Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ФИРМЫ (предприятия )'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ФИРМЫ (предприятия ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социум и власть
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ТЕОРИИ ФИРМЫ (предприятия )»

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ИНТЕГРАЛЬНОй ТЕОРИИ ФИРМЫ (ПРЕДПРИЯТИЯ)

М. И. ЛАВРОВА, И. В. ЛАВРОВ

В современной экономике предлагаются различные типологии теоретических подходов к исследованию проблем возникновения, функционирования и развития фирмы (предприятия), представленные в работах Ф. Мах-лупа, О. Фавро, О. Уильямсона, Е. В. Попова, Г Б. Клейнера и др.

Рост теорий фирмы обусловлен критическим осмыслением неоклассического направления экономической мысли, называемого с момента опубликования Альфредом Маршаллом «Принципов экономической науки» «мэйнстримом», или основным течением. Так, Ф. Махлуп выделяет три разновидности теорий фирмы в рамках современной экономической теории: маржиналистские, бихевиористские, управленческие. Маржиналистский анализ фирмы - это неоклассическая теория, в основе которой лежат принципы общего экономического равновесия Вальраса (максимум полезности, равенство спроса и предложения) и, главным образом, постулат максимизации денежной прибыли в поведении экономических агентов. Абстрактная общность основных положений неоклассической теории фирмы не позволяет исследователям выделять «организации» (фирмы, предприятия) как экономическую реальность и специфический объект познания.

Известный французский историк экономической науки Фавро утверждает, что понятия организации «нет в неоклассической теории». Поэтому, по его мнению, в современной версии традиционной неоклассической экономической теории (Ф. Хан, К. Эрроу, Р. Солоу, Х. Удзава и др.) организация реально не присутствует и рассматривается как индивидуальный субъект в соответствии с гипотезой «homo oeconomicus» («человека экономического»). Человек экономический репрезентирует характерные свойства экономических агентов любого уровня хозяйственной системы - мини-, микро-, мезо-, макро- и мега. С французского языка слово «репрезентация» переводится как «характерный», «показательный», а в науке употребляется в смысле меры возможности воспроизведения представления о целом по его части.

В научной методологии экономической теории активно обсуждается идея «репрезентативного хозяйствующего субъекта», при помощи которого исследование системных иерархий осуществляется в одной плоскости, не учитывая качественных изменений уровней (Ю. К. Перский). Подобное упрощение методологии экономического анализа, свойственное наиболее ранним и математическим проектам неоклассической школы (С. Дже-вонс, Л. Вальрас), пытаются преодолеть в настоящее время представители австрийской школы неоклассики и так называемые неоавстрийцы (Ф. фон Визер, Е. фон Бём-Ба-верк, Л. фон Мизес, Й. Шумпетер, Ф. Махлуп, Л. Хайек, Дж. Бьюкенен, Л. Лахман, И. Кирзнер, М. Росбард, С. Литтлчайлд, Дж. О'Дрисколл, М. Риццо и др.), развивая и дополняя концепцию экономического поведения в направлении более реалистических допущений по сравнению с неоклассическими в моделировании конкуренции, рынков, роли предпринимателей, экономической рациональности и неденежной мотивации хозяйствующих субъектов.

Альтернативные маржинализму подходы к фирме, по мнению Ф. Махлупа, представлены в бихевиористском и управленческом анализе экономической организации. В исследовании фирмы бихевиористский подход нацеливает на изучение реальных процессов, то есть «хорошо определенную последовательность действий», которая ведет к принятию решений. Бихевиористская парадигма сводится к наблюдению за тем, как и что делает бизнесмен, при этом какие-либо априорные предположения о характере экономической деятельности парадигма отвергает. В рамках бихевиористского анализа фирмы можно выделить четыре основных подтеории, трактующих, во-первых, цели организации, во-вторых, ожидания организации, в-третьих, выбор организации, в-четвертых, контроль организации. Каждая из указанных подтео-рий направлена на критическое преодоление описательной методологии мотивов организационного поведения, внутренне присущего неоклассической парадигме.

Управленческий анализ фирмы в плане методологии опирается на различение фирмы как теоретического конструкта и фирмы как эмпирической реальности. Поэтому управленческая версия анализа носит сугубо прикладной характер и подразделяется она на несколько подтеорий: маркетингового анализа рынка, разработки товаров, ценообразования, финансового анализа и учета, маркетинговых коммуникаций, логистики, контроллинга, стратегического менеджмента и маркетинга. В управленческом анализе максимизация денежной прибыли, а также решение проблемы наличности и экономической (чаще финансовой) эффективности в поведении фирмы рассматривается в аспекте взаимодействия внутренней и внешней среды организации, развития потенциала и конкурентоспособности организации, включая уровень ее экономической культуры и ключевой компетенции, объем знаний и производственного опыта.

В настоящее время эволюционная экономика, определяемая парадигмой биологической теории эволюции, представлена исследованиями по жизненным циклам товаров, услуг, фирм, организаций, инноваций, а также разработкой и построением эволюционных моделей развития социально-экономических и политических процессов в обществе. В области экономики к крупным отечественным достижениям относятся интегральные модели макроэкономической эволюции народного хозяйства В. Л. Макарова, Б. А. Ерзнкяна, В. И. Маевского, Е. В. Попова. В эволюционной теории элементарным объектом исследования является популяция, т. е. некоторая однородная и обособленная совокупность особей, а единицами эволюционного метода исследования - таксоны. В этом смысле фирма, организация является типичной популяцией работников определенной области деятельности и к ней вполне применим формализм эволюционных моделей и нормативная оценка уровня развития на основе таксономических иерархических систем. В экономической таксономии как технической нормативной дисциплине фирмы уподобляются иерархическим системам по степени и уровню ценностной атрибуции, то есть по полноте и достоверности репрезентации в них конститутивных свойств ценностей, имеющих различный источник происхождения.

В эволюционной теории поведение фирмы определяется прежде всего взаимоотношениями между членами этой популяции, а также совокупностью ее внутренних характеристик, к

числу которых относят устоявшиеся правила принятия решений (рутины) в ответ на те или иные внутренние или внешние воздействия. Рутины как нормальные и предсказуемые традиции, образцы поведения фирмы, правила и процедуры принятия решений,алгоритмы реагирования на изменение внешней и внутренней среды складываются за время функционирования фирмы в процессе непрерывного взаимодействия с «популяциями» других фирм. Эти правила определяют, согласно эволюционной концепции, конституцию и «habitus» фирмы, отличающие ее от других фирм в конкурентной борьбе. По мнению «эволюционистов», именно сложившиеся правила и образцы (т. е. рутины всевозможных уровней, видов и форм), а вовсе не стремление во всех ситуациях и при всех условиях к максимизации прибыли или какого-либо аналогичного показателя, определяют характер принимаемых решений. Рутины фирмы можно уподобить геному, обеспечивающему идентичность хозяйственного организма во времени.

Теория бихевиоризма (от англ. behavior -поведение), возникшая наряду с институциональным направлением как одна из альтернатив неоклассическому подходу к анализу деятельности фирмы, основана на отказе от предварительных гипотез и предположений о рациональном характере производственной деятельности. Предметом исследования теории бихевиоризма становится процесс решений на уровне фирмы и ее подразделений. Поскольку фирма рассматривается как объединение индивидов, имеющих разные предпочтения, то процесс принятия решений заключается в согласовании множества существующих интересов и индивидуальных потребностей. Основой развития данного подхода послужила модель иерархии потребностей, предложенная А. Маслоу, а также психологические концепции бихевиористов Э. Торндай-ка, Дж. Уотсона, К. Лешли и др., которые пытались найти свой путь вывода научной психологии из кризиса начала XX века. На этом пути они отказались от учета фактов сознания и фактов физиологии человека в объяснении его субъективной реальности, а затем и своеобразно решили проблему соотношения целого и частей в психической организации.

Бихевиористы рассматривали целое как сумму частей, поэтому сложные психические реакции сводили к сумме элементарных. Бихевиористская концепция «проб и ошибок» отвергла понимание в качестве функции зрительного поля и образно-ориентировоч-

ной основы человеческого действия, так как действие первично и регулируется формулой «стимул - реакция». Влияние методологии бихевиоризма перешагнуло узкие границы психологии и распространяется ныне на ряд микроэкономических теорий, например, фирмы, организационного и потребительского поведения, принятия управленческих решений.

Второй по значимости концептуальной альтернативой неоклассической теории, объясняющей возникновение и существование фирмы как экономической организации в рыночных условиях, является институциональный подход, подразделяемый на «старый» (Т. Веблен, Дж. Коммонс) и «новый» институ-ционализм - неоинституционализм. Неоинституциональная экономическая теория (НИЭТ) представлена работами А. Алчиана, Й. Барце-ля, Х. Демсеца, Р. Коуза, Д. Норта, О. Уильям-сона, С. Чена, Т. Эггертссона, Р. И. Капелюш-никова, В. Л. Тамбовцева, А. Е. Шаститко и др. Неоинституциональное направление является новой исследовательской парадигмой, нацеленной на обобщение микроэкономической теории при одновременном сохранении существенных элементов неоклассического подхода: устойчивости предпочтений, модели рациональных ожиданий и равновесных схем взаимодействия агентов. До сих пор значительная часть исследований в парадигме НИЭТ носит нормативный характер, так как в них отражается поиск социально оптимальных схем обмена.

Неоинституциональная концепция концентрирует внимание исключительно на характере контрактных и неформальных взаимоотношений между людьми и их группами в ходе организации и функционирования фирмы, рассматривая при этом ее активы как второстепенные факторы экономической деятельности. Особое значение играет экономический анализ прав собственности и контроля эффективности их распределения. Тем самым собственно производственная составляющая экономической деятельности, играющая первостепенную роль в функционировании реальной фирмы, отходит на второй план. Процессы внутрифирменного обучения, производства и воспроизводства важнейших стратегических ресурсов потенциала фирмы и ее специализированных активов обсуждаются в неоинституциональной теории лишь в той степени, если они оформлены контрактами. Поэтому в рамках неоинституциональной парадигмы, собственно, роль активов в результатах работы фирмы, а также развитие ее совокупного эко-

номического потенциала и эволюция рутин организационной структуры не определяется. Это влечет известную абстрактность исследования, что, по-видимому, в целом присуще неоинституциональному подходу, в рамках которого научное изучение генезиса внутрифирменных институтов остается недостижимым.

С другой стороны, менеджерская (предпринимательская) модель фирмы, конкретизируя многообразные аспекты максимизации полезности менеджера и целевой функции фирмы, практически оставляет в стороне вопросы влияния работников и коллектива в целом на процессы управления и принятия решений. В отличие от неоинституционального направления эволюционная теория не рассматривает последствий слияния, разделения, ликвидации и преобразования фирмы, в результате чего остается неясным, каким образом происходит рекомбинация организационных рутин, определяющая эволюцию.

Исходя из указанных предпосылок, возможными направлениями создания единой теории фирмы могут быть следующие.

Во-первых, синтез теоретических построений должен учитывать аналитические возможности, которые открываются при объединении категориального аппарата и методологии подходов. На наш взгляд, такими подходами являются, с одной стороны, эволюционный подход, а с другой - неоинституциональный и управленческий, представленный теорией стратегического учета и альтернативных возможностей (Б. Райан, А. Алчиан и др.). Положительный результат реакции взаимного дополнения эволюционной, неоинституциональной и управленческой парадигмы предопределен логикой инверсии как механизма развития иерархически организованных систем любой степени сложности, включая, например, языковые, экономические или биологические системы. Сложность применения биологических, математических или управленческих моделей к экономике вообще и экономике фирмы в частности состоит в том, что в единицу экономической системы, представляющей современную фирму, «упакованы» собственно финансово-экономические и организационные законы, которые являются ее внутренней логикой функционирования и развития. Наряду с экономической логикой фирмы существуют многочисленные образы, метафоры и портреты фирмы, которые формируются в качестве ее своеобразной мета-экономической логики. Очень показательны в этом отношении исследования Г Б. Клейнера

по теории предприятия и системной парадигме в экономике.

Таким образом, суть инверсионного механизма в экономике организаций,предприятий и фирм заключается в том, что, следуя биологической метафоре эволюционного подхода, фирма является таксономическим объектом и состоит из многочисленных групп, включающих единицы измерения и категории группировки. Место и функции рутин в этой иерархии - единицы измерения и анализа. При этом среди рутин базовой единицей анализа является «организационная рутина». Собственно, механизм инверсии отвечает, на наш взгляд, на вопрос о том, что и как меняется в способностях фирмы вместе с появлением новых групп рутин, с изменением архитектуры рутин и институционально неоформленных факторов (ИНФ) функционирования фирмы. Инверсия фирмы - это неоинституциональная модель, основная функция которой связана с перестановкой рутин фирмы и ИНФ, с их новым «сцеплением» в ее новой конфигурации организационной структуры. Формально в своей простейшей форме инверсия имеет вид: некое качество (А/В) преобразуется в ходе развития в свою противоположность (В/А); отсюда структура (А/В) не то же самое, что структура (В/А). Получается, таким образом, что ничего нового в фирме нет, и одновременно все ново в инверсионной фирме.

Во-вторых, фирмы как хозяйствующие субъекты в условиях формирования рыночных отношений должны функционировать преимущественно на основе самоорганизации и самоуправления, а также под воздействием рынка со свойственным ему многообразием форм собственности и конкурентностью. Самоорганизацию можно определить как процесс целенаправленного (с учетом спонтанности) упорядочения существующей структуры организации за счет действия составляющих ее элементов путем временного или постоянного перевода их архитектоники в другое неравновесное стационарное состояние с априори неизвестной динамикой энтропии. Другими словами, самоорганизация есть результат пространственной адаптации системных мутаций. Основные условия возникновения самоорганизации:

- наличие открытых сильно неравновесных систем;

- диссонация (рассеивание) с притоком и оттоком энергии и вещества, ресурсов во внешнюю среду, и наоборот.

Формально процесс спонтанной самоор-

ганизации выражается формулой Бейеса-На-лимова:

Р(ц/у) = Р(ц) х кР(у/ц) (1)

где Р(ц) - исходная вероятностная функция состояния ц, к - константа нормировки, Р(у/ц) - вероятность появления в ситуации у фильтра (у/ц), мультипликативно взаимодействующего с исходной функцией Р(ц), Р(ц/у) - новая организация элементов, новый порядок их структурирования, новая структура, которые появились в результате инверсии.

В-третьих, в плане интеграции теорий фирмы определенный интерес представляет разработка аппарата синергетической экономической теории, учитывающей интегратив-ное воздействие факторов (компетенций, рутин, экзогенных институциональных факторов и ИНФ) на деятельность фирмы.

В-четвертых, теоретически необходима разработка единых показателей и индикаторов поведения экономических организаций. В качестве примера создания подобного интегрального экономического показателя следует указать на разработку категории рыночного потенциала предприятия. Классификация, анализ и оценка различных видов потенциала обеспечивают успешное адаптивное развитие фирмы в долгосрочный период.

В-пятых, границы существования фирмы в рыночной экономике, на наш взгляд, определяются в настоящее время синергией множества факторов, включая ментальные, социокультурные, социальные, экономические, экологические и идеологические ресурсы и факторы деятельности фирмы.

В-шестых, среди зарубежных экономистов, пожалуй, наиболее успешными оказались работы Оливера Уильямсона, который, следуя идеям Рональда Коуза, попытался построить современную экономическую теорию оптимальной структуры предприятия. Исследования Уильямсона основаны на идее, что индивидуумы: 1) проявляют «ограниченную рациональность» в том смысле, что существуют определенные пределы способности каждого индивидуума учитывать все возможные варианты и делать оптимальный выбор; 2) являются «приспособленцами», т. е., имея определенные возможности, они делают выбор с максимальной личной выгодой и могут прибегнуть при этом выборе к обману; 3) в определенных пределах стараются действовать эффективно и избегать потерь, т. е. минимизировать операционные издержки.

Уильямсон также указал, что для понимания основ деятельности фирм и принятия решений этими фирмами важно осознать, что активы (человеческие и имущественные) варьируются после очередного использования в пределах, допустимых для повторного использования. Исходя из этих предложений, Уильямсон в 1991 году предложил следующий «рецепт» для успешной деятельности фирм: «Соразмерять деловые операции, которые отличаются по своим характеристикам,' с руководящими структурами, стоимость и полномочия (компетентность) которых различна, дифференцированно, исходя главным образом из экономии операционных издержек». Или, другими словами, фирмы должны иметь такую структуру и размер организации, чтобы деловые операции различных типов, в которых они участвуют (внутренние или внешние), проводились наиболее эффективным способом.

На рис.1 представлена графическая модель развития рыночного потенциала фирмы (предприятия) на основе взаимодействия институциональных (ИФ) и институционально неоформленных факторов (ИНФ) ее организации.

Рис.1. Графическая модель развития рыночного потенциала фирмы (предприятия)

ИФ - институциональные факторы, т. е. совокупность формальных и неформальных институтов организации фирмы (предприятия);

ИНФ - институционально неоформленные факторы организации фирмы (предприятия);

с1 - направление (линия) развития рыночного потенциала фирмы (предприятия);

w1, - кривые безразличия (изо-

кванты) функции рыночного потенциала.

Выводы

1. Основной вывод данного анализа таков: предприятие является системой взаимодействия производственных ресурсов, институциональных и целевых факторов, внутренних рутин, компетенций и внешних инноваций, включая институционально неоформленные факторы (ИНФ). Поэтому весьма актуальным является решение проблемы формирования интегральной теории фирмы (предприятия), в которой отражались бы многообразие, согласованность и взаимосвязь его целей, функций и структур на основе конфигурации рутин.

2. Результат деятельности предприятий составляют не только материальные блага, потребляемые отдельными физическими или юридическими лицами, но и сущностные черты социально-экономического устройства общества, «потребляемые» обществом в целом, которые возникают из института социальной ответственности предпринимательства.

3. Основным источником 'таких общественно значимых институтов, как сотрудничество, дисциплина, координация, взаимное доверие, эргономические взаимодействия, подчинение и лидерство в хозяйственной сфере, социальная ответственность и экономическая справедливость, являются фирмы (предприятия). В современной экономике предприятия, являясь по своему главному назначению чисто экономическим, производственно-хозяйственным институтом, порождают новые социальные и социокультурные нормы, способствующие формированию толерантности и порядка в обществе.

1. Клейнер Г Системная парадигма и теория предприятия/Г Б. Клейнер//Вопросы экономики. 2002. № 10. С. 47-69.

2. Клейнер Г Б. Эволюция институциональных систем/Г Б. Клейнер. М.: Наука, 2004. 240 с.

3. Махлуп Ф. Теории фирмы: маржиналистские, бихевиористские и управленческие/Ф. Махлуп//Вехи экономической мысли. Т 2. Теория фирмы. Под ред. В. М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа, 1999. С. 73-93.

4. Попов Е. В. Институты миниэкономики/Е. В. Попов; РАН, УрО, Ин-т экономики. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2005. 638 с.

5. Уильямсон О. И. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, отношенческая контрактация/О. И. Уильямсон. СПб.: Лениздат, 1996. 456 с.

6. Фавро О. Экономика организаций/О. Фавро//Вопросы экономики. 2000. № 5. С. 5-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.