Научная статья на тему 'Методологический аспект рассмотрения феномена благодарности'

Методологический аспект рассмотрения феномена благодарности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологический аспект рассмотрения феномена благодарности»

методами дезинформации. Достоинства современных телекоммуникационных технологий и степень освоения Интернета свидетельствуют о том что, террористические и экстремистские объединения и дальше будут развивать свое присутствие в глобальной сети, а также совершенствовать методы своей деятельности. Складывающаяся в настоящее время обстановка ставит перед правоохранительными органами и спецслужбами непростую задачу по выработке действенных мер, направленных на активизацию работы по противодействию деятельности террористических и экстремистских объединений в сети Интернет.

Литература

1. Базаркина Д.Ю. Терроризм и антитеррористическая деятельность. Коммуникационный аспект. М.: Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, 2013.

2. Белоножкин В.И., Остапенко Г.А. Информационные аспекты противодействия терроризму. М. : Издательство «Горячая линия - Телеком», 2009.

3. Булгаков С.Н. Образ международного терроризма в сети Интернет: по материалам Рунета: дис. к-та полит. наук. - М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2011.

4. Генпрокурор: в РФ растет число регистрируемых экстремистских преступлений / Информационное агентство ИТАР-ТАСС. [Электронный ресурс]. URL:http://www itar-tass.com/obschestvo/1153518 (дата обращения: 12.12.2014).

5. Официальный сайт Министерства юстиции Российской Федерации. [Электронный ресурс]. //www.minjust.ru (дата обращения: 10.02.2015).

6. Противодействие террористической и иной экстремистской деятельности на территории государств - участников Содружества Независимых Государств: материалы международного научно-практического семинара. М., 2014.

7. Соснин В.А. Психология современного терроризма. М.: Издательство «Форум», 2010.

8. Соснин В.А., Нестик Т.А. Современный терроризм: Социально-психологический анализ. М.: ИП РАН, 2009.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАССМОТРЕНИЯ ФЕНОМЕНА БЛАГОДАРНОСТИ

Битехтина Любовь Дмитриевна

канд. псих. наук., гранд. докт. философии, профессор философско-богословского ф-та РПИ св.Иоанна

Богослова, г.Москва Козлова Татьяна Анатольевна

психолог, ЗАО «Волокно», г.Москва

ным исследованием частных явлений и связей с благодарностью. Для правильного и детального рассмотрения этого феномена необходима проработка и подробное изучение методологического основания этого явления, что и представлено в данной статье. В этом заключается новизна и актуальность данной работы.

Для рассмотрения феномена благодарности мы будем использовать системодеятельностную методологию (СМД) Щедровицкого П.Г. [2]. При исследовании данного вопроса мы использовали перекрестное противопоставление Аристотеля-Дубровского. В нем отражены основные мыслительные подходы: натурализм, феноменология, теология и методология.

Натурализм и методология рассматривают мышление и мир в объективном ключе, феноменология и теология - в субъективном. На другой оси рассмотрения стоит внутренний принцип изменения (феноменология и натурализм) и внешний принцип изменения - теология и методология.

Основные мыслительные подходы

субъективность

уверенность вера

(феноменология) (теология)

субъект-переживание Бог-откровение

внутреннее_внешнее

детерминированность заданность

(натурализм) (методология)

природа-механизм деятельность-норма объективность

Современное общество сегодня как никогда нуждается в хороших, духовно-нравственных людях и гармоничных отношениях между людьми. Это возможно лишь при добром расположении людей друг к другу, когда во главу угла ставятся духовные ценности и любовь к окружающим. Достичь этого можно лишь при развитии в себе чувства благодарности, как к людям, так и к событиям, которые с человеком происходят. Ведь каждое событие несет какой-то положительный урок человеку, за который он должен быть благодарен. В связи с этим вопрос развития в себе благодарности является важным и актуальным на сегодняшний день.

Изучением и исследованием феномена благодарности занимались люди с давних времен. Проблема состоит в том, что методологический подход к рассмотрению феномена благодарности не затрагивался ни в российской, ни в зарубежной литературе. Все исследователи занимали в основном описанием этого феномена и эксперименталь-

определенность мысли Рис. 1. Основные мыслительные подходы

Что касается феномена благодарности, то в рамках натурализма (природа-механизм) может быть рассмотрен физиологический подход к феномену. С позиции феноменологии (субъект - переживание) - философский и психо-

логический взгляд на благодарность. В качестве теологического подхода (Бог-откровение) - божественные откровения о благодарности и взгляды святых о благодарности (см. рис.2).

Четыре мыслительных подхода к благодарности.

субъективность (феноменология) (теология) философия о благодарности божественные откровения психология о благодарности о благодарности субъективные переживания святые о благодарности люден о благодарности внутреннее_внешнее

(натурализм) физиологический аспект благодарности

(методология) методологические принципы норма

ооъектнвность определенность мысли о благодарности Рис. 2. Четыре мыслительных подхода к благодарности

Методологический подход (деятельность - норма) представлен в виде методологических принципов и нормы благодарности (см. рис. 3).

Рассмотрим подробно методологический подход, и в частности, норму и методологические принципы, используемые при изучении феномена благодарности.

Старая и новая норма благодарности.

Благодарность входила в этические нормы еще с древних времен, но от человека требовалась благодарность только за добро, которое ему оказывали другие люди или боги (божественное начало). С приходом на землю Иисуса Христа изменились нормы благодарности, так как Спаситель принес новую заповедь «да любите друг друга» («Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин. 13:34), «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)). В противовес этому стояло ветхозаветное наставление «око за око, и зуб за зуб» (Мф.5:39). То есть, теперь благодарность распространяется не только на тех, кто оказывает добро, но и тех, кто приносит человеку страдания и неприятности.

О новой норме благодарности - «за все благодарите» говорит ап. Павел в послании к фесалоникийцам. «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Эта норма установлена Самим Богом. Между тем люди продолжают следовать старой норме, и в различных словарях говорится о благодарности только как о выражении признательности за оказанное добро, или как о форме вежливости. Многие психологи, занимающиеся исследованием этого феномена, тоже продолжают рассматривать благодарность с этой позиции. Попытку изменить эту ситуацию и следовать новой норме предпринимали некоторые практические психологи, и, в частности, Ноэль Нельсон [4], которая рассматривала благодарность как необходимое условие для преодоления трудных ситуаций и гармоничного разрешения межличностных конфликтов. Норма «за все благодарите» является необходимым элементом и духовной жизни человека. Ведь при нарушении этой нормы, человек перестает совершенствоваться, так как не принимает духовные уроки и испытания для своего очищения и духовного развития.

Структура нормы

КОНКРЕТНАЯ СТР}"КТ>~РА НОРМЫ

Идеальная Норма

Допускающая Норма

Скорректированное Нарушение

Нарушение

идеальное значение

интервал идеальности

но рма награждения

идеальное значение

нормы вознаграждения и

абсорбирования /компенсации

интервал корректируемое™

корректирующий акт

корма отмены наказания

ао со ро и ро ва кия компенсации

референтный набор нарушений

нормы наказания

аосороирования /ко мл не ац ии

Рис.3. Конкретная структура нормы.

Структура нормы хорошо просматривается в схеме на рис.3. Ее составляющие: идеальная норма, допускающая норма, скорректированное нарушение и нарушение. Чем характерна допускающая норма? Она имеет допуски. Если человек превысил допуск, то у него есть еще интервал корректируемости, в рамках которого достаточно осуществить соответствующее (нормированное) компенсаторное действие. При этом каждый раз кто-то должен абсорбировать или компенсировать отклонения человека. Согласно одному из законов деятельности, 99,9% усилий и времени человека, тратится на компенсацию или абсорбирование чужих и своих отклонений от идеальных норм. Если человек превысил пределы корректируемости, или не превысил, но не совершил корректирующего действия, то это уже нарушение, и он будет наказан [2].

На примере благодарности структуру нормы можно пояснить таким образом. Если человек благодарит Бога за все (в достатке, в неприятностях, скорбях, болезнях и т.д.), то человек получает награду от Господа. Об этом говорят все святые. За все благодарить - это идеальное значение (идеальная норма) и ее осуществляют только святые, которые и получают за это награду. Если человек не всегда благодарит, то есть определенный допуск. По мнению авторов работы, этот допуск разный для всех людей в зависимости от духовного уровня человека и других обстоятельств («кому многое дано, с того много и спросится»). Если человек не благодарит за определенные ситуации в своей жизни и не извлекает из них уроки, то происходит корректирующие акты в его жизни, на основании которых он должен расти и учиться благодарности. При полной неблагодарности человек получает наказание уже тем, что его оставляет благодать Божия, так как человек сам отворачивается от своего Благодетеля (Бога).

Таким образом, Божия воля («за все благодарите») является идеальной нормой всякого человека. На деле же ее осуществляют только святые. Человек, который стремится к святости, обожению, духовному совершенству, должен также стремиться следовать этой норме. При этом ему следует подходить не формально к этому вопросу -благодарить Бога и людей только на словах, но ощущать само чувство благодарности, находится в состоянии благодарности. Для этого человеку нужно отличать истинное состояние благодарности от ложного. Чтобы это осуществить, необходимо использовать методологические принципы, которые будут рассмотрены далее.

Методологические принципы благодарности. В процессе работы, основываясь на основных психологических принципах [1], общих положений православной традиции и святоотеческого опыта были сформулированы следующие методологические принципы отличия истинной благодарности от ложной, а также от прелести, в которую человек может впасть, предположив, что он уже находится в непрерывном благодарном состоянии. Эти методологические принципы разработаны авторами данного исследования для психологической работы с людьми и феноменом благодарности. Они созданы на основе духовных законов и общих закономерностей в рамках православной традиции. Всего десять принципов. Это принципы тождества, различия, развития, единства, целостности, единственности, осторожности, бескорыстия, безопасности, целесообразности.

1. Принцип тождества. Существует несколько утверждений психологов: одно из них - благодарность исходит из любви, а другое, что любовь произрастает из благодарности. Следовательно, эти состояния очень близки. Все добродетели связаны между

собой, они чем-то тождественны. Добродетели связаны одной цепью, одна влечет за собой другую и иногда очень сложно разделить, и сказать, где кончается одна и начинается другая. Следовательно, можно говорить о тождественности добродетелей между собой, тождественности своим благодатным состоянием, божественным происхождением. В связи с этим благодарность несет с собой любовь, свет, доброту и другие благие состояния.

2. Принцип различия. Как добродетели связаны между собой и влекут одна другую, так и страстные, греховные состояния соединены между собой и способствуют появлению и усилению друг друга. Прп. Макарий Египетский говорил, что «все худые дела зависят один от другого: ненависть от раздражительности, раздражительность от гордости, гордость от тщеславия, тщеславие от неверия, неверие от жестокосердия, жестокосердие от нерадения, нерадение от разленения, разленение от уныния, уныние от нетерпеливости, нетерпеливость от сластолюбия; прочие части порока так же между собою связаны, как на доброй стороне связаны между собою и одни от других зависят добродетели» [3, с. 264].

Страсти (грехи) противоположны добродетелям, и каждой из них можно найти противопоставление, например: неверие - вера, лень-трудолюбие, прелюбодеяние - целомудрие, ненависть - любовь и т.д. Благодарность стоит в цепочке добродетелей и неразрывно связана с ними, следовательно, благодарность не совместима с гневом, печалью, ненавистью, обидами и т.д. То есть, она не сочетается ни с какими негативными состояниями, и если человек раздражен (или испытывает другую страсть), то он не может находиться в состоянии благодарности, так как добродетели противоположны страстям. На этом основании и происходит различие чувства благодарности от других состояний.

3. Принцип развития. Благодарность не есть застывшее состояние. Это состояние может развиваться и восходить с одной ступени на другую. На низшей ступени происходит только осознание необходимости благодарности.

4. Далее идет использование благодарности в словесном и поведенческом выражении и практика ее время от времени. Затем при постоянстве упражнений происходит понимание отличия истинной благодарности от ложной и применение ее по мере осознания. В процессе практики человек все больше и чаще ощущает моменты истинной благодарности. Благодарность уже принимает форму особого состояния сознания, в котором пребывает благодарящий человек.

5. Принцип единства. Благодарность пребывает в содружестве с другими добродетелями и часто находится в единстве с ними. Так она прибывает в единении с любовью, добротой, поддержкой, радостью, верой, надеждой, смирением и другими добродетелями. Если нет этого единства и нет рядом с ней этих добродетелей, то можно говорить о ложной благодарности.

6. Принцип целостности. Так как все добродетели образуют целостность человека, то и благодарность участвует в этой целостности. Без нее нет целостности, и она, находясь в содружестве с другими добродетелями, привлекает их, образуя духовную целостность человека.

7. Принцип единственности. Несмотря на то, что добродетели тождественны и имеют благодатную природу, каждая из добродетелей имеет некоторые отличия, то есть она единственная в своем роде. Это касается и благодарности. Когда человек благодарит других, то он видит источник своих благ (видимых и невидимых) в других. При этом человек испытывает смирение, так он не сам достиг и приобрел эти блага, а с помощью благодати Божией, через других людей и обстоятельства. Когда человек получает благо от других, то, испытывая истинную благодарность, он ставит себя в этот момент ниже других, признавая их заслуги и щедрость, видит и ценит дар Божий и дар людей. Это касается также и принципа осторожности.

8. Принцип осторожности (трезвления). В истинном благодарном состоянии человек не гордиться, а находится в состоянии смирения, так как видит во всем заслуги других, промысл и помощь Божию и за все это благодарит. В таком состоянии человек не будет гордиться и говорить себе: какой я замечательный человек, что я всех благодарю, я уже достиг святости. Этого нет, вместо этого он видит и говорит в душе: какие замечательные люди вокруг меня и как милосерден Бог ко мне. То есть, акцент идет с себя, с эго на видение достоинств других людей. При этом, если человек говорит всем слова благодарности, но не испытывает при этом любви и доброжелательности к людям и к Богу, или если через минуту он злословит или дурно поступает, но в этом человеке нет истинной благодарности.

9. Принцип бескорыстия (отсутствия ожиданий). Этот принцип означает, что необходимо развивать эту добродетель ради самой добродетели, ничего не ожидая взамен. Хотя изменения происходить конечно будут, но ждать этих изменений и привязываться к ним не стоит. Развитие этой добродетели само по себе дает человеку мир, любовь, гармонию, что уже является наградой. В связи с этим не стоит относиться к этой добродетели как к магическому средству исполнения желаний или воздействия на других людей.

10. Принцип безопасности. Человек должен благодарить не только за хорошие слова в свой адрес, но и за негативные. Ведь если это правда, то тем самым люди указывают ему на недостатки, которые человеку нужно исправить. Это Бог послал (или попустил) такого человека ему для духовной пользы.

Если же обвинения несправедливы, то человек получает небесную награду за «напраслину на него возводимую», и он опять же должен за это благодарить своего благодетеля. В то же время, если человеку что-то угрожает, то ему нужно побеспокоиться о своей или чужой безопасности, и после этого уже воздавать благодарение об успешном разрешении сложной ситуации.

11. Принцип духовного разумения (целесообразности). Человеку во всех случаях нужно поступать в соответствии с духовным разумением и целесообразностью. Ведь ситуации в жизни могут быть различные и невозможно для всех дать предписания как поступать. Главное, чтобы человек соблюдал заповеди Божии, развивал свои добродетели, избавлялся от грехов и страстей и непрестанно за все благодарил Бога.

Все эти принципы помогают психологу и клиенту в осуществлении правильного психотерапевтического процесса. Они дают ориентировку в процессе психологической работы и помогают человеку правильно применять благодарность во всех сферах жизни, духовно расти и следовать заповедям Божиим.

Таким образом, при рассмотрении феномена благодарности использовалось перекрестное противопоставление Аристотеля-Дубровского, в котором отражены основные мыслительные подходы в исследовании феномена благодарности. Был сделан акцент на необходимости использования людьми в своей жизни новой нормы благодарности - «за все благодарите», так как эта норма установлена самим Богом. При этом нами сформулированы методологические принципы отличия истинной благодарности от ложной, которые помогают человеку следовать по пути благодарности, духовно расти и устанавливать гармоничные отношения с другими людьми.

Литература

1. Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. М.: Академия, 2008. 240 с.

2. Дубровский В.Я. Введение в системодеятельност-ный подход. http://www.fondgp.ru/lib/mmk /67/08.10.16_Dubrovskij_vvedenie-I.doc

3. Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. Клин. Фонд «Христианская жизнь», 2001. с.264.

4. Нельсон Н., Кабала Д. Сила благодарности: Ключ к полноценной жизни. М.: София, 2005. 304 с.

ФАКТОРЫ СУБЪЕКТИВНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ЛИЧНОСТИ

Кужильная Анна Вячеславовна

адъюнкт кафедры психологии и педагогики, Краснодарского университета МВД России, г.Краснодар

Ощущение человеком субъективного благополучия зависит от того как понимает и оценивает личность те ситуации в которые он попадает в процессе жизнедеятельности. При этом важное значение принимает эмоциональная сторона отношения личности к ситуации, которая в последующем может стать определяющим фактором стратегии поведения, основанной на направленности личности. Таким образом, выделяют взаимосвязь локуса субъективного благополучия и направленность личности: экстраверсия, интроверсия или полное отсутствие направленности.

Проанализировав существующие теоретические представления о субъективном благополучии, можно заключить, что оно является продуктом отношений человека к людям, предметам и явлениям внешнего мира, а также непосредственного отношения человека к самому себе.

Учитывая уровень жизнедеятельности, Е.Ю. Кор-жова различает такие стратегии поведения, как соматически ориентированные, т.е. стратегии, ориентированные на внешний мир (где различается градация опосредованно-сти профессионально, внепрофессионально, социально), а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.