Методологический анализ
V ^ V
современной образовательной системы
Георгий Леонидович Ильин,
профессор кафедры дошкольной педагогики МПГУ, доктор педагогических наук
СОВРЕМЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, А ВМЕСТЕ С ТЕМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБЪЕДИНЯЮТ ВЕСЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ, ПОД ОДНИМ ТЕРМИНОМ - «ОБРАЗОВАНИЕ». ПОЧЕМУ? И ОБУЧЕНИЕ, И ВОСПИТАНИЕ ВСЕГДА ВЫСТУПАЛИ СРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ. ПРИ ЭТОМ ОБУЧЕНИЕ БЫЛО СВЯЗАНО, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ СО СВОЙСТВАМИ ЛИЧНОСТИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИМИ ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО ПРИРОДНОГО МИРА, А ВОСПИТАНИЕ - СО СВОЙСТВАМИ, СВЯЗАННЫМИ С СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ (ОБЩЕНИЕ ЛЮДЕЙ). В СТАТЬЕ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИНОЕ ПОНИМАНИЕ МИССИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, НЕ СВЯЗАННОЙ С ЗАДАЧЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ С ЗАДАННЫМИ СВОЙСТВАМИ.
• Современное содержание образования • Методологический анализ образования
• Виды воспитания • Технологии обучения • Проективное образование •
Учёные-педагоги в настоящее время склонны рассматривать содержание образования и воспитания как единое содержание целостного педагогического процесса, поскольку в образовательных программах и стандартах, в содержании школьных дисциплин (программах и учебниках) даются в единстве как знания основ наук, так и социальные нормы, ценности, отношения. При этом доминирующим выступает обучение, т.е. знание основ наук - от дошкольников до студентов и слушателей профессионального дополнительного образования. И если в отношении слушателей дополнительного профессионального образования ещё можно согласиться с вторичностью, необязательностью воспитания, то в отношении школьников и дошкольников сложившееся положение следует признать странным, несмотря на демократизацию и либерализацию образования и на утверждения, что «воспитывает жизнь, а не учебное учреждение».
Между тем так было не всегда. До ХХ века воспитание выступало основным компонентом образовательного процесса. Об этом
можно судить по названиям педагогических сочинений зарубежных авторов, обязательно включавших в себя термин «воспитание» -Оуэна, Руссо, Песталоцци, Гербарта, Фребеля и пр., не говоря об отечественных авторах-педагогах (перечислены в алфавитном порядке): И.И.Бецком, Н.А.Добролюбове, Н.И.Новикове, Н.И.Пирогове, П.Ф.Лесгафте и К.Д.Ушинском. А.С. Пушкин написал записку царю Николаю I «О воспитании народа». А Л.Н. Толстой заметил: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра» (тем самым он утверждал основополагающее значение нравственности в образовании).
Ещё ранее, в V в. до н.э., афинянин Ксенофонт, ученик Сократа, автор знаменитой «Киропедии» (книги о воспитании персидского царя Кира), выделил следующие виды воспитания:
• идеологическое
(почитание богов); -
• правовое (почи- 1 Ксенофонт. Киропедия. тание законов); 1977.
Наука,
• нравственное (управление желаниями);
• физическое (управление телом)1.
Выделенные различные виды воспитания объединяются общей основой, общей целью: развитие и формирование личности, во-первых, свободной и вместе с тем подчиняющейся воле богов, во-вторых, добродетельной (рассудительной и справедливой) и, в-третьих, государственной, умеющей управлять другими людьми с той же заботой, с какой человек относится к себе, к собственному телу. Как приверженцы демократии, греки-афиняне превыше всего ценили свободу личности, презирали рабство и, казалось бы, в этом были близки многим нашим современникам. Но, с другой стороны, как люди, хлебнувшие демократии раньше всех и в полной мере, они видели и её мрачные стороны. И не потому ли целью воспитания ставили умение управлять собой, как условие управления государством? Рабство - это не только покорность сильному (внешнее рабство), но и неспособность управлять собой (внутреннее рабство). Рабская душа - душа, находящаяся во власти страстей. Освобождённый раб останется рабом, если не овладеет своими страстями, которые пробуждает внешнее освобождение; соответственно, внутренне свободный человек и в рабстве остаётся свободным (Пушкин назвал это «тайной свободой»). Демократия, освобождая от внешнего рабства, вместе с тем может способствовать внутреннему порабощению людей, проявляющемуся в разгуле общественных страстей. Отсюда -значение добродетели как регулятора поведения и помыслов людей, которая достигается воспитанием. Ныне слово «добродетель», как и слово «целомудрие» и многие другие подобного рода, воспринимается иронически. И не только ныне, как свидетельствует Монтень из XVI века: «Крикните нашей толпе о ком-нибудь из мимоидущих: «<Это ученейший муж!» и о другом «<Это человек исполненный добродетели!» и она не преминет обратить свои взоры и свое уважение к первому». Как и греческие мудрецы, этот представитель позднего Ренессанса, эрудит, перегруженный знаниями, грустно замечает: «<Если бы всеобщее стремление разбогатеть - чего в наши дни можно
- достигнуть при по-
2 МонтеНь М. Опыты. М.: Правда, 1991. мощи юриспруден-
ции, медицины, преподавания, да еще теологии, - не поддерживало авторитета науки, мы бы видели ее, без сомнения, в таком же пренебрежении, в каком она находилась когда-то. Как жаль, однако, что она не учит нас ни правильно мыслить, ни правильно действовать! После того, как появились люди ученые, нет больше хороших людей»2.
Афинские мудрецы не напрасно возлагали свои надежды на нравственное воспитание, видя вокруг себя людей хотя и свободных от внешнего рабства, но лишённых добродетели, не способных управлять ни собой, ни другими людьми. Они потому и ставили в пример демократии афинян монархическое государство (Персию), что в последнем внешнее рабство способствовало, как им казалось, воспитанию добродетели. Добродетель, предполагающая общую нравственную ценность, необходима, считали они, какими бы средствами она ни утверждалась. Римлянин Боэций (480-524 г.), живший на закате Римской империи, разделил образование на семь свободных искусств (тривиум и квадривиум - «трёхпутье» и «че-тырёхпутье», от via - путь, избираемый учащимся), т. е. практически на гуманитарное (грамматика, риторика, диалектика) и естественно-научное (геометрия, арифметика, астрономия, музыка). Это разделение легло в основу средневекового образования и сохранилось, с небольшими изменениями, до наших времён. Но при этом исходным был гуманитарный цикл, связанный с нравственностью.
Своеобразный характер носило воспитание сыновей светских феодалов - рыцарей. Рыцарство относилось с презрением ко всем видам труда, в том числе и к умственному. Даже элементарная грамотность не считалась обязательной. Это было своего рода «реальное» образование Средневековья. В соответствии с семью свободными искусствами существовали и семь рыцарских добродетелей, составлявшие содержание воспитания мальчиков:
• умение ездить верхом;
• умение плавать;
• умение владеть копьём;
• умение фехтовать;
• умение охотиться;
• умение играть в шахматы;
• умение слагать стихи и играть на музыкальных инструментах.
Ношш.......тшологшии
Примерно с XIV века появляются университеты - alma mater (родная, нежная мать). Утверждается общее название - universitas scolarium et magistrorum. К этому времени складывается и концепция университета. Университет обладал целым рядом прав и привилегий, в частности, привилегией изучать не только семь свободных искусств, но и право (гражданское и каноническое), теологию, медицину. В средневековых университетах существовало, как правило, четыре факультета: младший - подготовительный (он же -факультет семи свободных искусств, артистический, художественный, философский) и старшие - медицинский, юридический, теологический. Все они были, как нетрудно видеть, преимущественно гуманитарными, раскрывающими способности человека в русле религиозной парадигмы образования.
Гуманитарная направленность классического образования проявлялась в том, что оно было основано на мнениях людей и письменных источниках. Как отметил Л.Н.Гумилев: «ГеографиядоXVIвека, основанная на легендарных, часто фантастических, рассказax путешественников, переданных через десятые руки, была наукой гуманитарной, также как геология, основанная на рассказах о Всемирном потопе и Атлантиде. Даже астрономия до Коперника была наукой гуманитарной, основанной на изучении текстов Аристотеля, Птолемея, а то и Косьмы Индикоплова»3.
Религиозно-гуманитарное воспитание, как и рыцарское «реальное», было воспитанием добродетелей. Добродетели, приобретаемые в университетах, определялись родом избираемой деятельности, в которой человек достигал своего божественного предназначения.
Классическое средневековое образование («свободные искусства») сменилось появлением и стремительным развитием естественных и инженерных наук и соответствующего образования, сопровождавшего промышленную революцию и становление индустриального общества. Этот процесс характеризовался все большим доминированием естественнонаучных представлений о мире и вытеснением воспитания из образования.
Наше время с настойчивостью выдвигает в качестве высшей гуманитарной ценности
свободу личности, если не взамен, то прежде традиционных общественных ценностей, таких как благо отечества и благодарная память потомства: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам» (Пушкин).
Современное отечественное воспитание изменилось, но в нем угадываются прежние виды воспитания, заложенные в античности:
1. Нравственное воспитание и мировоззрение школьников.
2. Гражданское воспитание молодежи.
3. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение учащихся.
4. Эстетическое воспитание школьников.
5. Физическое воспитание молодежи. Половое воспитание.
6. Экологическое. Военно-патриотическое. Религиозное.
Есть и более развернутые классификации:
• Прагматическое, аксиологическое, гуманистическое и др.
• Семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), общинное и др.
• Умственное, нравственное, физическое, трудовое.
• Политическое, гражданское, правовое, экологическое, экономическое и др.
• Авторитарное, демократическое, либеральное, свободное.
Однако в целом роль воспитания в современном образовании оказалась значительно утраченной.
Сегодня в образовании именно обучение играет главную роль, в отличие от прошлых веков, когда воспитание включало в себя те или иные виды обучения. В современном образовании, напротив, воспитание выступает одним из элементов обучения.
С обучением связаны современные технологии обучения. Технология обучения - это процедура, обеспечивающая, при соблюдении исходного качества продукта, получение конечного продукта с заданными свойствами. Вот некоторые из них.
• Традиционная
(репродуктивная) -
технология обуче- 3 Гумилёв Л.Н. Конец и вновь ния, описанная С-Пб.:СЗКЭО «Кристалл», М.: АС
начало. Т, 2002
Я.А.Коменским, но существующая и поныне в школьном (классно-урочная) и вузовском (лекционно-семинарская) обучении.
• Технология развивающего обучения, в расхожем понимании ставшая едва ли не знаменем отечественной школьной педагогики, но в исходном (В.В.Давыдов) культивирующаяся лишь в нескольких школах.
• Технология поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин) - может использоваться в школьной и вузовской практике для выработки умений и навыков в отдельных видах деятельности.
• Технология полного усвоения - зарубежный вариант обучения (описана В.М.Клариным), в отечественной педагогической практике не используется.
• Технология разноуровневого обучения -может применяться в сельских некомплектных школах (В.К. Дьяченко).
• Технология программированного обучения (Б.Скиннер) - используется в системах компьютерного обучения.
• Технология компьютерного обучения -обучение с использованием компьютеров и сети Интернет.
• Технология проблемного обучения (М.Махмутов, А.М.Матюшкин, Е.В.Ковалевская) - применяется в школьном и вузовском обучении в качестве учебного метода или приёма.
• Технология модульного обучения - как методологический принцип может широко использоваться в вузовском обучении, но как методический принцип - и в школьном.
• Технология концентрированного обучения (Г.Ибрагимов) - широко применяется при заочном обучении, особенно в гуманитарных вузах.
• Технология проектного обучения, известная с 20-х годов ХХ столетия, ныне получила новую жизнь с распространением Интернета, применяется и в школьном, и вузовском обучении (Е.С. Полат).
• Технология дистанционного обучения -широко используется в бывшем заочном обучении, основано на электронных средствах связи (С.И. Щенников), в отличие от заочного, использовавшего почтовую связь.
• Технология контекстного, точнее, знаково-контекстного, обучения (А.А. Вербицкий) - применяется в вузовском обучении, но может быть распространена и на школьное.
• Авторские технологии обучения - технологии, используемые в отдельных учебных учреждениях, возглавляемых авторами этих технологий (Ш.А. Амонашвили, В.А. Ка-раковский, В.Ф.Шаталов, М.П. Щетинин и др.).
Вытеснение из образования воспитания и замена его обучением явились следствием экспансии классической, картезианской науки в образовании - появления научного образования взамен религиозно-гуманитарного. Наука с момента своего возникновения была индифферентна к нравственности, более того, развивалась благодаря преодолению нравственных запретов. Но нравственность - основа воспитания, игнорируя нравственность, мы игнорируем воспитание. Не потому ли в современном образованном научном мире воспитание сошло на второй план?
Но, как уже было сказано, и в древнейших видах воспитания, и в новейших технологиях обучения образование понимается традиционно - как воздействие на учащегося с целью формирования определённых свойств личности, независимо от того, какое из них (обучение или воспитание) оказывается доминирующим в тот или иной исторический период. Образовательные системы, существовавшие до сих пор, отличались лишь представлением о необходимых качествах личности, которые нужно сформировать в учащемся.
В современных условиях методологически формируется и новое понимание, и новые категории образования под влиянием возникающих проблем и реформ. Можно назвать основную категорию происходящих изменений: массовое непрерывное образование - обретение знаний населением в течение всей социально активной жизни. С появлением непрерывного образования стало ясно, что образование - это не столько процесс воздействия на учащегося, сколько процесс развития его собственных интересов, предполагающий не пассивное усвоение преподаваемых знаний, а активный процесс удовлетворения познавательных и образовательных потребностей. Непрерывное образование - это вовсе не непрерывное обучение и воспитание, т.е. пожизненное сидение за учебными столами, а повседневный поиск и обретение ин-
йоншсти.......тшологизши
формации и знаний для решения жизненных проблем, не только в учебных учреждениях, но и за их стенами. Непрерывное образование личности предстало не обязанностью и долгом перед семьей и государством, а личным делом каждого учащегося, в меру его понимания возникающих перед ним жизненных проблем.
Появилось понимание образования как процесса развития личности учащегося, в основе которого лежит не педагогический, а образовательный процесс. Поясним, о чём идёт речь. Педагогический процесс - взаимодействие учащегося с преподавателем, учителем, воспитателем. Образовательный процесс - обретение необходимых учащимся знаний и информации всеми средствами, из любого источника информации, лишь одним из которых может выступать учитель, преподаватель или воспитатель. Образовательный процесс осуществляется всюду: в беседе со сверстниками, в магазине или супермаркете при знакомстве с ценами товаров, в поликлинике в беседе с врачом о здоровье, в юридической консультации, в поездке в незнакомый город, при чтении газет или пользовании Интернетом.
В этом понимании любое социальное действие, любая форма или способ поведения, осуществляемые впервые или в незнакомых, неизвестных условиях на собственный страх и риск, в силу внешней необходимости или по внутреннему побуждению, - все это связано с проективным образованием личности. Всё, что способствует решению жизненных задач, накоплению знаний о мире, о способах поведения в нём и тем самым способствует определению личности в этом мире, - всё это относится к проективному образованию личности. Образование выходит за стены учебных заведений, из вида деятельности (обучение, воспитание) становится жизнедеятельностью человека в любом возрасте.
Это взгляд на образование с точки зрения учащегося, человека, познающего и осваивающего мир. Он не только образовывается (то есть получает образование), но и сам образует мир - создаёт свое понимание, своё видение мира и своё место, свой путь в этом мире. Образование в таком понимании - это проектирование человеком своей
жизнедеятельности, сфера образования -это область социальной жизни, в которой созданы условия, необходимые для такого проектирования. Иное понимание образования возможно на принципах проективного образования - образования как процесса самовыражения, проецирования вовне идей и замыслов учащегося.
Словом, так понимаемое образование личности проявляется как альтернатива существующему обучению и воспитанию (школьному и профессиональному образованию), выступающим в форме преподавания и поучения. В проективном образовании основой, движущим мотивом является собственная потребность личности в получении необходимой информации. Оно отнюдь не заменяет существующего образования, но осознаётся как его альтернативная форма, сосуществующая с ним. Например, Маяковский в гимназии на уроках Закона Божьего (школьное образование) под партой изучал «Капитал» Маркса (проективное образование).
Альтернативным также следует считать формирование не столько заданных свойств личности, сколько способов мышления, которыми овладевает или стремится овладеть учащийся. Способ мышления является одним из многих способов осмысления мира, который может освоить учащийся. Например, логический (овладение причинно-следственными связями вещей, явлений и процессов), аналогический (основанный на установлении метафорической и аналогической связи тех же вещей и явлений) и диалогический (предполагающий не только внешний, но и внутренний диалог с собеседником или самим собой по поводу тех или иных суждений, мнений, обсуждение предмета мышления с разных точек зрения). Способы мышления могут быть различными, главное, что они определяют особенность видения мира человеком.
Именно способ мышления, определяемый проективной формой образования личности, то есть способ оперирования имеющимися знаниями и информацией, способ их осмысления делают человека самостоятельно мыслящим существом, а не просто «существом с определёнными заданными свойствами», подобными качествам продукта, выпущенным в соответствии с тре-
бованиями ISO (International Standards Organization).
Образование в новом понимании - способ информационного обмена личности любого возраста с окружающими людьми, который совершается в каждом акте её жизнедеятельности на протяжении всей жизни и который предполагает не только усвоение, но и передачу, генерирование информации в обмен на полученную. Работа с информацией, превращение её в личное достоверное знание, в котором уверен учащийся, -важнейшая задача всех звеньев современного образования: школьного, вузовского и послевузовского.
Обретение личного знания происходит в процессе творческого общения с другими людьми. Творческое общение предполагает получение в конце процесса общения нового знания, идеи, решения, которого не было ни у кого из участников в начале общения, но которое в процессе обсуждения становится личным знанием каждого участника, знанием, достоверность которого определяется самим его носителем.
Деятельность отдельной личности включена в деятельность других людей, находится по отношению к ней в состоянии солидарности или антагонизма. Представление о должном, истинном, которым руководствуется личность, может совпадать с представлениями других людей или расходиться с ними. Проективное образование личности, обретение личного знания, личной истины невозможны без взаимодействия с другими людьми в процессе разработки и реализации замысла, плана, проекта.
Речь идёт о способе производства и приобретении нового знания в процессе общения с другими людьми путём взаимного обмена информацией, когда неполное знание одно-
го участника дополняется знанием другого и, обогащаясь обобщением, сделанным третьим, даёт новое знание. Таким образом, новое знание возникает, рождается непосредственно в образовательном процессе, а не привносится извне, как это происходит в педагогическом процессе. В этом ещё одна особенность проективного образования, отличающая его от традиционного, предполагающего получение готовых знаний.
В свете альтернативности проективного образования (освоение способов мышления, взамен ЗУНов и компетентности, и получение личных знаний в процессе творческого общения) можно видеть новую миссию современного образования, состоящую не столько в изготовлении продукта с заданными свойствами, сколько в способствовании развитию личности с непредсказуемыми качествами.
Сверхзадачей современного образования должно стать не обучение и воспитание в различных видах, а развитие самостоятельности личности. Образование в описанном понимании - дело самой личности, на любом этапе её развития, понимаемое как непрерывное образование. Но это непрерывное образование не противоречит образованию в «конечных формах», представленных в звеньях системы непрерывного образования, - институционального образования, в которых доминирующими остаются обучение, преподавание и воспитание. В отличие от институционального непрерывного образования, оно может быть названо «личностным». Итак, речь идёт о личностном непрерывном образовании, которое было порождено массовым непрерывным образованием и которое выступает альтернативой и научному обучению, и религиозно-гуманитарному воспита-нию4. □
4 ИльиН Г.Л. Философия образования (идея непрерывности). Вузовская книга. 2002.