени, помноженная на нарастающую скорость их развертывания, намного превышает историческую «норму» предшествующих периодов . Социально-политические, экономические, культурные, экологические проблемы приобретают глобальный размах и, прогрессируя с геометрической размерностью, врываются в век XXI . Наука как авангардная сфера духовного производства, монополизировавшая право на продуцирование знаний, в XX в . преодолела два кризисных рубежа Согласно широко известной периодизации, принадлежащей В . С . Степину, на начало первой половины века пришелся переход от классической к неклассической науке, а на начало второй — от неклассической к постнеклассической 1 .
Кризис в науке, как правило, связан с осознанием несоответствия или ограниченности имеющегося в наличии арсенала познавательных средств по отношению к кардинально изменившимся представлениям о характере реалий, подлежащих исследованию Поэтому каждый переходный или революционный период сопряжен с поиском адекватных методов построения картины мира, отражающей изменения и «научного сознания», и «научного бытия» . Одной из характерных черт современного образа науки является методологический плюрализм, простирающийся порой до границы постмодернистского релятивизма, что дает все основания поддержать мнение исследователей, утверждающих, что последний кризис до конца не преодолен
Наиболее влиятельная методологическая стратегия начала прошлого века, которая представлена теорией систем Л . фон Берталанфи 2 и объемлет структурный подход, восходящий к лингвистике
Ф . де Соссюра 3, сегодня все еще сохраняет актуальность Во второй половине ушедшего столетия она трансформируется в синергетическую парадигму исследования, сформулированную Г. Хакеном 4 и И . Пригожиным 5, и на данный момент представляется наиболее релевантной объектам современного постиндустриального пространства Вместе с тем, наряду с зарекомендовавшими себя понятиями «система» и «структура», в различных контекстах сегодня часто употребляется термин «композиция» Несмотря на то что данный термин пока не возведен в ранг общенаучного и содержание его достаточно размыто, представляется, что он имеет значительный методологический потенциал . Его раскрытию может поспособствовать, во-первых, выявление инвариантного смысла «композиции», во-вторых, сравнение с вышеуказанными классическими методологическими стратегиями, в-третьих, сопоставление с рядоположенными терминами из области искусствознания
I . Термин «композиция» традиционно связан со сферой искусства и искусствознания, однако он имеет более глубокие этимологические корни . Этот термин можно обнаружить в трудах выдающихся римских деятелей — Цезаря, Цицерона, Сенеки, Ко-лумеллы 6 . Изначально общий смысл композиции состоял в связывании, сочетании элементов, непременно предполагающем некую интенцию: «композиция чего-либо» . Развитие данного термина в европейских языках привело к обрастанию различными коннотациями . Наиболее реперзентативным в этом случае является английский язык, в котором можно обнаружить весь спектр значений композиции Сomposition — «составление, построение, соединение»; «сочинение (какого-либо произведения)»; «производство сложных слов»; «набор (в полиграфии)»;
В нашем журнале опубликовала статью «Опыт педагогической практики» (2007. № 2) .
*
«музыкальное, литературное, живописное и т. д. сочинение, произведение искусства»; «школьное сочинение»; «композиция (например, композиция картины, построение речи)»; «склад (ума)»; «состав, структура (например, состав команды, структура министерства)»; «состав (лекарства, воздуха, воды)»; «смесь, сплав»; «соглашение о перемирии или прекращение военных действий»; «компромиссное соглашение должника с кредитором» и др . 7
Сегодня термин «композиция» можно встретить, во-первых, в области искусства и частного искусствоведческого знания — архитектуре, живописи, литературе, музыке и др , а также в применении к новым технологичным видам искусства, таким как фотография, кино, компьютерная графика и т. д. Во-вторых, в различных отраслях технического знания: материаловедении, программировании, математике, дизайне, флористике, фармакологии и т п И, в-третьих, в некоторых частных узкоспециальных отраслях, балансирующих между искусством и техникой, используются такие словосочетания, как «парфюмерная композиция» — искусство составления косметической продукции, «шахматная композиция» — искусство составления шахматных задач, кроме того, сочетания «минеральная» или «антикоррозийная композиция» тоже фиксируют аспект оптимальности того или иного состава
Следует отметить, что даже в наиболее традиционной области применения — в сфере искусства и искусствознания — отсутствует единая дефиниция . Наиболее общим, релевантным всем видам искусства определением представляется следующее: композиция (от лат. composition — сложение, сочинение, связь, составление, строение, соотношение) — объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной чувственной форме наиболее ярко раскрывается содержание 8 .
Проанализировав указанные значения, можно выделить ряд аспектов композиции. Во-первых, совокупность значений, связанных с процессом творческой деятельности или с ее опредмеченным результатом, позволяет выделять творческий (в широком смысле слова) аспект композиции Во-вторых, такие свойства, как упорядочивание, урегулирование, структурирование, технологичность, указывают на прагматический аспект композиции В-третьих, совокупность значений, определяющих качество системности, присущее сложному целому, характерное для композиционной организации, ее завершенность, можно обозначить как концептуальный аспект Последние два аспекта позволяют установить связь между композицией и системно-структурным методом
II. Как известно, суть системного подхода заключается в целостном исследовании явления (про-
цесса), представленного как совокупность структурно взаимосвязанных элементов. Понятия «структура» и «композиция» очень близки по значению. В русском языке их семантическое единство фиксируется понятием «строение», означающим взаимное расположение частей, составляющих одно целое .
Структура, в свою очередь, определяется как совокупность устойчивых связей и отношений объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе 9 . Следовательно, понятие композиции является уточняющим по отношению к понятию структуры, поскольку структурность — одно из основных требований композиции При этом не всякая структура будет композицией
Следует отметить, что системно-структурный подход формировался по образцу неклассической рациональности и, соответственно, по шаблону передовых естественно-научных дисциплин, поэтому задача структурного метода состояла в обнаружении общего в различном, а также в репрезентации этого общего в абстрактных терминах элемента и связи. Такие репрезентации элиминируют все частное, случайное, особенное, что, по мнению структуралиста, позволяет улавливать смысл «Именно благодаря регулярной повторяемости одних и тех же единиц и их комбинаций, произведение предстает как некое законченное целое, иными словами, как целое, наделенное смыслом» 10 . Однако следует отметить, что смысл здесь предстает просто как абстрактная теоретическая схема общего . Обнаружение структуры — это и есть одновременно обнаружение смысла
Разница между структурой и композицией, по Р. Барту, состоит лишь в том, что структура — это интеллегибельная (мысленная) модель действительного объекта (что и позволяет ей быть методом точных наук), а композиция — воображаемого Однако, по нашему мнению, композиционность раскрывает иной аспект смысла Смысл в данном случае олицетворяет не только формальную (структурную) составляющую реальности, но и указывает на ее взаимосвязь с содержанием, позволяя исследовать явление, не подвергая его тотальной унификации В этом плане объективной безличности структуры противопоставлен мощный авторский посыл композиции, реализующийся через конкретно-чувственную презентацию общего . Здесь зафиксирована еще одна ключевая составляющая композиционного принципа — выраженность субъектного начала, которая предполагается первым аспектом композиции
Субъектность как одна из детерминант познания является важнейшей характеристикой нового эталона постнеклассической рациональности Согласно этому представлению, исследователь осознает свою включенность в конструируемую картину мира
и преломляет ее под углом существующей системы ценностей, мировоззренческой доминанты В качестве конкретного примера в данном случае можно сослаться на антропный принцип в современной космологии Изложенное позволяет сделать вывод о том, что композиция, понимаемая как специфическая структура, формирующая новый тип целостности, в большей степени удовлетворяет требованиям познания постнеклассической реальности
Структурное единство на формальном уровне констатирует связь элементов системы . «Форма, таким образом, это то, что позволяет отношению смежности между единицами не выглядеть результатом чистой случайности» п. Композиционность, как уже было сказано, представляет собой единство, выражающее не только формальный, но и содержательный аспект, раскрывая смысловое единство формы и содержания Следовательно, композиция есть не само расположение элементов системы, а скорее принцип, согласно которому осуществляется упорядоченность разнородного материала, оптимизация смыслового пространства, в котором существует сложное целое Здесь уже имеет смысл говорить о композиционности как принципе познания, заключающем в себе помимо структурности и субъектности также требование взаимосвязи формы и содержания мышления Последнее в самом общем смысле предполагает соответствие познавательных средств познаваемому объекту 12 .
Итак, унифицирующая методология, по признанию самих структуралистов, не универсальна, ибо работает только с реальностью высокой степени объективности; в этом проявляется ее естественнонаучная направленность Р Барт напрямую отождествляет структурный анализ с процессом конструирования: «...именно в той мере, в какой цели структуралистской деятельности неразрывно связаны с определенной техникой, структурализм заметно отличается от всех прочих способов анализа или творчества: объект воссоздается для выявления функций, и результатом, если можно так выразиться, оказывается сам проделанный путь» 13. Термин же «композиция» он использует лишь для фиксации результата этого процесса как некой константы .
Однако за пределами «узкой специализации» структурного подхода с такой упрощенной трактовкой композиционности и преувеличением роли конструктивизма в познании нельзя согласиться Структурный метод, безусловно, дает положительный результат, но область его применения — это уже некоторым образом существующая реальность, поэтому для структуралиста не существует не только вопроса о критериях реальности, но и проблемы механизмов ее возникновения
В «Структурной антропологии» К . Леви-Стросса можно найти предпосылки осмысления этого меха-
низма В частности, такой предпосылкой является различие «структуры» и «события», варианты соотношения которых дают две разные формы освоения мира: «один — создавая события (изменяя мир) посредством структур, другой — создавая структуры посредством событий» 14 . Второй путь основан на рекомбинации имеющегося в наличии материала, репродуцировании типического или даже архетипи-ческого, здесь конечная цель — сама структура как некий единый знаменатель, под который подводится все освоенное содержание . Установление связей между элементами нужно, прежде всего, для того, чтобы представить новые компоненты в ряду уже известных Таким образом, К Леви-Стросс связывает структурирование с умением видеть в новом типическое, подчиняя первое второму
Кардинально отличается от этого путь создания события, которому присущи уникальность и новизна Здесь тоже присутствует структура, но она является лишь средством обнаружения определенной тенденции, которая позволяет, минуя типическое, на его фоне создавать абсолютно новое. Несомненно, реальный процесс креативного конструирования намного сложнее, нежели это представлено у К Леви-Стросса Однако он абсолютно точно определил, что структура в нем не самоцель Структурность — это характеристика, выражающая лишь один из аспектов композиционности — прагматический Поэтому композиционность как методологический принцип потенциально применим к более широкому кругу явлений
Недостатки системно-структурного подхода должна была преодолеть синергетика — теория, описывающая функционирование сложных самоорганизующихся систем Синергетическая парадигма формулируется с учетом основных постулатов постнеклассической науки, поэтому она отражает изменившуюся полицентричную картину мира К числу достоинств синергетической методологии следует отнести учет таких факторов, как стохастичность, неопределенность, нелинейность, поливариантность
Однако нужно отметить, что и синергетика, несмотря на междисциплинарный статус, также произрастает из естественно-научной почвы Возможно, именно этот факт отчасти препятствует окончательному разрешению ее внутренних конфликтов, связанных в большей степени с применимостью синергетической методологии к социально-гуманитарным областям В этом плане к числу не до конца преодоленных трудностей относятся: высокий уровень сложности социальных систем и, соответственно, многообразие и разнообразие факторов, детерминирующих их поведение, а также комплексный и многоступенчатый характер связей между указанными
факторами. Безусловно, это в значительной степени сказывается на объяснительных и, главное, на прогностических возможностях социосинергетики .
В связи с этим следует поставить вопрос: «Может ли исконно гуманитарный термин, каковым является „композиция“, положенный в основу соответствующего принципа, хотя бы отчасти нивелировать указанные затруднения?» Для ответа на этот вопрос следует обратиться еще к одному терминологическому разграничению непосредственно на почве искусствоведения В этой связи необходимо проанализировать еще одно близкое по значению композиции понятие, актуальное, в частности, в литературоведении и архитектуре — это понятие «архитектоника».
III. Понятие «архитектоника» в литературе не менее многозначно, чем понятие «композиция» С одной стороны, «архитектоника» употребляется как синоним «композиции» (содержательная логика произведения), с другой — в значении специфического авторского стиля изложения М М Бахтин, исследуя основные категории эстетики, делает вывод о том, что «архитектоника» — это категория эстетического восприятия произведения, оценивающего его с точки зрения гармоничности и органичности форм, т е исключительно антиутилитарно . Если архитектоника абсолютно не прагматична, то композиция всегда ориентирована на целесообразность, телеологична: в ней все для чего-то предназначено и нет ничего лишнего . Таким образом, композиция помогает раскрывать целевую составляющую системы
Нюансировка смыслов «архитектоники» и «композиции» позволяет разграничивать эстетическое отношение к реальности и художественное познание. Архитектоника и композиция, по Бахтину, есть две различные формы . «Форма самодостаточности, самодовления, принадлежащая всему эстетически завершенному, есть чисто архитектоническая форма, менее всего могущая быть перенесенной на произведение, как организованный материал, являющееся композиционным телеологическим целым, где каждый момент и все целое целеустремлены, что-то осуществляют, чему-то служат» 15.
Таким образом, Бахтин уточняет, что архитектоника и композиция — это две стороны или два аспекта художественной формы: первый из них характеризует произведение как эстетический объект, сопряженный, следовательно, с эмоциональностью и ценностным отношением, второй как объект познания, реализующегося благодаря набору технических приемов, выполняющих «служебную» функцию . Этот функциональный аспект, подчеркнутый Бахтиным, следует расширить до понимания композиции как соотнесения формы и содержания, подчиненной внутренней целесообразности, а также как соотнесенно-
сти конкретного текста и контекста его предназначения, подчиненной внешней целесообразности
Общее в природе искусства и техники отмечал еще Аристотель; в области архитектуры это общее выступает с наибольшей очевидностью. «Художник обладает идеями, которые в конечном счете направляют конструирование вещей Например, идея жилища для людей определяет строительство дома архитектором. Акцентируя существенность связи между искусством и техникой, мы приходим к специфической рациональности искусства Подобно технологии, искусство творит иной универсум мышления и практики» 16 . Отсюда можно сделать вывод о том, что композиционность не просто особенность мышления, но определенный технический принцип, характеризующий познание в аспекте его рациональности Именно эти качества композиции позволяют возводить ее в ранг онтологической и гносеологической категории, применяемой для объяснения особенностей формирования знания и соответствующей ему реальности .
Таким образом, композиция как явление методологического порядка с внушительной нефилософской историей и при этом обладающее значительным эвристическим потенциалом может занять достойное место в ряду философских принципов и найти применение, в первую очередь, в онтологии и теории познания Отдельного исследования требует проблема применимости сформулированного принципа к частнонаучным областям знания Поскольку в самом общем смысле композиция представляет собой специфический способ связи разнородных явлений в пределах сложноорганизованного целого, она может помочь в решении ряда актуальных проблем, стоящих перед современным знанием .
Во-первых, в самом общем плане, композиция дает представление о достаточно высокой степени целостности и системности какого-либо явления Именно такого представления, как правило, недостает в кризисные для знания периоды его развития Поэтому композиция может выступать в роли стержневой идеи, пронизывающей разные уровни знания и объединяющей их в определенный тип целостности
Во-вторых, понятие «композиция» отличает большая степень гибкости и вариативности, в отличие от системно-структурной методологии, претендовавшей ранее на решение указанной проблемы Гибкость и вариативность —это необходимые требования к новому облику современного знания, поэтому актуальность композиции может быть представлена как модернизация, отчасти снимающая проблемы, возникающие в рамках системно-структурного подхода
В-третьих, в связи с предыдущим пунктом область применения композиции, при условии рас-
крытия ее потенциала, может быть распространена на достаточно широкий круг явлений: познавательного, творческого, технического характера, объективного и субъективного порядков. В единстве трех его аспектов композиционный принцип применим не только к исследованию естественно-научных, но и к раскрытию специфики социогуманитарных феноменов
1 Степин В. С., Горохов В. Г., Розов М. А. Философия науки и техники . М . , 1999. 400 с .
2 Берталанфи Л. Общая теория систем : критический обзор // Исследования по общей теории систем : сб. переводов / общ . ред . и вступ . ст. В . Н . Садовского и Э. Г. Юдина . М . , 1969. С 23-82.
3 Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики / пер. с фр. М. , 2006. 278 с.
4 Хакен Г. Синергетика / пер . с англ . М . , 1980. 406 с .
5 Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса : новый диалог с природой / пер . с англ . М . , 1986. 432 с .
6 Об этом см . : Лукова Т. М., Луков В. А. Композиция : те-заурусный анализ понятия. URL: http://www.zpu-journal.ru/ e-zpu/2009/10/lukov/ (дата обращения: 02.06.2010).
7 Большой англо-русский словарь: в 2 т. М., 1972. Т. 1 / под общ . рук. И. Р. Гальперина. С. 290.
8 Основы композиции. URL: http://www. rosdesign . com/ design/kompozofdesign .htm (дата обращения: 25.05.2010) .
9 Автономова Н. С. Структура // Новая философская энциклопедия: в 4 т. М . , 2001. Т. 3 . С. 647.
10 Барт Р. Структурализм как деятельность // Барт Р. Избранные работы: Семиотика . Поэтика . М . , 1994. С. 258.
11 Там же .
12 Мамардашвили М. К. Формы и содержание мышления . (К критике гегелевского учения о формах познания) . М . , 1968 191 с
13 Барт Р. Указ . соч. С. 256.
14 Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М. , 1994. С.131.
15 Бахтин М. М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М . М . Вопросы литературы и эстетики . М . , 1975. С. 19.
16 Маркузе Г Одномерный человек. М . , 1994. С. 312.