Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
207
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СКВОЗНЫЕ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / EMPLOYEE QUALIFICATION / PROFESSIONAL STANDARD / NEW PRODUCTION TECHNOLOGIES / END-TO-END DIGITAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Аркин Павел Александрович, Салкуцан Сергей Владимирович, Бородина Екатерина Павловна

В статье рассмотрены вопросы нормирования квалификации работников сквозных цифровых технологий, в том числе новых производственных технологий, а также разработки профессиональных стандартов, их взаимосвязи с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, виды сквозных цифровых технологий и разработанные для них дорожные карты. На примере новых производственных технологий, особо актуальных сегодня в связи с быстрым внедрением в хозяйство достижений четвертой промышленной революции, которая базируется на комплексе технологий, реализующем потенциал цифровизации и интеллектуализации значительной части производственно-технологических процессов и систем, предложена методика разработки проектов профессиональных стандартов, определены обобщенные трудовые функции, трудовые функции по уровням квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Аркин Павел Александрович, Салкуцан Сергей Владимирович, Бородина Екатерина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ISSUES CONCERNING REGULATION OF THE QUALIFICATION OF EMPLOYEES IN NEW PRODUCTION TECHNOLOGIES END-TO-END DIGITAL TECHNOLOGIES

The article discusses the issues of standardizing the qualifications of employees in end-to-end digital technologies, including newproduction technologies, as well as the development of professional standards, their relationship with federal state educational standards of higher education, types of end-to-end digital technologies and roadmaps developed for them. Using the example of new production technologies, which are especially relevant today in connection with the rapid introduction of the fourth industrial revolution into the economy, which is based on a variety of technologies that realize the digitalization and intellectualization potential of a significant part of production and technological processes and systems, a methodology for developing projects of professional standards is proposed, with a definition of generalized labor functions, labor functions by skill levels.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

Аркин П.А., Салкуцан С.В., Бородина Е.П.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ НОРМИРОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ НОВЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ СКВОЗНЫХ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы нормирования квалификации работников сквозных цифровых технологий, в том числе новых производственных технологий, а также разработки профессиональных стандартов, их взаимосвязи с федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования, виды сквозных цифровых технологий и разработанные для них дорожные карты. На примере новых производственных технологий, особо актуальных сегодня в связи с быстрым внедрением в хозяйство достижений четвертой промышленной революции, которая базируется на комплексе технологий, реализующем потенциал цифровизации и интеллектуализации значительной части производственно-технологических процессов и систем, предложена методика разработки проектов профессиональных стандартов, определены обобщенные трудовые функции, трудовые функции по уровням квалификации.

Ключевые слова. Квалификация работника, профессиональный стандарт, новые производственные технологии, сквозные цифровые технологии.

Arkin P.A., Salkutsan S.V., Borodina E.P.

METHODOLOGICAL ISSUES CONCERNING REGULATION OF THE QUALIFICATION OF EMPLOYEES IN NEW PRODUCTION TECHNOLOGIES END-TO-END DIGITAL TECHNOLOGIES

Abstract. The article discusses the issues of standardizing the qualifications of employees in end-to-end digital technologies, including new production technologies, as well as the development of professional standards, their relationship with federal state educational standards of higher education, types of end-to-end digital technologies and roadmaps developed for them. Using the example of new production technologies, which are especially relevant today in connection with the rapid introduction of the fourth industrial revolution into the economy, which is based on a variety of technologies that realize the digitalization and intellectualization potential of a significant part of production and technological processes and systems, a methodology for developing projects of professional standards is proposed, with a definition of generalized labor functions, labor functions by skill levels.

ГРНТИ 06.77.02

© Аркин П. А., Салкуцан С.В., Бородина Е.П., 2021

Павел Александрович Аркин - доктор экономических наук, профессор, заместитель генерального директора по инновациям ООО «ХОЛДИНГ ЛЕНПОЛИГРАФМАШ», профессор кафедры процессов управления наукоемкими производствами Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Сергей Владимирович Салкуцан - заместитель руководителя Дирекции Центра НТИ «Новые производственные технологии» Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Екатерина Павловна Бородина - аспирант кафедры национальной экономики Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с авторами (Бородина Е.П.): 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). E-mail: ekaterina_borodina1994@mail.ru. Статья поступила в редакцию 30.11.2020.

Keywords. Employee qualification, professional standard, new production technologies, end-to-end digital technologies.

Введение

Быстрый рост информационных технологий в последнее десятилетие изучен многими авторами (к примеру, можно привезти научные работы [1-6 и др.]). Также во многих научных трудах обоснована необходимость подготовки квалифицированных кадров для перехода к экономике знаний, в том числе цифровой экономике, с целью увеличения глубины передела промышленной продукции [7]. Вопросы правовой защищенности и экономического стимулирования работников нашли свое отражение во многих научных работах (в том числе [8-12]), в то время как вопросы нормирования квалификации работников, особенно в высокотехнологичных отраслях, являются достаточно слабо изученными. Данная статья как раз и посвящена специфическим вопросам нормирования квалификаций работников в области сквозных цифровых технологий, в том числе новых производственных технологий.

Правовые особенности нормирования квалификаций работников в области сквозных цифровых технологий

Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет в статье 195.1 понятие квалификации работника, профессионального стандарта: «Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника ... Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции» [13].

Согласно статье 195.2 ТК РФ все вопросы разработки, утверждения и установления тождественности профессиональных стандартов регулируются Правительством Российской Федерации, а вопросы обязательности применения, согласно статье 195.3 ТК РФ, - нормативными правовыми актами. Так Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 вводится обязательность применения профессиональных стандартов для ряда юридических лиц [14]. На сегодняшний день уже есть практика по вопросу обязательности применения профессиональных стандартов как в федеральных судах, так и административных комиссиях органов государственных исполнительной власти Российской Федерации [15-17].

Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 [18], в соответствии с которыми Минтрудом России утверждены макет профессионального стандарта (Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н [19]), Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н [20]), Методические рекомендации по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов (Приказ Минтруда России от 30.09.2014 № 671н [21]) и уровни квалификаций. При этом, согласно позиции Минтруда России, изложенной в письме от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 [22], в перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, при этом пока работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует.

Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов (далее -Уровни квалификации) утверждены Приказом Минтруда России от 12.04.2013 № 148н [23]. Согласно положениям данного приказа, образование по образовательным программам высшего образования - программам магистратуры и специалитета соответствует 7 и 8 уровням квалификации, при этом 8 уровень квалификации предполагает создание новых знаний междисциплинарного и межотраслевого характера в отличие от прикладного в определенной отрасли или области на 7 уровне квалификации.

Политика Российской Федерации в области создания и совершенствования системы профессиональных стандартов основана на Женевской 1975 года Конвенции Международной организации труда № 142 «О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов», в частности в соответствии со статьей 4 которой: «Каждый член организации посте-

пенно расширяет, приспосабливает и гармонизирует свои системы профессиональной подготовки с тем, чтобы они отвечали потребностям молодых людей и взрослых в получении профессиональной подготовки в течение всей их жизни, во всех секторах экономики, во всех отраслях экономической деятельности и на всех уровнях квалификации и ответственности» [24].

Важность таких положений находит отражение как в нормативных правовых актах России, так и судебной практике. Так Верховный Суд Российской Федерации уточняет, что поскольку «действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела. Если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам, связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным» [25] при ссылке на [26].

Статья 2 Федерального закона от 02.05.2015 № 122-ФЗ [27] внесла изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [28] дополнив часть 7 статьи 11 понятием «профессиональный стандарт». По мнению С.В. Барабанова и др., формирование требований ФГОС профессионального образования в части освоения образовательных программ (приобретения профессиональных компетенций) осуществляется на основе профессиональных стандартов, из чего следует, что профессиональный стандарт в части конкретных требований к профессиональным компетенциям обучающегося обладает приоритетом, то есть ФГОС должен учитывать формулировки профессионального стандарта, тогда как в остальной части (общекультурные компетенции) такой зависимости нет [29]. Данная позиция получила свое отражение в Постановлении Правительства РФ от 12.04.2019 № 434 [30].

Спорные вопросы в области трудового права относительно разработки и применимости профессиональных стандартов нашли отражение в ряде научных статей [31-43]. Общие вопросы дефиниции профессиональных стандартов и терминологии, связанной с ними, отражены в статье Е.И. Косаковской «К вопросу о формировании национальной системы квалификаций: правовые аспекты» [44]. Особый интерес с точки зрения нашего исследования вызывает статья О.И. Мит-рофановой «Некоторые вопросы применения профессиональных стандартов в цифровой экономике» [45], которая заключает, что профстандарт как более гибкий инструмент, дающий возможность настроить адресное индивидуальное регулирование квалификационных характеристик работников, требуемых каждому из работодателей, выглядит крайне перспективно именно в области цифровых технологий.

В разделе 5 «Участники федерального проекта» приложения № 4 к протоколу заседания Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28.05.2019 № 9: паспорт федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [46] определен ответственным Министр труда и социальной защиты Российской Федерации за пункт 17 «Подготовлены проекты нормативных правовых актов о разработке и актуализации профессиональных стандартов с учетом современных цифровых технологий для внесения в Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (ежегодно)», в рамках которого в инициативном порядке авторами разработаны профессиональный стандарт «Специалист по новым производственным технологиям сквозных цифровых технологий» вида профессиональной деятельности «Создание и управление новыми производственными технологиями сквозных цифровых технологий» и профессиональный стандарт «Специалист по продвижению и распространению новых производственных технологий сквозных цифровых технологий» вида профессиональной деятельности «Организация продвижения и распространения новых производственных технологий сквозных цифровых технологий».

28.05.2019 г. президиум Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности утвердил Паспорт Федерального проекта «Цифровые технологии» (протокол № 9) [47], который предусматривает создание сквозных цифровых технологий преимущественно на основе

отечественных разработок, что подтверждает актуальность разработки данных профессиональных стандартов.

Вопросы разработки профессиональных стандартов в области новых производственных технологий сквозных цифровых технологий

В соответствии с разделом 1 «Общие положения» Программы «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р: «Основными сквозными цифровыми технологиями, которые входят в рамки настоящей Программы, являются: большие данные; нейротехнологии и искусственный интеллект; системы распределенного реестра; квантовые технологии; новые производственные технологии; промышленный интернет; компоненты робототехники и сенсорика; технологии беспроводной связи; технологии виртуальной и дополненной реальностей. Предусматривается изменение перечня таких технологий по мере появление и развития новых технологий» [48].

В новой национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденной 24.12.2018 [49], перечень сквозных технологий не приводится, но в рамках предыдущей Программы «Цифровые технологии» были разработаны дорожные карты: Нейротехнологии и искусственный интеллект; Компоненты робототехники и сенсорика; Системы распределенного реестра; Квантовые технологии; Новые производственные технологии; Технологии беспроводной связи; Технологии виртуальной и дополненной реальности [50].

Видится правильным создание профессиональных стандартов как для каждой из сквозных цифровых технологий (и соответственно утвержденных дорожных карт), так и для профессиональных стандартов по продвижению и распространению для каждой из сквозных цифровых технологий (и соответственно утвержденных дорожных карт). Таким образом, при подготовке магистров с учетом приоритетности профессиональных стандартов перед федеральными государственными образовательными стандартами, университеты (или научные организации) смогут самостоятельно определять направленность образовательной программы с учетом перечня сквозных цифровых технологий (и соответственно утвержденных дорожных карт).

Согласно определению используемых терминов в Письме Минобрнауки России от 13.05.2010 № 03-956: «Область профессиональной деятельности - совокупность объектов профессиональной деятельности в их научном, социальном, экономическом, производственном проявлении; вид профессиональной деятельности - методы, способы, приемы, характер воздействия на объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования» [51]. При анализе реестра профессиональных стандартов на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации нами выявлены две области профессиональной деятельности, которые по составу профессиональных стандартов близки к разрабатываемому:

• 06 Связь, информационные и коммуникационные технологии;

• 40 Сквозные виды профессиональной деятельности.

На основании проанализированных профессиональных стандартов в данных областях профессиональной деятельности по видам профессиональной деятельности (профессиональные стандарты по видам профессиональной деятельности, отражающие отдельные сквозные цифровые технологии -таблица 1; профессиональные стандарты по видам профессиональной деятельности, отражающие продвижение и распространение отдельных сквозных цифровых технологий - таблица 2) можно заключить, что, отражая ряд сквозных цифровых технологий из перечня, в том числе новые производственные технологии, технологии беспроводной связи и частично другие, отсутствует профессиональный стандарт, который отражал бы обобщенные трудовые функции специалиста в области каждой из конкретных сквозных цифровых технологий, что и послужило основанием для инициативной разработки профессиональных стандартов «Специалист по новым производственным технологиям сквозных цифровых технологий» вида профессиональной деятельности «Создание и управление новыми производственными технологиями сквозных цифровых технологий» и «Специалист по продвижению и распространению новых производственных технологий сквозных цифровых технологий» вида профессиональной деятельности «Организация продвижения и распространения новых производственных технологий сквозных цифровых технологий».

Таблица 1

Профессиональные стандарты по видам профессиональной деятельности, отражающие отдельные сквозные цифровые технологии

Код Вид профессиональной деятельности Профессиональный стандарт

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии

06.005 Эксплуатация радиоэлектронных средств различного функционального назначения Профессиональный стандарт «Специалист по эксплуатации радиоэлектронных средств (инже-нер-электроник)» [52]

06.006 Эксплуатация и развитие систем радиосвязи и телекоммуникационных систем Профессиональный стандарт «Специалист по радиосвязи и телекоммуникациям» [53]

06.042 Создание и применение технологий больших данных Профессиональный стандарт «Специалист по большим данным» [54]

40 Сквозные виды профессиональной деятельности

40.083 Проектирование технологических процессов изготовления машиностроительных изделий с применением систем автоматизированного проектирования Профессиональный стандарт «Специалист по автоматизированному проектированию технологических процессов» [55]

40.178 Подготовка проекта автоматизированных систем управления технологическими процессами Профессиональный стандарт «Специалист в области проектирования автоматизированных систем управления технологическими процессами» [56]

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих [60] не содержит должностей «Специалист по новым производственным технологиям сквозных цифровых технологий» и «Специалист по продвижению и распространению новых производственных технологий сквозных цифровых технологий» среди должностей специалистов, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности [61] не содержит видов экономической деятельности «Создание и управление новыми производственными технологиями сквозных цифровых технологий» и «Организация продвижения и распространения новых производственных технологий сквозных цифровых технологий», в том числе в разделе I (в том числе в подразделах 61, 62, 63).

Таблица 2

Профессиональные стандарты по видам профессиональной деятельности, отражающие продвижение и распространение отдельных сквозных цифровых технологий

Код Вид профессиональной деятельности Профессиональный стандарт

06 Связь, информационные и коммуникационные технологии

06.012 Предпринимательская деятельность в области информационных технологий Профессиональный стандарт «Менеджер продуктов в области информационных технологий» [57]

06.016 Менеджмент проектов в области информационных технологий (ИТ) Профессиональный стандарт «Руководитель проектов в области информационных технологий» [58]

06.029 Продажи информационно-коммуникационных (инфокоммуникацион-ных) систем и/или их составляющих Профессиональный стандарт «Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем» [59]

40 Сквозные виды профессиональной деятельности

40.178 Подготовка проекта автоматизированных систем управления технологическими процессами Профессиональный стандарт «Специалист в области проектирования автоматизированных систем управления технологическими процессами» [56]

Необходимость разработки профессиональных стандартов «Специалист по новым производственным технологиям сквозных цифровых технологий» и «Специалист по продвижению и распростране-

нию новых производственных технологий сквозных цифровых технологий» вызвана относительно быстрым внедрением в хозяйство достижений четвертой промышленной революции, которая базируется на комплексе «передовых промышленных технологий» (англ. Advanced Manufacturing Technologies), реализующем потенциал цифровизации и интеллектуализации значительной части производственно-технологических процессов и систем, при котором происходит переход к высокоточным, сверхбыстрым и высокопроизводительным автоматически управляемым системам, способным произвести массовый продукт. Потенциал новой промышленной революции должен раскрыться в полной мере в 2020-2030-е годы.

Внедрение и развитие различных производственных решений четвертой промышленной революции обусловлено рядом вызовов, с которыми сталкиваются высокотехнологичные организации, начиная с затяжной экономической рецессии и поступательного падения доходности последних двадцати лет, заканчивая растущими требованиями потребителей в части индивидуализации производимой продукции. Системное решение проблемы видится во внедрении технологий, которые можно разделить на три ключевые подсистемы в соответствии с Дорожной картой по развитию «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии» [62]:

1. Цифровое проектирование, математическое моделирование и управление жизненным циклом изделия или продукции (англ. Smart Design) включает технологии, обеспечивающие реализацию кон -цепции передового цифрового «умного» проектирования, драйвером которого выступает технология разработки цифрового двойника (англ. Digital Twin) на основе создания и применения многоуровневой матрицы целевых показателей и ресурсных ограничений, а также математических моделей разных классов и уровней сложности и адекватности, на основе проведения виртуальных испытаний, применения виртуальных стендов и виртуальных полигонов.

2. Технологии «умного» производства (англ. Smart Manufacturing) включают технологии, обеспечивающие реализацию концепции «умного» производства, под которыми подразумеваются технологическая подготовка производственного процесса с минимальным участием человека на основе данных PLM-систем (более подробно эти вопросы раскрыты в монографии [63], цикле статей [64-69]), операционное управление технологическими процессами производства и наукоемким производством [70] в целом, использование широкой номенклатуры гибких, реконфигурируемых и модульных машин и робототехники. Это одно из направлений работы базовой кафедры «Процессы управления наукоемкими производствами» СПбПУ [71].

3. Манипуляторы и технологии манипулирования, которые включают методы математического моделирования робототехнических систем как пространственных механических систем с голономны-ми и неголономными связями, методы прямого динамического моделирования нелинейных пространственных механических систем с контактными взаимодействиями, а также разработку программного обеспечения для управления роботами-манипуляторами и программно-аппаратными средствами взаимодействия с окружающей средой и объектами.

Соответственно, в рамках как профессионального стандарта «Специалист по новым производственным технологиям сквозных цифровых технологий», так и в значительной степени профессионального стандарта «Специалист по продвижению и распространению новых производственных технологий сквозных цифровых технологий» должны быть отражены знания, умения и профессиональные навыки применять комплекс взаимосвязанных технологий:

1. Автоматизированное проектирование изделия на базе его цифрового двойника, включающее формирование многоуровневой матрицы целевых показателей и ресурсных ограничений, разработку «умных» моделей и цифровых двойников в процессе «цифровой сертификации» (выполнения десятков тысяч виртуальных испытаний).

2. Цифровые платформы и прикладные программные решения для системного инжиниринга, объединенные в единую экосистему технологий, которая обеспечивает чрезвычайно высокую степень автоматизации процесса разработки на основе лучших передовых технологий мирового уровня (экосистемы best-in-class технологий), общая трудоемкость разработки и сопровождения которых превышает миллион человеко-лет, а стоимость разработки превышает 100 млрд долларов США.

3. Комплексы и программы виртуальных экспериментальных исследований при сохранении погрешности не более 5% по целевым характеристикам.

4. Полнофункциональные компьютерные модели производственных площадок.

5. Технологии разработки материалов и оперативного изменения свойств материалов под требования проектируемых конструкций, получения материалов для аддитивных технологий с заданными характеристиками, создания продуктов стабильного качества из металлических и керамических компо -зиций.

6. Технологии генерации и обработки «умных» больших данных (англ. Smart Big Data) и соответствующего встраивания дополнительных функций в детали (автономные датчики, электронные схемы, RFID метки и т.д.).

7. Организация обмена данными и совместной работы распределенных групп пользователей в режиме реального времени (что, в том числе, требует технологий интерактивной облачной визуализации 3D данных CAD/C АЕ/САО/CFD).

8. Защищенная передача информации в инфраструктуре Цифровой фабрики будущего и технологии точного выявления киберугроз в условиях реального масштаба времени и ограниченных вычислительных ресурсов в ее инфраструктуре.

Все они включают в себя следующие пути преодоления технологических барьеров Плана мероприятий (дорожной карты) по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Технет» (передовые производственные технологии) [72]:

1. Автоматизированное проектирование изделия на базе его цифрового двойника (технологический барьер № 12). Ввиду сложности разрабатываемых изделий процесс проектирования не может основываться на интуиции даже опытных конструкторов и инженеров. Применение цифрового двойника позволяет осуществлять контроль за всеми целевыми показателями в процессе проектирования, которое осуществляется в полуавтоматическом режиме за счет применения мультидисциплинарной оптимизации и программных модулей, интегрированных в цифровую платформу. Такой подход позволяет оказывать услуги по разработке best-in-class новых изделий для различных отраслей промышленности, а именно разработка цифрового двойника автомобильной платформы, позволяющая в кратчайшие сроки спроектировать линейку автомобилей с заданными целевыми показателями; автоматизированное проектирование гидромашин и гидравлических сетей и создание цифровых моделей проточных частей; создание методики цифрового проектирования проточных частей промышленных центробежных компрессоров на основе созданного банка данных экспериментально исследованных модельных ступеней и метода универсального моделирования.

2. Снижение доли натурных испытаний в процессе разработки новых автомобилей (соотношение «натурные испытания: виртуальные испытания» не менее 1 : 2000) при сохранении погрешности не более 5% по целевым характеристикам (технологический барьер № 30). Как наиболее быстро и географически широко развивающаяся отрасль, автомобилестроение является драйвером внедрения высокотехнологичных подходов проектирования и разработки. При использовании цифровых двойников за счет применения средств автоматизации и контроля целевых показателей, количество которых на порядок превышает количество показателей при традиционном подходе, достигается существенное снижение количества натурных испытаний.

3. Обмен данными и совместная работа распределенных групп пользователей в режиме реального времени с поддержкой интерактивной облачной визуализации 3D-данных CAD/CАЕ/САО/CFD с применением технологии WebGL, отображением высокодетализированных объектов и сборок, состоящих из 3000 и более элементов, использование программного обеспечения с открытым исходным кодом в процессе проектирования, включая сокращение в 5 и более раз времени на подготовку расчетов, соответствующее снижение стоимости процесса проектирования с использованием средств трехмерного инженерного анализа в 3 и более раз (технологический барьер № 10) путем разработки программного комплекса облачного сервиса хранения и визуализации облаков точек лазерного сканирования для природно-технических систем с открытым исходным кодом, сокращающего время на подготовку расчетов не менее чем в 5 раз и снижающего стоимость процесса проектирования с использованием средств трехмерного инженерного анализа не менее чем в 3 раза, прикладного программного обеспечения для трехмерного моделирования течения вязкой жидкости с использованием различных моделей турбулентности и программного обеспечения с открытым исходным кодом, физико-математических моделей и программных средств для моделирования разру-

шения горных пород, планирования и контроля операции гидравлического разрыва пласта с целью повышения эффективности нефтегазодобычи.

4. Создание комплексных (использующих несколько взаимодействующих типов моделей) подходов для виртуальных испытаний, обеспечивающих погрешность не более 5% по целевым характеристикам, включающих в себя методы сравнительного анализа применимости программных продуктов для всех отраслей промышленности и типов задач (технологический барьер № 3). Для преодоления барьера необходим комплект тестовых расчетных случаев для верификации и валидации инжинирингового программного обеспечения, проведения сравнительного анализа применимости и подбора инженерного программного обеспечения под тип задачи, а также вычислительные ресурсы на основе баз данных модельных расчетов. Технологический барьер преодолевается путем автоматизации пре- и постпро-цессинга высокоадекватных математических моделей, а также автоматической взаимоувязки мульти-дисциплинарных задач. Применение цифровой платформы виртуальной разработки и испытаний позволяет комбинировать конкурирующие программные продукты в любом формате и автоматизировать передачу данных между ними, что приводит к возможности существенно снизить погрешности определения целевых характеристик.

5. Увеличение скорости (не менее чем в 5 раз) и точности инженерных расчетов, а также сокращение вычислительных мощностей для проведения расчетов и представления результатов, по сравнению с лучшими современными программными продуктами (технологический барьер № 6) путем разработки виртуальных испытательных стендов в составе виртуального испытательного полигона, методологии применения виртуальных испытательных стендов, входящих в виртуальный испытательный полигон (в том числе на различных этапах проектирования изделия), инструментария для проведения измерений и вычислений над 3Б-моделями природно-технических систем на основе облаков точек лазерного сканирования в облачном сервисе хранения и визуализации облаков точек лазерного сканирования со скоростью, превышающей скорость современных аналогов не менее чем в 5 раз путем автоматизации пре- и постпроцессинга высокоадекватных математических моделей, а также автоматической взаимоувязки мультидисциплинарных задач.

6. Сравнительный анализ результатов численного моделирования и натурных испытаний по различным характеристикам новых материалов и конструкций с точностью не менее 10% (в зависимости от отрасли) (технологический барьер № 22) путем разработки и валидации математических моделей композиционных материалов снизу-вверх (от виртуальных испытаний стандартных образцов по стандартам Л8ТМ и БК до виртуальных испытаний элементов конструкций).

7. Создание полнофункциональных компьютерных моделей производственных площадок в машиностроении для средних и малых предприятий за срок, не превышающий половину времени постановки на производство типичного нового продукта путем разработки сервиса, позволяющего хранить, оперативно обрабатывать и визуализировать облака точек лазерного сканирования для последующего построения трехмерных цифровых моделей природно-технических систем за срок, не превышающий половину времени постановки на производство типичного нового продукта.

8. Создание продуктов стабильного качества из металлических и керамических композиций с заранее заданной плотностью до (99+0,5)% от нормальной плотности металла через послойный лазерный и электронно-лучевой синтез со стабильностью процесса синтеза (технологический барьер № 16). Для этого применяются методика и результаты экспериментальных измерений физических параметров материала/изделия в процессе послойного спекания, для валидации программных комплексов; технологии т^йи синтеза высокотемпературных титановых сплавов при использовании порошков отдельных элементов для получения порошковой смеси сплава и последующего синтеза с помощью метода селективного лазерного плавления; аддитивные технологии производства изделий из керамических материалов; аддитивные технологии высокопроизводительного выращивания на базе электродуговых процессов; экспериментальная верификация физических свойств образцов аддитивных материалов для программно-аппаратного комплекса.

9. Встраивание дополнительных функций в детали при аддитивном производстве (автономные датчики, электронные схемы, ЯРЮ метки и т.д.) (технологический барьер № 17). Речь идет о разработке решений/технологий для производства с применением аддитивных технологий деталей с дополнительными функциями и заданными характеристиками (плотность менее 6 г/см3, рабочая температура Т>1400 0С) путем разработки установки и технологии малотоннажного синтеза уникальных слож-

нолегированных металлопорошковых композиций новых и специальных сплавов для машин аддитивного производства.

10. Увеличение скорости разработки материалов и обеспечение возможности оперативного изменения свойств материалов под требования проектируемых конструкций с учетом необходимости снижения себестоимости производства до уровня лучших мировых образцов (минимум на 20%) (технологический барьер № 20), что подразумевает разработку методик и инструментов создания новых материалов или конструкций, позволяющих снизить себестоимость производства по сравнению с материалами/конструкциями с аналогичными свойствами, физико-математических моделей и программных средств для моделирования нестационарных тепловых процессов в сверхчистых кристаллических материалах.

11. Сравнительный анализ результатов численного моделирования и натурных испытаний по различным характеристикам новых материалов и конструкций с точностью не менее 5% при учете износа инструментов и оборудования, а также процессов динамики в системе станок - приспособление - инструмент - заготовка и с точностью не менее 10% при расчете усилий и температур, возникающих при обработке детали, а также расчете параметров качества обработанных деталей (технологический барьер № 22), что достигается повышением точности математического моделирования путем уточнения параметров с учетом данных, получаемых по результатам физического моделирования коррозионного, эрозионного и триботехнического воздействия и методов тестирования, основанных на комплексном воздействии требуемых параметров.

12. Обеспечение кибербезопасности цифровых платформ и прикладных программных решений для компьютерного инжиниринга: анализ и выявление шаблонов кибератак в инфраструктуре Цифровой фабрики будущего «на лету» по сетевому трафику высокой интенсивности и сверхбольших объемов данных до 1 Тбит/с, точность выявления киберугроз в условиях реального масштаба времени и ограниченных вычислительных ресурсов в ее инфраструктуре, превышающая 95%, защищенная передача информации из точки эксплуатации в центр мониторинга организации (технологический барьер № 21) путем разработки комплекса новых методов и алгоритмов распределенного сбора и анализа больших объемов сетевого трафика в широкополосных сетевых инфраструктурах цифрового производства на основе автоматической классификации сетевого трафика «на лету», гибридизации современных нейросетевых моделей на основе рекуррентных и метанейронных подходов и глубоких нейросетей, созданием комплекса объектных моделей, методов и алгоритмов управления функциональной структурой киберфизических систем с использованием принципов архитектурного гомеоста-за и саморегулирующихся сетей адаптивной топологии.

В соответствии с вышеприведенным анализом были сформулированы обобщенные трудовые функции:

1. Для профессионального стандарта «Специалист по новым производственным технологиям сквозных цифровых технологий»: Инжиниринговая деятельность в области новых производственных технологий сквозных цифровых технологий (7 Уровень квалификации, трудовые функции: Создание новых производственных технологий сквозных цифровых технологий; Обеспечение стабильной работы новых производственных технологий сквозных цифровых технологий) и Руководство инжиниринговой деятельностью в области новых производственных технологий сквозных цифровых технологий (8 Уровень квалификации, трудовые функции: Управление процессами создания новых производственных технологий сквозных цифровых технологий; Управление процессами обеспечения стабильной работы новых производственных технологий сквозных цифровых технологий).

2. Для профессионального стандарта «Специалист по продвижению и распространению новых производственных технологий сквозных цифровых технологий»: Продвижение и распространение новых производственных технологий сквозных цифровых технологий (7 Уровень квалификации, трудовые функции: Продвижение новых производственных технологий сквозных цифровых технологий; Распространение новых производственных технологий сквозных цифровых технологий) и Управление процессами продвижения и распространения новых производственных технологий сквозных цифровых технологий (8 Уровень квалификации, трудовые функции: Управление процессами продвижения новых производственных технологий сквозных цифровых технологий; Управление процессами распространения новых производственных технологий сквозных цифровых технологий).

Заключение

Проведенный анализ показал, что развитие цифровой экономики в Российской Федерации, как специфической части хозяйства, нуждается также и в разработке нормативного регулирования квалификации трудовых ресурсов данной высокоинтеллектуальной сферы хозяйствования. Трудовое законодательство разработано в достаточной мере для решения этого вопроса. Авторами обоснована необходимость разработки профессиональных стандартов, как базовых документов нормирования трудовой функции, для всех сквозных цифровых технологий. Представлено обоснование разработки профессиональных стандартов в области новых производственных технологий сквозных цифровых технологий, сформулирована объединенная трудовая функция и трудовые функции для 7 и 8 Уровней квалификации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова А.В., Алетддинова А.А., Афтахова У.В. и др. Формирование цифровой экономики и промышленности: новые вызовы. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, 2018. 659 с.

2. Bodrunov S., Plotnikov V. Strategie Aspects of National Socio-Economic Development // Proceedings of the 34th International Business Information Management Association Conference (IBIMA) - Vision 2025: Education Excellence and Management of Innovations through Sustainable Economic Competitive Advantage, 13-14 November 2019, Madrid, Spain. P. 4916-4922.

3. Карлик А.Е., Платонов В.В., Тихонова М.В., Павлова О.С. Межфирменная кооперация как фактор промышленного развития в информационно-сетевой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 6 (126). С. 7-14.

4. Воронов В.С., Пузыня Н.Ю., Давыдов В.Д. Проблемы и парадоксы цифровых инвестиций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5 (125). С. 19-25.

5. Дятлов С.А., Трунин В.И. Эффекты интеграции в условиях цифровой трансформации экономик стран Евразийского экономического союза // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 3 (123). С. 28-35.

6. Дятлов С.А., Нуянзин В.М. Сотрудничество Евразийского экономического союза и Европейского союза в цифровой экономике // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2019. № 6 (120). С. 21-24.

7. Соловейчик К.А., Аркин П.А. Методические вопросы стимулирования роста глубины передела промышленной продукции субъектами Российской Федерации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 4 (94). С. 25-30.

8. Дербин В.Г., Аркин П.А., Межевич К.Г. Региональный минимальный размер оплаты труда, как важный фактор прогнозирования размера единицы труда // Проблемы современной экономики. 2010. № 3 (35). С. 331-335.

9. Горшков А.С., Голянич В.М., Исаева Е.Р., Аркин П.А. Технологии управления конфликтами в системе государственной службы. СПб: Санкт-Петербургский государственный технологический институт (технический университет), 2006. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Аркин П.А., Богданова Е.Л., Кириллов Г.Л., Филиппенко С.В. Экономика труда и мониторинг кадрового потенциала государственных ведомств и учреждений (на примере Федеральной таможенной службы России). СПб.: СПбГТИ (ТУ), 2006.

11. Аркин П.А., Плотников В.А., Бородина Е.П. Индексация заработной платы как инструмент стимулирования социально-экономического развития Российской Федерации: методический инструментарий // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 4 (124). С. 7-16.

12. Аркин П.А., Васильев М.Ю., Межевич К.Г. Создание программы расчета единицы труда регионального уровня // Известия СПбГТИ (ТУ). 2010. № 8 (34). С. 103-105.

13. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Российская газета. № 256. 31.12.2001.

14. Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности: Постановление Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 // Собрание законодательства РФ. 04.07.2016. № 27 (часть III). ст. 4484.

15. Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 29.11.2017 № 33-АПГ17-12 Об оставлении без изменения решения Ленинградского областного суда от 24.07.2017, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 1.1, 1.2 приложения № 1 к приказу комитета по дорожному хозяйству Ленинградской области от 10.05.2017 № 10/17 "Об установлении квалификационных требований, предъявляемым к кандидатам на замещение вакантной должности директора Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области", и перечня документов, представляемых для участия в конкурсе на право замещения вакантной должности директора Государственного казенного учреждения Ленинградской области "Управление автомобильных дорог Ленинградской области". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://br.fas.gov.ru (дата обращения 30.11.2020).

16. Решение Новгородского УФАС России от 20.01.2020 № 053/06/33-28/2020 Обстоятельства: По мнению Заявителя, в нарушение правил описания объекта закупки государственным заказчиком в документации об электронном аукционе использованы показатели, непредусмотренные законодательством РФ о техническом регулировании; в документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона государственным заказчиком установлены ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий; в извещении, сформированном средствами официального сайта, государственным заказчиком неверно определен код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности. Решение: Признать жалобу необоснованной. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://zakupki.gov.ru (дата обращения 30.11.2020).

17. Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 09.04.2019 по жалобе № Т02-214/19 Обстоятельства: Поступила жалоба на действия Организатора торгов при организации и проведении открытого запроса предложений на право заключения договора на организацию питания. Решение: Признать жалобу необоснованной. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://br.fas.gov.ru (дата обращения 30.11.2020).

18. О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов: Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (ред. от 29.11.2018) // Собрание законодательства РФ. 28.01.2013. № 4. ст. 293.

19. Об утверждении Макета профессионального стандарта: Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 147н (ред. от 29.09.2014) // Российская газета. № 119. 05.06.2013.

20. Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта: Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2013. № 8.

21. Об утверждении методических рекомендаций по организации профессионально-общественного обсуждения и экспертизы проектов профессиональных стандартов: Приказ Минтруда России от 30.09.2014 № 671н // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. 2015. № 3.

22. Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов: Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253 // Официальные документы в образовании. 2016. № 18.

23. Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов: Приказ Минтруда России от 12.04.2013 № 148н // Российская газета. № 125. 13.06.2013.

24. О профессиональной ориентации и профессиональной подготовке в области развития людских ресурсов: Конвенция Международной организации труда № 142 / заключена в г. Женеве 23.06.1975 / ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 05.03.1979 № 8955-IX // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957-1990. Т. II. Женева: Международное бюро труда. 1991. С. 1751-1754. International Labour Conventions and Recommendations. 1952-1972. Volume II. Geneva: International Labour Office, 1996. P. 568-571.

25. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2020): утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2020. № 10.

26. О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 (ред. от 24.11.2015) // Официальные документы в образовании. № 12. апрель 2016 (начало); № 13. май 2016 (продолжение); № 14. май 2016 (окончание).

27. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 04.05.2015. № 18, ст. 2625.

28. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012, № 53 (ч. 1), ст. 7598.

29. Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" / Барабанов С.В. и др. // СПС КонсультантПлюс. 2019.

30. Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 № 434 // Собрание законодательства РФ. 22.04.2019. № 16, ст. 1942.

31. Белецкая Ю. Обучение сотрудников за счет приносящей доход деятельности учреждения // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2020. № 9. С. 53-62.

32. Южаков В.А. Профессиональные стандарты авиационных специалистов: обзор законодательства, повышение качества образования // Транспортное право. 2020. № 1. С. 9-12.

33. Румак В.Б. В современных условиях трудовое право в России все больше играет роль тормоза экономического развития [Интервью с Д.Л. Кузнецовым] // Закон. 2019. № 11. С. 18-29.

34. Воробьева В. Ставка на профессионалов // ЭЖ-Юрист. 2016. № 21. С. 2.

35. Панина Д.Ю. Уровень квалификации - важная характеристика профстандарта // Руководитель бюджетной организации. 2016. № 6. С. 22-26.

36. Панина Д.Ю. Внедряем систему профстандартов в учреждении // Руководитель бюджетной организации. 2017. № 8. С. 53-61; № 9. С. 62-73; № 10. С. 63-73; № 12. С. 50-57.

37. Малышко В. Сведения о трудовой деятельности: новая отчетная форма // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии. 2020. № 3. С. 3-14.

38. Курбангалеева О.А. Профессиональные стандарты // Советник в сфере образования. 2019. № 6. С. 39-48.

39. Гусев А. О применении профессиональных стандартов // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 8. С. 55-64.

40. Горохова С.С. О законодательном обеспечении совершенствования профессиональной стандартизации специалистов финансового рынка // Российская юстиция. 2019. № 9. С. 56-59.

41. Давыдова Е.В. Новый профстандарт для бухгалтера // Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение. 2017. № 12. С. 63-72.

42. Кудряшова С.Н. Новые подходы к взаимодействию сферы труда и сферы образования // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 37-39.

43. Антропова Т. Как работать с профстандартами? // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. 2016. № 6. С. 59-70.

44. Косаковская Е.И. К вопросу о формировании национальной системы квалификаций: правовые аспекты // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 2. С. 20-23.

45. Митрофанова О.И. Некоторые вопросы применения профессиональных стандартов в цифровой экономике // Закон. 2019. № 11. С. 80-87.

46. Приложение № 4 к протоколу заседания Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28.05.2019 № 9: паспорт федерального проекта "Кадры для цифровой экономики" национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации". [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-kadryi-dlya-tsifrovoj-ekonomiki.pdf (дата обращения 30.11.2020).

47. Паспорт Федерального проекта «Цифровые технологии»: Приложение № 6 к протоколу президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности от 28 мая 2019 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/uploaded/files/pasport-federalnogo-proekta-tsifrovyie-tehnologii.pdf (дата обращения 30.11.2020).

48. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.07.2017 № 1632-р (документ утратил силу). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201708030016 (дата обращения 03.08.2017).

49. Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) (документ не применяется) / Текст паспорта официально опубликован не был. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_319432 (дата обращения 30.11.2020).

50. 10 документов: Направление: «Цифровые технологии»: официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/?directions=878 (дата обращения 30.11.2020).

51. О разработке вузами основных образовательных программ: Письмо Минобрнауки России от 13.05.2010 № 03-956 (вместе с "Разъяснениями разработчикам основных образовательных программ для реализации федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования") / Текст письма опубликован не был. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/71202658 (дата обращения 30.11.2020).

52. Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по эксплуатации радиоэлектронных средств (инженер-электроник)": Приказ Минтруда России от 31 июля 2019 г. N 540н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения 30.11.2020).

53. Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по радиосвязи и телекоммуникациям": Приказ Минтруда России от 19 мая 2014 г. N 318н (ред. от 12.12.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.09.2014. № 38.

54. Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по большим данным": Приказ Минтруда России от 6 июля 2020 г. № 405н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.gov.ru (дата обращения 30.11.2020).

55. Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по автоматизированному проектированию технологических процессов": Приказ Минтруда России от 3 июля 2019 г. № 478н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://minjust.consultant.ru/documents/43606 (дата обращения 30.11.2020).

56. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области проектирования автоматизированных систем управления технологическими процессами»: Приказ Минтруда России от 13.03.2013. № 272н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.gov.ru дата обращения (30.11.2020).

57. Об утверждении профессионального стандарта «Менеджер продуктов в области информационных технологий»: Приказ Минтруда России от 20 ноября 2014 г. № 915н (ред. от 12.12.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 20.07.2015. № 29.

58. Об утверждении профессионального стандарта "Руководитель проектов в области информационных технологий": Приказ Минтруда России от 18 ноября 2014 г. № 893н (ред. от 12.12.2016) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 29.06.2015. № 26.

59. Об утверждении профессионального стандарта "Менеджер по продажам информационно-коммуникационных систем": Приказ Минтруда России от 5 октября 2015 г. № 687н. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.pravo.gov.ru дата обращения (30.11.2020).

60. Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих: Постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37 (ред. от 27.03.2018) // Бюллетень Министерства труда и социального развития Российской Федерации. 1998. № 12.

61. ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 12.02.2020). М.: Стандартинформ, 2014.

62. Дорожная карта по развитию «сквозной» цифровой технологии «Новые производственные технологии»: 10 документов: Направление: «Цифровые технологии»: официальный сайт Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://digital.gov.ru/ru/documents/?directions=878 (дата обращения 30.11.2020).

63. Соловейчик К.А., Салкуцан С.В., Аркин П.А. Процессы управления наукоемкими производствами в машиностроении. СПб: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2018. 438 с.

64. Аркин П.А., Соловейчик К.А., Аркина К.Г. Методология оптимизационных подходов к процессам управления производством в машиностроении // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 1 (103), ч. 2. С. 69-77.

65. Аркин П.А., Соловейчик К.А., Аркина К.Г. Реализация методологии оптимизационных подходов при разработке алгоритма модуля диспетчирования производства на машиностроительном предприятии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 2 (104). С. 94-100.

66. Аркин П.А., Соловейчик К.А., Аркина К.Г. Реализация методологии оптимизационных подходов при разработке алгоритма модуля планирования производства на машиностроительном предприятии // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 3 (105). С. 63-71.

67. Соловейчик К.А. Разработка системы интеграции подсистемы диспетчирования с основной учетной системой машиностроительного предприятия // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 4 (106). С. 36-45.

68. Соловейчик К.А. Разработка системы интеграции подсистемы диспетчирования со станочным цеховым оборудованием машиностроительного предприятия // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 5 (107). С. 47-57.

69. Аркин П.А., Соловейчик К.А., Аркина К.Г. Реализация методологии оптимизационных подходов при разработке системы бизнес анализа и прогнозирования для машиностроительного предприятия // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2017. № 6 (108). С. 57-67.

70. Соловейчик К.А., Микитась А.В., Аркин П.А. Методологические подходы к определению терминологии в области наукоёмкого производства // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 5 (125). С. 9-18.

71. Соловейчик К.А., Плотников В.А., Аркин П.А. Развитие системы кафедр университетов, созданных на базе промышленных предприятий, как инструмент интеграции производства, науки и образования // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 5 (113). С. 85-91.

72. О плане мероприятий ("дорожной карте") по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению "Технет" (передовые производственные технологии): Распоряжение Правительства РФ от 23 марта 2018 г. № 482-р (ред. от 28.05.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.