Научная статья на тему 'Методологический подход к выбору информационно-технологической основы системы информационного взаимодействия органов военного управления'

Методологический подход к выбору информационно-технологической основы системы информационного взаимодействия органов военного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
103
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА / СИСТЕМА КЛЮЧЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА / КОНФИГУРАЦИЯ / СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / МЕТОД АНАЛИЗ ИЕРАРХИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ямпольский Сергей Михайлович

Информационная обеспеченность и рациональность стратегических решений, принимаемых органами военного управления, в существенной мере зависит от информационного взаимодействия между ними, сущность которого заключается в обмене информацией, необходимой для эффективного комплексного применения сил средств и ресурсов в интересах обороны и безопасности государства. Для своевременного обеспечения органов управления требуемой информацией требуется соответствующая информационно-технологическая основа. Применение различных вариантов информационно-технологической основы органов военного управления, с одной стороны вносит определенный вклад в решение задач, стоящих перед ними, что позволяет снизить временные затраты на сбор, обобщение и анализ данных обстановки, повысить качество, актуальность и достоверность получаемой информации, а с другой стороны, требует определенных затрат. В связи с этим, приобретает особую актуальность решение задачи выбора рационального варианта информационно-технологической основы для повышения эффективности информационного взаимодействия органов военного управления, с учетом объема вложенных финансовых средств. В работе построена стратегическая карта системы ключевых показателей эффективности информационного взаимодействия органов военного управления. Представлено описание стратегических целей информационного взаимодействия, а также соответствующие им ключевые показатели эффективности. Рассмотрен пример выбора рационального варианта конфигурации информационно-технологической основы системы информационного взаимодействия органов военного управления на основе метода анализа иерархий, с учетом объема вложенных финансовых средств. Предложенный подход позволяет обосновать экономически целесообразную стоимость обеспечения качества проведения информационного взаимодействия органов военного управления при заключении сервисных контрактов на послепродажное обслуживание элементов информационно-технологической основы, а также оценить зависимость качества проведения взаимодействия и стоимости его обеспечения для предоставления гарантий при заключении сервисных контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ямпольский Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологический подход к выбору информационно-технологической основы системы информационного взаимодействия органов военного управления»

doi: 10.24411/2409-5419-2018-10100

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ПОДХОД К ВЫБОРУ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ВОЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

ямпольскии

Сергей Михайлович

Сведения об авторе:

К.Т.Н., доцент, старший научный сотрудник Военного института (управления национальной обороной) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации, г. Москва, Россия, yampolsm@mail.ru

АННОТАЦИЯ

Информационная обеспеченность и рациональность стратегических решений, принимаемых органами военного управления, в существенной мере зависит от информационного взаимодействия между ними, сущность которого заключается в обмене информацией, необходимой для эффективного комплексного применения сил средств и ресурсов в интересах обороны и безопасности государства.

Для своевременного обеспечения органов управления требуемой информацией требуется соответствующая информационно-технологическая основа.

Применение различных вариантов информационно-технологической основы органов военного управления, с одной стороны вносит определенный вклад в решение задач, стоящих перед ними, что позволяет снизить временные затраты на сбор, обобщение и анализ данных обстановки, повысить качество, актуальность и достоверность получаемой информации, а с другой стороны, требует определенных затрат. В связи с этим, приобретает особую актуальность решение задачи выбора рационального варианта информационно-технологической основы для повышения эффективности информационного взаимодействия органов военного управления, с учетом объема вложенных финансовых средств.

В работе построена стратегическая карта системы ключевых показателей эффективности информационного взаимодействия органов военного управления. Представлено описание стратегических целей информационного взаимодействия, а также соответствующие им ключевые показатели эффективности.

Рассмотрен пример выбора рационального варианта конфигурации информационно-технологической основы системы информационного взаимодействия органов военного управления на основе метода анализа иерархий, с учетом объема вложенных финансовых средств.

Предложенный подход позволяет обосновать экономически целесообразную стоимость обеспечения качества проведения информационного взаимодействия органов военного управления при заключении сервисных контрактов на послепродажное обслуживание элементов информационно-технологической основы, а также оценить зависимость качества проведения взаимодействия и стоимости его обеспечения для предоставления гарантий при заключении сервисных контрактов.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: органы военного управления; стратегическая карта; система ключевых показателей; информационно-технологическая основа; конфигурация; система информационного взаимодействия; метод анализ иерархий.

Для цитирования: Ямпольскии С.М. Методологический подход к выбору информационно-технологической основы системы информационного взаимодействия органов военного управления // Наукоемкие технологии в космических исследованиях Земли. 2018. Т. 10.№ 4. С. 83-92. doi: 10.24411/2409-5419-2018-10100

Изменения в характере военных опасностей и угроз для Российской Федерации, возникшие за последние годы, предъявляет новые требования к содержанию и порядку деятельности органов военного управления (ОВУ) при решении задач в области обороны и безопасности государства.

Результаты проведенных исследований показали, что в современных условиях, с учетом необходимости принятия решений практически в реальном времени и потребности в обработке больших объемов информации, эффективность управления обороной и безопасностью государства во многом зависит от совершенства методов, применяемых ОВУ в процессе выполнения своих функциональных задач [1, 6, 7, 8].

Современный уровень развития информационных технологий позволяет интегрировать деятельность ОВУ в форме так называемого «виртуального предприятия», когда различные органы управления имеют коллективный доступ к информации.

Именно механизмы, реализующие информационное взаимодействие ОВУ, должны обеспечить адекватное отражение непрерывно меняющейся обстановки и формирование целостной объективной военной, социально-политической и экономической картины мира, многоцелевое и многопользовательское планирование и использование разнородных ресурсов в условиях высокой динамики вызовов и угроз [1].

Степень реализации возможностей сил, средств и ресурсов для обеспечения эффективности информационного взаимодействия ОВУ определяется, прежде всего, качеством решений, принимаемых этими органами, в существенной мере зависящими от их информационного обеспечения.

Информационно-технологическая основа ОВУ предназначена для обмена в автоматизированном режиме информацией, необходимой этим органам для формирования решений по применению имеющихся в их распоряжении сил, средств и ресурсов [1].

Проведенный анализ информационно-технологической основы (ИТО) существующих технических средств и технологий показал, что они не позволяют в полной мере обеспечить требуемое информационное взаимодействие ОВУ в интересах обороны и безопасности Российской Федерации [6-8, 11]. Это обусловливает необходимость дальнейшего развития ИТО системы информационного взаимодействия ОВУ.

Эффективность функционирования ИТО проявляется в обусловленном ее функционированием приращении степени реализации возможностей указанных сил, средств и ресурсов для обеспечения эффективности информационного взаимодействия ОВУ.

При выполнении требований полноты, точности и достоверности информации, формируемой, в части ка-

сающейся, каждым органом управления, это приращение обеспечивается за счет своевременности обмена необходимой информацией и обеспечения ее защищенности в процессе обмена [8]. Своевременность заключается в том, что время, необходимое для обмена информацией не приводит к превышению, допустимого для каждого из рассматриваемых органов, времени цикла управления. Защищенность информации обеспечивается скрытностью процессов обмена, их стойкостью к деструктивному воздействию и восстанавливаемостью после такого воздействия. При этом, обеспечение защищенности, в конечном счете, приводит к увеличению необходимого для обмена информацией времени.

Следовательно, своевременность обмена необходимой информацией, при условии обеспечения требуемого уровня ее защищенности, является основным параметром ИТО, определяющим степень реализации возможностей подведомственных ОВУ сил, средств и ресурсов [8, 10-11].

Анализ результатов проведенных исследований показал, что в современных условиях приобретает особую актуальность решение задачи выбора рационального варианта ИТО для повышения эффективности информационного взаимодействия ОВУ с учетом объема вложенных финансовых средств [1].

Это связано с тем, что включение (исключение) мероприятий, связанных с построением ИТО, в государственный оборонный заказ (ГОЗ) должно подкрепляться обоснованными аргументами, подтверждающими необходимость их проведения.

Под конфигурацией ИТО понимают структуру комплекса программно-аппаратных средств ОВУ, обладающую эксплуатационными, функциональными и физическими свойствами (характеристиками) и отвечающую установленным требованиям.

Соответственно, управление конфигурацией — это управленческая технология, направленная на установление и поддержание соответствия эксплуатационных, функциональных и физических характеристик ИТО системы информационного взаимодействия ОВУ заданным требованиям [2].

В соответствии с технологией управления конфигурацией, из базовой структуры ИТО могут быть выделены объекты конфигурации, выполняющие в составе рассматриваемой структуры четко определенные функции и обладающие значимым набором характеристик, сопоставимых с подмножеством требований, предъявляемых к требуемому (базовому) варианту ИТО. В процессе управления конфигурацией эти наборы требований декомпозируются на «поднаборы», относящиеся к функциональным компонентам ИТО.

Для ИТО эти требования весьма многообразны и представляются в виде Ж-мерного вектора (1):

R = (r r r )

z " 1' 2' ' N'

компонентами которого могут быть как количественные, так и качественные характеристики деятельности ОВУ

Фактические характеристики ИТО представляются также в виде Ж-мерного вектора (2):

M = (m , m , ..., mN)

(2)

компоненты которого имеют тот же физический смысл, что и компоненты вектора Я , и измеряются в тех же единицах.

Меру удовлетворения информационных потребностей ОВУ возможно оценить нормой вектора разности и М (3):

Д = | Rz — М |

(3)

В задачу выбора рационального варианта ИТО входит выбор такой структуры элементов, применение которых в рамках деятельности ОВУ, обеспечит минимизацию величины Д.

Реализация каждого из представленных вариантов ИТО с одной стороны вносит определенный вклад в решение задач, стоящих перед ОВУ, что позволяет снизить временные затраты на сбор, обобщение и анализ данных обстановки, повысить качество, актуальность и достоверность получаемой информации, а с другой стороны, требует определенных затрат.

В связи с этим, актуальной задачей является сопоставление качества и стоимости для представленных вариантов ИТО системы информационного взаимодействия ОВУ Такое обоснование необходимо и для ГОЗ в целом, чтобы однозначно доказать, что представляемый на утверждение вариант заказа является рациональным (наилучшим) из всех возможных вариантов [2].

Для данного обоснования целесообразно использовать критерий «эффективность-стоимость», исходя из полученных значений которого возможно выбрать рациональный вариант ИТО с наилучшим ожидаемым эффектом от его реализации (при заданном объеме финансовых вложений), либо с наименьшими затратами (при заданном или равном уровне эффективности информационного взаимодействия ОВУ).

Необходимо отметить, что в настоящее время не существует единой методики или формулы расчета совокупной стоимости владения новыми организационными и программно-техническими решениями, так как структура осуществляемых затрат существенно различается в зависимости от особенностей деятельности различных ОВУ [3].

Традиционно, при расчете совокупной стоимости владения такими решениями учитываются три основных типа затрат: прямые капитальные; прямые операционные;

косвенные затраты (потенциальные потери от различных проблемных ситуаций).

По сути только косвенные затраты способны отразить то, насколько эффективно осуществляется управление информационными ресурсами и системами в ходе проведения информационного взаимодействия между ОВУ [3].

Логическая цепочка в данном случае выглядит следующим образом: чем большее число должностных лиц ОВУ работает в едином информационном пространстве и чем сложнее функциональные процессы их деятельности, тем выше как совокупная стоимость владения организационными и программно-техническими решениями, так и результативность использования всей ИТО в целом.

Для решения задачи выбора наиболее рационального варианта ИТО сформируем систему ключевых показателей эффективности (КПЭ) информационного взаимодействия ОВУ.

В рамках реализации данной методологии происходит трансформация стратегии управления информационным взаимодействием ОВУ в полный набор количественных индикаторов, позволяющих измерять степень успешность проведения взаимодействия в настоящем и будущем [5]. Набор КПЭ предназначен для руководящих лиц ОВУ как инструмент принятия решений в процессе управления информационным взаимодействием.

Стратегическая карта ССП эффективности информационного взаимодействия ОВУ представлена на рис. 1.

В табл. 1 и 2 представлено описание стратегических целей информационного взаимодействия ОВУ, а также соответствующие им КПЭ.

В качестве интегрального показателя качества информационного взаимодействия ОВУ — КИВ предлагается использовать отношение коэффициента глобального приоритета выбора варианта ИТО — А,, который будет рассмотрен далее, к полной стоимости ИТО — £ (4):

кш _

_A

оП »-> итг

(4)

Полная стоимость ИТО определяется как сумма совокупной стоимости владения ИТО («оплата» за качество проведения информационного взаимодействия ОВУ) — 5ВЛИТО и совокупной стоимости ИТО — (5):

оп _ о ° ИТО — ° ИТО

"От,

(5)

Из всех известных математических методов и инструментальных средств, подходящих для обоснования выбора рационального варианта ИТО, наибольшую значимость представляют те методы, которые позволяют учитывать неопределенность и многокритериальность выбора, а также дают возможность выбора наиболее эффективного решения из заданного множества альтернатив

Рис. 1. Стратегическая карта ССП эффективности информационного взаимодействия ОВУ

при наличии критериев, имеющих различные типы шкал измерения.

К числу таких методов относится метод анализа иерархий (МАИ) [4, 9, 12-15]. Данный метод удовлетворяет всем вышеуказанным требованиям и является относительно простым для использования полученной от экспертов информации.

В рамках реализации МАИ, выбор рационального варианта структуры ИТО будет осуществляться на основе координат вектора: Д. = (Д1, Д2, ..., ДЖ).

В итоге, на основании полученных сравнений альтернатив по критериям и нормализованных весов критериев, получается итоговая глобальная матрица. Далее, на основании полученных значений коэффициента глобального приоритета- А,, делается вывод о наиболее рациональной, с точки зрения выделенных критериев, альтернативе (конфигурации ИТО).

Согласно требованиям нормативно-методических документов, процесс управления конфигурацией программно-аппаратных комплексов, создаваемых по ГОЗ, к числу которых относится ИТО системы информационного взаимодействия ОВУ, предусматривает [2]:

идентификацию конфигурации; проверку конфигурации, т. е. получение подтверждения того, что текущая версия ИТО соответствует заданным требованиям;

при отрицательном результате проверки — проведение анализа причин несоответствия требованиям и документально оформленное инициирование работ по внесению изменений в структуру ИТО;

контроль результатов изменения и, при положительном результате проверки — утверждение конфигурации.

Представленный процесс может повторяться на всех стадиях жизненного цикла ИТО: после завершения процесса проектирования, изготовления и испытаний опытного образца, а также в процессе использования комплекса по назначению, когда могут быть скорректированы ранее выставленные требования или произведена замена компонентов.

Рассмотрим пример выбора рационального варианта конфигурации ИТО для проведения развития (модернизации) существующей ИТО системы информационного взаимодействия ОВУ с учетом объема вложенных финансовых средств.

Таблица 1

Описание стратегических целей информационного взаимодействия ОВУ

Перспективы Стратегические цели Описание стратегических целей

Обучение и развитие 1. Сокращение стоимости владения ИТО

1.1. Совершенствование процесса подготовки ОВУ Организация новых направлений подготовки ОВУ

1.2. Совершенствование процесса технической эксплуатации элементов ИТО Внедрение современных стратегий технической эксплуатации элементов ИТО

2. Выбор рационального варианта информационного обмена ОВУ Осуществление выбора рационального варианта информационного обмена ОВУ

3. Выбор рационального варианта ИТО Осуществление выбора рационального варианта ИТО с учетом объема вложенных финансовых средств

Внутренние процессы Построение системы менеджмента качества информационного взаимодействия ОВУ Реализация мер по управлению процессами информационного взаимодействия ОВУ, направленных на обеспечение качества получаемых результатов с учетом объема вложенных финансовых средств

Участники ППО Повышение надежности информации Разработка и реализация мер по повышению способности информации сохранять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения

Повышение доступности информации Разработка и реализация мер по повышению возможности получить за приемлемое время требуемую информационную услугу

Повышение целостности информации Разработка и реализация мер по повышению актуальности и непротиворечивости информации, ее защищенности от разрушения и несанкционированного изменения

Повышение достоверности информации Разработка и реализация мер по повышению соответствия информации параметрам объективной реальности

Повышение конфиденциальности информации Разработка и реализация мер по повышению защиты информации от несанкционированного доступа

Результат Повышение эффективности информационного взаимодействия Реализация мер по повышению эффективности информационного взаимодействия

Стратегические цели информационного взаимодействия ОВУ и соответствующие им КПЭ

Таблица 2

Перспективы Стратегические цели КПЭ

Обучение и развитие 1. Сокращение стоимости владения ИТО 5вл — совокупная стоимость владения ИТО ито ^

1.1. Совершенствование процесса подготовки ОВУ стоимость подготовки должностных лиц ОВУ

1.2. Совершенствование процесса технической эксплуатации элементов ИТО стоимость технической эксплуатации элементов ИТО

2. Выбор рационального варианта информационного обмена ОВУ К — количество выполненных запросов вз г

Го — время обработки данных

Гр — время реагирования на изменения обстановки

Кпз — количество повторных запросов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кпв — количество предотвращенных вторжений

3. Выбор рационального варианта ИТО 5 — совокупная стоимость ИТО ито

А. — коэффициенты глобального приоритета выбора варианта ИТО

Кб — базовое количество выполненных запросов вз г

гбо — базовое время обработки данных

гбр — базовое время реагирования на изменения обстановки

Кбпз — базовое количество повторных запросов

Кбпв — базовое количество предотвращенных вторжений

Д — величина отклонения количества выполненных запросов вз г от базового значения

До — величина отклонения времени обработки данных от базового значения

Др — величина отклонения времени реагирования на изменения обстановки от базового значения

Дпз — величина отклонения количества повторных запросов от базового значения

Дпв — величина отклонения количества предотвращенных вторжений от базового значения

Внутренние процессы Построение системы менеджмента качества информационного взаимодействия ОВУ 5п — полная стоимость ИТО ито

Кив — показатель качества информационного взаимодействия ОВУ

Vol 10 No 4-2018, H&ES RESEARCH

Заданные требования к конфигурации ИТО ОВУ, с учетом средней стоимости каждого из ее элементов, представлены в табл. 3.

Исходные данные различных вариантов ИТО системы информационного взаимодействия ОВУ представлены в табл. 4, а исходные данные для выбора рационального варианта ИТО, в виде координат вектора Д, = (Д1, Д2, ..., ДЖ) представлены в табл. 5.

Результаты расчета глобальных приоритетов представлены в табл. 6.

Таблица 3

Заданные требования к конфигурации ИТО ОВУ

Кб вз fo ^р Кб пз Кб пв

Базовый вариант ИТО 1480 12,1 19,8 7 980

Средняя цена за 1 единицу 10 15 12 11 6

Исходные данные различных вариантов ИТО ОВУ Таблица 4

К вз t о t р К пз К пв

Вариант ИТО №1 1472 12,2 19,9 9 979

Вариант ИТО №2 1472 12,8 22,5 11 971

Вариант ИТО №3 1469 12,9 21,9 15 972

Исходные данные для выбора рационального варианта ИТО ОВУ Таблица 5

Д вз До Др Д пз Д пв

Вариант ИТО № 1 8 0,1 0,1 2 1

Вариант ИТО № 2 8 0,7 2,7 4 9

Вариант ИТО № 3 11 0,8 2,1 8 8

Таблица 6

Результаты расчета глобальных приоритетовдля вариантов конфигурации ИТО ОВУ

Альтернативы Критерии Глобальные приоритеты A. 1

Д вз До Др Д пз Д пв

Нормализованный вектор критериев

0,550 0,203 0,162 0,060 0,025

Вариант ИТО №1 0,291 0,449 0,750 0,311 0,688 0,40849704

Вариант ИТО №2 0,105 0,277 0,171 0,609 0,248 0,18424459

Вариант ИТО №3 0,605 0,273 0,078 0,080 0,064 0,40725836

Столбец «глобальные приоритеты» отражает долю предпочтения каждой стратегии от 100% с учетом рассчитанных коэффициентов.

Выбор рационального варианта конфигурации ИТО системы информационного взаимодействия ОВУ осуществляется на основании полученного максимального значения глобального приоритета.

Результаты расчетов, приведенные в таблице 6, показывают, что рациональным вариантом ИТО, является вариант № 1 (выделен в таблице полужирным начертанием текста).

Таблица 7

Результаты оценки качества информационного взаимодействия ОВУ с учетом объема вложенных финансовых средств

5 ито 5ВЛ ито 5п ито К мив

Вариант ИТО №1 21065,4 1000 22065,4 0,0000185

Вариант ИТО №2 20955,2 1000 21955,2 0,0000084

Вариант ИТО №3 20892,9 1000 21892,9 0,0000186

В табл. 7 представлены результаты оценки качества информационного взаимодействия ОВУ с учетом объема вложенных финансовых средств (при равной стоимости послепродажного обслуживания различных вариантов ИТО).

Результаты расчетов показывают, что рациональным вариантом ИТО ОВУ, является вариант ИТО № 3 (выделен в таблице полужирным начертанием текста).

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что ранее выбранный вариант ИТО № 1, при относительно равных значениях глобального приоритета выбора, является слишком дорогим и должен быть заменен на вариант ИТО № 3.

Таким образом, в предложенной работе представлен методологический подход к выбору рационального варианта ИТО системы информационного взаимодействия ОВУ, с учетом объема вложенных финансовых средств.

Реализация данного подхода позволит:

обосновать экономически целесообразную стоимость обеспечения качества проведения информационного взаимодействия ОВУ при заключении сервисных контрактов на послепродажное обслуживание ИТО;

оценить зависимость качества проведения информационного взаимодействия ОВУ и стоимости его обеспечения для предоставления гарантий при заключении сервисных контрактов.

Материал статьи предназначен для военных исследователей, специализирующихся в вопросах государственного и военного управления, а также может быть полезными преподавателям адъюнктам, докторантам и слушателям военных академий Вооруженных Сил Российской Федерации.

Литература

1. Ямпольский С.М., Злобин С.М., ШаламовА. С. Концептуальные основы информационно-аналитического обеспечения органов управления военной организацией государства // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2016. № 4. С. 9-15.

2. Левин А. И., Судов К. В. Концептуальные основы управления конкурентоспособностью наукоемкой продукции. М.: НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика», 2005. 33 с.

3. Зараменских Е. П. Управление жизненным циклом информационных систем: монография. Новосибирск: ЦРНС, 2014. 270 с.

4. Кравченко Т. К., Исаев Д. В. Системы поддержки принятия решений. М.: Юрайт, 2016. 292 с.

5. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. М.: Олимп-Бизнес. 2003. 214 с.

6. АнисимовЕ. Г., АнисимовВ.Г., Сауренко Т.Н., Чвар-ков С. В. Экономическая политика в системе национальной безопасности Российской Федерации // Национальные приоритеты России. 2016. № 3 (21). С. 22-31.

7. Анисимов В. Г., Анисимов Е. Г., Быстров А. Г., Ло-бас Е. В. Метод оценивания обоснованности управленческих решений // Вестник Российской таможенной академии. 2008. № 2. С. 103-106.

8. Анисимов Е. Г., Анисимов В. Г., Гарькушев А. Ю., Селиванов А. А., Чварков С. В. Сущность и проблемы управления обеспечением безопасности и обороной государства // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2016. № 3. С. 3-10.

9. Саати Т. Л. Принятие решений — метод анализа иерархий. М.: Радио и Связь. 1993. 268 с.

10. Ямпольский С.М., Злобин С. М. Архитектурный подход к проектированию информационно-образовательной среды // I-methods. 2017. Т. 9. № 1. С. 9-15.

11. Ямпольский С.М., Кузин В. А., Шаламов А. С., Рубинов В. И. Актуальные вопросы информационно-аналитического обеспечения органов военного управления // Сборник научных статей по материалам IV Всероссийской научно-практической конференции «Академические Жуковские чтения» (Воронеж, 23-24 ноября 2016 г.) / ВУНЦ ВВС. Воронеж, 2017. С. 206-211.

12. Рубчинский А. А. Методы и модели принятия управленческих решений. М.: Юрайт, 2016. 345 с.

13. Тебекин А. В. Методы принятия управленческих решений. М.: Юрайт, 2015. 412 с.

14. Исаев Д. В. Корпоративное управление и стратегический менеджмент: информационный аспект. М.: ВШЭ, 2010. 389 с.

15. Орлов А. И. Теория принятия решений. М.: Экзамен, 2005. 432 с.

METHODOLOGY OF ADAPTIVE CONTROL OF PROTECTION OF SPECIES INFORMATION BY REDISTRIBUTION OF ITS EXCESS

SERGEY M. YAMPOLSKY,

Moscow, Russia, yampolsm@mail.ru

KEYWORDS: military management bodies; strategic map; key performance indicators; informative and technological basis; configuration; information interaction system; hierarchy analysis method.

ABSTRACT

The information security and rationality of strategic decisions made by the military command are largely dependent on information interaction between them, the essence of which is the exchange of information necessary for the effective integrated use of forces, assets and resources in the interests of national defense and security. To ensure the timely provision of management bodies to the required information, a corresponding informative and technological basis is required.

The use of various variants of the informative and technological basis of military management bodies, on the one hand, contributes to the solution of the tasks facing them, which allows reducing the time spent on collecting, summarizing and analyzing the situation data, improving the quality, relevance and reliability of the received information, and on the other hand, it requires certain expenses. In this regard, the solution of the problem of choosing a rational variant of the informative and technological basis for increasing the effectiveness of information interaction between the military management bodies (taking into account the amount of invested financial resources) acquires particular urgency.

The article is devoted to the system of key performance indicators map of information interaction between military management bodies. The paper describes the strategic goals of information interaction, as well as the key performance indicators corresponding to them. An example of choosing a rational option of the informative and technological basis of the information interaction system for the military management bodies is considered on the basis of the hierarchy analysis method, taking into account the volume of the invested financial resources.

The proposed approach makes it possible to justify the economically feasible cost of ensuring the quality of information interaction between military management bodies when concluding service contracts for after-sales service of elements of the information and technological basis, as well as assessing the dependence of the quality of interaction and the cost of its provision for providing guarantees when concluding service contracts.

REFERENCES

1. Yampol'skij S.M., Zlobin S. M., Shalamov A. S. Conceptual foundations of information and analytical support of governing bodies of national military establishment. Izvestiya Rossijskoj akademii raket-nyh i artillerijskih nauk [Proceeding of the Russian academy of rocket and artillery sciences]. 2016. No. 4. Pp. 9-15. (In Russian)

2. Levin A.I., Sudov K. V. Konceptual'nye osnovy upravleniya konkuren-tosposobnost'yu naukoemkoj produkcii [Conceptual bases of management of competitiveness of the knowledge-intensive production]. Moscow: NITs CALS-tekhnologij «Prikladnaya logistika», 2005. 213 p. (In Russian)

3. Zaramenskih E. P. Upravlenie zhiznennym ciklom informacionnyh sistem: monografiya [Management of life cycle of information systems: monograph]. Novosibirsk: Tsentr razvitiya nauchnogo sotrud-nichestva, 2014. 270 p. (In Russian)

4. Kravchenko T. K., Isaev D. V. Sistemy podderzhki prinyatiya resh-enij [Systems of support of decision-making]. Moscow: Yurajt, 2016. 292 p. (In Russian)

5. Kaplan R., Norton D. The Balanced Scorecard: Translating Strategy into Action. Boston: Harvard Business School Press, 1996. 321 p.

6. Anisimov E.G., Anisimov V. G., Saurenko T. N., Chvarkov S. V. Economic policy in the national security of the russian federation. Na-cional'nye prioritety Rossii [National priorities of Russia]. 2016. No. 3 (21). Pp. 22-31. (In Russian)

7. Anisimov V. G.., Anisimov E. G.., Bystrov A. G.., Lobas E. V. Metod ocenivanija obosnovannosti upravlencheskih reshenij [Method of estimation of validity of administrative decisions]. The Russian Customs Academy Messenger. 2008. No. 2. Pp. 103-106. (In Russian)

8. Anisimov E. G., Anisimov V. G., Garkushev A. Yu. Garkushev, Seliva-nov A. A., Chvarkov S. V. The nature and problems of management of the security and defense of the state. Izvestija Rossijskoj akademii raketnyh i artillerijskih nauk [Proceeding of the Russian academy of rocket and artillery sciences]. 2016. No. 3. Pp. 3-10. (In Russian)

9. Saati T. L. Prinjatie reshenij - metod analiza ierarhij [Decision-making - a method of the analysis of hierarchies]. Moscow: Radio i Svjaz'. 1993. 268 p. (In Russian)

10. Yampol'skij S.M., Zlobin S. M. Architectural approach to the development of the informational and educational environment. I-methods. 2017. Vol. 9. № 1. Pp. 9-15 (In Russian)

11. Yampol'skij S.M., Kuzin V. A., Shalamov A. S., Rubinov V. I. Aktu-al'nye voprosy informacionno-analiticheskogo obespechenija or-ganov voennogo upravlenija [Topical issues of information and analytical providing bodies of military management]. Sbornik nauchnyh statej po materialam IVVserossijskoj nauchno-prakticheskoj konfer-encii "Akademicheskie Zhukovskie chtenija" (Voronezh, 23-24 noy-abrya 2016 g.) [The collection of scientific articles on materials IV of the All-Russia scientific and practical conference «Academic Zhuk-ovsky readings» (Voronezh, on November 23-24, 2016)]. Voronezh, 2017. Pp. 206-211. (InRussian)

12. Rubchinskij A. A. Metody i modeli prinjatija upravlencheskih resh-enij [Methods and models of adoption of administrative decisions].

Moscow: Jurajt, 2016. 345 p. (In Russian)

13. Tebekin A. V. Metody prinjatija upravlencheskih reshenij [Methods of adoption of administrative decisions]. Moscow: Jurajt, 2015. 412 p. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Isaev D. V. Korporativnoe upravlenie i strategicheskij menedzh-ment: informacionnyj aspect [Corporate governance and strategic management: information aspect]. Moscow: National Research University Higher School of Economics, 2010. 389 p. (In Russian)

15. Orlov A. I. Teorija prinjatija reshenij [Decision-making theory]. Moscow: Jekzamen, 2005. 432 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR:

Yampolsky S.M., PhD, Associate Professor, Senior Researcher of the Military institute (of national defense) of the Military academy of the General staff of the Armed Forces of the Russian Federation.

For citation: Yampolsky S.M. Methodology of choosing informative and technological basis of the information interaction system of military management bodies. H&ES Research. 2018. Vol. 10. No. 4. Pp. 83-92. doi: 10.24411/2409-5419-2018-10100 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.