Научная статья на тему 'Методологический инструментарий исследования социально-экономических процессов на локальных рынках'

Методологический инструментарий исследования социально-экономических процессов на локальных рынках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / ЛОКАЛЬНЫЙ РЫНОК / КЛАССИФИКАЦИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКОВ / УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / MARKET / LOCAL MARKET / CLASSIFICATION OF LOCAL MARKETS / CONDITIONS OF SUCCESSFUL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Власов Валерий Валентинович

В настоящее время отсутствует специальная методология, позволяющая проводить полноценные исследования социально-экономических процессов на локальных рынках. В статье автором описывается исторический процесс происхождения современного локального рынка. Так же представлена авторская классификация вариантов трансформации локальных рынков, выявлены условия успешного ведения бизнеса при возможных вариантах трансформации такого рынка, предложен инструментарий, позволяющий раскрыть суть таких условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL TOOLS OF RESEARCH OF SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES IN THE LOCAL MARKETS

Now there is no special methodology, allowing to conduct full researches of social and economic processes in the local markets. In article the author describes historical process of an origin of the modern local market. As author's classification of options of transformation of the local markets is presented, conditions of successful business at possible options of transformation of such market are revealed, the tools, allowing to open an essence of such conditions are offered.

Текст научной работы на тему «Методологический инструментарий исследования социально-экономических процессов на локальных рынках»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИМ ИНСТРУМЕНТАРИИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ НА ЛОКАЛЬНЫХ РЫНКАХ

В. В. ВЛАСОВ

В настоящее время отсутствует специальная методология, позволяющая проводить полноценные исследования социально-экономических процессов на локальных рынках. В статье автором описывается исторический процесс происхождения современного локального рынка. Так же представлена авторская классификация вариантов трансформации локальных рынков, выявлены условия успешного ведения бизнеса при возможных вариантах трансформации такого рынка, предложен инструментарий, позволяющий раскрыть суть таких условий.

Ключевые слова: рынок, локальный рынок, классификация локальных рынков, условия

успешного ведения бизнеса.

Моментом зарождения локального рынка можно считать начало расселения людей в пределах определенных территориальных границ, а также образование поселенческих групп и организацию торговли внутри таковых. Существовавшие в то время обмены товаров и услуг между жителями внутри определенных поселений представляли собой отдельные рынки товаров и услуг. Связь между такими поселениями имела бессистемный характер и не позволяла говорить о существовании какого-либо межтерриториального объединения. Таким образом, понятие рынка на тот момент отождествлялось с понятием локального рынка (рис. 1) [2].

Рис. 1. Взаимодействия рынков отдельных территорий

Развитие научно-технического прогресса, процесс эволюционирования экономических, со-

циальных, политико-административных и других систем, а также глобализация привели к тому, что рынок стал олицетворять собой совокупность отношений по поводу обмена товаров и услуг населения всего земного шара. Но, несмотря на существование единой торговой площади, потребность в рынке отдельных территорий не потеряла своей актуальности. Возможность минимизировать временные, материальные затраты с момента появления необходимости в каких-либо товарах и услугах до момента начала потребления таковых определяет желание населения конкретных территорий иметь собственные рыночные отношения. С другой стороны, существует потребность производителей и продавцов товаров и услуг в скорейшей реализации таковых при минимальных потерях качества (горячий хлеб, свежее молоко и т. д.) и увеличении скорости товарооборота. Все вышеперечисленное отчасти объясняет поддержание самодостаточности рыночных отношений определенных территорий, что в рамках нашего исследования определяется как локальный рынок.

Несмотря на всю значимость рыночных отношений территорий, экономические составляющие данных отношений зачастую описываются путем применения к ним законов мировой экономики, в частности классических законов рынка, что не всегда приводит к объективным результатам. Таким образом, существует потребность в определении законов и установлении закономерностей, применимых в первую очередь к локальным рынкам.

Так, в статье «Методика определения объема выручки продавцов на локальном рынке: условие успешной организации бизнеса» было предложено неравенство, выражающее условие успешной организации бизнеса на локальном рынке.

Таковым является следующее неравенство:

где Е(=1 - достаточный объем выручки

1 °лок

предприятий (продавцов) на локальном рынке, руб.;

Кс+1, - достаточный объем выручки предпри-

ятия (продавца), планирующего выйти на локальный рынок, руб.;

%прод' - возможный объем выручки продавцов на локальном рынке, руб. [1].

Данное неравенство, выражающее условие успешной организации бизнеса на локальном рынке, может иметь следующий вид:

((К1ос„+К1обор)хг1 , У ^ , ((К2осн+К2обор)хг2 , у ^ , , ({КСос„+КСовор)хгс , у ^ , ({Кс+1ос„+Кс+1обор)хгс+1 , „ \

^ (1-к„л)х100 ^ (1-к„„)хЮ0 2) ^ (1-к„,)х10 О с) у (1-к„и)хЮ0 С+1}

[((*1 х0гх »0 + Ог X 02 X п2) + ••• + (кд х(}дх па)) х (1 - К^)],

где К1в

К2

Кс - средства, вложенные в ос-

новной капитал предприятий, функционирующих на локальном рынке, руб.;

КС+1«, - средства, вложенные в основной капитал предприятия, планирующего выйти на локальный рынок, руб.;

^обог Ъобор’ КСобор - сPедства, вложенные в оборотный капитал предприятий, функционирующих на локальном рынке, руб.;

Кс+1обор - средства, вложенные в оборотный капитал предприятия, планирующего выйти на локальный рынок, руб.;

г1, г2, Гс - индивидуальная норма доходности предпринимателей, %;

гс+1 - индивидуальная норма доходности предпринимателя, планирующего вывести предприятие на локальный рынок, %;

кнп - ставка налога на прибыль, долей единицы;

(ус ((К1осн+К1обор)*Г1 у А А

\^=1^ (1-Охюо +Л7У

Хг, Х2, хс - прочие расходы предприятий в процессе функционирования на локальном рынке (коммунальные услуги, заработная плата, налоги и т. д.), руб.;

Хс+1 - прочие расходы предприятия в процессе функционирования, планирующего выйти на локальный рынок, руб.;

0\, 0.2, Од - средний доход населения в различных доходных группах, руб.;

Пх, п2, пд - количество людей в различных доходных группах, чел.;

к±, к2, кд - доля затрат населения различных доходных групп на покупку товаров одной товарной группы, представленной на локальном рынке, долей единицы;

«им. - доля товаров, закупаемых на внешних по отношению к локальному рынках, долей единицы.

Либо:

+

( (%+1)оси+*(е+1)0бдр)ХГ(е+1)

(1-й„„)хюо

+ Х1

(с+1)

^Е?=1 *1 х 01 х щ х (1 - к^Х

где с - количество предприятий (продавцов) на локальном рынке, ед.;

g - количество доходных групп, составляющих круг покупателей на локальном рынке, ед. [1; 4].

Условие вышеописанных неравенств говорит о том, что необходимым фактором для нормального функционирования предприятий на локальном рынке является ситуация, когда объем возможной выручки всех продавцов локального рынка, с учетом нового продавца, позволяет предпринимателям окупать вложенные в бизнес средства и получать достаточную прибыль.

Условие в подобном виде применимо лишь к некоторым ситуациям, происходящим на локальных рынках в процессе их трансформации. Используя данное неравенство, в дальнейшем становится возможным описать условия успешной организации бизнеса при различных вариантах трансформации локального рынка за счет изменения количества продавцов на таком рынке, либо перемены его границ, а также видоизменения круга и количества покупателей.

Далее рассмотрим варианты трансформации локальных рынков.

Вариант 1. Трансформация существующего локального рынка

К вариантам трансформации существующего локального рынка следует отнести:

а) трансформацию за счет появления новых участников локального рынка;

б) трансформацию за счет уменьшения участников локального рынка.

В итоге, результатом трансформации локального рынка за счет изменения количества продавцов на таком рынке, как правило, будет являться перераспределение существующего объема денежных средств на рынке между его игроками. В дальнейшем таковой может вылиться в процесс появления нового локального рынка, описанный нами ниже.

Вариант 2. Создание (формирование) нового локального рынка

Необходимо отметить, что процессы формирования и создания нового локального рынка, на наш взгляд, могут иметь различия в субъектах, являющихся инициаторами таких процессов. В первом случае инициатором может быть покупатель, предпочетший конкретного продавца из существующих на локальном рынке. В другом случае, субъектом будет являться продавец, целенаправленно отделяющийся от существующего локального рынка, либо объединяющий покупателей соседних территорий.

К вариантам трансформации при создании (формировании) нового локального рынка следует отнести:

а) дифференциацию:

- локальный рынок создается (формируется) в рамках одного населенного пункта или его части (город, район, деревня, улица, двор и т. д.);

- потребитель живет в населенном пункте, где продается необходимый товар или услуга;

б) комбинирование населенных пунктов при организации стационарной торговли:

- локальный рынок создается (формируется) в рамках нескольких населенных пунктов (город, район, деревня, улица, двор и т. д.) с размещением пункта продаж в одном из них;

- потребитель может не проживать в населенном пункте, где продается необходимый товар или услуга, но покупатель должен быть в пределах разумной доступности к точке продаж;

в) комбинирование населенных пунктов при организации нестационарной торговле:

- локальный рынок создается (формируется) в рамках нескольких населенных пунктов (город, район, деревня, улица, двор и т. д.), органи-

зуется выездная торговля товарами и услугами или интернет-торговля;

- потребитель живет в населенном пункте, где продается необходимый товар или услуга.

Таким образом, результатом трансформации локального рынка за счет изменения круга его покупателей, а также перемены территориальных границ рынка можем считать появление нового локального рынка либо рынков.

Итак, определим необходимые условия успешной организации бизнеса на локальных рынках, применимые к различным вариантам трансформации таких рынков, описанных выше.

Вариант 1. Локальный рынок трансформируется за счет изменения количества продавцов на таковом.

Условием успешного функционирования бизнеса на локальном рынке при увеличении количества его продавцов, вариант 1А, будет ситуация, когда объем возможной выручки всех продавцов локального рынка, с учетом нового продавца, позволяет предпринимателям окупать вложенные в бизнес средства и получать достаточную прибыль, описанную в начале нашей работы. Такое условие определяется неравенством:

где Е?=1 - достаточный объем выручки

°лок

предприятий (продавцов) на локальном рынке, руб.;

с - количество продавцов на локальном рынке до прихода нового продавца, ед.;

Кс+1д - достаточный объем выручки предприятия (продавца), планирующего выйти на локальный рынок, руб.;

Уе - возможный объем выручки продавцов на локальном рынке, руб.

Следующим условием успешного функционирования бизнеса на локальном рынке при уменьшении количества его продавцов, вариант 1Б, будет ситуация, когда объем возможной выручки всех продавцов локального рынка, без учета прежде существовавшего продавца, позволяет предпринимателям окупать вложенные в бизнес средства и получать достаточную прибыль.

Выразим его в следующем неравенстве:

гС-1

где Та=і V;ід - достаточный объем выручки

предприятий (продавцов) на локальном рынке при уходе одного из них с такого рынка, руб.;

- возможный объем выручки продавцов на локальном рынке, руб.

Ситуация, когда уменьшается количество продавцов на локальном рынке, при стабильном уровне возможного объема их выручки, на наш взгляд, достаточно редкое явление. Уменьшение количества таковых на одном рынке может являться процессом создания нового локального рынка.

Таким образом, мы переходим к определению условий создания (формирования) новых локальных рынков и успешной организации бизнеса на таких рынках.

Организацию бизнеса, на наш взгляд, необходимо начать с описания процесса его функционирования. Наиболее полную картину можно получить, используя бизнес-планирование деятельности предприятия. В итоге, созданный бизнес-план предприятия позволит получить информацию о необходимых основном и оборотном капиталах предприятия, о рентабельности организуемого бизнеса и др. При принятии решения об организации торговли новыми для исследуемого населенного пункта товарами и услугами необходимо также оценить экономическую эффективность будущего бизнеса, потребность местного населения в точках продаж такими товарами [3; 5; 6].

Путем опроса местного населения определим количество людей, не желающих приобретать товары и услуги у продавцов на предполагаемом локальном рынке [8].

Далее рассчитаем прогнозируемую долю импорта на исследуемом локальном рынке, используя следующую формулу:

где К'¡о, - прогнозируемая доля импорта на исследуемом локальном рынке;

N - общее количество опрошенных людей, чел.;

м/ - количество людей, готовых приобретать товары и услуги определенного качества по определенным ценам у продавцов на локальном рынке, чел.

Таким образом, условием успешной организации бизнеса на новом локальном рынке, вариант 2А, будет ситуация, при которой объем возможной выручки, полученной за счет части жителей населенного пункта (части населенного пункта), позволит продавцу (продавцам) локального рынка окупить вложенные в бизнес средства и получить достаточную прибыль. Такое условие можно представить в виде неравенства:

£?=1 Ъ,ьлок ^ №=1 к1х(21хп1х(1- ^Ггш.)],

где Т,1=1 ^дЛ0К - достаточный объем выручки предприятий (продавцов) на локальном рынке, руб.;

Ь - количество продавцов на новом локальном рынке, ед.;

/- количество доходных групп среди жителей населенного пункта, ед.;

(¿1 - средний доход населения в различных доходных группах, руб.;

щ, - количество людей в различных доходных группах, чел.;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

к^, - доля затрат населения различных доходных групп на покупку товаров одной товарной группы, представленной на локальном рынке, долей единицы;

К'^ - доля товаров, закупаемых на внешних по отношению к локальному рынках, долей единицы [4].

Далее определим условие успешной организации бизнеса, стационарной торговли на новом локальном рынке, образовавшемся в рамках нескольких населенных пунктов, вариант 2Б. Таковой будет ситуация, при которой объем возможной выручки, полученной за счет части жителей нескольких населенных пунктов, позволяющая продавцу (продавцам) локального рынка окупать вложенные в бизнес средства и получать достаточную прибыль с учетом издержек покупателей на преодоление расстояний между местами продаж и местами потребления (проживания) покупателей, а также временных затрат на покупку товаров и услуг [7].

Такое условие можно представить в виде неравенства:

Е?=1 У1йм < [2[=1(к( х(}1хщх(1- К'^ - Уг) ], где Ц?=1 - достаточный объем выручки

°лок

предприятий (продавцов) на локальном рынке, руб.;

/+й - количество доходных групп среди жителей нескольких населенных пунктов, ед.;

- средний доход населения в различных доходных группах, руб.;

щ, - количество людей в различных доходных группах, чел.;

кI, - доля затрат населения различных доходных групп на покупку товаров одной товарной группы, представленной на локальном рынке, долей единицы;

К'^ - доля товаров, закупаемых на внешних по отношению к локальному рынках, долей единицы;

У1 - издержки покупателей на преодоление расстояний между местами продаж и местами потребления (проживания) покупателей, временные затраты на покупку товаров и услуг, руб.

В завершение рассмотрим ситуацию, когда локальный рынок образуется в границах нескольких населенных пунктов путем организации не-

стационарной торговли в пределах такого рынка, организуется выездная торговля товарами и услугами или интернет-торговля, вариант 2В. Условием успешной организации бизнеса на таком рынке будет ситуация, при которой объем возможной выручки, полученной за счет части жителей нескольких населенных пунктов, позволит продавцу (продавцам) локального рынка окупить вложен-

14

I

'{к\.

+ к< я

осн 1обор)

xrt

(1 - о х 100

■ + X t+Mt

где а - количество продавцов на новом локальном рынке, ед.;

K'iocH - средства, вложенные в основной капитал предприятий (предприятия), осуществляющих нестационарную торговлю на локальном рынке, руб.;

К\обор - средства, вложенные в оборотный капитал предприятий (предприятия), осуществляющих нестационарную торговлю на локальном рынке, руб.;

Г; - индивидуальная норма доходности предпринимателей, %;

кнп - ставка налога на прибыль, долей единицы;

X'i - прочие расходы предприятий (предприятия) в процессе нестационарной торговли на локальном рынке (коммунальные услуги, заработная плата, налоги и т. д.), руб.;

Mt - издержки предприятий (предприятия) на ведение нестационарной торговли, руб.;

f+l - количество доходных групп среди жителей нескольких населенных пунктов, ед.;

Qi - средний доход населения в различных доходных группах, руб.;

щ, - количество людей в различных доходных группах, чел.;

fci, - доля затрат населения различных доходных групп на покупку товаров одной товарной группы, представленной на локальном рынке, долей единицы;

К 'им. - доля товаров, закупаемых на внешних по отношению к локальному рынках, долей единицы.

Несмотря на высокую степень ограниченности локальных рынков, их историческое происхождение от прочих рынков, в настоящее время существует необходимость детального изучения всех процессов, происходящих внутри таковых. Такие процессы имеют свою природу. Классические экономические законы рынка не всегда применимы к процессам, происходящим внутри локальных рынков. На примере трансформации локального рынка нами это было наглядно доказано.

Литература

1. Власов В. В. Методика определения объема выручки продавцов на локальном рынке: условие успешной

ные в бизнес средства и получить достаточную прибыль с учетом издержек продавца (продавцов) на преодоление расстояний между местами продаж и местами потребления (проживания) покупателей, а также иных затрат при нестационарной продаже товаров и услуг.

Неравенство, применимое к данному условию, будет иметь следующий вид:

/+г

^i(ktxQixntx(l-K\uJ)

организации бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 9. С. 29-31.

2. Власов В. В. О трактование понятий «региональный» и «локальный» рынок // Социально-эконо-мические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 11. С. 56-59.

3. Кореняко Е. А., Колмаков Е. В., Пахомова Е. С. Система бизнес-планирования на предприятии как основа для выработки оптимальных управленческих решений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 7-8. С. 85-90.

4. Пахомов М. А., Ермаков А. И., Пахомова Е. С. Исследование распределения населения Тамбовской области по уровню среднедушевого денежного дохода и структуре расходов // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 4. С. 105-109.

5. Пахомов М. А., Климонова А. Н. Актуальность бизнес-планирования в современных условиях / Актуальные инновационные исследования: наука и практика. 2012. № 3. URL: http://www.actualresearch.ru

6. Серебренников Г. Г. О способах расчета прибыли предприятия // Организатор производства. 2009. Т. 42. № 3. С. 50-52.

7. Ценность товара: от чего она зависит и как ее определить // Элитариум: центр дистанционного образования. иЯЬ: www.elitarium.ru

8. ШЬ: www.ru.wikipedia.org.

* * *

METHODOLOGICAL TOOLS OF RESEARCH OF SOCIAL AND ECONOMIC PROCESSES IN THE LOCAL MARKETS

V. V. Vlasov

Now there is no special methodology, allowing to conduct full researches of social and economic processes in the local markets. In article the author describes historical process of an origin of the modern local market. As author's classification of options of transformation of the local markets is presented, conditions of successful business at possible options of transformation of such market are revealed, the tools, allowing to open an essence of such conditions are offered.

Key words: market, local market, classification of local markets, conditions of successful business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.