Научная статья на тему 'Методологический инструментарий формирования стратегии развития организации'

Методологический инструментарий формирования стратегии развития организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1035
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
STRATEGY / STRATEGIC MANAGEMENT / DEVELOPMENT STRATEGY / STRATEGY FORMATION / MARKETING ANALYSIS / ANALYSIS TOOLS / MANAGEMENT / ORGANIZATION / СТРАТЕГИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / ИНСТРУМЕНТЫ АНАЛИЗА / УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дюдюн Татьяна Юрьевна, Шишкин Алексей Владимирович

Стратегия организации является одним из важнейших инструментов для ее управления и развития. В данной статье рассмотрены вопросы формирования стратегии развития организации, представлен инструментарий анализа внешней и внутренней среды организации. Проанализированы основные этапы процесса разработки стратегии развития организации. Обозначены основные проблемы, существующие на сегодняшний день, и намечены основные пути их решения через внедрение нового механизма формирования стратегии развития организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION

The strategy of the organization is one of the most important tools for its management and development. This article deals with the formation of the strategy of development of the organization, the tools of analysis of the external and internal environment of the organization. The main stages of the process of developing the development strategy of the organization are analyzed. The main problems existing today are designated, and the main ways of their decision through introduction of the new mechanism of formation of strategy of development of the organization are planned.

Текст научной работы на тему «Методологический инструментарий формирования стратегии развития организации»

METHODOLOGICAL TOOLS FOR THE FORMATION OF

STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION 1 2 Dyudyun T.Yu. , Shishkin A.V. (Russian Federation)

Email: Dyudyun241@scientifictext.ru

1Dyudyun Tatyana Yuryevna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor;

2Shishkin Alexey Vladimirovich - Master's Student, DEPARTMENT OF STATE CONTROL AND LAW IN THE FIELD OF NATURE, LAND AND PROPERTY, MOSCOW UNIVERSITY OF FINANCE AND LAW MFUA STUPINSKIY BRANCH, MOSCOW

Abstract: the strategy of the organization is one of the most important tools for its management and development. This article deals with the formation of the strategy of development of the organization, the tools of analysis of the external and internal environment of the organization. The main stages of the process of developing the development strategy of the organization are analyzed. The main problems existing today are designated, and the main ways of their decision through introduction of the new mechanism offormation of strategy of development of the organization are planned. Keywords: strategy, strategic management, development strategy, strategy formation, marketing analysis, analysis tools, management, organization.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИИ 12 Дюдюн Т.Ю. , Шишкин А.В. (Российская Федерация)

'Дюдюн Татьяна Юрьевна - кандидат экономических наук, доцент;

2Шишкин Алексей Владимирович - магистрант, кафедра государственного контроля и права в сфере природопользования, земли и имущества, Московский финансово-юридический университет Ступинский филиал, г. Москва

Аннотация: стратегия организации является одним из важнейших инструментов для ее управления и развития. В данной статье рассмотрены вопросы формирования стратегии развития организации, представлен инструментарий анализа внешней и внутренней среды организации. Проанализированы основные этапы процесса разработки стратегии развития организации. Обозначены основные проблемы, существующие на сегодняшний день, и намечены основные пути их решения через внедрение нового механизма формирования стратегии развития организации. Ключевые слова: стратегия, стратегический менеджмент, стратегия развития, формирование стратегии, маркетинговый анализ, инструменты анализа, управление, организация.

УДК 338.1

Стратегия организации - это один из важнейших инструментов для ее управления и развития. Однако развитие современной экономики требует от системы стратегического управления смены приоритетов, необходима их концентрация на факторах внешней среды, с учетом все возрастающей роли государства и влияния единой сети экономических отношений, охватывающих весь мир и предполагающих высшую степень интернационализации.

Условия экономической ситуации в России можно охарактеризовать высокой динамичностью и неопределенностью, а внешние условия, в которых развивается российской экономике, нельзя признать благоприятными. В данной ситуации к организациям предъявляются все более жесткие требования, особенно в части управления. В таких условиях гармоничное развитие компании без наличия четкой стратегии развития становится нереально. При этом, от руководителей требуется разработка стратегии развития с корректировками сложившейся ситуации, и вероятность прогнозов, на которых основываются стратегические решения, должна расти.

К сожалению, в отечественной литературе недостаточно публикаций, посвященных проблемам формирования стратегий развития организаций. И прежде всего это касается организаций, осуществляющих производственную деятельность. Следует подчеркнуть, что практически все методы формирования стратегии организации основываются на анализе ее внутренней и внешней среды. Что неудивительно, так как именно потенциал организации и рыночные условия экономики, в которых она находится, определяет возможные пути развития. Соответственно, такое положение требует совершенствования методологического инструментария формирования стратегии развития организации.

Для успешной деятельности организации, в условиях неопределенного окружения, как показывает мировая практика, целесообразным является проведение маркетингового анализа, позволяющего сделать верный выбор стратегии развития организации.

Маркетинговый анализ - является одним их основных методологических основ принятия стратегических и оперативных маркетинговых управленческих решений в деятельности организации; причем, он один из самых сложных видов маркетинговой деятельности, поскольку всегда содержит в себе элемент предвидения непростого и противоречивого социально-экономического объекта - рынка. Из этого следует, что содержание и формы маркетингового анализа деятельности организации зависят прежде всего от вида рынка, на котором она работает, а также от внешних и внутренних условий, в которых предприятие развивается и которые могут существенно отличаться.

Основным методологическим принципом в организации процессов принятия решений является системный подход к анализу ситуации в маркетинговом менеджменте. Специфика системного подхода предполагает объективную возможность относить ту или иную задачу к компетенции соответствующего уровня управления [1].

Таким образом, системный подход, рациональная последовательность операций при анализе конкретной рыночной ситуации позволят руководству предприятия принять эффективное управленческое решение с минимальной степенью риска.

Стратегическое развитие любой организации предполагает решения определенного ряда проблем, к которым следует отнести:

- формулирование миссий и стратегических целей организации;

- анализ внешней и внутренней среды организации;

- внедрение передовых тенденций в инновационном развитии организации;

- взвешенная и грамотная инвестиционная политика организации, с учетом ее инновационных и инвестиционных рисков;

- разработка стратегий и стратегических планов организации;

- мониторинг и контроль исполнения реализации стратегии организации;

- корректировка стратегии в соответствии с изменениями рыночной среды и т. д.

Решение данных проблем предполагает необходимость прохождения

определенных стадий (рис. 1), при этом следует отметить, что для решения проблем применяют различные методологии, инструменты и программные средства.

Рис. 1. Основные этапы стратегического развития

Как можно увидеть, каждый из этапов имеет свою смысловую нагрузку. Прежде всего, проводится анализ организационной среды, изучается внутренний потенциал организации и ее внешнее окружение. Данный этап обеспечивает базу для определения миссии и видения бизнеса, а также постановки целей его развития в долго-, средне- и краткосрочной перспективах.

На сегодняшний день, существует множество различных методик и инструментов анализа внешней и внутренней среды организации. Обозначим основные инструменты анализа микросреды: конкурентная матрица М. Портера; матрица товары-рынки И. Ансоффа; матрица БКГ (BCG), SWOT-анализ; при этом, SWOT-анализ по праву считается наиболее широко распространенным, известным и популярным матричным способом изучения внешней и внутренней среды маркетинга. Он предполагает аналитическую проработку сильных и слабых сторон, возможностей и угроз маркетинговой среды [2].

Значимость SWOT-анализа заключается в том, что он является основой для генерирования альтернативных стратегий развития организации. Посредством построения проблемных полей данный вид анализа позволяет сформировать наиболее целесообразную модель рыночного поведения, в наивысшей степени отвечающую как внутреннему потенциалу, так и условиям внешней среды.

Анализ пяти конкурентных сил М. Портера, направлен на выявление и оценку таких внешних факторов, как рыночная власть потребителей и поставщиков, внутриотраслевая конкуренция, угроза появления новых товаров-заменителей и новых рыночных игроков.

Матрица Ансоффа позволяет разделять продукцию и рынки в зависимости от степени неопределенности перспектив продаж товаров или возможностей проникновения данной продукции на конкретный рынок. В качестве базы сравнения она принимает новизну производимых товаров и рынков их сбыта. Матрица Ансоффа «Товар-Рынок» - это наглядное представление деятельности на рынках и четкий выбор маркетинговых стратегий (интенсивного и диверсификационного роста).

Матрица «Рост-доля рынка», разработанная Бостонской консалтинговой группы (штат Массачусетс, США), позволяет организации разделять каждый товар по доле на рынке относительно конкурирующих аналогов и темпов роста продаж.

Анализ внешней (макросреды) осуществляется для оценки внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность компании для выявления возможностей и прогнозирования потенциальных угроз. Причем, внешние факторы, в отличие от внутренних, не поддаются контроля со стороны предприятия и принимаются такими как есть. Оценка макросреды позволяет разработать стратегии, которые помогут организации превратить потенциальные угрозы в выгодные возможности.

Основные инструменты анализа внешней среды организации: SWOT-анализ; PEST или STEP анализ. Как было указано ранее, метод SWOT-анализа используется для оценки и внутренних, и внешних факторов окружающей среды. Он позволяет выделить сильные и слабые стороны компании, определить возможности и спрогнозировать угрозы, которые идут из внешней среды.

PEST-анализ внешней среды компании проводится для исследования внешних факторов косвенного влияния [3]. Это такие факторы, как политика, экономика, социум и технологии. Выделяют две вариации этого вида анализа: STEP- и PEST -анализ. Первый вариант используется в странах со стабильной политической системой и развитой экономикой. Поэтому основной упор делается на оценку социальных и технологических факторов. Для стран со слаборазвитой экономикой или с переходной экономикой применяется PEST-анализ. В этом случае особое внимание уделяется оценке экономики и политики.

Следующий этап (определение миссии и целей), состоит из нескольких подпроцессов (процедур):

- определение миссии бизнеса, которая в концентрированной форме представляет собой его основное предназначение, смысл существования;

- установление долгосрочных общих целей на плановый период, согласованных с миссией;

- определение конкретных целей (задач).

Далее, в прцессе разработки и выбора стратегии принимается решение по поводу того, как и какими средствами компания будет добиваться достижения поставленных целей. Непосредственно здесь происходит формирование стратегий различного уровня иерархии.

Затем предполагается осуществление всех необходимых организационных процедур и непосредственную реализацию стратегии. Здесь стратегия находит свое воплощение в реальных действиях и процедурах.

Логически завершающим процессом управления стратегического развития выступает стратегический контроль. Он ориентирован на определение степени достижения поставленных целей стратегического развития и оценку его эффективности.

Таким образом, рассмотренный процесс стратегического развития организации, очень трудоемкий и длительный, однако полученные положительные результаты во много раз превзойдут понесенные затраты, т. к. стратегия развития организации будет способствовать более эффективному использованию имеющихся у нее ресурсов и возможностей, а процесс разработки и анализа различных вариантов функционирования организации в различных условиях повысит системность и обоснованность принимаемых управленческих решений.

Сегодня любая стратегия развития организации направлена на изменение состояния одного или нескольких элементов, характеризующих данную компанию:

- продукт (основные параметры продукции/ услуг),

- управление (параметры системы управления организацией, структуры функционирования),

- рынок (внешние условия функционирования организации, место на рынке),

- финансы (финансового и инвестиционное состояние организации).

С точки зрения систем, организация, находящаяся в определенной ситуации, будет характеризоваться значениями показателей данных элементов. Реализация стратегии

18

развития организации приведет к тому, что она будет переходить из начальной ситуации в новую, которая, в свою очередь, будет характеризоваться новыми значениями данных показателей, по одному либо нескольким элементам.

Таким образом, автор предлагает выделить несколько видов стратегий:

- инновационную (направленную на улучшение продукта),

- внутрифирменную (направленную на повышение эффективности управления),

- рыночную (направленную на изменение положения организации на рынке),

- инвестиционную (направленную на улучшение финансового и инвестиционного состояния) (рис. 2).

Рис. 2. Матрица направлений стратегического развития организации

Графически направления стратегического развития организации представлены в виде матрицы: по горизонтали отмечены 4 основных вида стратегий, по вертикали наименования этапов реализации стратегии, а на пересечении отмечается, какой вид стратегии реализуется на конкретном этапе [4].

Автор добавляет, что стратегию развития необходимо направлять на улучшение сразу нескольких элементов, однако, даже изменение одного элемента приведет к изменению значений показателей и других элементов.

Предполагается, что такой подход позволит упростить и алгоритмизировать процесс стратегического планирования и стратегического выбора организации.

На наш взгляд, данный подход позволит более оперативно вносить изменения в стратегию развития организации с учетом возникших в ходе ее реализации изменений. Разделение на небольшие этапы позволит внести изменения в выходные параметры предыдущего этапа и рассчитать дальнейшие направления развития с учетом этих изменений, одновременно выбрав из них оптимальные.

Подводя итог, можно отметить, что успешное функционирование организации напрямую зависит от формирования и реализации адекватной современным условиям стратегии развития. Применение руководством новаторства в составлении стратегии развития, позволит сформировать уникальный путь движения организации, для максимально эффективного достижения поставленных задач.

Список литературы /References

1. Александрова А.В., Курашова С.А. Стратегический менеджмент: Учебник. М.: Издательство Инфра-М., 2018. 320 с.

2. Купцова Е.В. Бизнес-планирование: Учебник и практикум. М.: Издательство Юрайт, 2019. 435 с.

3. Родионова В.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. М.: Издательство РИОР, 2018. 106 с.

4. Хрусталев Б.Б. Теоретические и методические основы формирования стратегии развития предприятия / Хрусталев Б.Б., Демьянова В.С. // Известия Казанского государственного архитектурно -строительного университета, 2012. № 2. С. 261-266.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.