Научная статья на тему 'Методологический подход к формированию устойчивого управления силами и средствами МЧС России'

Методологический подход к формированию устойчивого управления силами и средствами МЧС России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
206
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМА КРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / СИЛЫ И СРЕДСТВА / THE NATIONAL SECURITY / SYSTEM OF CRISIS MANAGEMENT / STABILITY OF MANAGEMENT / EMERGENCY SITUATION / FORCES AND MEANS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Савельев Михаил Иванович

В статье изложены методологические основы структурной оптимизации сложных информационно-управляющих систем, позволяющие повысить устойчивость управления силами и средствами МЧС России при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Савельев Михаил Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Approach for the Formation of Sustainable Management of Forces and Means of the Russian Emergencies Ministry

The article considers the methodological foundations of structural optimization of complex information management systems to help increase the stability of management of forces and means of the Russian Emergencies Ministry in ensuring the national security of the Russian Federation in emergency situation.

Текст научной работы на тему «Методологический подход к формированию устойчивого управления силами и средствами МЧС России»

УДК 614.8:351.86+519.8

Методологический подход к формированию устойчивого управления силами и средствами МЧС России

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2014

М.И. Савельев

Аннотация

В статье изложены методологические основы структурной оптимизации сложных информационно-управляющих систем, позволяющие повысить устойчивость управления силами и средствами МЧС России при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в условиях чрезвычайных ситуаций.

Ключевые слова: национальная безопасность; система кризисного управления; устойчивость управления; чрезвычайная ситуация; силы и средства.

Methodological Approach for the Formation of Sustainable Management of Forces and Means of the Russian Emergencies Ministry

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2014

M. Savelyev

Abstract

The article considers the methodological foundations of structural optimization of complex information management systems to help increase the stability of management of forces and means of the Russian Emergencies Ministry in ensuring the national security of the Russian Federation in emergency situation

Key words: the national security; system of crisis management; stability of management; emergency situation; forces and means.

Мировое сообщество шагнуло в новое тысячелетие, которое разительно по своему воздействию на окружающую среду обитания отличается от предшествующей эпохи — гармоничного сосуществования человека и природы. Технический прогресс и производственно-хозяйственная деятельность человека определили параметры нового техногенного уклада жизни, зачастую нарушая законы естественного развития земной цивилизации.

Человечество стало свидетелем крупных аварий и катастроф техногенного и природного характера, которые охватили Землю. С годами их количество не уменьшается. Такое положение дел заставляет искать новые пути решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС), предвидеть будущие угрозы, риски и развивать методы их прогноза и предупреждения.

Острота затронутых проблем определяет предметную и объектную области проводимых научных исследований. Часто, вопреки потребностям, предметная область научных изысканий ограничивается исследованиями отдельных видов ЧС и способов реагирования на них, несмотря на комплексность и взаимозависимость их проявления. При этом не всегда удается достичь желаемого результата, особенно в сложных условиях чрезвычайных ситуаций. Как показывает практика, успешность реализации комплексных мер по предупреждению и ликвидации последствий различных по характеру и масштабам ЧС лежит в плоскости повышения эффективности управленческих решений, главным образом в системе МЧС России.

Согласно положениям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях возлагается на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее — РСЧС) [1]. Данное положение стратегии отражает исключительно важную роль РСЧС и МЧС России в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Силы и средства системы МЧС России в решении этих вопросов занимают особое место [2, 3].

Защита населения и территорий — это не абстрактная категория, а стратегический национальный приоритет государственной политики в области национальной безопасности России. Схематично формирование национальных интересов в различных условиях повседневной жизни, потенциальных и реальных угроз ЧС представлено на рис. 1.

Национальная безопасность России как сложная социальная система отражает состояние защищенности личности, общества и государства (далее — компоненты ЛОГ) от внутренних и внешних угроз, что позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойное качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [1], основные потребности личности, общества и государства.

В соответствии с общей теорией национальной безопасности по степени важности интересы ЛОГ классифицируются как жизненно важные, важные и маловажные [4, 5]. Их формирование осуществляется в условиях повседневной жизни и под воздействием объективного проявления различного рода факторов, рисков, вызовов, опасностей и угроз. Условно можно выделить три сферы жизнедеятельности ЛОГ: гуманитарную, экономическую и военно-политическую (силовую), которые закрепляются в законодательстве государства. Часто толкование правовых норм носит субъективный характер, что определяет субъективную составляющую национальных интересов.

Объективная и субъективная стороны выражения этих интересов облекаются в конкретные ценности и потребности личности, общества и государства. Они присущи для конкретной исторической эпохи и действуют на определенном геополитическом пространстве. Спектр национальных интересов многолик и разнообразен. В понятийном значении они имеют свою специфику и особенности.

Под жизненно важными интересами личности понимаются ее права (в том числе на жизнь) и свободы, достоинство и качество жизни, устои, традиции и обычаи, физические и физиологические, социальные и экономические, экологические и культурные потребности, потребности политические и личной безопасности.

К жизненно важным интересам общества следует отнести: духовные и нравственные идеалы и ценности народа, нации, незапамятную давность и исторические правооснования, социально-экономические и военно-политические потребности, среду обитания и жизненное пространство. Исторические правооснования как и незапамятная давность не подвержены временным изменениям на всем периоде существования нации, народа — их носителей.

Жизненно важные интересы государства характеризуются его особой ролью в жизни личности, общества и страны в целом. Они отражают исторически сложившееся геополитическое положение страны, создание надлежащих жизненных условий, а также сохранение территориальной целостности и конституционного строя, формирование и поддержание на определенном уровне правовой системы, системы

Национальные интересы России

>а а

гг «

I

а и н 3 а

> >а „ с 03 у

3

50

Факторы

Вызовы

Риски

Опасности

О

Выражение национальных интересов

-5-

Гуманитарная сфера

Социально-

экономическая

сфера

Военно-

политическая

сфера

Формирование жизненно важных интересов

Личности

Общества

Государства

>а о а

со <м а

о

0 а

1

50 О

2

Достоинство личности. Качество жизни. Устои. Традиции. Обычаи.

Семейные ценности и преемственность поколений. Права и свободы.

Физические и физиологические, социальные и экономические, экологические и культурные потребности. Потребности в знаниях. Потребности политические и личной безопасности.

Духовные и нравственные идеалы и ценности, самобытность нации, народов. Незапамятная давность и исторические правооснования.

Социально-экономические и военно-политические потребности, среда обитания и жизненное пространство.

Общенациональные интересы. Консолидация общества.

Потребности в надлежащем геополитическом положении страны и жизненных условиях, сохранении территориальной целостности и конституционного строя, формировании и поддержании на определенном уровне правового поля, системы государственной власти и местного самоуправления.

Политические и оборонные потребности, потребности в ресурсах.

Рис 1. Структура формирования национальных интересов России

государственной власти и местного самоуправления, политические и оборонные потребности, потребности в ресурсах. Государство призвано сформировать определенное жизненное пространство в определенных географических границах и обеспечить в пределах этих границ надлежащий уровень жизни его граждан.

Искусственное умаление или пренебрежение одного из них, с одной стороны, угрозы и дестабилизирующие факторы, с другой стороны — нарушают сложившееся равновесное состояние этих компонент или состояние защищенности ЛОГ.

В этой связи представляется важным охарактеризовать систему МЧС России как систему, призванную обеспечить естественное равновесие всех трех вышеуказанных компонент — жизненно важных интересов человека, общества и государства в условиях ЧС природного и техногенного характера. Для этого система МЧС России имеет в своем распоряжении силы и средства, эффективность применения которых в полной мере определяется способностью выполнять возложенные на нее задачи и функции. Условно можно назвать ее системой антикризисного управления силами и средствами МЧС России (далее — СКУ МЧС России).

По своей структуре СКУ МЧС России представляет собой сложную иерархическую, многоуровневую систему, объединяющую в своем составе контуры управления спасательными воинскими формированиями, поисково- спасательными отрядами и специализированными пожарно-спасательными частями и другими подразделениями [6], формализованно описать которую предлагается в виде графа:

о =/(А, X), (1)

где А — множество вершин, отражающих совокупность органов управления сил и средств системы МЧС России (далее — элементы системы);

Х — множество дуг, отражающих множество линий взаимодействия между элементами системы на основе каналов связи различной природы;

/ — функция отображения.

Функция отображения позволяет установить целевую функцию управления, свойства и закономерности влияния дестабилизирующих факторов и угроз на состояние элементов и линий взаимодействия СКУ МЧС России в условиях ЧС.

При выборе показателей и критериев целеполага-ния можно воспользоваться отдельными известными линейными, нелинейными показателями и избрать в качестве критерия определенный уровень значений этих показателей. Превышение или уменьшение значений показателей указанного уровня, например предельного уровня концентрации вредных веществ, указывает лишь на то, что реальная опасность уже наступила. Однако как она влияет на защищенность

ЛОГ и каковы последствия — поиск ответа далеко не прост. И решение ее возможно на пути интеграции показателей целевой функции управления.

В качестве такой целевой функции управления СКУ МЧС России можно рассматривать функцию, отражающую, с одной стороны, состояние защищенности ЛОГ как объектов управления и, с другой стороны — состояние самой системы О в условиях повседневной деятельности и ЧС.

Защищенность ЛОГ (Мс) можно представить матрицей векторного состояния:

Мс =\рс (л, О, г)тп\, Ут = 1М; V« = (2)

где ¡лс(Л,0,Г)тп — векторный элемент ш-того «-того состояния параметров жизненно важных интересов личности — Л, общества — О, государства — Г.

Состояние защищенности ЛОГ предполагается определять по результатам обработки мониторинговой информации, поступающей от систем аэрокосмического и наземного базирования [7], с использованием методов теории распознавания образов, когда каждый образ характеризуется системой признаков конкретного состояния компонент ЛОГ.

В свою очередь, согласно теории управления [8] реализация СКУ МЧС России управляющих воздействий по поддержанию компонент ЛОГ в равновесном состоянии зависит от управляемости и устойчивости самой системы.

Под управляемостью СКУ МЧС России понимается способность системы изменять свое состояние в соответствии с алгоритмом управления в различных условиях, в том числе в условиях возмущений и дестабилизирующих факторов.

Под устойчивостью функционирования СКУ МЧС России следует рассматривать ее способность выполнять возложенные на нее функции управления и сохранять параметры в условиях воздействия дестабилизирующих факторов, проявления угроз и опасностей.

Способность системы управления сохранять свои параметры в определенном диапазоне характеризуется областью устойчивого управления.

Поддержка равновесного состояния ЛОГ на протяжении заданных времени и пространства требует оптимизации целевой функции управления.

На геополитическом пространстве Ош = (Я, L) с параметрами Я и Ь существует множество жизненно важных интересов личности — Л, общества — О и государства — Г, соответственно; возможное состояние Мс = \цс (Л,О,Г) тп |,Уш = 1, М; V« = 1, N которых в условиях воздействия дестабилизирующих факторов — , проявления угроз и опасностей — Оа законодательно закреплено и поддерживается посредством системы управления силами и средствами системы МЧС России О = /(А, С), а ее структура задана на геополитическом пространстве Ош = (Я, £).

Требуется из множества управляющих воздействий UB системы G = f (A, X) найти такие управляющие воздействия uBeUB, при которых целевая функция F4 (Мс) имела бы максимальное значение, а соотношение параметров, описывающих состояние жизненно важных интересов личности — Л, общества — О и государства — Г, было оптимальным:

F4 (Мс ) = maxuB (opt (Mc = \цс (Л, 0,Г) mn\,

(и «Е (D (3)

к mn

Vm = 1M; Vn = ; Vk = \Ё;

Чн < Qy < Чв, VDf, VDo,

Ub З U3;

Grn < Gm,

Qy — область устойчивого управления СКУ МЧС России в пределах нижней qH и верхней qB границ устойчивости;

U3 — законодательство в сфере обеспечения национальной безопасности;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gm, Gfn — соответственно текущее и заданное геополитические пространства.

На определенных этапах ликвидации последствий ЧС, как например, ликвидация крупномасштабного паводка в Дальневосточном регионе, предпринимаемые МЧС России и другими министерствами и ведомствами, входящими в состав РСЧС, меры по защите населения и территорий могут совпадать. И на основе данной мотивации их действия по ликвидации ЧС консолидированны.

Используя эту закономерность, в интересах повышения эффективности решения задачи (3) можно воспользоваться положениями теории игр [9]. Для этого в соответствии с выражением (1) можно представить каждого участника d коалиции в виде подграфов Gd = f (Ad, Cd), d= 1, D. Каждый из них на множестве возможных стратегий вправе выбрать любую стратегию (управляющее воздействие) — Л Cd. При этом каждой стратегии ставится конкретный результат. И он может удовлетворять или не удовлетворять участника.

На множестве имеющихся в распоряжении участников стратегий есть такие стратегии, результат от совместного использования которых всеми участниками будет выше, чем результат, полученный каждым из них в одиночку. Но есть и такие стратегии, результат от использования которых в одиночку выше, чем от совместного использования. В этом слу-

чае участник может покинуть коалицию и получит максимальный выигрыш. Подобное поведение оправдано в условиях, приближенных к естественным, когда его интересам ничто не угрожает. В условиях реальных воздействий сохранение приобретенного выигрыша может оказаться проблематичным, и существует риск оказаться в большом проигрыше.

Один из результатов коалиционной игры таков, что при использовании участниками оптимальных стратегий можно найти наилучшую из наихудших ее цену в условиях угроз. В таком случае ее решение, применительно к задаче (3), следует записать в виде:

Fm = max min uB {Mc, Cd, Gd) mn, (4)

Vm = IM; V n = 1N.

Данное выражение отражает оптимальный выигрыш коалиции Gd на всем множестве возможных стратегий cd& Cd.

Из выражений (2 и 3) следует, что баланс жизненно важных интересов ЛОГ по своему содержанию разнороден и тождественен по отношению друг к другу, а по своему значению лучше наихудших и хуже наилучших:

min < Mc {Fd = Fd = Fd) < max, (5)

vMM Fd Fd)eF

v\1d'1O'1r)i=1 ЦИ-

Полученный результат не противоречит выигрышу (4) коалиции Gd.

Вывод

Таким образом, дальнейшее развитие изложенной в статье методологии структурной оптимизации сложных информационно-управляющих систем на основе параметрических методов описания позволит сформировать облик СКУ МЧС России как целостной системы антикризисного управления, повысить устойчивость управления силами и средствами системы МЧС России при обеспечении национальной безопасности Российской Федерации в условиях возникающих угроз ЧС.

Литература

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», base.consultant.ru.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», base. consultant.ru.

3. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537.

4. Прохожев А.А. Национальная безопасность: основы теории, сущность, проблемы. М: РАГС, 1996 г. С. 27.

5. Возженников А.В., Прохожев А.А. Система обеспечения национальной безопасности. М.: РАГС, 1997. С. 36.

6. Савельев М.И. Отчет о НИР «Научное обеспечение перспектив-

ного развития спасательных воинских формирований в части реализации приказа МЧС России от 10.12.2012 № 756 «Об организации развития спасательных воинских формирований МЧС России». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Инв. № 6156, 2013. С. 119.

7. Савельев М.И. Отчет о НИР «Научное обоснование требований к созданию системы мониторинга возникающих угроз чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в т. ч. астероидно-кометной опасности». М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ). Инв. № 6096, 2013. С. 100.

8. Ли Э.Б., Маркус Л. Основы теории оптимального управления. М.: Наука, 1972. 576 с.

9. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970, С. 708.

Сведения об авторе

Савельев Михаил Иванович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. отд.

121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. Тел.: (499) 216-90-35. E-mail: savelev-22@mail.ru SPIN-код — 9830-6419.

Information about author

Savelyev Michael I.: candidate of technical sciences, Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), head of department. 121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. Tel.: (499) 216-90-35. E-mail: savelev-22@mail.ru SPIN-scientific — 9830-6419.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.