Научная статья на тему 'Методологический подход к концепции управления эффективностью управленческих процессов на предприятиях'

Методологический подход к концепции управления эффективностью управленческих процессов на предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЦЕССЫ / КАЧЕСТВО / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ROCESSES / QUALITY / PERFORMANCE / ENSURING EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Игнатова Галина Владимировна

В данной статье показано, что с кибернетических позиций управление эффективностью управленческих процессов может толковаться как непрерывный процесс принятия решения на базе информации о состоянии внутренней среды предприятия и внешней производственной среды. Применение к матричной схеме предприятия принципов оптимальности позволяет установить, какие вариации поведения, заданные системой менеджмента качества, следует считать целесообразными с точки зрения эффективности управленческих процессов, какое оптимальное значение количества вариаций поведения, заданных системой менеджмента качества, может быть признано эффективностью управленческих процессов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL APPROACH TO THE CONCEPT OF PERFORMANCE MANAGEMENT OF MANAGEMENT PROCESSES IN ENTERPRISES

The article argues that from cybernetic point of view managing the efficiency of administrative processes can be understood as a continuous process of decision-making based on information on the state of internal environment of the enterprise and external production environment. When the principle of optimality is applied to the matrix scheme of organization it is possible to establish which behavioral variations set by quality management systems can be considered expedient for the efficiency of management processes and which optimal value of the number of behavioral variations set by the quality management system can be considered as an indicator of the efficiency of managerial processes

Текст научной работы на тему «Методологический подход к концепции управления эффективностью управленческих процессов на предприятиях»

УРОВНИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ФИРМ

УДК 338.24

МЕТОДОЛОгИЧЕСКИЙ ПОДХОД

к концепции управления эффективностью управленческих процессов на предприятиях

METHODOLOGICAL APPROACH TO THE CONCEPT OF PERFORMANCE MANAGEMENT OF MANAGEMENT PROCESSES IN ENTERPRISES

Игнатова галина Бладимировна

Ignatova Galina Vladimirovna

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: zolenko7galina@mail.ru

В данной статье показано, что с кибернетических позиций управление эффективностью управленческих процессов может толковаться как непрерывный процесс принятия решения на базе информации о состоянии внутренней среды предприятия и внешней производственной среды. Применение к матричной схеме предприятия принципов оптимальности позволяет установить, какие вариации поведения, заданные системой менеджмента качества, следует считать целесообразными с точки зрения эффективности управленческих процессов, какое оптимальное значение количества вариаций поведения, заданных системой менеджмента качества, может быть признано эффективностью управленческих процессов.

Ключевые слова: процессы, качество, результативность, обеспечение эффективности.

The article argues that from cybernetic point of view managing the efficiency of administrative processes can be understood as a continuous process of decision-making based on information on the state of internal environment of the enterprise and external production environment. When the principle of optimality is applied to the matrix

scheme of organization it is possible to establish which behavioral variations set by quality management systems can be considered expedient for the efficiency of management processes and which optimal value of the number of behavioral variations set by the quality management system can be considered as an indicator of the efficiency of managerial processes.

Keywords: processes, quality, performance, ensuring efficiency.

Как известно, качество управленческих процессов определяется совокупностью свойств, дающих возможность «для создания условий эффективного функционирования, развития и обеспечения конкурентоспособности предприятий путем выбора, интегрирования и комбинирования средств воздействия на определенные факторы внутренней и внешней среды» [5]. Разумеется, все управленческие процессы на практике декомпозируются и стандартизируются, что позволяет оценивать их результативность как соответствие требованиям данных стандартов [3]. Вместе с тем данный подход весьма трудоемок и забю-

рократизирован. Ниже представлена сфера управленческих процессов, в которых руководитель предприятия ежедневно задействован, и ряды действующих стандартов, нормирующих процессы управления.

Для управления эффективностью управленческих процессов на предприятиях целесообразно создать единую систему управления и на ее основе формировать систему управления эффективностью управленческих процессов, основанную на оценке качества труда руководителей.

Для обоснования целесообразности применения концепции управления эффективно-

Сфера управленческих процессов, в которых руководитель предприятия ежедневно задействован [6].

стью управленческих процессов обычно применяют теорию контроля за деятельностью руководителей. Автор считает возможным для этих целей воспользоваться теорией таксономии Блума, включающей три крупных таксона целей обучения управленческими процессами: познавательными, эмоциональными и психомоторными. Таксономия Блума в каждом классе целей устанавливает поуровневый порядок освоения ценностей, знаний и навыков (моторных умений), а также формы контроля уровня сформированности аффективных, познавательных и психомоторных управленческих процессов [1].

Явление использования критериальных (более-менее объективных) мер оценки результативности получило название «теории компетентности». В рамках данной теории акцент сделан в первую очередь на установление минимальных стандартов качества управленческих процессов. Применение критериев оценки эффективности управленческих процессов, например, в сфере образования привело к реформированию педагогического образования в стране и оценке работы преподавателей на основе данной «теории компетентности». Главной задачей в современном педагогическом образовании считается формирование у преподавателей определенных типов поведения [2]. Усвоение ими знаний и навыков становится лишь средством для достижения целей. Автор считает возможным и целесообразным приложение данной теории к концепции управления эффективностью управленческих процессов.

Измерение качественных результатов управленческих процессов, лежащее в основе определения внутренней эффективности деятельности предприятия, представляет собой исключительно сложную методологическую проблему, поскольку речь идет о характеристике, которая по своей природе полностью не может быть выражена в цифрах и формулой, она до последнего времени не была предметом статистического анализа качества управленческих процессов.

К такой характеристике можно отнести группу непараметрических показателей социально-психологического климата предприятия, которые можно рассматривать как наиболее референтный критерий оценки качества внутренней эффективности управленческих процессов. Понятие социальной атмосферы и социально-психологического климата в научном обороте появилось сравнительно недавно и наряду с интегральными понятиями (психологический климат, психологическая атмосфера, нравственная атмосфера, морально-пси-

хологический климат и др.) в современной науке и практике управления получает все большее распространение.

Основным фактором социально-психологического климата в трудовом коллективе является взаимоотношение подчиненных с руководителями (по вертикали) и между партнерами по работе (по горизонтали), его стиль и норма, далее различные компоненты организации и условий труда, системы стимулирования управленческих процессов и т.д. В зависимости от этого фактора и складываются более или менее устойчивые специфические эмоциональные настройки коллектива предприятия, непосредственно влияющие на эффективность управленческих процессов.

Автор считает возможным одной из приоритетных задач управления эффективностью управленческих процессов считать защиту производственной системы от воздействия внешних и внутренних дестабилизирующих возмущений. Для защиты производственной системы нужны меры по охвату места проникновения возмущений соответствующими контурами управления системой менеджмента качества предприятия с отрицательной обратной связью.

В составе такого контура должен быть: фиксирующий отклонение контролируемых переменных от программного значения измеритель; преобразующее устройство, которое осуществляет исчисление сигнала управления согласно заложенному алгоритму, а также исполнительное устройство, которое реализует силовое воздействие и приводит в действие систему стабилизации [4].

С кибернетических позиций управление эффективностью управленческих процессов может толковаться в виде непрерывного процесса принятия решения на базе информации о состоянии внутренней среды предприятия и состоянии внешней производственной среды. Для идентификации качества функционирования производственной системы автор считает возможным структурно выделить блок актуальных знаний об объекте, в котором комбинируются сведения о состоянии управленческих процессов и производственной среды предприятия.

Преобразователями выходной и входной информации осуществляются необходимые для придания сигналу содержания и вида, пригодного к приему последующими в ландшафте процессов компонентами тракта, математические операции.

Эффективность управленческих процессов в системе производственных отношений обычно оценивается на неполной априорной

информации об управляемом процессе, изменяющейся по мере накопления и применяемой с целью улучшения качества работы всей системы. Качество управления, изменяя состояние процесса, влияет на качественные характеристики информации. Автор считает целесообразным пояснить это, использовав математическую логику.

Для примера возьмем матричную схему предприятия, где параметры качества внутренней среды примем за А, а внешней среды - В, причем параметры качества у А обладают т вариаций поведения, заданных системой менеджмента качества: -•с

SA = {А1>-"> Ат

Для внешней среды В параметры качества обладают п вариаций поведения, заданных системой менеджмента качества предприятия:

$В = {Вх,..., вп}.

Если значениям функции превышения параметров качества внутренней среды А представить обозначения а ^, то есть ЕА у) = а у, тогда матрица системы менеджмента качества будет иметь вид:

А=

\ вJ-Ai \ В1 B2 В*

Ai аи <1)2 — ain

Aj a2i <*22 —

--- — — —

ami ü'-ni1 —

Применение к данной матрице принципов оптимальности позволяет установить, какие вариации поведения, заданные системой менеджмента качества, следует считать целесообразными с точки зрения эффективности управленческих процессов. Поскольку все возможные действия элементов как внутренней, так и внешней среды в системе менеджмента качества описываются множеством возможных вариантов, то задача состоит в выборе такого поведения, которое способствует выбору и ранжи-

рованию приоритетов качества для управленческих процессов во внутренней среде А или приоритетов качества у участников внешней среды. Поскольку перед участниками А стоят задачи выбора вариаций поведения из множе-

5 С "

А , заданных системой менеджмента качества и эффективностью управленческих процессов, в результате применения они получат максимальную результативность при минимуме необходимых затрат административных и сопутствующих им ресурсов. Если участник А выбрал поведение, заданное системой менеджмента качества A(i=1,..., m), то его выбор описывается одним из вариантов aii, ai2, ... , ain, расположенных в i-й строке матрицы, в зависимости от выбранных вариаций поведения, заданных системой менеджмента качества для участников В. Если же предположить, что во внутренней среде проявились низкие показатели качества производственной деятельности, то участники внешней среды соответственно выберут то поведение, при котором результативность деятельности внутренней среды будет иметь минимальное значение:

a, = min a„, i = 1,..., m.

i 1< j<n ij

Для получения наибольшей результативности показатели эффективности atj должны стремиться к максимальному значению: а = max а = max min a .

1<l<m 1<l<m 1< j<n 1 '

Показателем эффективности вариаций поведения, заданных системой менеджмента качества В. относительно приоритетов во внешней среде, в данном случае будет минимальное из чисел:

min = min(—a,,) = — max a,, = —ß ,.

\<l<m \<i<m ] , ] ]

\<i<m

Таким образом, оптимальное значение количества вариаций поведения, заданных системой менеджмента качества, может быть признано эффективностью управленческих процессов, а алгоритм данного выбора следует считать концепцией управления эффективностью управленческих процессов на предприятиях.

Библиографический список (References)

1. Гугелев А.В. Стандартизация, метрология и сертификация : учеб. пособие. М., 2008.

Gugelev A.V. (2008) Standartizatsiya, metrologiya i sertifikatsiya : ucheb. posobiye [Standardization, Metrology and Certification : textbook]. Moscow.

2. Гугелев А.В., Семченко А.А. Бенчмаркинг конкурентоспособности отечественных вузов в контексте современных интеграционных процессов. Саратов, 2015.

Gugelev A.V., Semchenko A.A. (2015) Benchmarking konkurentosposobnosti otechestvennykh vuzov v kontekste sovremennykh integratsionnykh protsessov [Benchmarking the competitiveness of Russian universities in the context of current integration processes]. Saratov.

3. Гугелев А.В., Семченко А.А. Реорганизация и моделирование процессов в современной экономике // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. № 3 (62). С. 15-19.

Gugelev A.V., Semchenko A.A. (2016) Reorganizatsiya i modelirovaniye protsessov v sovremennoy ekonomike [Reorganization and Simulation of Processes in Modern Economy] // Vestnik Saratovskogo gosudarstvennogo sotsial'no-ekonomicheskogo universiteta. № 3 (62). P. 15-19.

4. Терехин В.А. Методология менеджмента качества в производстве строительных материалов. Саратов : СГСЭУ, 2008.

Terekhin V.A. (2008) Metodologiya menedzhmenta kachestva v proizvodstve stroitel'nykh materialov [Methodology of Quality Management in Production of Building Materials.]. Saratov : SGSEU.

5. Bloom B.S. (Ed.). (1956) Taxonomy of educational objectives : The classification of educational goals : Handbook I, cognitive domain. New York : Longman.

6. URL: http://symven.ru/assets/images/krug_problem.png.

УДК 338.24

СПИРАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ИЗМЕНЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ

SPIRAL DYNAMICS AND CHANGES IN ORGANIZATIONAL CULTURE

Гугелев Александр Владимирович

Gugelev Alexander Vladimirovich

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, Саратов

PhD (Economics), professor, head of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: Gugelev@ssea.runnet.ru

Чистякова Светлана Витальевна

Chistyakova Svetlana Vital'yevna

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова

Cand. Sc. (Economics), associate professor of the department of management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University, Saratov

e-mail: svc3@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.