Научная статья на тему 'Методологические вопросы психологической работы с сотрудниками МВД России на современном этапе'

Методологические вопросы психологической работы с сотрудниками МВД России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Психология»

CC BY
180
72
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ПРОГНОЗ / МОТИВАЦИЯ / ДОВЕРИЕ / ПСИХОЛОГИЯ ИНФОРМИРОВАНИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Корчемный Петр Антонович

Статья посвящена актуальным методологическим проблемам психологической работы системы МВД России: психологического прогнозирования, психологии «веры» и мотивации сотрудника, психологической корректности информирования общества, психологической компетентности руководящего состава.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Корчемный Петр Антонович,

Methodological Issues of Psychological Work Conducted with the Russian MIA Officers in Modern Times

The article focuses on urgent methodological problems of psychological work in the system of the Russian MIA: psychological forecasting, psychology of “faith” and the officer’s motivation, the psychological correctness of informing the society, leading staff’ competence in psychology.

Текст научной работы на тему «Методологические вопросы психологической работы с сотрудниками МВД России на современном этапе»

УДК 159.9

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С СОТРУДНИКАМИ МВД РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

П. А. Корчемный

Статья посвящена актуальным методологическим проблемам психологической работы системы МВД России: психологического прогнозирования, психологии «веры» и мотивации сотрудника, психологической корректности информирования общества, психологической компетентности руководящего состава.

Ключевые слова: психологическая работа, методологическая проблема, прогноз, мотивация, доверие, психология информирования, компетентность.

Психологи Министерства внутренних дел Российской Федерации предпринимают немало полезных начинаний на местах. Ими налажено решение ряда имеющихся в настоящее время психологических проблем, с которыми сталкиваются сотрудники. С одной стороны, это позволяет иметь четкую картину сложившегося положения дел, с другой — принимать эффективные решения «по горячим следам». Такая работа требует должного оформления, подготовки массы документов, которые ее в определенной степени формализуют, бюрократизируют, отрывают от реального исполнения непосредственных обязанностей.

Первая методологическая проблема состоит в том, что одна из методологических задач психологии заключается в реализации ее эвристической сос-

тавляющей, своеобразного «предзнания», предвосхищения и составления прогноза развития тех или иных явлений, имеющих психологическую причину '. В МВД России недостает психологических исследований про-файлинга, т. е. установления совокупности психологических методов и методик оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа наиболее информативных частных признаков его поведения, характеристик внешности, невербального и вербального поведения. А ведь не менее 80% информации о человеке сотрудник может получить в ходе личной беседы и наблюдения, прежде всего по содержанию ответов на прямые и закрытые вопросы, по его мимике, жестам, вербальному и невербальному поведению.

Вторая методологическая проблема состоит в необходимости внимательного подхода к теории социального научения С. Бандуры, Дж. Роттера, принятой и активно используемой в необихевиоризме 2, а также к идее деятельностного подхода А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна в отечественной психологии. В их основе лежит работа с мотивацией человека, направленной на воспитание и формирование у него такого психологического образования, как вера в себя, коллектив, государство, технику, так как именно она сама очень много значит.

Если, например, попытаться ответить на вопрос: «Почему так тяжело решаются вопросы борьбы со взяточничеством среди сотрудников ДПС?», — то одна из причин такого положения состоит в связанном с данной методологической проблемой противоречии по поводу веры в человека, тем более в условиях рыночных отношений. Мы не доверяем, например офицеру, сотруднику ДПС МВД России, осуществлять денежные операции в виде получения штрафов, тогда как водителю автобуса или троллейбуса доверяем продавать проездные абонементы, хотя это его значительно отвлекает от вождения автотранспорта.

Вспомним, что одним из аргументов в пользу данного решения вопроса было требование не создавать условий для проведения непосредственно сотрудником ДПС операций с наличными деньгами. Однако реально сложились благоприятные условия для развития механизма коррупционной составляющей. Сотрудник ДПС, во-первых, не имеет временной и правовой возможности оперативно реагировать на выявленное нарушение, так как только на оформление соответствующего протокола нарушения правил дорожного движения у него в среднем уходит не менее 10-15 минут; во-вторых, сам правонарушитель не хочет тратить время на реализацию составленного протокола (посещение органов ДПС, суда, сберкассы и т. д.), что и толкает его на дачу взятки. В конечном счете предложение-взятка удовлетворяет обе стороны. Сотруднику ДПС следует разрешить применять штрафные санкции прямо на месте, выдавать наруши-

телю соответствующий документ (учтенный талончик на определенную сумму, с последующим отчетом по месту службы). Такая практика существует в отдельных странах СНГ, обеспечивает активность и быстроту действий сотрудника ДПС. И государству польза, и нарушитель получает наказание, и сотрудник понимает, что ему доверяют. Само доверие выступает в таких условиях генератором нормативного поведения. При этом можно предусмотреть процент от изъятых штрафов отчислять сотруднику в виде бонуса при начислении денежного содержания. Вспомним А. С. Макаренко, который поручал получать деньги на весь коллектив злостному воришке. Результатом стало перевоспитание человека. Подобных примеров много. В чем заключается методологический выход? В проявлении доверия сотрудникам МВД различных рангов. Больше доверия человеку, больше акций по его социальной защите, и результат будет налицо 3.

Аналогичную картину наблюдаем и в ходе проведения общественных мероприятий (митинги, собрания, демонстрации, протестные действия), когда сотрудники во многом сдерживают себя в действиях при охране общественного порядка по причине правовой незащищенности. Более того, иногда, не имея личного интереса, они делают попытки вообще не вмешиваться. И здесь налицо реализация апробированных методологических идей. Например, психологами Бундесвера разработана так называемая звезда храбрости. Ее составляют социальная интеграция, подготовленность, физическая выносливость, религиозность, а в центре находится доверие 4. Данную методологическую идею нужно апробировать в жизни. Уверен, что она себя оправдает и с материальной, и с духовной сторон. Об этом свидетельствуют зарубежные исследования.

Каково внутреннее состояние сотрудника, не имеющего веры? Он себя ощущает слабозащищенным со стороны государства, общества. И как итог, перестраховка, бюрократия: ему не верят, и он не доверяет другому, а этого не должно быть. Эффективный девиз — больше доверяй, но проверяй.

Третьей методологической проблемой является нечетко выраженный в общественном сознании (особенно в литературе и искусстве) в целом и в процессе воспитания личного состава идеал сотрудника правоохранительных органов. Педагогика на первое место в воспитании ставит такое педагогическое средство, как идеал. Сегодня идет активная работа по выявлению взяточников и коррупционеров, показу правонарушений, в том числе и со стороны кадров, в системах, обеспечивающих правопорядок. В общественную среду поступает огромное количество информации, иногда противоречивой. Погоня корреспондентов, провайдеров Интернета за негативом исподволь, на уровне подсознания, формирует отрицательную психологическую установку на образ представителей МВД как людей, которые гене-

рируют условия нарушения принятых законов и правил в обществе. Это делается представителями СМИ неосознанно, в частности в фильмах, а также в показе реальных правонарушений в передачах «Чрезвычайное происшествие», «Человек и закон» и др., в которых нередко акцент делается на показе деформированных нравственных качеств сотрудников.

Каков выход из данной ситуации? Запретить, не показывать того, что реально делается? Это тупик. Методологически правильным является демонстрация нарушений, но общество важно информировать всесторонне и взвешенно. В таком информировании недостает психологических исследований по изучению и анализу реального состояния правосознания в обществе, и, главное, того, как тот или иной интеллектуальный продукт литературы и искусства, через механизмы социального научения, подражания реально влияет на формирование социальных качеств, навыков и умений, реализуемых человеком в жизни 5. Они могут иметь и отрицательную социальную направленность. Представляется, что сериал «Глухарь», и особенно его вторая часть «Карпов», играет существенную роль в формировании отрицательного образа сотрудника МВД России (это субъективное мнение).

Из сказанного напрашивается вывод: видимо, назрела необходимость смелой корректировки тематики научных исследований, в том числе их совместное проведение с социологическими службами России. В частности, Всероссийский центр изучения общественного мнения в России (Левада), старейшая отечественная исследовательская организация, регулярно проводит социологические и маркетинговые исследования на основе опросов общественного мнения. Важны такие мероприятия с участием представителей СМИ, например с социологической службой редакции «Социология журналистики» при издательском доме «Калейдоскоп». Анализ в таких работах получаемых «на выходе» эффектов мог бы способствовать выявлению причин

и условий, психологических механизмов реализации принятых и действующих законов, приказов и распоряжений. Такие исследования востребованы как обществом, так и системой МВД России в целом и могли бы существенно сблизить позиции ведомства, творческой интеллигенции и журналистов.

Четвертая методологическая проблема состоит в необходимости расширения профессиональной компетентности субъектов психологической деятельности, важность которой подчеркивается в ряде руководящих документов. Необходимо повышение роли и места в ней руководителей и начальников ОВД, должностных лиц, непосредственно связанных с реальной оперативной работой. В чем здесь проблемы и камень преткновения? Психологи представляют непосредственным начальникам свои идеи, выводы и предложения по тому или иному вопросу в виде рекомендаций, которые могут быть приняты или проигнорированы руководителем. В определенной степени это зависит и от качества соответствующих материалов, и от подготовленности, компетентности руководителей. В этой связи целесообразно направлять усилия психологов на повышение уровня психологической компетентности лиц, принимающих решения, т. е. руководящего состава, в том числе в процессе обучения в вузе, а также в ходе переподготовки и повышения квалификации и т. д. Это будет способствовать большему взаимному пониманию сторон — руководителей и психологов.

1 Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,

2005.

2 Mason K., Sripada C., Stich S. The Philosophy of Psychology // The Routledge Companion to Twentieth-Century Philosophy. London, 2010.

3 Зинченко В. П. Психология доверия. Самара, 2001.

4 Военная психология: методология, теория, практика: рекомендовано ГУК МО РФ. М., 1996.

5 Грачев Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М., 1998.